Родителям первоклассников: ТОП вопросов первого года обучения в школе. Памятки по выполнению домашних заданий

Советы психолога родителям первоклассников

Первый год обучения в школе - очень сложный и важный период и для самих родителей, так как именно в этот период закладываются основы взаимоотношений с ребенком на долгие годы обучения. Ребенку требуется помощь, а родителям - терпение и понимание.

1. Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Активно слушайте ребенка.

2. Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.

3. С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.

4. Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением. Учение - это нелегкий труд.

5. Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться - это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.

6. Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить.

7. Безусловно, принимайте ребёнка - любите его не за то что он красивый, умный, способный, отличник, помощник и так далее, а просто так, просто за то, что он есть!

9. Оценивайте объективно возможности и способности своего ребенка: не сравнивайте его с другими детьми, не ругайте в присутствии других детей. Все проблемы можно решить наедине.

11. Обнимайте ребенка не менее 4-х, а лучше по 8 раз в день. Когда вы обнимаете ребенка, он чувствует себя защищенным и любимым.

12. Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.

Быть родителем - особое искусство.

Родители лучше всех знают своего ребенка, а значит, первыми смогут прийти на помощь, если у него возникнут проблемы в учебе.

ПЕРВЫЙ КЛАСС - ЭТО СЕРЬЕЗНО

Советы психолога

ПЕРВЫЙ РАЗ В ПЕРВЫЙ КЛАСС!

Поступление в школу – чрезвычайно ответственный момент для ребенка.

Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни.

Свойственные дошкольникам беспечность, беззаботность, погруженность в игру сменяются жизнью, наполненной множеством требований, обязанностей и ограничений: теперь ребенок должен каждый день ходить в школу, систематически и напряженно трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя, заниматься на уроке тем, что определено школьной программой, прилежно выполнять домашние задания, добиваться хороших результатов в учебе...

    Не допускайте, чтобы ребенок скучал во время занятий. Если ребенку интересно учиться, он учится лучше. Интерес – лучшая из мотиваций, он делает детей по-настоящему творческими личностями и дает им возможность испытывать удовлетворение от интеллектуальных занятий

    Старайтесь показывать необходимость каждого знания

    Связывайте новые знания с уже усвоенными, понятыми

    Повторяйте упражнения. Развитие умственных способностей ребенка определяется временем и практикой. Если какое-то упражнение не получается, сделайте перерыв, вернитесь к нему позднее или предложите ребенку более легкий вариант

    Не проявляйте излишней тревоги по поводу недостаточных успехов и малого продвижения вперед

    Будьте терпеливы, не спешите, не давайте ребенку задания, значительно превышающие его интеллектуальные возможности

    В занятиях с ребенком нужна мера. Не заставляйте ребенка делать упражнение, если он без конца вертится, устал, расстроен. Постарайтесь определить пределы выносливости ребенка и увеличивайте длительность занятий каждый раз на очень небольшой отрезок времени

    Избегайте неодобрительной оценки. Никогда не подчеркивайте его слабости в сравнении с другими детьми. Формируйте у него уверенность в своих силах

    Постарайтесь не воспринимать занятия с ребенком как тяжелый труд, радуйтесь и получайте удовольствие от процесса общения, никогда не теряйте чувства юмора.

ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ ПЕРВОКЛАССНИКА

    Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.

    Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.

    Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.

    Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.

    Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками.

    Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка ("Молодец!", "Ты так хорошо справился!") способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.

    Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.

    С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.

    Учение - это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.

Вчера лишь тебе говорили - малыш,

Порой называли - проказник.

Сегодня уже ты за партой сидишь,

Зовут тебя все - Первоклассник!

Серьезен. Старателен.

Впрямь - ученик! Букварь.

За страницей - страница.

А сколько вокруг

Замечательных книг...

Великое дело - учиться!..

Р.Фархади

РОДИТЕЛЯМ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

В жизни каждой семьи однажды наступает радостный и вместе с тем волнительный момент: подросший малыш, с новеньким ранцем за спиной и огромным букетом в руке, отправляется первый раз в первый класс.

И конечно, в каждой семье, где растут дети, перед взрослыми встает целый ряд вопросов: что такое "готовность к школе"? Как и когда, начинать готовить ребенка к школе? Какую школу выбрать?

Давайте, остановимся на этих вопросах и попытаемся получить на них краткие ответы.

ЧТО ТАКОЕ "ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ"?

В понятии "готовность к обучению е школе" выделяют три взаимосвязанных компонента:

ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ - оценкой этого компонента, как правило, занимаются медицинские работники, которые осуществляют проверку по трем основным критериям:

    физическое развитие - длина тела (рост стоя и сидя), масса тела и окружность грудной клетки;

    биологический возраст - количество прорезавшихся постоянных зубов, достижение определенных пропорций тела соответственно возрасту;

    комплексная оценка состояния здоровья - распределение детей по пяти "группам здоровья" (начиная от детей без каких-либо функциональных отклонений с хорошим физическим развитием, заканчивая детьми, имеющими существенные отклонения в состоянии здоровья, исключающие возможность обучения в массовой школе).

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ИЛИ ЛИЧНОСТНАЯ ГОТОВНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ

Данный вид готовности подразумевает готовность ребенка к новым формам общения, новому отношению к окружающему миру и самому себе, которые обуславливает сама ситуация обучения в школе. Известно, что в момент поступления в школу ребенок попадает в новые социальные условия и постепенно начинает занимать новую общественную роль "Я - ученик".

Смена обстановки, ведущего вида деятельности (с игры на учение), смена социальной роли может привести к переживанию ребенком "Кризиса 7-ми лет". Как он проявляется?

Дети, как правило, становятся трудновоспитуемыми; мы, как будто, не узнаем наших "послушных" малышей; в поведении ребенка проявляется много негативизма, упрямства, строптивости, своеволия, ревности, грубости по отношению к взрослым; или совсем наоборот, дети, которые в детском саду считались задирами, болтушками и драчунами в период кризиса могут стать тихими и незаметными.

Как помочь ребенку преодолеть кризис 7-ми лет?

Прежде всего, помните, что кризисы - это явления временные, они проходят, их просто нужно пережить. Вспомните себя, когда у вас ничего не получается, все валится из рук и, конечно, вам не хочется, чтобы в эти моменты близкие вас ругали или в чем-то обвиняли.

Ребенок - такой же человек, только маленький! Не спешите ругать его, или указывать на ошибки и неудачи, постарайтесь спокойно выяснить причину, помогите ребенку отдохнуть от произошедшей неудачи. Например, можно вместе пойти погулять или поиграть во что-нибудь, можно притвориться сказочным героем, который пришел на помощь, или просто приласкать и взбодрить своего любимого сына или дочку.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ

Данный вид готовности представляет собой сложное образование и охватывает все стороны психики ребенка, в частности, он подразумевает готовность к усвоению учебного материала.

В качестве базовых составляющих психологической готовности к началу обучения в школе можно выделить следующие:

    уровень развития психических процессов (мышления, внимания, воображения, восприятия, памяти),

    уровень развития мелкой моторики руки (в том числе и графические навыки),

    уровень развития связной речи,

    эмоционально-волевую готовность (умение контролировать свои действия, следуя инструкциям взрослого, и т.п.).

Важно знать и помнить, что окончательно психологическая готовность ребенка к обучению в школе развивается в процессе самого обучения.

Родителям надо рассказать о школе с положительной стороны. Им необходимо описать как там здорово, сколько всего нового и интересного можно будет узнать, какие интересные занятия будет проводить педагог.

Пусть родитель расскажет, что именно в школе малыш научится писать, читать, считать. Именно там он познакомится не только с новыми людьми, но и с разными видами животных, с отважными героями и т.д.

Распорядок дня

Родителям малыша необходимо будет провести планирование каждого дня. Если ребенок будет жить по режиму, то он будет спокоен и уверен в завтрашнем дне.

Кроме того, такой план дня не только хорошо скажется на нервной системе ребенка, но и научит его правильно организовывать и распределять свое время, чтобы можно было выполнить максимальное количество дел.

Дополнительное образование

Для ребенка, кроме основного образования, можно найти еще и дополнительное. Это могут быть кружки и секции по интересам малыша. Поэтому важно учитывать его мнение. Начинать ходить в такие учреждения лучше со второй четверти, когда ребенок уже окончательно освоится в школе.

В современном мире, у родителей очень мало свободного времени, они много работают. Поэтому некоторые дети остаются в «группе продленного дня» или «школе полного дня».

Такое серьезное решение принимается всей семьей. Родителям важно объяснить ребенку почему они вынуждены принять это решение, с чем это связано. Тогда ему будет проще смириться с неизбежным, а родители избегут обид со стороны малыша. Тем более, что школьник будет думать, что решающее слово все равно было за ним и он сам сделал выбор.

Начинать оставлять малыша в школе продленного дня надо не раньше середины первой четверти. К этому времени, ребенок освоится в школе и почувствует себя чуточку взрослее, чем был. Кроме того родителям можно взять отпуск на этот период или воспользоваться помощью родственников.

Внимание к учебе

Родителям надо уделять огромное внимание учебе школьника, но не только со стороны успеваемости, но и со стороны событий. Беседы на эти темы сблизят школьника и родителей и помогут выработать доверительные отношения.

Если ребенок в чем-то расстроил своих родителей, плохо себя вел или еще что-то, то мама и папа не должны откладывать разговор на завтра, он должен состояться сразу после поступка. Это необходимо для того, чтобы ребенок осознал все свои ошибки и признал свою вину. Кроме того, дети этого возраста хотят ровняться на своих родителей, поэтому их мнение так важно для школьников.

Родителям нужно проводить много времени с ребенком

То время, которое родитель проводит вместе с ребенком очень ценно. Ведь это укрепляет родственные связи, действует на школьника развивающее и познавательно. Достаточно 34 часов в неделю для того, чтобы этого времени хватило для малыша. Ученые доказали, что дети, которые проводят с родителями столько, или же больше, времени более развиты, у них улучшена дисциплина и ни более качественно воспитаны.

Опасность возникает, когда родители проводят со школьником восемнадцать и менее часов. Для того чтобы правильно решать конфликты, необходимо объективно посмотреть на ситуацию и оценить поведение каждого члена семьи.

Также тревожным моментом может быть все время изменяющееся мнение школьника об одном и том же объекте. Эта нестабильность связана с периодом адаптации к школе. Она пройдет со временем.

Родители должны уделять достаточное внимание и терпение для того, чтобы помочь школьнику в разные периоды его жизни.

Выслушивайте его рассказы о школе, задавайте уточняющие вопросы. И помните: то, что кажется вам не очень важным, для вашего сына или дочери может оказаться самым волнующим событием за весь день! Если ребенок увидит ваш интерес к его делам и заботам, он обязательно почувствует вашу поддержку. Слушая его внимательно, вы сможете понять, в чем малышу нужна ваша помощь, о чем следует поговорить с учительницей, что реально происходит с ребенком после того, как вы прощаетесь с ним у дверей школы.

Совет второй: ваше положительное отношение к школе и учителям упростит ребенку период адаптации.

Спросите любого знакомого первоклассника, какая у него учительница. В ответ вы, скорее всего, услышите, что она самая лучшая, самая красивая, самая добрая, самая… Для первоклассника учительница становится одним из самых главных взрослых в жизни. В первые месяцы в школе учительница затмевает и маму и папу. Мудрым поступком будет поддержать эту «влюбленность» ребенка и не ревновать. Сотрудничайте с учителями вашего ребенка, предлагайте помощь, проявляйте активность. В классе с активными родителями, как подмечено, теснее и лучше отношения между детьми, интереснее жизнь, больше праздников и походов.

Даже если лично у вас, как родителей, есть какие-то вопросы к учителям, вам кажется, что что-то нужно делать по-другому, все трения должны остаться между взрослыми. Иначе ребенок будет вынужден разрываться между любовью к родителям и авторитетом учителя. Очень вредны негативные или неуважительные высказывания о школе и учителях «в семейном кругу», это значительно усложнит ребенку адаптационный период, подорвет спокойствие ребенка и уверенность в заботе и согласии между важными для него взрослыми людьми.

Совет третий: ваше спокойное отношение к школьным заботам и школьной жизни очень поможет ребенку.

Видя родителей спокойными и уверенными, ребенок почувствует, что бояться школы просто не нужно. Одна бабушка плакала, собирая внука с утра в школу. Она гладила его по голове, бегала между портфелем и одеждой и причитала: «Куда же мы тебя отпускаем! Тебя же там целый день кормить не будут! Как же ты там один без меня будешь!» И так каждое утро в течение месяца. Встречали мальчика из школы так, будто он только вернулся живым с войны.

Родители мальчика заметили, что ре6енок начал «бояться школы». Основную работу провели с бабушкой. Ее пригласили на целый день школьных занятий, она присутствовала на всех уроках, завтракала вместе со всем классом, зашла в школьную раздевалку, медицинский кабинет, спортивный зал…

Кстати, гордость мальчика не была уязвлена присутствием в классе бабушки. Ему пообещали, что он расскажет одноклассникам, что это его бабушка, только если захочет сам. После этого дня бабушка поняла, что внук растет и теперь школа ему по плечу. Очень быстро прошли страхи и у самого ребенка.

Совет четвертый: помогите ребенку установить отношения со сверстникам и чувствовать себя уверенно.

Особенно ваша помощь понадобится, если ребенок не ходил до школы в детский сад. В этом случае он не привык к тому, что внимание взрослых распределяется сразу между несколькими детьми. Хвалите ребенка за общительность, радуйтесь вслух его новым школьным знакомствам. Поговорите ним о правилах общения со своими ровесниками, помогите стать вашему ребенку интересным другим. Учите его новым играм, чтобы он мог показать их друзьям. Пригласите одноклассников вашего ребенка к вам домой - простое чаепитие, а маленький хозяин научится принимать гостей.

Не стоит «подкупать» внимание школьных товарищей вашего ребенка дорогими игрушками и одеждой. Так ваш ребенок не научится быть нужным другим сам по себе. Ваш сын или дочь может столкнуться с завистью и неодобрением одноклассников.

Уверенный в себе, общительный малыш адаптируется к любой ситуации быстрее и спокойнее.

Совет пятый: помогите ребенку привыкнуть к новому режиму жизни.

Ребенок привыкает к школе не только психологически, но и физически. Многие дети в первом классе впервые сталкиваются с необходимостью вставать в одно и то же время с утра. На протяжении 3-6 часов школьного дня ребенок активно учится. В шесть-семь лет такая нагрузка равна напряженному рабочему дню взрослого человека. С началом школьного обучения резко увеличивается нагрузка на нервную систему, позвоночник, зрение, слух ребенка.

Если до этого вы не придерживались режима дня, то постарайтесь мягко ввести его Ваша дочь или сын нуждается в регулярном, продолжительном сне. Помогите школьнику научиться засыпать в одно и тоже время. Не заставляйте ребенка сразу садиться за уроки. Ребенку нужно время, чтобы отдохнуть. Это полезно и для самого процесса обучения. Мозг использует время отдыха, чтобы «уложить новые знания на нужные полочки». Ребенку, как и нам, после рабочего дня нужен кусочек тишины и отдыха. Позаботьтесь о здоровье вашего ребенка, так как в первые месяцы школьного обучения огрехи в режиме дня будут сказываться более серьезно, чем раньше.

Совет шестой: мудрое отношение родителей к школьным успехам исключит треть возможных неприятностей ребенка.

Многие мамы и папы так хотят гордиться своими детьми и так беспокоятся об их отметках, что превращают ребенка в приложение к школьному дневнику. Школьные успехи, безусловно, важны. Но это не вся жизнь вашего ребенка.

Школьная отметка - показатель знаний ребенка по данной теме данного предмета на данный момент. Никакого отношения к личности ребенка это не имеет. Хвалите ребенка за его школьные успехи. И помните, никакое количество «пятерок» не может быть важнее счастья вашего ребенка.

Давайте постараемся, чтобы самые первые шаги, сделанные каждым малышом в школьном мире, были для самого ребенка и членов его семьи радостными и уверенными!

Share Tweet Google Plus

Ваш ребенок пошел в школу. Но не считайте, что в школу пошли вы. У вас много дел и без этого.

Не старайтесь увидеть в ребенке десятиклассника. Будьте готовы, что учеником он станет спустя некоторое время. Парта, ранец, тетради еще не делают из него ученика.

Уважайте новую жизнь ребенка. Теперь уже не вы решае­те, с кем он сидит за одной партой, какими должны быть его взаимоотношения с учительницей и одноклассниками. Все это теперь его собственные уроки жизни, которые, по­верьте, важнее школьного расписания.

Меньше отвечайте за его пребывание в школе и больше - за пребывание дома. Дом теперь приобретает для ребенка го­раздо большее значение, чем раньше.

Старайтесь не демонстрировать возможностей ребенка пе­ред сверстниками. Важнее, чтобы он почувствовал себя рав­ным другим, хотя бы в первом классе.

Попробуйте запомнить имена учителей, одноклассников, их родителей. Иногда это может оказаться важным в самых неожиданных обстоятельствах.

Старайтесь не входить в магазины и не делайте побочных дел по дороге в школу. Беседуйте с ребенком, спрашивайте об уроках, которые сегодня предстоят. То есть проявляйте ува­жение к школе как самому важному делу вашего ребенка.

На первых порах просите ребенка «подсказать» вам как, дойти до дома. Советуйтесь: а что, если мы пройдем по другой улице? Ребенку важно, проведя несколько часов в школе, почувствовать пространство. Просто побыть в дви­жении.

Дойдите с ребенком до одной или двух соседних школ. Он должен ощущать, что его школа не единственная.

Помогайте ребенку поддерживать связь с его дошкольной жизнью. Зайдите вместе с ним в детский сад, чтобы поздо­роваться с воспитателями, рассказать о школе. Дайте пока­чаться на качелях. Загляните в гости к кому-то из соседс­ких детей, с кем ваш ребенок дружил до школы.

И еще! Человек, который пошел в школу, преисполнится достоинства, если у него появится собственный будильник, который он с вечера сам поставит на определенное время.

И еще очень важно - уважение к миру ребенка. Не загля­дывайте в ранец без его ведома. Он должен быть уверен, что отныне без его разрешения никто не будет трогать вещи, принадлежащие ему.

Хорошо бы завести тетрадь для ежедневных записей или рисунков. В этой тетради он сможет описывать каждый свой день (хотя бы одно событие). Благодаря этой возмож­ности появится опыт размышлений о себе и своей жизни.

ВМЕСТЕ С РОДИТЕЛЯМИ

Поступление в школу - переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни. Свойственные дошкольникам беспечность, беззаботность, погруженность в игру сменяются жизнью, наполненной множеством требований, обязанностей и ограничений: теперь ребенок должен каждый день ходить в школу, систематически и напряженно трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя, заниматься на уроке тем, что определено школьной программой, прилежно выполнять домашние задания, добиваться хороших результатов в учебной работе и т.д.

В этот же период жизни, в 6–7 лет, меняется и весь психологический облик ребенка, преобразуется его личность, познавательные и умственные возможности, сфера эмоций и переживаний, круг общения.

Свое новое положение ребенок не всегда хорошо осознает, но обязательно чувствует и переживает его: он гордится тем, что стал взрослым, ему приятно его новое положение. Переживание ребенком своего нового социального статуса связано с появлением «внутренней позиции школьника» (Л.И. Божович).
Наличие «внутренней позиции школьника» имеет для первоклассника большое значение. Именно она помогает маленькому ученику преодолевать превратности школьной жизни, выполнять новые обязанности. Это особенно важно на первых этапах школьного обучения, когда осваиваемый ребенком учебный материал объективно однообразен и не слишком интересен.

Многие из сегодняшних первоклассников являются весьма искушенными в учебных занятиях еще до прихода в школу.

Усиленная подготовка к школе, посещение дошкольных лицеев, гимназий
и т.д. зачастую приводит к тому, что поступление в школу утрачивает для ребенка элемент новизны, мешает ему пережить значимость этого события.

В поддержании у первоклассника «внутренней позиции школьника» неоценимая роль принадлежит родителям. Их серьезное отношение к школьной жизни ребенка, внимание к его успехам и неудачам, терпение, обязательное поощрение стараний и усилий, эмоциональная поддержка помогают первокласснику почувствовать значимость своей деятельности, способствуют повышению самооценки ребенка, его уверенности в себе.

НОВЫЕ ПРАВИЛА

Многочисленные «можно», «нельзя», «надо», положено», «правильно», «неправильно» лавиной обрушиваются на первоклассника. Эти правила связаны как с организацией самой школьной жизни, так и с включением ребенка в новую для него учебную деятельность.
Нормы и правила порой идут вразрез с непосредственными желаниями и побуждениями ребенка. К этим нормам нужно адаптироваться. Большинство учащихся первых классов достаточно успешно справляются с этой задачей. Можно согласиться с мнением ряда психологов, что здоровый, любознательный, верящий в себя и умеющий строить взаимоотношения с другими людьми ребенок без серьезных проблем включается в школьную жизнь.

Тем не менее начало школьного обучения является для каждого ребенка сильным стрессом. Все дети, наряду с переполняющими их чувствами радости, восторга или удивления по поводу всего происходящего в школе, испытывают тревогу, растерянность, напряжение. У первоклассников в первые дни (недели) посещения школы снижается сопротивляемость организма, могут нарушаться сон, аппетит, повышаться температура, обостряться хронические заболевания. Дети, казалось бы, без повода капризничают, раздражаются, плачут.

Период адаптации к школе, связанный с приспособлением к ее основным требованиям, существует у всех первоклассников. Только у одних он длится один месяц, у других - одну четверть, у третьих - растягивается на весь первый учебный год. Многое зависит здесь от индивидуальных особенностей самого ребенка, от имеющихся у него предпосылок овладения учебной деятельностью.

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ЗРЕЛОСТЬ

Включение в новую социальную среду, начало освоения учебной деятельности требуют от ребенка качественно нового уровня развития и организации всех психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления), более высокой способности к управлению своим поведением.

Однако возможности первоклассников в этом плане пока еще достаточно ограниченны. Это во многом связано с особенностями психофизиологического развития детей 6–7 лет.

По данным физиологов, к 7 годам кора больших полушарий является уже в значительной степени зрелой (что и обеспечивает возможность перехода к систематическому обучению). Однако наиболее важные, специфически человеческие отделы головного мозга, отвечающие за программирование, регуляцию и контроль сложных форм психической деятельности, у детей этого возраста еще не завершили своего формирования (развитие лобных отделов мозга заканчивается лишь к 12–14 годам, а по некоторым данным - лишь к 21 году), вследствие чего регулирующее и тормозящее влияние коры оказывается недостаточным.

Несовершенство регулирующей функции коры проявляется в свойственных детям особенностях эмоциональной сферы и организации деятельности. Первоклассники легко отвлекаются, неспособны к длительному сосредоточению, обладают низкой работоспособностью и быстро утомляются, возбудимы, эмоциональны, впечатлительны.
Моторные навыки, мелкие движения рук еще очень несовершенны, что вызывает естественные трудности при овладении письмом, работе с бумагой и ножницами.

Внимание учащихся 1-х классов еще слабоорганизованно, имеет небольшой объем, плохо распределяемо, неустойчиво. У первоклассников (как и у дошкольников) хорошо развита непроизвольная память, фиксирующая яркие, эмоционально насыщенные для ребенка сведения и события его жизни. Произвольная память, опирающаяся на применение специальных приемов и средств запоминания, в том числе приемов логической и смысловой обработки материала, для первоклассников пока еще не характерна в силу слабости развития самих мыслительных операций.

Мышление первоклассников преимущественно наглядно-образное. Это значит, что для совершения мыслительных операций сравнения, обобщения, анализа, логического вывода детям необходимо опираться на наглядный материал. Действия «в уме» даются первоклассникам пока еще с трудом по причине недостаточно сформированного внутреннего плана действий.

Поведение первоклассников (в силу указанных выше возрастных ограничений в развитии произвольности, регуляции действий) также нередко отличается неорганизованностью, несобранностью, недисциплинированностью.

Став школьником и приступив к овладению премудростями учебной деятельности, ребенок лишь постепенно учится управлять собой, строить свою деятельность в соответствии с поставленными целями и намерениями.

Родители и учителя должны понимать, что поступление ребенка в школу само по себе еще не обеспечивает появления этих важных качеств. Они нуждаются в специальном развитии. И здесь необходимо избегать довольно распространенного противоречия: с порога школы от ребенка требуют того, что только еще должно быть сформировано.

Известный отечественный психолог Л.И. Божович писала по этому поводу: «Ни один учитель никогда не потребует от школьников решения таких арифметических задач, решению которых он предварительно их не научил. Но многие учителя требуют от учащихся организованности, прилежания, ответственности, аккуратности и пр. и в то же время не заботятся о том, чтобы предварительно дать детям соответствующие умения и навыки и воспитать у них соответствующие привычки».

Первоклассники, уже перешагнувшие семилетний рубеж, являются более зрелыми в плане психофизиологического, психического и социального развития, чем шестилетние школьники. Поэтому семилетние дети, при прочих равных условиях, как правило, легче включаются в учебную деятельность и быстрее осваивают требования массовой школы.

Первый год обучения определяет порой всю последующую школьную жизнь ребенка. В этот период школьник под руководством взрослых совершает чрезвычайно важные шаги в своем развитии.

Многое на этом пути зависит от родителей первоклассника.

ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

  • Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.
  • Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.
  • Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.
  • Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.
  • Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения.
  • Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка («Молодец!», «Ты так хорошо справился!») способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.
  • Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.
  • С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.
  • Учение - это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.

Советы родителям первоклассников

Правило №1

Никогда не отправляйте ребёнка одновременно в 1 класс и музыкальную школу, какую-то секцию или кружок (лучше это делать за год или во 2 классе). Самое начало школьной жизни является стрессом для 6-7 летних детей. Если ребёнок не будет иметь возможность гулять, отдыхать, делать уроки без спешки, у него могут возникнуть проблемы со здоровьем, может начаться невроз.

Правило №2

Помните, что ребёнок может концентрировать внимание не более 10-15 минут. Поэтому, когда вы с ним будете делать уроки, через каждые 10-15 минут необходимо прерываться и давать малую физическую разрядку (например, попрыгать 10 раз)

Правило №3

Компьютер, телевизор и любое занятие, требующее большой зрительной нагрузки, должны продолжаться не более часа в день – так считают врачи офтальмологи и невропатологи во всём мире.

Правило №4

Больше всего на свете в течении первого года обучения ребёнок нуждается в поддержке. И если вы хотите, чтобы из него вырос спокойный и уверенный в себе человек, обязательно хвалите его, чтобы за постоянными упрёками ребёнок не потерял веру в себя.

Несколько коротких правил

1.Показывайте ребёнку, что его любят таким, каков он есть, а не его достижения.

2.Нельзя никогда, даже в сердцах, говорить ребёнку, что он хуже других.

3.Следует по возможности честно и терпимо отвечать на любые вопросы ребёнка.

4.Старайтесь каждый день находить время побыть наедине со своим ребёнком, особенно если в семье есть младшие дети (например, посадить на колени, расспросить о делах)

5.Учите ребёнка свободно общаться не только со сверстниками, но и со взрослыми.

6.Не стесняйтесь подчёркивать, что вы им гордитесь.

7.Будте честны в оценках своих чувств к ребёнку.

8.Всегда говорите правду, даже если это не выгодно для вас.

9.Оценивайте только поступки, а не самого ребёнка.

10.Не добивайтесь успеха силой. Принуждение есть худший вариант нравственного воспитания.

11.Признавайте права ребёнка на ошибку.

12.Ребёнок относится к себе так, как относятся к нему взрослые.

13.И вообще, хоть иногда ставьте себя на место ребёнка.

Экипировка будущего первоклассника

Одна из важных проблем для родителей будущих первоклассников – как экипировать своего ребёнка.

Гигиенисты правильно считают, что детской одежде следует быть лёгкой, мягкой, рационально сконструированной.

Самочувствие ребёнка в большой степени зависит от свойств материалов, из которых изготовлена одежда, особенно первый слой, контактирующий с кожным покровом. Лучшие ткани для изготовления детского белья – хлопчатобумажные. Возможны также натуральный шёлк и шерсть, а из синтетики – вискоза. Изделия из нейлона, капрона и других искусственных волокон желательно исключить.

Не менее важно правильно подобрать обувь ребёнку. Стопа ребёнка, образованная хрящами, может легко деформироваться, поэтому обувь не должна её сжимать, нарушая крово- и лимфообращение, препятствуя естественному росту ноги. Покупая обувь, помните: длина следа должна быть больше стопы – в носочной части, перед пальцами необходим припуск в 10 мм. Важное значение для правильного развития и роста ноги имеет подошва. Небольшой каблук обязателен. Его высота для дошкольников составляет 5-10 мм, для школьников 8-12 лет – не менее 20 мм.

Не последнее место в экипировке будущего первоклассника занимает вопрос о том, в чём носить школьные принадлежности. Что выбрать: портфель, сумку с плечевым ремнём или ранец? Наш совет – ранец или модный у детей и подростков рюкзачок. Ранец или рюкзачок на спине позволяет равномерно распределять нагрузку, освобождает руки. Выбирая покупку, обращайте внимание не только на красоту и яркость. Лучше выбрать лёгкий, прочный, с водоотталкивающей пропиткой или покрытием ранец (рюкзак). Подкладка должна быть из легко моющегося материала. Очень важно, чтобы задняя стенка была плотной, хорошо прилегающей к спине, «держала» позвоночник, не давая ему искривляться. Плечевые ремни должны регулироваться по длине, ширина их не должна быть менее 3,5-4 см.

Требования, предъявляемые к развитию речи ребёнка

  1. Умение правильно произносить все звуки речи различать их на слух.
  2. Умение употреблять разные части речи точно по смыслу.
  3. Использовать в речи синонимы, антонимы, существительные.
  4. Умение отвечать на вопросы и задавать их.
  5. Умение составлять рассказы (по плану, предложенному взрослыми).
  6. Умение находить лишний предмет, дать ответ, почему он лишний.
  7. Уметь правильно употреблять предлоги в словосочетаниях и предложениях (в, на, по, под, за, у, без, до, для, из, к, над, с, из-за, из-под и др.).
  8. Иметь представление о сезонных явлениях природы.
  9. Уметь правильно объединять предметы в группы по общим существенным признакам (посуда, одежда, обувь, головные уборы, мебель, транспорт, домашние животные, дикие животные, животные, птицы, рыбы, цветы, деревья, овощи, фрукты и др.).
  10. Знать домашний адрес, фамилию, имя, отчество родителей

Уважаемые родители!
Попробуйте сами проверить, готов ли Ваш малыш к обучению.

МОЖЕТ ЛИ ВАШ РЕБЁНОК:

1. Объяснить с помощью слов, чего он хочет, то есть не показывать пальцем, а сказать: куртка, конфета, цыплёнок?
2. Изъясняться связно, например: «Покажи мне…»?
3. Понимать смысл того, о чём ему читают?
4. Чётко выговаривать своё имя?
5. Запомнить свой адрес и номер телефона?
6. Писать карандашами или мелком на бумаге?
7. Нарисовать картинки к сочинённой истории и объяснить, что на них изображено?
8. Пользоваться красками, пластилином, карандашами для творческого самовыражения?
9. Вырезать ножницами (с тупыми концами) фигуры по линиям?
10. Слушать и следовать полученным указаниям?
11. Быть внимательным, когда кто-то с ним разговаривает?
12. Сосредоточиться хотя бы на 10 минут, чтобы выполнить полученное задание?
13. Радоваться, когда ему читают вслух или рассказывают истории?
14. Проявлять интерес к окружающим предметам?
15. Ладить с другими людьми?

НАВЫКИ ПЕРВОКЛАССНИКА

К моменту поступления в школу, дети должны уметь самостоятельно:

  1. Мыть руки с мылом после игр (особенно с животными), после прогулок и посещения туалета, перед едой;
    2. Умываться утром после сна и утренней гимнастики, вечером перед сном;
    3. Причёсываться (своей расчёской);
    4. Мыть ноги перед сном тёплой водой;
    5. Утром и вечером чистить зубы;
    6. При приёме пищи: сидеть правильно (прямо, не класть локти на стол, не болтать ногами), не разговаривать, пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой, ножом) и салфеткой, тщательно пережёвывать пищу;
    7. Пользоваться носовым платком;
    8. Быстро одеться, раздеться, убрать постель;
    9. Содержать в чистоте и порядке игрушки и книги;
    10. Содержать в чистоте и порядке одежду и обувь;
    11. При входе в помещение вытирать обувь;
    12. Переодеваться в домашнюю одежду и обувь;
    13. При необходимости своевременно обращаться за медицинской помощью.

РОДИТЕЛЯМ ПЕРВОКЛАССНИКОВ НА ЗАМЕТКУ

Обычно до поступления ребенка в школу мы ожидаем очень многого. Нам кажется, что с первого сентября ребенок, как по волшебству, изменится, станет настоящим первоклассником. Он будет с удовольствием ходить в школу, делать уроки, читать книги, интересоваться учебой, а не игрой. Но что же происходит в реальности? Никаких волшебных изменений с ребенком не происходит. И 2 и 10 и 20 сентября он остается все тем же вчерашним дошкольником. Ребенок изо всех сил старается соответствовать нашим требованиям, но у него это не всегда получается. И к стрессу первых школьных дней прибавляется тревога не выполнить родительские наставления, обмануть ожидания взрослых.

Важно, чтобы мы понимали: невозможно стать школьником в один прекрасный момент. Должно пройти время, прежде чем малыш станет настоящим школьником. Адаптация (привыкание к новым условиям) ребенка к школе занимает не один день и не одну неделю, это процесс длительный и сложный, в котором принимают участие все участники педагогического процесса (учителя, родители, ребенок).

В младшем школьном возрасте большие изменения происходят в познавательной сфере ребенка. Память приобретает ярко выраженный познавательный характер. В младшем школьном возрасте идет интенсивное формирование приемов запоминания. От наиболее примитивных приемов (повторение, внимательное длительное рассмотрение материала) в более старшем возрасте ребенок переходит к группировке, осмыслению материала.

В области восприятия происходит переход от непроизвольного восприятия ребенка-дошкольника к целенаправленному произвольному наблюдению за объектом, подчиняющемуся определенной задаче. Поэтому нужно учить детей рассматривать объект, нужно руководить восприятием.

Учебная деятельность способствует развитию воли . В школе вся деятельность по своему характеру является произвольной. Учение всегда требует известной внутренней дисциплины. В этом возрасте формируется способность сосредоточивать внимание на малоинтересных вещах.

Наиболее существенные изменения можно наблюдать в области мышления , которое приобретает абстрактный и обобщенный характер. Выполнение интеллектуальных операций маленькими школьниками связано с трудностями.

В психическом развитии человека очень многое определяется тем, насколько он управляет своими руками. Причем зависимость эта очень сложная: развитие центральной нервной системы позволяет ребенку соотнести то, что он видит и слышит, с направлением и траекторией движения, которое он осуществляет, а совершенствование движений рук, в свою очередь, ускоряет развитие речевого центра головного мозга и, следовательно, способствует умению говорить.

Родители должны постоянно тренировать движение пальцев рук ребенка, чтобы тот учился хорошо и правильно говорить. С другой стороны, тренируя пальчики своего ребенка, вы тем самым облегчаете овладением письмом . В начальный период обучения дети встречаются с трудностями при овладении навыками письма: детям тяжело писать, появляется боль, дрожь в кистях рук, они плачут, нервничают. Уже на самых первых этапах обучения письму у детей возникает неудовлетворение, а у родителей огорчении. На них обрушиваются бесконечные напоминания: правильно держи ручку, тетрадь, следи за посадкой, наклоном букв. И наступает момент, когда появляется и быстро растет нелюбовь к письму. Какие обычно у детей возникают проблемы с моторикой пальцев? Слабо развиты мелкие мышцы руки, несовершенна координация движений. Зрительные, и двигательные анализаторы, которые непосредственно участвуют в восприятии и в воспроизведении букв и их элементов находятся на разной стадии развития. Кроме того, дети с трудом ориентируются в пространственных характеристиках. Каждый родитель имеет возможность оценить тонкую моторику своего ребенка и потренировать ее, если обратит внимание на то, как рисует ребенок.

Для того, чтобы развивать пальцы ребенка, родителям настоятельно рекомендуется проводить и разучивать с детьми:

  • игры с пальчиками;
  • пальчиковые игры с палочками и цветными спичками;
  • пальчиковые игры со скороговорками;
  • пальчиковые игры со стихами;
  • физкультминутка, пальчиковую гимнастику;
  • пальчиковый алфавит;
  • пальчиковый театр;
  • театр теней.

Также необходимо:

1 рисовать красками различными способами: кистью, пальцем, свечей, зубной щеткой;

2 лепить с использованием природного материала;

3 делать аппликации;

4 конструировать из бумаги (искусство оригами).

Для того, чтобы развить графическую моторику рук, рекомендуется:

1 рисование по трафаретам;

2 рисование по фигурным линейкам;

3 штриховка;

4 работа в тетрадях, выполнение графических упражнений.

Таким образом, при поступлении ребенка в школу изменяется и отношение ребенка к миру, меняется восприятие мира, меняется отношение взрослых к ребенку. Именно поэтому самым близким человеком, который способен помочь ребенку в этот кризисный период является – родитель. Родителям необходимо в этот период быть особенно внимательными и оказывать ребенку психологическую и педагогическую поддержку.

В возрасте 6-7 лет у ребенка начинается новый и сложный период в его жизни – учеба. Конечно, сначала дети с нетерпением ждут то время, когда они впервые переступят порог школы. Однако, как обычно позднее замечают родители, у ребенка могут появиться сложности, как с учебной деятельностью, так и с отношениями в классном коллективе. И в силах мам и пап помочь любимому чаду, чтобы школа не была для него наказанием. Именно поэтому мы расскажем о том, что нужно знать родителям первоклассников, чтобы помочь своему ребенку в трудностях, связанных со школой.

Отдавая малыша в первый класс, родители должны осознать, что тяжелее всего приходится именно детям. Первоклассники испытывают огромный психологический стресс. Ведь их жизнь претерпевает колоссальные изменения: появляется учитель, который предъявляет определенные требования, новый коллектив, и новая деятельность, которая не всегда приятна. Не удивительно, что кроха быстро устает. К тому же и дома ребенку необходимо делать домашние задания. А если и родители требуют от ребенка завышенных результатов, учеба воспринимается как тяжелая повинность. Чтобы избежать этого и помочь малышу, примите во внимание советы психолога родителям первоклассников:

  1. Не только детям нужно быть готовым к школе, но и родители должны быть готовы к тому, что их ребенок пойдет в школу. Единожды решивши отдать чадо в школу, не отступайтесь и не сомневайтесь.
  2. Составьте для первоклассника четкий и следуйте ему. После школьных занятий предоставьте ребенку несколько свободных часов для своих игр, лучше на свежем воздухе. А затем займитесь выполнением домашнего задания, не откладывая его на вечер, когда сосредоточенность и восприятие нового снижается. Лучшее время для занятий - 16-17 часов.
  3. Дайте ребенку проявить свою самостоятельность, но всегда будьте рядом. Такие рекомендации родителям будущих первоклассников означают, что при выполнении домашнего задания нельзя делать уроки за ребенка или стоять у него, что называется, над душой. Позвольте ему самому решать задачи. Но при обращении к вам за помощью, обязательно помогите крохе. Будьте терпеливы и спокойны!

Для преодоления адаптационного периода родителям следует создать дома благоприятную обстановку. Для этого.

Похожие публикации