Основные причины кризиса подросткового возраста психология. Как помочь подростку в преодолении кризиса

Подростки обладают уникальной особенностью - им не свойственно доверять словам. Они предпочитают всё проверять своими силами, что порой может стать причиной печальных последствий. Когда ребенок переживает кризис он общается преимущественно со своими сверстниками, и родители не имеют возможности контролировать его действия. В подавляющем большинстве случаев подростки не слушают старшее поколение, а чаще всего делают все наперекор. Порой взрослые даже не догадываются о том, чем занят их ребенок.

Статистика довольно печальна: многие дети в возрасте от 12 до 15 лет умирают на стройках, оказываются под колесами машин либо тонут. Им свойственно кататься на крышах электричек, цепляться за автобусы, прыгать с высоты, совершать необдуманные вещи на спор. и решения могут отразиться на дальнейшей судьбе ребенка, именно поэтому родителям очень важно не упустить момент Кроме этого, подростковый кризис очень часто сопровождается первой любовью, которая, как правило, отличается эмоциональностью и чувствительностью. Столь сильные и яркие чувства порой приводят к случаям самоубийств (когда любовь оказывается невзаимной или когда отношения по каким-то причинам прекращаются). Со стороны взрослых любовь в раннем возрасте - просто временное явление, однако глазами ребенка все выглядит не просто серьезно, а жизненно важно. Подростку кажется, что другой любви у него уже не будет, поэтому если отношения не складываются (а особенно, если они осложняются предательством партнера), то дальнейшая жизнь утрачивает всякий смысл.

Кроме того, происходит и социальной позиции, которые остаются на всю оставшуюся жизнь. Именно от в том числе и от родительского отношения ко всем переменам, будет зависеть как сложится дальнейшая судьба человека: будет ребенок лидером либо останется заурядной личностью.

Если сравнивать кризис со всеми прочими кризисами, то он имеет свойство развиваться медленно и по нарастающей. Ребенок постепенно становится непослушным и дерзким. Именно поэтому родителям довольно тяжело заменить ту грань, за которой сын или дочь из послушного превращается в неуправляемого. Первый признак - это демонстрация своей независимости. Данное явление может проявляться совершенно по-разному. Ребенок может не посещать школьные занятия, не ночевать дома, закрываться у себя в комнате и даже иногда становится участником тайных организаций и сект. Все советы взрослых и их рекомендации не имеют для ни малейшего значения. Кризис подростков сопровождается чрезмерной чувствительностью. Ребенок сильно переживает по поводу изменений в своем организме (ломающийся голос у мальчиков, признаки полового созревания и проблемная кожа и волосы).

Именно поэтому метод пряника и кнута просто неприемлем. Дерзость и хамство - это попытка контакта со взрослыми и своеобразная маскировка неуверенности и растерянности, и это не так плохо, как может показаться на первый взгляд. Всё намного хуже, если ребенок и вовсе не желает разговаривать. Даже негативное отношение - это уже какое-то взаимодействие и попытка сообщить о своих проблемах. Не стоит бояться и переживать, кризис подросткового возраста - природное явление, которое играет важную роль в становлении личности. Все родители должны быть готовы пережить этот период жизни ребенка, причем с наименьшими потерями. Главное оружие - терпение, понимание и никаких силовых методов, вопреки обидам и боли, которую может причинить необдуманное поведение ребенка.

Если взглянуть со стороны психологии, то подросток намного больше напуган своим состоянием, нежели родители. Ведь он совершенно не понимает, что с ним происходит. На родителей возлагается важная функции: они, как обладатели большого опыта, должны подготовиться и приложить максимальные усилия для того, чтоб кризис подросткового возраста стал началом для успешной и счастливой жизни в дальнейшем. Готовиться стоит с самого рождения. С первых дней жизни стоит строить отношения основанные на любви, доверии и взаимопонимании. Нужно быть не только опекуном, но и другом, который всегда поможет и подскажет. С первых дней садика и заканчивая последним днем школы стоит разговаривать с ребенком. Откладывайте работу и все дела, ведь если ключевой момент будет упущен, дальше уже сделать ничего не получится. Необходимо принимать непосредственное участие в жизни ребенка. Быть в курсе событий и знать всех его друзей. Узнавать о проблемах и грустить, узнавать о победах и радоваться. Не стоит относится к подросткам как к детям, покажите что вы воспринимаете ребенка как самостоятельного человека с правом отстаивать свое мнение, каким бы ошибочным оно не было. При резкой перемене поведения не стоит пытаться лезть с советами, это может только навредить. Стоит изучить обстановку, пообщаться с друзьями и лишь потом приступать к действиям. Следуйте основному правилу родительства - любите ребенка, каким бы он ни был, и относитесь ко всему с пониманием. Не забывайте о том, что компромисс - лучший вариант решения всех конфликтов. Только тогда весь негатив пойдет в другом направлении, ведущем к лидерским позициям. Кризис подросткового возраста при правильном подходе может стать периодом самой большой близости с ребенком. Вы можете направлять все действия в нужную сторону, однако не стоит все решать самостоятельно. Успех отношений кроется во взаимной помощи и на взаимном понимании.


Подростковый возраст, по общепринятой методологии, занимает период с 10-11 до 15-16 лет. В этом возрасте с подрастающим человеком происходят важные изменения , влияющие на поведение подростка:

  • появление чувства взрослости , проявляется в желании казаться и поступать, как взрослый;
  • формирование личностной автономии и самоутверждения . Это проявляется в желании самостоятельно принимать решения, иметь собственные мечты, личное мнение.

Изменения происходят очень быстро, к ним не успевают приспособиться как близкое окружение подростков, так и они сами. Возникающий конфликт протекает в качестве двух типов кризиса, которые имеют разные признаки протекания.

Кризис зависимости

Он проявляется в приспособленчестве подростка к окружающим людям, семье. Признаки кризиса:

  • становится слишком послушным , не может принимать решения без указания старших, волевых или обладающих властью людей;
  • проявляет детское отношение к жизн и, не имеет своего мнения, стремлений, не может и не желает формировать собственные жизненные планы;
  • превращается в инфантильного человека , словно откатывается назад, к детским формам поведения, когда родители полностью его опекали, защищали, и в жизни все было очень предсказуемо.

Как воспитывать такого подростка

  • изменить стиль воспитания , который принят в семье. Инфантилизм – совсем нездоровый тип протекания подросткового возраста. В будущем он грозит неумением устроиться в жизни, создать крепкую семью.
  • нельзя слишком жестко контролировать , требовать безусловного подчинения, применять моральную и физическую силу
  • проявлять доверие к действиям подростка , позволять делать все, что соответствует моральным нормам и семейным правилам. Контролировать не прямо, а косвенно, знакомиться с друзьями, интересоваться делами.
  • нельзя решать все проблемы за подростка , нужно чтобы он научился решать жизненные проблемы и трудности. Можно помогать в решении сложностей, поддерживать, давать советы. Быть опорой, при которой подросток сможет сам принимать сложные решения.
  • не ограничивать подростка от работы . У него должна быть своя зона ответственности, круг домашних обязанностей, которые он выполняет.

В целом, нужно стараться не передавить, не сломить волю, чтобы подросток вырос самостоятельным и ответственным человеком.

Кризис независимости

В основном, все наслышаны о бурном проявлении этого типа кризиса. Это благоприятный, нормальный и нужный для развития подростка вариант. Однако его проявления очень пугают родителей.

Ярко протекает негативизм подростка. Он выражается в отрицании подростком прежних требований, протестных реакциях, обесценивании взрослых. Если негативизм протекает открыто, то выражается в активном протестном поведении подростка. Он начинает проявлять своеволие , упрямство, строптивость, хулиганство, он может бороться против прежних авторитетных для него людей. Если скрыто, то подросток проявляет недоверие к близким людям, доверяя негативные мысли дневнику.

  • Ревнивое отношение к собственности . Подросток просит оставить ему жизненное пространство, не трогать его вещи, стол, проверять его шкаф или заходить в его комнату.
  • Личные мысли , мечты и фантазии, которые подросток бережливо скрывает от родителей и других взрослых.
  • Склонность пристрастно анализировать окружающих людей , прежде всего, собственных родителей, при этом, не умея объективно оценивать самого себя.
  • Начинает подражать поведению взрослых людей , чтобы быть на них внешне похожим. Например, такое сходство подростку могут дарить употребление алкоголя, одежда известных брендов, ненормативная или особая лексика, «взрослый» флирт, развлечения, яркий макияж.
  • Возникают депрессивные реакции , проявляющиеся в переживаниях пустоты, безразличии, ощущении, что период детства прошел, а взрослым еще предстоит стать; подросток может считать, что не справляется со своими задачами и что связь с родителями теряется.

Подросток стремится войти в интересную для него группу, проявляет зависимость от мнения компании, подчинение ей, при этом стремится к независимости от родителей.

  • Придирчивая оценка собственной внешности . Подросток нуждается в позитивном восприятии окружающими того, как он выглядит. В противном случае у подростков могут возникнуть проблемы в поведении, замкнутость, нежелание посещать школу.
  • У развитых умственно подростков может возникнуть явление интеллектуализации , скрывающей беспокойство. Это проявляется в погруженности в оторванные от реальной жизни философские и абстрактные рассуждения.
  • Учеба дается сложнее , снижается успеваемость, теряется желание учиться, интерес смещается к жизни вне школы.
  • Суицидальное поведение . Это может быть как опасное для жизни поведение и крайний риск, демонстративные угрозы покончить с собой, так и реальные попытки самоубийства. Чаще всего такое поведение говорит о травматичных событиях в жизни подростка, о которых он не может рассказать взрослым, а также о семейных проблемах.

Как правильно воспитывать такого подростка

Предоставьте ребенку некоторую независимость, личное пространство , при этом, сохранив ответственность и семейные обязанности. Договоритесь о соблюдении семейных правил. Например: «в нашей семье не принято ругаться, мы все проблемы обсуждаем спокойно». Вводимые правила должны распространяться на всех членов семьи, включая родителей. Подростки чувствительны к лицемерию.

  • Установите четкие рамки и ограничения в поведении подростк а. Это необходимо, чтобы подросток в будущем не мог причинить себе вред, не зная границ, а также, чтобы он был готов к ситуациям отказа его желаниям в жизни. Свободу нужно предоставлять в соответствии с возрастанием ответственности подростка, чтобы они росли пропорционально.
  • Отношение подростка к себе прямо переноситься на отношение к другим . Поэтому нужно проявлять к подростку любовь, говорить и показывать, что он умный, хороший, красивый, порядочный. Нужно чаще хвалить подростка, за то, что он хорошо умеет делать.
  • Нельзя негативно сравнивать подростка с кем- либо , высмеивать его мнение и интересы, критиковать внешность и проявлять агрессию при непонимании.
  • Запретите себе критику его друзей , их общение и общие интересы, и тем более категорично запрещать общаться с кем либо. Это вызовет реакцию сопротивления.

Если вы хотите повлиять на круг общения подростка, то сделайте это опосредованно: через выбор школы, своих знакомых семьи с детьми – сверстниками.

  • Выделяйте каждый день 10-15 минут для диалога . Разговаривайте с подростком, будто это просто знакомый человек. Вместо критики и поучений, постарайтесь вдохновить подростка на решение проблем, ободрить его.
  • Постарайтесь чаще советоваться , спрашивать и выслушивать его мнение.
  • Учитывайте мнение подростка в делах семьи, которые его касаются: обсудите вместе ремонт или перестановка мебели в его комнате, как он хочет отметить день рождения, в какие кружки или секции он хочет записаться.
  • Привлекайте к обязанностям по уборке квартиры и прочим вопросам. Введите правила в традицию. Например, проводите уборку каждую пятницу.

Если подросток активно сопротивляется что-то делать, постарайтесь договориться с ним , предложив альтернативу. Например, предложите выбор между временем подготовки уроков или пробежек. Или разрешите слушать любимую музыку, но ограничьте время прихода домой или выполнения домашнего задания.

Пережив кризисы 1, 3 и 7-летнего возрастов, родители сталкиваются с ещё одной проблемой – пожалуй, самой сложной в психологическом и физиологическом плане. Речь идее о пубертатном кризисе подросткового возраста: он начинается по достижении тинейджером 12 лет и продолжается почти до совершеннолетия. Факторов, влияющих на протекание кризиса подросткового возраста, великое множество, всё предусмотреть и оградить ребенка от многих «ненужных» контактов в современном обществе удастся едва ли. Да и многие психологи, давая родителям рекомендации по преодолению кризиса подросткового возраста, не советую форсировать события, пытаясь пережить этот период как можно безболезненнее. Ошибаясь, «набивая шишки», наступая на «чужие грабли», тинейджер приобретает бесценный жизненный опыт. Но все же справляться с основными проблемами подросткового возраста лучше сообща, при слаженном взаимодействии родителей и педагогов.

Основа психологического кризиса подросткового возраста

Если сказать о современных подростках, что они умные, деловые, коммуникабельные, целеустремленные, знающие, много понимающие и многое умеющие, это будет правда. Если же сказать, что самолюбивые, капризные, легко ранимые, непослушные, трудноуправляемые, склонные к необдуманным поступкам и вечно конфликтующие с взрослыми, то и это будет правда. Потому что они очень разные, постоянно меняющиеся, каждый день раскрывающиеся новыми гранями своих непохожих и только лишь формирующихся характеров. Как понимать и правильно трактовать поведение и поступки своего взрослеющего ребенка? Как справиться с кризисом подросткового возраста и постараться сделать так, чтобы в современном ритме жизни с ее требованиями и законами, среди массы соблазнов и опасных увлечений тинейджер смог правильно ориентироваться и выбирать свой путь? Как вести молодого, только начинающего свою самостоятельную жизнь человека в завтрашний день?

Период с 12 до 17 лет принято называть подростковым, неким абстрактным, неосязаемым, неуловимым понятием, характеризующим определенный, закономерный период в жизни человека, когда детство осталось в прошлом, а взросление еще не наступило. Именно в этом периоде совершаются самые необдуманные поступки и принимаются самые невероятные решения, происходят самые запоминающиеся события. В основе кризиса подросткового возраста лежит множество факторов. Осуществляются окончательный выбор будущей профессии, формирование принципов и идеалов, необходимых для дальнейшей жизни. Наконец, случается самое прекрасное в жизни любого человека событие - первая любовь, которая запоминается навсегда, оставляет неизгладимое впечатление и впоследствии во многом определяет дальнейшую судьбу человека.

Одна из важнейших особенностей кризиса подросткового возраста - развитие самосознания, открытие собственного «Я».

Для взрослеющего человека как для формирующейся личности очень важно осознание себя, своих идеалов и приоритетов в окружающем его обществе, желание понять свою значимость, определить свое место в жизни. Кризис периода подросткового возраста объясняется и возрастающим интересом тинейджера к себе, активизирующимися процессами полового созревания и связанными с ним психофизиологическими изменениями. Наиболее важными в данной ситуации являются не столько физиологические изменения, сколько телесные метаморфозы, которые становятся для подростка предметом повышенного интереса.

Психология: симптомы и причины кризиса подросткового возраста

Наряду с физическими, важны и психологические изменения. Психология кризиса подросткового возраста во многом объясняется значительным расширением в этот период круга интересов и проблем. Приобретают огромное значение ранее не интересовавшие предметы, у обыденных вещей появляется особый, глубинный смысл.

Это легко проследить на простом примере, когда один и тот же фрагмент художественного текста трактуется детьми разных возрастных групп по-разному. Например, младшие дети, прежде всего, выделяют в тексте действующее начало, характеризуют события формально и воспринимают вещи в буквальном их значении. Но когда начинаю проявляться симптомы кризиса подросткового возраста, тот же самый текст тинейджеры рассматривают уже с других позиций. Они обращают внимание на скрытый конфликт персонажей, ведущее значение приобретает сфера чувств, эмоций, душевных переживаний. Возможно, такой подход объясняется собственными переживаниями, которые в период взросления ребенка являются для него ведущими в жизни.

Наряду с переменой взглядов, привычек и пристрастий, в психологии одной из причин кризиса подросткового возраста принято считать изменение сферы общения и интересов.

Общение на данном этапе перестает быть формальным обменом информацией или способом получения сведений, оно приобретает новое значение. В процессе своего общения со сверстниками ребенок раскрывает свой внутренний мир, он получает возможность реализовать часть своих замыслов, догадок, предположений. В период психологического кризиса подросткового возраста расширяется и круг общения, он выходит за пределы домашних стен, приобретает характер общественных отношений. Именно поэтому в юности у человека возникает так много новых знакомств. Общение за пределами определенной социальной группы, общение с разными по убеждениям и взглядам людьми дает человеку возможность в полной мере раскрыть себя и обогатиться новыми знаниями, а также разобраться в себе. Школа перестает быть обособленной частичкой, она становится частью широкого мира отношений.

Психологические причины проблем кризиса личности в подростковом возрасте

Одной из причин кризиса подросткового возраста также является страстное желание ребенка понять истинный смысл своего предназначения. Подросток хочет разобраться в том, кто он такой, на что способен, каковы его перспективы на будущее и как сложится его дальнейшая судьба.

Для определения своих возможностей и способностей и существует понятие «самооценка». Оценить свои возможности можно двумя основными способами. Первый вариант проверки заключается в сравнении уже достигнутых результатов с эталоном, сложившимся еще до начала реализации замысла. Однако таким способом не всегда можно объективно оценить себя, поскольку небогатый жизненный опыт не позволяет произвести экспериментальную проверку в отношении многих, еще не пережитых им самим событий.

Проблемы личности подросткового возраста часто проявляются в совершении различного рода нелепостей, необдуманных действий, напрасном риске и даже хулиганстве. Это происходит не из-за желания досадить взрослым, не из-за стремления выделиться в круге общения или произвести впечатление (хотя и это не исключено), а в силу отсутствия достаточных способов самовыражения. Другой способ оценить себя заключается в сравнении собственного мнения о себе с мнением окружающих. Бывают случаи, когда эти мнения сильно разнятся. В случае обнаружения подростком слишком выраженных различий начинается длительный и мучительный процесс анализа собственного «Я», который в большинстве случаев благоприятно сказывается на самом ребенке. Взрослеют все, но данный процесс у всех протекает по-разному.

Одно из проявлений кризиса подросткового возраста – частое желание побыть в одиночестве. Процесс осознания себя, своего личного начала, и понимание происходящих перемен требуют уединения. Лишь уединение от внешнего мира, ограждение от постороннего шума и суеты дают возможность человеку услышать свой собственный внутренний голос и обрести гармонию и единение с собой. Поэтому проблемами подросткового возраста становятся проявления таких черт характера, как замкнутость, молчаливость, стремление к уединению и тишине, а также склонность к бродяжничеству и уходам из дома.

Что ещё характерно для кризиса подросткового возраста и примеры проблем

Для кризиса подросткового возраста характерно обретение своего уникального, неповторимого «Я» с его многогранным внутренним миром. Это лишь отдалит вас от ребенка, а вы должны быть союзниками и вместе достойно пережить данный критический этап. Подростковое «Я» всегда соотносится с неким коллективным «Мы», которое объединяет подростков по интересам, возрасту, принадлежности к определенной социальной группе. Формирование общего, массового «Мы» продиктовано, прежде всего, желанием создать нечто свое, отличное от взрослых, присущее только определенной социальной группе - группе подростков.

Ещё один пример проблем подросткового возраста – копирование привычек, жестов, поведенческих реакций взрослых. Это обусловлено желанием тинейджеров продемонстрировать перед другими свою значимость и уникальность. Если сказать проще, это просто желание самоутвердиться, выразиться. Ведь многие молодые люди и девушки курят, принимают алкоголь и нецензурно выражаются не потому, что этого хотят, а потому, что так принято среди их сверстников. И не просто принято, а даже в ряде случаев модно.

В период развития кризиса подросткового возраста тинейджер уверен, что в глазах окружающих он выглядит взрослым, кажется самостоятельным, но забывает о том, что таковым на самом деле не является. Хотя в отношении одежды и внешнего вида подростки, напротив, стараются разительно отличаться от взрослых. Это, пожалуй, основная причина различных фантастических стрижек, окрашивания волос в самые немыслимые цвета, ношения рваных джинсов, длинных металлических цепей, свисающих ниже колен, и других атрибутов современного стиля, который представляет собой обобщение и смешение разных стилей и направлений. Данная концепция стиля и поведения в период кризиса подросткового возраста позволяет «своим» узнавать друг друга, отличать от «чужих» членов их маленького мира. Стремление подростков к формированию собственных мини-обществ объясняется особенностями их психоэмоционального развития.

Причиной проблем в подростковом возрасте могут быть завышенная, гипертрофированная самооценка, сознание собственной гениальности, неповторимости и непохожести на других. Казалось бы, наличие такого самомнения предполагает другую поведенческую стратегию - выделиться из общей массы и продемонстрировать всем свои преимущества. На практике же все обстоит несколько иначе.

Факторы, влияющие на протекание кризиса подросткового возраста

Обязательным этапом кризис личности в подростковом возрасте является период сомнений, период неуверенности в себе и собственных силах, причем этот фактор парадоксально сочетается с убежденностью в собственной гениальности. Именно неуверенность в себе и страх быть непонятым, оказаться за пределами некоего микросоциума заставляют многих подростков подавлять собственные интересы и желания и подчиняться правилам созданного другими «мира». По мере преодоления кризиса подросткового возраста, развития самосознания, приходит и новое понимание проблемных вопросов. Собственный внутренний мир и внутреннее содержание личности становятся в глазах человека шире, богаче, значительнее, поэтому образ усредненного сверстника перестает быть непоколебимым ранее идеалом. Приходит истинное осознание своего «Я», поэтому необходимость прятаться за собирательным образом просто отпадает. Как правило, понимание данного обстоятельства приходит ко всем тинейджерам, но у некоторых процесс может и затянуться. В это время необходима помощь старшего поколения, которое должно деликатно корригировать поведение почти уже взрослого человека.

Немаловажным при возрастном кризисе подросткового возраста является и самоопределение - процесс скорее практический, чем теоретический. Сущность его главным образом заключается в желании подростка найти себя в жизни, найти свое место и понять свою социальную значимость. Это в большинстве случаев сводится к выбору профессии или поиску определенного рода занятий. Поиск своего места под солнцем и реализация потенциальных возможностей - процесс трудоемкий и сугубо индивидуальный. Какие-либо вмешательства со стороны близких, родственников совершенно излишни. Не забывайте, что данный выбор делается на всю жизнь, и каким он будет, зависит только от самого человека.

Помня об этой немаловажной характеристике кризиса подросткового возраста, самым верным в данной ситуации станет ненавязчиво рекомендованное решение, а не грубое давление. Помните, что в этот период своей жизни подростки эмоционально лабильны и бурно реагируют на критику и разного рода вмешательства в личную жизнь. Поэтому не провоцируйте их на необдуманные, принятые поспешно решения.

Не стоит забывать, что взрослеющие молодые люди отличаются особым критическим подходом к своей одежде, внешности, привычкам и личности в целом. Как показывают многочисленные исследования и эксперименты, адекватно и правильно себя оценивают подростки с разного рода талантами: музыкальными, художественными, литературными и т. д. Но согласитесь, что среди современной молодежи чаще встречаются обыкновенные ребята, интересы которых в ряде случаев далеки от эстетики.

Характеристика кризиса подросткового и юношеского возраста

Кризис подросткового и юношеского возраста часто проявляется в заниженной или завышенной самооценке тинейджера.

Заниженная самооценка встречается среди людей 12-17 лет чаще. Проблема несоответствия собственной внешности придуманному идеалу в этом возрасте глобальна. В этом случае кризис подросткового возраста характеризуется всевозможными ухищрениями, к которым прибегает тинейджер, чтобы хоть чуточку приблизиться к идеальному образу: голодание, диеты, изнуряющие тренировки до седьмого пота в тренажерных залах, макияж… И все равно остается что-то, что отдаляет подростка от совершенства. Если только посмотреть на «идеального человека», сразу станет все ясно. Кто становится кумиром современного поколения? Фантастические герои триллеров, безжалостные суперагенты или модные красавицы, покорившие все подиумы мира. Если вдуматься, то ни один из них или даже похожий персонаж не может считаться героем.

Ведь суть кризиса подросткового возраста состоит не в степени выраженности мышц, а во внутреннем содержании, в том, что он несет в себе, какую цель преследует, совершая то или иное деяние. Важно объяснить подростку, что истинная ценность и значимость человека заключаются в его внутреннем содержании, а не во внешней эпатажности, тем более что современное общество постепенно приходит к такой модели отношений. Никто не отрицает значения внешних данных, поэтому всячески помогайте подростку справляться с косметическими проблемами, подскажите методы борьбы с недостатками, пытайтесь всячески поддержать в нем чувство собственного достоинства. Только не превращайте заботу о собственной внешности в культ или основное занятие. Адекватная оценка сложится после преодоления критического периода взросления.

Другая ситуация возникает, когда у ребенка в процессе развития складывается необоснованно завышенная самооценка. В данной ситуации преобладает убежденность в собственной уникальности и неповторимости, характерно полное противопоставление себя окружающим. Такие ребята убеждены, что все самое лучшее и уникальное сосредоточено в их персоне. Часто причиной формирования у подростка такой позиции является неправильное поведение самих родителей. Это ситуации, когда все происходящие события вращаются вокруг любимого чада. Завышенное самомнение - результат бесконечного поощрения и льстивой похвалы родителей. Никто не спорит, что для каждого родителя его ребенок - самый умный, талантливый, уникальный, гениальный. Но помня о причинаях и проявлениях кризиса подросткового возраста, очень важно не перехвалить, чтобы не спровоцировать развитие необоснованно завышенной самооценки, которая сможет лишь навредить в будущем.

Чем характеризуется пубертатный кризис подросткового возраста

Еще одной особенностью кризиса подросткового периода является повышенная утомляемость. Причина ее кроется в непрерывно протекающих в головном мозге процессах по переработке получаемой информации, ее интенсивному синтезу, осмыслению. Наш мозг постоянно воспринимает различного рода информацию, производит сложные операции по ее обработке, анализу, синтезу, формированию конечного результата. Определенные повторяющиеся процессы откладываются в определенных структурах мозга и по мере необходимости извлекаются в нужный момент. Так организована функциональная активность мозга у взрослого человека. Да и не стоит забывать, что психоэмоциональная сфера у взрослого значительно меньше подвержена колебаниям, переменам.

Психика молодого человека еще окончательно не сформирована, поэтому различные обыденные, как нам кажется, вещи вызывают со стороны подростка более выраженную реакцию. Проблемы подросткового периода легко объяснить с позиций физиологии. В переходном (пубертатном) периоде происходит один из важнейших процессов - половое созревание, одним из компонентов которого является изменение гормонального фона (активация ранее дремавших структур головного мозга). Для данного периода характерными являются так называемые гормональные бури. Именно гормональными выбросами объясняются резкие перепады настроения и эмоциональные всплески, немотивированные эпизоды агрессии и непослушания. Поэтому, помня об основных проблемах подросткового периода, не спешите наказывать ребенка за «переговоры» и бранить его за непослушание. Умный и знающий родитель просто сделает вид, что никакого конфликта и не было вовсе, не заострит внимание. С возрастом данные всплески купируются, и все возвращается на круги своя.

С какими первыми проблемами сталкиваются современные дети в подростковом возрасте

Какие ещё проблемы в подростковом возрасте проявляются ярче всего? Гормональный фон обусловливает и формирование в мозговых центрах, так называемых доминант, т. е. очагов наибольшего возбуждения. Не надо быть специалистом или иметь специальное медицинское образование, чтобы понять, что любому нашему поступку или порыву к действию предшествует возбуждение. Именно благодаря ему совершаются все действия. Оно является стимулом, толчком к началу действия. В подростковый период в головном мозге человека возникает сразу несколько подобных очагов, каждый из которых хочет стать приоритетным. Именно данный факт объясняет такую довольно современную проблему подросткового возраста, как стремление молодых людей заниматься несколькими делами одновременно, начинать сразу несколько дел, способствует развитию такого обширного спектра переживаний.

Но способности нашего организма не безграничны. Как и всякий долго функционирующий аппарат, наш мозг нуждается в отдыхе. Поэтому в период взросления как никогда требуется полноценный отдых. Это легко объясняет ту самую подростковую усталость и апатию, когда вроде бы ничего колоссального не сделал, а устал неимоверно. Поэтому не стоит спешить с выводами и думать, что ребенок просто ленится что-либо делать.

Учитывая первые проблемы подросткового возраста, не забывайте, что тинейджеру во многих отношениях труднее, чем вам. Перед ним стоит самая важная и трудная задача - найти собственное «Я», понять свое истинное предназначение и определить свое место в мире.

Ещё одна проблема, с какой тинейджеры сталкиваются в подростковом возрасте, - это высокая чувствительность к различным раздражителям, особенно невзначай брошенным словам, особенно если эти слова сказаны родителями - людьми, которые длительное время были авторитетом, объектом обожания и уважения. Всегда учитывайте, что сказанное необдуманное вами слово надолго запомнится и даже обидит вашего ребенка.

Рекомендации родителям по преодолению кризиса подросткового возраста: как помочь ребенку

Многие родители несправедливо обвиняют детей в отсутствии помощи, упрекают их в бездействии и бесполезном проведении своего времени, аргументируя это отсутствием проблем и забот. Это не совсем верный подход к проблеме занятости и досуга. Нежелание ребенка выполнять какие-либо действия или работу по дому продиктовано совсем иными причинами.

Это желание разобраться в собственной личной жизни, так как эта проблема детей подросткового возраста на данный момент является главной, а потом уже желание заниматься общественными делами. То, что не является причиной беспокойства для взрослого человека, становится непреодолимым препятствием для подростка.

Как же помочь ребенку подросткового возраста, чтобы избежать проблем в будущем? Для этого следует с самого раннего детства оценивать возможности ребенка объективно. Стоит ли хвалить ребенка? Однозначного ответа не даст никто: сколько людей, столько и мнений. Но бесспорно то, что всегда нужно поощрять ребенка за истинную победу (не важно, морального или физического плана). Старайтесь говорить ему правду и оценивать его объективно. Не бойтесь обидеть любимое чадо, справедливая критика всегда полезна, она лучше любой, даже самой сладкой лести. Но не переборщите с нотациями, не развивайте у ребенка комплекс собственной неполноценности и ничтожности. Помните: правильно построенное общение поможет ребенку легче и менее болезненно пережить период перехода к взрослой жизни.

Важно внимательное наблюдение в подростковом возрасте, так как именно в этот период человек испытывает основные эмоциональные нагрузки своей жизни.

Многие родители могут заметить явное бездействие и апатию со стороны подростка, причины которых банальны: болезни, плохое самочувствие и, наконец, просто усталость. В данной ситуации важно правильно дифференцировать причину нежелания что-либо делать. Зная о данных психологических проблемах подросткового возраста, родители должны правильно реагировать на подобные вещи. Не стоит читать нотаций и упрекать.

Как благополучно пережить подростковый возраст и справиться с проблемами?

Не стоит обвинять ребенка в своеобразном видении мира и другом взгляде на обыденные вещи. По мере своего взросления человек сам осознает происходящее. И помните, что любое давление на ребенка лишь отдалит его от вас и вызовет обратную реакцию, по принципу «наоборот». Не насаждайте собственное мнение. Подросток должен сам прийти к решению вопроса.

Как же благополучно пережить подростковый возраст и остаться ребенку другом? Давайте ему больше свободы и прежде всего свободу выбора. Современный молодой человек значительно отличается от прошлого поколения молодежи. Он гораздо грамотнее, смелее, умнее и мобильнее. Представляйте подростку больше альтернатив.

Современная молодежь не так плоха, как принято считать. Человек все равно придет к правильному решению, надо лишь умело направить его и подсказать более короткий путь к нему.

Учитывая все рассмотренные выше особенности развития подростка и нюансы формирования его личности, постарайтесь построить воспитательный процесс таким образом, чтобы помочь своему ребенку в выборе жизненного пути.

Говорят, что счастье - это когда тебя понимают. Но счастье без взаимности невозможно. Поэтому нужно прививать нашим детям принципы заботы и уважения к старшему поколению, тем, кому они обязаны своим появлением на свет. Ведь именно вы сделали из них тех, кем они являются, сильных, умных, красивых. Но и взрослые не должны забывать, что они со своей стороны обязаны приложить максимальные усилия, чтобы понять своих детей. И лишь при наличии взаимопонимания можно пережить непростой период в жизни подростка - переходный возраст, самый прекрасный и волнующий.

Статья прочитана 29 994 раз(a).

Подростковый кризис 13-14

Подростковый возраст является одним из самых важных, существенно влияющим на дальнейшее развитие, критическим периодом в жизни человека. Он выступает в роли «переходного мостика» между детством и взрослостью.

Понятие «кризис» применительно к подростковому периоду используется для того, чтобы подчеркнуть тяжесть, болезненность переходного состояния от детства к взрослости, этого периода разлома, распада (возраст «бури и натиска», «эмоционального шторма»).

Традиционно в качестве одной из основных причин возникновения выделяется половое созревание, которое влияет на психологический и психофизиологический облик, определяет его функциональные состояния (повышенную возбудимость, импульсивность, неуравновешенность, утомляемость, раздражительность), вызывает половое влечение (часто неосознанное) и связанные с этим новые переживания, потребности, интересы. Оно создает основания для специфических тревог, связанных с физическим Я, образом тела и определяет соответствующую кризисную симптоматику.

Проявляемое в этот период противопоставление себя взрослым, активное завоевание новой позиции является не только закономерным, но и продуктивным для формирования личности. Попытки взрослых избежать проявлений кризиса путем «предвосхищающего» создания условий для реализации новых потребностей в значительной части случаев оказываются безрезультатными. Подростки как бы специально «нарываются» на запреты, преднамеренно «принуждают» родителей к ним, чтобы иметь возможность собственными усилиями раздвинуть рамки, задающие пределы их возможностям. Именно через это столкновение они узнают себя, о своих возможностях, удовлетворяют потребность в самоутверждении. В случаях, когда этого не происходит и подростковый период проходит гладко, бесконфликтно, то в дальнейшем можно столкнуться с двумя вариантами: с запоздалым, а потому особенно болезненным и бурным протеканием кризиса в 17–18 лет или с затяжной инфантильной позицией «ребенка», характеризующей человека в период молодости и даже в зрелом возрасте.

При этом нужно, конечно, иметь в виду, что кризисные симптомы не проявляются постоянно, это скорее эпизодические, хотя порой и достаточно длительные явления, их интенсивность и способы выражения также различны. Важен сам факт личного обособления, противопоставления, завоевания собственной позиции.

Рассматривая кризис подросткового возраста как один из самых важных и сложных критических периодов развития, наиболее адекватным являяется традиционное представление о том, что протекание возрастного кризиса проходит три фазы:

1) негативную, или предкритическую, когда происходит ломка старых привычек, стереотипов, распад сформировавшихся ранее структур;

2) кульминационную точку кризиса (в подростковом возрасте – это 13 лет, хотя эта точка, конечно, достаточно условна);

3) посткритическую фазу, т.е. период формирования новых структур, построения новых отношений и т.п.

Переход к подростковому возрасту характеризуется возникновением различных форм отстаивания собственной самостоятельности, независимости. Причем чаще всего это проявляется в известных и ярко выраженных трудностях поведения – негативизме, упрямстве, открытом непослушании, конфликтах со взрослыми, стремлении всегда настоять на своем. Кратко это можно описать так: повышенная конформность по отношению к группе сверстников и демонстративное противопоставление себя не столько взрослым, сколько образу послушного ребенка, который часто культивируется этими взрослыми. Это противопоставление может быть достаточно длительным, ярко выраженным или же сглаженным.

Возможны два пути протекания кризиса:

Симптомы первого – это классические симптомы практически любого из кризисов детского возраста: строптивость, упрямство, негативизм, своеволие, недооценка взрослых, отрицательное отношение к их требованиям, ранее выполнявшимся, протест-бунт. Некоторые авторы добавляют сюда также ревность к собственности. Для подростка требование не трогать ничего у него на столе, не входить в его комнату, а главное – «не лезть ему в душу». Остро ощущаемое переживание собственного внутреннего мира – вот та главная собственность, которую оберегает подросток и ревниво защищает от других.

Второй путь противоположен: это чрезмерное послушание, зависимость от старших или сильных, возврат к старым интересам, вкусам, формам поведения.

Если «кризис независимости» – это некоторый рывок вперед, выход за пределы старых норм, правил, то «кризис зависимости» – возврат назад, к той своей позиции, к той системе отношений, которая гарантировала эмоциональное благополучие, чувство уверенности, защищенности. И то и другое – варианты самоопределения (хотя, конечно, неосознанного или недостаточно осознанного). В первом случае это: «Я уже не ребенок», во втором – «Я ребенок и хочу оставаться им».

Позитивный смысл подросткового кризиса заключается в том, что через него, через борьбу за эмансипацию, за собственную независимость, происходящую в относительно безопасных условиях и не принимающую крайних форм, подросток удовлетворяет потребности в самопознании и самоутверждении, у него не просто возникают чувство уверенности в себе и способность полагаться на себя, но и формируются способы поведения, позволяющие ему и в дальнейшем справляться с жизненными трудностями. Это дает основание считать, что именно путь «кризиса независимости» является наиболее конструктивной формой протекания кризиса с точки зрения заложенных в нем возможностей для формирования личности. Вместе с тем наиболее экстремальные проявления «кризиса независимости» чаще всего непродуктивны.

«Кризис зависимости» – достаточно неблагоприятный вариант развития. Важно учесть, что подростки, так переживающие кризис, как правило, не вызывают у взрослых беспокойства, напротив, родители часто гордятся тем, что им удалось сохранить нормальные, с их точки зрения, отношения, т.е. отношения по типу «взрослый – ребенок».

Конечно, не следует на весь подростковый возраст смотреть под углом кризиса. Но знание кризиса необходимо для того, чтобы помочь подростку наиболее полно реализовать возможности этого периода, выработать эффективные, конструктивные способы преодоления трудностей, что, с точки зрения современной психологии, важно для решения главных задач развития в этот период.

Подростковый возраст является одним из самых важных, существенно влияющим на дальнейшее развитие, критическим периодом в жизни человека. Он выступает в роли «переходного мостика» между детством и взрослостью и характеризуется многочисленными резкими, бурными изменениями в организме ребенка. Изменения эти носят преимущественно качественный характер и затрагивают все аспекты развития. Сдвиги в физиологической системе и психике подростка связаны в первую очередь с кардинальной перестройкой в эндокринной и нервной системах. Трудности, возникающие при взаимодействии с ребенком, неадекватность его поступков, импульсивность его поведения, резкие изменения сферы интересов и т.п. являются внешним проявлением тех процессов, которые происходят во внутреннем мире подростка.

Задача взрослых на данном этапе заключается в том, чтобы помочь ребенку осознать нормальность происходящих с ним метаморфоз.

Особенности подросткового возраста.

Подростковый возраст характеризуется беспокойством, тревогой, склонностью подростка к резким колебаниям настроения, негативизмом, конфликтностью и противоречивостью чувств, агрессивностью.

Психологические особенности подросткового возраста:

Перепады настроения;

Желание быть признанным и оцененным другими сочетаюшееся с показной независимостью и бравадой;

Эгоистичность проявляется наряду с преданностью и самопожертвованием;

Грубость и бесцеремонность сочетается с неимоверной собственной ранимостью, колебаниями ожиданий – от сияющего оптимизма к самому мрачному пессимизму;

Обостряется чувствительность к оценке другими его внешности, способностей, силы, умений и все это сочетается с излишней самоуверенностью.

Особенности развития когнитивной (интеллектуальной) сферы.

Развитие познавательных процессов в подростковом возрасте характеризуется переходом к абстрактному, теоретическому мышлению. Подросток в состоянии достаточно легко абстрагироваться от конкретного, наглядного материала, способен к словесным рассуждениям и анализу абстрактных (отвлеченных) идей.

Внимание становиться все более избирательным и в большой мере зависит от направленности интересов ребенка.

Ощущения и восприятие находятся на достаточно высоком уровне развития. Наблюдается активное развитие творческих способностей и формирование индивидуального стиля деятельности, в том числе и умственной. Стиль мышления в основном определяется типом нервной системы, недостатки которой могут компенсироваться другими ее свойствами. Вообще, интеллектуальное развитие ребенка в подростковом возрасте достигает весьма высокого уровня.

Особенности мотивационной сферы

В подростковый период в мотивационной сфере человека происходят кардинальные изменения. Эти изменения носят как количественный так и качественный характер. Выстраивается иерархическая структура мотивов. С развитием процессов самосознания наблюдается качественное изменения мотивов, они становятся более устойчивыми, многие интересы принимают характер стойкого увлечения. Мотивы возникают на основе сознательно поставленной цели.

Главная задача подросткового возраста – обретение взрослости как в физиологическом, так и в социальном плане.

Формирование чувства личной идентичности – одно из важнейших новообразований у подростков, она включает: телесную, сексуальную, профессиональную, идеологическую и моральную идентичность.

В поисках своей идентичности подросток стремится эмансипироваться (отделиться) от родителей. Обретение автономии в переходном возрасте предполагает:

Эмоциональную эмансипацию, т.е. освобождение его от тех эмоциональных отношений, которые образовались у него в раннем детстве;

Формирование интеллектуальной независимости, т.е. способности мыслить самостоятельно, критически, способность самостоятельно принимать решения;

Поведенческую автономию, которая проявляется в самых различных областях жизни подростков – от выбора стиля одежды, круга общения, способов времяпровождения до выбора профессии.

Ведущая деятельность.

Общение со сверстниками в этом возрасте принимает характер первоочередной необходимости.

1. Общаясь со сверстниками подростки получают ту необходимую информацию, которую они не могут получить от взрослых.

2. Общаясь друг с другом они приобретают необходимые навыки социального взаимодействия.

3. Потребность в эмоциональных контактах наилучшим образом удовлетворяется в группе сверстников.
Психосексуальное развитие

Половое созревание – центральный психофизиологический процесс подросткового и юношеского возраста. В основе полового созревания лежат гормональные изменения, конструктивныевлекущие за собой сдвиги в телосложении, социальном поведении, интересах и самосознании. Повышенная секреция половых гормонов объясняет и так называемую подростковую (юношескую) гиперсексуальность, которая проявляется в повышенной сексуальной возбудимости, частых и длительных эрекциях, бурных эротических фантазиях, мастурбации и т.д.

Часто при обсуждении «запретных тем» подростки проявляют цинизм. Это коробит взрослых. Но надо учитывать, что разговор о сексе и других телесных переживаниях со сверстниками позволяет юношам снять вызываемое ими напряжение и отчасти разрядить его смехом. В «смеховой культуре» взрослых также имеется много сексуальных мотивов. Стоит ли удивляться, что у подростка даже тычинки и пестики вызывают эротические ассоциации?

По мнению ученых, невозможность выразить в словах свои эротические переживания из-за отсутствия общества сверстников или вследствие большой застенчивости может отрицательно повлиять на развитие личности. Поэтому воспитателю следует беспокоиться не только о тех, кто ведет «грязные разговоры», но и о тех, кто молча слушает; именно эти ребята, не способные выразить и «заземлить» волнующие их смутные переживания, иногда оказываются наиболее впечатлительными и ранимыми. То, что у других выплескивается наружу в циничных словах, у этих отливается в глубоко лежащие и в силу этого устойчивые фантастические образы.

Мастурбация является одним из проявлений подростковой и юношеской сексуальности. Она служит средством разрядки полового напряжения, вызываемого физиологическими причинами. Вместе с тем, она стимулируется психическими факторами: примером сверстников, желанием проверить свои половые потенции, получить удовольствие и т.д. У многих мальчиков именно мастурбация вызывает первое семяизвержение, причем, чем раньше созревает подросток, тем вероятнее, что он мастурбирует.

Применительно к подросткам и юношам тревожить должен не сам факт мастурбации (т.к. она массовая) и даже не ее количественная интенсивность (т.к. индивидуальная «норма» связана с половой конституцией), а только те случаи, когда мастурбация становится навязчивой, вредно влияя на самочувствие и поведение старшеклассника. Однако и в этих случаях онанизм – не столько причина плохой социальной адаптации, сколько ее симптом и следствие.

По мнению ученых, раньше, когда мастурбация считалась причиной необщительности, замкнутости подростка, все силы направлялись на то, чтобы отучить его от этой привычки. Результаты были, как правило, ничтожны и даже отрицательны. Сейчас поступают иначе. Вместо того, чтобы втолковывать подростку, как плохо быть онанистом (все это только увеличивает его тревогу), пытаются тактично улучшить его коммуникативные качества, помочь занять приемлемое положение в обществе сверстников. Как показывает опыт, эта позитивная педагогика гораздо эффективнее.

Самая сложная проблема психосексуального развития в подростковом и раннем юношеском возрасте – формирование сексуальной ориентации, т.е. системы эротических предпочтений, влечения к лицам противоположного (гетеросексуальность), своего собственного (гомосексуальность) или обоего пола (бисексуальность). Вопреки распространенному мнению, что подростков «совращают» взрослые, большинство контактов происходит между сверстниками.

Положение учителя или воспитателя, сталкивающегося с какими-то необычными проявлениями юношеской сексуальности (большей частью они проходят в тайне и остаются незамеченными), чрезвычайно сложно. От него требуются специальные знания и человеческий такт. Сексуальная ориентация в большинстве случаев не является делом свободного выбора, изменить ее чрезвычайно трудно, а то и вовсе невозможно. Это обязывает учителя быть прежде всего гуманным, помня, что за сексуальными проблемами всегда стоят проблемы человеческие. Особенно важно не допускать актов насилия и унижения человеческого достоинства. Наклеивание ярлыков, запугивание может оказать значительно более сильное патогенное влияние, чем пережитый сексуальный опыт.

Обратили внимание на то, что ваш тринадцатилетний ребёнок всё чаще стал грубить, перестал делиться секретами, начал дерзко шутить и проявлять цинизм? Пожалуй, наступил кризис подросткового возраста. Если бы родители понимали особенности протекания этого кризиса, то они бы намного спокойней воспринимали все причуды ребёнка и сложности общения с ним. Читайте в нашей статье об особенностях психологии подростков, их проблемах и нюансах поведения, и вы будете знать, как вести себя с повзрослевшим ребёнком.

Основные особенности подростковой психологии

Загадочный подростковый возраст - время, когда ребёнок прощается с детством, но ещё . Этот момент перехода - один из самых важных отрезков жизни человека. Для того чтобы родители научились понимать ребёнка, нужно знать о причинах проявлений кризиса.

Основные психологические особенности подростков:

  • особое внимание к своей внешности
  • объединение в группы со сверстниками
  • повышенное любопытство к сексу, интимным отношениям между полами
  • желание уединяться
  • необходимость личного пространства
  • дерзость в общении, бесспорная правота
  • повышенная ранимость в сочетании с внешним безразличием.

«Знаете ли вы, что в подростковом возрасте ребёнок впервые начинает интересоваться своим внутреннем миром? Он пытается осознать природу своих психических процессов, желаний, интересов, однако не всегда может сам ответить на беспокоящие его вопросы. Задача родителей - поддержать подростка на пути взросления и попытаться его понять».

Рассмотрим характеристики этого периода:

  1. Постоянное или периодическое переживание чувства тревожности, беспокойства.
  2. Наличие чрезмерно завышенной или заниженной самооценки.
  3. Наличие повышенной возбудимости, интереса к половым отношениям, эротических фантазий.
  4. Перепады настроения: весёлое сменяется мрачно-депрессивным.
  5. Постоянные претензии к родителям, другим людям.
  6. Принципиальное чувство справедливости.
  7. Приписывание себе заслуг, которых нет.
  8. Требование соблюдения прав, не ограничения личной свободы.
  9. Потребность в , близких отношениях, а также признании своей индивидуальности окружающими.

Подросток всё время борется сам с собой. Он считает себя вполне взрослым, однако социально реализоваться ещё не способен, так как зависит от родителей. Одной из психологических особенностей подростков является стремление самому принимать решения, высказывать точку зрения, совершать поступки по собственному усмотрению. В этой тенденции прослеживается такая особенность, как неумение брать ответственность за поступки и решения. Несоответствие подростковых амбиций с возможностями может породить массу проблем.

Проблемы современных подростков

У каждого подростка наступает время, когда он задаётся вопросами: «Кто я такой?», «Чего мне хочется от жизни?». Подростку тяжело найти ответы на эти вопросы, он не в состоянии сам разобраться в себе. В подростковом возрасте имеют место внутренние конфликты, чему сопутствуют смена настроений, потребность в друзьях и увлечениях, проявления агрессии. Именно в этот периоды и начинаются проблемы с родителями. Причина этому - внутренние противоречия :

  • Подросток считает себя вполне взрослым, хотя реально - он ещё ребёнок.
  • Подросток отстаивает своё право на уникальную , и в то же время хочет «быть, как все».
  • Подросток хочет быть членом какой-то социальной группы, однако не всегда получается интегрироваться в неё. Отсюда - проблемы в общении со сверстниками.

Эти противоречия лежат в основе подростковых проблем:

  • семейных
  • половых
  • поведенческих и других.

Множество родителей подростков не подозревают о том, что у их детей есть какие-то проблемы (ведь подростки предпочитают не откровенничать с родителями). Родителям сложно осознать, что их ребёнок вырос, и общение с ним теперь не может проходить в той форме, каким оно было раньше. Взрослые забывают, что они сами тоже были в подростковом возрасте, и у них тоже были сложности в общении с родителями и какие-то проблемы , например:

  1. Отцы и дети. Проблема взаимопонимания родителей и подростка. В ответ на непонимание родителей подростки ведут себя дерзко, считая взгляды папы и мамы устаревшими.
  2. Половые проблемы. Достигая подросткового возраста, ребёнок меняется не только психологически, но и физически. Однако созревают все по-разному: одни их них уже готовы вступить в отношения с противоположным полом, других - не воспринимают всерьёз. Другая грань проблемы - ранние половые отношения. Родителям нужно иметь доверие ребёнка и с тактом подходить к столь деликатным вопросам, чтобы обезопасить его от негативных последствий раннего секса.
  3. Неудовлетворённость внешностью. Подросток критически относится к тому, как он выглядит. Физическое состояние и внешний вид - основные причины общего недовольства собой, которые провоцируют неуверенность в себе, агрессию и недоверие к окружающему миру.
  4. Пройти через всё. Подростку хочется всё ощутить, попробовать. В связи с этим желанием могут возникнуть проблем с запрещёнными и пагубными веществами (сигаретами, алкоголем, наркотиками), половыми отношениями, другими девиантными отклонениями.
  5. Проблема духовности. Подростковый возраст сопровождается первым глубоким взглядом внутрь себя. Подросток хочет понять свою личность, сильные и слабые стороны. Неудовлетворённость качествами своего характера может быть весьма сильна и быть причиной страхов, навязчивых состояний и даже суицидальных наклонностей.

«Совет. Не наказывайте подростка, как бы он себя ни вёл. Представьте себя на его месте, попробуйте понять, как ему тяжело в этот момент. Подросток оценит вашу поддержку».

Нюансы поведения

Кризис подросткового возраста проходит нелегко, и этот этап жизни ребёнка характеризуется некоторыми нюансами поведения.

Столкнувшись с кризисом подросткового возраста, родители опасаются, что не переживут тех жутких проявлений поведения , о которых слышали от знакомых или с экрана телевизора. Подросток становится неуправляемым, может начать курить и пробовать наркотики, увлечься алкоголем, не появляться дома, слушать зверскую музыку, делать татуировки и прокалывать брови или пупок, красить волосы в вызывающие цвета… Он может перестать учиться, попасть в дурную компанию, подхватить венерическое заболевание, уйти из дома, предпринять попытку суицида… Аналогично кризису среднего возраста, кризис подростков проявляется в виде дезадаптации, неуправляемости, агрессии, недовольства собой и окружающими.

Рассмотрим некоторые нюансы поведения подростков :

  • они пререкаются с родителями по любому поводу
  • стремятся настаивать на своём
  • у них стремительно меняется настроение
  • они часто чувствуют недомогания
  • не всегда ведут себя адекватно
  • у них бывает странное чувство юмора
  • их поведение может быть девиантным - отклоняющимся от нормы (увлечение алкоголем, драки, воровство, беспорядочные связи, субкультуры)
  • они могут грубо и шокирующе высказываться
  • их поступки могут быть эпатажными
  • их внешний вид может быть вызывающим
  • они неравнодушны к теме секса, но пытаются это скрыть
  • они пытаются философствовать
  • они обидчивы и самолюбивы.

Как найти общий язык с тинейджером

Чтобы достичь взаимопонимания с подростком, соблюдайте рекомендации :

  1. Оказывайте поддержку. Ребёнок только , и без вашей заботы и поддержки ему не обойтись.
  2. Предоставляйте возможность уединиться. Подростку нужно иногда бывать одному, иначе ему будет сложно.
  3. Его комната – его территория. А там свои правила и законы. Уважайте их.
  4. Предоставляйте свободу. Свобода передвижений, действий и слов делает подростка увереннее.
  5. Уважайте. Подросток имеет своё мнение. Будете уважительно к нему относиться – найдёте общий язык.

«А знаете ли вы, что комната подростка соответствует состоянию его души? Порядок там или хаос – всё это говорит о его настроении и проблемах».

Раскроем секреты, как родителям справиться с кризисом подросткового возраста:

  1. Кризис подросткового возраста – временное явление.
  2. Помогите подростку творчески реализовать себя – это важно.
  3. Чтобы легче преодолеть кризис, подростку лучше стать членом какой-то (клуба, команды, двора, класса, рок-тусовки и пр.).
  4. Запаситесь терпением и вспомните, как проходил ваш подростковый возраст.
  5. Любите ребёнка не за что-то, а просто так.
  6. Находите положительное даже в самом плохом.
  7. Формируйте границы безопасности ребёнка. Объясните ему, что, чем бы он ни занимался, должно быть безопасно для его жизни.

Кризис подросткового возраста - непростое явление. Он считается самым сложным из всех возрастных кризисов ребёнка. И основной задачей родителей становится облегчение его протекания, поддержка подростка и налаживание с ним контакта. Подростковые проблемы неизбежны. В силах родителей обеспечить нормальную жизнь подросшего ребёнка, приняв его проблемы и постаравшись помочь их преодолеть.

Похожие публикации