Физические упражнения для детей старше одного года. Смешанное вскармливание

При недостаточности молока у матери вводят докорм теми же молочными смесями, что и при искусственном вскармливании. Сначала ребёнку дают грудь и только после полного её опорожнения докармливают смесью.

С целью сохранения лактации ребёнка прикладывают к груди чаще. Чередование кормлений грудью и смесями нежелательно, так как это приводит к снижению лактации и затруднению переваривания компонентов коровьего молока. Вводить докорм рекомендуют через соску с небольшим отверстием, так как при свободном поступлении докорма из бутылочки ребёнок может отказаться от груди. Как и при искусственном вскармливании, потребность ребёнка в калориях, белках, жирах, углеводах, сроки введения прикорма зависят от вида молочных смесей, используемых при докорме.

Питание детей старше года

У детей после 1 года увеличивается ёмкость желудка, активно функционируют все слюнные железы, развивается жевательный аппарат. К 2 годам появляются коренные зубы, что позволяет вводить в рацион ребёнка пищу, требующую пережёвывания. Процесс жевания сложен, и не все дети сразу привыкают к твёрдой пище кусочками и хорошо жуют, особенно те из них, кто на первом году длительно получал очень жидкую пищу. Для того чтобы приучить ребёнка к процессу жевания, следует постепенно и последовательно включать в его рацион всё более густые блюда. В возрасте от 1 до 1,5 лет пищу готовят в протёртом виде, затем постепенно включают блюда с более густой консистенцией. На 2-м году жизни можно использовать молочные смеси, частично заменяя ими коровье молоко, а также каши, рекомендуемые детям первого года жизни.

Для детей в возрасте 2-3 лет и старше калорийность рациона иная, чем на первом году.

Белки

Потребность в белках с возрастом изменяется. Количество белков для детей в возрасте от 1 года до 3 лет должно составлять 3,5-4 г/кг/сут, от 12 до 15 лет - 2-2,5 г/кг/сут. Отклонения в ту или иную сторону неблагоприятно отражаются на состоянии ребёнка. Недостаток белков в пище приводит к задержке физического и психического развития, снижению иммунитета, нарушению эритропоэза. Избыточное поступление белков с пищей приводит к напряжённой работе пищеварительного тракта, повышает интенсивность процессов обмена, увеличивает нагрузку на почки. Дети нуждаются не только в оптимальном количестве, но и в качественной полноценности белков, поэтому в сбалансированных пищевых рационах необходимо использовать различные по аминокислотному составу белки животного и растительного происхождения. Количество животных белков в пище у детей от 1 до 3 лет должно составлять 75%, от 7 лет и старше - 50%. Соотношение белков и жиров в пищевом рационе детей после года составляет примерно 1:1. Широко применяют мясо и мясные продукты, содержащие полноценные белки и жиры. Можно использовать и субпродукты - язык, сердце, мозги. Нельзя забывать о рыбе, содержащей высококачественный по аминокислотному составу белок. Детям до 3 лет дают нежирные сорта рыб - треску, хека, судака, морского окуня.

Суточная потребность в калориях у детей различного возраста

Возраст

ребёнка, годы

Потребность

в калориях,

ккал/кг

Мальчики

Жиры

Жиры покрывают около 40-50% всей энергетической потребности; из них не менее 10-15% должно приходиться на долю растительных жиров, так как жиры, образующиеся в организме из углеводов и белков, как и животный жир, поступающий с пищей, состоят преимущественно из насыщенных жирных кислот.

Углеводы

Углеводы выполняют в основном энергетические, в меньшей степени пластические функции. Ими обеспечивается около 55% энергетических затрат. Суточная потребность в них уменьшается с 12-14 г/кг в первые годы жизни до 10 г/кг.

Молоко и молочные продукты незаменимы для детского питания. Молоко можно давать в натуральном виде, а также в виде кисломолочных продуктов - простокваши, кефира, йогурта, ацидофилина и др. Необходимое количество их для детей 1-3 лет - 600 мл/сут, в более старшем возрасте - 500 мл/сут. К молочным продуктам с высоким содержанием белка относят творог и сыр.

Детям до 1,5-2 лет сыр лучше давать в протёртом виде или в виде плавленых сырков. Сметаной заправляют суп, сливки добавляют в каши и пюре.

В набор продуктов для детского питания необходимо включать разнообразные крупы (гречневую, рисовую, кукурузную, овсяную, манную). Целесообразно сочетание гречневой крупы (ядрицы) с молоком, так как при этом аминокислотный состав оптимален.

Добавление сахара ко многим видам пищи улучшает её вкус. Сахар - источник углеводов. Однако избыток сахара вреден для детей. Из сладостей лучше рекомендовать варенье, мармелад, печенье, мёд.

Овощи, фрукты, зелень имеют особое значение в питании детей. Большинство плодов и овощей содержит мало белка и незаменимых аминокислот, но при их употреблении значительно лучше усваиваются белки других продуктов.

Потребность ребёнка в минеральных веществах и витаминах обычно бывает удовлетворена пищевыми продуктами, если рацион достаточно разнообразен. Вегетарианство, особенно строгое, т.е. с исключением молочных продуктов, заметно нарушает оптимальный состав микроэлементов. В таблице 3-5 представлено содержание микроэлементов и витаминов в овощах и фруктах.

Микроэлементы и витамины

Овощи и фрукты

Витамин С

Фолиевая кислота Каротин

Никотиновая кислота

Сухофрукты, зелень, картофель, капуста, тыква, арбуз, дыня,

чёрная смородина, ананас

Зелень петрушки, изюм, курага, шпинат, финики, чернослив

Морковь, салат, свёкла, цветная капуста, зелёный горошек,

персики, курага, изюм, чернослив, абрикосы

Яблоки, груши, слива, инжир, цветная капуста, гранат

Бананы, апельсины

Свёкла, яблоки, зелень, косточковые плоды

Плоды шиповника, чёрная смородина, грейпфруты, капуста,

апельсины, лимоны, мандарины, сладкий перец, шпинат

Шпинат, морковь, цветная капуста, зелёный горошек, салат

Облепиха, рябина, морковь, шпинат, помидоры, бобовые,

мандарины, чёрная смородина, апельсины

Бобовые, земляные орехи, шпинат, картофель, бананы

Режим питания детей старше года

До 1,5 лет ребёнок питается 4-5 раз в день, а затем - 4 раза в день. Для сохранения аппетита и лучшего усвоения необходимо соблюдать определённые часы приёма пищи. В промежутках между ними ребёнка не следует подкармливать, особенно сладостями. Если он не может дождаться установленного времени кормления, можно дать несладкие сорта свежих фруктов и овощей. Детям с пониженным аппетитом за 10-15 мин до еды можно выпить 1/4-1/2 стакана простой воды комнатной температуры. Она обладает выраженным сокогонным эффектом.

Важно правильно распределить пищевой рацион по энергетической ценности, учитывая, с одной стороны, необходимую длительность насыщения, с другой - допустимую нагрузку на ЖКТ. В каждое кормление необходимо включать энергетически ценные продукты (яйцо, творог, сыр или мясо), а также содержащие балластные вещества блюда из круп и овощей.

Примерное меню для детей от 1 года до 3 лет

Блюда

Количество продуктов, г

1-1,5 года

1,5-3 года

Завтрак

Каша или овощное блюдо

Омлет, мясное или рыбное блюдо

Чай или молоко

Мясное или рыбное блюдо

Овощное, крупяное блюдо

Молоко, кефир

У детей дошкольного возраста завтрак должен содержать 25% суточной энергетической ценности и состоять из каши, сваренной на молоке, яйца или сыра, хлеба с маслом, чая или кофе с молоком. Такой завтрак обеспечивает необходимую длительность чувства насыщения, сравнительно лёгкое усвоение и появление аппетита ко времени следующего приёма пищи. На обед приходится 35% суточной энергетической потребности. Рекомендуют супы, мясо или рыбу с гарниром. На ужин и полдник (40% энергетической потребности) дают овощные блюда, творог, молоко, печёные изделия.

Для детей школьного возраста режим питания изменяют с учётом повышенной затраты энергии в первую половину дня. Именно у этих детей наиболее заметны нарушения пищевого статуса - дефицит животных белков, полиненасыщенных жирных кислот, большинства микроэлементов на фоне избыточного поступления животных жиров. Школьники едят мало свежих овощей, фруктов, молочных продуктов (менее 50% нормы). В то же время у детей и подростков в периоде ускоренного роста и полового созревания повышается потребность организма в основных пищевых ингредиентах. Недостаток белков и микроэлементов приводит к снижению иммунитета, дефициту массы тела, низкорослости, отставанию в учёбе. Дети должны получать дополнительный горячий завтрак в школе. Энергетическую ценность их пищевого рациона в течение дня распределяют следующим образом: первый завтрак - 25%, второй - 20%, обед - 35%, ужин - 20%.

Оригинал статьи

По мере взросления малыша могут появиться новые причины для возникновения запоров. Ребенок начинает питаться вместе со взрослыми и у него формируются вкусовые предпочтения. Довольно рано дети начинают злоупотреблять не очень полезными продуктами (например, сладостями). Дошкольники и школьники предпочитают чипсы, леденцы, сладкие газированные напитки и все реже едят овощи и фрукты. Нарушение рациона у малышей в большинстве случаев приводит не только к запорам, но и к более серьезным заболеваниям ЖКТ.

Помимо неправильного питания, причинами возникновения проблемы запора становятся и психологические факторы, связанные с изменением социального статуса ребёнка. В саду или в школе большинство детей стесняются пользоваться туалетом, терпят до дома, а это неминуемо приводит к запорам.

Что важно знать о запорах у ребенка старше одного года

  • Частота стула у детей различного возраста может варьировать. Критерии запора для ребенка в 2 года и в 5 лет - различны.
  • Отсутствие дефекации в течение суток у малышей - тревожный признак. Паниковать рано, но последить за состоянием ребенка нужно обязательно.
  • Важно ориентироваться не только на частоту стула, но и на его консистенцию.
  • «Овечий» или фрагментированный стул говорит о замедленном транзите пищи в кишечнике и может расцениваться как проявление запора у ребенка даже при ежедневной дефекации.
  • В случае подозрения на задержку стула важно обратить внимание на поведение ребенка: не присаживается ли он на горшок часто и безрезультатно, не беспокоят ли его боли или спазмы в животе, не капризный ли он.

Комарова О.Н., Хавкин А.И. Запоры у детей раннего возраста: причины и особенности диетологической коррекции. ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОЙ ПЕДИАТРИИ /2014/ ТОМ 13/ № 1, с 114-118

Материал разработан при поддержке компании Эбботт в целях повышения осведомленности пациентов о состоянии здоровья. Информация в материале не заменяет консультации специалиста здравоохранения. Обратитесь к врачу.

Эффективность

  • Мягко лечит запор, не раздражая кишечник
  • Стимулирует рост полезных бактерий, восстанавливая баланс микрофлоры 2

Удобство

  • Прием 1 раз в день 2
  • «Саше» удобно брать с собой

Безопасность

  • Разрешен с первых дней жизни, беременным и кормящим мамам 2
  • Содержит ТОЛЬКО лактулозу и очищенную воду 2
  • Можно принимать так долго, как это необходимо 3

1. Хронобиология и хрономедицина: Руководство / Под ред. С. И. Рапопорта, В. А. Фролова, Л. Г. Хетагуровой. Москва. ООО «Медицинское информационное агенство», 2012. - 480 с.: ил. 2. Инструкция по медицинскому применению препарата Дюфалак® от 19.06.2017 3. I. Boisson. Traitement de la constipation chronique par Duphalac® Tolerance a long terme. M. C. D.-1995-24-№ 8 4. Препарат Дюфалак® компании Эбботт занимает первое место по назначениям врачами 16 специальностей амбулаторного звена препаратов группы А06А Слабительные при диагнозе К59.0 Запор в крупнейших городах России. Настоящая информация основана на исследованиях, проводимых ООО «Синовейт Комкон», и действительна по состоянию на ноябрь 2016 года. 5. Логинов А. С, Парфенов А. И. Болезни кишечника. Руководство для врачей. Москва, «Медицина», 2000 6. Ройтберг Г. Е. Струтынский А. В. Внутренние болезни. Система органов пищеварения: учеб. пособие. 3-е изд. - М.: МЕДпресс-информ, 2014. - 560 с. 7. Хавкин А. И. Микрофлора пищеварительного тракта. - М: Фонд социальной педиатрии, 2006, 416 с. 8. Белоусова Е. А. Лечение запора у пожилых пациентов. Клиническая геронтология. - 2006, № 1, с. 58–65. 9. Лебедев В. А. и соавт. Запоры у беременных: пути решения проблемы. Трудный пациент № 8-9, том 10, 2012 10. «Национальная программа оптимизации вскармливания детей первого года жизни в РФ», утверждена на 16 Съезде педиатров России, Москва, 2009,стр.41-42 11. Детская гастроэнтерология: Руководство для врачей / под ред. проф. Н. П. Шабалова. - 2-е изд., перепаб. и доп. - М.: МЕДпресс-информ, 2013. - 760 с. :ил.

*Patent 2811450 USA, «Laxative composition and method of use».

К концу 1-го года жизни ребенок получает уже достаточно разнообразную пищу, причем не только жидкую и кашицеобразную, но и более плотную, требующую некоторого разжевывания. К этому времени переваривающая способность желудочно-кишечного тракта ребенка достигает значительного совершенства, вкусовые восприятия у детей становятся более дифференцированными, у них уже часто появляются свои любимые и нелюбимые блюда.

На основании учета этих моментов и должна строиться диететика ребенка преддошкольного возраста. Пища, получаемая ребенком, должна покрывать всю его калорийную потребность; она должна содержать необходимые для покрытия всех текущих надобностей детского организма количества полноценных белков, жиров и углеводов, должна быть богата витаминами и содержать необходимые для процессов роста и обмена веществ количества воды и солей. Пища детей в возрасте старше 1 года должна давать достаточное количество пищевых шлаков, необходимых для поддержания правильной моторики кишечника.

Путем дальнейшего усложнения меню ребенка, постепенного ограничения жидких и полужидких блюд с заменой их более плотными надо приучать ребенка к тщательному разжевыванию пищи.

Пища ребенка должна быть разнообразна, вкусно приготовлена и подана ребенку в приятном, возбуждающем аппетит виде. Эти моменты имеют исключительно большое значение, так как секреция слюнных и желудочных желез начинается не только при попадании пищи в рот и желудок, но и при виде и запахе пищи, при подготовке к еде и т. д. Это так называемые «психическая слюна» и «психический желудочный сок»; секреция их - закономерное физиологическое явление условно-рефлекторного порядка. придавал громадное значение этому «запальному» желудочному соку, выделяющемуся в первую, рефлекторную, фазу секреции желез желудка. Условнорефлекторная секреция пищеварительных соков оказывает исключительно большое влияние на возникновение «аппетита», желания еды у ребенка и на весь дальнейший процесс переваривания пищи. К сожалению, этот момент часто явно недооценивается детскими врачами и особенно родителями детей.

Питание детей следующих возрастных периодов, не претерпевая существенных изменений, постепенно приближается к питанию взрослых.

Потребность в основных пищевых ингредиентах. С возрастом ребенка абсолютная потребность в белках, жирах и углеводах постепенно возрастает, а относительная потребность в них несколько снижается. В возрасте от 1 года до 4 лет дети должны получать на 1 кг веса тела 3-3,5 г белков, 3,5-4 г жиров и 10-12 г углеводов, что дает за сутки в зависимости от возраста и веса ребенка 30-50 г белков, 45-50 г жиров и 160-180 г углеводов. В дошкольном возрасте (от 4 до 7 лет) ребенку необходимо на 1 кг веса 3,0-3,5 г белков, 3,0 г жиров и 15,5 г углеводов, что составляет за сутки около 65 г белков, 50--55 г жиров и приблизительно до- 275 г углеводов. В школьном возрасте суточная потребность в белках достигает 65-85 г (около 2,5-3,0 г на 1 кг веса), в жирах -55-100 г (около 2,5 г на 1 кг веса) и в углеводах - 350-450 г (10-13 г на 1 кг веса). В период полового созревания снова повышается потребность в белках и жирах.

При питании детей старше 1 года, конечно, также надо обращать внимание не только на количество, но и на качество вводимых основных пищевых ингредиентов и на правильное соотношение (корреляцию) между ними. Из приводимых норм видно, что в пищевом рационе детей раннего возраста соотношение между белками, жирами и углеводами должно приблизительно соответствовать 1:1,2:4, а в дошкольном и школьном возрастах - 1:1,1:6.

Не подлежит сомнению, что даже дети раннего возраста могут развиваться внешне нормально на меньших белковых нагрузках (1,5-2 г белка на 1 кг веса). Это, однако, нельзя считать целесообразным; ребенок должен получать не минимум, а оптимум необходимого ему пищевого белка.

Вводимые белки должны быть качественно полноценными; на практике желательно добиваться, чтобы не менее 50 % даваемых ребенку белков было животного происхождения. Избыток белка, конечно, не только бесполезен, но даже вреден (см. Обмен веществ).

Даваемые детям жиры также должны отличаться полноценностью, определяемой характером входящих в них липоидов и витаминов. К наиболее полноценным пищевым жирам относятся: масло, яичный желток, рыбий жир и ряд других.

Количество жиров в некоторых случаях можно повышать, например в старшем возрасте до 3,5-4,5 г на 1 кг веса. Однако всегда надо помнить, что избыток их легко ведет к столь небезразличному для детского организма сдвигу щелочно-кислотного равновесия в сторону истинного ацидоза. Временно жиры можно заменять изодинамическими количествами углеводов, но длительное и значительное ограничение жиров в пищевом рационе ребенка совершенно недопустимо.

Потребность детей в углеводах в возрасте старше Г года приблизительно на 50% должна покрываться за счет сахара и на 50 % за счет более сложных полисахаридов, декстринов и крахмала, вводимых с мукой, хлебом, овощами, корнеплодами и фруктами. Достаточное введение ребенку овощей и фруктов обеспечивает ему поступление необходимых солей, витаминов и некоторых экстрактивных веществ; с ними же вводится значительное количество растительной клетчатки, дающей пищевые шлаки.

Правильно составленная пища содержит вполне достаточное для ребенка количество минеральных солей, и, наоборот, при однообразном питании легко может возникнуть крайне вредное для детей солевое голодание.

Организм детей нуждается в несколько больших количествах натрия и хлора по сравнению с другими солями, а потому к пище добавляют поваренную соль для обеспечения ее вкусовых качеств, что составляет приблизительно не менее 0,05 г NaCl на 1 кг веса ребенка.

В правильно составленном суточном пищевом рационе ребенка всегда должно быть некоторое преобладание щелочных радикалов над кислотными, что и надо принимать во внимание при составлении детского меню.

Относительно высокая, хотя с каждым годом жизни постепенно снижающаяся, потребность детей в воде должна полностью покрываться вводимой пищей и дополнительным питьем.

Калорийная потребность. Абсолютная калорийная потребность детей с возрастом увеличивается, относительная - уменьшается (таблица 22).

Таблица 22. Калорийная потребность детей

Из таблицы 22 видно, что приблизительно 10% калорий, получаемых детьми всех возрастов, должно покрываться за счет белков; количество калорий, покрываемых за счет жиров, с возрастом понижается, аза счет углеводов - нарастает. При составлении детского пайка надо иметь в виду, что приблизительно 10-15% пищевых калорий не усваивается, что и надо учитывать при подсчетах, если содержание белков, жиров и углеводов в пищевых продуктах выражено не нетто, а брутто.

Число кормлений . Для детей в возрасте до 1,5 лет наиболее целесообразно сохранить 5-кратное кормление, но, конечно, настаивать на этом не следует, если ребенок сам проявляет тенденцию к переходу на 4 кормления в сутки. Дети старше 1,5 лет, как правило, получают пищу 4 раза в день. Горячую пищу, ребенок должен получать не менее 2 раза в сутки. Часы приема пищи ребенка видоизменяются в зависимости от индивидуальных особенностей как самого ребенка, так и режима дня.

Распределение пайка по отдельным приемам пищи должно приблизительно соответствовать следующим соотношениям:

В заключение необходимо остановиться на применении в детском питании некоторых пищевых веществ (яиц, мяса, овощей и т. д.).

Яйца являются ценным пищевым продуктом. Применение их в умеренном количестве вполне целесообразно и, безусловно, желательно; злоупотребление, безусловно, вредно. Детям до 1,5 лет следует давать только желтки - не более одного в день; дети от 1,5 до 2,5 лет могут получать и цельные яйца, по одному через день, а после 2,5 лет и ежедневно.

Детям с явлениями экссудативного и нервно-артритического диатезов цельных яиц давать не следует; назначение одних желтков в большинстве случаев оказывается возможным, если они не вызывают у детей усиления или выявления кожных явлений.

Молоко . Количество молока в суточном пищевом рационе детей в возрасте от 1 до 1,5 лет не должно превышать 600- 700 мл, от 1,5 до 2,5 лет -500-600 мл, у более старших детей - 500 мл.

Мясо также должно сравнительно широко применяться в питании детей. В возрасте от 1 до 1,5 лет дети должны получать мясо 3-4 раза в неделю в количестве 30-40 г на прием; наиболее удобной формой применения мяса в этом возрасте является мясной фарш и фрикадельки; детям, имеющим не менее 4-5 зубов и умеющим сравнительно хорошо жевать, можно назначать и котлеты. Детям в возрасте от 1,5 до 2,5 лет количество мяса может, быть увеличено до 40-50 г на прием, а число мясных дней доведено до 4-5 в неделю. В возрасте от 2,5 до 3 лет мясо можно давать уже в более разнообразном, главным образом поджаренном виде; количество его постепенно увеличивается; в возрасте до 4 лет оно не должно превышать 50-60 г, а к пубертатному периоду может достигнуть 100-150 г. Вполне целесообразно в пищевом режиме детей и этих возрастов устраивать
5-6 раз в месяц вегетарианские дни.

В пище ребенка могут быть использованы различные сорта мяса - белое, воловье, нежирная свинина, дичь и т. д. Баранину детям до 2,5-3 лет лучше не давать. С мясом надо сочетать назначение детям достаточных количеств овощей; значительное содержание в них неорганических оснований должно обеспечивать нейтрализацию кислотных продуктов белкового обмена. Детям нервно-артритической конституции количество даваемого мяса надо ограничивать.

Супы могут и должны применяться в диете детей. Это блюдо богато солями и экстрактивными веществами, полезное действие которых бесспорно; кроме того, с супами часто удается ввести детям овощи, от которых в другом виде они иногда упорно отказываются.

Детям от 1 года до 1,5 лет супы должны назначаться не чаще 3-4 раз в неделю; в возрасте от 1,5 до 4 лет - не чаще 4- 5 раз, а старшим целесообразно давать суп ежедневно 1 раз. Количество даваемого супа не должно превышать 200-250 мл на прием. Злоупотребление супами, конечно, вредно.

Хлеб и булка - крайне ценные в питательном отношении и, безусловно, необходимые в повседневном рационе детей пищевые продукты. Совершенно недопустимо употребление детьми этих продуктов в неограниченном количестве; содержание в них основных пищевых ингредиентов и калорийность должны учитываться в общем пайке ребенка. Это в равной мере относится и к различным видам печенья, сухарей, булочек и т. д. Детям от 1 года до 1,5 лет дается только белый хлеб; можно давать и корочку черного хлеба. После 1,5 лет дети получают черный и белый хлеб: до 4 лет - около 50-75 г черного и 100-150 г белого хлеба; старшим детям общее количество хлеба можно повысить до 400-500 г в день, но в большинстве случаев при правильно и разнообразно составленной диете достаточно бывает 250-350 г.

Зеленые овощи, корнеплоды, фрукты, ягоды и т. д. надо использовать при составлении рациональной диеты детей; эти пищевые вещества богаты солями и витаминами, дают значительное количество пищевых шлаков, не способствуют развитию бродильных и гнилостных процессов в кишечнике; все эти моменты имеют громадное значение для правильного функционирования детского кишечника.

Ветчину, колбасы, сыры (неострые), селедку, икру и другие умеренно острые пищевые продукты можно давать детям после 1,5 лет. Очень острые закуски и соусы, большое количество пряностей и сладостей, алкогольные напитки, крепкий чай и крепкий натуральный кофе детям давать не следует.

Хорошие конфеты, фруктовые и прочие мармелады, сливочные ирисы и тянучки, леденцы и т. д. детям давать можно. Шоколад и какао несколько возбуждают нервную систему; они противопоказаны детям раннего возраста, у детей нервно-артритической конституции часто вызывают кожные сыпи. Старшие дети в умеренном количестве могут получать и шоколад, и какао.

Если родители внимательно относились к питанию своего малыша на 1-м году его жизни, приучили его к определенному режиму, то и в питании ребенка более старшего возраста у них не возникнет особых затруднений. В питании детей большую роль играют режимные моменты. Прием пищи у детей старшего возраста, как и у малышей, должен производиться в установленные часы с определенными интервалами.

До 1,5 лет ребенка можно кормить 5 раз в сутки с промежутками в 4 часа. Многие дети в этом возрасте сами отказываются от пятого кормления. Детям ослабленным и с плохим аппетитом следует постараться сохранить пятое кормление в виде кефира или молока. В возрасте 1 года 6 месяцев и старше, как правило, ребенок должен получать питание 4 раза в сутки, всегда в одни и те же часы. Важно, чтобы от кормления до кормления желудок успевал освободиться от пищи (в среднем через 4 часа). В промежутках между кормлениями дети не должны получать никакой еды. Сладости, фрукты, ягоды и фруктовые соки следует давать во время основного питания.

Если у ребенка нет четкого режима дня, он ест на ходу, между основными приемами пищи, это приводит к снижению аппетита. Вредным является и более редкое питание.

В течение первого года жизни ребенка постепенно приучают к новым продуктам (молоко и молочные продукты, мясо, рыба, яйца, овощи, крупы). Такое постепенное введение в питание ребенка ряда продуктов стимулирует отделение пищеварительных соков. В результате этого переваривающая способность желудочно-кишечного тракта к возрасту 1 года достигает значительного совершенства и набор продуктов, который можно использовать в их питании, становится еще более разнообразным.

С начала второго года жизни в питание детей можно включать молоко и молочные продукты, яйца, мясо (говядину, телятину, нежирную свинину), курицу, печень, мозги, нежирные сорта рыбы, различные крупы, муку и изделия из нее, сахар. Крайне важно, чтобы в меню входили разнообразные овощи, фрукты, ягоды, как подвергнутые кулинарной обработке, так и в свежем виде.

В Институте питания АМН СССР путем специальных расчетов составлены примерные суточные наборы продуктов для детей различных возрастов, при использовании которых можно покрыть потребность детского организма во всех необходимых веществах (белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины).

Ниже приводятся эти наборы продуктов с тем, чтобы каждая мать могла проверить насколько правильно питается ее ребенок, в достаточном ли количестве он получает те или иные продукты. Часто приходится наблюдать, что излишек одних каких-либо продуктов в питании ребенка ведет к недостаточному использованию других, не менее ценных.

Набор продуктов, подлежащих обязательному включению в рацион детей от 1 года до 5 лет
Продукты 1-1,5 года 1,5- 3 года 3-5 лет
Хлеб пшеничный 40 70 100
Хлеб ржаной 10 30 30
Крупа, макаронные изделия, бобовые 25 35 40
Картофель 100 150 200
Овощи разные 100 150 200
Сахар и сладости 70 70 70
Мясо 55 60 75
Рыба 5 10 20
Яйцо 1/4 шт. 1/2 шт. 1/2 шт.
Масло сливочное 15 18 25
Масло растительное - 2 5
Молоко 700 700 600
Творог 35 35 45
Сливки 10 - -
Сметана - 5 10
Сыр 3 5 5

В суточных наборах продуктов не указывается количество фруктов, так как эго связано с сезоном года и материальными возможностями семьи.

Такие продукты, как молоко, масло, сахар, хлеб, овощи, крупы, включаются в питание ежедневно, а творог, сыр, сметана, яйца могут употребляться не каждый день. Пусть родителей не смущает, что суточная норма сыра, сметаны, икры для детей до 3 лет составляет 5 г. Эти продукты нет необходимости давать ежедневно, а можно ограничиться их использованием 2-3 раза в неделю, но в удвоенном или утроенном количестве. В этом возрасте полагается 1/2 яйца в день, целесообразно дать одно яйцо через день. Сыр можно дать примерно 3 раза в неделю по кусочку на хлеб в виде бутерброда и т. д.

Желательно, чтобы из сладостей употребляли варенье, повидло, джем, мармелад, цукаты, мед, сухое печенье и только с 2-3-летнего возраста можно разрешить в ограниченном количестве шоколадные конфеты и шоколад. Примерно 1/4 потребности в углеводах должна покрываться за счет хлеба и мучных изделий, крупы, картофеля, овощей и фруктов.

Жиры в пищевом рационе должны быть представлены главным образом жиром молока (масло, сливки). Необходимо, чтобы в рацион входило растительное масло. Сало, говяжий и бараний жир в питании детей раннего возраста использовать не следует.

Детям старше 2 лет можно разрешить употреблять в питание свежую вареную колбасу, сосиски, нежирную ветчину. Консервы, маринады, копчения детям раннего возраста давать не следует.

Важно, чтобы дети во все возрастные периоды получали необходимое количество молока и молочных продуктов. Дети до 5 лет должны получать в день около 600 мл, а старше 5 лет не менее 500 мл.

Недопустимо давать ребенку молоко вместо воды при жажде, так как это портит аппетит. Избыточное употребление молока приводит к отказу от другой пищи.

При составлении меню необходимо руководствоваться следующим построением питания. На завтрак можно давать разнообразные каши, овощи, яйца, творог и блюда из него, кусочек мяса или рыбы с гарниром, бутерброды. Как жидкое блюдо чаще употребляется кофе (не натуральное), но можно молоко, чай с молоком, изредка какао. Обед должен состоять из супа (мясного, овощного или молочного), второго блюда (мясного или рыбного, с гарниром), в отдельных случаях могут быть изделия из творога, пудинги, запеканки, лапшевники, крупяники и т. д.

На сладкое блюдо даются кисель, компот, мусс, свежие фрукты или ягоды. Желательно, чтобы перед первым блюдом была закуска в виде винегрета, салата из сырых и вареных овощей. На полдник рекомендуется давать жидкое блюдо, чаще всего простоквашу, молоко, компот или чай с различными изделиями из теста, печеньем, фрукты. Ужин строится по принципу завтрака, если утром было крупяное блюдо, вечером дети могут получить различно приготовленные овощи.

Важно, чтобы продукты, богатые белком и экстрактивными веществами, возбуждающими нервную систему (мясо, рыба, бобовые), употреблялись в питании в первую половину дня (завтрак, обед); на ужин следует использовать молочные, крупяные и овощные блюда.

Установлено, что усвоение пищи происходит более полно и с меньшей затратой энергии, если питание ребенка не будет односторонним не только в течение дня, во время каждого его приема.

Например, если мать решила приготовить на ужин кашу, то запивать ее следует не киселем, а молоком, и хорошо, если в этот же прием пищи ребенок получит бутерброд с сыром.

Таким образом, блюдо, богатое углеводами (каша), будет сочетаться с продуктами, богатыми белком и содержащими жир (молоко, сыр).

Во время каждого кормления обязательным условием является наличие горячих блюд, так как еда всухомятку нарушает процессы пищеварения.

Известную роль в процессе пищеварения играет и температура получаемого питания. Теплая пища, температура которой равна температуре тела, переходит в кишечник быстрее, чем горячая или холодная.

Количество пищи, полагающейся детям в зависимости от возраста
1-1,5 года 1,5- 3 года 3-5 лет
Завтрак
Каша, овощное блюдо 150 200 200
Кофе с молоком 150 150 150
Обед
Суп 100 150 150
Пюре мясное / Котлета 50 50
Мясо отварное, жареное 70
Гарнир (овощи или каша) 50 60 80
Кисель / Компот 100 100 150
Полдник
Молоко, кефир, чай 150 150 200
Творог 30 30 50
Фруктовое пюре 50 - -
Фрукты - 100 100
Ужин
Крупяное или овощное блюдо 150 200 200
Кефир, молоко \ Чай с молоком 150 150 150

В меню необходимо включать такое количество жидкости, чтобы по возможности обеспечить потребность растущего организма в воде (молоко, чай, кофе, суп, кисель, компот). Большей частью жидкое блюдо дают вместе с плотной пищей. При правильно построенном питании дети не должны испытывать жажду и это исключает беспорядочное питье в остальное время. В жаркую погоду потребность в воде может увеличиться. При пониженном слюноотделении можно перед едой или во время еды дать ребенку небольшое количество кипяченой воды.

Питание в течение дня обычно распределяется неравномерно. Наиболее калорийным является обед, он составляет в среднем 30-35% от суточного рациона, полдник - 15-20% и остальные 50% калорийности всего рациона делятся поровну на утренний завтрак и ужин.

Для детей различного возраста существуют определенные объемы питания, установленные в течение многих лет практическими наблюдениями и научными исследованиями. Это значит, что для большинства детей эти объемы соответствуют их потребности, но в отдельных случаях могут быть отклонения.

Если ребенок получит очень калорийное блюдо, которое удовлетворит его потребность в пищевых веществах, но будет иметь небольшой объем, ему снова скоро захочется есть. Для правильного питания ребенка важно не только то, чтобы он получил все необходимые ему питательные вещества, но и вызвать чувство насыщения, в известной мере связанное с объемом пищи. Поэтому калорийную творожную запеканку дают с киселем или фруктовым пюре или к яйцу добавляют винегрет и т. д.

Длительность чувства насыщения имеет известное значение и для других режимных моментов, например, если ребенок сыт, он спокойно играет, а школьник работоспособен. С другой стороны, чрезмерно большой объем порций снижает аппетит, нарушает нормальную функцию пищеварительных органов, ухудшает усвоение пищи.

Крайне важно, чтобы ребенок привык пережевывать пищу. Дети в возрасте до 1,5-2 лет недостаточно хорошо пережевывают пищу, так как первые зубы являются резцами, в основном приспособленными для откусывания. Поэтому до 1,5 лет дети получают пищу, механически обработанную (мясо в виде паровых котлет, фрикаделек, овощи в виде пюре или хорошо разваренные, каши тоже хорошо разваренные). Данная обработка пищи способствует более легкому ее усвоению и в то же время более плотные по составу блюда (мясные фрикадельки, паровые котлеты, черствый хлеб, печенье) постепенно приучают детей к более грубой пище. Иногда встречаются дети в возрасте 1,5-2 лет, которых не приучили к жеванию, и они отказываются от твердой пищи, а у некоторых даже маленькие комочки пищи вызывают рвоту. Начиная с 2-летнего возраста, овощи можно готовить тушеными, поджаренными и мелко нарубленными (салат, винегрет). После 3 лет мясо дают отварное, тушеное, жареное мелкими кусочками.

При приготовлении пищи для детей нельзя употреблять пряности. В качестве приправ очень полезно использовать зелень, овощи, фрукты, лук, чеснок, грибы.

Крайне важно постепенно, но в то же время терпеливо и настойчиво приучать малыша к новому виду пищи. Особенно это относится к блюдам из овощей и творога. В отдельных случаях нелюбимые овощи приходится маскировать (например, морковные котлеты готовят с клюквенной подливой и др.).

При разнообразном и полноценном питании с достаточным количеством овощей и фруктов потребность в витаминах полностью покрывается. Но в весеннее время, когда прошлогодние овощи и фрукты теряют значительную часть содержащихся в них витаминов, витамины необходимо давать ребенку в виде готовых аптечных препаратов (предварительно посоветовавшись с врачом о необходимой дозировке). Крайне желательно, чтобы дети старше 1 года продолжали получать рыбий жир, в котором содержатся витамины D и А.

Рыбий жир следует принимать не вначале, а в конце еды, перед сладким.

Для правильного усвоения пищи большое значение имеет работа пищеварительных желез, поэтому очень важно создать условия, благоприятствующие их работе.

Пищу для ребенка нужно приготовить так, чтобы ее вид, запах и вкус вызывали аппетит. При плохом внешнем виде пищи, неприятном запахе выделение пищеварительных соков затормаживается.

Большое значение для сохранения аппетита имеет правильная организация других режимных моментов. Например, у возбудимых детей после шумных увлекательных игр снижается секреция пищеварительных соков. Поэтому перед приемом пищи следует устраивать спокойную паузу.

Детей следует приучать к аккуратности, мытье рук перед едой должно войти у них в правило. Во время еды за столом каждый ребенок должен иметь свое постоянное место.

Детей старше 1 года следует приучать есть самостоятельно, для этого в руки ребенка дают ложку, а мать в это время кормит его другой ложкой. Самостоятельная еда способствует улучшению аппетита, ребенка при этом интересует процедура еды. Если ребенок развлекается во время еды, ест, не замечая, что ему дают, то пищеварительных соков выделится очень мало и после приема пищи она долго будет задерживаться в желудке. Во время еды нельзя ни развлекать, ни уговаривать ребенка, а тем более угрожать или наказывать. Чрезмерное возбуждение и оживленные разговоры во время еды также мешают нормальному пищеварению.

Нельзя ставить одновременно на стол всю полагающуюся в данное время еду. Пока не съедено первое блюдо не рекомендуется подавать второе, а тем более третье. Не следует приучать ребенка к остаткам, на детскую тарелочку необходимо положить только то количество пищи, которое ему полагается. Если ребенок отказывается от еды из-за капризов, спокойно оставьте тарелку с едой и накормите его в следующее положенное время. Не задавайте ребенку вопросов, будет ли он есть то или иное блюдо, не высказывайте к этому блюду отрицательного отношения. Иногда разговаривая между собой, взрослые отмечают, что они не любят то или иное кушанье, этого бывает достаточно, чтобы ребенок тоже перестал его есть.

Нельзя допускать, чтобы дети ели неряшливо, наспех, плохо пережевывая пищу. Необходимо приучать ребенка есть не торопясь, но и не отвлекаясь. Длительное пребывание детей за столом (больше 30 минут) не рекомендуется.

Правильно организованное полноценное питание должно сочетаться с соблюдением режима дня, повседневным использованием естественных факторов природы - воды, воздуха, света, занятиями физкультурой, спортом, педагогическим воспитанием.

Совершенствование регулирующей роли нервной системы позволяют детей после первого года жизни переводить на обычное питание. «Жировой» метаболизм сменяется на «углеводный», путь поступления пищи в организм становится чисто энтеральным.

На построение питания влияет ускорение темпов физического, полового и психического развития детей (акселерация). Установлено, что расходование у детей в последние годы значительно возросло. Причем при одном и том же виде деятельности мальчики затрачивают больше энергии, чем девочку, особенно в подростковом периоде. Изменение воспитания и обучения (раннее включение спортивных занятий, обучение трудовым навыкам, увеличение познавательной , которую усваивает формирующийся мозг ребенка и др.) требует дифференциального подхода к организации питания детей.

Построение питания детей в условиях коллективного и индивидуального воспитания должно быть дифференцированным. Потребность ребенка в пищевых веществах вследствие специфичности коллективного воспитания оказывается несколько выше, чем в домашних условиях. Питание строится на принципе сбалансированности, под которым понимается уравновешенность состава и количества пищевых веществ и активности ферментов у детей различного возраста. Кроме того, питание должно быть адекватным и соответствовать возрасту.

Детей до полутора лет целесообразно кормить пять раз, а старше полутора лет - четыре раза.

Особенно высокие требования предъявляются к пищевому рациону. Пища должна обеспечивать ребенка необходимым количеством калорий, выдаваться после надлежащей кулинарной обработки и в приемлемой форме. Пища должна быть вкусной, а ее внешний вид возбуждать аппетит. Непривлекательный вид пищи, небрежно сервированный стол вредят нормальной работе пищеварительных желез, срывают ранее образовавшиеся условно-рефлекторные связи и часто являются причиной расстройства аппетита.

С возрастом переваривающая способность желудочно-кишечного тракта ребенка увеличивается, вкусовые восприятия становятся все более дифференцированными. Особенно бурно этот процесс развивается на 2 году жизни, с 3 лет у ребенка появляются любимые и нелюбимые блюда.

Развитие жевательного аппарата позволяет вводить все более твердую пищу, требующую более тщательного пережевывания. Тщательное пережевывание пищи способствует образованию пищевого комка, который хорошо смачивается слюной. В результате пережевывания пищи увеличивается поверхность для ферментативной деятельности.

Пища по консистенции и кулинарной обработке должна соответствовать возрастным особенностям. Для детей 1 года жизни консистенция пищи жидкая, для преддошкольников - пюреобразная, для дошкольников и школьников - кусками. Дозировка пищи должна соответствовать объему желудка ребенка. Суточный объем пищи изменяется с возрастом.

При составлении меню для детей нужно принимать во внимание следующие основные питания: потребность ребенка в пищевых ингредиентах, состав и пищевая значимость различных пищевых веществ, распределение пищи в течение дня, способ ее приготовления и вкусовые качества.

Основные возрастные нормы энергетической потребности в пищевых ингредиентах исчисляются в килокалориях и килоджоулях.

В среднем потребность в энергии детей в возрасте 1-3 лет составляет 100-115 ккал/кг массы (418-481 кДж), в возрасте 4-6 лет - 105 (440 кДж), в возрасте 7-11 лет - 60-70 (251-293 кДж), в возрасте 12-15 лет - 50 (209 кДж).

Животного происхождения должны составлять в питании детей в возрасте от 1 до 3 лет 3/4 (75%), от 4 до 6 лет - 2/3 (65%), от 7 лет и старше - 1/3 общей потребности в белке.

Соотношение белки: : = 1:1:4 нельзя рассматривать как безусловное. Оно может изменяться в связи с индивидуальными особенностями ребенка, состоянием его здоровья.

Для нормального развития организма важно не только количество, но и качество белка, биологическая ценность которого определяется комплексом содержащихся в нем аминокислот.

В белковой составляющей суточного рациона ребенка 40% должны составлять жизненно важные аминокислоты, потребность которых (в мг/кг): гистидин - 32; изолейцин - 90; лейцин - 150; лизин - 150; метионин - 65-85; фенилаланин - 90; треонин - 60; валин - 93; триптофан - 22.

Наряду с абсолютным содержанием имеет значение соотношение отдельных аминокислот: триптофан (1), треонин (4), тирозин (5,5), метионин (3,5), валин (5). В мясе, рыбе, мягком сыре содержится белка около 20 % от массы продукта, в твердых сортах сыра - 25-30 %, в сухом обезжиренном молоке - 30 %, твороге - 10%.

В питании детей особенно большое значение имеет качество жира. До последнего времени считали, что рацион детей, особенно младшего возраста, должен содержать около 75% животного, в основном молочного, жира. Однако в последние годы большое внимание уделяется жирам, содержащим полиненасыщенные жирные кислоты. Жиры, состоящие в основном из ненасыщенных жирных кислот, оказывают действие, сберегающее белки.

В нормах, утвержденных МЗ РФ, указывается, что растительные жиры должны составлять у детей преддошкольного возраста 10%, дошкольного - 15%, школьного - 20% от общего количества жира в суточном рационе; соотношение между количеством белка и жира - в среднем 1:1.

У детей старше 1-го года за счет углеводов должно покрываться 60% суточной калорийной потребности. В основном потребность детей в углеводах должна удовлетворяться за счет полисахаридов, хотя доля легкоусвояемых углеводов (моно- и дисахаридов) остается у детей предшкольного и дошкольного возраста относительно высокой (пища детей этого возраста сладкая).

Усвояемость углеводов достигает 98%. При усиленной физической нагрузке детям 13-15 лет требуется не менее 15 г/кг массы тела углеводов.

Потребность в минеральных веществах у детей различного возраста в настоящее время определена для натрия, калия, кальция, фосфора, магния и др. Менее изучена потребность в микроэлементах.

Набор продуктов для составления суточного рациона детей производится в связи с разным составом их пищевых ингредиентов. Некоторые продукты (хлеб, масло, молоко, мясо, овощи, сахар) обязательно включают в меню ежедневно, другие (сметана, творог, рыба) дают не каждый день. Однако в течение недели входящий в рацион набор продуктов должен быть использован.

Перец, горчица, хрен могут употребляться в малых количествах лишь в питании детей старшего возраста.

При отказе детей от приема незнакомого или нелюбимого блюда следует предложить его сначала в небольшом количестве. Если блюдо хорошо приготовлено, дети постепенно привыкают к нему и съедают порцию полностью.

При выборе продуктов важно правильно сбалансировать питание, учитывая сезон года. При этом следует придерживаться нескольких правил.

1. Различные продукты вводят в рацион постепенно и в определенном количестве. Если вы приучаете ребенка жевать, нужно давать вначале маленькие кусочки, затем большие.

2. Любое нововведение в питании осуществляет мать, если даже обычно ребенка кормит другой человек.

3. Каждый день вводят только одно новое блюдо.

4. Ребенка кормят из одной и той же посуды.

5. При введении новых продуктов выбирают время, когда ребенок здоров и спокоен.

6. Новые продукты вводят в то время, когда ребенок особенно голоден.

Не заставляйте ребенка съедать всю порцию. Он съест столько, сколько ему нужно. Не затягивайте кормление дольше получаса. Не следует делить кормление на части, если ребенок все не съедает. Будьте терпеливы - самостоятельно есть ребенок учится постепенно.

Похожие публикации