Функции нуклеарной семьи. Психология семейных отношений

Патриархальная семья

Светлая горница, большой стол, за которым собирается вся семья. Дедушка ставит самовар, бабушка начинает наливать чай. Сначала мужу, потом старшему сыну, младшему сыну, невестке, внукам. Детский щебет, мужские разговоры, улыбки и сдержанный смех - кто бы не хотел побывать за таким чаепитием? Когда-то это было обыденностью, но нуклеарная семья все изменила. В отличие от патриархальной, она, во-первых, мала, во-вторых, ограничена в эмоциональном опыте, и в-третьих, дает свободу и уединение. И хотя вышеописанная картина может у многих вызвать умиление, немногие захотят жить в таком большом семействе. Задумаемся, почему большая часть людей 20-21-го веков строят нуклеарные семьи? Основами патриархального дома являлись традиции и следование им. Невестка, приходя в дом семьи мужа, должна была подчиниться свекрови и установленным обычаям. Это требовало от нее смирения, внимательности, трудолюбия, готовности выполнить любое поручение старших. Теперь не было ее личных проблем, а были общие. Хорошо, когда свекровь была женщиной ласковой и понимающей. А если нет? Жизнь могла превратиться в ад, но с такой же вероятностью можно было обрести благополучие. Пребывание в такой семье означало исключение частной, личной жизни. В то же время бесценный жизненный опыт передавался из поколения в поколение, дети учились послушанию, помогали старикам. Все вышеперечисленное далеко не исчерпывает описание традиционной семьи, но дает понимание о противоречивости ее влияния на личность. С одной стороны, формируется коллективизм, с другой, нет места никакому индивидуализму.

Такой тип семьи господствует в современном обществе и представляет собой максимум два поколения людей, связанных родственными узами. Малая нуклеарная семья состоит из супругов, в большую также входят дети. Часто взаимоотношения в ней строятся на демократической основе. Она дает возможность построить свое личное домашнее пространство без оглядки на существующие предписания. Но данные статистики неумолимо свидетельствуют о меньшей прочности такой ячейки общества. Количество разводов растет с каждым десятилетием. Мало того, многие люди, живущие вместе, не регистрируют свои отношения. Общественное мнение становится второстепенным, главное - личный комфорт. Самопожертвование и смирение встречаются все реже в отношениях между супругами, близкими и дальними родственниками. Легче отправить бабушек и дедушек в дом престарелых, чем заботиться о них. Малолетние дети воспитываются детсадами, а не старшим поколением. Таким образом, нуклеарная семья стала отражением процессов индивидуализации и либерализации, происходящих в нашем обществе. Это также разрушает и государственные традиции.

Перспективы

Большинство психологов и социологов соглашаются, что пути назад к патриархальной, традиционной семье нет. В современном обществе будет господствовать нуклеарная семья. Это объясняется неготовностью молодого поколения смиряться и подчиняться. В случае проживания на одной жилплощади нескольких семей учащаются конфликты, ссоры и даже случаются уголовные преступления. Общество индивидуалистов поддерживает в своих членах стремление к независимости. Огорчает участь детей, которые, по сути, остаются без должной заботы и внимания.

(лат. nucleus - ядро), простая семья, основная семья, семья, состоящая из супружеской четы с детьми или без детей или одного из родителей со своими детьми (см. Неполная семья), не состоящими в браке. Нуклеарная семья не всегда малая, хотя обычно процесс нуклеаризации связан с массовым распространением внутрисемейного ограничения деторождения. Нуклеарная семья развивает самостоятельность её членов, их автономность относительно друг друга, и если этот процесс проходит корректно и бесконфликтно, то он укрепляет семейные узы, делает семью более прочной, спаянной. Напротив, недостаточная подготовленность к брачной и тем более семейной жизни приводит к конфликтным ситуациям (включая сферу интимных отношений) и увеличивает бракоразводность. Последнее чаще всего встречается в нуклеарных семьях, где один из супругов или оба были в родительских семьях единственными детьми-кумирами. Срабатывает эффект исключительности и на её основе - взаимопроявляемой антагонистической авторитарности. Если к этому прибавляются завышенные взаимные социальные притязания супругов, например, на основе неравной материальной обеспеченности, то при недостаточности общей культуры всё это может привести к разводу. Серьёзные сложности организации, особенно молодёжной нуклеарной семьи, составляют социальные неурядицы, обрушивающиеся на молодых супругов, а также неудовлетворительная подготовка к интимной жизни. Поэтому в настоящее время семья вообще, а нуклеарная в частности, стала объектом исследования многих общественных наук: социологии, экономики, права, этнографии, педагогики, демографии и сексологии, приобретая социально-общественное значение.

Исследования не зафиксировали ярко выраженной взаимосвязи между прочностью брака, удовлетворённостью сексуальной стороной жизни и типом семьи. Однако, если связать воедино тип семьи (нуклеарная, расширенная) с жилищными условиями и удовлетворённостью супругов интимной жизнью, можно сказать, что нуклеарная семья, имеющая хорошие жилищные условия, имеет больше возможностей для интимной жизни. Супруги, живущие отдельно и имеющие достаточно укромных мест для половых контактов, имеют несомненные преимущества по сравнению с теми, которые живут вместе с родителями в стеснённых бытовых условиях. В первом случае муж и жена, живя в нормальной квартире, могут быть достаточно раскрепощены, быстрее найдут средства и способы взаимного удовлетворения.

Сексология выдвинула проблему воспитания этики, эстетики, психологии, гигиены, культуры сексуального поведения лиц, вступающих в брачные отношения, тем более что основой современного брака становятся не экономические или статусные отношения, а эмоциональная сторона межличностных отношений. Нынешняя тревожная тенденция развития брачно-семейных отношений (снижение рождаемости, рост разводов, увеличение количества неполных семей и др.) характеризует не только их распад, но и сложности социально обусловленной трансформации семьи (особенно нуклеарной) и её функций.

Источник: Сексологическая энциклопедия на Gufo.me

НУКЛЕАРНАЯ СЕМЬЯ

Источник: Большой толковый социологический словарь

Семья нуклеарная

семейная система, состоящая из родителей и детей, находящихся на их иждивении.

Источник: Социологический словарь проекта Socium

Семья нуклеарная

семейная структура, состоящая из взрослых родителей и детей, находящихся на их иждивении.

Источник: Краткий словарь по социологии

Нуклеарная семья

nuclear family). Семья, состоящая из отца, матери (или одного из них), а также несовершеннолетних детей.

Источник: Социология. Глоссарий: основные понятия и важнейшие термины

Нуклеарная семья

социальная единица, состоящая из брачной пары и их детей; часто противопоставляется расширенной семье.

Источник: Основы социологических знаний: глоссарий к книге

СЕМЬЯ НУКЛЕАРНАЯ

англ. family, nuclear; нем. Nuklearfamilie/Ker-nfamilie. Наиболее распространенный тип семьи в современном обществе — супружеская пара с детьми, не состоящими в браке.

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

Нуклеарная семья

от лат. nucleus — ядро) — семья, состоящая только из супружеской пары с неженатыми сыновьями или незамужними дочерьми любого возраста или без детей (полная нуклеарная семья) либо из одинокой матери (отца) с детьми (неполная нуклеарная семья). Иногда в качестве синомима используется термин простая семья. В состав нуклеарной семьи не могут входить родители или родственники кого-либо из супругов или одинокой матери (отца), если же они проживают отдельно, но поддерживают с нуклеарной семьей тесные регулярные отношения в связи с уходом за детьми, стариками и больными, оказывают друг другу материальную и хозяйственную взаимопомощь, то такое образование называется «семейной группой» (в американской литературе «модифицированной расширенной семьей» ). Семья может быть нуклеарной изначально, если один из супругов или оба осиротели или отделились от родителей еще до свадьбы, может превратиться в нуклеарную в результате отделения супружеской пары или одинокого родителя от родителей либо из-за смерти последних. По данным переписи населения 1989 г., в России среди всех семей с брачными парами 81,9% были нуклеарными, т.е. жили отдельно от родителей и родственников мужа или жены. Однако, по данным выборочного обследования, проведенного Госкомстатом в 1984 г., лишь 13-14% молодых людей обоего пола отделяется от родителей еще до свадьбы. В начале семейной жизни большинство молодых пар живет с родителями. В среднем в первой половине 80х годов такое совместное проживание (почти всегда вынужденное) продолжалось около трех лет, но около 20% пар продолжали жить с родителями даже после 10 лет брака. Поскольку, по данным микропереписи 1994 г., доля нуклеарных семей уменьшилась до 78,1%, (вероятно, в связи с обострением жилищной проблемы), можно предположить, что в наше время продолжительность совместного проживания молодых семей и семей старшего поколения увеличилась. А. СИНЕЛЬНИКОВ

Источник: Некоторые демографические термины и понятия

НУКЛЕАРНАЯ СЕМЬЯ

NUCLEAR FAMILY) Нуклеарные семьи как социальные единицы, состоящие из мужчины и женщины, которые живут вместе со своими детьми, часто противопоставляются расширенным семьям. Один из теоретических подходов предполагает существование «функционального соответствия» между нуклеарной семьей и процессом индустриализации, поскольку нуклеарная семья, свободная от широких родственных связей, является более мобильной географически и социально, обеспечивает большую эмоциональную поддержку посредством неограниченного выбора партнера по браку и делает возможным заполнение профессиональных ролей на основании критериев достижения, что соответствует требованиям индустриального общества. Таким образом, утверждается, что семейная структура в современном обществе состоит из относительно изолированных нуклеарных семейных домохозяйств, хотя это не исключает существования значительных социальных вариаций. Исследования последнего времени свидетельствуют о следующем. (1) Не все семейные структуры в период до промышленной революции имели классическую форму расширенной семьи. На самом деле, из-за высокого уровня смертности преобладающей формой была нуклеарная семья. (2) П p o ц e с с индустриализации сопровождался более широким использованием расширенных родственных контактов, отчасти посредством обмена услугами и финансовой помощи. Такие системы взаимопомощи поддерживали людей, оказавшихся в шатком положении вследствие миграции из сельской местности в город. (3) В настоящее время существуют весомые доказательства того, что для семейных структур индустриальных обществ не характерны изолированные супружеские домохозяйства. Современные семьи правильнее рассматривать как модифицированные расширенные семьи, в которых между родственниками, не обязательно проживающими вместе, поддерживаются широкие контакты в форме визитов, телефонных звонков и обмена услугами. В этой системе взаимной поддержки важную роль могут играть и те, кто не состоит в родственной связи, образуя модифицированную первичную группу вокруг каждой семьи. Представление о семье как об унитарном феномене в известной степени является заблуждением. Кроме обычной нуклеарной семьи, состоящей из жены, мужа и детей, существует целый ряд структур домохозяйства. В Британии наблюдается тенденция к уменьшению размеров домохозяйств, увеличению числа людей, совместно проживающих до брака или вместо брака, увеличению числа разводов, повторных браков и количества детей, рожденных вне брака. Такие изменения в структуре домохозяйства в какой-то мере ставят под сомнение функционалистские теории семьи, распространенные сорок или пятьдесят лет назад. Авторы этих теорий считали, что семья является универсальным человеческим институтом, поскольку она выполняет определенные функции, имеющие решающее значение для общества, такие, как социализация, забота о детях и воспроизводство населения. Однако ситуация в современных обществах отличается не только тем, что число семей такого типа уменьшается. Вероятно также и то, что данная семейная структура создает определенные трудности для общества и для членов семьи. Семьи могут быть как функциональными, так и дисфункциональными (см.: Дисфункция). Например, некоторые современные авторы утверждали, что женщины угнетаются в семье, что постоянно наносит психологический ущерб тем, кто с этим соприкасается.

Нуклеарная семья это…

См. также: Группа; Домашний труд; Патриархат; Развод; Родство; Супружеские роли. Лит.: Allan (1985); Morgan (1985)

Источник: Социологический словарь

Нуклеа́рная семья́ (англ. nuclear family ) (также супружеская или партнёрская семья) - семья, состоящая из родителей (родителя) и детей, либо только из супругов, на первый план выдвигаются при этом отношения между супругами (представителями одного поколения), а не отношения между представителями разных поколений (родителями и детьми). Противопоставляется расширенной (или сложной) патриархальной семье традиционного типа, в состав которой входит несколько супружеских пар или, как минимум, несколько поколений взрослых людей. Переход от сложной семьи к нуклеарной идёт при переходе от традиционного к индустриальному обществу.

Согласно Б.М. Бим-Баду и С.Н. Гаврову «Сегодня наиболее распространенным типом в ареале христианской/постхристианской цивилизации является простая (нуклеарная) семья, представляющая собой супружескую пару с детьми, не состоящими в браке».

В России переход от традиционной к нуклеарной семье произошел в XX веке под влиянием индустриализации и урбанизации. По мнению А. Г. Вишневского, процесс перехода к супружеской нуклеарной семье в России продвинулся далеко, но полностью ещё не закончился. Одной из причин этого является недостаточная жилищная обеспеченность, вынуждающая молодые супружеские пары проживать совместно с родителями одного из супругов.

Напишите отзыв о статье «Нуклеарная семья»

Примечания

  1. Бим-Бад Б. М., Гавров С. Н. . - М.: Интеллектуальная книга, Новый хронограф, 2010. - С. 34. - ISBN 978-5-94881-139-0.
  2. . .

Ссылки

  • www.medpulse.ru/?area=encyclopediaItemController&id=362

Отрывок, характеризующий Нуклеарная семья

Наполеон испытывал тяжелое чувство, подобное тому, которое испытывает всегда счастливый игрок, безумно кидавший свои деньги, всегда выигрывавший и вдруг, именно тогда, когда он рассчитал все случайности игры, чувствующий, что чем более обдуман его ход, тем вернее он проигрывает.
Войска были те же, генералы те же, те же были приготовления, та же диспозиция, та же proclamation courte et energique [прокламация короткая и энергическая], он сам был тот же, он это знал, он знал, что он был даже гораздо опытнее и искуснее теперь, чем он был прежде, даже враг был тот же, как под Аустерлицем и Фридландом; но страшный размах руки падал волшебно бессильно.
Все те прежние приемы, бывало, неизменно увенчиваемые успехом: и сосредоточение батарей на один пункт, и атака резервов для прорвания линии, и атака кавалерии des hommes de fer [железных людей], – все эти приемы уже были употреблены, и не только не было победы, но со всех сторон приходили одни и те же известия об убитых и раненых генералах, о необходимости подкреплений, о невозможности сбить русских и о расстройстве войск.
Прежде после двух трех распоряжений, двух трех фраз скакали с поздравлениями и веселыми лицами маршалы и адъютанты, объявляя трофеями корпуса пленных, des faisceaux de drapeaux et d’aigles ennemis, [пуки неприятельских орлов и знамен,] и пушки, и обозы, и Мюрат просил только позволения пускать кавалерию для забрания обозов.

Так было под Лоди, Маренго, Арколем, Иеной, Аустерлицем, Ваграмом и так далее, и так далее. Теперь же что то странное происходило с его войсками.
Несмотря на известие о взятии флешей, Наполеон видел, что это было не то, совсем не то, что было во всех его прежних сражениях. Он видел, что то же чувство, которое испытывал он, испытывали и все его окружающие люди, опытные в деле сражений.

Нуклеарная семья

Все лица были печальны, все глаза избегали друг друга. Только один Боссе не мог понимать значения того, что совершалось. Наполеон же после своего долгого опыта войны знал хорошо, что значило в продолжение восьми часов, после всех употрсбленных усилий, невыигранное атакующим сражение. Он знал, что это было почти проигранное сражение и что малейшая случайность могла теперь – на той натянутой точке колебания, на которой стояло сражение, – погубить его и его войска.

Институт семьи. Прошлое и будущее

2.1.3. Есть ли будущее у нуклеарной семьи?

Современная (объяснительная) демография использует две противоположные парадигмы в рамках которых ставятся и решаются основные проблемы, связанные с тенденциями демографических процессов…

Материальные потребности общества

1.1 Общая характеристика потребностей

Медико-демографическая ситуация в Воронежской области

1.1 Общая характеристика субъекта РФ

Воронежская область — субъект Российской Федерации, область в центре европейской части России. Областной центр — город Воронеж. Расстояние до Москвы — 439 км. Образована 13 июня1934 года. Входит в состав Центрального федерального округа…

Организационно-правовая характеристика Комитета социальной защиты населения Администрации Кировского муниципального района

1.1 Общая характеристика и структура

Комитет осуществляет отдельные государственные полномочия в сфере социальной поддержки и социального обслуживания населения, переданные органом местного самоуправления федеральными законами и законами Кемеровской области…

Особенности использования социально–педагогических технологий в работе с приемной семьей

1.1 Общая характеристика приемной семьи

В России издавна было принято брать детей-сирот на воспитание в семьи. Так, в начале XIX века только в Петербурге было зарегистрировано около восемнадцати тысяч таких семей, в которых содержалось более двадцати тысяч детей…

Підприємницька організація: характерні ознаки та закономірності розвитку

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА PMI

Управление проектами есть искусство, требующее сплава природного дара, ума, воли, жизненного опыта и добытых тяжким трудом знаний. На протяжении многих веков такому набору требований могли удовлетворить только отдельные выдающиеся личности…

Практическая основа исследования молодежного экстремизма

2.1 Общая характеристика исследования

Для комплексного изучения становления молодежного экстремизма и развитие экстремистских настроений среди молодежи, я провела практическое исследование. Исследование проводилось в форме опроса…

Проблема удовлетворения потребностей человека

1. Общая характеристика потребностей

Состояние чувства нехватки характерно для любого человека. Первоначально это состояние носит расплывчатый характер, точно неясна причина такого состояния, но на следующем этапе оно конкретизируется…

Семья как социальный институт

Глава II. Общая характеристика семьи

Современные технологии социальной защиты людей с ограниченными возможностями

2.1 Общая характеристика ГУ «ЦСОГПВИИ»

Центры социального обслуживания населения имеются в каждом из 59 городов и районов Нижегородской области…

Создание методико-психологического клуба «Школа приемных родителей» по подготовке семей к усыновлению детей сирот при доме ребенка №2 г.

Семья нуклеарная

Хабаровска

2.1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЕКТА

Субъектом социального проектирования является методико-психологический клуб «Школа приемных родителей» по подготовке семей к усыновлению детей — сирот, при доме ребенка №2»…

Социальная защита от безработицы

1. Безработица: общая характеристика

Социальная работа с молодежью в деятельности молодежных общественных организаций

1. Общая характеристика молодежи

Социальная реабилитация детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

2.1 Общая характеристика учреждения

Муниципальное учреждение социальной защиты « Комплексный центр социального обслуживания населения « Кичменгско — Городецкого района Вологодской области осуществляет на территории Кичменгско — Городецкого муниципального района…

Социальные проблемы молодых семей в современном обществе

1.1 Понятие и общая характеристика молодой семьи

Существует множество дефиниций семьи, выделяющих в качестве семье образующих отношений различные стороны семейной жизнедеятельности, начиная от простейших и крайне расширительных (например, семья — это группа людей, любящих друг друга…

Что такое нуклеарная семья

Нуклеарная семья. Типы нуклеарных семей. Ролевой набор и интеракции в нуклеарных семьях.

Нуклеа́рная семья́ (также супружеская или партнёрская семья) - семья, состоящая из родителей (родителя) и детей, либо только из супругов, на первый план выдвигаются при этом отношения между супругами (представителями одного поколения), а не отношения между представителями разных поколений (родителями и детьми). Противопоставляется расширенной (или сложной) патриархальной семье традиционного типа, в состав которой входит несколько супружеских пар или, как минимум, несколько поколений взрослых людей. Переход от сложной семьи к нуклеарной идёт при переходе от традиционного к индустриальному обществу

Классификация нуклеарных семей (Антонов):

Комплектность внутрисемейных ролей

1 Тип семьи: многодетная

Число детей: 5

Число ролей: 12 (муж, жена, отец, мать, сын, дочь, сестра, брат, социально-групповые роли: сыновья, дочери, братья, сестры)

Ролевая структура: 3 сына 2 дочери, 3 дочери, 2 сына.

№1

2 Тип семьи: многодетная

Число детей: 5

)

Ролевая структура: 4 сына, 1 дочь, 4 дочери, 1 сын

Номер типа семейной структуры: 2

3 Тип семьи: многодетная

Число детей: 5

Число ролей: 10 (муж, жена, отец, мать, сын, дочь, сестра, брат, социально-групповые роли: сыновья, дочери, братья, сестры )

Ролевая структура: 5 сыновей или 5 дочерей

Номер типа семейной структуры: 3

4 Тип семьи: среднедетная

Число детей: 4

Число ролей: 12(муж, жена, отец, мать, сын, дочь, сестра, брат, социально-групповые роли: сыновья, дочери, братья, сестры )

Ролевая структура: 2 сына и 2 дочери

Номер типа семейной структуры: 7

5 Тип семьи: малодетная

Число детей: 2

Число ролей: 8 (муж, жена, отец, мать, сын, дочь, сестра, брат, социально-групповые роли: сыновья, дочери, братья, сестры )

Ролевая структура: 1 сын, 1 дочь/ 2 сына/ 2 дочери)

Номер типа семейной структуры:

6 Тип семьи: малодетная

Число детей: 1

Число ролей: 5(муж, жена, отец, мать, сын, дочь, сестра, брат))

Ролевая структура: 1 сын/1 дочь

Номер типа семейной структуры:

7 Тип семьи: супружеская

Число детей: 0

Число ролей: 2 (муж, жена)

Номер типа семейной структуры:

По числу интеракций:

Однодетная (3 интеракции)

Двухдетная (6 интеракций)

Трехдетная (10 интеракций)

Схема членства индивидов в нуклеарных семьях:

Один индивид может отностися одновременно к 5 нуклеарным семьям)

Ориентационная семья (отец, мать, брат/сестра, J)

Понятие брака. Брак и брачное поведение. Виды брака.

Брак (Антонов) – санкционируемые и регулируемые обществом отношения между М и Ж, определяющий их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям.

Брак (право) – свободный и добровольный, равноправный союз между мужчиной и женщиной, заключенный с целью образования семьи, с обязательным выполнением установленных законом требований и порождающий между супругами взаимоличный и имущественные права и обязанности.

Брачность – процесс образования брачных пар в населении.

Групповой брак — >Парный брак (сначала матрилокальный, затем патрилокальный) — > Моногамный брак

Брачное поведение – поведение, целью которого является удовлетворение потребности в браке, а также поведение связанное с выбором брачного партнера.

Брачный отбор – процесс, в результате которого из совокупности возможных выборов брачного партнера тем или иным способом отбирается тот единственный партнер, который становится мужем или женой.

Части брачного поведения:

Брачный выбор

Супружеское поведение

Бракоразводное поведение

Брачное поведение

Система действий и отношений ведущих к заключению брака (брачный выбор)

Супружеское поведение, которое реализуют мужчины и женщины, вступившие в брак и ставшие родителями.

Поведение ведущее к разводу, распаду брачных отношений.

Виды брака:

Церковный брак - освящённый какой-либо церковью брак. Во многих странах имеет юридическую силу, в некоторых является единственной легальной формой брака. Другие государства, в том числе и Россия, в настоящее время не признают юридической силы церковного брака, поэтому священники перед его заключением рекомендуют провести регистрацию в органах ЗАГС.

Морганатический брак - брак между лицами неравного положения. В настоящее время это понятие сохранилось в династических регламентах и законах ряда стран.

Гражданский брак - брак, оформленный в соответствующих органах государственной власти без участия церкви. В разговорной речи так часто именуют сожительство и ведение совместного хозяйства без регистрации брака.

Временный брак - в отдельных странах законодательство признаёт его юридическую силу. Продолжительность определяется соглашением сторон и устанавливается в брачном договоре.

Одновременно устанавливается размер выкупа, который супруг передаёт жене в таком браке. По истечении срока, на который он был заключён, брак и всякие правовые отношения между супругами считаются прекратившимися.

Фактический брак (в российском праве - сожительство) или незарегистрированный брак, часто неправильно называемый «гражданским» - отношения между партнерами-«супругами», не оформленные в установленном законом порядке.

Фиктивный брак - притворное оформление брака без намерения создать семью для получения от государства связанных с ним преимуществ. Доказанное отсутствие намерения создать семью в России является основанием для признания брака недействительным.

Полигиния - одновременное состояние мужчины в браке с несколькими женщинами. Конечно, брак заключается мужчиной с каждой из женщин отдельно, причем возможны градации. В шариате есть ограничение на количество жён - не более четырёх. Все остальные жительницы гарема жёнами не считаются, однако у них есть определённые гарантии (от хозяина гарема) признания ребёнка в случае его рождения. Тем не менее их положение существенно ниже, чем у жён, и скорее напоминает рабство.

Полиандрия - одновременное состояние женщины в браке с несколькими мужчинами. Встречается редко, например, у народов Тибета, Гавайских островов. Следы полиандрии замечены в «Махабхарате» (5+1: Драупади была женой всех братьев Пандавов).

Групповой брак - сожительство нескольких женщин (N) с несколькими мужчинами (M). В наше время является формой экспериментов молодежи. В русском языке называется «шведской семьей», хотя сами шведы выступают против такого определения. Ранее многие учёные утверждали, что групповой брак существовал в первобытном обществе при матриархате и предшествовал институту парного брака; в настоящее время эта теория промискуитета считается весьма сомнительной.

Однополый брак - сожительство гомосексуальной пары. Во многих странах Запада (Дания, Норвегия, Швеция, Гренландия, Исландия, Нидерланды, Франция, Бельгия, Германия, Финляндия, Люксембург, Новая Зеландия, Великобритания и Северная Ирландия, Чехия, Швейцария с 2007 года), а также некоторых регионах стран Северной и Южной Америки однополые пары могут заключать брак.

⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒

Похожая информация:

Поиск на сайте:

Особое значение имеет типология семей, сконцентрировавшая в себе информацию о структуре власти в семье, о преимущественных семейных функциях мужчины и женщины, о специфике внутрисемейного лидерства. В соответствии с данными критериями выделяются следующие типы семей: традиционная патриархальная, традиционная матриархальная, неопатриархалъная, неоматриархальная и эгалитарная. Первые четыре типа семьи можно именовать асимметричными, последний тип - симметричным.

В традиционной патриархальной семье муж является ее бесспорной главой, ярко выражена зависимость жены от мужа, а детей от родителей.

За мужчиной закреплена роль «хозяина», «добытчика», «кормильца». Мужской авторитет признается без всяких вопросов или принимается под давлением. Господство отцовской власти является неограниченным. Авторитет других членов семьи зависит от их пола и возраста: наиболее почитаемы пожилые люди, мужчины обладают большими правами, чем женщины. Клановые интересы превалируют над индивидуальными. Поэтому такую семью называют авторитарно-патриархальной.

Мужчина вносит принципиальный вклад в материальное обеспечение семьи, распоряжается ее финансово-экономическими ресурсами, определяет ее статус и круг общения, принимает ответственные решения по важнейшим проблемам. Он разбирает внутрисемейные споры и представляет семью вовне. Мужской сексуальности отводится активная роль, эта установка концентрируется в понятии «потенция». Супруг освобождается от выполнения домашних обязанностей. Жена либо является домохозяйкой, либо зарабатывает очень мало. На ее плечи ложится организация нормального быта и потребления, причем от нее требуется образцово вести хозяйство, создавать уютную и комфортную обстановку в доме. В ее обязанности входит также присмотр за детьми и их воспитание.

В своем классическом варианте патриархальная семья кратко характеризуется следующим образом: муж - единоличный глава и покровитель семьи, женская покорность - естественный долг супруги. Брак воспринимался как установленное Богом состояние, при котором мужчина и женщина живут совместно, во взаимопонимании, рождая потомство и тем самым избегая блуда. Благодаря освящению церковью брак в глазах общества приобретал черты постоянства и долговечности. Жизненность брака определялась прагматическими целями: он позволял упрочить материальные позиции семьи мужа.

Известный патриархальный образ - добродетельная жена. Социальная активность женщины ограничивалась кругом домашних дел и повседневной заботой о духовных и физических потребностях детей. Воспитывать детей нужно было в послушании и набожности. Лучшими качествами женщины были признание зависимого положения и служение в браке своему мужу. Уместно здесь вспомнить родные русские слова «выйти замуж», «замужем». Смысл женской сексуальности усматривался в деторождении. Супруг - представитель превосходного пола, обладающего природной физической и интеллектуальной силой.

Этот культурный стереотип подкреплялся религиозными и легитимными формулами господства мужчины, которые и локализовали социальное пространство женщины.

Отличительные признаки патриархальной семьи - патрилокальность и патрилинейность. Патрилокальность состоит в том, что женщина следует за мужем, т. е. поселяется в доме его отца. Сыновья, женатые и неженатые, живут в родительском доме; дочери покидают его, лишь когда выходят замуж. В этом проявляется почтение к отцовскому роду. В современных российских семьях вопрос о месте проживания молодоженов решается гораздо более свободно.

Патрилинейность означает исчисление родства по мужской линии. Следовательно, материальные ценности передаются наследникам мужской линии, и отец вправе решать, вознаградить сыновей или нет. Отцы семейств и по сию пору заинтересованы в рождении мальчиков, «продолжателей фамилии», по крайней мере, в качестве первого ребенка. Такая позиция молодых российских мужчин подвержена неосознаваемому «давлению» многовековых традиций.

В науке встречаются противоречивые взгляды на проблему взаимоотношений патриархальной семьи, общества и государства. Выдающийся психоаналитик Вильгельм Райх в работе «Психология масс и фашизм» недвусмысленно выразил свою точку зрения: «…авторитарное общество воспроизводит себя в индивидуальных структурах масс с помощью авторитарной семьи… В лице отца авторитарное государство имеет своего представителя в каждой семье, и поэтому семья превращается в важнейший инструмент его власти». Для сыновей глубокая идентификация с отцом служит основой эмоциональной идентификации с любой формой авторитета. В авторитарной семье существует не только конкуренция взрослых и детей, но и конкуренция среди детей в их взаимоотношениях с родителями, которая может иметь более серьезные последствия.

Согласно другой точке зрения, патриархальная семья защищала права личности от посягательств на них со стороны государства. Первичными в ней были отношения стихийного сотрудничества в процессе семейного производства, благодаря которым и преодолевался индивидуальный эгоизм. Взгляды Элтона Мэйо, одного из создателей знаменитой теории человеческих отношении, можно отнести к так называемому неопатернализму.

Идея патернализма предполагает, что взаимоотношения на предприятии, в фирме следует строить на основе патриархальных, семейственных связей, когда руководитель выполняет функцию «отца».

Вплоть до середины XX в. традиционные ценности сохраняли свое влияние как в Европе, так и в Азии. Но процесс преобразования семьи в «умеренно патриархальную» неуклонно набирал силу. В 50-е годы в послевоенной Европе наблюдается ослабление главенствующих позиций отцов практически во всех социальных слоях.

Принятие/неприятие патриархальной модели современниками во многом определяется снижением социальной и экономической зависимости жены от мужа. При этом работающие женщины выполняют подавляющую часть дел в домашнем хозяйстве и обеспечивают психологическую разгрузку мужа и детей. Немецкий историк Р.Зидер пишет, что отношение жены к мужу все еще носит служебный характер: «Как и прежде, удовлетворение объективных и субъективных потребностей «главного добытчика» имеет абсолютный приоритет над потребностями жены и детей. Патриархат вовсе еще не преодолен. В любом случае, однако, патриархальные базовые отношения членов семьи, по сути своей социально-экономические и определяемые культурной традицией, перекрываются все более партнерскими формами обращения».

В традиционной матриархальной семье персональное главенство принадлежит женщине. Матриархат, как и патриархат, существовал не у всех народов. Но многие народы имели материнское родоисчисление, ибо достоверность матери является объективной. Во все времена мать играла исключительную роль в поддержании родственных связей. Способность женщины к урегулированию межличностных отношений и использованию косвенных методов влияния на окружающих помогает одерживать победу в борьбе за власть. В отдельных семьях при формальном лидерстве мужчины в действительности главенствующую позицию занимает женщина.

Если вести разговор о русской семье, то в ней сильнее выражено женское, материнское начало. И.С. Кон напоминает, что русские жены и матери и в дореволюционную эпоху часто были сильными, доминантными, уверенными в себе личностями. Это отражено в русской классической литературе: «Коня на скаку остановит, в горящую избу войдет».

При советской власти «синдром сильной женщины» сохранился и даже усилился. Женщины несут главную ответственность за семейный бюджет и решение первостепенных вопросов домашней жизни. Типичен для советских времен образ мужичка с рублем или трешкой в кармане, ежедневно выдаваемыми сердобольной, но власть предержащей женой. Не вина это, а беда женщины, чей супруг приносил домой зарплату, на размер которой мало мог повлиять. Жене нужно было изловчиться и эту сумму «растянуть» до следующей зарплаты. Ей приходилось брать бразды правления в свои руки. Такова была цена стабильности существования социалистической семьи.

Притязания русской женщины на главенство в семье можно понять, исходя из общей тенденции в истории советского общества - тенденции демаскулинизации мужчин. Авторитетнейший специалист в области тендерной психологии и социологии, И.С.

Нуклеарная семья: плюсы и минусы

Кон говорит о том, что ни в профессиональной деятельности, ни в общественно-политической жизни средний советский мужчина не мог проявить традиционно мужских черт. Стереотипный образ мужчины включает в себя такие качества, как энергичность, инициатива, смелость, независимость, самоуправление. Социальная и сексуальная несвобода усугублялась феминизацией всех институтов и персонифицировалась в доминантных женских образах: матери, учительницы и т. д. В таких условиях стратегия передачи семейной ответственности жене была психологически оправдана. От деформации мужского характера женщина вряд ли что-то выиграла. Там, где муж восставал против власти жены, она либо терпела грубость и унижения, либо жертвовала своими способностями и профессиональными достижениями. В семье, где муж принимал свое подчиненное положение, жена лишалась необходимой поддержки.

Более резок в своих суждениях В.Н. Дружинин: «…доминантную роль русской женщине навязали советская власть и коммунистическая идеология, лишив отца основных отцовских функций». Отношения в семье при тоталитарном обществе становятся психобиологическими, а не социально-психологическими. Мужчина лишается социальных и экономических возможностей обеспечивать семью и воспитывать детей, его роль как главного агента социализации сводится на нет. Тоталитарное государство берет на себя весь груз ответственности и заменяет собой отца.

Одновременно повышается значение природной психобиологической связи между ребенком и матерью. Нарушение этой связи приводит семью к катастрофе. Тогда государство и общество снова вынуждены обратиться к проблемам материнства. Возникает «порочный круг мнимых причин и реальных следствий»: «…в современной российской семье женщина хочет (и вынуждена силой обстоятельств) править безраздельно и полностью. Мужчина не в состоянии обеспечить семью, нести за нее ответственность и, соответственно, быть образцом для подражания». Выход из сложившегося положения В.Н. Дружинин видит в создании социальных условий для проявления мужской активности вне семьи.

Разделение семейной власти реализуется и в современных брачных парах. С целью предупреждения разрушительных конфликтов необходимо, чтобы такое разделение устраивало обоих супругов и содействовало выполнению семьей ее функций. Традиционная модель семьи может быть вполне приемлемой, если достигнута согласованность позиций супругов касательно структуры власти. Применительно к семье знаменитый вопрос о власти есть вопрос о семейном лидерстве или, точнее, главенстве. Глава семьи объединяет в себе и лидера, и менеджера.

В неопатриархальной семье стратегическим и деловым (инструментальным) лидером выступает муж, а тактическим и эмоциональным (экспрессивным) лидером - жена. Супруг определяет долгосрочное направление развития семьи, устанавливает приоритетные цели ее существования, выбирает способы и средства достижения этих целей, формулирует соответствующие указания и предписания для членов семьи.

Он хорошо знает настоящее положение дел и предвидит возможные последствия принятых решений. Именно супруг выполняет роль полномочного представителя семьи в обществе, от его действий зависит позиция семьи в окружающем мире. Внесемейная активность мужа (отца) - профессиональная, общественная, политическая и т. п. - поощряется домочадцами. Сам мужчина обладает высокими притязаниями в этой области, отличается деловой направленностью, прагматизмом, заботится о материальном благосостоянии и социальном статусе своих близких. Мировоззрение и жизненная стратегия мужчины служат ориентиром для всех членов семьи. Он задает стиль семейной жизни и обеспечивает его реализацию. Подрастающее поколение видит в отце образец волевых качеств и организаторских способностей.

Отцу импонирует стремление детей к выражению своего мнения, реалистичной оценке людей и событий, успешному освоению навыков самостоятельной деятельности. Супруга находит в муже жизненную опору, а его трудовые достижения становятся предметом гордости для всей семьи.

Если супруг несет ответственность за долгосрочное планирование семейных дел, то супруга вырабатывает краткосрочные планы, которые легко и быстро соотносятся с конкретными действиями взрослых и детей. Прерогативой женщины является выстраивание каждодневных контактов между членами семьи. Она развивает отношения взаимопомощи и сотрудничества. Будучи заинтересованной в повышении сплоченности членов семьи, организует совместные мероприятия, спектр которых может быть чрезвычайно широк, от генеральной уборки и воскресных обедов до юбилейных торжеств. Восхищает ее компетентность в тонкостях домашнего быта. В ее ведении находится и сфера семейного досуга. Она наделена чувствительностью к потребностям и эмоциям всех членов семьи. Супруга корректирует психологический климат в семье, создает атмосферу эмоциональной и моральной поддержки, вырабатывает свой стиль лидерства и «стиль поддержки». Жена (мать) обеспечивает функционирование семьи как среды для эмоциональной разрядки. В неопатриархальной семье отец выступает для детей экспертом в деловых и производственных вопросах, а мать - в интимно-личностных отношениях.

В неоматриархальной семье дело обстоит противоположным образом. Общая черта рассмотренных вариантов семей - совместное лидерство мужа и жены при разделении сфер их влияния. Конфликтность в супружеской диаде может возникнуть вследствие нечеткого распределения сфер влияния или притязаний кого-либо из супругов на другую роль.

Эгалитарная семья предполагает полное и подлинное равноправие мужа и жены во всех без исключения вопросах семейной жизни. В действующей Конституции Российской Федерации и Семейном кодексе РФ заявлен принцип равноправия мужчины и женщины, что является юридическим основанием для развития эгалитарной семьи.

Муж и жена вносят (пропорциональный) вклад в материальное благосостояние семейного союза, совместно ведут домашнее хозяйство, сообща принимают все важнейшие решения и в равной степени занимаются уходом за детьми и их воспитанием.

Роль и значение каждого из супругов в формировании психологического климата семьи равны, статус семьи устанавливает супруг, имеющий более высокое положение.

Круг общения формируется обоими супругами. Этот супружеский союз именуют биархатным, или кооперативно-симметричным браком. Быть супругами - значит «бежать в одной упряжке». Видимо, так это делать удобнее?!

В эгалитарной семье принцип согласованности позиций супругов обретает особое значение. Необходимо прийти к договоренности о весьма гибком разделении сфер влияния, о высокой степени взаимозаменяемости. Каждый должен быть готов стать лидером, хозяйственником или воспитателем. Возникающие разногласия должны решаться путем взаимных соглашений, компромиссов или обоюдно выгодных обменов.

Дети являются полноправными членами семьи, по мере своих возможностей участвуют в обсуждении и выполнении принимаемых решений. В их воспитании используются гуманные методы, опирающиеся на доверие к личности ребенка, признание его прав. Поощряется инициативность и самостоятельность ребенка, уважаются его потребности в автономии, развитии индивидуальности, творчестве. Дети, происходящие из таких семей, могут иметь тенденцию к использованию подобной модели отношений в своем браке.

Идеальная модель эгалитарной семьи представлена в концепции открытого брака, согласно которой считается, что в браке каждый из супругов может оставаться самим собой, раскрывать свои способности, сохранять индивидуальность. Супруги не должны быть «одним телом и одной душой». Брак строится на взаимном влечении и доверии, супруги не стремятся к манипулированию поведением друг друга, подчинению себе партнера.

Принципы открытого брака:

· Жить надо в настоящем, исходя из реалистических желаний.

· Следует уважать личную жизнь партнера.

· Общение должно быть открытым и строиться из соображения: «скажи, что видишь и чувствуешь, но не критикуй».

· Семейные роли должны быть подвижными.

· Партнерство должно быть открытым: следует уважать право каждого на собственные интересы и увлечения.

· Утверждается равноправие как справедливое разделение ответственности и благ.

· Следует предоставлять другому возможность жить согласно его представлениям; знать себе цену и сохранять свое достоинство.

· Следует доверять друг другу и уважать внесемейные интересы.

Создание эгалитарного союза является сложным делом, поскольку требует, во-первых, тщательного и скрупулезного описания прав и обязанностей супругов; во-вторых, очень высокой культуры общения, уважения другой личности, взаимоинформированности и доверительности в отношениях.

Некоторые ученые высказываются об эгалитарной семье как о конфликтной: властные функции распределены, но их распределение - постоянная почва для конфликта. Эгалитарной модели в России при этом отводится роль переходной. Ее появление обусловлено ростом экономической самостоятельности семьи от тоталитарного государства, возрастанием экономической, социальной и политической роли мужчины. Предпочтительной для нашей страны считают такую семью, в которой, наряду с равенством прав, ответственность за воспитание и содержание детей возьмет на себя отец при сохранении за матерью и детьми других семейных обязанностей.

В России более молодые и лучше образованные мужчины настроены более эгалитарно и берут на себя больше домашних, в том числе отцовских, обязанностей, чем это было принято раньше.

⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒

Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 9926 | Нарушение авторского права страницы

Studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.004 с)…

В тестовых задания по обществу довольно часто спрашивают явления и понятия связанные с термином «нуклеарная семья». Поэтому считаю нужным разобрать это понятие по косточкам: откуда она такая взялась, и в какую форму она сейчас эволюционирует.

Понятие нуклеарной семьи

Нуклеарная семья (от лат. nucleus — ядро) — это социальная группа, основанная на родственных связях между родителями и детьми, члены которой проживают совместно. Грубо говоря — это семья, состоящая из детей и родителей. Именно такой предусматривается Семейным кодексом РФ. Родители и дети связаны целым рядом прав и обязанностей.

Данный вид семьи характерен для общества индустриального типа. Важно понимать, что она может быть партнерской или феминистской. То есть отношения между членами семьи могут строиться на разных началах. Она даже может быть однополой (хорошо, что в России запрещены однополые браки!). Также, я думаю понятно, что она же может быть и религиозной (православной, католической, или синтоистской). Таким образом, виды семьи могут легко между собой соотноситься, равно как и разные типы отношений. К тому же такая семья — это все равно малая социальная группа.

Истоки нуклеарной семьи

Общество в своем развитии проходило целый ряд этапов. И на каждом этапе своего развития для него был характерен свой тип форм жизни людей. Для традиционного общества — большая патриархальная семья, состоящая из родителей и всех родственников. Это было необходимо для выживания. Чем хозяйственная система общества становилась более стабильной, тем меньше становится эта социальная группа.

С переходом к индустриальной фазе развития, изменился способ производства. Теперь основная масса товаров производилась на заводах с механизированным трудом. Это приводило к миграции населения из деревни в город, и, как следствие, к маргинализации жизни: пролетарии стали терять связь с деревней, с родителями, родственниками. Между ними все меньше стало контактов.

Также выяснилось, что зарплата на заводе в разы больше, чем в поле в деревне. Плюс плюсы городской жизни: новые развлечения, новый способ проводить досуг. Стала возникать и развиваться индустриальная городская культура.

Вот поэтому отпала необходимость всем родственникам жить под одной крышей. Но ключевой причиной стала все же возможность содержания себя и своей семьи в городе.

Сегодня нуклеарная семья трансформируется в неполную семью. Это происходит из-за возросшей свободы в обществе, из-за представления, что жизнь одна, из-за господства . Массовая культура в современном ее проявлении стимулирует биологические потребности молодых людей, в результате чего они без разбора начинают заниматься сексом, что порождает нежелательную беременность — и как следствие — образование весьма непрочной семьи. Многие женщины рожают ребенка, чтобы «удержать» мужчину. В результате такого броуновского движения нуклеарные семьи распадаются, образуя неполные семьи. Чаще такие состоят из ребенка и матери, реже из ребенка и отца.

Это все, что я хотел сказать про нуклеарную семью. Ставьте лайки, подписывайтесь на новости сайта, делитесь статьей с друзьями в социальных сетях.

С уважением, Андрей Пучков

По социальному положению супругов, родителей супругов или родственников семьи могут быть гомогенными, где супруги примерно из одной социальной среды, и гетерогенными, где они происходят из разных социальных групп, каст, классов. Для более широкой характеристики семей и браков по социальным и демографическим признакам следует различать гомогамные и гетерогамные семьи. Гомогамные семьи - семьи, однородные по принадлежности супругов к одной социальной среде, национальности, возрасту, профессии, образованию.

Гетерогамные семьи - семьи с различиями по социально-демографическим индикаторам.

По пространственно-территориальной локализации семьи бывают патрилокальные, в которых молодожены переходят жить в дом отца мужа, и матрилокальные, где дочь с мужем остаются жить у родителей жены. В современных городских семьях чаще всего приходится говорить об унилокальности семей, так как наличие жилища определяет локализацию молодоженов. Иногда различают эванкюлелокальные семьи, проживающие в доме родных дяди-тети, и также неолокальные семьи, имеющие возможность жить отдельно от родителей в независимом от родственников доме.

Самыми распространенными в современных урбанизированных агломерациях являются нуклеарные семьи.

Нуклеарная семья - основная семья, состоящая из супружеской пары и детей (представителей двух поколений). В нуклеарной семье имеется не более трех нуклеарных позиций (отец-муж, мать-жена, сын-брат или дочь-сестра).

Расширенная семья - семья, объединяющая две или более нуклеарные семьи с общим домохозяйством и состоящая из трех или более поколений - прародителей, родителей и детей (внуков).

Когда надо подчеркнуть наличие в нуклеарной семье, основанной на полигамном браке, двух и более жен-матерей (полигиния) или мужей-отцов (полиандрия), тогда говорят о составной или сложной нуклеарной семье.

В повторных семьях (основанных на повторном, не первом браке) вместе с супругами могут находиться дети от данного брака и дети кого-либо из супругов, приведенные им в новую семью. Такие семьи еще называют смешанными.

Смешанные семьи - семьи, объединяющие части ранее существовавших семей и имеющие детей от данного брака, детей кого-либо из супругов, приведенных в новую семью.

Рост разводов увеличил долю таких семей, которые в прошлом возникали только в связи со смертью одного из супругов. В прошлом дети из повторных семей гораздо реже, чем сейчас, могли иметь при одной матери двух отцов (при одном отце двух матерей). Соответственно усложнились отношения между детьми, имеющими только кровных родителей и имеющими, кроме них, еще приемных мать или отца.

Более простая по структуре нуклеарная семья - это та, которая состоит из родителей и их несовершеннолетних детей - репродуктивная семья. Если же кто-то из детей обзавелся своей репродуктивной семьёй, то по отношению к семье этого взрослого ребенка родительская семья будет выступать в качестве ориентационной семьи.

Полными семьями называют нуклеарные семьи с родителями и детьми.

Неполные семьи - семьи послеразводные, с одним родителем и детьми.

Родительская семья - семья, где человек рождается и где происходит его развитие независимо от него.

Супружеская семья - семья, которая создается самостоятельной личностью, и в ней отражаются неосознанные желания, модели родительских семей каждого из супругов.

Введен ряд дополнительных важных понятий:

Реальная семья - конкретная семья как социальная группа, объект исследования.

Типичная семья - наиболее распространенный в данном обществе вариант модели семьи.

Идеальная семья - нормативная модель семьи, принимаемая обществом и отраженная в коллективных представлениях и культуре общества, в первую очередь - религиозной.

Элементарная семья - семья, состоящая их трех членов: муж, жена и ребенок.

Предметом нашего рассмотрения является модель идеальной семьи с точки зрения ее психологической структуры. Составную нуклеарную семью, где несколько детей, следует рассматривать как конъюнкцию нескольких элементарных.

Итак, семья является социальным институтом, а конкретная семья - институализированной социальной группой, функция которой заключается в первичной социализации детей.

Как мы уже отмечали, она скрепляется отношениями «власти-подчинения» и взаимоответственности. Члены семьи могут любить друг друга, могут ненавидеть, удовлетворять свои сексуальные и прочие потребности в семье или «на стороне», иметь собственных детей или приемных, но пока есть система этих отношений и пока семья выполняет задачу воспитания детей - она существует. «Отец» и «мать» - это роли, определяемые функцией в социализации и обеспечении жизнедеятельности ребенка. Их могут выполнять не только биологические мать и отец, но в неполных и даже полных семьях - бабушка и дедушка, другие родственники, старшие братья и сестры.

В социологии и демографии принято разделение семей по детности на три типа. Малодетные семьи - это те семьи, где мало детей с социально-психологической точки зрения. Для возникновения первичных групповых отношений среди детей двоих детей недостаточно, двое детей - это лишь пара; двухдетная семья - это семья, состоящая из двух пар - супругов и детей, парные отношения в них нельзя считать строго групповыми, так как первично-групповые отношения образуются, начиная с трех членов группы. С другой стороны, мало детей в семье может быть с точки зрения воспроизводства населения - демографической проблемой: чтобы предшествующие поколения замещались последующими, необходимо примерно 2,5 детей на семью или четверть двухдетных семей, или треть - трехдетных, 14% - бездетных и однодетных и 7% - пятидетных и более (В.А.Белова).

Среднедетные семьи - семьи с тремя - четырьмя детьми. Многодетные семьи - семьи с пятью и более детьми. В настоящее время структура семей по детности сильно искажена: многодетных семей в 20 с лишним раз меньше, чем следует, среднедетных - в 10 раз меньше, тогда как однодетных в 5 раз больше, поэтому рождаемость не компенсирует смертности; более того, начиная с 1992 г., уровень смертности превышает уровень рождаемости.

Остановимся на данных, приведенных Дж. Мэрдоком (1949) о распространенности брачно-семейных структур.

Таковы основные типы семейных структур. Разумеется, их число не ограничивается приведенными здесь. В принципе любой мыслимый критерий мог бы стать основой выделения и анализа той или иной семейной структуры. Но выделенные нами структуры относятся к числу наиболее важных, поскольку именно с ними теснее всего связано выполнение семьей ее основных социальных функций.


Общая характеристика нуклеарной семьи

Нуклеарные семьи как социальные единицы, состоящие из мужчины и женщины и их детей, часто противопоставляются расширенным семьям. Один из теоретических подходов предполагает существование "функционального соответствия" между нуклеарной семьей и процессом индустриализации, поскольку нуклеарная семья свободна от широких родственных связей, является более мобильной географически и социально, обеспечивает большую эмоциональную свободу посредством неограниченности выбора партнера по браку и делает возможным заполнение профессиональных ролей на основании критериев достижения, что соответствует требованиям индустриального общества. Таким образом, семейная структура в современном обществе состоит как бы из относительно изолированных нуклеарных семейных домов, хотя при этом допускается существование значительных социальных различий. Однако согласно исследованиям последнего времени:

1) не все семейные структуры в период до промышленной революции имели классическую форму расширенной семьи;

2) собственно процесс индустриализации сопровождался более широким использованием расширенных родственных контактов, отчасти посредством обмена услугами и финансовой помощи;

3) в настоящее время имеются данные о том, что для семейных структур индустриальных обществ не характерно наличие изолированных супружеских домов.

Современные семьи правильнее рассматривать как модифицированные расширенные семьи, в которых между не обязательно совместно проживающими родственниками поддерживаются широкие контакты в форме визитов, телефонных звонков и обмена услугами. В этой системе взаимной поддержки важная роль может принадлежать и тем, кто не состоит в родственной связи с данной семьей, что приводит к возникновению модифицированной первичной группы вокруг каждой семьи. Представление о семье как об унитарном феномене в известной степени является заблуждением. Кроме обычной нуклеарной семьи, состоящей из жены, мужа и детей, существует целый ряд других структур дома. В Британии в последние два десятилетия наблюдалась тенденция к уменьшению размеров домов, увеличению числа людей, совместно проживающих до брака или вне брака, увеличению числа разводов, повторных браков и количества внебрачных детей.

Такие изменения в структуре домов в какой-то мере ставят под сомнение функциональные теории семьи, распространенные сорок или пятьдесят лет назад. Представители функционализма считали, что семья является универсальным социальным институтом, поскольку она выполняет в обществе ключевые функции социализации, заботы о детях и воспроизводства населения. Однако в современных обществах число семей такого типа уменьшается.

Вероятно также и то, что данная семейная структура создает определенные сложности для общества и для членов семьи. Семьи могут быть как функциональными, так и характеризоваться дисфункцией. Например, некоторые современные исследователи говорят об угнетенном положении женщины в рамках современной семьи, что наносит психологический ущерб также и другим индивидам.

Нуклеарная семья. Сексология

Нуклеарная семья не всегда малая, хотя обычно процесс нуклеаризации связан с массовым распространением внутрисемейного ограничения деторождения. Нуклеарная семья развивает самостоятельность её членов, их автономность относительно друг друга, и если этот процесс проходит корректно и бесконфликтно, то он укрепляет семейные узы, делает семью более прочной, спаянной.

Напротив, недостаточная подготовленность к брачной и тем более семейной жизни приводит к конфликтным ситуациям (включая сферу интимных отношений) и увеличивает бракоразводность. Последнее чаще всего встречается в нуклеарных семьях, где один из супругов или оба были в родительских семьях единственными детьми-кумирами. Срабатывает эффект исключительности и на её основе - взаимопроявляемой антагонистической авторитарности. Если к этому прибавляются завышенные взаимные социальные притязания супругов, например, на основе неравной материальной обеспеченности, то при недостаточности общей культуры всё это может привести к разводу. Серьёзные сложности организации, особенно молодёжной нуклеарной семьи, составляют социальные неурядицы, обрушивающиеся на молодых супругов, а также неудовлетворительная подготовка к интимной жизни. Поэтому в настоящее время семья вообще, а нуклеарная в частности, стала объектом исследования многих общественных наук: социологии, экономики, права, этнографии, педагогики, демографии и сексологии, приобретая социально-общественное значение.

Исследования не зафиксировали ярко выраженной взаимосвязи между прочностью брака, удовлетворением сексуальной стороной жизни и типом семьи. Однако, если связать воедино тип семьи (нуклеарная, расширенная) с жилищными условиями и удовлетворённостью супругов интимной жизнью, можно сказать, что нуклеарная семья, имеющая хорошие жилищные условия, имеет больше возможностей для интимной жизни. Супруги, живущие отдельно и имеющие достаточно укромных мест для половых контактов, имеют несомненные преимущества по сравнению с теми, которые живут вместе с родителями в стеснённых бытовых условиях. В первом случае муж и жена, живя в нормальной квартире, могут быть достаточно раскрепощены, быстрее найдут средства и способы взаимного удовлетворения.

Сексология выдвинула проблему воспитания этики, эстетики, психологии, гигиены, культуры сексуального поведения лиц, вступающих в брачные отношения, тем более что основой современного брака становятся не экономические или статусные отношения, а эмоциональная сторона межличностных отношений. Нынешняя тревожная тенденция развития брачно-семейных отношений (снижение рождаемости, рост разводов, увеличение количества неполных семей и др.) характеризует не только их распад, но и сложности социально обусловленной трансформации семьи (особенно нуклеарной) и её функций.

Есть ли будущее у нуклеарной семьи?

Современная (объяснительная) демография использует две противоположные парадигмы в рамках которых ставятся и решаются основные проблемы, связанные с тенденциями демографических процессов. Теория демографического перехода в своей содержательной части представляет собой разновидность теории социального развития (эволюционизма, девелопментализма и т.п.), т.е. той теории, которая сопряжена с идеей социального прогресса и которая описывает феномены модернизации со знаком плюс. Другая теория - демографических изменений - сосредоточена на динамических аспектах социальной реальности, рассматриваемой в качестве "поля" взаимодействия, а не в качестве "объекта", подверженного "фундаментальным", "необратимым " и т.п. "сдвигам". В социологии изменений нет поиска "перводвигателя", нет выбора из факторов - главных причин наблюдаемого хода событий. Человеческая деятельность является источником причин и следствий, история есть продукт человеческой деятельности. В рамках этих двух подходов обычно рассматриваются все трансформации семьи.

В теории развития анализируется переход от "традиционной" семьи к "современной", к альтернативным семейности формам организации человеческих отношений. Из факта изменения семейных структур выводится неизбежность этих изменений, легко переходящая в фаталистическую интерпретацию наблюдаемых феноменов, как якобы независящих от человеческих действий, совершаемых помимо воли людей и ведущих к предопределенному финалу, как правило, оцениваемому позитивно. В парадигме прогрессистского развития все нынешнее многообразие форм семейной жизни оценивается по степени приближения их к идеалу современной семьи.

В концепции исторического отмирания многодетной семьи утверждается, что социальные действия, направленные на самосохранение существующих поколений, а не на воспроизводство их, ведут к сокращению рождаемости вплоть до однодетности, т.к. в социуме нет регуляционного механизма защищающего от этого поворота событий. Становление индустриального капитализма связанное с разделение семьи и работы, вовлечением женщин в производство и эмансипацией детей от семьи было подготовлено революцией идей, где семья рассматривалась как тормоз к прогрессу общества и личности. Философия государственничества (Гоббс, Дж. Ст. Милль, Ж.. Руссо) способствовала распространению общественного мнения, направленного на "освобождение" личности от "деспотизма" семьи. В русле этой направленности осуществлялась государственная политика по ограничению автономии семьи как института. Факты злоупотребления родительской властью служили поводом для отмены права родительского контроля над детьми в связи с запретом детского труда, всеобщим школьным образованием, борьбой с беспризорностью и девиантным поведением детей и подростков и т.п. На фоне перехвата семейных функций другими институтами эмансипация индивида от семьи привела к усилению контроля государства над личностью.

Огосударствление семейной жизни сужает суверенитет семьи и сферу частной жизни, поскольку ограничивает первичность, интимность семейных отношений. Современное государство становится терапевтическим и превращает полную семью (и ее осколочные формы) в клиента государственных служб. В связи с неэффективностью семьи как института (невыполнение специфических функций, элиминирование автономности семьи, снижение привлекательности брака и семьи для личности) возникает задача приватизации семейной жизни. Активная семейная политика по укреплению полной семьи с несколькими детьми предполагает такое устранение кризиса семьи, при котором ограничиваются регламентированные воздействия государства на разъединение семейных поколений, на сведение семейности к супружеству и к семейным диадам типа "мать-ребенок", "взрослый - иждивенец" и др.

Современное состояние семьи в РФ. Кризис или эволюция

За последние десять лет и в научной социологической литературе, и в массовой популярной печати термин "кризис семьи" буквально прорвался в употребление и образует своеобразный стереотип восприятия современных семейных проблем. Порой этот термин используется в ка-честве некоторой аксиомы, используемой для обозначения исходного пункта понимания общей ситуации в данной сфере, и трактуется как кризис социального института, системы ценностей фамилизма (семья перестает быть ценностью для людей, исчезают мотивы, побуждающие их вступать в брак и заводить детей).Сюда добавляются такие негативные явления как подъем уровня разводимости, распространение идеала однодетной семьи, невыполнение семьей своих функций, ослабление родственных связей, а также распространение различных девиантных форм семейного поведения. В этом кризисе, в частности, видится первопричина российской де-популяции Федотова Ю. В. Проблема понимания кризиса семьи.

Между тем, заслуживает рассмотрения вопрос о том, какие представления скрываются за этой аксиоматикой. Этот вопрос отнюдь не праздный, он связан с формированием социологического подхода к изучению семьи, выработкой соответствующих исследовательских программ. Современная семья - наиболее приватная сфера социокультурной реальности и здесь, как нигде, проявляются последствия так называемой индивидуализации жизненных сти-лей, увеличивающейся вариативности ее модели. Все это вряд ли можно оценить с точки зрения какого-то нормативистского масштаба. Наличие же указанных кризисных атрибутов в реальности нуждается в социологическом доказательстве. Существуют исследования, результаты которых делают подобные диагнозы проблематичными.
Наиболее подробно понимание кризиса современной семьи изложено у Антонова А.И., Медкова В.М. и др. Краеугольный камень этой позиции составляет положение о существовании двух научных парадигм, имеющих мировоззренческий смысл, - "либерально-прогрессистской", или эволюционной, и "консервативно-кризисной". Смысл первой парадигмы заключен в убеж-дении, что на обломках старой традиционалистской семьи возникают новые альтернативные структуры семьи, а второй - в предупреждении возможности исчезновения семейного образа жизни и в необходимости укрепления семейных основ бытия, объяснении его дисфункций и патологии.

Вторая парадигма явно содержит два момента: во-первых, определенную оценку историчес-кого процесса, приведшего к изменению семьи и некий идеал семейного бытия; во-вторых, рас-смотрение семьи как социального института в русле парсонианских идей. История уже предло-жила вариант семейной целостности, самосохраняющейся, противостоящей воздействиям извне -традиционалистскую (патриархальную) модель семьи. Крестьянскую по преимуществу. Для нее характерны родственно-семейный принцип организации жизни; "перевес ценности родства над максимизацией выгод индивида", над экономическими целями индивида; естественность домо-хозяйства в качестве основы семейной жизни; социокультурная заданность семейных ролей, принцип семейного "Мы" в отношении с внешним окружением; семьецентризм в противовес эгоцентризму; многодетность в противовес малодетности; семейный авторитет в социализации детей. Вряд ли в связи с этим возможно выставление требования возвращения в прошлое, скорее идеал традиционализма призван использоваться в качестве некоторой шкалы оценок происходящих изменений в семье, поиска социокультурных констант семейной жизни. Таким образом, можно заключить о выдвижении нормативистского подхода.

Россия переживает кризис "фамилистической цивилизации", считают А.И. Антонов и В.М. Медков. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. Усматривая корень кризиса в семейной аномии - нарушении семейного равнове-сия, распада семейных связей, ценностных ориентации. Социокультурная тенденция индивидуализации жизни, отмечаемая на протяжении нескольких столетий, описывается как конфликт между личностью и обществом, скрываемый иллюзией роста самосознания личнос-ти, увеличения экологической, политической, демографической и т.п. сознательности, которая призвана расширить на основе свободы выбора зону личных решений и ответственности во благо общества. "Эмансипация личности от семьи и нуклеаризация самой семьи, разъединение семейных поколений, массовость малодетной семьи и ее несостоятельность в такой социализа-ции потомства, когда оно готово мотивироваться к действиям, отвечающим нуждам общества, потому, что оно прежде в семье мотивируется подчинять эгоцентрические интересы семейным, -все это привело в XX в. в промышленно развитых странах к устранению семейного влияния, по-средничества семьи в противостоянии личности и общества". Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи.

Посредничество семьи понимается институционально. Так, являясь базисной институцио-нальной подсистемой общества, семья призвана, как утверждал Т. Парсонс, "увязывать органи-ческую систему с человеческой деятельностью". Невыполнение семьей своих функций (репро-дуктивной и социализационной) свидетельствует о глубокой институциональной дисфункции. Наблюдаются и структур
и т.д.................

Похожие публикации