Анатомо физиологические особенности новорожденных детей. Нервная система новорожденного ребенка

ТЕМА: ВНУТРИУТРОБНЫЙ ПЕРИОД И ПЕРИОД НОВОРОЖДЕННОСТИ

ПЛАН ЛЕКЦИИ

1. Основные закономерности роста и развития человека во внутриутробном периоде

2. Анатомо-физиологические особенности новорожденного

3. Потребности новорожденного и способы их удовлетворения

4. Основные проблемы периода новорожденности

Самостоятельная работа:

1. Составление планов патронажей / дородовых, к новорожденному

2. Составление планов обучения уходу за новорожденным

Основные закономерности роста и развития человека

Во внутриутробном периоде

Период внутриутробного развития (антенатальный) занимает время от момента оплодотворения яйцеклетки до момента рождения ребенка и составляет 10 лунных месяцев (280 дней).

Внутриутробный период ребенка характеризуется быстрым формированием органов и систем. В этом периоде зародыш превращается в плод с органами и системами. На 1-й неделе эмбрионального развития происходит деление клеток, на 2-й неделе ткани дифференцируются, образуя два слоя, на 3-4-й неделе образуются сегменты тела, а с 5-8-й недели они приобретают присущие человеку формы строения тела. К 8-й неделе масса плода составляет 1г, а длина – 2,5см. Наиболее интенсивно увеличивается масса тела во внутриутробный период - за 9 мес в 1 млрд. 20 млн. раз, а за 20 лет после рождения всего лишь в 20 раз.



Во внутриутробном периоде выделяют две фазы:

фаза эмбрионального развития 0 - 3 месяца

фаза плацентарного развития с 3-х месяцев и до рождения

В эмбриональной фазе происходит формирование из зародыша плода с органами и системами. Особенности этого периода: быстрый рост, питание за счет матери, между матерью и плодом еще нет плаценты, следовательно, нет барьера и все вредные воздействия, действующие на мать, действуют и на ребенка.

При воздействии вредных факторов на организм беременной в первые три месяца нарушается органогенез (формирование органов), что ведет к возникновению врожденных уродств. Болезни этого периода называются эмбриопатиями. Лечение этих заболеваний неэффективно, значит, главное внимание - профилактике. Для этого нужно знать вредные факторы, опасные для беременной (тератогенные факторы).

Причинами, вызывающими отклонения в отдельных системах и органах плода, являются: патология плаценты, приводящая к кислородному голоданию плода; инфекции у матерей (токсоплазмоз, коревая краснуха на сроке, аденовирус, вирус простого герпеса, гриппа, цитомегало- вирус и др.); влияние вредных воздействий в виде радиации, токсических и травматических факторов; несбалансированное питание женщины во время беременности.

Здоровье ребенка зависит и от организации проведения родов. Если происходит нарушение родового акта, могут возникнуть асфиксия при нарушении пупочного кровообращения, а также травматические повреждения плода.

Средой обитания будущего ребенка является материнский организм, и от его состояния зависит физическое и психическое здоровье ребенка.

Неблагоприятные факторы воздействия на плод делятся на три группы: экзогенные (внешние), генетические и сочетанные.

К экзогенным факторам относят различные лекарственные вещества, средства, применяемые в промышленности, сельском хозяйстве, бытовой химии, вирусные инфекции. Воздействие на эмбрион и плод могут оказывать токи ультравысокой частоты, вибрация.

Алкоголь является наиболее частой причиной развития пороков плода во время внутриутробного периода ребенка, особенно при хронической интоксикации. Чаще всего возникают поражения центральной нервной системы, сердечно-сосудистой, а также мочеполовой системы. Кроме этого, у новорожденного ребенка могут диагностироваться симптомы алкогольный интоксикации, печеночная недостаточность.

У курящих матерей рождаются дети с нарушениями во внутриутробном развитии, с поражением центральной нервной системы.

Причиной генетических изменений являются мутантные гены, вследствие этого появляются дети с такими отклонениями, как расщелина верхней губы, поли– и синдактилия (наличие лишних пальцев или сращение пальцев на кисти и стопе), болезнь Дауна и др.

Для формирования тех или иных пороков развития имеет значение срок воздействия тератогенных факторов - поражается орган, который в этот момент наиболее быстро растет и дифференцируется, например:

6 - 8 недель беременности - пороки сердца;

8 - 10 недель беременности - пороки органов зрения.

В фазе плацентарного развития между матерью и плодом уже существует плацента, выполняющая барьерную функцию. Кроме этого, органы плода уже в основном сформированы. Поэтому вредные факторы уже не ведут к уродству плода, а вызывают воспалительную реакцию, ведущую не к нарушению строения органа, а к нарушению его функции. Эти болезни называют фетопатиями.

В этой фазе, когда появляется питание плода через плаценту, образуется система кровообращения. На 18-й неделе появляется подобие дыхательных движений, это способствует развитию древовидной структуры бронхов, а в дальнейшем – и легочной ткани. Формируется пищеварительная система: глотательные движения появляются на 14-й неделе, на 17-20-й неделе плод выпячивает губы, с 28-29-й недели он способен к активным сосательным движениям.

Мышечные движения появляются к 8-й неделе, на 18 - 20-й неделе мать начинает ощущать движения плода.

В периоде с 12-й по 18-ю неделю жизни в связи с плацентарным кровообращением воздействие неблагоприятных факторов не приводит к формированию пороков у плода, но могут возникнуть задержка роста и массы плода и нарушение дифференцировки тканей.

После 22-й недели могут быть преждевременные роды и рождение недоношенного ребенка или ребенка с дефицитом массы и роста.

В последующие недели внутриутробного периода созревают все органы и системы, происходит подготовка к внеутробной жизни, особенно это касается органов дыхания.

В связи с вышеизложенным, представляется особо важной так называемая антенатальная профилактика - дородовая охрана здоровья матери и ребенка. Основные ее звенья:

1. Наблюдение за течением беременности в женской консультации.

2. Система дородовых патронажей детских поликлиник.

3. Государственное законодательство.

После перерезки пуповины начинается внеутробный период жизни, который, в свою очередь, начинается с периода новорожденности или неонатального. Неонатальный период продолжается от 0 до 28 дней и подразделяется на ранний (0 - 7 дней) и поздний (8 -28 дней).

В силу особой важности и специфики средств и методов охраны здоровья плода и новорожденного принято поздний фетальный, интранатальный (роды) и ранний неонатальный периоды объединять под общим названием "перинатальный период":

с 28-й недели внутриутробного развития до 7 дня внеутробного

Число детей, погибающих в перинатальном периоде, равно числу смертных случаев в течение 40 лет жизни. Вот почему борьба за сохранение жизни в перинатальном периоде является залогом снижения общего уровня смертности и увеличения продолжительности жизни.

АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ НОВОРОЖДЕННОГО

С момента рождения и перерезки пупочного канатика у ребенка прекращается связь с матерью. Он вступает в период внеутробной жизни - период новорожденности. С первым криком ребенок начинает приспосабливаться к окружающей среде. Период новорожденности. В течение этого периода складываются своеобразные анатомо-физиологические особенности новорожденного. В организме ребенка происходит определенная перестройка. С одной стороны, начинают функционировать органы и системы, которые не функционировали во внутриутробном периоде, с другой стороны, изменяются функции ряда органов.

Ранний неонатальный период - самый ответственный для адаптации ребенка к внеутробному существованию.

В этот период:

Устанавливается самостоятельное легочное дыхание;

легкие, которые до рождения ребенка были спавшимися, безвоздушными, после рождения расправляются, наполняются воздухом.

Изменяется способ питания, начинают функционировать пищеварительные органы;

В сердечно-сосудистой системе происходит ряд изменений: закрываются зародышевые кровеносные пути - боталлов и аранциев протоки, овальное отверстие, остатки пупочных сосудов, устанавливается постоянный малый и большой круг кровообращения, устанавливается внеутробное кровообращение с большим и малым кругом;

Появляется самостоятельная терморегуляция;

Изменяется тип кроветворения, физические и химические свойства крови;

Значительно повышается обмен веществ;

Все функции организма находятся в состоянии неустойчивого равновесия

Все сказанное подчеркивает важность специального ухода за новорожденными. Для осуществления грамотного, эффективного ухода за новорожденными необходимо знание анатомо-физиологических особенностей детей в этом периоде.

При переходе ребенка к внеутробной жизни резко изменяются условия внешней и внутренней его среды. Ребенок начинает существовать в окружающей среде с более низкой, чем в матке температурой, имеется гравитация, масса звуковых, тактильных, зрительных раздражителей. Необходим иной способ дыхания и получения питательных веществ. Кроме того, изменение условий происходит очень резко, в момент рождения. Поэтому состояние ребенка после рождения можно охарактеризовать как стрессовое. Все органы и системы приспосабливаются к новым условиям, но в условиях стресса находятся в состоянии неустойчивого равновесия, поэтому легко возникает нарушение процессов приспособления (адаптации) при малейших нарушениях условий жизни (питания, ухода, внешней среды).

Течение адаптационных процессов зависит кроме этого от исходного состояния ребенка(наследственность, течение беременности и родов) У ребенка, развивающегося во внутриутробном периоде в хороших условиях, процессы адаптации пройдут легко, без осложнений, иногда даже незаметно. А у ребенка, перенесшего внутриутробною гипоксию, адаптация будет трудной, чаще возникнут так называемые транзиторные (переходные, физиологические) состояния:

транзиторная лихорадка, физиологическая желтуха, половой криз, мочекислый инфаркт почек, физиологическая убыль веса, физиологическая эритема.

Транзиторные состояния - это не заболевания, а состояния отражающие трудности процессов адаптации к внеутробной жизни. Они не требуют лечения, проходят самостоятельно в условиях правильного ухода (внешняя среда, питание, гигиенический уход). Однако, при несоблюдении требований к уходу, транзиторные состояния легко могут перейти в заболевания, поэтому их и называют пограничными.

Говоря об особенностях грудничков, следует учитывать, доношенным недоношенным новорожденный ребенок появился на свет. Сейчас, когда современная неонатология достигла самого передового уровня, врачи выхаживают даже тех малышей, которые появились на свет намного раньше положенного срока, с критически низкой массой тела. В этом материале пойдет речь об анатомо-физиологических особенностях новорожденных детей: особенно эта информация будет полезна и молодым родителям, и тем, кто только задумывается о будущем расширении семьи.

Новорожденный ребенок не только выглядит иначе, чем взрослый, но и имеет множество отличий от него в строении и работе различных органов и систем. С течением времени эти отличия сглаживаются.

Новорожденным считается ребенок с момента рождения до 4-х недель. Новорожденные бывают доношенными, недоношенными и переношенными Доношенные дети рождаются в срок с 38-й и 42-ю неделю беременности, недоношенные – с 28-й по 38-ю неделю беременности, переношенные – позже 42-й недели беременности.

Как же выглядит новорожденный ребенок, появившийся на свет в срок, и чем отличается от него малыш, не пожелавший задерживаться в материнской утробе?

Средняя масса, длина тела и другие внешние признаки доношенного новорожденного ребенка

Здоровый доношенный новорожденный ребенок уже подготовлен к жизни. Чтобы определить его жизнеспособность, сразу после его рождения врачи проводят осмотр и определяют несколько основных показателей.

Нормальная масса тела здорового доношенного новорожденного - от 2500 до 4500 г, средний вес - 3400 г. Нормальная длина тела - от 46 до 56 см, средняя длина тела доношенного новорожденного - 50 см. Нормальной окружностью головы считается от 32,8 до 37,3 см, средней - 35 см.

Некоторые результаты, полученные при рождении, могут измениться. Например, вес уже на следующий день может снизиться, потеря составит до 10 % от веса при рождении.

Окружность головы, наоборот, может увеличиваться, так как в процессе рождения кости черепа частично находят друг на друга, чтобы облегчить прохождение ребенка по родовым путям, а после рождения встают на нужное место.

Новорожденный обладает определенным набором врожденных рефлексов, которые помогают ему питаться и ориентироваться в окружающем мире.

Также внешними признаками доношенного новорожденного ребенка являются умение с первых дней жизни сосредоточивать взгляд на неподвижном объекте, хорошо двигать ручками и ножками, быстро находить и активно сосать грудь. В целом за период новорожденности (первый месяц жизни) ребенок прибавляет в весе в среднем 600-800 г, вырастает на 3-4 см. К концу месяца он бодрствует до 4-5 часов в сутки, хорошо фиксирует взгляд на предметах, пытается улыбаться; лежа на животике, приподнимает голову. Этот навык необходимо тренировать, перед каждым кормлением выкладывая его на несколько минут на живот. Для дальнейшего гармоничного развития нужно ласково разговаривать с малышом в периоды его бодрствования, петь детские песенки. При этом можно ходить по комнате, чтобы он учился следить за подвижными объектами. Рекомендуется покупать ему крупные, яркие, но не пестрые погремушки и подвешивать их над кроваткой на расстоянии около 70 см от груди малыша, чтобы он рассматривал их и старался дотянуться.

На этих фото показано, как выглядит новорожденный ребенок, появившийся на свет в срок:

Признаки недоношенного новорожденного ребенка

Недоношенным новорожденным считается ребенок, который родился в период между 28-й и 37-й неделями развития, с массой тела 1000-2500 г и ростом 35-46 см. Чем раньше до положенного срока родился малыш, тем более заметны его отличия от доношенного младенца.

Причинами недоношенности могут быть рождение двойни, возраст матери меньше 18 и больше 35 лет, ее недостаточное питание и заболевания, в том числе инфекционные (сифилис, герпес, цитомегаловирусная инфекция, даже ), стресс, профессиональные вредности, злоупотребление алкоголем и курение, пороки развития плода, различные внутриутробные заболевания плода, патология беременности, токсикозы.

Недоношенные дети в первое время довольно заметно отличаются от доношенных как по внешнему виду, так и по функциональным признакам.

Как же выглядят недоношенные дети при появлении на свет? Внешними признаками недоношенного новорожденного являются:

1. У недоношенных слой подкожно-жировой клетчатки развит в меньшей степени или полностью отсутствует, поэтому такие младенцы выглядят очень худенькими, иногда похожи на морщинистых старичков.

2. Одна из анатомо-физиологических особенностей недоношенных новорожденных – непропорционально большая голова при слишком коротких и тонких ножках. Дело в том, что на том сроке беременности, когда родился малыш, все дети выглядят именно так. Это один из этапов нормального развития плода.

3. Мозговой отдел черепа больше лицевого , большой родничок имеет большие размеры, швы между костями черепа открыты.

4. Густые пушковые волосы покрывают всю поверхность тела, и даже лицо.

5. Ещё одна особенность недоношенных новорожденных – мягкие, податливые, плотно прижатые к черепу ушки.

6. У девочек большие половые губы не закрывают полностью половую щель, у мальчиков яички не опущены в мошонку.

Есть значимые отличия в работе различных органов и систем организма недоношенного ребенка, связанные с их недостаточной зрелостью. Степень выраженности этих признаков недоношенного ребенка зависит от срока беременности, в который малыш родился. Особое значение при уходе за недоношенным ребенком имеют незрелость дыхательной, пищеварительной систем и системы терморегуляции. В связи с этими отличиями есть некоторые особенности домашнего ухода за недоношенными малышами. Если ребенок родится глубоко недоношенным, то после рождения его помещают для выхаживания в специальную камеру - кувез (инкубатор). В ней поддерживаются определенные температура и влажность, имитирующие внутриутробные условия. Малыша кормят в особом режиме, защищают от попадания инфекции, и таким образом он растет и развивается до тех пор, пока не сможет существовать в обычных условиях. Сроки пребывания в кувезе зависят от степени недоношенности и общего состояния младенца. Наиболее крепкие находятся там от нескольких часов до 2-4-х дней. Малышей с массой при рождении менее 1500 г выхаживают в кувезе 8-14 дней, а от 1500 до 1750 г - 8 дней. После этого их переводят в отделение для недоношенных. Детей массой более 2000 г дольше наблюдают в роддоме в специальных отделениях, и если они чувствуют себя нормально, их отпускают домой.

Посмотрите на фото, как выглядят недоношенные дети, рожденные раньше срока:

АФО кожи и подкожной клетчатки у новорожденного ребенка

В момент появления на свет кожа новорожденного ребенка покрыта толстым слоем особого вещества - так называемой сыровидной смазки, в состав которой входят преимущественно жир и холестерин. Эта смазка выполняет защитную функцию и несколько облегчает рождение ребенка.

Толщина кожи младенца значительно меньше, чем у взрослого человека. Она настолько тонкая и так богата мелкими кровеносными сосудами, что кажется прозрачной и розоватой.

Она более светлая, что связано с недостаточной еще выработкой пигмента - меланина. Кожа новорожденного очень уязвима для внешних неблагоприятных воздействий, болезнетворных микроорганизмов. Однако уже в течение первого месяца жизни кожа приобретает устойчивость к неблагоприятным внешним влияниям.

Кожный покров выполняет защитную функцию для всего организма, однако в связи с особенностями строения эта функция выражена слабее. Кожа ребенка более ранимая, легко инфицируется при проникновении через микроповреждения бактерий. На коже младенца часто возникают опрелости, потертости от избытка влаги (промокшие подгузники, чересчур тепло одет) и слишком грубой одежды.

Кроме того, у новорожденных очень велика роль кожи как органа чувств. Ведь именно посредством контакта кожи малыша с телом матери формируется тесная взаимосвязь между ними, происходит узнавание малышом своей матери. Новорожденные дети очень интенсивно дышат через кожу, выделяют довольно большой объем продуктов обмена веществ. Поэтому очень важно следить за кожей малыша, содержать ее в чистоте и здоровом состоянии.

Подкожно-жировая клетчатка ту новорожденного младенца также имеет свои особенности. Ее количество занимает большую долю в общей массе тела, чем у взрослого. Это необходимо организму ребенка для защиты от неблагоприятных внешних условий, в том числе и от переохлаждения.

К моменту рождения подкожная жировая клетчатка преимущественно распределена на груди, спине, конечностях и лице. Анатомо-физиологическими особенностями (АФО) кожи и подкожной клетчатки у новорожденных является то, что частично они представленч так называемой бурой жировой тканью. При ее сгорании в организме в процессе обмена веществ образуется большое количество тепла, необходимого для согревания тела малыша.

С возрастом состав и распределение в организме жировой ткани меняются, постепенно приближаясь к таковым у взрослого.

Волосы новорожденного имеют вид нежного пушка, иногда покрывающего все тело. В течение первого месяца жизни эти волоски выпадают и заменяются постоянными.

АФО костно-мышечной системы у новорожденных детей

Имеет свои анатомо-физиологические особенности (АФО) и костно- мышечная система новорожденных: масса мышечной ткани младенца по отношению к общей массе тела значительно меньше по сравнению с взрослым человеком. Распределение ее в организме также особое: большая часть мышечной ткани приходится на мышцы туловища, меньшая - на мышцы конечностей. Поэтому новорожденный ребенок кажется существом с очень большим животом и головой и тонкими ручками и ножками. Постепенно это соотношение костно-мышечной системы у новорожденных меняется, мышцы конечностей тренируются, и строение тела приближается к взрослому.

У новорожденных повышен тонус мышц, сгибающих конечности, поэтому в первое время их ручки и ножки находятся преимущественно в согнутом состоянии, ребенок как бы по привычке сохраняет внутриутробную позу.

Мышцы шеи в первое время практически не развиты, поэтому новорожденный не удерживает головку. Движения рук и ног беспорядочные, размашистые.

Костная ткань новорожденного содержит небольшое количество солей, поэтому кости малыша непрочные, гибкие и легко искривляются при неправильном уходе.

В течение первого года жизни полностью меняется структура костной ткани, поэтому в этот период она очень чувствительна к нарушениям питания, двигательной активности, мышечному тонусу ребенка.

Особенностью черепа малыша является наличие родничков - неокостеневших участков черепа. Различают два основных родничка и несколько малых. К основным относятся передний (большой) и задний (малый) родничок. Большой родничок находится надо лбом ребенка, в месте соединения лобных и теменных костей. Он имеет вид ромба и размеры от 1,5х 2 до 3 х 3 см и закрывается полностью к 1-1,5 годам. Малый родничок расположен в затылочной области на месте соединения теменных и затылочной костей. Он имеет вид треугольника и закрывается на 1-2-м месяце жизни младенца.

Позвоночник новорожденного прямой и не имеет физиологических изгибов, свойственных позвоночнику взрослого. Шейный изгиб формируется после того, как ребенок начинает держать голову. Грудной изгиб начинает формироваться в 6-7 месяцев, когда ребенок уже может сидеть. Поясничный начинает складываться с 9-12 месяцев, когда ребенок учится ходить. В целом формирование позвоночника заканчивается примерно к 20-ти годам.

АФО и особенности дыхательной и нервной системы новорожденного

Дыхательная система новорожденного, как и все прочие, несовершенна. Нос у новорожденного ребенка мал, его полости недоразвиты, а носовые ходы узкие. Слизистая оболочка носа очень тонкая, нежная, богата кровеносными сосудами, и поэтому при различных вирусных дыхательных инфекциях (ОРВИ) слизистая носа быстро становится отечной, выделяется большое количество слизи, что еще больше затрудняет дыхание малыша. Одна из особенностей дыхательной системы новорожденного ребенка - слишком короткие голосовые связки, поэтому голос у малышей обычно высокий.

Дыхание ребенка поверхностное и происходит преимущественно за счет диафрагмы, поскольку межреберные мышцы, поднимающие и опускающие ребра во время дыхания, еще недостаточно развиты. Из-за анатомо-физиологических особенностей (АФО) дыхательной системы новорожденного дыхание у ребенка легко нарушается. Также это может быть вызвано чересчур тугим пеленанием, запорами, скоплением в кишечнике газов, так как эти явления ограничивают подвижность диафрагмы.

Кроме того, дыхание новорожденного более частое - около 40-60 дыхательных движений в минуту, и частота еще повышается при самой небольшой нагрузке и при заболеваниях. Учитывая особенности дыхательной системы новорожденного ребенка, постарайтесь свести к минимуму риск возникновения простудных заболеваний.

Нервная система к моменту рождения еще недостаточно зрелая. Хорошо развиты нервные центры головного мозга, отвечающие за работу сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной систем, т. е. обеспечивающие существование новорожденного ребенка. Центры высшей нервной деятельности (речи, письма, мышления) практически отсутствуют. Нервная система новорожденного обеспечивает безусловные врожденные рефлексы, а уже со второй недели жизни участвует в образовании условных рефлексов.

Запомните: плач младенца не всегда означает недовольство, но почти всегда - потребность. Ведь только в контакте с другими людьми ребенок чувствует себя комфортно. Если с ним общаются, берут на руки, разговаривают, делают что-то для него, значит, его любят.

АФО и особенности сердечно-сосудистой и иммунной системы новорожденного

Сердечно-сосудистая система новорожденного также имеет свои особенности. Соотношение массы сердца и массы тела у новорожденного несколько больше, чем у взрослого. Сердце у новорожденных расположено в грудной клетке более высоко и почти горизонтально. Его форма шарообразная, тогда как у взрослых больше напоминает каплю. Из-за особенностей сердечно- сосудистой системы пульс у новорожденного значительно чаще, чем у взрослого, что связано в первую очередь с более интенсивным обменом веществ в организме ребенка.

В первые месяцы жизни малыша частота его пульса составляет 120-140 ударов в минуту, а при кормлении и плаче она увеличивается до 160-200 ударов. После того как ребенок начинает активно и много ходить, частота пульса заметно снижается.

В силу анатомо-физиологических особенностей (АФО) сердечно-сосудистой системы новорожденного артериальное давление младенца в первые дни жизни составляет в среднем 66/36 мм рт. ст., а к концу первого месяца жизни - 80/45 мм рт. ст. Затем на протяжении 2-3-го года жизни ребенка величина его артериального давления увеличивается наиболее значительно.

Некоторые факторы иммунитета плод получает через кровь матери, часть - с молозивом или вырабатывает сам. При хорошем уходе ребенок первые полгода жизни не болеет, так как его защищают материнские антитела. Однако при встрече с сильными болезнетворными микроорганизмами или при проблемах со здоровьем малыш заболевает, поскольку в целом его иммунная система еще несовершенна.

АФО и особенности пищеварительной системы у новорожденных

Многие органы пищеварительной системы новорожденного еще недостаточно развиты к моменту появления на свет. В то же время на нее приходится очень большая нагрузка в связи с высоким обменом веществ в детском организме. Поэтому даже небольшие нарушения диеты и режима питания кормящей грудью матери приводят к расстройству пищеварения у младенца.

Язык новорожденного относительно большой. В целом строение его полости рта приспособлено для сосания: на поверхности губ есть небольшие возвышения, так называемые подушечки, в толще щек располагаются специальные скопления жировой ткани - комочки Биша. Одна из особенностей пищеварительной системы у новорожденных – недоразвитость слюнных желез, поэтому в первое время слюны у ребенка выделяется очень мало.

Мышцы, закрывающие место перехода пищевода в желудок, развиты недостаточно, поэтому у малышей часто возникают срыгивания. Для того чтобы их избежать, рекомендуется после кормления подержать малыша 15-20 минут в вертикальном положении, прислонив его головку к груди матери. Желудок также развит недостаточно к моменту рождения. В первый день жизни ребенка его вместимость составляет всего 7 мл, на 4-е сутки она увеличивается до 40-50 мл, а к 10-му дню составляет уже 80 мл.

Ещё одна анатомо-физиологическая особенность (АФО) пищеварительной системы новорожденного ребенка – недостаточное развитие толстого кишечника, особенно мышц его стенки. Поэтому пища продвигается по нему замедленно, и новорожденных нередко мучает скопление в кишечнике газов и вздутие живота - метеоризм. Нередко у малышей по той же причине бывают запоры.

В первые 1-3 дня жизни ребенка его стул довольно специфический. Он называется «меконий» и состоит в основном не из пищи, а из попавших в желудок и кишечник еще до рождения околоплодных вод, слизи, желчи. Он представляет собой вязкую грязно-зеленую массу без запаха.

Появление мекония является очень важным признаком правильности формирования и проходимости желудочно-кишечного тракта и оценивается врачами в роддоме.

Если в эти сроки меконий не появляется, значит, у ребенка есть порок развития желудочно-кишечного тракта, требующий немедленного хирургического вмешательства.

В первые дни жизни кишечник новорожденного заселяется пищеварительной микрофлорой, налаживается работа пищеварительных желез, и характер стула меняется. Теперь это масса желтоватого цвета, состоящая из слюны, пищеварительных соков и остатков пищи. Особенность пищеварительной системы новорожденного ребенка такова, что при грудном вскармливании стул ребенка практически не имеет запаха.

Другие особенности новорожденных детей

Мочеполовая система. К моменту рождения ребенка его почки, мочеточники и мочевой пузырь сформированы достаточно хорошо, хотя и малого размера, однако во время появления на свет ребенок испытывает стресс, который приводит к снижению работы мочевыделительной системы в первые дни жизни.

Одна из физиологических особенностей новорожденного заключается в том, что на протяжении первой недели жизни ребенок мочится всего 5-6 раз в сутки. Со второй недели состояние мочевыделительной системы постепенно приходит в норму, и количество мочеиспусканий составляет уже 20-25 в сутки, объем выделяемой мочи небольшой из-за малого объема мочевого пузыря.

Наружные половые органы сформированы. Признаком доношенного новорожденного мальчика является опущение яичек к моменту рождения в мошонку, у девочек большие половые губы прикрывают малые.

Органы чувств. В первые дни зрение, слух и обоняние новорожденного почти не работают. В этот период ребенок познает мир только через осязание, вкус и температурную чувствительность. В первые 2 месяца у младенца не вырабатывается слезная жидкость, поэтому новорожденный плачет без слез.

Кроветворение. Образование новых клеток крови у новорожденного происходит очень активно. У него, как и у взрослых, основным кроветворным органом является красный костный мозг. Кроме того, в организме новорожденного имеется несколько дополнительных очагов кроветворения - это печень, селезенка и лимфатические узлы. В связи с выполнением этой функции селезенка имеет довольно большие размеры.

Обмен веществ. Одна из особенностей новорожденного ребенка – очень интенсивный обмен веществ. У младенцев повышена потребность в углеводах как источнике энергии, а также в жирах. Высока и потребность в жидкости, которую они в первые месяцы жизни полностью удовлетворяют за счет потребления материнского грудного молока или искусственных питательных смесей.

Непосредственная связь ребенка с организмом матери прекращается с момента рождения.

Новорожденный издает крик, и при первом вздохе воздух проникает в его легкие. С этого момента ребенок начинает самостоятельно дышать, а позднее и самостоятельно питаться.

Начинается первый период жизни ребенка, так называемый период новорожденности, который продолжается 3-4 недели. Ребенок попадает в новую, непривычную для него среду.

Внешние условия легко могут оказать на него вредное действие. Хороший уход поможет ребенку приспособиться к новым условиям жизни.

Напомним некоторые анатомо-физиологические особенности новорожденного.

Главной особенностью является наличие у него остатка пупочного канатика . Обычно пока новорожденный находится в родильном доме, пуповина не успевает отпасть. Повязку, наложенную на пупочную ранку, трогать нельзя.

Если же пуповина отпала, то ничего, кроме перевязки стерильным или чисто вымытым и проглаженным полотняным бинтом, делать не следует. В крайнем случае рекомендуется присыпать место отпадения пуповины - пупочную ранку - порошком белого стрептоцида. Уход за пупочной ранкой требует большого опыта, поэтому лучше, если это будет делать патронажная сестра детской консультации.

У детей первых двух недель жизни при плохом уходе за пупком может возникнуть тяжелое заболевание - пупочный сепсис (заражение крови).

Телосложение новорожденного внешне отличается от телосложения взрослого человека. Соотношение отдельных частей его тела совсем иное: длина головы новорожденного равна четверти длины всего его тела, тогда как у взрослого длина головы составляет лишь 1 / 7 - 1 / 8 длины тела. У ребенка короткая шея: голова как бы сидит на плечах. Обращают на себя внимание короткие нижние конечности.

Кожа новорожденных очень нежна и тонка, вследствие чего она чрезвычайно ранима. На ней легко возникают опрелости, ссадины, царапины, через которые могут проникнуть болезнетворные микробы и вызвать нагноение. На плечах и верхней части спины кожа покрыта пушком. У недоношенных детей этот пушок гуще и покрывает, кроме того, лоб и щеки.

На 2-3-й день жизни кожа становится суше и начинает шелушиться. Шелушение бывает в виде тонких чешуек, пластинок или крупинок, напоминающих отруби. Оно продолжается около недели.

Кожа ребенка при рождении покрыта сыровидной смазкой, выделяемой кожными сальными железами. Эта смазка внутриутробно предохраняет кожу от размокания поверхностного слоя, защищает от действия околоплодных вод, а во время родов способствует более легкому прохождению ребенка через родовые пути матери.

Кожа новорожденного ярко-розового цвета. Ее цвет зависит от того, что очень близко к поверхностному слою, роговому, который очень тонок, располагается густая сеть кровеносных сосудов.

На 2-3-4-й день после рождения ярко-розовый цвет кожи переходит в желтоватый. Наступает так называемая физиологическая желтуха. Она наблюдается почти у всех детей. Ничего опасного для ребенка эта желтуха не представляет, хотя и бывает иногда очень резко выражена. Через 3-4 дня желтуха проходит, и кожа постепенно принимает свою нормальную бледно-розовую окраску.

Потовые железы к моменту рождения развиты слабо и развиваются по мере роста ребенка.

Сальные железы уже к моменту рождения хорошо развиты. На коже ребенка их много, и они выделяют обильно сало, что особенно заметно в волосистой части головки, где иногда образуются корки в виде чешуек, покрывающих всю головку. Это не что иное, как высохшее сало, смешанное с пылью, волосиками и слущенными клетками поверхностного слоя кожи. При уходе за ребенком их надо счищать, так как благодаря попаданию микробов может начаться воспаление кожи.

Кожа выполняет очень важную для ребенка защитную функцию, участвует в процессе дыхания - через нее выделяется углекислота и вода. В коже заложены тончайшие ветви - окончания чувствительных нервов, благодаря чему возникают осязательные, болевые и температурные ощущения.

Кожа - важный орган для жизни ребенка. Поэтому уход за кожей требует большой аккуратности и должного внимания как со стороны матери, так и ухаживающих лиц.

Слизистые покровы чрезвычайно нежны и легко ранимы. Достаточно малейшей, даже незаметной царапины или ссадины, чтобы туда проникли микробы или плесневый грибок.

В результате на слизистой оболочке рта быстро появляются белые налеты, развивается молочница, которую иногда матери совершенно неправильно считают обязательной и называют "цветом".

Мышцы у ребенка вначале развиты слабо. Несмотря на это, мышцы новорожденного находятся в напряженном сокращенном состоянии. По мере роста ребенка эта напряженность мышц ослабевает, движения становятся свободными, далее мышцы увеличиваются в объеме и делаются более упругими при пальпации.

Температура тела у новорожденного неустойчива, так как его организм не может вырабатывать достаточно тепла и сохранять его. Поэтому ребенок очень быстро подвергается охлаждению, даже при обычной температуре окружающего воздуха, а также быстро перегревается, если его чрезмерно кутают.

Постепенно новорожденный приспособляется и привыкает к новым для него условиям. Температура тела у него устанавливается 36,6-37°.

Костная система ребенка, т. е. его скелет, представляет некоторые особенности. Кости у него мягче и эластичнее, так как в них много хрящевой ткани.

У новорожденного еще не закрыты черепные швы, т. е. нет полного сращения теменной и лобной костей головы. Между ними спереди имеется мягкое место, так называемый большой родничок. По мере роста хрящ заменяется плотной костной тканью.

Голова ребенка, проходя через родовые пути матери, несколько сдавливается с боков и вытягивается вверх или кзади, причем кости черепа надвигаются одна на другую. Поэтому в первые дни после рождения голова новорожденного имеет неправильную форму. В дальнейшем она постепенно самостоятельно выравнивается. Пытаться ее выравнивать не следует. Нередко во время родов на голове ребенка образуется родовая опухоль, которая через несколько дней сама собой рассасывается.

Ноги новорожденного немного изогнуты, это вызвано внутриутробным положением плода. У здорового ребенка ноги постепенно выпрямляются. Поэтому тугое пеленание излишне и вредно. Новорожденный вследствие повышенного тонуса мышц держит руки согнутыми в локтях, а ноги поджатыми к животу. Такое положение для него самое удобное и привычное еще до рождения. Лишь на короткое время новорожденный разгибает руки и ноги, а затем снова сгибает их. Препятствовать этим движениям не следует - они необходимы ребенку. Кроме того, эти движения способствуют выделению газов из кишечника, которые иногда беспокоят ребенка.

Пищеварительные органы новорожденного тоже имеют свои особенности, которые надо знать, чтобы правильно ухаживать за ребенком. Слизистая оболочка полости рта ярко-красная и довольно сухая; ее можно очень легко повредить даже осторожным прикосновением, поэтому протирать рот у новорожденного ни в коем случае не рекомендуется. Слюнные железы ребенка начинают выделять слюну с 3-4-го месяца, при этом происходит обильное слюнотечение.

Желудок и кишечник ребенка в первые месяцы способны переваривать естественную для него пищу, т. е. грудное молоко. Иногда у ребенка происходят различного рода отклонения от нормального процесса пищеварения: срыгивание, рвота после кормления или через некоторое время не свернувшимся или свернувшимся молоком, вздутие живота вследствие скопления газов.

Переваренное в желудке и кишечнике молоко всасывается через стенки кишок в кровь и используется для построения новых клеток растущего организма.

Если ребенок срыгивает часто, надо следить за его весом. Если вес убывает, необходимо ребенка показать врачу консультации. У здоровых детей срыгивание проходит к 3 месяцам.

Процесс переваривания и продвижения пищевой кашицы в тонких, а затем в толстых кишках, образование испражнений и их выделение через прямую кишку у новорожденного ребенка еще не налажены. Наблюдается скопление газов и вздутие кишечника, что вызывает резкое беспокойство, а также учащенные или, наоборот, редкие испражнения различного цвета и вида.

В течение первого года пищеварительные органы приобретают способность переваривать и усваивать коровье молоко и другие виды пищи - овощи, ягоды, фрукты, мясо, хлеб и пр.

При вскармливании грудным молоком стул у ребенка бывает 3-4 раза в сутки, испражнения имеют желтый цвет и кисловатый запах. Постепенно стул становится реже; во втором полугодии он бывает 1-2 раза в сутки. При вскармливании коровьим молоком испражнения гуще, цвет их темнее. При переходе на общее питание, близкое к общей нормальной пище взрослого здорового человека, стул становится темноватой окраски, густой консистенции.

У взрослого человека кишечник в 4 раза длиннее его роста, а у ребенка в 6 раз. Такая относительно большая длина кишечника объясняется тем, что ребенку надо сравнительно больше пищи, чем взрослому человеку, если учесть количество пищи на килограмм веса.

По той же причине у ребенка сравнительно велика печень. В печени обезвреживаются все питательные вещества из кишечника, после чего они поступают в общий ток крови, распределяются по всему организму и используются для строительства новых клеток, для сложных процессов обмена веществ в организме ребенка.

Дыхательные органы новорожденного еще несовершенны. Отверстия ноздрей, носовые ходы и другие дыхательные пути (гортань, трахея и бронхи) относительно узки. При насморке слизистые оболочки отекают, а также при попадании капель молока в нос или гортань (при срыгивании) дыхание затрудняется и ребенок не может нормально сосать.

Поэтому правильное положение ребенка во время кормления, систематический уход за носом крайне необходимы для того, чтобы дыхательные пути новорожденного оставались здоровыми.

Форма грудной клетки у ребенка бочкообразная, а не конусообразная, как у взрослого человека. Межреберные мышцы еще слабы и поэтому самый вдох у ребенка поверхностный. Чем глубже дышит человек, тем больше кислорода он вдыхает, тем лучше вентилируются его легкие. У ребенка дыхание поверхностное, т. е. при дыхании он за один вдох вдыхает сравнительно немного воздуха, и чтобы обеспечить кислородом организм, ребенок дышит чаще, чем взрослый.

Воздух, которым дышит ребенок, должен быть всегда чистым, поэтому нужно хорошо проветривать комнату, где находится ребенок, больше быть с ним на свежем, чистом воздухе. Нельзя туго свивать и пеленать ребенка с ручка-ми, так как при этом сдавливается грудная клетка и затрудняется дыхание. Неправильности дыхания ребенка зависят еще и от недостаточного развития дыхательного центра в мозгу, они проходят постепенно в течение первых месяцев жизни.

Сердце ребенка отличается от сердца взрослого тем, что оно работает неправильно ввиду несовершенства нервной системы, хотя ребенок может быть совершенно здоров.

Эта неправильность сердечной деятельности постепенно проходит.

Сердце ребенка раннего возраста относительно больше, чем у взрослого. Сосуды, особенно крупные, относительно шире, чем у взрослого, что облегчает работу сердца.

Сокращение сердца определяется пульсом. Пульс у новорожденного до 140 ударов в минуту, на первом году жизни 130-110, в возрасте 1-2 лет - около 110 ударов в минуту; у взрослого человека - 72-80 ударов. Под влиянием незначительных причин (движения, продолжительный крик, беспокойство и пр.) пульс может резко учащаться.

Количество крови относительно веса тела у грудного ребенка почти в два раза больше, чем у взрослого. По своему составу кровь мало отличается от крови взрослого. Состав крови быстро меняется под влиянием заболеваний, но зато быстро и восстанавливается при выздоровлении. На состав крови влияет недостаток свежего воздуха, питания и т. д.

Вес и рост новорожденного различны. Нормальный доношенный ребенок весит при рождении в среднем 3200 граммов (мальчики) и 3000 граммов (девочки). У отдельных детей вес при рождении может колебаться от 2800 до 4500 граммов, а иногда бывает даже выше. Недоношенными считаются дети весом от 1000 до 2500 граммов.

Рост (длина тела) новорожденного в среднем 48-50 сантиметров (от 45 до 55 сантиметров).

В течение первых 3-5 дней первоначальный вес ребенка в большинстве случаев уменьшается на 100-200 граммов и более.

С 4-5-го дня жизни ребенка вес начинает нарастать и обычно к 9-12-му дню достигает первоначальной величины.

Первоначальное уменьшение веса зависит от особенностей периода новорожденности: высыхания и отпадения пуповины, слущивания верхнего слоя кожи, выделения первородного кала. В первые дни новорожденный высасывает из груди матери лишь незначительное количество молока. Чем меньше молока у родильницы, чем медленнее оно выделяется, тем больше теряет ребенок в весе. Поэтому дети-первенцы теряют в весе больше, чем последующие, так как обычно у первородящих молока в первые дни меньше, чем при последующих родах. По этой же причине дети с большим первоначальным весом теряют в весе больше, чем небольшие, весящие мало, так как у первых потребность в пище больше.

Очень важно наблюдать за весом ребенка в течение первого года его жизни, так как изменения в весе наряду с другими признаками, о которых будет идти речь ниже, дают возможность судить о нормальном физическом развитии ребенка и в особенности о достаточном количестве получаемой им пищи.

К 6 месяцам ребенок удваивает свой вес, и к концу первого года жизни утраивает его. В среднем в первую половину года он прибавляет 600 граммов в месяц, во вторую половину года 400-500 граммов; за второй год жизни прибавляет 2500 граммов, в среднем по 200 граммов в месяц; за третий год жизни-150 граммов, т. е. в месяц около 150 граммов.

Нарастание длины тела ребенка следует тем же закономерностям. Наибольшее увеличение роста приходится на первый год жизни - 25 сантиметров, на второй - 10 сантиметров, на третий - 7-8 сантиметров.

Развитие двигательных функций и психики происходит соответственно развитию центральной нервной системы. Новорожденный ребенок не держит голову, производит лишь беспорядочные движения руками и ногами. Движения у него обычно вялые, замедленные. Иногда ребенок вздрагивает и производит быстрые движения руками и ногами. Это нормальное явление. В дальнейшем движения его становятся более плавными. В первые дни после рождения ребенок много спит и просыпается только для еды. Слез у новорожденных не выделяется: новорожденный кричит, но не плачет. Мигать он не может. Веки в первые дни после рождения отечны, вследствие чего новорожденный обычно подолгу держит глаза закрытыми.

Изредка можно наблюдать косоглазие, которое постепенно исчезает.

Новорожденный ребенок беспокоится и кричит только по какой-либо причине: обычно если он лежит в мокрых пеленках, туго завернут, слишком тепло укутан - перегрет, а также при наличии газов в кишечнике. Чтобы устранить эти причины, надо соблюдать правила ухода за ребенком и регулярно его кормить.

Иногда совершенно здоровый ребенок начинает кричать без какой-либо внешней причины; это бывает при неправильном уходе, когда ребенок приучен к тому, чтобы его постоянно носили на руках.

Развитие центральной нервной системы, в особенности головного мозга , на первом году жизни идет очень быстро. Из окружающей среды и внутренних органов мозг ребенка получает через органы чувств различные раздражения, на которые отвечает усилением или ослаблением деятельности своих органов. Чем больше развивается мозг, тем точнее и лучше он отвечает на раздражение.

Первые проблески сознательных движений появляются у ребенка к концу первого месяца. Одновременно с развитием мозга идет быстрое развитие статических двигательных и психических функций у ребенка первых лет жизни.

В течение первого года жизни организм ребенка постепенно все больше приспособляется к существованию.

Одновременно с общим развитием ребенок может управлять своими органами движения. В возрасте одного месяца он приподнимает головку, к 2 месяцам крепко ее держит, к 3 - хватает предметы руками, а в 4 месяца долго их удерживает. К 6 месяцам ребенок сидит, к 8 месяцам - стоит, держась за какой-нибудь предмет, к 10 - свободно стоит, к 10-14 месяцам начинает самостоятельно ходить. К 3 годам ребенок преодолевает препятствия, ходит по лестнице.

Для правильной оценки физического развития ребенка нужно знать законы нарастания его веса и роста.

Систематические наблюдения за весом ребенка в течение первого года жизни от периода новорожденности являются очень важными, так как они дают нам возможность в любое время судить о ходе физического развития ребенка.

Таковы краткие сведения об анатомо-физиологических особенностях ребенка раннего возраста.

Знание организма ребенка заставляет мать сознательно выполнять многие правила ухода чтобы обеспечить ребенку правильное развитие.

З А Д А Ч А

Среднегодовая численность населения, находящегося под наблюдением врача общей практики, составляет 5000 человек, из них в возрасте до 14 лет-850 человек, лиц старше 50 лет-1200, женщин- 1360,в течение года в семьях родилось 50 детей, умерло 30 человек. Определить:

Возрастной тип населения

Рождаемость

Смертность

Естественный прирост населения.

16.ЗАДАНИЕ

ОПРЕДЕЛИТЬ возраст ребёнка,посетившего поликлинику 15 октября 2009 года, если известно, что он родился 25 августа 2009 года.

ДАТЬ определение понятий «хронологический возраст», «биологический возраст», «юридический возраст», объяснить значение этих понятий.

Определить основные периоды жизненного цикла человека. Дать общую характеристику каждого из основных периодов жизненного цикла.

ПЕРИОД НОВОРОЖДЕННОСТИ

Период новорожденности или неонатальный период длится до 28 –го дня жизни (до одного месяца). Основная особенность этого периода - это развитие и становление процессов адаптации организма ребёнка к условиям внеутробной жизни. В период новорожденности начинается лёгочное дыхание, включается малый круг кровообращения, закрывается овальное окно между предсердиями и баталлов проток между аортой и лёгочной артерией, заселяется микрофлорой пищеварительная система, перестраивается система кроветворения и т.д.

Ясно, что в этих условиях организм функционирует в состоянии неустойчивого равновесия, а это значит, что новорожденный ребёнок особенно уязвим для воздействия неблагоприятных факторов.

Новорожденный, родившийся в сроке 38 – 42 недели, с массой тела больше, чем 2500 г и длинной тела более 46 см, считается доношенным.

Признаки живорождения: самостоятельное дыхание; сердцебиение; пульсация пуповины; произвольное движение мышц. При отсутствии хотя бы одного из перечисленных признаков ребёнку немедленно оказывается реанимационная помощь. Если отсутствуют все 4 признака, ребёнка считают мёртвым.

К концу первой минуты состояние ребёнка оценивают по шкале Апгар. Шкала была предложена американкой Вирджинией Апгар в середине ХХ века. Здоровый ребёнок может получить 8- 10 баллов. В конце5-й минуты состояние новорожденного повторно оценивают по шкале Апгар (при необходимости – каждые 5 минут до 20-й минуты), что в динамике позволяет определить компенсаторные возможности организма ребёнка.

Адаптация к условиям внеутробного существования проявляется в развитии ПЕРЕХОДНЫХ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ (ПРГРАНИЧНЫХ) СОСТОЯНИЙ НОВОРОЖДЕННЫХ.

ШКАЛА АПГАР

Сердцебиение : 0-отсутствует; 1- 100 и менее в 1 минуту; 2- более 100 в минуту

Дыхание : 0- отсутствует; 1- Крик слабый, редкие, нерегулярные (аритмичные) вдохи; 2-Громкий крик, ритмичное дыхание 40-60-в минуту

Мышечный тонус :0- отсутствует; 1- Конечности слегка согнутые.2- Активные движения, конечности согнуты в суставах.

Рефлекторная возбудимость :0-(реакция на носовой катетер или пяточный рефлекс) 0-отсутствует; 1- Слабая (гримаса);2- Хорошо выражена (кашель,чихание).

Окраска кожи :0- Синюшная или бледная; 1- Розовое тело, синюшные конечности(или акроцианоз).2-Розовая тела и конечностей.

Основные признаки доношенности новорожденного: -срок беременности, масса тела и длина тела.

Внешние(анатомические)признаки доношенности новорожденного

Кожа розовая,чистая, бархатистая;

Подкожно-жировой слой развит хорошо, выражен равномерно;

Открыт только большой родничок (в 15% случаев открыт и малый родничок);

Ушные раковины сформированы;

Пупочное кольцо расположено посередине живота;

Ногтевые пластинки полностью покрывают ногтевые фаланги пальцев;

Лануго расположено только на головке, на плечиках и между лопатками;

Половая щель у девочек закрыта и клитер не виден, так как большие половые губы прикрывают малые;

Оба яичка у мальчиков опущены в мошонку.

2.Функциональные признаки :

Движения конечностей активны,хаотичны, конечности согнуты в суставах;

Тонус мышц повышен с преобладанием тонуса сгибателей;

Температура тела относительно устойчива и колеблется в пределах не более 0,5- 0,6 град.С.

Дыхание относительно стабильное, 40- 60 в минуту, апноэ отсутствуют;

Сердцебиение относительно ритмичное, стабильное, 120- 140 ударов в минуту;

Рефлексы живые, симметричные, вызываются специфические рефлексы новорожденных.

Анатомо-физиологические особенности органов и систем новорожденного ребёнка

НЕРВНАЯ СИСТЕМА к моменту рождения наименее развита.

Масса головного мозга по отношению к массе тела составляет 1/8-1/9 часть (у взрослого -1/40 часть). Борозды и извилины сформированы, но выражены недостаточно рельефно. Мозжечок развит слабо, движения ребёнка не скоординированы. Миелиновые оболочки нервных волокон отсутствуют. Ткань мозга богата водой; кровоснабжение её более обильное, чем у взрослых, при этом артериальная сеть развита лучше, чем венозная. Количество нервных клеток такое же, как у взрослых, но взаимосвязь между ними развита слабо. Спиной мозг к рождению развит лучше, чем головной, поэтому у ребёнка хорошо выражены безусловные рефлексы. Часть из них сохраняется пожизненно (глотательный, кашлевой, чихательный), а часть постепенно и неодновременно угасает, являясь функциональной особенностью первых 3-х мес.жизни (несколько рефлексов сохраняются до 6 месяцев), например:

Поисковый- при поглаживании угла рта (не касаясь губ) происходит опускание рта и поворот головы в сторону раздражителя (если нижней губы, то открывается рот, опускается нижняя челюсть, наклоняется головка кпереди).

Хоботковый – при быстрых коротких ударах по губам,они вытягиваются в виде хоботка.

Сосательный – при помещении в рот ребёнка соски он начинает совершать активные, ритмичные сосательные движения.

Хватательный (рефлекс Робинсона) - если поместить указательные пальцы на ладони новорожденного и слегка надавить на них, ребёнок согнёт свои пальцы и захватит пальцы исследователя так плотно,что его таким образом можно поднять вверх.

Защитный – при выкладывании ребёнка на живот он поворачивает свою голову в сторону.

Опоры – при поддержке под мышки и фиксации головки (если ребёнка поставить на опору) он упирается на неё полной стопой и как бы стоит на полусогнутых ногах с выправленным туловищем и т.д.

КОЖА И ЕЁ ПРИДАТКИ

Кожа новорожденного имеет нежно- розовый цвет и бархатистый вид.РОГОВОЙ СЛОЙ- тонкий, эпидермис -сочный, рыхлый; базальная мембрана развита слабо; вследствие чего связь эпидермиса и дермы очень слабая. Кровеносные сосуды кожи широкие, образуют густую сеть, что и придаёт коже ребёнка розовый цвет. Подкожно-жировой слой –хорошо развит,особенно на щеках, голенях, бёдрах, плечах, и образует многочисленные естественные складки, требующие тщательного ухода. Потовые железы – к рождению сформированы, но протоки их развиты слабо и закрыты эпителиальными клетками, поэтому до 1 месяца потоотделения не наблюдается. Сальные железы- начинают функционировать внутриутробно;их секрет с клетками эпидермиса образуют «творожистую смазку», которая облегчает прохождение плода через родовые пути. ВОЛОСЫ – отличаются отсутствием в них сердцевины, поэтому они легкие « пушистые» (лануга). Кроме головки лануго может располагаться на плечиках и между лопатками. Через 4 – 8 недель они выпадают (« выкатываются») и заменяются более жёсткими, с сердцевиной.

ФУНКЦИИ КОЖИ:

1.Защитная – несовершенна, т.к. кожа тонкая, легко ранимая.

2.Выделительная – развита хорошо, т.к. имеется большая площадь поверхности кожи с обильной васкуляризацией. Однако выделение пота начинается только в 1 месяц.

3. Терморегуляторная – развита недостаточно, т.к. из – за обильного кровоснабжения и большой поверхности кожи ребёнок легко переохлаждается или перегревается.

4. Дыхательная – развита лучше, чем у взрослых. Если газообмен через кожу у взрослого человека составляет 2% от всего газообмена, то у новорожденных детей - 40%. Отсюда строгие требования по уходу за кожей и к одежде ребёнка.

5. Восстановительная (регенеративная) – развита лучше,чем у взрослых, за счет обильного кровоснабжения и высокого уровня обменных процессов.

6. Витаминообразующая – развита хорошо. Под воздействием солнечных лучей, в коже ребёнка образуется витамин Д,являющийся обязательным компонентом фосфорно- кальциевого обмена, который лежит в основе остеогенеза и ряда других процессов. Следовательно, пребывание на воздухе – обязательное условия развития и роста ребёнка.

ПУПОЧНАЯ РАНА - остаётся после отпадения пупочного остатка 3-4 суток. Заживает к 7 – 10–му дню жизни, эпителизируется к 3-4 неделям. Является – основными входными воротами инфекции и требует тщательного ухода.

УХОД ЗА КОЖЕЙ И СЛИЗИСТАМИ НОВОРОЖДЕННЫХ ВКЛЮЧАЕТ:

1.Ежедневный туалет6 пупочной ранки, складок кожи, лица, глаз

2. Ежедневную гигиеническую ванну.

3. Подмывание после каждой дефекации.

4. По мере необходимости: туалет носовых ходов, туалет наружных слуховых ходов, стрижка ногтей и волос.

5. Ежедневные прогулки на свежем воздухе.

6. Использование рациональной одежды из натуральных материалов.

КОСТНО- МЫШЕЧНАЯ СИСТЕМА

Костная ткань – имеет грубо волокнистую структуру, она бедна минеральными солями, богата водой, органическими веществами. Вследствие этого кости гибкие, они редко ломаются, но легко деформируются. Костная ткань имеет обильное кровоснабжение, необходимое для быстрого роста костей.

Швы черепа – широкие, закрыты не полностью. На месте стыков костей имеются роднички, закрытые соединительнотканной мембраной. Большой родничок находится между лобными и теменными костями черепа. Его размеры (расстояние между сторонами)-2Х2,5 см. К рождению у всех детей открыт. Малый родничок расположен между теменными и затылочной костями. У большинства малышей к рождению закрыт (85%). Открытым может быть у всех недоношенных и 15% доношенных детей. Боковые роднички образованы лобной, теменной и затылочной костями. У всех доношенных детей к рождению- закрыты. У глубоконедоношенных могут быть- открыты. По расположению швов и родничка определяют вид и позицию головного предлежания плода в родах. ФУНКЦИЯ РОДНИЧКА-способствовать приспособлению головки плода к размерам и форме родовых путей матери в интранатальном периоде родов путём конфигурации – захождения костей одна на другую. Это позволяет защитить мозг от травмы. В дальнейшем большой родничок необходим для роста и развития мозга ребёнка.

ПОЗВОНОЧНИК новорожденного в отличие от взрослого не имеет изгибов,т.к. они начинают формироваться по мере развития моторных навыков на 1-ом году жизни.

ЗУБЫ у новорожденных не видны, хотя имеются зачатки молочных и постоянных зубов. Для подсчета молочных зубов используется формула: х=п-4, где п- число месяцев ребёнка до 24 месяцев,т.к. к 2 годам молочный прикус (20 зубов) полностью сформирован.

Меры по предупреждению деформации костей у детей 1-го года жизни:

1.Рациональное грудное вскармливание.

2. Длительное пребывание на свежем воздухе.

3. Своевременное начало и регулярное проведение массажа и гимнастики.

4. Адекватные физические нагрузки (не заставлять ребёнка делать то, что он ещё не может).

5. Сон на твердом матрасе без подушки.

6. Смена положения ребёнка на руках и в кроватке.

7. Свободное пеленание.

8.Водные процедуры, плавание в ванночке.

МЫШЦЫ развиты слабо.До 3-4 мес.-характерен физиологический гипертонус мышц с преобладанием тонуса сгибателей. Поэтому распеленутый ребенок сгибает ручки и ножки во всех суставах.

ДЫХАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА - несовершенна.

Общая характеристика: на всем протяжении дыхательные пути узкие, выстланы рыхлой слизистой оболочкой,имеющей обильное кровоснабжение. Слизистые железы сформированы, но функция их снижена, поэтому защитной слизи вырабатывается мало и содержание в ней секреторных иммуноглобулинов А (ЭЙ) .Вследствие этих особенностей слизистая относительно сухая, плохо защищённая т.е. легко ранимая, а также склонна к развитию отека. Носовые ходы малых размеров, нижний носовой ход отсутствует из-за нависания носовых раковин. Это приводит к быстрому нарушению носового дыхания даже при незначительном воспалении. Придаточные пазухи развиты слабо или отсутствуют, поэтому синуситов у новорожденных практически не бывает. Пещеристая ткань в подслизистой оболочке развита слабо, вследствие чего у новорожденных носовые кровотечения не отмечаются.

ГЛОТКА узкая, но слуховая (евстахиевая) труба, соединяющая её со средним ухом, короткая и широкая, что способствует воспалению среднего уха (отит), когда секрет из глотки проникает в среднее ухо.

ГОРТАНЬ широкая, короткая, воронкообразной формы с отчётливым сужением в области подсвязочного пространств. Голосовые связки над гортанью короткие, голосовая щель между ними узкая. Эти особенности способствуют быстрому развитию стеноза гортани при ларингите, требующего оказания неотложной помощи.

ТРАХЕЯ узкая, хрящи,её образующие, мягкие, податливые, могут спадаться и вызывать так называемый врожденный стридор- грубое храпящее дыхание и экспираторную одышку (с затруднением выдоха).

БРОНХИ сформированы, хрящи мягкие, как и трахея, склонны к спаданию. Правый бронх, являясь как бы продолжением трахеи,занимает почти вертикальное положение.

©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27

Кожа новорожденного гладкая, бархатистая, эластичная, нежно-розового цвета. Роговой слой тонкий; эпидермис сочный, рыхлый.

Потовые железы - к рождению сформированы, но выводные протоки недоразвиты, закрыты эпителиальными клетками, поэтому до 1 месяца потоотделения не наблюдается.

Сальные железы - начинают функционировать внутриутробно; их секрет с клетками эпидермиса образует “творожистую смазку”, которая облегчает прохождение по родовым путям. На лице могут перерождаться в кисты, образуя бело-желтые образования - milia.

Волосы - отличаются отсутствием в них сердцевины, поэтому они легкие - “пушковые” (лануго). Располагаются на плечах, спинке, на голове новорожденного; разной длины и цвета и не определяют дальнейшую пышность волосяного покрова.

Подкожно-жировая клетчатка - начинает развиваться на 5-ом месяце внутриутробной жизни. У доношенного новорожденного жировой слой хорошо развит на щеках, бедрах, голенях, предплечьях и слабо - на животе.

Пупочная ранка - остается после отпадения пупочного остатка на 3-4-е сутки. Заживает к 7-10 дню жизни, эпителизируется к 3-4 неделям. Является основными входными воротами инфекции и требует тщательного ухода.

Костно-мышечная система.

Череп . Швы черепа широкие, закрыты не полностью. На месте стыка костей имеются роднички, прикрытые соединительно-тканной мембраной. Между лобными и теменными костями, в месте соединения венечного и стреловидного швов, имеется ромбовидный большой родничок . Его размер (расстояние между сторонами) от 3 до 1,5-2 см. К рождению у всех детей - открыт. Малый родничок расположен между теменной и затылочной костью, открыт у недоношенных детей и у 15% доношенных. Закрывается не позднее 4-8 недели после рождения. Стреловидный, венечный и затылочный швы открыты и начинают закрываться с 3-4 месячного возраста.

Функция родничка - способствовать приспособлению головки плода к размерам и форме родовых путей матери, путем конфигурации (захождением костей одна на другую), тем самым, защищая мозг ребенка от травмы.

Позвоночник новорожденного не имеет физиологических изгибов.

Мышцы До 3-4 месяцев характерен физиологический гипертонус мышц-сгибателей, поэтому возникает поза флексии (эмбриональная поза): голова слегка приведена к груди, руки согнуты в локтевых суставах и прижаты к боковой поверхности грудной клетки, кисти сжаты в кулачки, ноги согнуты в коленных и тазобедренных суставах.

Движения хаотичны, не скоординированы. По мере роста ребенка, крупные мышцы развиваются быстрее, чем мелкие.

Дыхательная система - несовершенна.

Носовые ходы узкие, нижний носовой ход отсутствует, что приводит к быстрому нарушению носового дыхания даже при незначительном воспалении. Дыхание через рот у новорожденного невозможно из-за того, что большой язык оттесняет надгортанник кзади.


Придаточные пазухи носа развиты слабо или отсутствуют, поэтому синуситов у новорожденных практически не бывает. Глотка узкая и мала. Лимфоглоточное кольцо развито слабо. Но слуховая (евстахиева) труба, соединяющая ее со средним ухом, короткая и широкая, что способствует частому развитию такого осложнения, как отит. Гортань широкая, короткая, воронкообразной формы с отчетливым сужением в области подсвязочного пространства. Голосовые связки над гортанью короткие, голосовая щель между ними узкая. Эти особенности способствуют быстрому развитию стеноза гортани при ларингите. Трахея узкая, хрящи мягкие, податливы, могут спадаться и вызывать, так называемый - “врожденный стридор” - грубое храпящее дыхание и экспираторную одышку. Бронхи сформированы, хрящи мягкие, склонны к спадению. Правых бронх - продолжение трахеи, короче и шире левого, поэтому инородные тела чаще попадают сюда. Легкие богаты рыхлой соединительной тканью, малоэластичны, маловоздушны, богаты кровеносными сосудами, поэтому склонны к развитию отека, ателектазу (спадению альвеол) и эмфиземе (перерастяжению альвеол).

Для новорожденного характерен диафрагмальный тип дыхания: поверхностное, частое, аритмичное. Частота дыхания 40-60 в минуту; соотношение частоты дыхания и пульса (ЧДД: ЧСС) = 1: 2,5-3-3,5.

Похожие публикации