Костюмированное веселье. Как проходили маскарады в XIX веке

Сейчас Новогодние костюмы, ставшие непременным атрибутом детских утренников, начинают возвращаться и в среду взрослого населения России.

Откуда берет начало новогодний карнавальный костюм?

Маскарадный костюм известен среди традиций разных стран: шабаши, хэллоуины, шествия ряженых, маскарады, знаменитые карнавалы Венеции и Бразилии, древние сатурналии…
Сатурналии в Древней Греции отмечались в конце декабря, тогда уже существовали обычаи рядиться в Козлов-Сатиров и Сатурна с косой – символом жатвы. Праздник и обряд ряжения во время Сатурналий имел религиозный характер, всё действие посвящалось сбору урожая. Дела уступали место застольям и танцам, во время которых рабы имели право наряжаться в одежду господ и есть за общим столом.

Венецианский карнавал подарил миру традицию таинственного, интригующего праздника в карнавальных костюмах и масках. Впервые костюмированный праздник прошел в 1094, но масок на Венецианском карнавале не носили до 13 века. С этого времени маскарад стал распространяться по Европе! Популярными костюмами были наряды «Знатная дама» и

«Знатный кавалер», «Доктор Чума», «Кот». Маски делались из папье-маше и кожи, украшались разноцветными перьями, лоскутками дорогой материи, золотыми украшениями и росписью.

С ростом популярности Итальянской комедии масок на вечерах знати и при Дворах стало популярным ношение маскарадных костюмов героев «Дель арте»: хитрой служанки Коломбины (в платье из пестрых лоскутков, белом передничке и чепце), ленивого слуги Арлекина (в костюме из красно-черных ромбов и шляпе-треуголке). Костюм Доктора состоял из широкополой шляпы, маски с крючковатым носом и взлохмаченными бровями, Костюм Капитана состоял из плаща, сабли и шляпы-треуголки.

Новогодний карнавальный костюм завоевывает популярность

Новогодний карнавальный костюм завоевывает популярность по всей Европе. Теперь ряжение уже не имеет никакого сакрального религиозного значения - это светский ритуал, позволяющий внести в новогодние праздники элемент таинственности, и возможности стать кем-то другим. Маскарады устраивались не только при дворе или среди знати, но и в общественных залах, куда мог прийти каждый, внеся небольшую плату.

  • В 15-17 веках маскарадные костюмы делались в подражание героям Античности и азиатам, но мало отличались от обычной бальной одежды, имея лишь штрихи, напоминающие о том, кто перед нами: лук в руках – Богиня Артемида, чалма – Султан, Цветы в волосах – Афродита.
  • В 18 веке популярность приобретают костюмы пастуха, пастушки и героев Итальянской комедии масок («Коломбина», «Арлекин»…). Модными также считаются костюмы: «Обольститель» и «Куртизанка».
  • В 19 веке появляются Русалки, Шахматные королевы, Феи, Цыганки, а также костюмы Средневековых рыцарей и дам.

Сейчас маскарадные костюмы надевают в Бразилии во время карнавала (чаще всего это костюмы Райских птиц с обилием цветных перьев), в Америке - на Хеллоуин (ведьмы, вампиры и прочая нечисть), во Франции, Англии, России – на Новый год.

Столицей маскарада и карнавала принято считать Венецию. В XVIII столетии жители этого итальянского города не снимали с лиц маски по полгода: таким образом, все люди уравнивались между собой. Не было ни богачей, ни бедняков, ни знати, ни простолюдинов. В масках все двери были открыты: в карнавальном костюме можно было прийти на заседание суда, в монастырь, в королевский дворец или просто в гости.

Несмотря на то, что маскарад был распространен только среди католических государств, Россия, славящаяся своими шумными гуляньями и веселыми пирами, не могла не перенять у Италии эту традицию. Российские карнавалы стали даже ярче и интересней европейских: в них добавились новые традиции и любопытные обычаи. Самые необычные маскарады проходили в Петербурге..

Петр I стал сценаристом маскарадов

Традицию проведения маскарадов в России начал Петр I - царь, который больше всех любил праздники и гулянья. В карнавалах принимали участие только придворные. В середине XVIII века эти праздники проводились следующим образом: Петр лично придумывал сценарий веселья и давал указания, в каких костюмах должны явиться участники мероприятия.

Обычно наряды были тематическими, в стилях разных эпох - от князя Владимира до Ивана Грозного. Гости садились в сани и устраивали костюмированный проезд по всему Петербургу с задорными криками и звоном колокольчиков. Такие шествия были тщательно срежиссированы царем, у каждого участника была собственная роль и речь, которую он должен был произнести в определенный момент.

В 1722 году Петр I устроил большое карнавальное шествие в честь Ништадского мира. В январе по улицам Петербурге проехал своеобразный поезд из 60 саней с придворными, переодетыми в подводных жителей. Среди них были русалки, водяные и другие существа во главе с богом морей Нептуном. Морские обитатели исполняли затейливый танец и громко веселились на собственном языке. Жители города были зрителями: они наблюдали за процессией с обочин дорог и из окон своих домов.

Выдумки императриц

При императрице Анне Иоанновне подобные костюмированные увеселения сменились балами-маскарадами. Именно она ввела моду на придворных карликов, устроив для своих шутов свадьбу в ледяном дворце.

Во времена Елизаветы Петровны российские балы-маскарады прогремели по всей Европе благодаря своему размаху. Сама императрица на балах любила наряжаться в мужчину. Такой вид карнавала она назвала «метаморфозой». Елизавета стала приглашать на бал не только придворных, но и представителей именитого купечества. Женщины должны были приходить в мужских костюмах, а мужчины - в пышных дамских платьях. Масок гости не надевали. По воспоминаниям современников, Елизавета Петровна ввела такие правила, поскольку ей самой очень шел мужской наряд: в нем она была изящна и стройна.

Екатерина II проводила маскарады несколько раз в неделю. При ней балы-маскарады начали устраивать и в частных домах. Императрица любила переодеваться, надевать маску и являться в гости к людям, которые и не догадывались, что за обличием римской богини скрывается сама правительница. По пятницам Екатерина II устраивала в Зимнем дворце праздники, в которых принимали участие до 4 тысяч человек. Во время карнавала гости могли покататься на каруселях, пройтись по ярмарочным рядам и буфетам, расположенным прямо в залах дворца.

Императрица усовершенствовала и карнавальные процессии, введя «конный маскарад». Его участники должны были не только быть наряженными в интересный костюм, но и отлично держаться в седле. Как и Анна Иоанновна, Екатерина II любила проводить потешные свадьбы. Свою молодую фрейлину она выдала замуж за 64-летнего шута, наряженного патриархом. Для свадебного карнавального гуляния она выбрала самых старых и некрасивых придворных: скороходами на празднике стали четыре толстяка, а священнику было больше ста лет. Вместо кучера на карете новобрачных находился баран, а вместо лакея - козел. Упряжки с гостями тащили медведи, собаки, свиньи, волки и ослы. При этом гости и животные кричали так громко, что их было слышно на весь Петербург.

В. Якоби. «Ледяной дом», 1878.Государственный Русский музей. Фото: Commons.wikimedia.org

Самый зрелищный бал России

Во времена Николая I популярность маскарадов пошла на спад, а при Александре III карнавалы и вовсе прекратились. Несмотря на это, самый большой бал-маскарад в истории России состоялся в начале XX столетия, при последнем императоре Николае II. Бал был устроен в феврале 1903 года в Зимнем дворце и приурочен к 290-летию династии Романовых.

11 февраля гости собрались на праздничный вечер в Эрмитажном театре. Федор Шаляпин на сцене исполнил партии из оперы «Борис Годунов», после чего гостям показали постановку «Баядерка» и «Лебединое озеро». Постановкой балета занимался Мариус Петипа, а танцевала балерина Анна Павлова. Вечер завершился грандиозным ужином.

Через два дня, 13 февраля, состоялась главная часть праздника - бал-маскарад. 390 гостей пришли в Зимний дворец в нарядах эпохи царя Алексея Михайловича. Придворные дамы надели кокошники и сарафаны, кавалеры - костюмы стрельцов и сокольничьих. Сам Николай II был переодет в царя Алексея Михайловича: на нем был кафтан из золотой парчи, царская шапка и жезл. Его жена, Александра Федоровна, была переодета в царицу Марию Ильиничну. В древнерусских костюмах был даже оркестр. Танцы продолжались всю ночь, и бал стал самым крупным и зрелищным за все время проведения маскарадов в России. Некоторые детали костюмов с того бала в настоящее время находятся в Эрмитаже.

Николай II был переодет в царя Алексея Михайловича. Фото: Commons.wikimedia.org

Узнать подробнее об этих и других интересных традициях петербургского маскарада можно на выставке «Маска, я тебя знаю?» в главном здании Российской национальной библиотеки. Выставка продлится до конца 2015 года.

В Венеции традиционные карнавальные маски (бауты) и плащи-домино приобрели такую неслыханную популярность, что их начали носить даже в повседневной жизни. Это вызывало недовольство властей города и служителей церкви, но запреты не давали никаких результатов вплоть до момента, пока нарушителей не начали наказывать в уголовном порядке. Самые пышные придворные маскарады проводились в тюдоровской Англии. Во времена Генриха VIII было чрезвычайно модно облачаться в костюмы из античной мифологии и воссоздавать картины древнегреческих реалий. Начиная с Людовик XV в моду входят публичные маскарады. Сам король больше всего на свете любил прикинуться мелкопоместным буржуа и, прогуливаясь по площадям Парижа, приударить за какой-нибудь девицей в наряде богини Дианы. Карнавальные костюма XVIII века представляют собой наряды, почерпнутые из комедий французского народного театра и итальянской дель арте. Во время маскарада улицы были заполнены бесчисленными Пьеро, Коломбинами, Арлекинами и Скарамушами.

Самым лучшим временем чудес являться карнавальная ночь. Именно по этому нужно правильно подобрать костюм которые позволит вам превратить этот праздник в самую настоящую сказку. Костюм это такая вещь которая дает своему обладателю возможность бить совершенно другим человеком. Так как же выбрать карнавальный костюм??? Для єтого прочтите нижесказанные советы.

Итак начнем:

Совет № 1

К выбору карнавального костюма нужно подходить очень тщательно. Первым делом представьте себе образ который идеально подходит под ваш стиль и характер. Знайте что этот костюм дает вам возможность в карнавальную ночь делать все что угодно, и вести себя так как не сможете в повседневной жизни.

Совет № 2

Сейчас существует очень большой выбор новогодних нарядов. Например вы можете одеться в костюм какого либо мультяжного персонажа, или же создать образ какого то исторического героя.

Совет № 3

Если вам хочется чего то более откровенного тогда можно попробовать себя в роли принцессы Нифертити или царицы Клеопатры. Знайте что каждый образ по своему уникален и будет еще больше подчеркивать вашу истинную красоту.

Костюмы для ведущих карнавала.Дед Мороз.

Для костюма Деда Мороза нужны шуба, шапка, пояс, посох, валенки, мешок. Необходимы также борода, усы, парик.
Однотонный велюровый или бархатный домашний халат красного, бордового или синего цвета легко превращается в шубу, если пришить воротник, приделать к обшлагам рукавов и подолу оторочку из искусственного меха, ваты или синтепона. Для основательности фигуры под шубу наденьте объёмный жилет.
Для пояса подойдёт толстый витой шнур с кистями красного или белого цвета. И шнур, и кисти можно выбрать в магазине, где торгуют тканями.
Волшебным посохом станет обычный деревянный черенок для швабры или лопаты, купленный в хозяйственном магазине. Обклейте палку фольгой сверху донизу, закрутите блестящей тесьмой или шнуром, наклейте голубые или прозрачные стразы. На вершине посоха укрепите пику, звезду или снежинку, вырезанную из картона.
Чтобы костюм стал по-настоящему нарядным, нашейте на шубу и колпак бусины, серебряную тесьму, кружевные снежинки.
Деду Морозу обязательно нужен мешок. Мешок для подарков традиционно шьётся из красной ткани. Нужен прямоугольный кусок ткани и тесьма для завязки. Сшейте боковые стороны, прострочите верхний край, отступив на 2 см. Сверху продёрните тесьму или шнур.
Бороду, усы и волосы легко соорудить из кудрявого искусственного меха. Они сделают неузнаваемым папу, дедушку и даже бабушку, переодетых в костюм Деда Мороза. Вместо парика закрепите полоску меха длиной от виска до виска сзади на колпаке. Бороду и усы сделайте из мехового прямоугольника, в ширину от уха до уха, а в длину доходящим до груди. Закруглите внизу углы, наметьте место и прорежьте полоску для рта. Пришейте к верхним углам широкую резинку, которая плотно обхватит голову. Не смущайтесь, что мех совсем не похож на натуральную бороду. Главное, чтобы усы и борода не отвалились во время праздника.
Исполнителю роли Деда Мороза не помешает воспользоваться театральным гримом: слегка нарумянить щёки, сделать красным нос, набелить брови. Чтобы грим не размазывался, загримированное лицо надо обязательно припудрить.
Снегурочка.
Снегурочка обычно одета в платье или «шубку» из белого, голубого или серебристого материала. Взрослые Снегурочки иногда подбирают себе платья в магазинах, где торгуют свадебными платьями. Единственное условие для наряда внучки Деда Мороза – не слишком открытый верх, не слишком пышный низ.
Загляните в шкаф: для наряда Снегурочки подойдёт любое платье из плотного нарядного материала, желательно с блеском. Готовое платье украсьте оторочкой из мишуры или меха. Сделайте из них нарядный воротник, украсьте низ рукавов и подол. Подобающее украшение для такого наряда – кружевные снежинки, блёстки, стеклянные гранёные бусины, стразы. Найдите подходящую обувь: белые сапожки, валенки. Если их нет, сделайте самодельные бахилы подходящего размера, только они должны быть изящнее, точно по ноге.
Из парчи или бархата сделайте пелерину – нарядную накидку чуть длиннее платья. Для её изготовления потребуется отрез ткани – квадрат со сторонами, равными длине изделия.
Ткань для пелерины сложите вчетверо. Вырежьте горловину. Закруглите нижние края запаха. По линии горловины соберите ткань и пришейте тесьму, которая послужит завязкой. К краям пелерины и горловины пришейте пушистый белый мех. Сшейте простыми стежками: «через край» или «вперёд иголкой». К тесьме прикрепите меховые шарики. Из меха вырежьте кружки, прошейте их по краю, потяните за нитку – получатся «снежки». А из серебристой фольги вырежьте снежинки и украсьте ими пелерину.

Голову Снегурочки украсит кокошник или диадема. Основу из картона оклейте подходящей тканью, разрисуйте. Если необходимо, сделайте аппликацию из тесьмы, наклейте блёстки, бусины, сделайте подвески из нанизанного на нитки бисера. Узоры должны напоминать снежинки и могут быть самой разной формы.

История карнавального костюма и сама история маскарада тесно переплетены друг с другом. Первыми маскарадами принято считать римские Сатурналии (ежегодные торжества в честь бога Сатурна). Они всегда сопровождались массовыми гуляниями, причем праздновать могли не только свободные римляне, но и рабы. Именно для того, чтобы не омрачать светлый день сословными трениями и предрассудками, находчивые горожане придумали прятать лица за масками.

Средние века ознаменовались формированием особой психологии выбора карнавального костюма. Маскарадные костюмы были призваны скрывать социальные различия и, хотя бы на время праздника, уравнивать всех людей, поэтому король охотно переодевался в нищего, служанка – в принцессу, а скромница – в прекрасную нимфу. Позже психологи напишут не одну сотню трудов про маскарадный мир наоборот, где любое безрассудство кажется нормой, ведь под маской вовсе «не я», а кто-то другой, более смелый, красивый, везучий, решительный и пр.

В Венеции традиционные карнавальные маски (бауты) и плащи-домино приобрели такую неслыханную популярность, что их начали носить даже в повседневной жизни. Это вызывало недовольство властей города и служителей церкви, но запреты не давали никаких результатов вплоть до момента, пока нарушителей не начали наказывать в уголовном порядке. Самые пышные придворные маскарады проводились в тюдоровской Англии. Во времена Генриха VIII было чрезвычайно модно облачаться в костюмы из античной мифологии и воссоздавать картины древнегреческих реалий.

Начиная с Людовик XV в моду входят публичные маскарады. Сам король больше всего на свете любил прикинуться мелкопоместным буржуа и, прогуливаясь по площадям Парижа, приударить за какой-нибудь девицей в наряде богини Дианы.

Карнавальные костюма XVIII века представляют собой наряды, почерпнутые из комедий французского народного театра и итальянской дель арте. Во время маскарада улицы были заполнены бесчисленными Пьеро, Коломбинами, Арлекинами и Скарамушами.

История русских карнавальных костюмов начинается с эпохи Петра Великого. Заставляя придворных облачаться в старинные русские платья, царь «отучал» их от многослойных боярских одежд с длинными рукавами.

«Золотым веком» маскарадов считается конец XIX века. Тогда костюмированные балы устаивали и жены фабрикантов, и гимназисты, и художники. Все модные журналы подробно освещали данные мероприятия, публикуют описания самых нереальных и фантастических нарядов, причем на любой вкус и почти на любой доход.

Советская эпоха ознаменовалась порождением так называемых «полит - карнавалов». Рабочие надевали костюмы буржуев и, кривляясь максимально безобразно, выплясывали чарльстон.

Во времена, когда «жить стало лучше, жить стало веселее», Сталин вернул советскому народу Новый Год, карнавал и прочие, сугубо «буржуазные», развлечения. Маскарады начали устраивать в многочисленных рабочих ДК и клубах.

Со временем карнавал трансформировался и перестал быть мероприятием, на котором стираются сословные и моральные предрассудки. Сегодня это просто веселый детский праздник, проводимый под Новый год или Рождество. Если в 60-х годах мальчишки предпочитали костюм космонавта, а в 70-е – ковбоя или индейца, то современный «Детский мир» предлагает на выбор костюмы Гарри Поттера, Бетмена или вампира. Какое время – такие и герои – такой и карнавальный костюм.

История карнавала

Своими корнями карнавал уходит в Средневековье и берет начало от «Праздника всех Марий», который известен с 1039 года и именно на нем впервые стали закрывать лица масками. Родиной карнавала принято считать Италию, а именно всем известный Венецианский карнавал. Карнавал в переводе с итальянского «карне» - мясо, «вале» - можно.

В 1296 году правительство Италии приняло решение сделать последний день перед Великим постом, праздничным днем. Пик развития венецианского карнавала приходится на середину 18 века, когда празднование становится не только главным событием года но и смыслом жизни его участников. В период проведения карнавала в стране царила атмосфера вседозволенности и свободы.

На смену серым будням приходит феерия красок и радости. Оковы благородных манер с радостью принимает каждый простолюдин, прикрыв лицо карнавальной маской и надев роскошные одежды. В свою очередь представители знати скрывались под видом простаков, что придавало средневековому карнавалу особенную интригу. Сапожник мог флиртовать с принцессой, а патриций мог запросто соблазнить белошвейку. Так богатство и бедность скрывшись под масками и карнавальными костюмами хранили секреты своих хозяев.

Пирог с карнавальной начинкой: лучшие карнавалы мира

Если вы планируете освоить все премудрости самбы, помните, что для этого нужно быть в хорошей физической форме, ведь здесь очень важен ритм, а он просто бешеный – 50 ударов кожаных

Многие сегодня очень скептически относятся к карнавалам, считая их очень дорогими спектаклями, которые позволяют отелям, магазинам и ресторанам облегчать карманы иностранных гостей. Однако кто может сказать, что когда-то все было иначе? Плевать на цели, преследуемые организаторами карнавалов! Главное, что настает время свободы, когда самые серьезные люди могут позволить себе настоящие безумства.

Карнавал в Рио-де-Жанейро (Бразилия)

Официально карнавал в Бразилии проходит в течение четырех дней, но отголоски гуляний здесь можно услышать на протяжении нескольких недель. В этом году эта феерия начнет захлестывать мир красками 9 февраля.

Карнавал в Рио-де-Жанейро – не менее значительный символ Бразилии, чем сладкая кислинка коктейля кайпиринья или теплое песочное покрывало пляжа Копакабана. Ежегодно карнавал собирает сотни тысяч гостей со всей планеты, которые наслаждаются буйством красок, невероятных костюмов и ритмов самбы, которую исполняют умопомрачительные обнаженные красотки.

Главное шествие проводится на самбадроме, который был построен архитектором Оскаром Нимейером. Стоимость билетов на самбадром зависит от выбранного вами места: цены варьируются от $75 до $1000. Зато какие фотографии карнавала в Бразилии вы сможете там сделать!

Если вы планируете освоить все премудрости самбы, помните, что для этого нужно быть в хорошей физической форме, ведь здесь очень важен ритм, а он просто бешеный – 50 ударов кожаных барабанов куика в минуту.

Венецианский карнавал (Италия)

Еще один фаворит лиги карнавалов – Венецианский карнавал, который может похвастать практически тысячелетней историей. Это самый известный карнавал в Италии, длящийся 10 дней, в ходе которых полмиллиона человек со всего мира скрывают свои истинные лица под масками, ставшими символом города на воде.

Вы можете выбрать любую понравившуюся маску. Особой популярностью пользуются: «моретта» - черная овальная маска, скрывающая лицо женщины, «баута» – эту мужскую маску из белого атласа, отделанную черным шелком, дополняют черные накидка и шляпа, маска кота – коты спасли когда-то Венецию от засилья грызунов, «вольто» – это нейтральная маска, за которой можно скрыть все лицо, «доктор чума» – довольно жуткая маска с длинным клювом.

По всей Венеции проходят тематические вечеринки и балы, билеты на которые нужно бронировать заранее. Стоимость билета колеблется в пределах 100-1500 евро.

Карнавал в Барранкилье (Колумбия)

В 2003 году карнавал в Барранкилье был признан ЮНЕСКО шедевром устного и нематериального наследия человечества. Это один из самых веселых и своеобразных праздников Колумбии, который в полной мере отражает ее полиэтнический карибский характер.

Празднества в Барранкилье считаются третьим по важности карнавалом на планете, после бразильского и карнавала в Новом Орлеане. Его условно можно разделить на части, которые познакомят вас с карибским фольклором, сюжетными танцами, парадами компарса, популярным в Колумбии театром комедии, костюмированными шествиями и частушками по-колумбийски.

Когда карнавал подходит к концу, начинаются пост-карнавалы, где уже можно оторваться по полной: здесь вам и секс, и наркотики, и рок-н-ролл, замешанный на латиноамериканских ритмах.

Каждый из нас несет в себе воспоминания о детстве. Среди них особенно ярки и красочны воспоминания Новогодних праздновании, хоровод возле Новогодней елочки, яркие костюмы и маски на лицах детей и взрослых....
Вряд ли мы тогда задумывались о истории возникновения карнавальных, а за тем и новогодних костюмов.
Предком маскарада принято считать ежегодный праздник в Риме в честь Бога Сатурна (Сатурналии). Именно тогда появились маски. Праздник был всеобщим, веселились и хозяева и рабы, маски скрывали лица всех празднующих, это помогало избавиться от предрассудков по поводу происхождения и социальной принадлежности.

В Средние Века, несмотря на суровость церковных установок, маскарады были не так уж редки. Основными атрибутами были костюмы и маски, призванные скрыть социальные различия и всех уравнять на время праздника. Именно в эпоху Средневековья сложилась особая психология маскарада - король переодевался в нищего, белошвейка - в принцессу, скромница - в райскую птицу...

Маска делает человека неузнаваемым, она связана с радостью перевоплощений и возможностью примерить на себя любую роль.

Самым знаменитым, как и в наши дни, считался карнавал в Венеции. Основой венецианского карнавального костюма остается длинный плащ с рукавами и капюшоном - домино. Чаще всего домино были чёрного цвета и традиционная маска белого цвета, прикрывающая в основном верхнюю часть лица, иногда с длинным носом.
В Венеции карнавальные маски приобрели такую популярность, что их стали носить в повседневной жизни.
Почти до конца XVIII века венецианский карнавал оставался главным событием в жизни города, но потом интерес к нему стал угасать. Однако во второй половине XX века карнавал начал свою вторую жизнь.

Помимо массовых, публичных карнавалов, в Средневековой Европе существовали и мероприятия для избранных. Пышностью придворных маскарадов отличалась Англия. Вторая жена Генриха VIII - Анна Болейн устраивала костюмированные праздники.

Дочь Генриха и Анны - Елизавета I безумно любила устраивать маскарадные празднества. Королева-Девственница любила выходить к гостям в костюме Артемиды - стройной, девственной богини охоты. Сверкая многочисленными драгоценностями, затянутая в железный корсет, Елизавета изображала античную богиню. С «оригиналом» её роднил только лук - орудие богини да сияющий месяц в волосах.

При правлении Людовика XIV маскарады были в почете и проводились с особым шиком и пышностью - сам король любил появляться в костюме Аполлона или Юпитера.

Людовик XV, не любил празднования во дворце, он любил маскарады публичные, грандиозные. Проводились они на площадях Парижа либо в Ратуше. А некая хитроумная красавица в 1745 году устроила «охоту» на короля именно во время одного из публичных маскарадов. Одевшись в костюм богини Дианы, дама так увлекла собой Людовика, что сумела надолго привязать его к себе. И была этой хитроумной красоткой мадам де Пампадур.

В XVIII веке популярными становятся костюмы: Коломбины, Пьеро, Скарамуши и Арлекино.

История русских маскарадов и, соответственно, маскарадных костюмов, начинается с петровской эпохи. Как-то раз Пётр решил устроить беспрецедентное карнавальное шествие - он вырядил своих придворных и их жён в старинное русское платье и заставил, кривляясь и распевая непристойные песни, прошествовать по Петербургу. Так Пётр «отучал» подданных от боярских одежд и кокошников.

Постепенно маскарады прижились на Руси и при Анне Иоанновне на костюмированных балах порхали наяды и дриады в полумасках.

При Елизавете Петровне костюмированные праздники проводили каждый вторник. Назывались такие балы «Метаморфозами». На этих мероприятиях мужчины танцевали в женских нарядах а дамы, соответственно красовались в мужских костюмах.

Эти маскарады, веселили только саму императрицу, имевшую при внушительной фигуре весьма стройные ноги и любившую их продемонстрировать.

Кроме того, императрице нравилось наблюдать, как дамы стесняются своих открытых ног, а мужчины - путаются в юбках и падают прямо на своих партнёрш по танцам.

XIX век стал золотым веком маскарадов. Костюмированные балы устраивали художники и гимназисты, жёны фабрикантов... В России был популярен образ русской царевны.

И, конечно, мир детства немыслим без детских балов, маскарадов и Рождественской Ёлки! На карнавал девочки одевались феями, принцессами, цыганочками. Был популярен костюм Красной Шапочки. Мальчики переодевались пиратами, королевскими пажами и царевичами.

Во времена Советов, рабочие наряжались буржуями, разрисовывали себе уродливо лица...
При Сталине Советским гражданам вернули буржуазные развлечения, в том числе и празднование Нового года.
Маскарады стали устраиваться в парках культуры и в домах культуры. Преобладали в то время костюмы монахов и бабочек.
Постепенно из мероприятия, где стираются все сословные и моральные предрассудки, маскарад превратился в весёлый детский праздник. В 1960-е годы среди мальчиков был популярен костюм космонавта, в 1970-е под влиянием фильмов преобладали костюмы индейцев, шерифа и ковбоя.
Сейчас ассортимент костюмов для детских новогодних праздновании разнообразен, ярок и красочен... Мальчики наряжаются принцами, пиратами, героями(Человек паук, Зорро), а девочки предпочитают наряды принцесс, фей и Снегурочек.

Все мы в детстве хоть однажды танцевали в праздничных новогодних костюмах зайчика, белочки или снежинки возле елки. Но задумывались ли вы о том, что маскарадный костюм, а также сама культура проведения маскарада обладает древней и очень интересной историей?

Да и любое костюмированное мероприятие – от школьного «Огонька» до роскошного бразильского карнавала обладает собственной психологией – человек, спрятанный под маской либо под фантастическим одеянием, ведет себя совершенно иначе, чем в реальной своей жизни.

Первые маскарады

Первыми известными из истории маскарадами принято считать римские Сатурналии – ежегодные праздники, которые устраивались в честь Сатурна и сопровождались народными гуляниями. Вот в Древнем Риме и появились специальные маски. Просто во время Сатурналий веселиться наравне со своими хозяевами дозволялось даже рабам, поэтому, чтобы не омрачать радости сословными предрассудками, участники праздника лица свои закрывали масками.

В Средневековье, несмотря на строгость и суровость церковных установок, маскарады также были не редки. Основными атрибутами их были маски и костюмы, которые призваны были скрыть существующие социальные различия и уравнять всех на время праздника. Именно в период Средневековья и сложилась особая психология маскарадов – на них короли переодевались в нищих, белошвейки - в принцесс, а скромницы – в райских птиц.

Психология карнавала

Психологи написали множество статей про «мир-перевертыш» карнавала, где отсутствуют какие-либо преграды, возможным и допустимым становится то, что в реальной жизни невозможно.

На карнавале ничто не кажется безрассудным. Надевшая маску благородная дама может сделаться любовницей простого солдата, не чувствуя себя после этого опозоренной или униженной. Другими словами, под маской не ты, а кто-то совсем другой. Маска помогает человеку сделаться неузнаваемым, она сопряжена с радостью перевоплощения, а также с возможность примерять любую роль.

Венецианский карнавал

Венецианский карнавал и его атрибуты

Как и сегодня, наиболее знаменитым считался карнавал в Венеции . Основу венецианского карнавального костюма составляла, как и сейчас, баута – традиционная белая маска, которая прикрывала, главным образом, верхнюю часть лица, иногда имела длинный нос, либо резко очерченный профиль. Еще одним известным атрибутом венецианского карнавала являлся длинный плащ с капюшоном и рукавами, который называли домино. Обычно такие плащи были черными.

Карнавальные маски в Венеции стали настолько популярными, что носить их стали и в повседневной жизни. Это вызвало недовольство властей города и церкви, однако, никакие запреты не имели эффекта до тех пор, пока нарушителей не стали привлекать к уголовной ответственности…

Венецианский карнавал вплоть до конца восемнадцатого столетия оставался главным событием в городской жизни, однако, впоследствии интерес к нему начал угасать. Во второй половине двадцатого столетия у карнавала началась новая жизнь. Городские власти поняли, что возрождение традиций поможет привлечь в Венецию толпы туристов из разных стран.

Придворные балы-маскарады

Придворные балы-маскарады

История карнавального костюма / shutterstock.com

Кроме публичных (массовых) карнавалов в Ренессансной и Средневековой Европе также существовали мероприятия для избранных. Так, пышностью придворных маскарадов славилась тюдоровская Англия. Анна Болейн – вторая жена Генриха VIII устраивала костюмированные маскарады, на которых воссоздавались различные картины из античной мифологии.

Молоденькие девушки изображали нимф и амазонок, юноши – сатиров, а королева – богиню любви Афродиту. Конечно, карнавальные костюмы скорее напоминали стандартные наряды XVI века, чуть более фантастические.

Елизавета I - дочь Анны и Генриха - тоже любила устраивать различные маскарадные празднества. Королева-девственница к гостям любила выходить в костюме охотницы Артемиды. Затянутая в железный корсет, сверкающий многочисленными драгоценностями , Елизавета изображала античную богиню. Причем роднили ее с оригиналом лишь лук – орудие богини и месяц, сияющий в ее волосах .

Маскарады при дворе Людовика XIV отличались пышностью. Король предпочитал появляться в костюме Юпитера либо Аполлона. Его наряды, также стилизованные под античность, парчовые и тяжеловесные, непременно, сопровождались короной.

Внук его - Людовик XV - дворцовых празднеств не признавал – его больше привлекали публичные маскарады, которые устраивались на площадях Парижа либо в Ратуше. Любил он прикинуться небогатым буржуа, чтобы весь вечер ухлестывать за гризеткой, нарядившейся в костюм царицы Зенобии…

В 1745 году одна хитроумная красавица решила устроить «охоту» на короля как раз во время такого публичного маскарада. Облачившись в карнавальный костюм богини Дианы, сделанный из розового шелка и усыпанный розами, дама эта сумела настолько заинтриговать Людовика, что надолго привязала его к себе. Имя этой дамы отлично вам знакомо – это была мадам де Помпадур.

Именно в XVIII веке популярными стали костюмы, взятые из французского народного театра, а также из итальянской комедии дель арте. На карнавалах этой эпохи можно было встретить бесчисленных Пьеро, Арлекинов, Коломбин и пр.

Чрезвычайно популярными были и костюмы пастушек и пастухов – героев различных пасторальных романов. При этом порхали новоявленные пейзане, разумеется, в напудренных париках и в кружевах, головы же их украшены были венками из шелковых розочек.

Маскарады и карнавалы в России

Маскарады и карнавалы в России

История карнавального костюма / shutterstock.com

История русских маскарадов, а, соответственно, и маскарадных костюмов, началась с петровской эпохи. Однажды Петр решил устроить уникальное карнавальное шествие – он заставил своих придворных, а также их жен вырядиться в русское старинное платье , чтобы затем, распевая непристойные песни и кривляясь, прошествовать по Петербургу. Таким образом, Петр «отучал» своих подданных от кокошников и от боярских одежд.

Маскарадная культура постепенно прижилась на русской земле, и при дворе Анны Иоанновны на проходящих костюмированных балах танцевали дриады и наяды в полумасках.

Однако наиболее странными были маскарады «с переодеванием», не имевшие аналогов не только в России, но даже и в пресыщенной маскарадами Европе. Проводились они каждый вторник при дворе Елизаветы Петровны и именовались «Метаморфозами».

На таких мероприятиях мужчины танцевали, облачившись в женские наряды с фижмами, а дамы одеты были в мужские костюмы , обрисовывающие бедра и открывающие ноги до колена.

Маскарады эти, по-видимому, развлекали лишь саму Елизавету, которая при своей достаточно внушительной фигуре имела стройные ноги и любила их демонстрировать. Помимо этого, императрица любила наблюдать, как дамы стесняются своих ног, а мужчины путаются в юбках , падая на своих партнерш прямо на сцене.

Беспристрастная Екатерина II пишет об этом: «На одном из подобных балов случилось мне очень забавно упасть. Сиверс, бывший тогда камер-юнкером, отличался достаточно высоким ростом и надел пижмы, подаренные ему императрицей. Мы танцевали полонез, сзади же нас танцевала графиня Гендрикова, которая опрокинута была фижмами Сиверса, когда он, поворачиваясь, протягивал мне руку. Падая, графиня так меня толкнула, что упала я прямо под пижмы Сиверса…»

«Золотым веком» маскарадов назвать можно конец девятнадцатого столетия. В то время костюмированные балы устраивали многие: гимназисты и художники, владельцы «Фоли-Бержер» и жены фабрикантов.

Все модные издания, разумеется, публиковали описания наиболее фантастических нарядов на любой доход и на любой вкус. Дамы примеряли на себя костюмы бабочек, фей, русалок.

Популярен был в России образ русской царевны или боярыни. Выбор такой не случаен. В 1903 году состоялся в Зимнем дворце грандиозный костюмированный бал с участием царя и царицы, на котором все участники одеты были в русские костюмы семнадцатого века. Такие помпезные и дорогостоящие мероприятия призваны были продемонстрировать приверженность национальным традициям, а также преемственность поколений. его детства в своей книге «Белеет парус одинокий…»: «Все девочки превратились в цыганок и русалок… Шумела папиросная бумага плащей и юбочек, на проволочных стеблях раскачивались искусственные розы, струились ленты бубнов».

Приложение «Парижские моды» к журналу «Нива» предлагало всевозможные наряды Шахматной Королевы, Коломбины, даже такого необычного персонажа как Пьеретта или Пьерина, являющаяся этаким женским вариантом Пьеро.

На картине «Дети в маскарадных костюмах», принадлежащей перу Бориса Кустодиева, девочка и мальчик изображены в костюмах Галантного Века. «Парижскими модами» предлагался простой и одновременно изящный костюм маленького клоуна, который состоял из широких панталон палевого атласа, а также блузы.

В советскую эпоху появились так называемые «полит-карнавалы» , на которых рабочие надевали костюмы буржуев и танцевали чарльстон, уродливо кривляясь. В 1930х годах советским гражданам возвратили Новый год, а также другие «буржуазные» развлечения. Маскарады устраивать стали в Сокольниках, в Парке Культуры, в различных ДК и рабочих клубах.

Постепенно из мероприятия, на котором стираются все моральные и сословные предрассудки, маскарад превратился в зажигательный детский праздник. В шестидесятых годах двадцатого столетия среди мальчиков Советского Союза чрезвычайно популярен был костюм космонавта. В 1970-х годах особой популярностью стали пользоваться наряды индейцев и ковбоев, что произошло под влиянием «индейских» ГДР-овских фильмов.

Сегодня же в многочисленных «Детских мирах» продаются костюмы Гарри Поттера, Бэтмена, даже вампира . Что ж, каждому времени – свои маскарадные костюмы.

Похожие публикации