Почему ребенок кусается в 2 года комаровский. Как отучить ребенка кусаться? Работаем с "кусаками", рекомендации педиатра

Укусы, удары, щипки – примитивные способы общения, свойственные детям до 3-х лет.

Асоциальное поведение, которое проявляется в таких действиях, является сигналом о том, что ребенок не может выразить свои чувства.

Поэтому не стоит прибегать к серьезной коррекции поведения, но предпринимать действия относительно воспитания нужно обязательно.

Почему малыш до года начинает кусаться?

Детские психологи считают, что причины укусов детей в 1 год сильно отличаются от тех, которые побуждают малыша к таким действиям до года.

Это связано с формированием психоэмоционального характера крохи. В год малыш практически осознанно совершает действия данного характера.

Обратите внимание! Считается нормой, когда кроха до года кусается во время кормления.

Реакция малыша на ситуации может быть оправдана психологическим, физическим или эмоциональным состоянием, возрастом.

В основном первые попытки укусить сверстника или родителя проявляются в семимесячном возрасте. Такие действия больше напоминают механическое смыкание челюсти, нежели полноценный укус.

Почему кроха кусается до года:

Возрастные особенности Причины укусов
8 месяцев Проблема с укусами людей, себя связана с прорезыванием зубов и зудом десен.

Дискомфорт от набухших десен и зуда в процессе прорезывания зубов, заставляет кроху буквально все грызть и кусать.

Для частичного решения проблемы используют специальные игрушки-прорезыватели и мази, которые снимают болевые ощущения

9 месяцев В 9 месяцев проблема с прорезыванием зубов может только усугубиться, поэтому причины такого проявления, как укусы, полностью оправдана
10 месяцев Может остаться, как привычка, которая сформировалась в процессе проблем с ростом и прорезыванием зубов. Острой потребности в разминании десен уже нет
11 месяцев В этот период укусы носят игровой характер. Крохе интересна реакция других на действия.

После укуса малыш с любопытством вглядывается в лицо «жертвы». Уже стоит объяснять малышу, что данное действие недопустимо

Причины кусания ребенком сверстников в детском саду

Существует целая иерархия кусачего инстинкта у детей, зависящая от возрастных рамок. Считается нормальным, когда малыш кусается до года – объясняется прорезыванием зубов.

До двух лет кусачесть – попытка исследовать окружение. В дальнейшем действия крохи неоправданные и свидетельствуют о проблемах.

Дети продолжают кусаться в яслях. В возрасте до трех лет считается, что дети проявляют недовольство таким образом. Инцидент может произойти, когда кроха злится.

В детском саду дети с такими проблемами предоставляют массу дискомфорта окружающим, сверстникам, воспитателям и родителям.

Причины кусачести в садике:

  1. Проблемы в семье. Если малыш становится свидетелем постоянных ссор и криков, то такое психологическое отклонение – это минимальное нарушение.
  2. Зубная боль, аллергическая реакция на продукты питания.
  3. Нехватка внимания. Кроха кусается, чтобы выразить протест.
  4. Неумение проявлять эмоции. Родители не научили кроху правильно выражать свои эмоции относительно людей, событий.
  5. Множество запретов и понуканий для малыша – система, вынуждающая выплескивать активность способом причинения боли другому.
  6. Повышенная активность, в процессе которой, малыш не отдает отчета своим действиям и поступкам.
  7. Плохой пример, преподносимый старшими детьми, сверстниками.

Для каждого случая существует специально разработанная система решений. Каждая методика учитывает пол и возраст малыша: решение проблемы кусачести в 3 года и в 5 лет будет разным.

Способы самостоятельно отучить ребенка кусаться

Сначала стоит обратиться к специалисту и обязательно учесть советы психолога. Профессионал должен помочь выявить причину, дать совет относительно поведения родителей в данной ситуации.

Как отучить ребенка кусаться самостоятельно:

  • Чтобы ребенок не кусался, достаточно дать крохе больше личного пространства. Предоставить возможность решать проблемы самостоятельно. Поможет настроить контакт между родителем и чадом.
  • Если ребенок кусается постоянно, но не больно – сигнал, говорящий о нехватке внимания. Стоит проводить больше времени с малышом, параллельно проводить обучающие игры.
  • Когда кусается маленький ребенок, стоит обратить внимание на его здоровье. Проводить беседы, выражая чувства.
  • В 4 года причин может быть много, стоит решить проблему внедрением спокойных игр для концентрации внимания, снижения активности. Поощрять хорошее поведение.

Специалисты в работе с малышом более точно выявят проблему. Рекомендации помогут родителям при самостоятельном решении проблемы.

Внимание! Укусы малыша могут быть причиной нескольких воздействий одновременно. Методы решения можно объединять в систему.

Если ребенок достаточно взрослый, родителям можно провести доверительную беседу, без упреков, криков и недовольств. Это самый быстрый и эффективный метод выявления и решения проблемы.

Рекомендации доктора Комаровского, как отучить ребенка кусаться

Комаровский утверждает, что психология относительно кусачести маленьких детей простая. Педиатр успокаивает тем, что консультация психолога не обязательна.

Что делать, когда маленькие дети кусаются, чтобы решение не предоставляло дискомфорта для родителей и не пугало кроху.

Комаровский предлагает систему решения проблемы с укусами для любого возраста:

  • Для годовалого малыша достаточно проявить недовольство, выражаемое мимически или вербально.
  • Когда ребенок кусается в 2 года, то здесь помогут разговоры в доброжелательном тоне.
  • Для детей старше 3-х, подойдет индивидуальная беседа. Стоит пожалеть обиженного ребенка или человека в присутствии кусаки.

Эффективным способом решения проблемы с ребенком является игра. Игровые формы общения помогают быстрее достучаться к малышу.

Полезное видео

Психологи утверждают, что кусающийся ребенок – это нормально. Малыш таким способом познает мир, пробуя его на зуб. Оставляя синяки и ранки на мамином теле, кроха показывает свою любовь или плохое настроение. Нападая на сверстников, он пытается завоевать лидерство или защититься от хулиганов. Конечно, терпеть агрессивное поведение ребенка нельзя, но избавляться от вредной привычки нужно аккуратно, чтобы не травмировать детскую психику.

Плохой пример

В 1,5–2 года дети копируют поведение родителей. Папа ущипнул или укусил маму за плечо, а она только засмеялась в ответ? Малыш поймет, что действия отца – способ выражения любви, и обязательно сделает так, как взрослый. Только дети не умеют рассчитывать силу удара или укуса.

Если ребенок агрессивен со сверстниками или нападает на воспитателей в садике, психологи советуют присмотреться к его родителям. Вероятно, взрослые часто:

  • кричат друг на друга;
  • громко ругаются;
  • наказывают малыша за любую провинность.

В семьях с нездоровой атмосферой, где постоянно скандалят, а отец периодически поднимает руку на мать, вырастает агрессивные дети. Они не умеют контролировать собственные эмоции, даже положительные. Ребенок кусается, потому что не знает, как по-другому выразить симпатию или антипатию. Он берет пример с родителей, которые умеют кричать, драться и обижать друг друга.

Взрослые учатся разговаривать и не выяснять отношения при ребенке. Демонстрируют малышу, что чувства можно выражать словами, не прибегая к физической силе. Когда атмосфера в семье станет спокойной и дружелюбной, ребенок забудет о своей вредной привычке и перестанет кусаться.

  • не щекотать кроху;
  • отказаться от шлепков по попе и прочих физических наказаний;
  • не кричать на ребенка.

Некоторые мамы от избытка чувств любят нежно кусать кроху за носик или ягодицы. Так делать запрещено, чтобы не поощрять и не провоцировать ребенка. Шутливые укусы заменяют крепкими объятиями и поцелуями.

Объяснить и пожалеть

Малыш бегал по комнате, играл с мамой в мяч или машинки, а потом неожиданно впился зубами в ее руку или ногу? Возможно, он устал. Дети, которым 2–3 года, только учатся говорить о своих чувствах и физическом состоянии. Ребенку сложно подобрать слова, чтобы сообщить родителю, что у него закончилась энергия, поэтому он кусается.

Если малыш выглядит измотанным и уставшим, мама сначала объясняет, что нельзя делать другим больно, а затем предлагает порисовать мелками или красками. Творчество успокаивает и расслабляет ребенка, помогает отдохнуть. Ребенка можно занять:

  • аппликациями из цветной бумаги;
  • лепкой из глины или соленого теста;
  • кинетическим песком;
  • пластилином.

Малыш сосредотачивается на процессе и отвлекается. С помощью рисунков или фигурок юный творец выплескивает накопившиеся эмоции. Но важно не только переключить внимание ребенка, но и донести до него, что кусаться – плохо.

Мама делает несколько глубоких выдохов-вдохов, чтобы успокоиться, ведь первая реакция – накричать и отшлепать. Затем садится на корточки и обнимает ребенка. Смотрит в глаза и спокойным голосом говорит, что у малыша очень острые зубки, и когда он кусается, остаются синяки. Маме так больно, что она сейчас заплачет.

Желательно после этих слов положить ладонь на укушенное место и сделать грустное лицо. Ребенок обязательно захочет пожалеть любимую мамочку. Она предлагает помазать покрасневшую кожу прозрачным антисептиком, а сверху наклеить лейкопластырь. Затем малыш целует маму в щеку и обнимает, они мирятся и идут вместе рисовать.

Нужно, чтобы ребенок понял, что кусая кого-то, он делает человеку больно. Нежные и эмоциональные дети быстро усваивают урок и перестают проявлять агрессию.

Серьезные разговоры

Ребенок начал кусаться, когда пошел в садик? Он обижает только сверстников, а с воспитателями и мамой общается нормально? Детские группы – это мини-версия общества, где есть изгои и лидеры. Но если взрослые пытаются привлечь внимание поступками и внешним видом, то малыши руководствуются первобытными инстинктами. Кусая сверстников, ребенок старается продемонстрировать свою силу и завоевать уважение. Занять лидерские позиции, завести новых друзей.

Чувствительным деткам достаточно объяснить, что он обижает других малышей. Укушенного ребенка нужно пожалеть, подойти к нему вместе с обидчиком, чтобы он извинился перед своей жертвой. Загладить вину можно конфетой или яблочком. Угощения помогают детям наладить контакт и подружиться.

Если обычные разговоры не работают, взрослые изменяют тактику. Маленькому хулигану объясняют, что малыши, которых он укусил, не захотят дружить или играть с обидчиком. Они надуются и перестанут с ним разговаривать.

Детям 2–4 лет рассказывают поучительную сказку о кролике или котенке, который обижал и кусал друзей. Малышу было весело, но остальные зализывали раны и плакали. Однажды звери решили, что не хотят общаться с таким вредным и агрессивным хулиганом. Они ушли в другой детский садик, оставив котенка одного. Сначала он обрадовался, ведь мог забрать все игрушки себе, а потом загрустил. Без друзей было скучно. Котенок понял свою ошибку, извинился перед друзьями и пообещал больше не кусаться. Звери простили хулигана и вновь начали с ним играть.

Персонаж сказки должен быть похож на ребенка характером и внешностью. Мама предлагает малышу рассказать, почему зверек кусал остальных. А в конце сказки ребенка подталкивают к выводу, что обижать других – плохо. Если кусать сверстников, то никто не будет дружить с забиякой.

Когда ребенок озвучит свой вывод, мама предлагает придумать правильные и веселые способы, как стать лидером. Например, помогать воспитательнице и вместе с ней собирать игрушки. Делиться машинками и конфетами со сверстниками.

Ребенок после сказки продолжил обижать остальных детей? Можно сказать, что на коже других людей живут злые микробы. Когда малыш кого-то кусают, бактерии попадают в его животик. Они там размножаются, и ребенок может заболеть.

С агрессивными детьми, у которых тяжелый и сложный характер, должен работать психолог. Специалист подкорректирует поведение малыша. Подскажет родителям, как воспитывать маленького хулигана. Поможет ребенку адаптироваться и научит сдерживать агрессию.

Самозащита

Если тихий и послушный малыш превратился в забияку, родителям советуют сходить в садик и понаблюдать, как с ним общаются сверстники или педагоги. Возможно, ребенка обижают или унижают. Кричат, отбирают игрушки или даже бьют.

В такой ситуации укусы – лишь способ самозащиты. Нет, бросаться на маленьких хулиганов с кулаками или криками нельзя. Мама или папа не может перевоспитать чужих детей. Но родители способны научить своего малыша защищаться и отстаивать собственно мнение.

Ребенка нужно хвалить, чтобы повысить его самооценку. Затем мама рассказывает, что малыш не обязан отдавать кому-то игрушки, если не хочет делиться. Он должен твердо говорить «нет» и «нельзя». Взрослые показывают ребенку свою любовь и готовность выслушать, поддержать и помочь советом. Но попутно объясняют, что кусаться или драться не стоит.

Причиной детской агрессии стали воспитатели? Персонал грубит и применяет физическую силу к малышам? Есть два выхода: искать другое дошкольное учреждение или обращаться к руководству. Разговаривать с заведующей, требовать, чтобы грубых педагогов уволили или наказали. Если ничего не изменилось, лучше доверить воспитание малыша бабушке или перевестись в частный детский сад.

Скука и нехватка внимания

Ребенок кусает маму, когда она сидит за компьютером или занята собственными делами, а в остальное время ведет себя прилежно? Возможно, малышу не хватает общения с родителями, и он пытается привлечь внимание хотя бы таким способом.

Взрослым нужно больше играть с маленьким членом семьи, смотреть вместе мультфильмы или читать книги. Чаще обнимать его и показывать свою любовь.

Как правильно наказывать

Если ребенок вышел на улицу и начал обижать других детей, мама сразу уводит его домой. Отчитывать перед посторонними нельзя, чтобы не унижать малыша. Он должен понимать, что поступил плохо, поэтому наказан. Нельзя отступать от первоначального решения, даже если виновник устроит истерику посреди улицы, упадет на землю или будет кричать.

Дома мама объясняет, что хорошие мальчики или девочки, которые поступают плохо, заслуживают наказания. Ребенок не получит конфету или будет сидеть в квартире, пока не осознает, что кусаться нельзя.

Если малыш проявляет агрессию по отношению к родным, никто из членов семьи не должен поощрять его поведение. Нельзя умиляться или считать, что вредная привычка пройдет через год. Мама наказала ребенка, который укусил ее за ногу? Тогда папа или бабушка не имеет права давать расстроенному малышу конфету, включать мультики или обещать, что вечером они пойдут гулять на детскую площадку.

Взрослые не должны кусать ребенка или бить, запрещать обижать других людей. Иногда дети проявляют агрессию, чтобы позлить родителей или в качестве протеста.

Чтобы малыш избавился от вредной привычки, следует:

  1. Ввести в его рацион сушку, яблоки, морковку, сухарики и другие твердые продукты.
  2. Выделить ребенку отдельную комнату или часть помещения, чтобы у него было пространство для игр.
  3. Следить, чтобы малыш вовремя ложился спать и много двигался, избавляясь от лишней энергии.

Обычно маме достаточно несколько раз наказать маленького хулигана и провести профилактическую беседу, чтобы он перестал кусаться. С агрессивными и сложными детьми, которые не реагируют на замечания родителей, должен работать психолог.

Видео: ребенок кусает маму- как правильно себя вести

Дети до трех лет довольно часто проявляют несдержанность и так называемые аффективные реакции: кусаются, бьют, щипают, царапают, толкают сверстников. Стоит сказать, что агрессивное поведение в 1, 2 или 3 года является крайним вариантом нормы психического развития маленького человека.

Столкнувшись с проблемой нестандартного выхода детской агрессии, мамочки склонны впадать в панику и необоснованно искать в детском характере признаки нездоровья. Естественно, нужно побыстрее разобраться, почему ребенок кусается, и принять меры. Но с ходу вешать на него ярлык патологии - преждевременно.

В большинстве случаев достаточно проявить немного внимания к проблеме и аккуратно перестроить поведение малыша через диалог, игру или упражнения - в зависимости от возраста. В помощь испуганным мамам и папам разработаны надежные инструкции, как отучить ребенка кусаться на том или ином возрастном этапе.

Из этой статьи вы узнаете

Поведение на границе нормы

Психологи не устают повторять: «Каждый малыш уникален». Индивидуальный путь развития зависит и от стиля семейного воспитания, и от индивидуальных особенностей физиологии и психики. Даже самые внимательные и заботливые родители могут быть озадачены тем, как чадо выражает эмоции. А ведь именно эмоционально-волевые качества наиболее активно влияют на поведение в раннем и дошкольном возрасте.

Есть важная закономерность: чем старше становится малыш, тем более осознанными и «психологичными» становятся кусание, щипание и желание драться. Например, годовалый младенец не станет нарочно причинять боль, а вот двухлетний сорванец вполне вероятно усвоил, что это эффективный способ достичь желаемого это укусить или ущипнуть другого.

Обратите внимание на таблицу ниже. Здесь собрана наиболее важная информация о том, как и почему дети проявляют агрессию в разных возрастах. И как с ней справляться родителям и педагогам. (Внимание ! Таблицу можно проматывать вправо и влево).

Возраст детей Наиболее вероятные проявления негативных эмоций Физиологические причины Психологические причины Стратегии поведения взрослых:
Э - эффективная
Н - неэффективная
3-11 месяцев Капризы, плач, крик, ненаправленное кусание любых предметов поблизости, в том числе собственного тела Прорезывание зубов, болевые ощущения Недостаток внимания, тревога, ожидание кормления Э: Приобретать и применять гели для зубов и прорезыватели

Н: Наказание грудного ребенка, игнорирование

1 год Укусы, удары или плач во время игры Переутомление на уровне нервной системы, ослабление функции торможения в нервной системе Избыток информации, эмоциональная незрелость, малыш «заигрался» (эмоционально возбужден) и нуждается во внешнем воздействии, помощи взрослого для успокоения Э: Уже можно формировать альтруизм в характере младенца с помощью эмоционально окрашенного слова «А-ай!» или «Бо-ольно!» Тон голоса - твердый с некоторой претензией, пока без имитации обиды. Продолжение игры после паузы (торможения нервной системы)

Н: Полное резкое прекращение игры, наказание, игнорирование

2 года Укусы, удары, отбирание и разбрасывание игрушек или еды, капризы, истерики, «плохие слова», щипки, бросание песком и камнями и др. Внутренний дискомфорт, реакции на который ребенок переадресует во внешний мир в виде агрессивных проявлений

Задержка психоневрологического развития, приводящая к дисбалансу между требованиями взрослых и возможностями нервной системы

Намеренное отрицание правил (протест связан с ранним началом кризиса 3 лет), формирование лидерских качеств через авторитет силы, подражание семейному стилю воспитания Э: Продолжаем формировать альтруистичное поведение. Теперь можно имитировать плач и обиду или наделять эмоциями укушенную игрушку, «оживлять» ее и показывать, что значит «извиниться» и «пожалеть». Переключение внимания на ДО укуса.

Н: Запрет словом «нельзя», если оно не было ранее знакомо ребенку, физические наказания

3 года То же, что в 2 года, но может проявляться как в атаке, так и в защите Отставание в темпах психоневрологического развития, травмы мозга, головные или иные боли, о которых ребенок не может сообщить.
Неуравновешенность и слабость нервной системы
Кризис 3 лет.
Педагогическая запущенность. Страх.
Проблемы коммуникативной сферы.
Задержка речевого развития.
Несформированность волевого контроля эмоций
Э: Поиск путей выхода из кризиса, перестройка системы воспитания, установление доверительных отношений с детьми. Сказки. Коммуникативные игры. Диалог!

Н: Физические наказания, крик, долгие нотации, угрозы, лишения, необоснованные запреты

4 года Любые из приведенных ранее При нормальной развитой речи, отсутствии неврологических проблем и психопатологий причины - только психологические Кризис 3 лет.
Подражание взрослым!
Несформированность коммуникативных качеств. Недосоциализация, низкая адаптация.
Педагогическая запущенность
Э: Коррекционная сюжетно-ролевая игра для моделирования правильных отношений с окружающими

Н: Телесные наказания, ограничение основных потребностей, зеркальный ответ

Старше 4 лет Обратитесь к специалистам: психологу и неврологу - для установления причин проявления агрессии у ребенка. Родительская школа - также отличный способ преодолеть некоторые ошибки в воспитании

Кстати ! Намеренное разбрасывание вещей тоже может быть проявлением несформированности эмоционально-волевых процессов. Не дайте этому поведению превратиться в манипуляцию.

Методы отучения

В таблице выше приведены эффективные и неэффективные стратегии взрослых по отношению к кусающимся детям. Полезные коррекционные приемы разберем более подробно.

Приобретение зубных прорезывателей

Остановитесь на классической форме и материале - силиконовое кольцо с массажными элементами. Игрушка-жевалка не имеет права навязывать никаких стереотипов, например, имитировать пищу, образы живых существ или издаваемые ими звуки.

Ребеночек уже в этом возрасте должен строго различать, что можно грызть, а какие предметы под запретом. Обезболивающие гели, естественно, гипоаллергенны и одобрены врачом.

Ай! Больно!

Своевременная активация альтруизма (полтора года - оптимальный возраст) положительно повлияет на будущий характер маленького человека. Важно, чтобы слово «больно» не сопровождалось имитацией страха или разочарования.

В интонацию лучше вкладывать возмущение и удивление. Последующая временная приостановка игры необходима не для наказания, мол, «Ты плохой, я не хочу с тобой играть», а для снижения психического возбуждения, которое и привело к потере контроля. Иными словами, ребенок укусил не потому, что хотел это сделать, а просто не сумел сдержать эмоциональный всплеск.

«Пожалей! Смотри, он плачет»

Формирование сочувствия и эмпатии у детей - еще одна важная педагогическая задачка для мам и пап. Умение оценивать эмоциональное состояние собеседника или партнера по игре - определяющий навык в общении на следующем возрастном этапе - преддошкольном, когда малыш будет вынужден считаться с мнением группы, социальными правилами и семейными традициями.

Взывать к детскому сочувствию и раскаянию за нанесенную обиду лучше всего через театрализацию:

  • Мягкая игрушка может заплакать. Лучше всего временно перейти на перчаточные куклы. Их легче оживлять, они лучше воспринимаются детьми как живые. Для находчивого родителя не составит труда сымитировать звуки плача, всхлипывания и даже настоящие мокрые слезы!
  • Если агрессия направлена на взрослого, показать эмоции обиды и грусти еще проще. Отвернуться, потереть глаза, похныкать и посетовать на боль сможет даже самый брутальный папа. В ближайших играх закрепите материал с помощью карточек с масками-эмоциями. Уместно будет использовать конструкции «Покажи, как улыбается/грустит…»

Полезные сказки

Сказка с древних пор помогала старшему поколению в простой и доступной форме разъяснять детям сложные законы окружающего мира. Через сказку транслируется не только народная мудрость, но и семейные традиции. Поэтому, выбирая сказки для чтения, заранее подумайте, соответствует ли их содержание вашим представлениям о воспитании подрастающего поколения. Чему вы хотите научить детей?

Помимо народных сказок, существуют так называемые терапевтические. Читать их нужно, как и обычные, - среди дня или на ночь. С той лишь разницей, что после такой сказки у взрослого с детьми должна обязательно состояться беседа по рекомендованной автором сказки схеме.

Подбирать сказки нужно по общей идее: нормализовать общение. Например, читать известные истории о Золушке и Белоснежке, указывая при этом, что обе девушки добрые, ласковые, внимательные. Эталон девочки. Ребенку станет понятно, что достигать целей можно не физической силой, а терпеливым ожиданием, вежливыми просьбами и красотой. В итоге ведь обе девушки стали принцессами.

Для мальчиков в качестве эталонного героя можно выбрать храброго портняжку или Щелкунчика. Обязательное условие для чтения любой сказки - диалог с ребенком по ходу развития сюжета.

Литература:

З. Брокет, Г.Шрейбер. «Целительная сила сказок »;

Н. Радина. «Истории и сказки в психологической практике »;

А. Капская, Т.Мирончик. «Подарки фей. Развивающая сказкотерапия для детей »;

О. Хухлаева. «Терапевтические сказки в коррекционной работе с детьми ».

Для кусающегося малыша легче всего придумать историю о кусачей кошке.

Суть истории:

Кошка была очень красива, мила и очаровательна, пока кто-нибудь не протягивал к ней руку, чтобы погладить. Оказывается, бедняжку обидели злые мальчишки, и теперь она ссорится даже с теми; кто желает дружить с ней по-настоящему.

Вопросы ребенку:

Как ты думаешь, у кусачей кисы появятся друзья?

А почему?

А что кисе нужно сделать, чтобы обрести дружбу?

Сюжетно-ролевые игры

Игра - любимый и самый понятный детям способ наработки навыков. И в контексте темы мы говорим о навыках коммуникативных, социальных. Предложите кусающейся девочке поиграть в дочки-матери. Не будет же она кусать своего «младенца» за проступки или плач в коляске?

Юному кусаке поручите тренировку импровизированной армии бойцов из мягких игрушек или соседских мальчишек. Пусть подбирает нужные слова и действия, а покусы постепенно станут неэффективным средством достижения целей.

Пересмотр стиля воспитания

Дети во многом подражают своим родителям в выражении негативных эмоций. Детская психика непредсказуемо преломляет родительский опыт. И там, где мать в конфликтах кричит на отца, ребенок вполне может начать кусаться. Старайтесь, чтобы детвора не была свидетелем семейных ссор. И обязательно исключите из списка воспитательных мер деструктивные:

  • директивные указания в грубом тоне;
  • переход на крик;
  • угрозы «отдать в детдом», «вывезти в поле» и т.д.;
  • рукоприкладство: от подзатыльников до избиений.

Бить детей всерьез и постоянно не рекомендует ни один специалист от педагогики. Физическое наказание порождает не авторитет, а страх - плохой советчик. Но некоторые персоны, например известный доктор Комаровский, допускают небольшие шлепки по мягкому месту - как способ переключения внимания малыша.

Папе и маме важно обсудить стиль воспитания с бабушками и дедушками, чтобы дети не оказывались между деспотизмом отцов и попустительством дедов. Желательно, чтобы все члены семьи использовали единые правила и предъявляли к ребенку равные требования.

Дурной пример заразителен

Иногда родители выражают свою любовь друг к другу ласковыми покусываниями или «царапками». В отношениях взрослых людей такие нежности допустимы, но ребенок воспринимает их слишком буквально и потому неверно воспроизводит.

Если малышу больше 3 лет, объясните, что для выражения любви не нужно делать больно, а лучше пока лишите малыша возможности наблюдать «звериные» отношения родителей.

Вектор агрессии

Высокий уровень тревоги, причины которой должен выяснить специалист, толкает детей на необдуманные действия, аффекты. Дисбаланс энергии возникает из-за несовершенства психики. Чтобы перенаправить агрессию в позитивное русло, запишите забияку в секцию плавания, боевых искусств или творческую студию.

Перенаправление детской энергии - хороший совет для тех мам, которые замечают любые признаки тревожности у 3-4-летнего малыша: неспокойный сон, неконтролируемую физическую активность, снижение концентрации внимания, лень, апатию, колебания аппетита, частые истерики или беспричинные слезы.

Что нельзя делать родителям

В период отучения детей от дурных привычек родители успевают перепробовать массу приемов, в том числе запрещенных.

Секрет воспитания любого ребенка очень прост - действовать нужно последовательно и методично, не перескакивая с одной системы на другую. Выберите одну линию поведения и следуйте ей. Не всегда результат появляется сразу.

Есть дети, которым требуется несколько повторений одной ситуации, чтобы освоить некий опыт. Будьте терпеливы и настойчивы, но избегайте того, чего делать нельзя.

  • Наказание грудничка. Разумный родитель понимает, что ни одно действие новорожденного не совершается «нарочно», «назло», «из чувства мести». Младенец просто живет в соответствии с природными законами, а его тело реагирует так, как написано в генетической программе. Болезненные щипки или укусы - случайность и результат работы несовершенной нервной системы.
  • Резкое прекращение игры . В годик, полтора и даже два такой метод работает против самих родителей. Ребенку еще недостаточно понятна социальная причина «обиды» взрослых. Резкое отстранение мамы от игры и общения создает дополнительную напряженность. В психологии есть два взаимосвязанных понятия - депривация (ограничение) и фрустрация (острое переживание этого ограничения). Молодым мамам полезно знать о них.
  • Политика игнора . Нет в мире животных и человека наказания страшнее, чем игнорирование! Проявление безразличия к потребностям уже подросшего малыша действительно работает. Но в 2-3 года с этим приемом лучше не экспериментировать. Выход - детсад и участие в любой стабильной детской группе.
  • Пустое «нельзя» . Запрещающие слова «Стой!», «Нет!», «Нельзя!» знакомы деткам с раннего детства. Обычно эти слова напрямую связаны с обеспечением безопасности. При желании кусаться нарушение безопасности относительно и может быть не совсем понятно ребенку. Лучше использовать конструкцию примерно такого вида: «Не надо кусать (…имя), он может ударить тебя в ответ». Тогда предупреждение приобретает необходимый смысл. Но будьте готовы к тому, что чадо проверит, работает ли правило, и получит свой ответный удар.
  • Лишение развлечений . «Я заберу у тебя игрушку/планшет/новое платье, если ты будешь снова кусаться!». Как связаны некорректные эмоциональные реакции малыша с его социальными потребностями? Верно, косвенно! Но даже вы, взрослый человек, вряд ли способны нарисовать логическую цепочку. А уж девочке и вовсе не понятно, чем виновато платье. Еще хуже обстоит ситуация с теми детьми, которых за плохое поведение лишают жизненно необходимого: еды, питья, сна, движения, защиты и информации.
  • Телесные наказания . Речь идет не только о битье ремнем и увесистых подзатыльниках. Семьи практикуют такие приемы, как заклеивание рта скотчем, промывание мыльным раствором или горьким отваром. Даже шлепки по губам можно оспорить и отнести к разряду жестокости.

Секрет правильного наказания одновременно и прост, и очень сложен: наказывает не человек человека. Мама и папа должны всегда оставаться гарантом надежных тылов для малыша. Поэтому наказание - результат нарушения правил, и направлено оно не на ребенка, а на его поведение. Звучит действительно сложно, но в реализации этого принципа нет ничего невыполнимого.

Важно ! Наказав малыша, обязательно объяснитесь с ним. Дайте понять, что вы по-прежнему любите своего детеныша и очень расстроены тем, как он несдержан в поведении и подвергает опасности собственное здоровье или жизнь. Помните, что детей нужно обнимать несколько раз в день , даже если вы в ссоре. Уверенность в защите - базовая потребность человека.

Зеркальный ответ . Если вы не уверены в эффективности приема, лучше не отвечать детям в стиле «око за око». Здесь легко нарушить принцип наказания, озвученный в предыдущем пункте. Родитель не должен демонстрировать некорректное поведение. Лучше правильно проигнорируйте укус - элемент поведения, а не всю детскую личность!

Посмотрите видео, в котором детский психолог Марина Романенко очень подробно делится практическими советами по избавлению ребенка от этой дурной привычки.

Покусы в детском саду: как быть родителям

В условиях детского сада привычный домашний плач и капризы перестают работать, и избалованные персональным вниманием мальчики и девочки начинают кусаться, царапаться и бросаться игрушками.

Малыши также могут быть непривычны к шуму, нарушению личных границ, требованиям воспитателей. Ответная эмоция одна и та же - гнев, но в ее выражении происходит замещение более эффективными с точки зрения малыша действиями. И теперь ребенок не плачет, а начинает драться.

Ваш кусается сам

Если ваше чадо может сильно ущипнуть или укусить товарища и вы об этом знаете, заранее предупредите воспитателей. Обязательно предотвратите конфликт, объяснив, что уже работаете над проблемой, но нуждаетесь в педагогическом контроле в дневное время, когда вас нет рядом.

Если инцидент случился впервые и стал для вас неприятным сюрпризом, не спешите ругать конфликтера. Поговорите с ним и выясните, почему ребенок кусает товарища, какой предмет или событие стало поводом для выяснения отношений, было ли это нападение или защита от вторжения чужака в личное пространство. В остальном выбирайте воздействие в соответствии с приведенной выше таблицей.

Вашего кусают другие

Контролировать себя трудно, но необходимо. Старайтесь реагировать обдуманно и без спешки. Поговорите в первую очередь со своим ребенком. Проясните ситуацию, как и в предыдущем случае. Попросите малыша какое-то время не создавать провокаций. И не настраивайте ребенка против товарища!

С родителями обидчика по возможности не вступайте в конфликт - действуйте через воспитателей. Они более дипломатичны в решении таких вопросов. Полезной может быть и общая для двух семей консультация социального педагога или штатного психолога садика.

Важно ! Не совершайте частую родительскую ошибку, пытаясь тайно запугать обидчика. Это лишь усилит противостояние с его родителями, да и самому ребенку может навредить.

Если он щипается и дерется

Кусание, царапанье, драки, разрушения - все это звенья одной цепи. Дети не знают иного способа пережить стресс, кроме как выразить свои эмоции вовне. Другие механизмы еще просто не сформировались.

Множественные и систематические признаки агрессии у детей - не самый положительный симптом. Возможно, вашей семье пора обратиться к специалисту. Довольно распространены случаи, когда поведение здоровых детей диагностично для семейного психолога.

  • Предупреждайте агрессию. Агрессивное поведение - признак дисбаланса в семейной атмосфере. Возможно, недавно произошел переезд, стрессовая ситуация или смерть одного из родственников, рождение младшего или даже приобретение домашнего питомца. Для профилактики будущих проблем обсудите свои вопросы с консультантом. Научитесь контролировать вспышки гнева у детей.
  • Переключайте внимание. До того как агрессия вырвется наружу, переключите детское внимание на другую игрушку. Новый вид деятельности или интересное событие из внешнего мира. Гнев сам собой сойдет на нет, а нервная система получит опыт контроля собственного возбуждения. Эта рекомендация особенно важна тем родителям, которые столкнулись с холерическим темпераментом маленького бунтаря.
  • Удерживайте ребенка. Когда не знаете, как поступить, вместо физического наказания или нотации просто крепко обнимите ребенка и заболтайте его любыми вопросами. Это элемент холдинг-терапии, который используется психологами даже с неговорящими детьми. Замечание: иногда холдинг-прием провоцирует усиление приступа агрессии. В этом случае, увы, придется переждать и отпустить малыша лишь, когда он перестанет сопротивляться.
  • Предложите еду. Еще один простой способ объяснить несмышленышу, что его поведение неуместно, - предложить то, что действительно можно кусать и грызть. Например, для годовалого малыша, склонного к кусанию, держите в кармане фрукты: «Хочешь кусать меня? Нет. Мне не нравится. Кусай лучше яблоко!» В конце концов это превратится в забавную шутку.
  • Говорите об ощущениях. Вместо того чтобы кусать или щипать ребенка в ответ, поговорите с ним об ощущениях. Заметьте - не о чувствах! Продемонстрируйте, что такое боль. Обязательно предупредите, что делаете это в учебных целях: «Смотри, ты ущипнул меня. Я могу ущипнуть тебя в ответ. Вот, почувствуй сам». Ваши воздействия должны быть действительно неприятными, но не заставляющими малыша плакать!
  • Сочувствуйте пострадавшему . Это хорошо работает с 2-2,5 года. Обиженный получает внимание и защиту, обидчика никто не поддерживает. Но не переусердствуйте с сочувствием, чтобы ваше чадо не стало имитировать боль, желая добиться вашего внимания. Вы должны быть уверены, что даете своему ребенку достаточно ласки, тогда его излишняя ревность - это другая педагогическая проблема.
  • Поддерживайте, но не одобряйте . Детям свойственно ошибаться и нарушать запреты. Даже отругав за очередной укус, все же продолжайте быть ласковым родителем. Помните о том, что не одобряете вы лишь один элемент поведения, а не всю личность своего ребенка. Дайте ситуации время, не требуйте быстрого результата.

Посмотрите еще одно видео с полезными советами для родителей.

Повод для беспокойства: когда нужен врач

Если долгое время не удается справиться с раздражительностью и агрессивным поведением, лучше переступить через свою гордость и посетить кабинет невролога и психолога. Никто не заинтересован в том, чтобы ставить на ребенке клеймо девиантности (отклонений), но если все оставить как есть, вред возрастет. Обязательно проконсультируйтесь и получите рекомендации у невролога, если:

  • Есть задержка речи, которая мешает малышу достигать взаимопонимания с окружающими вербально.
  • В поведении сочетаются разные виды агрессивных проявлений: вербальные, мимические, физические.
  • Ребенок уже старше 4 лет и продолжает игнорировать запрет на покусы.
  • Драчун испытывает явное психоэмоциональное возбуждение или даже удовольствие, причиняя боль окружающим.
  • Приступы ярости не связаны с явными конфликтами за какие-либо ресурсы.
  • Проявляет агрессию по отношению к домашним животным.
  • Плохо спит и ест, не усваивает учебную информацию, отказывается от игр со взрослыми и сверстниками.

Картинка нарисовалась нерадостная. Не спешите приписывать своему малышу какие-то патологии. Хотеть кусаться и кусаться в процессе формирования поведения - это совершенно разные психологические структуры.

Отклоняющееся поведение, признаки которого не замечены до 4-5 лет, - огромная редкость благодаря внимательности членов семьи и ежегодному наблюдению невролога и психолога в поликлиниках. Скорее всего, ваш малыш просто формируется по своему индивидуальному сценарию. А ваша задача - поддерживать и направлять.

ВАЖНО ! *при копировании материалов статьи обязательно указывайте активную ссылку на перво

Ребенок бывает кусачим. Эта напасть рано или поздно может появиться в жизни каждой семьи. Приятного в этом конечно мало. Особенно если укушенным оказывается не кто-то из родственников малыша, а соседский ребенок или дети из детского сада. Причин в такой ситуации существует несколько. Но все они вполне решаемы. Главное, понять собственного отпрыска и запастись терпением, чтобы отучить его от подобного неприятного занятия.

Почему ребенок кусается?

Когда вы впервые сталкиваетесь с тем, что ваш малыш начал стискивать свои зубки на чьей-то плоти, оцените ту ситуацию, в которой это происходит. В зависимости от возраста ребенка причины могут разниться. А соответственно и методы борьбы с кусанием тоже должны быть разными. Разберем каждую из них отдельно:

  1. Если малышу 5-7 месяцев, главная причина в его укусах – дискомфорт вокруг рта или боль, связанная с прорезыванием зубов. Его главными жертвами в этом случае становятся ближайшие родственники. Часто мамы таких малышей жалуются, что ребенок кусает грудь. Что делать в этом случае? Вариантов несколько: купить специальные пластиковые насадки, которые не будут препятствовать кормлению и защитят грудь от укусов, мазать соски специальным средством для прорезывания зубов, которое облегчит малышу страдания. Но учитывая возраст ребенка иногда можно просто стерпеть, поскольку укусы, связанные с прорезыванием зубов практически неизбежны.
  2. 8-14 месяцев это время, когда ребенок кусается при сильном возбуждении. Эмоции переполняют малыша, и чтобы с ними справиться он вкладывает в укус всю силу. Избавиться от такой привычки можно с помощью отвлечения ребенка, твердого «нет» или с помощью других родственников «обидеться» и показать, что это больно и так делать нельзя.
  3. В возрасте 15-36 месяцев родители сталкиваются с проблемой, когда ребенок кусается в детском саду. Такое поведение вызвано желанием подчинить всех окружающих и контролировать их. Причем сам ребенок кусается и щипается только с посторонними. Родственников он почти не трогают. Отучить от укусов в таком возрасте можно только объяснив своему чаду, что такое поведение неприемлемо. В крайнем случае, нужно научить ребенка говорить словами, если его что-то не устраивает. Например, такими как: «Я сержусь», «Не хочу», «Я не доволен», и т.п.
  4. Если ребенок кусается и дерется после трех лет, это говорит о том, что он напуган или ощущает себя беспомощным. Например, если в драке двоих малышей один ощущает себя более слабым, то такой ребенок кусает других детей в целях самозащиты. Даже если укус стал провокацией со стороны другого малыша, вам необходимо показать свое дитя врачу. Вполне может быть, что у ребенка существуют проблемы с самоконтролем или самовыражением, которые могут нести неврологический характер.

Что делать если ребенок кусается?

Также стоит помнить, что иногда ребенок кусает маму или себя в состоянии агрессии. Она может быть вызвана тем, что ребенок не получил желаемое, не может контролировать поведение взрослых или находится в возбужденном состоянии. В возрасте после трех лет, на вопрос как отучить ребенка кусаться могут ответить лишь специалисты в области психологии и педагогики. Для детей младшего возраста укусы являются нормальным явлением. И избавиться от него можно несколькими способами:

Помните, что ребенок копирует ваше поведение и даже выражение лица. Обеспечьте ему благоприятные условия для гармоничного развития и окружайте его лаской и заботой. Тогда проблемы с укусами никогда вас не коснутся.

Маленький ребенок может начать кусаться в момент прорезывания первых зубов, во время кормления грудью и позже, после года, в ситуациях, когда он не может совладать с переполняющими его эмоциями. Как маме и папе правильно реагировать на такое поведение и как отучить любимое чадо кусаться?

Своими лайфхаками делятся мамы, участницы родительского сообщества Momshare в фейсбуке:

1) Крепко обнимать

Когда кусался, крепко обнимали и неистово целовали. Злился, но перестал.

2) Договориться

Как зубы появились, стала кусать, я вскрикивала и отбирала грудь. Дочка расстраивалась, плакала. К вечеру я сообразила, что она кусает, потому что ей кажется, что надо откусить, чтобы поесть, есть не получается, голодная, плачет, я от боли реву… Тогда обняла и сказала словами, что не надо кусать, чтобы поесть. Так и договорились. 7 месяцев было.

3) Найти альтернативный объект для кусания

Дочка начала кусаться примерно в полтора года. Сама первая не начинала, но если у нее забирали что-то, она кусалась. У меня было два лайфхака.

Во-первых, если она сильно кого-то кусала, то я потом вместе с ней дарила этому малышу игрушку и просила прощения. Специально покупала (мы были в доме отдыха, и дети были все вместе) и шла дарить, объясняя, что вот ты покусала Машу, и теперь я иду извиняться и подарю ей в утешение игрушку. Это было обидно, игрушку такую дочке очень хотелось.

И второе: купила ей резиновую игрушку, сказала, что это собака-кусака, и если она хочет укусить, то может кусать эту игрушку сколько угодно. Примерно за месяц отучила.

Комментирует Ирина Чеснова , семейный психолог, автор книг для детей и родителей:

Как отучить ребенка кусаться? Начнем с причин, которые напрямую связаны с возрастом малыша.

Груднички (начиная с 5-6 месяцев) прикусывают взрослым щеки или руки чаще всего из-за неприятных ощущений во рту - у них набухают и чешутся десны, режутся зубки. Здесь все просто: спасают прорезыватели и гели с анестезирующим эффектом (посоветуйтесь с педиатром!).

Также малыш может начать кусаться при кормлении грудью. Подобное поведение есть не что иное, как самое начало отделения «я» ребенка от «я» мамы. Ваша реакция: вы не терпите боль, забираете на несколько секунд грудь и, глядя малышу в глаза, говорите: «Нельзя так делать, маме больно!». Повторяйте каждый раз, когда ребенок снова прикусывает грудь. Это будет для него одним из первых уроков ясных причинно-следственных связей (укусил - мама забрала грудь) и бережного отношения к себе и другим людям.

После года наступает новый период развития ребенка, когда понять этот мир можно, только потрогав его и изучив всеми органами чувств. Отсюда эта страсть везде залезть, до всего дотянуться, надкусить, обслюнявить, постучать, оставить свой след на обоях (я есть! я существую!). Начиная с этого возраста, малыши обычно кусаются тогда, когда их переполняют чувства - злость, обида, протест, разочарование, бессилие. Им нужно как можно быстрее донести «обидчику» их огромное возмущение, а как это сделать, когда у тебя словарный запас мизерный и навыков общения почти никаких? Поэтому толкнуть, стукнуть, потянуть за волосы и укусить для них - обычное дело, так они выражают эмоции.

Что делать?

1. В первую очередь, понять, в каких случаях малыш начинает кусаться, это поможет предвидеть ситуации, когда в ход идут зубы, и по возможности предотвращать их - банально физически останавливать ребенка, прикладывая ладонь к его рту.

2. Если все же малыш оказался быстрее и укусил: не кричать, не ругать, не стыдить и тем более не кусать в ответ - так вы покажете, что подобное поведение допустимо. А ваша задача - научить ребенка желательным формам поведения.

3. Опуститесь на один уровень с малышом и, глядя ему прямо в глаза, скажите: «Нельзя кусаться, это очень больно, а делать больно никому нельзя». Не ждите, что вас у слышат с первого раза (не услышат!), будьте готовы говорить то же самое и 10, и 100, и 1000 раз. Ваша реакция должна быть твердой и неизменной: вы не дадите малышу делать то, что нельзя, и причинять боль - ни другим людям, ни себе. Пока ребенок не перестал кусаться, ваша задача как близкого, любящего взрослого - всегда быть готовым его физически остановить, предотвратить укус (все так же прикладывая свою ладонь к его рту и говоря о недопустимости укусов).

4. Очень важно постепенно учить ребенка разделять реакции эмоциональные и реакции поведенческие. Смотрите: если у малыша отняли игрушку в песочнице, он имеет право возмутиться, имеет право быть недовольным, но бить по лбу лопаткой «обидчика» или кусать его - такого права у него нет. Будет очень правильно, если вы позволите своему птенчику чувствовать то, что у него на душе, и при этом будете объяснять, что с ним происходит («ты злишься», «тебе грустно/больно/страшно»), озвучивать его состояние («конечно, обидно, когда отбирают игрушку») и учить выражать свои переживания словами, находя при этом конструктивный выход из сложившейся ситуации («давай попросим ее обратно»). Будучи названными, чувства и переживания становятся понятными, управляемыми и не такими пугающими. Ребенок начинает лучше понимать себя и тех, кто рядом. А через мамино содействие и подсказки («давай попросим ее обратно») оттачиваются его социальные навыки и расширяется поведенческий репертуар, что тоже только на пользу.

5. Для того же - озвучивания чувств и расширения поведенческого репертуара - полезно играть в сюжетные игры (это делается вне конфликтной ситуации, уже дома, когда все спокойны и в хорошем настроении). Возьмите куклы-перчатки или любые другие игрушки и разыграйте сценки из жизни ребенка: поиграйте за того, кому чего-то не досталось, или кого обидели. Интересно также дать малышу «роль» пострадавшего от драчуна или кусаки. Так он сможет лучше прочувствовать внутренний мир того, на кого нападают, что будет еще одним шагом в развитии у него одного из важнейших человеческих качеств - эмпатии.

Обложка : Tobico Kim

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Похожие публикации