Отношения родителей и детей: проблемы и коррекция.

Введение

В данной работе будут рассмотрены ряд факторов, которые могут оказать влияние на развитие личности ребенка.

Об актуальности этой темы свидетельствует следующее:

Некоторые важные особенности поведения зависят от того, каким по счету ребенок рождается в семье. Этот фактор тесно связан с фактором культурной среды и семейной обстановки. Нет двух таких детей, которые, будучи рождены в одной и той же семье, выросли бы в совершенно идентичной семейной атмосфере. Также не существует и двух детей, к которым их родители относятся или любят совершенно одинаково. Детская психология сообщает: это миф, что родители в равной степени любят всех своих детей. Они могут любить всех своих детей, но каждый ребенок занимает в их сердце особое место. На первого ребенка родители обычно реагируют иначе, чем на второго или третьего.

Система отношений и особенности поведения ребенка, опираясь на которые он пытается найти свое место в группе, в значительной степени определяются тем, как он интерпретирует свою позицию в семье. При этом логика такой интерпретации может быть понятна только самому ребенку и никому другому.

Конечно, связь между характером детей и порядком их рождения в семье, хотя и существует, но не является абсолютной. Самый младший ребенок может демонстрировать характер, который чаще всего встречается у самого старшего ребенка, а самый старший ребенок может вести себя так же, как обычно ведет себя самый младший ребенок в семье. Детские психологи считают: поведение этих детей будет зависеть от того, как они воспринимают себя в семейной группе и каким образом пытаются найти там свое место.

Основываясь на вышесказанное и используя собственные наблюдения, мы попытаемся в данной работе проанализировать, как порядок рождения ребенка влияет на развитие его личности

Глава 1. Порядок рождения и личность

Зачастую приходится наблюдать, что в одной семье растут очень разные дети… Причем разные не только и не столько внешне, сколько по характеру, образу мышления, манере общаться… На первый взгляд, довольно странное явление. Казалось бы, у них те же самые родители, одно и то же воспитание, и растут сиблинги (сиблинги, или сибсы (англ. sibs, siblings - брат или сестра) - генетический термин, обозначающий потомков одних родителей). Но почему-то один ребенок вырастает, к примеру, гиперответственным достиженцем, другой беззаботным манипулятором, а третий – творческим интравертом. Возникает резонный вопрос – почему так происходит? С чем связаны подобные различия?

Вместе с тем замечено, что в зависимости от порядка рождения в семье у людей из разных семей формируются аналогичные черты характера. Так, у выросших старшими, средними, младшими или единственными детьми разных родителей можно наблюдать сходные особенности личности.

Первым задумался над этой проблемой и исследовал ее Альфред Адлер (1), австрийский психиатр и психолог, основатель школы индивидуальной психологии и один из основоположников современной психотерапии. Считается, что важнейшим вкладом в психологию, сделанным им, является постулирование связи между порядком рождения и развитием личности. Адлер предположил, что положение ребенка в семье вносит специфические проблемы, каждая из которых разрешается в разных семьях по существу похожим способом. Таким образом, связанный с порядком рождения опыт имеет следствием развитие личности, типичной для каждого положения, занимаемого ребенком в последовательности рождений в семье.

_____________________

1) Л. Хьелл, Д. Зиглер «Теория личности. Основные положения, исследования и применение» [Пер. с англ. С.Меленевская, Д.Викторова] - СПб.: Питер Пресс, 1997, 608 с.

Адлер выделял следующие «порядковые позиции» ребенка в семье: единственный ребенок, старший ребенок в семье, средний ребенок, младший из двух детей, младший из трех и большего числа детей. Адлер показал, что дети различаются по своему характеру, в зависимости от порядка рождения.

Ученый утверждал, что понять отдельного человека можно, только учитывая полный контекст той семейной атмосферы, в которой он рос, и что важным вопросом в рамках этого контекста является положение ребенка в структуре семьи. В ходе развития семьи как группы возникают новые, отличные от прежних потребности, удовлетворение которых распределяется между детьми в зависимости от порядка рождения. У двух сиблингов стиль совладания с проблемой, возникающей при изменении ситуации в семье, никогда не совпадает. Адлер указывал, что потребности, влияющие на стиль жизни, соответствуют порядку рождения конкретного ребенка.

Может быть, это не более чем предположение? Ведь история каждого человека уникальна и сугубо индивидуальна. И с этим трудно спорить.

Конечно, нельзя «грести всех под одну гребенку» и слепо следовать стереотипам. А в индивидуальной психотерапии – тем более! В то же время было бы неправильным не учитывать порядок рождения человека в семье как один из значимых моментов диагностики его личностных особенностей и способов реагирования на окружающий мир.

Кстати, доказательством описанных выше постулатов может служить следующий статистический факт: 80% руководителей в мире – это старшие и единственные дети.

Вот основные тенденции в развитии будущих руководителей, согласно порядка их рождения в семье (по материалам лекций доктора психологических наук, профессора Ю.В.Синягина, специалиста в области психологии управления) (2):

_______________________

2) Дети в семье. Как влияет порядок рождения на характер и судьбу? - www.psynavigator.ru

1. Старший ребенок рождается на стадии самоутверждения родителей . И является, таким образом, средством их самоутверждения – им надо гордиться. Его записывают в школы, секции и т.д. Хвалятся им. Постоянно контролируют. Такой ребенок вырастает с высоким чувством долга, мотивацией достижений (на успех), а также педагогическими способностями (при наличии младших детей в семье).

Черты характера : доверчивость, не дипломат, наивность в организации управления.

Если разница в возрасте с младшими детьми очень большая, может вырасти обиженным единственным. Если ждали мальчика, а родилась девочка – у нее может сформироваться психология среднего ребенка.

2. Младший ребенок рождается в другой период жизни родителей – это ребенок для души. Его самоутверждению мешает пример старшего. Ему мало знакомо чувство долга. При этом он эмоционален.

Как и в семье, на работе для младшего важен комфортный психологический климат. Для старшего же важнее дело, и при его руководстве могут быть плохие отношения в коллективе. Поэтому лучший вариант, когда младший ребенок является руководителем, а старший – замом. Поскольку руководителю желательно быть более демократичным, дипломатичным.

Черты характера : отличный манипулятор (работает на отношениях), дипломат, ходы, интриги в семье отрабатывает на старшем. В конфликтах умеет снимать напряженность. Не хватает усидчивости, не терпит рутины.

3. Единственный ребенок, образно говоря, – «гремучая смесь» старшего и младшего. Обладает высокой мотивацией достижений (избегание неудач). Его нужно отдавать в командные виды спорта для компенсации психологии единственности.

Черты характера : манипуляция родителями, высокая демонстративность, требуется публичная оценка достижений.

4. Средний ребенок – как бы ребенок без статуса. 70% средних детей после школы начинают самостоятельную жизнь. После потери родителей он перехватывает их функции. Организуют бизнес, трудоустраивая всех родственников.

Черты характера : успешный профессионал, самостоятельный.

Итак, анализируя выше сказанное можно сделать вывод, что в зависимости от порядка рождения, пола и разницы в возрасте, человек обладает теми или иными характеристиками. Конечно, надо помнить о культуре и среде, в которой воспитывается ребенок. Вполне возможно, что в иных культурах имеющих иные традиции, характеристики будут отличаться. Поэтому, не стоит сразу вешать ярлыки.

Тем не менее, в нашей культуре, считается, что единственные дети , больше, чем другие дети, чувствительны к правилам и ожиданиям родителей и стараются им соответствовать. Такие дети склонны мерить себя по взрослым стандартам, поскольку нет других детей, с которыми они могли бы себя сравнивать. Единственный ребенок часто более традиционен, честолюбив, добивается успеха, и нередко обладает лидерскими качествами. Единственный ребенок обладает как рядом преимуществ, так и рядом недостатков. С одной стороны - более эгоцентричны, а с другой стороны – обладают большими возможностями. Эти люди могут стать сверх избалованными и им довольно сложно научиться уживаться с другими. Поэтому при вступлении в брак им часто тяжело, ведь в браке необходимо все время помнить, что существует и другая точка зрения. Единственный ребенок может проявить и консерватизм, и строптивость. Он либо полностью принимает все ценности родителей, или восстаёт против них. Он редко придерживается середины.

Старшие дети более функциональны, более ответственны, более традиционны и честолюбивы, чем родившиеся вторыми или третьими. Однако, появление в семье следующего ребёнка наносит старшему своеобразную травму – травму свержения с трона. Отныне он перестаёт быть единственным, и далее вынужден делить со своим сиблингом родительскую любовь. Тем не менее, у старших детей сохраняется потребность быть единственными, первыми и главными, поэтому они очень конкурентны. Например, в браке двух старших детей типичной проблемой может стать борьба за власть. Во взаимоотношениях с другими людьми старшие дети очень ответственны, они могут быть заботливыми, милыми, но с трудом будут принимать чужую помощь.

У младших – наоборот. Они привыкли, что о них все заботятся, за них всё решают, и типичной проблемой в браке младших детей может быть кризис принятия решения. Если в браке состоят два младших ребенка, то каждый может ждать, что другой о них позаботится и в результате никто не сдвинется с места.

Средний ребенок часто вырастает самым независимым от семьи. Ведь он всегда занимает «серединную» позицию. Он – и не первенец, и не самый младший. У него не только нет власти и привилегий самого старшего ребенка, но его не балуют и не любят как нового малыша. Средний ребенок будет скорее связан с людьми вне семьи. Эти люди могут легко оказывать на него влияние, и он с легкостью будет принимать их ценности.

Следует рассмотреть ряд других факторов, которые могут оказать влияние на развитие личности ребенка. При отсутствии других детей с мальчиком и девочкой могут обращаться как с двумя единственными детьми, и у них можно будет найти множество характеристик, присущих единственному ребенку. Аналогичным образом, когда дети рождаются с интервалом, превышающим шесть лет, то с ними могут обращаться как с единственными детьми.

Конечно, ни в коем случае не надо думать, что если ты родился младшим или старшим – твоя судьба предрешена. Но свои слабые и сильные стороны всегда бывает полезно знать.

Именно, исходя из семейной структуры, ребенок делает первые выводы о жизни, о своей собственной ценности в сравнении с другими, и испытывает первое чувство принадлежности или отторжения. В зависимости от интерпретации своей позиции он формирует уникальные отношения и поведение, которое служит способом найти место в группе.

1.2. Структура семьи

Традиционная модель семьи - это родители и дети. В настоящее время в наблюдается тенденция к росту числа детей, живущих с одним из родителей, обычно матерью, которая разведена, или овдовела, или никогда не была замужем.

В разведенных семьях около 90% детей живут с матерями, доля отцов, взявших детей на свое попечение, изменилась весьма незначительно за последние десятилетия. В связи с тем, что возросло количество разводов, число повторных браков также увеличилось. Когда разведенные родители вступают в новый брак, у детей возникает сложная сеть родственных отношений, куда входят не только отчим или мачеха, но и дети новых родителей, сводные сестры и братья, новые дедушки и бабушки и т. д.

Обследование матерей 18 и 38 лет показало, что последние больше удовлетворены рождением ребенка, проявляют к нему большее внимание. Дети матерей более старшего возраста, как интеллектуально, так и с точки зрения развития их познавательных способностей несколько опережают детей молодых родителей, даже если принять во внимание равный уровень образования родителей. Мужчины, впервые ставшие отцами после 30 лет, больше занимаются воспитанием ребенка, нежнее относятся к нему, чем мужчина до 25 лет.

Дети родителей-одиночек . Особенности развития, формирования личности ребенка будут зависеть от возраста и пола ребенка, причины отсутствия отца (развод, смерть), отношения матери, а также от того, могут ли старшие братья, сестры или другие родственники в какой-то мере заменить отца.

Мальчики гораздо острее девочек воспринимают отсутствие отца. В подобных семьях они меньше интересуются так называемыми мужскими занятиями и играми, чем мальчики, у которых есть оба родителя. Зачастую мальчики без отцов более задиристы и беспокойны. Особенно заметна разница между мальчиками в семьях с отцами и без них в первые годы жизни детей. Двухлетние дети, чьи отцы умерли еще до их рождения, живя с матерями-вдовами, были менее самостоятельны, проявляли тревожность и агрессивность в большей степени, чем дети, у которых были отцы. При изучении детей старшего возраста выяснилось, что поведение мальчиков, чье детство прошло без отцов, оказалось менее мужественным в сравнении с теми, у кого были отцы.

Поведение и личностные особенности девочек, выросших только с матерями, мало чем отличаются от тех, кто жил в полной семье, но в интеллектуальной деятельности, особенно в той, что связана с вычислениями, заметна разница. Дети, воспитывающиеся без отцов, часто хуже учатся, показывают более низкие результаты при проверке когнитивных умений, чем дети с обоими родителями; но частично это зависит также от доходов семьи и ее социального положения. Интересными представляются данные о том, что дети без отцов, как мальчики, так и девочки, лучше справляются с действиями на вербальном уровне, чем с математическими вычислениями. Взрослый мужчина, отец или отчим, воздействует на развитие у ребенка вычислительных способностей, возможно, потому, что мужские профессии часто связаны с овладением математическими дисциплинами, или оттого, что мужчины чаще используют математику в играх, помогают детям при выполнении уроков по математике.

Развод. Поскольку наиболее распространенной причиной возникновения неполных семей являются разводы, ученых последнее время интересует не просто проблема «отсутствия отца», но и происходящие перемены в семье после развода, а также приспособление ее членов к новой ситуации. Для всех членов семьи развод является сильным потрясением, нарушающим стабильность семейной среды, что отражается на поведении детей.

Последствия развода сильнее сказываются на мальчиках, чем на девочках. После развода родителей мальчики становились неуправляемыми, агрессивными, теряли самоконтроль, но одновременно проявляли несамостоятельность и тревожность. Их поведение, как в школе, так и дома было более инфантильным, чем у детей из полных семей. Эти особенности поведения проявлялись от двух месяцев до одного года после распада семьи, но к двум годам со времени развода многие трудности в поведении мальчиков сглаживались. У девочек подобная реакция возникала сразу после развода, но спустя два года их поведение не отличалось от поведения детей из полных семей.

Распад семьи, вызванный разводом, отрицательно влияет на отношения между родителями и детьми, особенно между матерями и сыновьями. В связи с тем, что родители сами испытывают нарушения эмоционального равновесия, им недостает душевных сил, чтобы помочь детям в момент, когда те особенно остро нуждаются в любви и поддержке. Исследования показали, что после развода родители проявляли меньше нежности к детям, не были слишком настойчивы в вопросах дисциплины, реже беседовали с детьми. Матери-одиночки испытывали трудности в создании нужного окружения для детей и контроле за их поведением.

С возрастом дети начинают все лучше разбираться во взаимоотношениях людей, у них оказывается более развитым чувство самоконтроля, в какой-то мере их не так, как прежде, задевают конфликтные ситуации в семье.

Характер эмоционального отношения родителей к детям: нежность, спокойная уверенность и внимание - может смягчить последствия супружеских конфликтов, имеет существенное значение для формирования личности ребенка независимо от того, с кем из родителей он остался.

На ребенка отрицательно воздействует не только сам развод, но и предшествующий разводу супружеский конфликт. Многие трудности, которые возникают в поведении детей после развода, в действительности начинаются задолго до него. Если после развода родители еще некоторое время продолжают открыто обсуждать при детях вопросы раздела имущества, порядок посещения детей, то подобная травмирующая детей ситуация вызывает у них озлобление, агрессию, чего нет в семьях, где разведенные родители сохраняют дружеские отношения.

Ссоры, атмосфера напряженности действуют на ребенка так же, как развод, резко отрицательно, но чем длительнее по времени разногласия в семье, тем сильнее их отрицательное влияние на ребенка. Длительные наблюдения показали, что поведение мальчиков из семей, где родители часто ссорились, было более агрессивным и вызывало больше нареканий, чем у мальчиков из распавшихся семей, которых наблюдали к концу второго года с момента развода. Влияние семейных неурядиц особенно очевидно, если родители ссорились на виду у детей; скрытые конфликты реже вызывали нежелательное поведение детей.

Мачеха и отчим . Несмотря на то, что еще живы образы из сказок - злые мачехи и жестокие отчимы, - появление их в семье часто благотворно влияет на детей. Мальчики, живущие с матерями, которые повторно вышли замуж, менее тревожны, больше ориентированы на социально одобряемое поведение, проявляют больше когнитивных умений, чем мальчики одиноких матерей. Влияние отчимов на девочек менее определенно.

Вновь выйдя замуж, матери нежнее и вместе с тем требовательнее относились к сыновьям, чем разведенные и не устроившие свою судьбу. Мать получает серьезную поддержку со стороны мужа в своих отношениях с ребенком, муж облегчает бремя ее нагрузок, материальных забот, она преодолевает одиночество, поэтому у нее появляется больше сил и времени для детей.

Вероятно, что дети лучше приспосабливаются к повторному браку родителей, будучи совсем маленькими или уже в юношеском возрасте, чем в подростковом возрасте. Исследование показало, что наиболее остро переживали изменения в составе семьи дети в возрасте от девяти до тринадцати лет. Положение осложнялось, если обе стороны, вступавшие в брак, приводили в новую семью собственных детей.

Глава 2. Особенности личности и характера

Рудольф Дрейкурс (3) отмечал, что особенности личности и характера развиваются благодаря соревнованию между братьями и сёстрами, что соревнующиеся дети наблюдают друг за другом, чтобы понять пути и средства, с помощью которых другой добивается успеха или терпит неудачу.

Там, где один из братьев добивается успеха, другой, в особенности следующий по возрасту за этим ребенком, может уступить; там, где один проявляет слабость и недостатки, другой может добиться успеха. Нет двух одинаковых детей, рожденных в одной и той же семье, которые выросли бы в одной и той же обстановке. И не существует двух детей, к которым родители относились бы или любили бы одинаково.

Возможно, они любят всех детей, но каждый ребенок занимает в их сердце разное место. Родители по-разному реагируют на первого второго или третьего ребенка, на мальчиков и девочек на красивых и невзрачных детей, на детей, которые активны и здоровы, и на детей, которые больны и пассивны. Кто-то по-разному относится к умным и к глупым детям, к детям с особыми талантами и к обычным детям.

С рождением каждого ребенка атмосфера меняется, поскольку меняются родители. Они приобрели опыт при воспитании первого ребенка, и теперь у них, вероятно, совершенно другое отношение к тому способу воспитания, которым они будут воспитывать следующего ребенка. Вероятно, в экономическом плане они стали более благополучны. Возможно, они переехали на новое местожительство, у них новые соседи, что оказало влияние на их мировоззрение и на то, каким образом они хотят воспитывать своих детей. Это обязательно окажет влияние на детей. Каждый новый ребенок всегда оказывает влияние на всех членов семьи. Если же этого не случается, то новый член семейной группы ощущает себя посторонним в этой семье.

______________________________

3) Хамитова И.Ю. Межпоколенные связи. Влияние семейной истории на личную историю ребенка. - www.psyinst.ru

2.1. Влияние родных братьев и сестер

Влияние родных братьев и сестер исключительно велико, особенно на детей в возрасте от двух до десяти лет.

Родные братья и сестры устанавливают определенные нормы поведения, представляют собой образцы для подражания, дают советы, к которым прислушиваются, и играют дополнительную роль во взаимоотношениях между детьми, благодаря которой обе стороны развивают и совершенствуют навыки общения: им поверяют свои тайны и находят в них опору в период эмоциональных стрессов.

В отношениях с братьями и сестрами дети учатся проявлять верность и взаимопомощь, но наравне с этим привыкают к ссорам, властности и соперничеству. Усвоенные в семье умения и навыки в области общения и человеческих отношений легко распространяются на отношения с другими людьми.

Родители больше занимаются первенцем, уделяют ему больше внимания, настойчивее поощряют его, чаще разговаривают с ним. Они также более требовательны к нему, ожидая от него многого. В семье у первенца обычно образцом для подражания являются в основном родители и учителя, в то время как у остальных детей - родители и старшие дети.

Младшие дети вынуждены принимать во внимание интересы и желания старших детей, чтобы общаться и ладить с ними. В отношениях со старшими младшие дети обретают необходимые социальные умения. Эти приобретенные в семье социальные умения младшие дети применяют в различных ситуациях вне семьи, и сверстники обычно расценивают младших детей как социально более приспособленных, более общительных и дружески настроенных; они легче воспринимают окружающих и менее требовательны к ним. Поэтому младшие дети пользуются большим расположением сверстников, чем первенцы.

Невыгодное положение старшего и младшего ребенка в семье также несет с собой ряд проблем. Конечно, у старшего ребенка должно быть больше обязанностей, но взрослым не следует забывать похвалить его, признавать его авторитет, что укрепит в нем чувство собственной значимости.

Проблемы, обычно, возникают там, где родители неразумно сравнивают детей друг с другом и говорят, что один из детей лучше, умнее, милее и т. п. Очень часто ссоры между братьями и сестрами родители пытаются решить так, что ответственность за них обычно сваливают на старшего ребенка, который, с их точки зрения, должен быть разумнее, который во всем, что бы ни случилось, бывает виноват. Если ребенка все время и не в его пользу сравнивают с его братом или сестрой, если вину постоянно сваливают на него, у него возникает чувство несправедливости, горечи, гнева против того, кто к нему так относится.

Драки между братьями и сестрами возникают очень часто. Когда дети маленькие, такие драки могут быть похожи на развивающие игры детенышей. На уровне действий, кинестетических ощущений ребенок учится отстаивать свою позицию, завоевывать свое пространство. Для детей постарше, четырех-пяти лет, драки становятся социальным явлением и обусловлены уже отношениями между членами семьи. В семьях, где родители не воюют друг с другом за «место под солнцем» или за «справедливость», где взаимоподдержка - норма, дети не дерутся. Поэтому родителям следует, прежде всего, научиться договариваться между собой, с другими людьми, со своими детьми. Тогда у детей будут образцы отношений, где драка - только способ защиты от агрессора.

В семье, где имеется несколько детей, ситуация бывает обычно более сложной, чем в семьях с одним ребенком. Однако эта сложность взаимоотношений в больших семьях имеет очень важное значение для социального созревания детей, а при определенных обстоятельствах способствует росту чувства удовлетворенности у родителей, благоприятно влияет на развитие их личности. Вырастая вместе со своими братьями и сестрами, ребенок приобретает много ценного для жизни: он учится взаимопомощи в процессе общения с существами, такими же слабыми и зависимыми, как и он сам, он привыкает не только брать, но и давать, учится учить других - тех, кто меньше и слабее его, он познает выгоды сотрудничества по сравнению с постоянным соперничеством и ссорами, он пользуется не только словом «я», но знает и слово «мы», учится делиться не только игрушками, а и вниманием со стороны взрослых, которое, несмотря на их любовь, не принадлежит теперь ему одному. Школа большой семьи - это отличная школа, где дети учатся не быть эгоистами.

2.2. Позиция родителей.

С рождением второго ребенка привилегии старшего брата или сестры ограничиваются. Старший ребенок должен теперь, зачастую безуспешно, завоевывать родительское внимание, похвалу, отстаивать свое преимущество. Когда мать появляется где-нибудь с двумя детьми, внимание окружающих бывает обращено большей частью на младшего ребенка.

Наблюдения, проведенные непосредственно в семьях, дали убедительные доказательства того, что родные братья и сестры даже в раннем возрасте - от 10 месяцев до 2 лет - проявляют широкое разнообразие чувств, каждый ребенок показывает вполне очевидное понимание того, как досадить другому или, наоборот, успокоить его.

Братья и сестры проводят вместе много времени, подражая друг другу, причем дети одного пола дружат и подражают друг другу чаще, чем дети противоположного пола. Подражание показывает, насколько дети внимательны друг к другу и является ли старший образцом для младшего. Тем не менее, двойственность чувств в отношениях между детьми в семье встречается весьма часто. Например, многие старшие дети, хотя и испытывают по отношению к младшим неприязненные чувства, могут объединиться с ними против матери. Двойственность чувств, неприязнь, поддержка и забота - все это вместе взятое может проявляться в поведении старших детей.

Отношение матери к каждому из детей сказывается на их отношениях друг с другом. Мать побуждает детей к дружбе, приглашает обсудить и принять решения по уходу за детьми, например задает вопрос: «Накормим малыша или пусть плачет? Как ты думаешь, что он хочет?» Такая позиция матери способствует большему сближению детей. Данные продолжительных исследований показывают, что дети последовательны в своих отношениях с младшими. Старшие дети, проявившие расположение к младшим в первые три недели их жизни, вели себя социально положительно по отношению к ним и тогда, когда малышам исполнялось 14 месяцев, те же, кто с самого начала отстранялся от появившихся в семье новорожденных, и в дальнейшем проявляли к ним отрицательное отношение.

Родители, которым приходится решать мелкие детские споры, должны вести себя дипломатично. Им следует обращать внимание детей и на то, что какие-то невыгодные стороны, связанные с существованием братьев и сестер, компенсируются многими выгодными моментами. Хуже всего, конечно, если споры между детьми перерастают в конфликт между родителями, которые начинают упрекать друг друга в неумении воспитывать, в слишком снисходительном отношении к ребенку, в результате внутри семьи возникают враждебные группировки. Родители, умеющие жить в мире и согласии, являются лучшей моделью хороших отношений между детьми. Итак, семейные отношения учат ребенка умению найти путь к сосуществованию с другими людьми в духе дружбы и сотрудничества.

Отношения детей дошкольного возраста в семье характеризуются тем, что старший стремится главенствовать, побуждая как к совместным полезным действиям, так и к непослушанию, протесту. Старшие мальчики чаще девочек применяют физическую силу, навязывая свое превосходство младшим. Старшие девочки более склонны к объяснениям, разрешая и младшим высказать свои соображения.

Старшие и младшие

Альфред Адлер (4) полагал, что дети, имеющие общих родителей, но отличающиеся по возрасту и полу, развиваются в разных условиях, даже если папа и мама никого из них не выделяют. Например, вам кажется, что отношение к старшему ребенку с появлением на свет младшего не изменилось.

__________________________

4) Дошкольник. Статьи по детской психологии. Второй ребенок: позиция родителей. - adalin.mospsy.ru

Вы уделяете ему столько же внимания, сколько и раньше. Вы не лишили его прежних привилегий. Не предъявляете к нему новых требований. Вы любите его ничуть не меньше, чем до рождения второго ребенка. Все это необходимые для гармоничного развития личности ваших сына или дочки условия.

Но, к сожалению, этого недостаточно. Главное, чтобы ребенок чувствовал, что родители его любят. Чтобы не только вы, но и ваш малыш знал, что по-прежнему нужен маме и папе. Родителям следует помнить, что решающую роль играет не сама реальная ситуация в семье, а то, как ее воспринимает ребенок. С этой точки зрения отрицательная реакция первенца на появление нового члена семьи вполне объяснима. Ведь у старшего ребенка гораздо больше причин для того, чтобы не любить младшего, чем для того, чтобы радоваться его рождению. Посудите сами, еще вчера он был главным членом семьи. Мама, папа и многочисленные бабушки и дедушки боролись за право заниматься его воспитанием. Родительская любовь, забота, игрушки - все принадлежало только ему. И вдруг в семье появляется младенец, который требует к себе столько внимания, что на первенца у родителей не остается ни времени, ни сил. Став старшей сестрой или старшим братом, ребенок перестал быть единственным.

Не желая мириться с таким положением вещей, первенец может вступить с «захватчиком» в борьбу. А поскольку «в любви все средства хороши», некоторым родителям приходится удивляться и огорчаться тем изменениям, которые происходят в поведении старшего ребенка после появления нового члена семьи. Их ласковый, послушный малыш вдруг начинает капризничать, требовать, чтобы папа и мама все внимание уделяли только ему, а не новорожденному, а иногда и обижает младшего (отбирает игрушки, дразнит, может ударить).

Если в семье больше двух детей, то старший и младший находятся в более благоприятном положении, чем средний. Конечно, младшего подавляет более опытный старший ребенок. Но зато малыша все опекают, балуют. Родители предъявляют к нему меньше требований, прощают те проступки, за которые наказали бы старшего. Конечно, первенец с рождением второго ребенка теряет статус единственного. Но взамен он получает роль «маленького папы» или «маленькой мамы»: теперь он наставник и руководитель. В отличие от старшего и младшего, средний ребенок не имеет четкой позиции в семье. С появлением третьего ребенка второй утрачивает статус «маленького», но не получает статуса «большого». Средний лишен привилегий самого старшего и самого младшего из детей.

Ответственность за то, как отношения между братьями и сестрами сложатся, лежит на родителях. К сожалению, они не всегда осознают серьезность этой проблемы. Мама и папа ожидают появления на свет второго малыша, любят его еще до рождения. И то, что старший обязательно полюбит младшего, считается само собой разумеющимся. Родители не представляют, что можно не любить родного братика (или родную сестренку). Ну а если уж дети равнодушно или даже неприязненно относятся друг к другу, то причиной этого родители готовы считать все что угодно, но только не собственные ошибки. «У них настолько разные характеры, что они просто не могут поладить», - объясняет психологу одна мама. «Все дело в том, что, несмотря на разницу в возрасте, они очень похожи. Поэтому их интересы постоянно сталкиваются, и они ругаются друг с другом», - говорит другая. Да, вполне возможно, характеры и интересы детей таковы, что, встретившись случайно, они не стали бы общаться. Но они дети одних родителей, а значит, обязательно должны стать друзьями. Однако наличие кровного родства не является достаточным условием для того, чтобы это произошло. Если вы хотите, чтобы ваши сыновья и дочки выросли любящими друг друга, вы должны им помочь.

2.3. Старшие дети и детская психология.

Старшие дети обычно наделены большей ответственностью, большими правами и обязанностями (в том числе правами наследования имущества, титула и статуса). Старшие дети – это продолжатели традиций: они ответственны, часто консервативны, стремятся к достижениям, беспокоятся за честь семьи и ее репутации.

Хотя самый старший ребенок может проявлять ряд черт характера, присущих единственному ребенку – поскольку в течение некоторого времени он и был единственным ребенком. Самые старшие дети обычно более честолюбивы и имеют более традиционные установки, по сравнению с родившимися вторыми или третьими. Появление в семье другого ребенка почти всегда несет угрозу для самого старшего ребенка. До появления второго ребенка самому старшему ребенку не было необходимости делиться с кем-либо родительским вниманием и заботой.

Одной из наиболее выделяемых черт характера старшего ребенка является его потребность быть первым всегда и во всем, чтобы ни в коем случае не уступить занимаемую позицию. Если ребенку не удается быть первым при помощи позитивного поведения, то он может попытаться остаться первым посредством негативного поведения, чтобы родители больше беспокоились о нем, чем о других детях. Многие из них считают, что обладают правом получать особое внимание и занимать особое положение в семье.

Но, в общем, самые старшие – хорошие дети, обладающие чертами характера и навыками, которые вызывают одобрение у взрослых.

Большинство исследований в этой сфере описывают поведение старшего ребенка в семье таким образом: первый ребенок часто стремится к совершенству во всем, на него можно положиться, он трудолюбив и организован, требователен, серьезен, ориентирован на достижения, придерживается буквы закона, верен своему слову, полагается на себя, хочет угодить всем. Ему уделяют неизмеримо больше внимания, чем другим детям, от него многого ожидают, родители поощряют его во всем, начиная с момента, когда в первый раз улыбнулся.

Любая из перечисленных характеристик может стать доминирующей в характере старшего ребенка в зависимости от воспитания.

А. Адлер (5) утверждал, что понять отдельного человека можно, только учитывая полный контекст той семейной атмосферы, в которой он рос, и что важным вопросом в рамках этого контекста является положение ребенка в структуре семьи, связанное с порядком рождения. В ходе развития семьи как группы возникают новые, отличные от прежних потребности, и удовлетворение этих потребностей распределяется между детьми в зависимости от порядка рождения. У двух любых детей стиль совладания с проблемой, возникающей при изменении ситуации в семье, никогда не совпадает. Адлер указывал, что потребности или запросы, влияющие на стиль жизни, соответствуют воспринимаемому порядку рождения конкретного ребенка

____________________

5) Дети в семье. Как влияет порядок рождения на характер и судьбу? - www.psynavigator.ru

Заключение

Особенности личности ребенка во многом зависят от того, является ли он старшим, младшим, средним или единственным ребенком в семье. Порядок рождения задает определенную модель, по которой он развивается.

Старший ребенок проходит в своем развитии три стадии:

1. Он - единственный, уникальный, находится в фокусе внимания родителей, в привилегированной позиции.

2. С рождением младшего ребенка ситуация резко изменяется. Если старшему к этому моменту нет 5-6 лет, то рождение брата или сестры может вызвать сильный стресс. Родители переключаются на малыша, старший ребенок теряет власть над ними. Здесь могут брать начало зависть и конкуренция между детьми, причем такая реакция первого ребенка на появление младшего сильнее, если второй ребенок одного с ним пола.

3. На третьей стадии ребенок находит выход из создавшегося положения. Решение выглядит так: «Любое дело я могу сделать лучше, чем малыш, я старше и умнее». Это решение старшего ребенка закрепляется поведением родителей: они понимают, что старшему уделяется слишком мало времени и внимания. Поэтому они говорят ему в свое оправдание, что по сравнению с малышом он уже достаточно умен, чтобы делать многое самому, без помощи взрослых.

Адлерианцы характеризуют старших детей как соблюдающих правила, стремящихся к совершенству, успеху и чаще всего достигающих его, а если нет, то бросающих начатое. Они добросовестны, серьезны, упрямы, ответственны, причем чувство ответственности может быть слишком высоким: вследствие этого старший ребенок иногда превращается в глубоко тревожную личность. Кроме того, старшие дети консервативны, они часто становятся хранителями семейной традиции и морали, которую пытаются распространить на весь окружающий мир.

Итак, старшему ребенку в семье обычно больше других детей свойственны ответственность, добросовестность, честолюбие. Он склонен брать на себя часть родительских функций, заботясь о младших, особенно в случае болезни или потери родителей. Он может чувствовать себя ответственным за семейное благосостояние, продолжение родовых традиций и часто развивает в себе лидерские качества.

Формирование личности ребенка зависит от соотношения возрастов, общего количества детей в семье, близости по возрасту к брату или сестре, а также от позиции родителей. По мере того как в семье появляются новые дети, структура семьи и взаимоотношения ее членов меняются.

Важно отметить, что чем меньше разница в возрасте между детьми, тем более выражены типичные характеристики старших и младших детей в силу их острой конкуренции и попыток найти свою «экологическую нишу» в семейной системе.

Первые дети - это нечто новое, непознанное и интересное для родителей, «подопытные кролики». Эти дети с самого начала получают от взрослых громадную заботу и внимание. Как правило, родители многого ждут от первенцев и относятся к ним с нежностью, но и наказывают их строже.

Список используемой литературы

1. Библиотека «Дети и подростки». Хамитова И.Ю. Межпоколенные связи. Влияние семейной истории на личную историю ребенка.- www.psyinst.ru

2. Дети в семье. Как влияет порядок рождения на характер и судьбу? - www.psynavigator.ru

3. Детская психология: первый, второй третий… самый младший.- www.det-sad.com/psishologi_06

4. Дошкольник. Статьи по детской психологии. Влияние порядка рождения на личность ребенка.- adalin.mospsy.ru

5. Дошкольник. Статьи по детской психологии. Второй ребенок: позиция родителей. - adalin.mospsy.ru

6. Немов Р.С. Психология. Учеб.: В 3 кн. Кн.1. Общие основы психологии - М.: Просвещение, 1995. - 576 с.

7. Современный ребенок: Энциклопедия взаимопонимания (под ред. Варги А.Я.) - М.: ОГИ Прагматика культуры, 2006, 640 стр.

8. Старший, средний, младший… Как влияют роли братьев и сестер на формирование личности? - art.thelib.ru

9. Столяренко Л.Д. Основы психологии (Серия «Учебники и учебные пособия»). - Ростовн/Д: Феникс, 2002. - 672с.

10. Фрейджер Р., Фэйдимен Д. Теории личности и личностный рост.- www.gumer.info/bibliotek_Buks

11. Энциклопедия ПСИХОЛОГИИ. Порядок рождения и личность.-

Стоит первенцу немного подрасти, и он все чаще начинает просить маму и папу родить ему «братика или сестричку». Но когда в семье появляется второй ребенок, у старшего находится больше поводов для тревоги, чем для радости. Как избежать ревности и помочь первенцу вместе с мамой и папой радоваться общению с новым членом семьи?

С рождением второго ребенка для первенца рушится привычная ему картина мира. За несколько лет он привык, что все внимание родителей, бабушек, дедушек и других членов семьи, даже гостей, приходящих в дом, направлено в первую очередь на него. Когда в доме появляется младенец, старший, если он недостаточно подготовлен к этому событию, сначала недоумевает. Почему вдруг все, вместо того чтобы играть и общаться, как обычно, с ним, все время и внимание отдают этому невесть откуда взявшемуся существу, которое не то что говорить не умеет, но вообще – только кричит и спит?

Если старшему ребенку не объяснять и не показывать, что мама и папа любят его по-прежнему, он может начать бороться за их внимание, сознательно и бессознательно. Последствия могут быть совсем нерадостными – от шалостей и непослушания до заикания и постоянных болезней. Но все это можно предотвратить.

Оптимальная разница в возрасте

Понятно, что обстоятельства бывают разными, но если есть возможность, лучше, чтобы вторая беременность (как и первая) была запланированной. И строить планы лучше грамотно. Идеальная разница между детьми – 3-4 года, ближе к 4 годам.

Тому есть свои причины. Когда разница между детьми совсем небольшая, например, рождаются погодки, это не только делает довольно сложной жизнь родителей, в первую очередь, мамы, но и влияет на развитие обоих детей. Младенцу до года мама нужна всегда, и чем больше времени они проводят вместе, тем лучше для ребенка. После года важным становится не только эмоциональный контакт и ощущение защищенности от близости мамы, но и общение с обоими родителями. Ребенок начинает говорить, ходить – следить за ним и уберегать с каждым днем все сложнее, а вопросов, на которые требуются ответы, становится все больше. Да, в этот момент ребенок еще недостаточно повзрослел, чтобы по-настоящему почувствовать ревность, но появление в семье нового малыша может привести к тому, что он не получит всего внимания и общения с родителями, которые ему необходимы. К тому же, когда дети немного подрастают, они начинают проводить очень много времени вместе, вместе расти и развиваться, почти как близнецы. Это может несколько затормозить развитие старшего ребенка: он будет «притормаживать», чтобы младший за ним «успел».

В два года малыш все еще эгоцентричен, но уже осознает себя настолько, чтобы болезненно воспринять изменение своего положения в семье. К трем годам в разгаре кризис. Вопросы «почему» и «отчего» ребенок выдает каждую минуту, постоянно стремится сам все потрогать, попробовать и понять. Уследить за ним в это время бывает сложно даже той маме, чье время отдано только одному ему. К тому же в этом возрасте малыш уже достаточно вырос, чтобы воспринимать себя отдельно от родителей, отмечать, сколько он получает их внимания и любви, и даже скрывать свои переживания. Но у него пока нет механизмов, чтобы адекватно перерабатывать то, что он переживает. Чаще всего, лишаясь доли привычного внимания и ощущая перемену отношения к себе, малыш, не умея реагировать по-другому и не имея опыта взглянуть на ситуацию «со стороны», винит в этом себя самого и начинает реагировать, чаще всего – бессознательно. Например, он вдруг, до этого росший и развивающийся нормально, может начать часто болеть – пусть и такой ценой перетягивая центр внимания семьи на себя.

Ребенок четырех лет уже может понять – при разумном объяснении, подкрепленном действием, – что мама любит его, даже если не находится с ним все время. Он во многом уже может заботиться о себе и даже помогать старшим с заботой о брате или сестре. Когда младший ребенок подрастет, им будет интересно играть вместе.

При разнице же в 6-7 лет и больше разрыв между детьми уже слишком велик, чтобы их интересовали общие игры и занятия. Психологи говорят: в ситуации, когда разрыв между детьми слишком большой, можно считать, что у вас не двое детей, а один и еще один. То есть, растут они по отдельности, и заниматься с ними родителям тоже придется по большей части отдельно с каждым.

Конечно, не стоит ориентироваться только на возраст. Старшему, сколько бы лет ему ни было, перед появлением младшего брата или сестры нужно объяснять все происходящее в семье. Причем начинать стоит еще до того, как в ней появится новый ребенок.

Готовимся к встрече с новым членом семьи

Соперничество между детьми начинается, когда младший еще «сидит в животе» у мамы. С этим моментом приходится сталкиваться в практике постоянно – родители же часто не думают об этом. Будучи беременной, мама уже не может поднимать малыша на руки, как раньше, не может лежать с ним, играть так, как он привык. Именно в эти моменты, еще до того, как младенец появится в доме, старший мальчик или девочка уже начинают чувствовать: «Что-то не так!», и тут же у ребенка появляется мысль, что все происходящее – «из-за него/нее».

Вообще, для ребенка это частый сценарий: изменения в семье, приводящие к уменьшению внимания к нему, считать своей виной. Скорее всего, он прямо не скажет об этом, но будет переживать. Поэтому лучше подготовить малыша к появлению брата или сестры заранее.

Уже во время беременности маме полезно разговаривать со старшим малышом, объясняя и рассказывая ему, что скоро в семье появится еще один ребенок, сестричка или братик, о котором он так мечтал. При этом не стоит обещать ему, что теперь у него всегда будет партнер для игр – при виде беспомощного младенца старший почувствует себя разочарованным и обманутым, ведь он рассчитывал совсем на другое. Чтобы ваш первенец лучше понимал, к чему готовиться, можно показать ему фотографии или видео, которые запечатлели в младенчестве его самого, и рассказать о том, каким он был несколько лет назад. Объяснить, что тогда он не умел ни ходить, ни говорить, ни играть, а сейчас всему научился, и сможет помочь родителям научить этому и малыша. Нужно, чтобы старший понял, что маленький будет играть с ним вместе, только это произойдет не слишком скоро. Можно показать ребенку книжки, где в картинках рассказывается о том, как проходит беременность, это поможет ему понять, что происходит с мамой, почему изменился ее внешний вид и поведение, почему она не может играть с ним, как раньше. Хорошо найти среди друзей и знакомых семью, где недавно появился младенец, и сходить к ним в гости вместе со старшим ребенком, чтобы он своими глазами увидел, какое забавное, милое и трогательное существо скоро появится в их семье.

Особое внимание стоит уделить ребенку, если маме на несколько дней надо лечь в больницу, для родов или по другой причине. Малыш, который привык не расставаться с матерью больше чем на 2-3 часа, может решить, что маму у него «отнимают» – реакция может быть самой разной, вплоть до заикания. Перед расставанием с мамой ребенка обязательно надо подготовить, особенно если такого не случалось до этого момента.

Смещение с «пьедестала»

Но как бы вы ни подготавливали старшего ребенка к появлению маленького, первое время в доме с новым членом семьи будет для него непростым. Представьте: рушится все то, к чему он привык за несколько лет своей жизни. При этом он вроде продолжает делать все как прежде – а ситуация изменилась, причем кардинальным образом. Он больше не самый маленький член семьи, вокруг которого сконцентрировано все внимание. На него могут даже махнуть рукой, забыть о нем на некоторое время. Малыш кричит – старшего отсылают в другую комнату, будто бы забывая о нем… В «лагерь взрослых» при этом его тоже не принимают по причине малолетства. Он будто бы был на неком пьедестале в семье, причем был все время, пока он себя помнит, – и вот его сместили с пьедестала, и непонятно, почему. Ребенок не понимает: как так? И может начать «перетягивать одеяло» на себя.

Старший может реагировать по-разному. Пусть родители не пугаются, если он начнет вновь просить пустышку, даже если давно от нее отказался, просить надеть подгузник, хотя надобности в нем уже нет, или как-то еще копировать поведение младшего, на время «превратившись в младенца». Это нормально. Лучше объяснить старшему разницу между ним и малышом, подчеркивая, как многому он успел научиться, не забыв похвалить его за все успехи и достижения. Хуже, если не получая должного внимания и любви в семье, ребенок пытается найти ее вовне – в дворовых компаниях, например. Друзья – это хорошо, но общения с родителями они не заменят.

Не получая привычного внимания, старший сын или дочь могут начать капризничать, вести себя агрессивно, высказывать недовольство по любому поводу, с ними становится тяжело договориться. Так ребенок показывает взрослым, что ему требуется внимание – и он его получает, пусть даже с помощью скандалов.

Главное – качество

С рождением малыша мама и папа уже не смогут уделять старшему ребенку столько же внимания, как прежде. Но тут важно не количество, а качество времени, которое с ним проводят.

Старший ребенок не виноват в том, что родители и мама в частности теперь больше заняты. Важно регулярно выделять старшему то время, которое будет посвящено только ему и никому больше. Час, пусть даже полчаса в день – но эти минуты мама должна проводить только со старшим ребенком. В это время ничто не должно вторгаться в их общение. Маму не должен отвлекать ни плач малыша, ни телефонные звонки, ни просьбы и вопросы других членов семьи. Это важно.

Может быть, на это время сможет помочь вернувшийся с работы папа, или бабушка с дедушкой. Главное, чтобы старший четко знал: есть «святое» мамино время, когда она принадлежит только ему и никому и ничему больше, и день за днем снова убеждался в этом.

Для такого общения хорошо подходит время перед сном. Дети часто не хотят идти в кровать, долго не засыпают. В эти моменты они, с одной стороны, эмоционально восприимчивы, а с другой – максимально открыты. Перед сном можно как разговаривать с ребенком, читать ему книги или рассказывать сказки, так и обсуждать произошедшее за день, в частности – его поведение. При этом к старшему ребенку нужно относиться уважительно. Даже оценивая его поведение, поступки, не стоит сравнивать его с младшим или с другими детьми. Такие сравнения приводят не к улучшению поведения, а к возникновению злости и даже желания причинить вред тому, с кем сравнивают. Лучше отдать это время знакам взаимной любви и доверия. Тогда ребенок спокойно уснет и поведение его смягчится.

Помощник, но не нянька

Самое главное – старшего малыша превратить в того, кто помогает маме опекать младшего, кто может чему-то научить брата или сестру. Но помните: при этом нянькой старший быть не обязан! Бывают случаи, когда мамы, вернувшись из роддома с младенцем, начинают воспринимать старшего ребенка как взрослого – на контрасте. Но 3 или 5-летний ребенок – не взрослый! Конечно, он старше, чем тот, кому еще не исполнилось месяца. Но он такой же ребенок. Появление маленького не значит, что старший вдруг резко вырос.

Надо помнить, что даже если старший сам высказывает желание помогать родителям с братом и сестрой, от этого он не превращается в няньку. Помощь в воспитании или уходе за младенцем не должна становиться для него обязанностью, иначе он будет находить в общении с маленьким не радость, а неудовольствие, и со временем может начать стремиться избегать его. Если же ребенок помогает с удовольствием, и у него все получается, надо не забывать его хвалить и поддерживать.

С чем идти к специалисту

Бывают и обратные случаи – когда мама с появлением малыша начинает слишком баловать старшего ребенка. Такое происходит, если у мамы есть большое, чаще всего необоснованное, чувство вины. Корни его могут лежать в детстве – например, если сама она когда-то оказалась в положении старшей дочери, не получавшей достаточного внимания. Теперь, задаривая ребенка и балуя его, она стремится уберечь его от того, что сама когда-то пережила.

Другая проблема – если родители, «закрутившись» с малышом, все же вовремя не вспомнили о старшем, и обнаружили, что поведение ребенка изменилось или что болезни следуют одна за другой, уже тогда, когда не замечать этого стало невозможно. В таких случаях стоит обратиться к специалисту. Профессиональные психологи знают все алгоритмы возникновения тех или иных сложностей, и нам проще найти причину и помочь решить возникшую проблему.

Чем проблема будет решена раньше, тем лучше. Даже если возможности постоянно посещать психолога нет, стоит сходить хотя бы на несколько приемов, как следует к ним подготовившись. Нужно быть внимательными к своему поведению и поведению ребенка. Если возникают необычные ситуации, вызывающие у вас беспокойство, лучше записывать, когда, при каких обстоятельствах, как и что произошло, и приходить в клинику с этими записями. Это поможет и сократить число визитов, и быстрее и безболезненнее решить проблему, и самим родителям стать внимательнее к себе и детям, что предотвратит новые сложности.

Вероника Казанцева, психолог-педагог, клинический психолог сети медицинских клиник «Семейная»: «Когда ребенок с родителями или мамой приходит ко мне в кабинет в клинику «Семейная», я провожу комплексную диагностику, ведь я – медицинский психолог. Для того чтобы понять, в чем причины проблем ребенка, нарушений поведения, очень хороши проективные методики, в частности, рисуночные тесты. По тому, как ребенок рисует человека, семью, какие он использует цвета в своих рисунках, можно понять очень многое. Попутно, даже если девочка или мальчик попали ко мне именно в связи с рождением брата или сестры, могут выявиться и другие причины проблем. Тесты помогают понять, почему у ребенка появляются трудности в школе или в детском саду, проблемы общения со сверстниками. Так можно докопаться до сути: что на самом деле скрывается за особенностями его поведения, и составить грамотную коррекционную программу, причем как для него, так и для родителей. Программу можно выстроить так, чтобы выполнять ее и в кабинете психолога в клинике, и дома».

журнал для родителей «Растим Ребенка», октябрь-ноябрь 2013

Когда появляется на свет ребенок, то рождается не только он - это лишь одна часть процесса, рождается также и мать. До этого она была обыкновенной женщиной; но благодаря родам она становится матерью. С одной стороны, рождается ребенок, с другой - рождается мать.

Мать и женщина коренным образом отличаются друг от друга, их разделяет гигантская пропасть. Вся жизнь женщины становится совершенно другого качества. До этого она могла быть женой, любимой, но неожиданно все это теряет былую важность...

Семейные взаимоотношения являются первоосновой развития человека и социализации личности. Семья – это первый и основной социальный институт, в который попадает человек. Все, что заложено семейными взаимоотношениями, предопределяет отношения с другими людьми, с окружающим социумом.

Как правило, тип взаимоотношений, сформированный в родительской семье, моделируется на свою семью.

В семейных отношениях между родителями и детьми важным выступает использование педагогических и психологических...

Любовь по духовным законам

Ревнивый муж

Возможно ли решение семейных проблем?

Существует ли у человеческого эмбриона душа?

Родственные отношения в духовном

Об абортах

Отношение религий и каббалы к деторождению и абортам

Роль Библии в формировании морального облика человечества

Вступление
Е. Литварь: Тема нашей сегодняшней беседы касается семьи, материнства, детей и их воспитания. О семье мы с Вами уже говорили, однако мы...

Ребенок в философском смысле: иметь или не иметь?

На сегодня это чрезвычайно актуальная вещь, потому что, казалось бы, еще 100 лет назад, и даже 50 лет назад вопрос «иметь или не иметь детей» в такой плоскости, как сейчас, никогда не стоял.

Неслучайно в Риме чернь, не способную к квалифицированному труду, называли пролесами (пролес, отсюда - пролетариат). Пролесы не умели производить ничего, единственное, что они умели делать - это производить детей. То есть в традиционном обществе, на...

Здравствуйте.
Наверно у меня банальная тема, почти такая же, как и в каждой 3-ей семье... Но есть и свои повороты, с которыми я сама не могу справиться и прошу Вашего совета.

Я один ребенок в семье, при чем довольно поздний, моим родителям уже было обоим за 30. Но проблема конечно не в этом. Между мной и моими родителями есть некая грань. Мы почти просто так не общаемся, несколько фраз за весь день... Думаю, это очень плохо с довольно близкими людьми.

А в особенности у меня нет доверия...

Высокие девушки заняты карьерой и заводят меньше детей, но не потому, что не могут найти партнеров. Чем выше женщина, тем слабее у нее материнский инстинкт и тем меньше ее умиляют дети, утверждают авторы нового исследования, Денис Деди из Университета Стерлинга и Мириам Ло Смит из Университета Сент-Эндрю.

По их данным, рослые женщины ставят себе высокие цели в карьере и придают меньше значения рождению детей, чем женщины среднего роста.

Высокие женщины ориентированы на меньшее количество...

Ребенок – мимоза

Дети не рождаются застенчивыми. Они рождаются общительными, любопытными и контактными, а вот застенчивыми их чаще всего делаем мы сами. Иногда – не по своей воле. Такое, например, случается с болезненным ребенком, который основное время проводит дома. Другой вариант – когда малыш растет в дефиците общения потому, что не ходит в сад, во дворе нет сверстников, а приглашать гостей дома не принято. Во всяком случае, ситуация, когда ребенок, выросший в доме, полном людей и детей...

Ребенку скоро шесть лет. Для родителей наступает горячее время. Пора ли отдавать его в школу? В какую школу? В частную? Государственную? В гимназию или обычную? Ближайшую к дому? Или пусть подальше, но получше? Как подготовить ребенка к школе?

Эти вопросы волнуют родителей, и правильно, что волнуют. Потому что в определенной мере это выбор судьбы для маленького человека.

Как учителю-профессионалу, на такие вопросы мне приходится отвечать довольно часто. Но прежде чем давать советы...


В то же время в ходе первых встреч мы стараемся проследить за всем: движениями, поведением, одеждой, внешним видом, манерой общения. Иными словами, в первые встречи происходит оценка человека.

Каждый в ходе первых свиданий испытывает определенный...

Расскажет, что следует учитывать родителям единственного ребенка.

Для человека семья - это самая ценная и главная группа в жизни, которая обеспечивает ему базовое условие полноценного развития и личностного благополучия.

Как и в любой системе, в семье каждый участник играет свою роль в семейном взаимодействии, где изначально определены: структура, правила, и даже стереотипные формы реагирования на внешний мир и на друг друга. Рассмотрим на примере сиблинговых позиций, *на чем же основана система взаимоотношенийв семье.

Уолтер Тоумен, наблюдая жизнедеятельность многих семей, обнаружил, что люди, занимающие сходные позиции в семье по порядку рождения, имеют весьма близкие психологические характеристики. Его исследования показали, что модели поведения людей при создании семьи во многом определяются тем, были ли они старшими, младшими или единственными детьми в родительской семье. Тоумен утверждает, что д ля счастливого брака важно, в какой мере в нем повторяется положение, которое каждый из партнеров занимал среди своих братьев и сестер в своей семье .

С иблинговые позиции

Сиблинговая позиция - это позиция в семье по порядку рождения ребенка среди . Очень важно, чтобы у будущих супругов был опыт общения с сиблингами противоположного пола в родительской семье. Например, если будущая супруга выросла в семье, где все дети были девочками, то вероятно, восприятие мужчин для нее будет чем-то непонятным и чужим. Если же муж и жена, занимают идентичное положение в родительской семье, они легче будут узнавать друг друга и быстрее достигнут взаимопонимания.

Сиблинговые позиции характеризуются количеством детей в семье, их полом, очередностью рождения. Основные сиблинговые позиции таковы:

  1. Единственный ребенок;
  2. Самый старший ребенок: это может быть - старший брат братьев, старший брат сестер, старшая из сестер и старшая сестра братьев;
  3. Самый младший ребенок: младший брат братьев, младший брат сестер, младшая из сестер и младшая сестра братьев;
  4. Средний ребенок;
  5. Близнецы: двое, трое, четверо.

Примечательно, что если разница между детьми составляет 5-6 лет, то тогда каждый из детей будет приближаться по своим свойствам характера к характеристикам единственного ребенка, при этом также будут оказывать влияние качества той позиции, к которой он ближе всего. И наоборот, чем меньше разница в возрасте, тем сильнее конкуренция между детьми.

Единственный ребенок

Единственный ребенок - это король на троне, все внимание мамы и папы, дедушек и бабушек, дядей и тетей безраздельно принадлежит ему одному.

Основные характеристики единственного ребенка

  • Как правило, единственный ребенок наследует характеристики родителя того же пола, но только до момента стресса или первых серьезных жизненных трудностей, которые проявят его собственные черты характера.
  • Это дети, которые сильно привязаны к маме с папой на протяжении всей своей жизни и испытывают трудности сепарации (разделения) в построении самостоятельной жизни. В связи с тесной привязанностью к родителям, ошибочно ищут в будущем супруге черты отца или матери: «М ы ищем в глазах партнера недостающего родителя » .
  • Единственный ребенок обычно комфортно чувствует себя в одиночестве, имеет более высокий уровень самооценки, чем старший ребенок, с меньшей потребностью и желанием контролировать других.
  • Единственный ребенок легко принимает помощь, в случае необходимости.
  • Это так называемые маленькие взрослые/ «маленький Профессор», или наоборот Большой ребенок.
  • Получая меньшую возможность общения и игры с другими детьми, единственный ребенок часто не знает, когда становится взрослым, как вести себя в интимных отношениях после женитьбы или когда живет с кем-либо.
  • Поскольку родители склонны возлагать большие надежды на своего единственного ребенка, он может стремиться к совершенству и бывает крайне расстроен, если не преуспевает во всем, чем занимается. Как результат, срабатывает драйв "Стремись к совершенству" и ребенок обесценивает свой труд.

Введение……………………………………………………………………….….3

Глава 1. Особенности воспитания и развития нескольких детей в семье.…....6

1.1 Взаимоотношения между старшими и младшими детьми ………….….....6

1.2 Соперничество – проблема в воспитании двух и более детей……….…..12

1.3 Особенности возрастной и половой градации……………………….……20

Глава 2 Методы и методики исследования взаимоотношений старших и младших детей в семье………………………………………………………….30

2.1 Изучение детских взаимоотношений…………………….………………...30

2.2 Исследование феномена детской ревности, как средства борьбы за внимание………………………………………………………………………….36

Заключение……………………………………………………………………….40

Список источников и литературы………………………………………………42


Введение

Его любят на несколько лет дольше. Один на один, трепетно и нежно. Именно рождение первенца делает взрослых мамами и папами. Сила первой любви к "наследнику" на время затмевает другие чувства и мысли, весь мир. Но почему-то когда ребенок был единственным, не так заметны промахи в его воспитании. Как внимательно прислушивались к советам других, как бережно копили личный опыт для "следующего раза"! Воспитание старшего - это всегда плод ошибок трудных, трудный выбор, практический опыт… и отчасти "первый блин".

Детство первого ребенка заканчивается тогда, когда рождается следующий" - поговаривают в народе. Быть может, оно просто переходит на качественно иной уровень? С рождением малыша старший некоторое время болезненно остро реагирует на "вторжение" на свою территорию. Его самая известная роль - страдальца: то и дело переспрашивает, кого больше любят, просит его поцеловать столько же раз, сколько и плачущего младенца, внимательно подсчитывая и "взвешивая" порции ласки.

Но время бежит быстро, и вчерашние "соперники" будут дружно выставлять вас за дверь, чтобы вы не мешали их играм.

Мама, родившая второго ребенка, безотчетно "записывает" старшего во Взрослые. И начинает, сама того не осознавая, ждать от него Понимания и Помощи. А старший вместо этого начинает конкурировать с маленьким, кто больше нуждается в маме и ее внимании, чем разбивает все мамины надежды хоть немного "облегчить" себе жизнь. Мама может не избежать и еще одной психологической "ловушки" - противопоставить "хорошего" маленького "плохому" старшему. Свойство человеческой психики делить мир на черное - белое. Однако "плохое - хорошее" играет в данном случае против самих родителей.

Взаимоотношения детей всегда имели важную роль при формировании общей атмосферы в семье. Возраст, пол, временной разрыв – все это имеет значение для определения социальных ролей сестер и братьев, но будут ли они заботливыми по отношению друг к другу или останутся непримиримыми врагами, зависит прежде всего от родителей, от степени их участия в воспитании.

Объект исследования – основа взаимоотношений старших и младших детей в семье.

Предмет исследования: условия позитивных взаимоотношений старших и младших детей в семье.

Цель работы: выявить особенности взаимоотношений старшего и младшего ребенка в семье.

Задачи исследования:

· Выявить особенности воспитания и развития нескольких детей в семье;

· Проанализировать взаимоотношения между старшими и младшими детьми;

· Рассмотреть проблему соперничества между детьми;

· Выявить значимость влияния пола и возраста на взаимоотношения между детьми;

· Проанализировать методы и методики исследования взаимоотношений старших и младших детей в семье;

· Дать анализ проблеме изучения детских взаимоотношений;

· Исследовать феномен детской ревности.

Первые экспериментальные исследования в области детских взаимоотношений были начаты в 1899 году, разработан опросник, выявляющий мнения родителей о наказании детей. В 30-е годы XX века отмечается быстрый рост исследований родительских установок. На сегодня в зарубежной психологии опубликовано более 800 исследований на тему детско-родительских отношений.

В отечественной психологии статистика более скромная, поэтому испытывается определенный дефицит информации по данной проблеме. Как справедливо указывают А.Г. Лидерс, О.А. Карабанова, А.С. Спиваковская и многие другие психологи, занимающиеся изучением психологической службы семьи, и на сегодняшний день сохраняется определенная потребность в методах диагностики детско-родительских отношений и со стороны родителей, и со стороны детей.

Интерес многих современных исследователей к сфере детско-родительских отношений объясняется значимостью роли взрослого для детского развития и в настоящий момент принято выделять когнитивный и эмоциональный компоненты этого взаимодействия ребёнок - взрослый. Гипотеза исследования. В семье позитивные взаимоотношения между детьми устанавливаются при условии:

1. позиция родителей основана на гуманности и любви ко всем детям в семье.

2. установление взаимного контакта основанного на той или иной социальной роли, занимаемой ребенком.


Глава 1. Особенности воспитания и развития нескольких детей в семье

1.1 Взаимоотношения между старшими и младшими детьми

В Англии говорят: «Вся история этой страны написана младшими сыновьями». При этом имеют в виду старинный закон (существовавший, кстати, и во многих других странах), согласно которому имущество, капитал и привилегии безраздельно доставались по наследству старшему сыну, а младшим приходилось самим устраивать свою судьбу. Понятно, что старшие больше стремились сохранить унаследованное, тогда как младшие искали для себя новые, порой рискованные предприятия и нередко в них преуспевали. Например, многие историки полагают, что подлинной причиной Крестовых походов - эпохального явления мировой истории - явился именно майорат - закон о неделимости наследства. И большинство рыцарей-крестоносцев составили младшие отпрыски, вынужденные искать свое счастье в богатых заморских землях. А в центре старой Риги по сей день сохранился Дом Черноголовых, украшенный рельефом св. Маврикия (который, по преданию, был мавром - чернокожим - и к тому же младшим сыном своих родителей). Этого святого избрало своим покровителем Братство Черноголовых - младших сыновей знатных семейств. Именно они во времена майората своими деловыми начинаниями обеспечили процветание Ганзы - союза балтийских торговых городов.

Научное объяснение этой тенденции недавно предложил британский исследователь Фрэнк Салауэй. Он, правда, вовсе не историк, а профессор психологии Гарвардского университета, потому и объяснение его сугубо психологическое. Салауэй полагает, что в любой семье на старшего ребенка родители вольно или невольно возлагают обязанности по опеке младшего, и поэтому ему приходится в какой-то мере выступать в роли хранителя традиционных родительских ценностей. В результате старшие дети, как правило, отличаются консервативностью, недостаточной гибкостью. Они стремятся сохранить существующий порядок вещей и противятся переменам. Младшие, наоборот, самой своей ролью в семейной иерархии побуждаются к новаторству и даже радикализму. По мнению британского психолога, именно младшим детям принадлежат революционные инициативы в науке и общественной жизни. Примеров тому - множество. Коперник, перевернувший представления о мироздании, был вторым из четырех детей в семье. Чарлз Дарвин - автор теории эволюции - был младшим из шестерых детей своих родителей. А вот Жорж Кювье, выступавший против эволюционного подхода, был перворожденным. В общественно-политической жизни Салауэй находит ту же картину.

Однако, как любая психологическая теория, гипотеза Салауэя не может убедительно объяснить многие противоречащие ей примеры и факты. Так, мало кто из ученых был столь революционен в своей области, как Ньютон, Эйнштейн или Фрейд. Однако все они - старшие сыновья. В.И. Ленин - крупнейший революционер ХХ века - действительно, младший сын, но следовал он все же примеру старшего брата Александра - заговорщика-террориста. И таких контраргументов можно найти немало.

Фрэнк Салауэй - сам третий сын у своих родителей и, судя по его выкладкам, должен быть склонен к радикализму. Похоже, он действительно кое-что преувеличил. Палитра личных склонностей и стремлений человека складывается под влиянием множества обстоятельств. Очередность рождения, вероятно, - не главный и уж наверняка не единственный фактор. Но нельзя не согласиться, что этот фактор играет определенную роль. Интересно - какую? К сожалению, психологические исследования этой проблемы весьма немногочисленны. Тем не менее, существует ряд вполне достоверных наблюдений, позволяющих сделать кое-какие выводы. Важно лишь подчеркнуть, что эти выводы носят довольно общий характер и к конкретному человеку приложимы в большей или меньшей степени.

Говоря о положении ребенка в семье, начать наверное следует с наиболее распространенной ныне ситуации, когда ребенок в семье - единственный. Фактически он оказывается и самым старшим, и самым младшим ребенком в семье. Но его положение - это не сумма их свойств, оно очень своеобразно. Для отца и матери он выступает единственным объектом их родительских чувств, всецело принимая на себя как симпатию, так и (что тоже не исключено) неприязнь. В единственном ребенке родители желают видеть свое продолжение, воплощение своих устремлений. Они всячески поощряют его познавательное развитие, радуются его успехам, и это стимулирует все новые достижения. Желая оправдать надежды родителей, единственный ребенок стремится к совершенству во всех своих начинаниях. Но это чревато и серьезной психологической проблемой, поскольку далеко не всем совершенство достижимо, а неизбежные неудачи воспринимаются очень болезненно.

Проблема состоит и в том, что, привыкнув к своему исключительному, «монопольному» положению, единственный ребенок с трудом изживает естественный детский эгоцентризм и зачастую до зрелых лет остается инфантильно сосредоточенным на собственной персоне. Поскольку он не привык к близкому общению с другими детьми, он порой не знает, как вести себя в межличностных отношениях. Ему бывает трудно понять нормальные изменения в настроении другого человека, так как единственной точкой отсчета он привык считать самого себя. Неудивительно, что единственные дети нередко бывают избалованными, капризными, чрезмерно требовательными.

В воспитании единственного ребенка родителям надо учитывать эти его особенности и стараться не культивировать в нем самососредоточенность и эгоцентризм. Важно ставить перед растущим человеком достаточно высокие, но не завышенные требования, помогать ему справляться с неудачами. Общение с близкими взрослыми - отцом и матерью, бабушками и дедушками - для нормального развития личности совершенно необходимо, но недостаточно. Надо, чтобы ребенок с малых лет приобретал опыт общения со сверстниками, иначе впоследствии ему трудно будет уживаться с людьми.

Старший ребенок некоторое время занимает в семье положение единственного. Впоследствии, когда для него уже стала привычной такая привилегированная позиция, однажды появившийся новорожденный вдруг отвлекает от него внимание родителей. Причем родительское внимание даже не делится надвое, а по большей части адресуется младшему. Если к этому моменту первенцу еще не исполнилось пяти лет, появление в семье второго ребенка становится для него травмирующим переживанием. После пяти-шестилетнего возраста старший уже не так зависим от родительского участия, многие его интересы выходят за рамки отношений с родителями. Поэтому его права меньше ущемляются «пришельцем».

Когда второй ребенок другого пола, негативная реакция первого не столь драматична, поскольку отсутствует прямое сравнение и соперничество.

Если старший ребенок того же пола, что и младший, то он изо всех сил старается быть хорошим в глазах родителей, чтобы они продолжали любить его, как прежде или по крайней мере сильнее, чем новорожденного. Родители неосознанно поощряют эти старания, давая старшему понять, что он (она) больше и умнее новорожденного, хотя свое внимание уделяют преимущественно малышу. Таким образом, у старшего поощряют рассудительные и логичные высказывания, продуктивные и целесообразные действия, а это не может не сказаться на всем его умственном развитии. Широкомасштабное тестирование выявило, что старшие дети в целом имеют более высокий коэффициент интеллекта, чем их младшие братья и сестры. Из этого явно следует, что интеллект не столько наследуется от родителей, сколько формируется соответствующими условиями воспитания (ведь генетически братья и сестры очень схожи; различаются лишь родительские требования и ожидания).

Отец и мать также надеются, что старший ребенок будет подавать хороший пример младшему и примет участие в уходе за ним. В результате старший обычно приобретает многие родительские качества: он умеет быть наставником, способен принимать на себя ответственность и выполнять роль лидера. Груз этой ответственности порой оказывается для маленького человека слишком тяжел: у него формируется повышенная тревожность. Он все время стремится к совершенству, опасаясь ошибиться и расстроить родителей (а впоследствии - и других людей, преувеличивая их авторитет).

Ориентация на высокие достижения обычно приводит к тому, что старший ребенок меньше склонен к играм и больше - к серьезным занятиям, к которым он относится очень добросовестно. Из-за привычки рассчитывать только на свои силы и идти своим путем, а также из-за чрезмерной серьезности старшие дети порой испытывают трудности в приобретении друзей. Они обостренно чувствительны ко всякой критике, которую часто расценивают как унижение. Но и сами бывают чересчур критичны и нетерпимы к чужим ошибкам.

Родителям необходимо помнить: появление в семье второго ребенка для первенца событие не столько радостное, сколь драматичное. Ведь его собственная роль резко меняется, а требования к нему возрастают. Поэтому надо позаботиться, чтобы такая перемена не стала слишком уж резкой, а требования - чрезмерными. Роль хранителя семейных традиций не вполне по силам маленькому человеку. И если он все же всецело примет ее на себя, то рискует стать слишком консервативным. Хорошо, когда старший помогает в воспитании младшего. Но нельзя забывать, что и сам он еще мал и нуждается в родительской заботе. Особенно - в ситуациях, чреватых стрессом, поскольку он к ним обостренно чувствителен.

Младший ребенок, как и единственный, оказывается, избавлен от психической травмы в связи с появлением новорожденного. Для всей семьи он - малыш. Причем с этим ощущением он может жить очень долго, сохраняя некоторый инфантилизм даже в зрелые годы. Он привыкает ожидать от жизни только хорошего и поэтому оказывается великим оптимистом. Ему уделяется основное внимание и прощается больше, чем другим. Родители, неосознанно сопоставляя возможности старшего и младшего, ожидают от младшего ребенка гораздо меньше и поэтому оказывают на него меньшее давление. Это не самым лучшим образом сказывается на его познавательном и личностном развитии. Нередко он лишен самодисциплины и сталкивается с трудностями в принятии решений. Даже во взрослой жизни младший ребенок продолжает ожидать, что другие - например, супруг или супруга - возьмут на себя груз его проблем.

Тем или иным образом младший всю жизнь старается догнать старших, но преуспеть может только благодаря своим собственным склонностям, избрав совершенно иное поле деятельности и жизненный стиль. С малых лет он понимает, что в столкновении с более сильным старшим ребенком агрессивностью ничего не добьешься, и поэтому вырабатывает у себя ценные коммуникативные навыки - умение согласовывать, договариваться, идти на компромисс. Наверное, именно по этой причине младшие дети более популярны среди сверстников, имеют больше друзей и умеют ладить с людьми.

К рождению младшего ребенка родители подходят, как правило, более спокойно, поскольку опыт воспитания старшего сгладил многие их опасения и тревоги. Но это чревато и снижением требовательности, и как следствие - недостаточной стимуляцией развития младшего.

Как это ни покажется странным, наиболее проблематична роль среднего ребенка в семье. Он не имеет возможности обрести роль лидера, уже монополизированную первенцем, но и освоиться в роли опекаемого малыша, рожденного последним, тоже не успевает. Исследования, проведенные на многодетных семьях, показали, что любимцами родителей являются, как правило, либо старший, либо младший ребенок, но почти никогда - средний. Он вынужден постоянно соперничать как с более сильным и умелым старшим, так и с беспомощным и зависимым младшим. Лишенный привилегий того и другого, он с детства свыкается с несправедливостью жизни, а это порой приводит к возникновению заниженной самооценки. Стремление походить то на старшего, то на младшего при водит его к большим трудностям в самоопределении. В результате в зрелом возрасте средние дети менее способны проявлять инициативу, меньше других заинтересованы в достижении успеха. Вместе с тем средние дети умеют хорошо вести дела с разными людьми, поскольку были вынуждены научиться ладить со всеми. Поэтому они дружелюбны и, повзрослев, стремятся выбрать профессию, требующую умения вести переговоры, тактичности и не слишком большой напористости.

Вместе с тем, недостаток внимания, который испытывает в семье средний ребенок, иногда заставляет его проявлять себя неожиданным, даже не слишком благовидным способом с единственной целью - привлечь к себе интерес близких. Многие нарушения в поведении средних детей устраняются отнюдь не пресечением их шалостей и дерзостей, а возмещением дефицита внимания со стороны родителей.

Во всех приведенных описаниях намечены лишь некоторые общие тенденции, которые не обязательно должны полностью воплотиться в том или ином ребенке. Но их, несомненно, следует иметь в виду, чтобы избежать возможных деформаций в развитии. Самое важное, что надо запомнить родителям, сколько бы у них ни было детей, - каждый ваш ребенок - единственный, и достоин уникального отношения к себе как к личности.


Опросника родительско-детских отношений было выявлено намного меньше, чем корреляций показателей интеллекта младшего сиблинга со шкалами этого опросника. При исследовании взаимосвязей между шкалами опросника родительско-детских отношений с показателями поленезависимости/полезависимости детей было выявлено, что стиль родительского отношения практически никак не влияет на тип когнитивного стиля...




Сексуальности (t = 1,56), подавление агрессивности (t = 1,8), чрезмерное вмешательство в мир ребенка (t = 1,8) и исключение внесемейных влияний (t = 1,96) наблюдается тенденция. Результаты представлены в таблице №7. Таблица 7. Результаты исследования родительско-детских отношений в полных и неполных семьях по методике PARI (средние показатели в баллах) № Название признака Родители из...

Неблагополучной семьи выражены такие качества как замкнутость, эгоизм, страх, отклоняющее поведение. Глава 2. Технологии социально-педагогической поддержки развития младших школьников из неблагополучной семьи. 2.1 Проблемы детей младшего школьного возраста из неблагополучной семьи Деформация личности под влиянием семьи, ее психологической неустойчивости начинается с раннего детства. ...

Между собой людей. Чем меньше семья, тем больше у нее шансов сплотиться на эмоциональной основе и успешно сотрудничать в решении общесемейных проблем". Раздел№3. Главные условия воспитания детей в семье 3.1 Семейный климат Воспитание в широком смысле этого слова - это не только умышленное воздействие на ребенка в моменты, когда мы его поучаем, делаем замечания, поощряем, браним или...

Похожие публикации