Сценарий осеннего развлечения для средней группы «Прогулка в осенний лес. НОД «Путешествие в осенний лес» для детей младшей группы

Цели:

Продолжать знакомить детей с цветами (красный, желтый, зеленый), понятиями «большой-маленький», «один-много», «верх-низ».
Учить детей повторять слова и действия по образцу взрослого.
Формировать навыки работы с пластилином.
Развивать мелкую и общую моторику.
Развивать зрительное и слуховое восприятие, чувство ритма.

Оборудование:

Осенние листья большие и маленькие.
Вырезанные из картона листья желтого, красного и зеленого цветов и таких же цветов вазы (подносы, пакеты или т. п.), капельки голубого цвета.
Вырезанные из клеенки лужи.
Орехи, игрушка «белка», пластиковая бутылка с вырезанным «дуплом».
Пластилин желтого, красного и зеленого цветов, листы бумаги с нарисованным деревом.
Деревянные шпатели с прикрепленными к ним прищепками красного, желтого, зеленого цветов.
Вырезанные из клетки для яиц цветы и клумбы.
Листы бумаги с фоном «осень, стволы деревьев без кроны.
Металлофоны.
Аудиозаписи: «Вальс цветов» П. И. Чайковского, песня «Осень, осень наступила, листья осыпаются».

Ход занятия:

Приветствие «Здравствуй»

Здравствуйте ладошки – хлоп, хлоп, хлоп
Здравствуйте ножки – топ, топ, топ.
Здравствуйте щечки – плюх, плюх, плюх
Здравствуйте губки – чмок, чмок, чмок
Здравствуйте зубки – ам, ам, ам.
Здравствуй носик – бип, бип, бип.
Здравствуйте ребята – здравствуйте!

Ребята! Сегодня мы отправляемся в осенний лес. Полюбуемся красотой осени.

Пальчиковая гимнастика «Осенние листья»

Раз, два, три, четыре, пять,
Будем листья собирать.
(Сжимают и разжимают кулачки)

Листья берёзы,
(Загибают пальчики, начиная с большого)

Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберём,
Красивый осенний букет соберём.
(Вертят кистями рук с растопыренными пальцами)

Дидактическое упражнение «Большие и маленькие листочки»

Вот перед вами листочки. Они разные. Вот большой листок. А вот маленький листок. Покажите мне большой листок. Покажите маленький листок. Положите большой листок на стол. Положите маленький листок сверху на большой. А теперь положите маленький листок на стол и накройте его сверху большим листом. Спрятался маленький листок. Большой лист накрыл маленький так, что маленький лист не видно. Где маленький листок? Вот он, под большим листочком.

Физминутка «Деревья»

Ручки подняли и плавно помашем,
Ветер качает листву.
Вниз опустили, руки встряхнули,
Сбросив на землю листву.

Игра с прищепками «Ветер срывает листья с дерева»

Вот подул осенний ветер. Подуйте, как ветер. Сорвал ветер с деревьев все листочки. Снимайте прищепки с палочки.

Игра «Собери листочки и разложи их по цвету»

Вот сколько много у нас листочков разного цвета. Давайте соберем их и сложим в букет.
В эту вазу несите листочки вот такие. (Показ). Какого они цвета? Желтого. В желтую вазу соберем желтые листочки. Вот эта ваза какого цвета? Красного. В красную вазу будем собирать красные листочки. А вот эта ваза какого цвета? Зеленого. В зеленую вазу собирайте листочки зеленого цвета.

Динамическая пауза «Дует, дует ветер»

Дует, дует ветер, дует задувает.
(Протяжный выдох)

Желтые листочки с дерева срывает.
(Плавно опустить поднятые руки)

И летят листочки над лесной дорожкой.
(Махи руками)

Падают листочки прямо нам под ножки.
(Присесть)

Лепка барельефная «Листики осенние»

Посмотрите, как грустно деревьям без листиков. Давайте сделаем нашим нарисованным деревьям листики из пластилина. Отрывайте маленькие кусочки, прикладывайте к веточке и прижимайте сверху пальчиком.

Игра «Капелька и ладошка»

Дождик-дождик, понемножку,
Капай-капай на ладошку.
(Пальчики стучат по ладошке как капельки дождя)

Возьмите в руку капельку, поднимите ее вверх, медленно опустите вниз, прямо на ладошку другой руки.

Игра «Резиновые сапожки надеваем мы на ножки»

Делаем движения, как будто надеваем настоящие сапожки. Надели «сапожки» - оправляемся ходить по «лужам» (стараемся идти так, чтобы наступать только на «лужи», не наступать на пол).

Посади цветы на клумбу

Осень радует нас красивыми цветами. Давайте и мы с вами посадим цветы на клумбу. Возьмите цветочки (вырезанные из клетки для яиц) и посадите их - поставьте в ямки (секции от яичной клетки). А в серединку цветка опустите кусочек желтого пластилина и придавите его пальчиком. Вот какие красивые цветы выросли у вас на клумбе.

Слушание музыки

Дети слушают музыку («Вальс цветов» П. И. Чайковский), по желанию можно взять в руки цветы и подвигаться с ними.

Собери орешки для белочки

Посмотрите, кто это прыгает? Кто пришел к нам в гости? Это белка.

Скачет белочка по веткам.
Соберёт орешки деткам.
Все бельчата-сладкоежки
Обожают грызть орешки.

Давайте поможем белке собрать орехи. Вот у меня один орех. А сколько орехов у вас? Много орехов. Я возьму свой один орех и положу в дупло беличьего дерева. Вот так. А теперь вы складывайте орехи в дупло. У вас орехов много. Вот будет белка рада!

Музыкально-ритмическое упражнение «Осень, осень наступила»

Дети берут палочки и на металлофоне отбивают ритм под песенку.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №28 «Светлячок» Старшая группа.

Подготовила и провела: Бударагина Л.М.

Цель: Способствовать углублению представлений детей о лесе:

Задачи:

  • Выявить знания детей о растительном и животном мире леса;
  • Развивать умение устанавливать простейшие причинно-следственные связи, которые позволяют сосуществовать животным и растениям;
  • Дать детям конкретное представление об осенних изменениях в природе (похолодание, отмирание наземных частей растений, уменьшение светового дня, затяжные осадки, поведение животных осенью) ;
  • Воспитывать у детей интерес к жизни леса, понимание необходимости сохранения его целостности;
  • Закрепить знание детей о правилах поведения в лесу.

Материал к занятию:

Осенние листья, природный материал: шишки, пеньки, ветки деревьев; костюм Лесовика, Лешего; иллюстрации с изображением деревьев, леса, ёлочки, животных; картинки с напоминающими знаками у каждого ребенка.

Предварительная работа:

Беседы, игры, чтение произведений о природе, о лесе, наблюдение на прогулке, загадывание загадок, рассматривание иллюстраций в книгах, чтение стихов, художественной литературы.

Словарная работа: еловая ветка, дары леса, хвоинки, экстракт смолы, хвойный, мачтовый лес.

(Все персонажи – дети нашей группы)

Ход занятия

Дети подходят к воспитателю и становятся полукругом.

Если на деревьях, листья пожелтели.
Если в край далекий, птицы улетели.
Если небо хмурится, если дождик льется,
Это время года, как оно зовется?

Дети: Осень

Воспитатель: Да, правильно, и сегодня я предлагаю поговорить об осени.

Скажите, какая погода преобладает с её приходом?

Какое небо?

Как светит солнце?

Скажите, какие изменения произошли в природе?

(мало света, тепла, ветрено, дождливо)

Воспитатель: Да, погода изменилась, но сегодня она такая чудесная, солнечная. Так и хочется прогуляться по осеннему лесу, вспомнить стихи про осень, подышать лесным воздухом, и просто помечтать.

Воспитатель: Ну, что хотите в лес на экскурсию?

Дети: Хотим!

Воспитатель: Тогда собираемся в путь.

Воспитатель: Сегодня мы пойдем с вами по экологической тропе. По ней могут идти только те, кто любит и бережет природу. Эта тропа обозначена волшебными стрелочками. И первая остановка, послушайте загадку: Зимой и летом одним цветом.

Дети: ель.

Воспитатель: А почему про неё так говорят?

Дети: Она не сбрасывает иголки.

Воспитатель: Сосна и ель меняют свои иголки постепенно, каждая хвоинка живёт два года, а потом осыпается и вырастает новая.

Что растёт на сосне и на ели?

Дети: Шишки.

Игра: «С какого дерева шишка?»

Воспитатель: Ребята, кого кормит сосна и ель?

Дети: Зверей и птиц.

Воспитатель: А ещё люди считают сосну лечебным деревом. Сосна выделяет смолу, люди собирают её и делают лекарство. Особенно смола помогает при аллергии. (Рассматриваем экстракт смолы)

Воспитатель: Дети давайте остановимся, посмотрим вверх и послушаем, как ветер играет с кронами деревьев.

Воспитатель: Ребята, скажите как называется лес, где растут одни сосны?

Дети: Сосняк или «мачтовый» лес, т.к. из сосен раньше строили корабли, мачты.

Викторина:

Кто являются обитателями леса?

Дети:

Птицы: сова, филин, кукушка, дрозд, дятел, тетерев, глухарь, сорока, сыч.

Грибы: грузди, подосиновик, подберезовик, маслята, лисички, белый гриб, опята.

Звери: лиса, волк, медведь, заяц, олень, лось, белка, куница, кабан, ёжик.

Кто укладывается спать на всю зиму?

Кто меняет на зиму шубку?

Кто делает запасы на зиму?

Кто зимует под листвой, в коре деревьев?

(Дети отвечают на вопросы и находят картинки животных, которых называют) .

Рассказ воспитателя о подготовке зверей к зиме.

(Выходит старичок – лесовичок) .

Воспитатель: Ребята, смотрите старичок – лесовичок идет какой-то грустный. Давайте поздороваемся с ним.

Дети: Здравствуйте, старичок – лесовичок (не слышит) , второй раз дети здороваются с лесовичком.

Лесовичок: Здравствуйте (охает и садится на пенек) .

Воспитатель: Что случилось?

Лесовичок: Да вот здесь недавно гуляли Леший с Кикиморой, пели громко песни, кричали, громко включали музыку, бегали, намусорили, жгли костры и все оставили. Вот я еле потушил костер, и вот посмотрите, что они оставили после себя (мусор, бутылки, бумаги…) .

Воспитатель: Не горюй, лесовичок, мы с ребятами поможем твоему горю, и что-нибудь придумаем (правда, ребята? – спрашивает детей) . Ну, что пойдем искать Лешего с Кикиморой

Воспитатель: Здравствуйте Леший, он не слышит, дети опять здороваются с ним.

Вы, почему нарушаете покой леса?

Леший: Это что за малявки такие, чтобы мне делать замечание, это лес ничей, что хотим, то и делаем (смотрит по сторонам, ищет Кикимору) . Где же моя Кикимора, куда ушла!?

Воспитатель: Ты Леший не прав. Лес – это общий дом природы, он для всех, а мы в нем только гости.

Дети, давайте, поможем Лешему разобраться в своем поведении по отношению к лесу.

Какие правила поведения в лесу знаете?

Дети: В лесу нельзя:

  • громко говорить (кричать)
  • включать громко музыку
  • рвать с корнем цветы, грибы
  • ломать ветки деревьев
  • разжигать костры
  • разорять гнезда, муравейники
  • стрелять из рогатки в птиц
  • оставлять за собой мусор
  • разбивать стеклянную посуду
  • курить

Воспитатель: Ребята, давайте объясним Лешему, такую ситуацию:

1. Если загорелся лес по вине человека:

Дети: - погибнут звери; птицы и их птенцы

  • сгорят деревья
  • не будет чистого воздуха
  • не будет ягод, грибов, орехов
  • а если сгорят деревья, значит не будет бумаги, мебели…

2. Если разорить гнезда птиц, стрелять из рогатки в птиц, то тогда погибнут деревья, т.к. их будут точить червяки и вредные насекомые, а этих насекомых поедают птицы, чем больше птиц в лесу, тем он здоровее.

Воспитатель: Дети, давайте Лешему расскажем, что мы еще знаем об охране леса.

1. Если в лес пришел гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегать, прыгать и играть
Только, чур, не забывать

2. Что в лесу нельзя шуметь,
Даже очень громко петь,
Испугаются зверушки,
Убегут с лесной опушки.

Ветки с дуба не ломать –
Никогда не забывать
Мусор с травки убирать!
Зря цветы не надо рвать!

Из рогатки не стрелять!
Ты пришел не убивать!

3. Бабочки пускай летают,
Ну, кому они мешают,
Здесь не нужно их ловить,
Топать, хлопать, палкой бить.

4. Ты в лесу всего лишь гость
Здесь хозяин дуб и лось
Их покой побереги –
Ведь они нам не враги!

Воспитатель: Ну, что Леший, ты все понял?

Леший: Все я понял (убирает мусор в пакет) . Спасибо, вам ребята, за то, что научили меня любить и понимать природу. Жалко только Кикимора куда-то убежала, ей бы тоже не мешало бы послушать вас.

Воспитатель: Леший, если не будет леса, где же ты будешь жить, ты не подумал об этом? А на память ребята подарят тебе и Кикиморе напоминающие знаки, будете смотреть и вспоминать как надо себя вести в лесу! (дети дарят Лешему и Кикиморе знаки, которые висели у них на груди.)

Воспитатель: Ну, что ребята, а нам пора идти в детский сад, а то осенью дни становятся короче, и темнеть начинает рано.

Дети: Ты расти на радость людям
Мы дружить с тобою будем,
Добрый лес, могучий лес,
Полный сказок и чудес!

Дети: Мы растем, растем, растем!
Все о мире узнаем,
Не обидим мы букашек,
Гнезд не разорим у пташек,

Не сорвем прекрасный ландыш,
Муравейник сохраним,
Ручеек не замутим.

Воспитатель: А мы к тебе лес еще придем в гости в другое время года.

Воспитатель: Ну, что ребята, мы сегодня с вами побывали в осеннем лесу, повторили правила поведения в лесу, закрепили названия деревьев, птиц, зверей. Во время всей экскурсии все старались правильно отвечать на вопросы, слушать ответы своих друзей не перебивая друг друга, выполнять задания данные воспитателем.

Список используемой литературы.

  1. Артемова Л. В. «Окружающий мир в дидактических играх» . М., 1933 г.
  2. Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду» . М., 1991г.
  3. Виноградова Н.Ф. «Умственное воспитание детей в процессе ознакомления детей с природой» . М., 1978г.
  4. Коломина Н.В. «Воспитание основ экологической культуры в детском саду» . Москва «Творческий центр» - 2003г.
  5. Маневцова Л.М. «Мир природы и ребенок» . Санкт-Петербург «Акцидент» - 2004г.
  6. Молодова Л. «Игровые экологические занятия с детьми» . Мн., 1996г.
  7. Николаева С. Н. «Комплексные занятия по экологии» . Москва «Педагогическое общество России» - 2005г.
  8. Николаева С.Н. «Любовь к природе воспитываем с детства» . Москва «Мозаика-Синтез» - 2002г.
  9. Нуждина Т.Д. «Энциклопедия для малышей. Чудо - всюду» . Я., 1998г.
  10. Попова Т.И. «Мир вокруг нас» . Москва «Линка – Пресс» - 2002г.
  11. Селихова Л.Г. «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи» . Москва «Мозаика – Синтез»

Дети заходят в зал и становятся полукругом

Ведущая:
Желтый листик на ладони,
Был когда-то он зеленый,
К нам в окошко он влетел,
Почему он пожелтел?
У кого друзья не спросим,
Скажут – наступила…

Дети: Осень!

Ведущая: Осень очень красивая пора. Деревья одеваются в яркий праздничный наряд и стоят такие красочные и торжественные. Я, предлагаю отправиться на прогулку в осенний лес, хотите?

Надеюсь, на лесных полянках мы увидим много интересного. На чем же нам поехать, ведь лес далеко? Давайте сядем на поезд! (дети встают друг за другом и на топающем шаге обходят зал, дойдя до своих мест, — садятся)

Ведущая: На поезде ехали, до леса доехали. Стоп! Приехали!

(занавес открывается)

Ведущая: Вот мы и в осеннем лесу. Посмотрите, как красиво!

1. Осень по дорожкам к нам пришла опять.
В золотые платья стала наряжать
И березку стройную, и кусты,
А под каждым кустиком-грибы.

2. Зашумела листьями Тонкие осинки
Осень золотистая, В лужицы глядят…
Уж не греет солнышко, На ветвях дождинки
Улетают скворушки… Бусами висят.

Ведущая: Вот какие красивые листья рассыпал ветер по дорожкам.

Раздает детям и говорит:

Осенние листья летят и кружатся,
Дождем разноцветным на землю ложатся…
Листопад, листопад, листья по ветру летят…
А дети по лесу гуляли и листочки собирали.
Листочки все осенним днем красивые такие!
Покажем танец мы сейчас с листочками своими.

«Танец с листочками» (с концом музыки кладут листья на пол и уходят на места)

Ведущая: Осень очень красиво раскрасила листочки в разные цвета. А давайте мы с листьями поиграем.

Игра – аттракцион: «Собери листья» (3 ребенка собирают в корзину листья одного цвета)

Ведущая: Ой, ребята, дождик начинается! Давайте споем для него песню, чтобы он нас не намочил.

Песня: «Дождик» (ВОЗЛЕ СТУЛЬЧИКОВ)

Ведущая: Дождик кончился. Показалось солнышко, стало теплее. Давайте сядем на стульчики, отдохнем и послушаем осенние стихи.

1. Что за время года?

Хмурится погода,

Листья опадают,

Птицы улетают.

Туча солнышко закрыла,

Это осень наступила!

2. Стало вдруг светлее вдвое,
Двор, как в солнечных лучах.
Это платье золотое
У березы на плечах…
Утром мы во двор идем —
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят…

3. Пролетают паутинки
С паучками в серединке.
И высоко от земли
Пролетели журавли.
Все летят! Должно быть, это
Улетает наше лето.

4. Желтой краской кто-то
Выкрасил леса,
Стали отчего-то
Ниже небеса,
Ярче запылали
Кисточки рябин.
Все цветы увяли,
Лишь свежа полынь.
Я спросил у папы:
— Что случилось вдруг?
И ответил папа:
— Это осень, друг.

5. Осень. По утрам морозы.
В рощах желтый листопад.
Листья около березы
Золотым ковром лежат.
В лужах лед прозрачно-синий.
На листочках белый иней.

6. Осень. Обсыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят;
Лишь вдали красуются, там, на дне долин
Кисти ярко-красные вянущих рябин…

Ведущая: Ребята, посмотрите как много грибов на нашей лесной полянке, давайте посмотрим сценку « Как звери грибы собирали»

Сценка « Как звери грибы собирали»

Ведущая: Выросли грибочки в небольшом лесочке. А сами такие разные. Мимо мышка пробежала и грибочек увидала.

Мышка(ребенок ) Вот красивые грибочки! Соберу я их для дочки.

Ведущая: Что ты, мышка! Что ты, мышка!
Ты спроси у ребятишек.
Все ребята говорят

Дети: Грибы мышата не едят!

Ведущая: Мимо лисонька бежала
И грибочки увидала.

Лиса: Вот как много здесь грибков,
Соберу для своих сынков.

Ведущая : Ой, лисонька, не надо!
Не корми лиса лисят!
Все ребята говорят…

Дети: Грибы лисята не едят!

Ведущая: Мимо волк проходил
Чуть грибы не раздавил.

Волк: Ах, грибов как много здесь!
Я их всех хотел бы съесть!

Ведущая: Серый волк, не смеши
А у ребят спроси.
Все ребята говорят

Дети: Волки грибов не едят!

Ведущая: Ежик мимо пробегал
И грибочки увидал
Спросим наших мы ребят
Ежики грибы едят?

Дети: Да, едят!

Ежик: (собирает в корзинку) Отнесу свои грибочки деткам ежикам в кусточки.

Ведущая: Пойдемте и мы, ребята, побродим по лесу, пособираем грибы…

Собирают грибы в корзинку, отдают ее ежику и прощаются с ним.

Ведущая: Хорошая сказка у нас получилась. А сейчас давайте поиграем в игру «Мухомор» (На одного ребенка одевается шапочка мухомора)

Игра «Мухомор»

(Садятся. Входит Лесовичок)

Лесовичок : Ой, какой шум! Что случилось? Откуда здесь столько детей?

Ведущая : Мы пришли в осенний лес полюбоваться природой, отметить праздник золотой осени.

Лесовичок: А я — Лесовичок, слежу за порядком в лесу и не люблю, когда обижают зверей и птиц. А среди вас, ребята, нет таких детей? Я живу здесь давно, а все не могу налюбоваться этими красотами. А уж осень — мое самое любимое время года.

Ведущая: Что ты, Лесовичок, наши ребята берегут природу, не шумят в лесу, не ломают деревья и очень любят осень. Вот послушай, какую песенку они выучили к празднику.

Песня «Осень, осень наступила»

Лесовичок: Значит, вы и вправду любите лес и осень, раз такую песню выучили! А хотите я вас познакомлю с царицей Осенью? Где моя волшебная палочка? Осень, Осень! Тебя в гости просим !

Входит Осень Осень: Я Осень золотая, На праздник к вам пришла, И разные листочки Ребятам принесла! Слышала я, ребята, какие вы песни, про меня поете, стихи рассказываете. Мне очень понравилось. (Звучит шум дождя) Опять дождик за мной прибежал!!

Осень: По дорожкам, по тропинкам
С неба капают дождинки.
Да нас дождик не пугает:
Зонтик от дождя спасает!

Танец с зонтиками

Осень: А сейчас нам, детвора,

Поиграть уже пора!

игра

Лесовичок: Осень я знаю, что тебе весело в ребятами, но слышу я что в лесу кому то нужна помощь, пошли быстрее. Осень: Ребята, спасибо вам за отличный праздник! Но нам пора расставаться. Примите от меня подарки! (Дает корзину с фруктами) Лесовичок: До свиданья, ребята!

Ведущая: Ребята и нам пора из волшебного леса возвращаться в детский сад. Садитесь в поезд и — в путь! (уезжают в группу)

Наталья Вячеславовна Ручкина
Занятие «Осенний лес»

Непосредственная образовательная деятельность по познанию (познавательное развитие) в средней группе МДОУ «Звёздочка» детский сад№23.

Воспитатель – Ручкина Наталья Вячеславовна.

Тема : «Осенний лес » .

Закрепить и упорядочить накопленные детьми представления об осени . Развивать умение устанавливать взаимосвязи живой и неживой природы. Содействовать развитию сенсорного восприятия. Воспитывать любовь к родному краю.

Предварительная работа.

Сбор осенней коллекции , гербария. Чтение стихов об осени , рассматривание репродукций картин с лесным осенним пейзажем . Целевые прогулки, наблюдения в природе. Коллективная работа «Панно из засушенных листьев» . Изготовление поделок детей с родителями из даров Осени .

Материал.

Письмо, коллаж «Лес» , коробка с дарами осени , сетка с листьями, диск с видео «Лес» .

Ребята, отгадайте загадку. Про какое время года говорится в ней. «Кто без красок и без кисти разукрасила все листья?» (Осень ) .

Я сегодня прихожу в сад, а у нас в группе лежит письмо.

Вот конверт большой и жёлтый.

Как же нас, конверт, нашёл ты?

Как попал ты в нашу группу?

Разберёмся, ой постой

На конверте адрес наш ведь,

А обратный чей? - Лесной.

Открываю : «Пишет Волшебница Осень . Ждём вас в гости. Приходите в лес осенний ». Хотите?

А что же такое Осень ? Ответы детей : стало холодно, дует холодный ветер, идут дожди, солнце плохо греет. Какие еще изменения в природе произошли? – Листья пожелтели, опадают. Птицы улетают в тёплые края. Трава пожелтела. Как мы оденемся? Как позаботимся о своём здоровье? Чтобы уши не надуло – надеваем шапки. Чтобы горлышко не простыло – куртки, шарф. Чтобы ноги не намочить? – сапожки, ботинки.

А теперь давайте поупражняемся : Погода, когда часто идёт дождь, как называется? - Дождливая. Погода, когда часто дует ветер – ветреная. Когда пасмурно – пасмурная. Когда ясно – ясная. Погода осенью – осенняя .

Чтобы в осенний лес попасть , надо представить себе, что вы листочки.

Мы осенние листочки

Повернись, покружись

И в листочки превратись.

Мы на веточках сидели.

Ветер дунул, полетели.

Дети «летят» на стульчики – брёвнышко.

Листья осенью летят . Что же это? – Листопад. Вот мы и попали в осенний лес .

Эхо лесное, спросить я могу? Дети : Ау-ау-ау. Куда это листья лесные пропали? – Опали, опали, опали. Птички-певички, давно ли галдели. – Летели, летели, на юг улетели. Белки и зайцы, про вас мы не знаем. – Линяем, линяем, линяем. Так что же творится в лесу – спросим. – Осень , осень , осень . Подышим осенним воздухом .

Мы с вами собирали подарки Осени : листья, плоды, семена деревьев. Показываю коробку. Поиграем «С какого дерева листок?» - С берёзы – значит лист? – берёзовый. (Дуб, клён, рябина, семена ясеня, жёлудь) . Осень преподнесла нам щедрые подарки. Как здесь красиво! Показываю коллаж. Мы с вами украсили разноцветными листьями.

Зачем нужны опавшие листья деревьям? Ответы детей – Укрывают корни от холода. Воспитатель : как будто тёплые носки одели. Деревья сами сбрасывают листья. Если листья останутся, то зимой на ветках налипнут такие сугробы, что они сломают ветки.

Зачем нужны опавшие листья насекомым? Ответы детей – прячутся в листьях от холода, едят их. Помните, мы на участке видели, что улитки были завёрнуты в листья. Что делают бабочки, червячки, муравьи? Куда они прячутся? Ответы детей : Под кору, под корни деревьев, в муравейник, (закрывают ходы, выходы) . Что делают птицы? Улетают в тёплые края. Почему? Насекомые исчезли.

Физминутка. Зашумела листьями осень золотая .

Закружила в воздухе весело играя.

Вот листок берёзы, вот листок рябины,

Вот листочек ясеня, вот листочек яблони.

А кленовый листок нам под ноги сразу лёг.

Только ёлочки стоят, ронять иголки не хотят.

Ёлка сбрасывает все иголки? Стоит, скучает – показываю на коллаже. Подул ветер, полетели, закружились листья : клён подарил свой листок ёлке (дуб, рябина) Приклеиваю листья. Что особенного стало в этой ёлке? Ответы детей – нарядная, осенняя .

Ой, а кто это там пыхтит? Что делает ёжик? Ответы детей : роет норку, прячется под листьями. (Белка – собирает орехи, несёт в дупло. Заяц меняет шубку, грызёт кору. Медведь делает берлогу) Воспитатель : С помощью рыхлых листьев сохраняется воздух для дыхания, и падающий снег не уплотнится.

Воспитатель : Мы видим в лесу (показываю) грибы. Зачем они нужны животным? Ответы детей : ими питаются животные.

Ой, сколько листьев в лесу! Представьте, что листья из года в год падают, падают – сколько бы их набралось (показываю жестом) . Но после зимы листьев становится меньше. Куда же они деваются? Ответы детей. Воспитатель : Перегнивают. А чтобы узнать, что с ними бывает мы положим листья в капроновую сетку, уплотним. Когда пойдём гулять - эту сетку закопаем под клумбу и оставим на всю зиму. А когда снег растает, вытащим сетку и посмотрим, что произойдёт с нашими листьями (превращение) .

Нам пора возвращаться в детский сад.

Мы осенние листочки , разноцветные листочки

Повернись, покружись и в ребяток превратись.

Дети садятся.

Ребята, а я тоже ходила в лес за грибами, и сняла на видеокамеру осенний лес , записала на диск. Давайте посмотрим. Комментарии по просмотру.

Я хочу предложить вам сделать из засушенных листьев грибы и отправить Осени в подарок .

Вы сейчас немного отдохните.

Пояснительная записка

Цель образовательной деятельности: умение использовать полученные знания об осенних явлениях в игре.

Задачи образовательной области: «Познавательное развитие»

1. Продолжать формировать первичные представления о Земле как общем доме для людей, об особенностях ее природы, об объектах окружающего мира. О свойствах и отношениях объектов окружающего мира.
2. Продолжать развивать интерес детей, любознательность, воображение и творческую активность.
3. Продолжать воспитывать любовь к малой родине и Отчизне.

Задачи образовательной области: «Речевое развитие»

1. Продолжать формировать умение владеть речью, как средством общения и культуры.
2. Продолжать развивать грамматически правильную диалогическую и монологическую речь.
3. Продолжать развивать речевое творчество и звуковую интонационную культуру речи.
4. Продолжать воспитывать любовь к книжной культуре и детской литературе.

Задачи образовательной области: «Социально-коммуникативное развитие»

1. Продолжать формировать систему знаний, направленных на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе.
2. Продолжать формировать уважительное отношение и чувства принадлежности к сообществу детей и взрослых, к основам безопасного поведения в природе.
3. Продолжать развивать социальный и эмоциональный интеллект, эмоциональную отзывчивость, сопереживание.

Задачи образовательной области: «Художественно-эстетическое развитие»

1. Продолжать формировать эстетическое отношение к окружающему миру.
2.Продолжать развивать предпосылки ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного) мира природы.
3. Продолжать воспитывать любовь к музыке, художественной литературе, фольклору посредством мира природы.

Задачи образовательной области: «Физическое развитие»

1. Продолжать способствовать правильному формированию опорно-двигательной системы организма.
2. Продолжать развивать координацию движений, крупной и мелкой моторики обеих рук, а так же с правильным, не наносящим ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, повороты в обе стороны).
3. Продолжать развивать ценностность здорового образа жизни и овладение его элементарными нормами и правилами.

Актуальность

Катастрофическое ухудшение экологической обстановки стоит в ряду самых актуальных проблем современности. В наши дни мир находится на грани экологической катастрофы, под угрозой будущее всего поколения. Наблюдается высокая загрязненность воздуха, воды, почвы от промышленности, транспорта, энергетики, как в мире, так и в стране и в нашем городе.
Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период экологического воспитания. Ребенок познает мир с открытой душой и сердцем. Именно в этом возрасте накапливаются яркие образные эмоциональные впечатления, первые природоведческие представления, закладывается фундамент правильного отношения к окружающему миру и ценностной ориентации в нем. Как писал Луначарский «Маленького ребенка можно лепить, старшего приходится уже гнуть, взрослого ломать».
Любовь к природе сознательное, бережное и заинтересованное отношение к ней каждого человека должно воспитываться с раннего детства в семье и в детском саду.
Мы живем в Приморском крае и не можем похвастаться, что знаем его хорошо, потому что узнать и понять его невозможно. Исходя из этого, я решила начать работу с детьми по воспитанию экологического мировоззрения на основе изучения природы родного края, города.

Ценность

Использование информационных технологий в образовательном процессе позволяет обогащать и закреплять имеющиеся знания детей, совершенствовать умения. Содержание конспекта НОД включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастные и индивидуальных особенностей по основным направлениям. Предложенный НОД представлен в виде игры-путешествия, в сценарии есть логические связки, обеспечивающие качественное усвоение детьми программы.

Практическая значимость

Применяя на конкретном занятии информационные технологии, средства ИТК, интернет ресурсов позволило заинтересовать детей, расширить их кругозор, обогатить словарный запас, развить речь, заинтересовать дополнительной научно-популярной и художественной литературой.
Содержание компонентов непосредственной образовательной деятельности соответствует Федеральным государственным образовательным стандартам и включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие ребенка с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям.
В сценарии все взаимосвязано. Это обеспечило интерес, направленность детских мыслей и качественное усвоение детьми программы.

«Путешествие в осенний лес»

Сценарий интегрированной непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы (6-7 лет).

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришло много гостей. Давайте с ними поздороваемся и расскажем им о себе, какие мы.
Дети: Мы очень хорошие, послушные, пригожие. Мы всеми любимые. Мы мамой хранимые.
Из-за двери слышится шум ветра, влетает осенний листок с конвертом.
Воспитатель: Ой, ребята! Кто-то прислал нам письмо
Вот конверт,
Большой и желтый
Как же нас, конверт,
Нашел ты?
Как попал в наш детский сад?
Разберемся, но постой!
На конверте адрес наш
А обратный чей?
Лесной!
Вам ребята интересно,
Что же пишут нам из леса?
Пишут лисы,
Пишут лоси,
Пишут зайцы,
Ждем вас в гости!
Приходите в лес осенний,
Будем с вами мы дружить,
Поиграем и поскачем,
Веселей мы будем жить!
А еще мы очень просим рассказать нам,
Что такое Осень?
Воспитатель: Ну что, ребята, пойдем в гости к лесным жителям?
Дети: Пойдем.
Воспитатель: Тогда отправляемся в путь! Но сначала я вам загадаю загадку, отгадав ее, вы сразу поймете какое время года сейчас в лесу.
Плащ золотистый она надевает
Теплое лето она провожает
Птиц отправляет в дальние страны
Нам оставляет дожди и туманы.
Дети: Осень.
Воспитатель: В какой лес мы сейчас отправимся?
Дети: Осенний лес.
Ребенок:
За летом осени ансамбль
Исполнит танец свой
Сентябрь, Октябрь, потом Ноябрь
Засыпает сад листвой.
Воспитатель: Поможет нам попасть в осенний лес моя волшебная палочка. Она превратит вас в листочки. Волшебство начинается (звучит музыка И.П.Чайковского «Времена года» «Сентябрь», дети плавно кружатся).
Воспитатель: Ветер закружил вас в воздухе, поднял высоко в небо, и вы летите, летите, и медленно приземляетесь на пожелтевшую траву (дети садятся на ковер, на экране появляется картина леса с паутиной).
Ребенок:
Паутинки как тюль
Принакрыли кусты.
И тепло словно летом
Солнце землю ласкает.
Воспитатель:
Дети: Ранняя.
Воспитатель: Ребята, встанте и подойдите ко мне (на экране меняется картина, появляется лес с грибами).
Посмотрите, как красиво в лесу (поворот шеи вправо, влево)
Улыбнемся друг другу и лесным обитателям
Какое сейчас у вас настроение?
Давайте вдохнем аромат леса (вдох носом, пауза на счет1, 2,3, выдох)
Воспитатель: Ребята, что такое лес?
Дети: Дом для животных, птиц, насекомых.
Воспитатель: Кто самый главный обитатель леса?
Дети: Дерево.
Воспитатель: Почему оно главный обитатель?
Дети: Листья выделяют кислород, является домом для зверей и птиц.
Воспитатель: Посмотрите, как много грибов (хоровод «За грибами в лес пойдем»).
Воспитатель: Ребята, когда вы находили большие грибы, что вы делали?
Дети: Удивлялись (О-О-О)
Воспитатель: А когда находили сморчки, поганки?
Дети: Огорчались (Ах-ах-ах)
Воспитатель: Где вы находили грибы?
Дети: Под березой, под осиной, под елью, в траве.
Воспитатель: Какие грибы вы находили?
Дети: Подосиновики, подберезовики, маслята, опята, лисички.
Проводится игра «Где я расту?»
Воспитатель: Давайте вспомним, как правильно собирать грибы.
Дети:
Если знаешь нас, срезай, а не знаешь – оставляй.
Не срезай нас никогда, если в лес пришла беда.
Если рядом есть дорога, обойди нас и не трогай.
Воспитатель: Расскажите, что с вами случилось в лесу?
Дети:
Мы в лесу собирали грибы
Вдруг подул легкий осенний ветер (все у-у-у тихо, потом сильней и громче)
Заблудились мы в лесу, закричали (все ау громко, а затем тихо)
Осенние листочки нас услышали, с нами заговорили (все а-о-у-и)
И подсказали нам путь.
Ребенок:
В октябре желтеют листья
И богрянные леса
Листопад украсил землю
Ах, какая красота! (На экране появляется картина осеннего леса в сопровождении музыки И.П.Чайковского «Октябрь»)
Воспитатель: В какой период осени мы сейчас попали?
Дети: Середина осени.
Воспитатель: Покажите мне, на что похож листок?
Дети:
Березовый – на кулачок
Ивовый – на пальчик
Кленовый – на ладошку
Дубовый – на матрешку
Воспитатель: Если лист березовый, то он
Дети: С березы
Воспитатель: Если ивовый, то он
Дети: Сивы
Воспитатель: Если кленовый, то он
Дети: С клена
Воспитатель: Если дубовый, то он
Дети: С дуба
Ребенок:
Осень шлепает по лужам
В теплой куртке, сапогах.
Капюшон от ветра скроет
Зонт от дождика в руках
Воспитатель: Как называется одежда осенью?
Дети: Демисезонная.
Воспитатель: Как люди готовятся к зиме?
Дети: Заготавливают овощи и фрукты на зиму, меняют летнюю одежду на демисезонную.
Воспитатель: Как звери готовятся к зиме? (на экране появляются картинки с изображением насекомых и диких животных).
1 ребенок:
За осенью зима приходит
И к ней готовятся в лесу.
Там белки, мыши впрок запасы
Всю осень для семьи несут.
2 ребенок:
Линяют лисы, зайцы, белки,
Чтоб теплой стала шерсть к зиме
Барсук, медведь и еж колючий
Нагуливают жир в себе.
3 ребенок:
В кору и пни, коряги, щели
Забились мухи, комары.
Все насекомые заснули,
Оцепенели до зимы.
Воспитатель: Что происходит с птицами осенью?
Ребенок:
Потянулись птицы к югу-
Нечем стало им питаться.
До весны с родимым краем
Им придется расставаться.
Воспитатель: Кто первым улетает в теплые края?
Дети: Скворцы, ласточки, грачи, потому, что пропадают насекомые. Поэтому их называют насекомоядные (на экране появляются стаи грачей, ласточек, скворцов).
Воспитатель: Кто улетает в золотые осенние дни, и, как они летят?
Дети: Журавли, они летят клином (на экране появляется журавлиный клин).
Воспитатель: Кто улетает позже всех?
Дети: Гуси и утки, они улетают когда замерзнут реки и озера. Их называют водоплавающие. Летят они вереницей (на экране появляются картинки с изображением вереницы гусей и уток).
Воспитатель: Как одним словом называют всех этих птиц?
Дети: Перелетные.
Воспитатель: Не все птицы улетают на юг. Есть те, которые остаются с нами зимовать. Как называются эти птицы?
Дети: Оседлые.
Воспитатель: Каких оседлых птиц вы знаете?
Дети: Сорока, ворона, воробей, голубь, дятел (на экране появляются картинки с изображением этих птиц)
Воспитатель: С наступлением холодов к нам перекочевывают снегири, чечетки, клесты, свиристели (на экране появляются картинки с изображением птиц). Откуда они перекочевывают к нам и как они называются?
Дети: С севера и называются – качующие.
Звучит музыка П.И.Чайковского «Ноябрь», на экране появляется картина поздней осени.
Воспитатель: В какой период осени мы попали?
Дети: Поздняя осень.
1 ребенок:
Насекомые исчезли
И замерзли водоемы.
Осень поздняя настала
Холод принесла с собою.
2 ребенок:
В ноябре дождливо, сыро
Небо тучами покрыто.
Лужи, грязь, завяли травы
И тепло уже забыто.
Воспитатель: Все птицы приспособлены к самостоятельной добыче корма, но поздней осенью и зимой его мало, поэтому зимующим птицам надо помочь. Как мы можем помочь птицам?
Дети: Птиц подкармливают в кормушках (на экране высвечивается картинка кормушки с птицами).
Воспитатель:
Хлебных крошек не жалей,
Заслужил их воробей.
Ты приладь ему кормушку,
Кликнет он свою подружку.
И пойдет веселый стук –
Тук-тук-тук
Тук-тук-тук.
Воспитатель: Холодно стало в лесу. Давайте разожжем костер (дети имитируют сбор хвороста). Собирайте хворост, сухие листья. Но этого мало! Чтобы огонь вспыхнул, нужно передать друг другу доброту и тепло ваших сердец, горячие улыбки. Встаньте в круг. Соня передает тепло своего сердца, на ее лице загорается улыбка, и этой улыбкой она зажигает следующую улыбку и хорошее настроение. Она крепко пожимает руку своему соседу. Когда тепло снова коснется ее сердца и ее руки, костер вспыхнет ярким пламенем. Поднимите руки вверх и подойдем ближе друг к другу в тесный круг. (На экране появляется картинка горящего пламени.) Чувствуете, какое горячее пламя? Вы согрелись?
Дети: Да
Воспитатель: Вам понравилось в осеннем лесу?
Дети: Да
Воспитатель: Мне тоже понравилось. Грустно возвращаться назад, но мы еще обязательно вернемся сюда. Скорее улыбнитесь. Нам пора уходить их леса. Надо задуть костер, чтобы лес не сгорел. Встаньте с круг, возьмитесь за руки, подуйте сильно на пламя.(Дети дуют.) посмотрите, пламя не гаснет! Ведь это огонь ваших сердец и улыбок, а он никогда не погаснет. Протяните руки к огню и положите частичку тепла в сердце. Будем хранить его всегда. А теперь ребята, давайте частичку тепла вашего сердца подарим нашим гостям. (Дети прикладывают руки к своему сердцу, затем протягивают ладони к гостям и дуют на них.)

Похожие публикации