Методическая разработка классного часа: «Все начинается с семьи. Классный час на тему "все начинается с семьи"

Цель: формирование позитивного отношения к своей семье.

Задачи:

  1. Способствовать эмоциональному сближению родителей и детей.
  2. Помочь родителям и детям лучше понимать друг друга.

Звучит песня «Родительский дом» В. Шаинского

Ребенок 1

Все начинается с семьи

Призывный крик ребенка в колыбели

И мудрой старости докучливые стрелы…

Все начинается с семьи.

Умение прощать, любить и ненавидеть,

Уменье сострадать и сложность в жизни видеть.

Всё начинается с семьи...

Ребенок 2

Перенести печаль и боль утрат,

Опять вставать, идти и ошибаться.

И так всю жизнь!

Но только не сдаваться!

Всё начинается с семьи...

Ведущий 1

Всё начинается с семьи! Именно так называется наша встреча. Мы рады приветствовать наших учеников и их родителей. Свет в окне родного дома… Какие чувства вызывает он у наших детей? Радость, что тебя ждут? Слезы очищения: «Ну вот, я и дома!» Раздражение: «Ну что им еще не спится?» Боязнь: «Как бы пройти тихонько, чтобы обошлось без скандала и воплей?» Отчего же это зависит? От ситуации или от отношения в семье? Большинство наших детей считают…(заранее опросить детей)

Ведущий 2

Мы провели небольшой тест. Результаты исследования вы можете прочитать на доске.

(На доске висит плакат с ответами детей.

Тест «Незаконченное предложение»

  1. Семья - это…
  2. Мои родители - это…
  3. Радость в моей семье - это…
  4. Горе в моей семье - это…
  5. Из традиций моей семьи мне хотелось бы взять в мою будущую семью…
  6. Вдали от родного дома я буду вспоминать…
  7. Мне хотелось бы, чтоб в моей будущей семье…
  8. Я считаю, что самое сокровенное желание моих родителей - это…
  9. Больше всего мои родители бояться…)

Совпадают ли ответы ребят с вашим мнением, уважаемые родители?

Ведущий 1

Всем известно, что мудрые мысли нашего народа отражены в пословицах и поговорках. Человек, который их знает и правильно употребляет, сам становиться мудрее. Мы решили провести конкурс «Закончи пословицу». (родителям и детям предлагается совместно составить разрезанные пословицы)

  • Добрая семья прибавит ума.
  • На что и клад, коли в семье лад.
  • В семье согласно, так и дело идет прекрасно.
  • Какие корешки, такие и ветки-какие родители, такие и детки.
  • Каково на дому, таково и самому.
  • В гостях хорошо, а дома лучше.
  • У детины заболит пальчик, а у матери сердце.

Ведущий 2

Что такое семья? Это ведь не только папа, мама и дети. Это бабушки, дедушки, прабабушки и прадедушки и т.д.. Всех, кто жил до нас, как называют? (предками).А кто будет жить после нас?(потомками)

Ведущий 1

Сейчас мы хотим обратиться к вам - наши потомки!

Ты вступаешь в жизнь! Кто ты? Какого рода- племени? Кто твои родители, дедушки, прадедушки? Чем они занимались и какой след оставили? Чем прославили Отечество наше и себя? Какие лучшие их черты достались тебе по наследству? Какие таланты могут в тебе появиться? Откуда произошла твоя фамилия? Чтобы ответить на эти вопросы нужно знать свою родословную . Когда ты ее составишь, получиться большое дерево и ты увидишь, что для твоего рождения нужно было, чтобы все эти люди встретились в жизни. И если бы порвалась хотя бы одна нить, то ты бы не смог родиться, тебя бы не было на свете, а был бы кто-то другой. А значит, к твоему рождению имеют отношение очень много людей, и ты должен знать, кто они были и где твои корни.

Ребенок

В каждом из нас - отсвет древнего пламени!

Каждый из нас - как свеча на ветру…

Не забывай меня, не забывай меня!

Если забудешь - усну и умру,

Все, что забыто, становиться небылью,

Нас из забвенья - зови, не зови -

Будто и не было, будто и не было

Наших страданий и нашей любви.

Ведущий 2

И у тебя будут свои дети, а у них тоже дети. Жизнь продолжается. И очень важно, чтобы лучшие фамильные черты сохранились и и твои дети и внуки гордились тобой и своими предками. В этом поможет тебе ценнейший для семьи документ - твоя родословная. Изучив вою родословную, вы сами поймете, какая у вас необыкновенная семья. (раздать родословные для заполнения)

Ведущий 1

Все начинается с семьи!

В родственных связях разобраться нелегко, но нужно, чтобы сохранить основу крепости каждого дома. Представьте, что к вам в гости пришли следующие люди. Кто они…

  • двоюродный брат, сестра;
  • племянник;
  • свекор и свекровь;
  • тесть и теща;
  • золовка;
  • деверь.

Ведущий 2

Все начинается с семьи! В каждом доме хранятся старые фотографии. С них смотрят на нас родные лица. Мы повторяем их черты. Мы - их продолжение.

Предлагаем вам вместе с родителями сделать фоторамки для семейной фотографии. Пусть это будет хорошей традицией вашей семьи - украшать дом семейными фото.

Дети вместе с родителями украшают (заранее подготовленные детьми) шаблоны фоторамок.

Ведущий 1

Все начинается с семьи! Как мы относимся к своим родителям, своим далеким предкам, так и к нам будут относиться наши потомки! Что посеешь, то и пожнешь. Пусть вечными гостями в вашем доме будут счастье, покой, уют и доброта и конечно любовь!

Дети исполняют песню для родителей.

Мир не прост, совсем не прост
Нельзя в нем скрыться от бурь и от гроз.
Нельзя в нём скрыться от зимних вьюг
И от разлук, от горьких разлук.
Но кроме бед, непрошеных бед,
Есть в мире звёзды и солнечный свет,
Есть дом родной и тепло огня.
И у меня, есть вы у меня.


Всё, что в жизни есть у меня, всё в чём радость каждого дня,

Мир не прост, совсем не прост
Но не боюсь я ни бурь и ни гроз.
Не страшен холод, не страшен зной
Если со мной, вы рядом со мной.
И не грусти, ты зря не грусти,

Ведь у меня, есть вы у меня.

Всё, что в жизни есть у меня, всё в чём радость каждого дня,
Всё о чём тревоги и мечты, это всё, это всё ты.
Всё, что в жизни есть у меня, всё в чём радость каждого дня,
Всё, что я зову своей судьбой, связано, связано с нашей семьей.

И не грусти,ты зря не грусти,
Когда вдруг встанет беда на пути,
С бедой я справлюсь, любовь храня,
Ведь у меня, есть вы у меня.

Всё, что в жизни есть у меня, всё в чём радость каждого дня,
Всё о чём тревоги и мечты, это всё, это всё вы.
Всё, что в жизни есть у меня, всё в чём радость каждого дня,
Всё, что я зову своей судьбой, связано, связано с нашей семьей.

Связано, связано с нашей семьей.

А сейчас уважаемые родители вы можете прочитать пожелания от ваших детей. Узнаете ли вы пожелание именно своего ребенка.

(Стенгазета в виде дома, где в каждом окне пожелание своим родителям от детей)

«Всё начинается с семьи».

Цели деятельности учителя: воспитание любви и уважения к семье, чувства дружбы, доброжелательного отношения к семейным ценностям как общенациональным; формирование духовных и нравственных качеств.

Педагогические задачи: расширять знания учащихся по теме «семья»; развивать творческие способности, познавательную активность; учить работать в группе.

Первичный уровень воспитательных результатов и эффектов деятельности: первичное понимание социальной реальности и повседневной жизни; приобретение школьниками социального знаний.

Планируемые результаты:

Предметные: получат представление о семье, её членах, родственных связях.

Личностные: проявляют познавательный интерес к учебному материалу, испытывают моральное удовлетворение от результатов учебной деятельности.

Метапредметные (универсальные учебные действия):

    познавательные: общеучебные – формулируют ответы на вопросы по теме занятия; внимательно слушают; выстраивают речевые высказывания в устной форме; логические – совершенствуют мыслительные операции;

    коммуникативные – умеют задавать вопросы и отвечать на них, поддерживают беседу, при помощи вопросов получают необходимую информацию; согласовывают действия с партнёром, учителем, вступают в коллективное сотрудничество;

    регулятивные – принимают и сохраняют задачу; планируют учебные действия согласно поставленной задаче; осуществляют контроль деятельности.

Образовательные ресурсы: мультимедийная презентация, толковый словарь С. И. Ожегова и «Большая Советская энциклопедия» 23 том, плакаты для оформления доски.

Ход мероприятия

I . Вступительное слово.

Здравствуйте ребята. (1 Слайд)

Круг радости

Давайте, возьмёмся в группах за руки и поприветствуем друг друга словами

Доброе утро людям и птицам!

Доброе утро улыбчивым лицам!

II . Основная часть.

Наше занятие мне хотелось бы начать со стихотворения. А о чём пойдёт речь дальше и как будет называться занятие, вы постарайтесь определить сами.

Всё начинается с семьи.

Призывный крик ребёнка в колыбели

И мудрой старости докучливые стрелы…

Всё начинается с семьи.

Умение прощать, любить и ненавидеть,

Уменье сострадать и сложность жизни видеть –

Всё начинается с семьи.

Перенести печаль и боль утрат,

Опять вставать идти и ошибаться.

И так всю жизнь! И только не сдаваться!

Всё начинается с семьи.

Итак, кто догадался - какова тема нашего мероприятия? (Дети отвечают ).

Вы все правы, наше мероприятие будет посвящено семье, а называние у него будет такое: «Всё начинается с семьи». (2 Слайд)

Семья. Какое красивое слово! Как оно греет душу! Оно напоминает о ласковом голосе мамы, о заботливой строгости отца. В семье ты желанный ребёнок. Здесь тебя нарекли именем. Что же такое семья? Давайте найдём определения в словарях и справочниках. (Ответы учащихся ). (3Слайд)

Вы становитесь год от года взрослее, и придёт время, когда вы тоже будете создавать свою семью.

Семья важна для всех людей мира. Недаром ежегодно 15 мая во многих странах отмечают Международный день семьи. (4 Слайд)

Год семьи в России официально стартовал 24 декабря 2008 года. Инициатором этого был президент России В. В. Путин, который издал Указ от 14 июня 2007 года №761 «О проведении в Российской Федерации Года семьи». Основной целью проведения в нашей стране Года семьи стало возрождение авторитета российской семьи. А в 2007 году в Кузбассе был объявлен годом семьи губернатором Кемеровской области А. Г. Тулеевым. (5 Слайд)

Семья – это родные друг другу люди, живущие вместе. Семья – единый организм, у которого одно большое сердце и общая душа. Семья с первых минут нашего рождения находится рядом с каждым из нас. Если нам плохо, трудно, если с нами случилось несчастье – кто нас выслушивает, поможет, успокоит, даст совет, защитит? Конечно же родные нам люди: мамы, папы, бабушки, дедушки, братья, сёстры – наша семья, самые близкие и дорогие нам люди, наша опора на всю жизнь.

Загадки о домочадцах. (6 Слайд)

Кто на свете, дети,

Всех мудрее и добрее?

Руки чьи все в работе?

Седина в чьих волосах?

Кто, забыв дела, заботы

Приходила к нам на днях? (Бабушка ) (7 Слайд)

Кто в очках сидит с газетой,

Всё читает: то и это?

Кто в субботу спозаранку

Уезжает на рыбалку?

Домино кто обожает?

А политиков ругает? (Дедушка ) (8 Слайд)

Кто всегда с утра пораньше

Гладит, вяжет, моет, шьёт?

Кто рукой в окно помашет?

Кто от радости поёт?

В парикмахерскую мчится

Этот кто-то иногда.

А в глазах родных лучится

Нежность и любовь всегда. (Мама ) (9 Слайд)

В гараже, кто пропадает,

Меры времени не знает?

Говорит: «Приду сейчас!»

Ждём его четвёртый час!

Кто зарплату в дом приносит?

Мусор раз в году приносит? (Папа) (10 Слайд)

У кого друзья повсюду,

Телевизор тоже друг?

Кто не любит мыть посуду,

Чистить вредный, едкий лук?

Кто, на улице гуляя,

Счёт минутам не ведёт?

Кто, параграфа не зная,

Смело на урок идёт? (Сын) (11 Слайд)

У кого всегда в порядке

Книжки, ручки и тетрадки?

Маме кто всегда поможет?

Кто бельё в комоде сложит?

Кто польёт в горшках цветы?

С телефоном кто на «ты»? (Дочь)

Поразмышляем вместе (12 Слайд)

В каждой семье существуют разные традиции. Давайте поразмышляем о них.

(раздаются тексты, дети читают и объясняют, о какой семейной традиции они почитали) (13 Слайд)

Текст для 1 группы

Приехал долгожданный гость,

Давно он не был в нашем доме.

Его встречать нам довелось

С радушьем, в вежливом поклоне.

И угощенье принесли

С гостеприимством достархана.

В казане бишпармак кипит

Из мяса жирного барана.

Пока варился наш обед,

Мы гостя дружно привечали,

Он был заботою согрет

И ароматной чашкой чая.

И вот на блюде бишпармак,

Баранья голова дымится…

Традиций знанье – не пустяк,

Мне это в жизни пригодится ! (М. Курманалин)

Текст для 2 группы

Отрывок из детского сочинения

Самой важной традицией в нашей семье считается забота друг о друге и помощь тому, кто в ней нуждается. Недаром говорят, что друг познается в беде. И это так прекрасно, когда рядом есть родные люди и друзья, способные помочь и выручить, оказать поддержку в любой ситуации. Совсем недавно моей бабушке нужно было сделать сложную операцию. И буквально за несколько дней родственники собрали нужную сумму денег и без колебаний отдали её нам. Бабушка уже поправилась, и я очень благодарен своей большой семье за помощь, поддержку и заботу друг о друге.

О каких традициях идёт речь в этих текстах?

А какие традиции есть в ваших семьях?

Разминочка (14 Слайд)

Вы все любите отдыхать с семьей? А я вам предлагаю отдохнуть сейчас во время разминочки. Слушайте задание и выполняйте.

Те, у кого есть старший брат, встаньте и хлопните в ладоши.

У кого есть сестра или сестренка помашите над головой рукой.

Кто помогает дома близким, встаньте и хлопните в ладоши.

У кого в семье живут домашние животные, поднимите руки вверх.

Хлопните те, кто очень любит свою семью.

Да, оказывается, у нас много ребят из семей, которые ценят и уважают своих родственников. Недаром существует множество народных пословиц о доме и семье, которые известны любому первоклашке. Мы сейчас их повторим, то есть нужно будет соединить начало пословицы с его окончанием. (15 Слайд)

Семья в куче - / не страшны и тучи.

На что и клад - / коли в доме лад.

Когда семья вместе - / так и душа на месте.

В семье / и каша гуще.

Один в поле / не воин.

Хорошо в гостях, / а дома лучше.

Дома и / стены помогают.

Мой дом - / моя крепость.

Очень хорошо! Семья - высшая ценность нашего общества. Её значение трудно переоценить. Не случайно были созданы памятники, посвященные семьям. Памятник семье – это символ незыблемых ценностей, которые являются и будут являться фундаментом общества.

Просмотр слайдов с пояснением учителя.

(16 Слайд) 1. Памятник Семье Николая II , расположенный рядом с Храмом-на-Крови в Екатеринбурге

(17 Слайд) 2. Памятник семье Рядом со Свято-Феодоровским Кафедральным собором, стоит работы скульптора Николая Филатова

Двое взрослых - мама и папа, а рядом дети - старшая дочь, сынишка и младшенькая, плюс еще один малыш в утробе матери.

(18 Слайд) 3. Памятник семье Володичкиных

построен в посёлке Алексеевка города Кинель Самарской области 7 мая 1995 года к 50-летию Победы. Это памятник матери, у которой война забрала всех девятерых сыновей: шестеро погибли на фронте, трое позже скончались от ран.

(19 Слайд) 4. В Ташкенте был снесен установленный возле дворца Дружбы народов памятник семье Шамахмудовых, усыновившей в годы Великой Отечественной войны 15 детей-сирот среди которых были русские, белорусы, молдаванин, украинец, латыш, казах, татарин и т.д. и ставшей символом милосердия и гуманизма узбекского народа.

(20 Слайд) 5. Памятник «Непокоренный человек» Находится в Хатыне в республике Беларусь. Единственный взрослый свидетель хатынской трагедии - 56-летний деревенский кузнец Иосиф Каминский изображен со своим сыном, который умер на его руках от ожогов и от тяжелого ранения в живот.

(21 Слайд) 6. Памятник Петру и Февронии

Святые супруги прославились благочестием и милосердием. Скончались они в один день и час 25 июня 1228 года, приняв перед этим монашеский постриг с именами Давид и Евфросиния. Тела святых были положены в одном гробе.

Святые Петр и Феврония являются покровителями семья и брака.

Творческая деятельность (22 Слайд)

Портрет «Дружная семья»

Мы сейчас побудем художниками и изобразим портрет дружной семьи. Вам нужно будет за пару минут нарисовать собирательный портрет «Дружной семьи», т. е. делать это одновременно, не договариваясь, кто что рисует.

Расскажите, что вы нарисовали, кто изображен у вас на рисунке?

В семье формируются идеалы, обычаи, традиции общества. В ней создаются и моральные ценности: доброта, трудолюбие, чистоплотность, профессионализм.

(23 Слайд) Вот как о семье говорит И. Молчанов в стихотворении «Семь правил». Я предлагаю вам его зачитать.

Что значит для меня семья?

Конечно – счастье и уют домашний,

Семь правил обязательных храня,

Лишь только семь, но очень-очень важных.

Во-первых, это главное, – любовь.

Всем сердцем, и душою всей, и разумом.

Не просто, чтоб бурлила страстью кровь,

А трепетно и каждый день по-разному.

Второе – дети, что за дом без них?

Пустыня без колодца – не напиться.

А дети – это жизнь, это родник

И продолженье рода. Пусть струится!

Потом забота. Лишь она

Очаг семейный сбережёт от ветра.

Старайся, чтоб с улыбкою весна

Была всегда с тобою, а не где-то.

Четвёртой – терпение. Оно

Поможет пережить невзгоды, беды.

И отогреет солнышком окно,

Что инеем заледенело белым.

А пятое ответственность и дом,

В фундаменте семейном веский камень.

Они помогут защитить любовь,

От ветра уберечь душевный пламень.

Шестое – уваженье. Только с ним

Приобретёшь успех признанье общее.

Всегда считаясь с мнением других,

Научишь, чтоб с твоим считались собственным.

И, наконец, седьмое – чистота

Везде – в дому, в душе твоей и помыслах…

Вот так я представляю свой очаг,

Где я любима, счастлива где полностью. (24 Слайд)

Ребята, мы прочитали семь правил семьи. И только при соблюдении этих правил, семья будет крепкой. А если каждая семья будет крепкая, то и всё государство, в котором мы живём, будет крепким, надёжным. Слово «семья», как слова «хлеб», «вода» и любовь не требуют расшифровки, оно впитывается с первых мгновений жизни.

III . Подведение итогов (рефлексия).

Кто-нибудь знает какой цветок является символом семьи?

Символом семьи признан цветок ромашка.

Ребята, каждый из нас – это я, а можем ли мы существовать в мире одни?

Ну конечно нет. Давайте соберем нашу ромашку из лепестков, запишите на лепестках тех членов семьи, без кого мы не можем обходиться.

(рефлексия)

Семейная жизнь – это необыкновенный труд. Иногда сами того не желая, мы, дети, становимся неуправляемыми. Где-то даже дерзкими часто своим поведение или словами огорчаем родителей. Я думаю, наша встреча заставила многих ребят задуматься, по-другому посмотреть на себя и переосмыслить своё поведение по отношению к близким людям.

А на память о нашем занятии я хочу каждому подарить памятку «Правила заботливого и любящего сына (дочери)». (25 Слайд)

Спасибо мне приятно было с вами работать.

Приложения

Правила заботливого и любящего сына (дочери)

    Настоящие сын и дочь берегут покой родителей.

    Настоящие сын и дочь заботятся о благе своей семьи.

    Нельзя бездельничать, когда родители трудятся.

    Не вступайте в пререкания со старшими.

    Не выражайте недовольство тем, что у вас нет той или иной вещи.

    Не допускайте, чтобы мать давала вам то, что не может позволить себе.

    Не делайте того, что осуждают старшие, - ни на их глазах, ни где-либо ещё.

    Нельзя садиться обедать, не пригласив старших.

    Нельзя оставлять старшего родного человека в одиночестве, особенно мать, если у неё никого нет, кроме тебя.

Валентина Мышина
Всё начинается с семьи

«ВСЁ НАЧИНАЕТСЯ С СЕМЬИ »

Валентина Васильевна Мышина

Воспитатель МБОУ Барановская НШ (дошкольная группа)

«Любая дорога начинается с первых шагов , здание начинается с фундамента , а человек становится человеком в семье ».

Всё начинается с семьи…

Умение прощать, любить и ненавидеть. Уменье сострадать. И сложность жизни видеть …Всё начинается с семьи . И перенесши боль, печаль утрат. Опять вставать,идти и ошибаться, и так всю жизнь! И только не сдаваться. Всё начинается с семьи . (слова неизвестного автора) .

Как писал в своих воспоминаниях основатель Берлинского университета Вильгельм Гумбольт : «Всё самое хорошее, что связывает меня с окружающим миром, связано с моей семьёй . Под этими строчками может подписаться, пожалуй, любой человек. Родился ребенок и от родителей зависит, будет ли его жизнь счастливой.

Заложить основы правильного воспитания, вот задача семьи .

К тому же родители обладают уникальной возможностью влиять на ребёнка в связи с его физической, эмоциональной зависимостью от них.

Родители должны помочь детям научиться правильно воспринимать мир, научить их отличать добро от зла. Если ребенок не получит от родителей должного внимания, любви, тепла, он будет искать эти добродетели на стороне.

Известно высказывание Л. Н. Толстого : «От пятилетнего ребёнка до меня только шаг. А от новорожденного до пятилетнего-страшное расстояние. От зародыша до новорожденного- пучина».

В 2 года в полной мере виден темперамент ребёнка, а в 5 лет вырисовывается в основных чертах характер и появляется контур будущей личности. Если ведущим в становлении темперамента является генетический фактор, то в характере он будет проявляться наряду со средовым, социальным влиянием. Если задать детям 5-7 лет вопрос о том, кем бы они стали в игре «Семья » , то подавляющее большинство отдаёт предпочтение родителю того же пола, т. е. мальчики хотят быть отцами, а девочки матерями. С 7 лет дети предпочитают изображать себя, т. е. ребёнок хочет быть самим собой, у ребёнка выделяется «собственно-коммуникативная деятельность» (М. И. Лисина 1980г)

Таким образом осознанное стремление ребёнка походить на родителя того же пола отличается от подражания в первые годы жизни и является знаком авторитета для детей. Благодаря этому мать и отец могут оказывать наибольшее влияние на детей в старшем дошкольном возрасте. К сожалению, эта возможность часто недооценивается или сводится на нет из-за различных проблем в семейных отношениях и личностных особенностей родителей.

Живя в семье , он накапливает большой опыт межличностных отношений : отрицательных, положительных, но все они проходят через призму его Я. Лучшим средством воспитания правильных отношений является личный пример отца и матери, их взаимное уважение, любовь, помощь и забота. Важно, чтобы сами родители были интересными личностями, с которым бы ребенку хотелось обсудить интересующие его темы, рассказать о своих проблемах. Со временем он сам начинает размышлять , нужен ли он родителям, любят ли его, значим ли он для них ? В то же время формируется и отношение ребёнка к родителям : любит ли он сам родителей такими, какие они есть; может быть он чувствует их эмоциональную отдалённость и стремится её уменьшить? В беседах с родителями я стараюсь, чтобы мамы и папы вслушивались, всматривались, осмыслили взаимоотношения с ребёнком, которые проявляются в высказываниях, поступках, настроениях.

Второй семьёй для ребёнка становится детский сад.

Главная цель педагогов дошкольного учреждения – профессионально помочь семье в воспитании детей , при этом, не подменяя ее, а дополняя и обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных функций :

В развитии интересов и потребностей ребенка;

Чтобы родители понимали свою долю ответственности в воспитании

Поддерживать открытость во взаимоотношениях между разными поколениями в семье ;

Способствовать формированию семейных традиций;

Понимать и принимать индивидуальность ребенка, искать потенциальные возможности и всячески их развивать.

Чтобы родители проявили больший интерес к воспитанию своих детей, они должны иметь возможность приобщаться к делам детского сада, видеть результаты творчества детей и доброе отношение воспитателей. Атмосфера творчества, добра, сплочённости, инициативы положительно влияет на родителей.

Однако дошкольник не эстафета, которую передаёт семья в руки педагогов . Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтовВажнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьёй и ДОУ .

Большинство семей нашего ДОУ –проблемные.

Соответственно, мы выбираем партнёрские формы взаимодействия с семьёй : совместные праздники, фото- и художественные выставки, совместная проектная деятельность. Что позволяет родителям посвящать себя детям, воспитателю ближе познакомиться с семьёй , заручиться доверием, уважением, и создать систему взаимодействия с семьёй , где на первом плане конечно же интересы, потребности детей. Участие каждой семьи в совместных мероприятиях не остаётся без внимания. Взрослые и дети награждаются грамотами, благодарственными письмами, также отмечаем родителей в копилке добрых дел.

В беседах с родителями я стараюсь, чтобы мамы и папы вслушивались, всматривались, осмыслили взаимоотношения с ребёнком, которые проявляются в высказываниях, поступках, настроениях.

Часто родители говорят о детях : «А что я с ним сделаю, он меня не слушает» .

В это же время дети жалуются, что родители их не понимают. Часто слышишь от детей такие высказывания «Я такой, потому что меня никто не любит» , «Я не хочу домой, меня там не любят» .

Следует разговор с родителями, сложный, Но я должна выяснить, а что сами родители сделали, чтобы дети их слушали, чтобы их дети стали людьми, чтобы в их жизнь не вторглись хамство, жестокость и насилие, чтобы детей больше тянуло домой, чем на улицу? Ведь только семья может помочь в трудную минуту и порадоваться успехам. «Такие приличные люди, а ребёнок- ну сущий бесёнок!» , «И в кого ты такой уродился? Мы для тебя всё только самое лучшее, а ты…» . Ребёнок –не объект воспитания, он- Человек. Маленький, но мыслящий, чувствующий, своеобразно обобщающий свой жизненный опыт, выбирающий как вести себя, каким быть. Поэтому, для того чтобы понять, почему ребёнок именно такой, какой он есть, поступает так, а не иначе, необходимо знать, как он видит семью ,как интерпретирует происходящее. Его «хорошее» или «плохое» поведение –не навык, который надо поощрять или пресекать, а личностное отношение. Оно является результатом внутренней активности ребёнка и имеет для него определённый смысл, который не всегда очевиден и понятен нам, взрослым. Звучит парадоксально, но ребёнок во многом сам определяет, каким ему быть.

Очень часто я провожу тест –рисунок. Прост в проведении, но сложен для толкования. Итак, ребёнок рисует свою семью . Мама жёлтого цвета, папа чёрного. Ребёнок из детского дома рисует дом, где нет окон, только ступеньки и дверь. Рисуем подарок маме, её портрет, девочки рисуют маму такой как выглядит сама, мальчики всегда нарисуют себя рядышком. Иногда ребенок не рисует себя. Это тревожный симптом : он не видит себя в семье . Или наоборот, рисует только себя, что говорит о некотором эгоизме ребёнка. Примеров множество. Ребёнок отражает свой внутренний мир таким, каков он есть в данный момент, как он чувствует семью , своё место в ней.

Что ещё можно предложить родителям для раскрытия эмоционального мира малыша? Родители обратили внимание, что детям нравятся наши фотовыставки, папки –передвижки, где отражаются главные события группы. Мы пришли к взаимному решению : принять участие в проекте «Традиции моей семьи »

Также, мы раскрываем возможности совместной игры. Принять участие в игре –трудная задача для родителей, но я пытаюсь доказать, что игра в «Дочки-матери» , «К нам гости пришли» и др. -колоссальный социальный опыт. Родители смогут увидеть со стороны те образцы поведения, которые они демонстрируют ребёнку. Хороший пример-величайший помощник в воспитании ребёнка.

Русская народная пословица гласит : «Воспитывают дитя, когда оно лежит поперёк кровати, а не вдоль» .

Хочется привести одну притчу : «Один пустынник, великий по святости жизни и знанию души человеческой, повелел однажды своему ученику : «Вырви это дерево из земли!» и при этом указал ему на молодое, пустившее уже глубокие корни пальмовое дерево. Беспрекословно исполняя послушание старцу, ученик приступил к делу, но, несмотря на все усилия, не мог пошатнуть его. «Отче, - сказал он, - ты приказал мне сделать невозможное» . И, тогда старец указал ему на совсем ещё молодое деревце, которое послушник без усилия тотчас вырвал с корнем.

Мораль : бессильны родители над взрослыми детьми, если не начинали воспитания их с юных лет, так как к чему привык человек с малых лет, «того и дряхлая старость неудобь оставляет» .

Поэтому мудрость гласит : «Есть у тебя дети? Учи их, и с юности нагибай шею их» .

Завершить свое выступление мне хотелось бы еще одной притчей :

Пять качеств карандаша

Малыш смотрит, как бабушка пишет письмо, и спрашивает :

Ты пишешь о том, что происходило с нами? А может, ты пишешь обо мне?

Бабушка перестала писать, улыбнулась и говорит внуку :

Ты угадал, я пишу о тебе. Но важнее не то, что я пишу, а то, чем я пишу. Я хотела бы, чтобы ты, когда вырастешь, стал таким, как этот карандаш…

Малыш смотрит на карандаш с любопытством, но не замечает ничего особенного.

Он точно такой же, как все карандаши, которые я видел!

Все зависит от того, как смотреть на вещи. Этот карандаш обладает пятью качествами, которые необходимы тебе, если ты хочешь прожить жизнь в ладу со всем миром.

Во-первых : ты можешь быть гением, но никогда не должен забывать о существовании Направляющей Руки. Мы называем эту руку Богом. Всегда вверяй себя Его воле.

Во-вторых : чтобы писать, мне приходится затачивать карандаш. Эта операция немного болезненна для него, но зато после этого карандаш пишет более тонко. Следовательно, умей терпеть боль, помня, что она облагораживает тебя.

В-третьих : если пользоваться карандашом, всегда можно стереть резинкой то, что считаешь ошибочным. Запомни, что исправлять себя - не всегда плохо. Часто это единственный способ удержаться на верном пути.

В-четвёртых : в карандаше значение имеет не дерево, из которого он сделан и не его форма, а графит, находящийся внутри. Поэтому всегда думай о том, что происходит внутри тебя.

И наконец, в-пятых : карандаш всегда оставляет за собой след. Так же и ты оставляешь после себя следы своими поступками и поэтому обдумывай каждый свой шаг.

Поэтому семья должна содействовать закреплению полученных знаний и развитию навыков хорошего поведения, своевременно поощряя ребёнка. Потому что только лишь вместе родители, детский сад и школа можем воспитать достойного Человека.

Литература :

Л. И. Дурандина «Методы и приёмы нравственного воспитания дошкольников»

Л. Ф. Островская «Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника»

А. М. Виноградова «Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников»

С. В. Ковалёв «Психология семейных отношений»

Е. С. Евдокимова «Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника»

С. В. Петерина «Воспитание культуры поведения дошкольников в семье »

Л. А. Самарская «Совместная деятельность семьи и дошкольного учреждения по морально-этическому воспитанию детей»

Библиотека для родителей, О. М Дьяченко «О тайнах счастливого детства»

С. Д. Румянцева «Семья глазами ребёнка » .

Н. А. Петрущенко «Детский сад и семья -взаимодействие и сотрудничество»
















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.























Назад Вперёд




















Назад Вперёд

Цель игры: снятие психологических барьеров между детьми и родителями.

1. Выявление особенностей, которые мешают родителям и детям понимать друг друга.

2. Создание условий, при которых участники игры могли бы посмотреть друг на друга с разных ролевых позиций.

Организация пространства: Родители рассаживаются в произвольном порядке, до начала игры, пока родители собираются, играет музыка и идёт презентация слайдов “Жизненные силы”, позволяющие родителям отвлечься от рабочих проблем и настроится на тему игры. (Презентация 1)

Ведущий 1. Здравствуйте, дорогие друзья! Мы рады приветствовать вас на игре по названием “ Всё начинается с семьи….”. Сегодня здесь собрались все те, кто убеждён, что семья-это наша пристань, крепость, которая защищает нас от невзгод и даёт вдохновение душе.

Ведущий 2. Главный закон в семье - забота друг о друге и если этот закон соблюдается, то дом будет местом, где любят, ждут, понимают и принимают таким, каков ты есть, местом, где тепло и уютно.

Ведущий 1:

Всё начинается с семьи…
Призывный крик ребёнка в колыбели,
И мудрой старости докучливые стрелы…
Всё начинается с семьи…
Уменье прощать, любить и ненавидеть,
Уменье сострадать и сложность в жизни видеть…
Всё начинается с семьи…

Ведущий 2:

Перенести печаль и боль утрат,
Опять вставать, идти и ошибаться,
И так всю жизнь!
Но только не сдаваться!
Всё начинается с семьи!

Ведущий 1. Но порой близкие люди ссорятся, не понимают друг друга. Почему же это происходит? О чём думает современный подросток? К чему стремиться? Почему родители порой не понимают своих детей? Не слышат их? На эти и другие вопросы попытаемся сегодня найти ответ!

Ведущий 2. А сейчас команды просим занять свои места. (Родители и дети рассаживаются по командам)

Здесь у нас команда самых смелых родителей! Давайте им поаплодируем!

Ведущий 1. А здесь команда не менее смелых детей! Также громкие аплодисменты!

В состав уважаемого жюри входят: …

Вместе: Итак, мы начинаем (звучит гонг оповещающий о начале игры).

Конкурс №1

В первую очередь нужно придумать название своей команде. На это даётся 2 минуты. Время пошло. (1 балл)

Ведущий 1. Блиц-опрос.

Тем временем болельщикам предлагается вспомнить пословицы и поговорки и семье: (говориться начало, а продолжают болельщики). За ответ болельщиков той или иной команды присуждается дополнительное очко той команде, чей болельщик ответил.

Ведущий 1.

1. Вся семья вместе и… душа на мести.

3. Кто детям потакает - тот слезу проливает.

Ведущий 2. Нет лучше дружка - чем … родная матушка.

Ведущий 1. В гостях хорошо, а … дома лучше.

Ведущий 2. В прилежном доме густо, а в ленивом доме пусто.

Ведущий 1. В своем доме и стены помогают.

Ведущий 2. Вся семья вместе, так и … душа на месте.

Ведущий 1. Доброе братство лучше … богатства.

Ведущий 2. Дерево держится корнями, а человек … семьей.

Ведущий 1. Время истекло. Каковы результаты конкурса. Итак, команда ребят у нас называется … Команда родителей … Просьба выбрать капитана?

Конкурс № 2. “Незаконченное предложение”.
(За каждое слово 1 очко)

Все вместе на одном листочке, напишите, пожалуйста, что для вас значит данное выражение: “Семья – это …”

Вам даётся 1 минута. Время пошло.

Ведущий 2. Результаты конкурса отдаются жюри. Подведение результатов.

Итак, время вышло. Пожалуйста, команда детей. И команда родителей.

Ведущий 1.

Конкурс №3. “За что мы любим?”

Давайте попробуем определить, какие качества родители и дети ценят друг в друге. Задание будем выполнять письменно в течение 5 минут. Возьмите, на листе бумаги и напишите каждый как можно больше качеств, которые вам особенно нравятся в родителях или детях. За каждое качество - 1 балл.

Внимание! Начали!

Время вышло. Почитайте ваши характеристики. (Читают по очереди ). Обратите внимание на качества, которые совпали. Как вы считаете, почему они необходимы?

Конкурс №4

Семейная викторина. Читается вопрос и кто первым даст ответ. Получает 2 балла. (Презентация 2)

Ведущие по очереди зачитывают вопросы викторины.

Ведущий 2. Итак, жюри подводит итоги.

Ведущий 1. Внимание! Музыкальная пауза.

(Ребята исполняют песню под гитару: “Родительский дом”)

Конкурс №3. Ролевая игра “Услышать ребёнка”

Командам раздаются карточки с заданиями.

Родителям-актёрам:

(Ситуация “Ребёнок не хочет идти в образовательное учреждение”. Раздаётся каждому табличка, какую роль он должен играть вместе с указаниями как нужно исполнять данную роль, что должен говорить). Время - 5 минут. Максимальное количество – 5 баллов. Жюри оценивает артистические качества выступающих, соответствие игры актёров, предложенной роли.

- “ребёнок” злиться, дерзит, очень эмоционально протестует, приводит различные аргументы своей правоты и т.д.;

- “отец” демонстрирует давление на ребёнка, крик, угрозы и т.д. - авторитарный стиль поведения;

- “мать” постоянно оправдывает ребёнка, ругается из-за него с мужем, обвиняет преподавателей в несправедливости и т.л. - гиперопекающее поведение;

- “бабушка” демонстрирует непоследовательный стиль поведения в замешательстве, боится остаться в немилости у сына или у снохи, поддерживает то одного, то другого, сомневаясь в своих словах; не может точно сформулировать суть проблемы и свои советы и т.д.);

- “дедушка ” - Внимательно выслушивает всех. Начинает давать советы: “А вот в наше время…”;

- “младший брат ” - внимательно наблюдает за происходящим. Обнимая поочерёдно то одного то другого. И, в конце концов начинает плакать. И все начинают его успокаивать.

Детям-актёрам:

Ситуация:“Ребёнок не хочет ехать на огород с родителями”.

“Ребёнок” - злиться, дерзит, протестует.

“Мать” - постоянно оправдывает ребёнка. Ругается из-за него с мужем.

“Бабушка” - в замешательстве.

Ведущий 1. Зрителям даётся задание наблюдать за всем происходящим, отслеживать плюсы и минусы в разговоре родителей со своим ребенком, отметить наиболее распространенные ошибки в общении с детьми и детей с родителями.

Обращение к зрителям, анализ их наблюдений и выводов.

Ситуация 1. Сын приходит домой. Говорит: не пойду больше в техникум. Как правильно отреагировать? Что ответить ему? Как сохранить спокойствие, особенно если вы сами в этот момент устали, раздраженны, поглощены своими проблемами? На ум чаще всего приходят обычные, автоматические ответы, из которых можно составить внушительный список ваших ошибок:

- приказы, команды (Что значит не пойду?, Ты хочешь стать дворником? Не будишь учиться – ник копейки от меня не получишь!);

- морали, нравоучения, ведущие к так называемой “психологической глухоте”, когда дети просто перестают вас слышать;

- критика, выговоры (у всех дети как дети, а у меня…. И в кого ты такой уродился? Если ты ещё раз так сделаешь, то…);

- выспрашивания, расследования, высмеивания, обвинения (Ты сам виноват! Не спорь с учителем! Двоечник несчастный! И т.д.);

А также предложение готовых решений (сделай так.., скажи завтра преподавателю это.., которые ведет к тому, что ребёнок не учиться самостоятельности, а растёт инфантильным.

Возможно, мы поступаем так из лучших побуждений, желая объяснить, научить, воззвать к совести, указать на ошибки и недостатки. А на самом деле - выплёскиваем свои негативные эмоции. И, конечно, такое поведение не способствует установлению контакта и разрешению проблемы. Скорее, раздражение и обида с обеих сторон возрастает ещё и могут перерасти в конфликт.

В ходе обсуждения делается акцент на следующих моментах?

Несовпадение позиций родителей в данной ситуации - авторитарный стиль отца, гиперопека матери, непоследовательность бабушки.

Какая самая распространенная жалоба на родителей: “Они меня не слышат!”.

Вопросы к родителям:

  1. Скажите, пожалуйста, а был ли ребёнок выслушан и услышан?
  2. Как вы думайте, по каким причинам это часто происходит?
  3. Какие чувства ребёнок испытывал в этой ситуации?
  4. В каких словах и действиях родителей ребёнок нуждался больше всего в данной ситуации?

То, что часто мы не слышим своих детей, не стараемся взглянуть на проблему их глазами, уверенность в своей непогрешимости – вот что в первую очередь создает психологический барьер между родителями и детьми.

Конкурс №4 . Внимание “Черный ящик”!

(Звучит музыка из телепрограммы “Что? Где? Когда?).

Ведущий 2. Выносит черный ящик проходит с ним по кругу и ставит на стол. После правильного ответа вытаскивает, то, что лежит в ящике и показывает всем присутствующим.

Что в Чёрном ящике? Он воспринимался как священный символ. Он постоянно находился в красном углу дома под иконами. Его делил и раздавал остальным хозяин дома, прежде осенив его крестом. Им благословляли жениха и невесту, встречали молодых из-под венца и вообще всякого гостя в доме. Его клали в колыбель новорождённому и в гроб покойнику. (Хлеб)

Конкурс № 5. Заключительный конкурс “Наше будущее”

Составить коллаж из картинок, которые вы вырежете из журналов. Как вы представляете себя, своих родителей, родители своих детей - в будущем. Ваши планы, мечты, желания выразите, пожалуйста, с помощью картинок. Может вы это как-то красиво назовёте? А может в ваших мечтах вы видите ваших детей президентами страны или какой-то крупной корпорации. Мечтаете видеть своих родителей успешными бизнесменами или путешественниками или желаете того, чтобы они были всегда здоровы и счастливы или выращивали какие-нибудь редкие сорта помидор или огурцов. Подумайте! Вырезав картинки наклейте их на бумагу. И расскажите немного о своих работах.

Времени даётся 30 мин. 5 баллов.

(Жюри подводит итоги)

Ведущий 2. Мы все очень разные: мамы, папы, бабушки, дедушки, дети, внуки. Все мы хотим любви, уважения, внимания к себе, великодушия. И вот сейчас мы попробуем поговорить друг с другом, как говориться “по-душам”.

(Ведущие раздают карточки).

(Выходят родители и дети произносят фразы друг другу).

Детям от родителей. Родителям от детей.

Ведущий 1. Жюри оглашает результаты игры. Подходит к концу наша сегодняшняя встреча. Конечно, мы поздравляем победителей. Но я думаю, что все со мной согласны, что сегодня у нас нет победителей и побеждённых.

Мы благодарим всех за участие. Что наши самые смелые родители, несмотря на всю свою занятость нашли время и пришли. А самые активные студенты нашего техникума проявили силу воли посоревновались, я думаю хорошо провели время. И конечно мы сегодня хотим наградить вас. Студентов - за активность. Родителей - за смелость.

(Ведущие раздают медали).

Ведущий 2. То, что мы собрались сегодня здесь все вместе - это уже победа. Ведь если разобраться мы одна большая семья. В нашей семье многое зависит от нас самих.

Ведущий 1. Давайте будем внимательнее друг к другу. Родителям почаще говорить своим детям о том, как они их любят. Мы психологи советуем, что один из замечательных способов проявления любви - это объятия. Они всем приятны и доступны и крайне необходимы людям любого возраста. Всем и родителям и ребятам - своего рода домашнее задание - обнимайте друг друга.

Презентация 3. “Вот мы какие!” (сопровождается песней в исполнении Валерии “Мы вместе!”)

Чаепитие.

Литература

1. Классные часы с психологом. – М.: Глобус, 2009.

2. Научно методический журнал “Классный руководитель 2011. -М.: Педагогичесий поиск.

3. Научно методический журнал “Классный руководитель 2010. -М.: Педагогичесий поиск.

4. Научно-практический журнал “Психология и школа” 2007. -М.: -Обнинск-психологический институт. Ступницкая М.А. Попробуйте пойти на компромисс//Школьный психолог, №4/2005 г.

Похожие публикации