Зона ближайшего развития характеризуется тем тест. Как формируются умения и навыки? Приемы и позиции обучения

Любой родитель ставит задачу чему-то научить своего ребёнка. Давайте представим себе, что мы не опытные папа и мама, а только начинаем познавать, к каким выводам пришла педагогика за последние две тысячи лет. Говоря об обучении или развитии ребёнка, нужно отметить, что у этого занятия есть свои законы. Один из таких законов сформулирован в начале прошлого века гениальным психологом Л. С. Выготским.

Суть этого закона заключается в том, что нельзя научить ребёнка, просто показав ему какое-то действие и предложив этим заниматься. Это касается любой активности. Нельзя по-настоящему научить ребёнка ни просьбой, ни приказами. Можно научить его, только какое-то время выполняя нужное задание вместе с ребёнком.

То есть нельзя сказать: «Иди побегай!» – и ждать, что ребёнку понравится бегать. Нельзя сказать: «Убери кукол и солдатиков и вытри, пожалуйста, пыль», – оставить ребёнка в комнате и ждать, что так он научится убираться.

До определённого возраста такие родительские приказы вообще не работают, но и в любом другом возрасте родительские советы и приказы работают или недостаточно, или плохо. Обучающего момента в таких родительских «рекомендациях» нет, только создаётся неприятие, отвращение и вырабатываются различные комплексы. Чтобы ребёнок полюбил бег, необходимо определённое время бегать вместе с ним. Если ты хочешь, чтобы ребёнок полюбил чтение, ты должен вместе с ним читать, если ты хочешь, чтобы он полюбил игру в теннис – ты должен играть с ним в теннис.

Если обучение не отработано на совместной деятельности взрослого и ребёнка – эффективность такой учёбы низкая! Это закон, а законы очень трудно обмануть. «Завтра» ребёнок охотно будет сам делать только то, что сегодня делал с мамой или с папой.

По этому закону рысь учит своего рысёнка охоте, а горный козел передвижению по скалам (я не буду перечислять всех остальных зверей, упоминающихся в книгах Брэма «Жизнь животных»).

Джеральд Даррел пишет об обезьянках, которых по каким-то причинам не воспитывала мама – трагедия! Брошенные обезьянки не могут в дальнейшем воспитывать своих детей. Но животные не читали Выготского, они учат своих детёнышей инстинктивно, а мы о существовании этого закона должны услышать и, услышав, заново учиться контакту со своими детьми.

Пока мы ничего об этом не знали, мы обучали ребёнка по системе «как получится» (или инстинктивно). Но вот я лично услышал об этом законе несколько лет назад, и теперь вынужден с ним считаться. Ещё можно сказать: «Я не верю в этот закон», – это тоже один из выходов! Но от того, что вы скажете: «Я не верю в закон гравитации», – закон гравитации не перестает действовать.

Л. С. Выготский ввёл термин «Зона ближайшего развития ребёнка». Зоной ближайшего развития является та деятельность, которую ребёнок производит совместно с родителями.

Представьте себе два концентрических круга. Внутренний – поменьше – это собственная активность ребёнка, наружный – побольше – то, что вы делаете вместе с ним. Наша задача – постепенно расширять внутренний круг, который разрастается только за счёт большого, другими словами, только на территории большого. Так и только так можно научить. Более того, оказывается, у этой совместной с ребёнком деятельности сразу НЕСКОЛЬКО результатов!

Знания или умения, которые ребёнок может освоить, – это первый и самый очевидный результат. Еще раз повторяем, что результат этот (при совместной активности вместе с родителями) НЕСОПОСТАВИМО ВЫШЕ, чем при любом другом варианте.

Но это лишь частный эффект, касающийся занятия сегодняшнего дня, а есть еще три ПОЖИЗНЕННЫХ эффекта:

  1. Меняется общая способность ребёнка УЧИТЬСЯ (то есть, мы учим его учить себя ).
  2. Удовлетворение или разочарованность, появившиеся у ребёнка ПОСЛЕ ВАШИХ СОВМЕСТНЫХ ЗАНЯТИЙ, а также уверенность в своих силах или неуверенность в них обязательно ОСТАВЯТ РЕАЛЬНЫЙ СЛЕД НА ВСЮ ОСТАВШУЮСЯ ЖИЗНЬ. И вот об этом результате нужно помнить на каждом совместном занятии, на каждой тренировке.
  3. Оформляются пожизненные взаимоотношения, которые или пополняют копилку взаимных обид, или станут кирпичиками в здании вашей дружбы.

Эти три эффекта совместных занятий менее заметны, нежели первый и очевидный результат, но в целом они значительно более важны! Давайте покопаемся в своей памяти и вспомним об опыте собственных отношений со своими родителями. Вот я сразу вспоминаю, как в ленинградском колодце я часами пилил и рубил с отцом дрова, и это не только осталось моим любимым занятием на следующие сто лет, но я смог передать его по наследству!

NOTA BENE!!! Дайте ребёнку самостоятельно сделать ту часть работы, которую он в состоянии сделать сам. Нужно не критиковать, а принимать и уважать его действия. ЕГО ЛЕПТУ! Это очень важно для формирования взаимного доверия. И вы можете (и должны) подхватить и делать вместе дальше только ту часть задания, которой ребёнок еще не овладел. Делайте это обязательно весело и тепло, не стесняйтесь при этом обнимать, гладить своего ребёнка: и результаты будут выше, и это доброжелательное прикосновение не забудется никогда. Не ругайте, не говорите «отвратительно», «плохо», а говорите «вот здесь надо чуть подправить». НЕ ТОРОПИТЕСЬ! Не нужно перепрыгивать через этапы совместной деятельности. Какие этапы? Подумайте и выработайте их сами. Слишком быстро – плохо, но и медленно – тоже плохо. Попробуем увидеть это на примере детского катания на «велике».

Вы бежите за ребёнком и держите его руль и седло. Постепенно перестаете держать руль. Потом отпускаете и седло. И какое-то время продолжаете просто бежать рядом. Но если вы слишком долго будете бежать рядом, то это останется как пожизненный след (неуверенности в себе). Слишком рано выпускаете его одного – тоже плохо! Вы переложили родительскую часть обучения на ребёнка, вероятность падения выросла, и вместе с этим вероятно появление отвращения к данному занятию. Пример с велосипедом каждому из нас знаком и ясен, но его можно перенести на любые занятия с детьми. Слишком долгое участие родителя в учёбе не менее вредно, чем слишком короткое: самостоятельности подрубаются крылья, и летать «она» уже не сможет. Маленький круг должен постепенно, но непрерывно, перерасти в большой. Вы должны выработать свой темп этого перерастания, и важно не форсировать его. Если вы хотите, чтобы ребёнок полюбил чтение, вы должны каждый день читать с ним вместе, увеличивая его часть, удлинять порцию «захватывающего» ребёнка чтения. Иначе полюбить чтение нельзя. Редчайшие исключения только подтверждают правило. Сейчас из 100 выпускников школы любят читать человека три с половиной, поэтому на исключения можно махнуть рукой. Конечно, бывают разные возрастные периоды: например, бывают периоды, когда лучше делать вместе, но не говорить, а просто показывать, но это лишь частности, которые требуют специального обсуждения.

Зона ближайшего развития (ЗБР) – это главная жизненная страховка ребёнка, гарантия того, что он будет успешно развиваться.

Что является для меня самым важным из всего сказанного выше? Помнить, что должно быть безостановочное перерастание малого круга в большой. Я вот сейчас понял, какие ошибки сделал за последние два месяца, контактируя с 14-тилетним сыном. У него был период в сентябре, когда он решил научиться себе готовить. Сейчас я понимаю, что сделал кучу педагогических ошибок, и интерес был потерян. Поддерживать интерес – вот самое тонкое педагогическое умение, которому нам всем следует учиться. Нельзя заглушать интерес учиться! Очень важно, чтобы отцы услышали о ЗБР! Но не нужно сразу же хватать ребёнка за руку и выстраивать два концентрических круга: присмотритесь к тому, чем ребёнок сегодня занимается, научитесь уважать то, чему он уже научился.

Или я слышу материнский вопрос: «Что мне, как маме, дает это знание о ЗБР (концентрических кругах)?» Это хороший оправданный вопрос. Ведь дело не в готовых рецептах! ЗБР – это направление ваших занятий на ближайшие годы. Это сигнальная лампочка, она должна висеть над головой еще очень много лет, и на неё хоть изредка надо поглядывать.

Отдельно я хочу остановиться на том, как учить вещам, которые ты сам не умеешь или не любишь. Можно ли учить таким вещам? Скорее всего, да. Вы совсем не обязаны всё любить. Но на время занятий вам придется перестроиться. Не надо говорить, что «я ненавижу убираться» и «не люблю вставлять одеяло в пододеяльник». Это сразу сильная подножка цели, которой мы добиваемся. А что делать, когда ребёнок начинает тебя обгонять? Поменяйтесь местами, пусть он вас учит, но будьте хорошим учеником.

Из письма: «Мой мальчик поступил в шахматную школу в Чертаново. Я не играла в шахматы уже 23 года (фактически, я никогда не играла), что мне делать? Учиться играть вместе с ним?» Да!
Снаряд ускоряется в пушке, и пока он не разогнался, он должен быть в стволе. Родитель – это пушка, ребёнок – снаряд. Пока снаряд не разогнался, он должен лететь в стволе. Это касается и шахмат, и музыки, и иностраных языков, и изготовления пирожков с капустой.

Не стоит рассчитывать, что всему, что не удалось в семье, ребёнка научат в детском саду и в школе. В школах, по закону Выготского, работает 15 процентов класса. Остальные слышат только: « Иванов, не вертись…». Эффект обучения низкий.

Конечно, важнее не учить чему-то искусственно, а вместе жить, включать ребенка в свои занятия. Стоит только понять, что совместные занятия необходимы, как сразу придумывается много общих дел и игр. Не забывайте, что ведущей деятельностью ребёнка до 6-7 лет является игра. В игре ребёнок осваивает новые навыки, учится общению и взаимодействию. Игра и полноценное творческое общение со взрослыми – это два главных двигателя детского развития!

Лев Семенович Выготский спустя 40 лет после своей смерти много шума наделал в Америке и странах Западной Европы. В 1970-е его работы о развитии детей сделали Выготского настоящей иконой зарубежной психологии. Некоторые специалисты всерьез говорят о «культе» Выготского на Западе.

Его идеи лежат в основе советской психологии, которая стремительно потеряла популярность с открытием железного занавеса: «запрещенные» теории стали доступны для изучения и профессионалы с жаром принялись их осваивать: гуманистическая и когнитивная психология, арт- и семейная терапия, нейро-лингвистическое программирование и психоанализ - всему находилось применение.

Сам Выготский, между прочим, при жизни состоял в Российском психоаналитическом обществе (почти до самого его закрытия в 1930 году), а его ближайший коллега Александр Романович Лурия, будущий создатель нейропсихологии, вел переписку с модным тогда профессором Фрейдом.

Однако идеи психоанализа и бихевиоризма, тогда гораздо более радикальных, чем сейчас, совершенно не сочетались с советской идеологией. Бытие определяет сознание, а никак не наоборот, писал Маркс. К тому же, Выготского больше интересовало появление и развитие мышления, роль речи в становлении сознания.

Так появился культурно-исторический подход, в русле которого предполагается, что огромную роль в когнитивном развитии человека играют культура и общество. Эта идея оказалась сверх-популярной у специалистов, которые работают с детьми. Ведь теперь можно было опираться на достижения культуры, а не уповать на «плохие гены».

Кстати, многообещающая и востребованная сейчас эпигенетика как раз и изучает, как один и тот же ген по-разному реализуется в зависимости от внешних условий развития.

В СССР были разработаны уникальные методики помощи детям с особыми потребностями и новаторские подходы к обучению школьников. К сожалению, большинство этих идей так и не нашли своего места вне лабораторий и экспериментальных школ.

Зато в 1970-е подход Выготского оказался востребованным на Западе, где его идеи стали активно внедрять в практику обучения.

Высшие психические функции

(восприятие, память, мышление и речь)

По идее Выготского, появление этих функций - продукт культурного развития человека. Они не даны нам от рождения и формируются сначала как внешние, данные обществом, способы освоения среды. Постепенно эти внешние способы становятся внутренними, человек присваивает их себе в процессе обучения и культурного развития или, как говорил Выготский, интериоризирует. Огромную роль в передаче культурного опыта играют знаки и, в первую очередь, слово.

Высшие психические функции произвольны, человек может самостоятельно управлять ими. Люди различаются не только биологически (особенности работы мозга и нервной системы) - человек с одной и той же «биологической основой» может достичь принципиально разных результатов в своем психическом развитии в зависимости от окружения и среды, в которых он живет и развивается.

На практике:

Часто можно услышать жалобы взрослых или детей на свою память. Однако для человека доступны особые способы запоминания, которые не требуют феноменальной от рождения памяти.

Например, если ребенку трудно на слух запомнить стихотворение, вы можете вместе с ним сделать пиктограммы к каждой строчке текста. Сначала это потребует даже больше времени, чем простая зубрежка, но постепенно навык использования пиктограмм интериоризируется, а процесс запоминания ускорится.Так рисунки-пиктограммы станут «культурным орудием» для улучшения работы биологически заданной функции памяти.

Если вы чувствуете, что вам нужна поддержка в поиске таких способов и средств, имеет смысл обратиться к детскому нейропсихологу: простые упражнения помогут ребенку развить память, восприятие, мышление и речь.

Социальная ситуация развития

Так Выготcкий назвал меняющуюся систему отношений ребенка с окружающим его миром. Для каждого человека социальная ситуация развития - это уникальный узор контактов с другими людьми, собственного опыта и условий развития, который меняется с возрастом, а также под влиянием внешних изменений.

В тот момент, когда социальная ситуация развития меняется, перед ребенком и родителями встает задача ревизии всей системы отношений. И поиска новых способов взаимодействия друг с другом.

На практике:

Если привычные способы общения с ребенком перестали работать, присмотритесь:

● Научился ли малыш чему-то новому? Возможно ребенок пытается доступными ему способами объяснить, что ему нужно чуть больше самостоятельности?

● Изменилось ли что-то в привычных отношениях ребенка? Появились ли новые люди - например, бабушка стала навещать чаще или родился братик? Исчезли ли знакомые - например, папа уехал в командировку или мама вышла на работу? Изменились ли сами отношения между людьми?

● Поменялось ли что-то в более широком окружении? Например, у родственников или друзей случилось важное событие, о котором много говорят или стараются говорить поменьше в вашей семье?

● Произошли ли перемены в «материальном» мире ребенка (от новой кроватки до долгожданных каникул на море)?

Иногда даже малозаметные детали оказываются важными для ребенка. Поговорите с ним об этом, скорее всего, он сам задаст вам все волнующие вопросы.

О том, как говорить, чтобы дети слушали, и слушать, чтобы дети говорили, можно узнать в одноименной книжке или на занятиях для родителей (например, в проекте «Капуста» или на занятиях у Юлии Борисовны Гиппенрейтер)

Зона ближайшего развития

В то время, когда Выготский выдвинул эту идею, мнения ученых были полярными. Одни считали, что обучение мало влияет на развитие, которое происходит спонтанно и по своим внутренним законам. Другие предполагали, что именно обучение и формирует ребенка, а его возрастные и индивидуальные особенности - небольшая погрешность в сложном образовательном уравнении.

Выготский предположил, что у каждого ребенка есть своя Зона Ближайшего Развития (ЗБР) - это то, что ребенок уже умеет делать вместе со взрослым, но еще не способен сделать самостоятельно. Именно эти умения ребенок готов осваивать в ближайшем будущем.

Обучая ребенка тому, что находится вне его ЗБР, мы зря тратим силы, так как для усвоения знаний у него нет достаточного ресурса. А предлагая ребенку изучить то, что он и так прекрасно умеет сам, мы тормозим его развитие.

На практике:

Если вы хотите научить ребенка чему-то важному для вас и пока еще сложному для него:

● Делайте это сначала вместе. Да, много раз подряд. Если малыш с удовольствием читает книгу вместе с вами, это еще не означает, что с тем же удовольствием он будет читать ее сам - ему просто пока это трудно.

● Готовьте почву для сложного навыка: сначала каляки-маляки, потом портрет папы. Попробуйте выделить нужные умения для того, чему вы учите ребенка: прежде чем делать каляки-маляки, имеет смысл научиться держать карандаш, а, может быть, для начала - мелок?

● Наблюдайте за своим ребенком: что ему сейчас интересно? Что получается, в чем ему нужна поддержка, а что пока не дается совсем?

Кстати, совершенно не обязательно, чтобы ребенка всему обучали родители. Педагоги, психолого, няни, родственники и старшие дети могут с радостью взять на себя часть работы.

Хотя Выготский много писал о развитии когнитивных функций, мне хотелось бы привести пример и про эмоциональную жизнь.

Бывает полезно отметить для себя, где находится у ребенка зона его ближайшего эмоционального развития. Что он уже умеет делать сам (например, пожалеть себя, разбив коленку), а в чем ему еще нужна помощь (например, при переходе от бодрствования ко сну).

Речь для себя и речь для других

Ученые заметили, что дети в возрасте 5-7 лет много разговаривают словно бы сами с собой. Этот феномен исследовал известный психолог Жан Пиаже и пришел к выводу, что дети думают и действуют более эгоцентрично, чем взрослые, в силу того, что дети пока еще менее социализированы и просто получают наслаждение от самого процесса произнесения слов. Такую речь Пиаже назвал эгоцентрической. И рассматривал ее как некоторый атавизм в процессе развития ребенка.

Выготский же увидел в этом бесконечном детском монологе совсем другую функцию - это же речь для себя! Внутренняя речь, та беседа, которую каждый взрослый ведет сам с собой в течение жизни. Просто у детей еще не произошла интериоризация этого процесса и мы становимся свидетелями превращения культурного навыка в часть психики маленького человека.

На практике:

Некоторые дети, проходя этот этап развития разговаривают буквально все время, когда они не спят и не едят (хотя некоторые умудряются не прерывать процесс и в эти моменты).

Заботливые родители утомляются, стараясь поддерживать бесконечное общение и не раздражаться от этого. Иногда появляется ощущение, что ребенок буквально все пространство заполняет собой и «вынуждает» родителя отдавать ему больше слов (внимания, любви, ресурсов), чем у того есть в запасе.

Среди людей внутренняя речь активизируется - вспомните себя в компании: сколько своих мыслей вы на самом деле произносите вслух?

В общем-то, поддерживая диалог в той мере, на какую вы способны, вы уже вносите вклад в развитие своего ребенка. В остальных случаях вы вполне можете заварить себе кофе и ограничиться согласным мычанием в ответ.

Совсем скоро ваша удивительная возможность «читать мысли» исчезнет, а ребенок будет удивляться тому, что у него есть способность разговаривать «без слов».

Игра

В отношении Выготского к игре, пожалуй, больше всего прослеживался его интерес к психоаналитическим исследованиям детства. Недаром, после закрытия детского дома-лаборатории одна из ведущих его сотрудниц, психоаналитик Вера Шмидт, работала под руководством Выготского.

По мнению Выготского игра является той деятельностью, в которой у ребенка развивается внутренняя речь, способность к логическому запоминанию, абстрактному мышлению, эмоциональной саморегуляции и умению действовать по правилам. Игра создает основу, на которой ребенок пробует и упражняется в том, что будет ему необходимо во взрослой жизни.

Почти 100 лет спустя мы все еще встречаем распространенное мнение, что игра - это бесполезное занятие. Да, появляются «игровые занятия» и все, что только можно делать с детьми, стараются делать «в игровой форме». Однако ученым и профессионалам по работе с детьми все еще приходится отстаивать смысл и ценность свободной детской игры - добавляя комментарии в статью 31 конвенции о правах ребенка, создавая ассоциации и компании по продвижению детской игры!

На практике:

У современных детей остается все меньше времени и возможностей для свободной игры: на улицу не выйдешь, да и не с кем, на неделе 5 кружков, а еще садик, школа, уроки и дополнительные занятия, начиная с младенчества.

Педагоги и специалисты по работе с детьми все чаще бьют тревогу: дети гиперактивные, плохо концентрируются и ничем не интересуются, не умеют дружить и вообще разучились играть во что-то, кроме компьютерных игр.

Что делать? Играть!

Любой детский психолог расскажет вам целую лекцию о значении игры для детей вплоть до подросткового возраста, а взрослый психолог поведает, как важна игра для всех остальных.

Да, возможность просто покопаться в песке (можно даже замок не строить), попинать мяч или поиграть в куклы вместе с другим детьми может оказаться гораздо более развивающим занятием, чем заучивание новых цифр и букв.

Нравится

Чтобы понять, что подразумевает под собой термин «зона ближайшего развития», взгляните на трехлетнего ребенка – что он может сделать самостоятельно?

Основные навыки, которые он осваивает с помощью родителей, — это умение есть, одеваться, застегивать пуговички и т.д. Но вот шнурки мало кому из маленьких маминых помощников самому удастся завязать в возрасте 3 лет, даже если родители множество раз будут демонстрировать пример своему чаду.

Эти и другие подобные бытовые ситуациинаглядный пример понятия областей ближайшего и актуального развития. То, что ребенок может самостоятельно сделать, – явления из зоны ближайшего развития, а то, для совершения чего он будет нуждаться в помощи, – зона актуального развития. Расположение этих уровней позволило создать основу отечественной концепции психологического познания соотношения возможностей обучения и способностей умственного развития детей.

Выделить уровни (зоны) развития психического здоровья ребенка смог в свое время . Своим открытием он продемонстрировал, что фактическое сопоставление степени умственного развития и изучения нового может быть определено путем выявления уровня реального (актуального) развития индивида и ближайшей к нему зоны (обучение).

В частности, благодаря существованию зоны ближайшего развития (ЗБР) возможен прогресс, улучшение и перспектива развития характеристик детей. Соответственно, действенным будет только тот метод, прием или навык обучения, который будет опережать реальное состояние развития индивида.

Где применяются подходы и каково их практическое использование

В настоящее время понятие «зона ближайшего развития» можно встретить не только в научной сфере психологии и педагогической деятельности, но и в рамках отрасли социально-психологического познания личности. И в этой ситуации контекст термина может быть преображен, обретя определенное своеобразие.

Поэтому в психологии данное понятие соотношения развития применяется для демонстрации потенциальных перспектив развития конкретной группы личностей, которые она принимает в условиях осуществляемого извне социального контроля либо под руководством конкретного лидера.

Но для того чтобы понять, где могут применяться обозначающие степени развития индивидов термины, а также понять: зона ближайшего и зона актуального развития — что это, можно вернуться к примеру с ребенком.

Ни для кого не секрет, что дети могут познакомиться с окружающим миром, познать его либо посредством восприятия и повторения (подражания), либо путем присвоения собственного опыта в результате неоднократных проб и попыток. В большинстве случаев ребенок познает мир через и взаимодействие с обстоятельствами и людьми, которые окружают его.

Происходить это может на фоне общения со взрослыми и одногодками, в процессе игр, совместной деятельности. И такой вариант развития детей считается оптимальным, ведь эффективнее всего обучение человека происходит через непосредственный контракт с окружающими его людьми.

Несомненным остается тот факт, что впервые знакомясь с новым термином (или понятием, проявлением эмоции, социальным статусом), ребенок до этого ничего о нем не знает. Таким образом, можно утверждать, что ежедневно происходящие в его жизни события – из зоны опережающего развития, так как они минимум на одну ступень стоят выше его настоящих знаний, навыков, умений. Согласитесь, отрезок между ранее знакомым и незнакомым (привычным и новым) в одиночку осилить практически нереально, не говоря о том, что для детей это особенно сложно.

Таким образом, зоны развития ребенка обусловливают процессы становления личности и принятия ею психических функций более высокого ранга. К этой категории можно отнести возможность самостоятельного восприятия, запоминания, мышления, а также речевые ресурсы. Как и другие качества и характеристики ребенка, эти психические функции формируются под воздействием его окружения и, в частности, благодаря тесному взаимодействию его с людьми во время применения знаний на практике.

Изначально новые психологические функции ребенка выступают внешними явлениями для него. Однако с течением времени они становятся составляющими внутренних психических процессов. В результате индивид начинает использовать их так же, как и другие, полученные им при появлении на свет.

Поэтому когда только начинается формирование психического процесса, он пребывает еще в области ближайшего развития. По мере того как происходит становление, полное формирование процессов, они переходят к области развития актуального.

Если обратить внимание на практические примеры, то они полностью подтверждают, что понятие «зона ближайшего развития» обладает широким спектром применения. Оно может использоваться в совершенно разных отраслях жизнедеятельности детей, влиять на формирование у них всевозможных навыков и умений, а также способствовать накоплению новых знаний.

В то же время при первых упоминаниях о зоне ближайшего развития изначально подразумевалось описание развития умственных способностей. В некоторых случаях это понятие было отражением соотношения развития детей и их обучения.

Возвращаясь к теории знаменитого отечественного психолога и педагога Льва Выготского, отметим: считается нормой, если психика индивида в некоторой степени отстает от уровня материалов, которые ему преподносятся для обучения. То есть психическое развитие как бы тянется к изучаемому.

И «зазор», который постоянно присутствует между зонами ближайшего и актуального развития, очень важен. Именно этот промежуток позволяет индивиду (ребенку) развиваться, совершенствоваться, прогрессировать. При отсутствии такого «зазора» потенциально развивающийся психический уровень ребенка и происходящие внутри процессы могут остаться навсегда нереализованными, пребывая в зоне нераскрытого потенциала.

Именно поэтому в педагогике особое внимание уделяется зоне ближайшего развития. В связи с этим появилась особая форма преподнесения знаний, основой которого стала ЗБР, развивающее обучение. Эта форма направлена на развитие допустимых характеристик и скрытых возможностей ребенка, а потому применяется в качестве дополнительной методики к традиционной школьной программе обучения.

Приемы и позиции обучения

Теория опережающего развития использует приемы, которые демонстрируют великолепные результаты обучения на практике, когда необходимо повысить уровень развития слабоуспевающих детей. Такие методы использует каждый современный и грамотный педагог или учитель.

Они помогают также родителям, дети которых ходят в школу (особенно в младшие классы). Дело в том, что у младшеклассников большинство свойств памяти и мыслительные процессы, необходимые для успешного обучения, являются несформированными, но уже пребывают на стадии «созревания».

На практике применение понятия «зона ближайшего развития ребенка» можно рассмотреть на примере ученика второго класса. При выполнении домашнего задания у него не получается решить задачу. Причин тому несколько, но выход из ситуации всего один – ребенку нужна помощь со стороны. С решением задачи ему могут помочь родители, используя один из методов:

1. Расписать условие и путь решения задачи и попросить ребенка повторить.

2. Спросить, что именно в задаче ему непонятно, и разъяснить только этот момент.

3. Задавать наводящие вопросы в надежде, что он сам сможет найти решение.

4. Представить задачу в игровой форме, чтобы ребенок стал ее непосредственным участником и сам нашел путь решения.

Каждый из этих вариантов – актуальное взаимодействие ребенка со взрослым, представляющие общение с разных позиций. В данной ситуации прогресс индивида зависит непосредственно от того, к какому варианту объяснения прибегнет родитель. Помимо этого выбранный вариант общения сможет охарактеризовать ширину зоны ЗБР.

Таким образом, можно выделить несколько позиций общения:

  • Независимая – взрослый проявляет лишь самую малую помощь, чтобы стимулировать ребенка к нахождению необходимого пути и разрешению процесса.
  • Равная (соревнование) – взрослый и ребенок представляют две команды, которые действуют одновременно.
  • «Снизу» — позиция, при которой взрослый стимулирует мышление ребенка при помощи наводящих вопросов, подсказок.
  • «Сверху» — позиция, при которой взрослый является учителем, разъясняющим детально условие, решение и ответ.
  • «Мы» — объединяющая взрослого и ребенка позиция, при которой они действуют заодно, пытаясь найти верный ответ.

Все дети разные, а потому к каждому нужен индивидуальный подход, что предусматривает использование той или иной позиции общения. Но чем меньше подсказок и помощи будет проявлено со стороны человека с более высоким уровнем знаний, тем шире будет близкий круг развития индивида. Если ему сложно справляться с ситуацией даже с дополнительной поддержкой, значит, данный материал пока пребывает в зоне ближайшего развития. Пока на время отложите освоение подобных знаний.

Чтобы максимально эффективно применять понятие зоны ЗБР на практике в отношении своего ребенка, достаточно соблюдать основные рекомендации:

1. Определить спектр действия зоны ближайшего развития своего чада, применяя разные принципы общения в различных ситуациях, либо последить за чадом во время освоения им нового материала в условиях спонтанности. На фоне полученных данных сделайте выводы, какие методы наиболее эффективны.

2. Постепенно помогайте расширять ЗБР ребенка, пока материалы из зоны ближайшего развития не окажутся в области актуального. Увеличение зоны возможно посредством применения разных вариантов общения, начиная с самой значительной помощи и сводя ее «на нет», ограничиваясь только подсказками.

3. Поместить ребенка в условия, где один взрослый имитирует позицию «сверху», а другой – «мы»-позицию. В этом случае оба взрослых окажут ребенку необходимую помощь, стимулируя его развитие «изнутри», чтобы расширить границы ЗБР. Этот прием считается самым эффективным.

4. Мнение родителей о том, что в условиях постоянной помощи ребенок самостоятельно не будет развивать ЗБР, является ошибочным. В связи с этим нужно видеть, когда ребенок в одиночку не может справиться с новым материалом, и оказывать ему посильную помощь, а чтобы дети стали самостоятельными, достаточно не выполнять за них то, что они могут делать сами.

Применяя на практике понятие ЗБР, учитывайте индивидуальность и реальные потребности детей, не форсируйте события. Старайтесь следить не за скоростью, а за качеством и глубиной восприятия. Автор: Елена Суворова

Все дети неповторимы. Развитие каждого ребенка проходит с разной скоростью и степенью эффективности. Одним из факторов, который может существенно повлиять на становление психики и формирование учебных навыков малыша является помощь взрослых.

Однако родители, а порой и педагоги предлагают детям либо слишком простые задачи, с которыми малыши легко справляются, и поэтому не двигаются вперед в своем развитии; либо объясняют слишком сложные вещи, так и остающиеся за гранью детского понимания даже после пояснений взрослого.

Чтобы ваш ребенок мог успешно двигаться вперед, нужно правильно определить его зоны актуального и ближайшего развития.

Понятия, введенные Л. Выготским

Эти понятия ввел в 1930-х годах выдающийся педагог и психолог Л. Выготский, тем самым определив связь между уровнем обучения ребенка и его психическим развитием. Открытие, сделанное Л. Выготским, и сегодня актуально для родителей, которые нередко форсируют раннее совершенствование навыков и способностей малышей, притупляя их интерес к обучению и создавая усиленную нагрузку на детскую психику.

Знание о том, что такое зона ближайшего развития (ЗБР), поможет взрослым определить, в чем стоит «подтянуть» своего ребенка, а в чем он может развиваться быстрее своих сверстников.

Зона ближайшего развития - это те задачи, которые малыш выполняет неуверенно. Чтобы успешно с ними справиться, ему требуется помощь взрослого.

Вот какое определение данному понятию дает Л. Выготский: «Зона ближайшего развития определяет функции, не созревшие ещё, но находящиеся в процессе созревания…»

Наряду с ЗБР Л. Выготский обрисовывает зону актуального развития - созревшие психические функции, умения и навыки, благодаря которым дети сами справляются с определенными задачами. В рамках ЗБР помощь взрослого ребенку не требуется.

Если же малыш даже после совместной работы со взрослым не научился самостоятельно справляться с задачей, значит, она пока находится в зоне актуально недоступного, и требуется время, чтобы эта задача перешла в ЗБР.

Теперь разберемся с описанными понятиями подробнее и рассмотрим, как они работают в жизни. Приведем несколько примеров, чтобы вы, уважаемые читатели, могли «нащупать» границы ЗБР:

ЗБР - это те задачи, к которым малыш проявляет интерес, с которыми способен справиться, если взрослые создадут опору или направят его собственные мысли и действия в нужное русло. То, что ребенок сегодня выполняет с помощью родителя или педагога, но уже завтра способен будет выполнить самостоятельно, и является его зоной ближайшего развития, которая в ходе детских усилий и посильного умственного напряжения становится зоной актуального развития.

В ходе своих наблюдений Л. Выготский заметил еще одну интересную особенность: обучение выводит психические процессы ребенка на новый уровень. При этом для освоения определенных навыков есть оптимальные возрастные периоды, называемые сензитивными. Например, лучший возраст для того, чтобы ребенок научился ходить, - от 8 месяцев до 1,2 года. Однако временные рамки сензитивных периодов индивидуальны, и у каждого ребенка могут отличаться.

Нельзя сравнивать детей друг с другом! Сравнивайте своего ребенка только с ним самим, оценивая его навыки и умения в прошлом и настоящем периоде. Такое сравнение помогает увидеть прогресс и порадоваться не только родителям, но и детям!

Как определить зону ближайшего развития?

Как правило, диагностику ЗБР проводят профессиональные психологи и педагоги на основе специальных опросников для родителей и в ходе наблюдений за детьми. Родителям, не знакомым с тонкостями педагогики, сделать это будет сложнее, но все же под силу. Попробуйте действовать следующим образом:

  • На листочке составьте список навыков, которыми ваш ребенок уже хорошо владеет, опишите задачи, решаемые малышом без вашего участия. Например, кроха умеет застегивать пуговицы, надевать штанишки и т.д.
  • Напротив каждого пункта в составленном списке напишите навыки, лежащие в той же области, что и освоенные, но с которыми ребенок пока не справляется без вашей помощи. Например, если малыш научился застегивать пуговицы, следующим шагом может быть умение завязывать шнурки на ботинках. Это и будет зона ближайшего развития.
  • Сосредоточьтесь на освоении усложненной задачи. Покажите крохе, как выполнять намеченное действие. Предложите сделать самостоятельно, поправляйте, но не выполняйте упражнение за него. Переходите к следующей задаче в зоне ЗБР только после того, как предыдущий навык полностью усвоен.

Зона ближайшего развития - это промежуточный этап в развитии ребенка, лежащий между зонами актуального и недоступного. Его можно определить и как потенциальный уровень развития малыша, при этом у каждого ребенка он будет свой, неповторимый.

Продуктивное сотрудничество со взрослым помогает перевести задачу из зоны ближайшего развития в зону актуального. И единственное условие успеха заключается в том, что ребенок и взрослый действуют на равных, а педагог или родитель выступает в роли советчика, не выдавая свое превосходство!

В современном мире все меньше проблем с поиском нужной информации. Для того чтобы понять, что именно за слово обронил специалист, консультирующий вашего ребенка, или что за средство он ему прописал — не вредное ли? современное ли? — теперь не нужно ни обращаться к человеку со специфическим образованием, ни бежать в библиотеку.

Достаточно заглянуть во всемирную сеть и найти там все интересующее, в научном ли ключе или в нетрадиционном, от профессионалов и от тех, кто делится опытом, в вопросах, ответах, схемах и фотографиях.

Семьи, воспитывающие ребенка, не имеющего особых проблем со здоровьем, могут ознакомиться с книгами доктора Спока, узнать, какими играми можно занять его во время долгой поездки, или выяснить, что делать, если ребенок выпил раствор бриллиантовой зелени.

Родители детей с ОВЗ, особенно имеющие большой опыт, смотрят на возможность приобщиться к безграничному миру информации уже иначе. Постоянно уточняя частные вопросы, они постепенно восполняют все пробелы в понимании проблемы, присущей их ребенку, и в популярной среди них шутке о том, что каждый из них мог бы написать по теме о специфике здоровья своего ребенка диссертацию, есть доля правды. Многие родители знакомятся не только с популярными текстами по важной для них теме, но и интересуются новыми научными статьями, обращаются к классическим трудам по медицине, педагогике и психологии и в результате говорят со специалистами, работающими с их ребенком, на одном языке.

Наиболее часто к специальной литературе обращаются те, чьи дети обладают особенностями либо собственным нестандартным темпом психического развития, и это крайне полезно — ведь для того, чтобы помочь своему ребенку, нужно, по крайней мере, уточнить свои представления о том, что происходит, каковы перспективы и что можно сделать для него самостоятельно и уже сейчас.

Как правило, интерес мам и пап обращается к изложению зарубежных теорий — они у всех на слуху, книги с их изложением часто переиздаются, переводятся живым, понятным языком. О том, чтобы ознакомиться с трудами отечественных основоположников теорий развития, родители чаще всего не помышляют, полагая, что вся наука советского периода — это марксизм-ленинизм, представляющий собой декларации «как надо», но не дающий ответов на то, что делать с тем, что есть.

В то же время отечественная классическая психология может быть полезна в самом практическом смысле, ведь на ней основывалась отечественная педагогика, перед которой была поставлена задача добиваться максимума от каждого конкретного ученика, работать на всестороннее развитие личности. Всякий ли раз это развитие получалось — вопрос второстепенный, зависящий от степени рвения сторон. А вот то, что школьники, переезжающие за рубеж и попадающие в местные школы, значительно опережали тамошних сверстников в освоении как точных и естественных, так и гуманитарных наук, вне зависимости от собственных изначальных задатков, говорит само за себя.

Одним из феноменов, изученных отечественными специалистами, с которым полезно было бы ознакомиться родителям особого ребенка, является зона ближайшего развития.

«Зона ближайшего развития» (ЗБР), понятие, введенное Л.С.Выготским для характеристики связи обучения и психического развития. Зона ближайшего развития определяется содержанием тех задач, которые ребенок еще не может решить самостоятельно, но уже осуществляет с помощью взрослого.

Зону ближайшего развития следует отличать от уровня актуального развития, который показывает, какие задачи ребенок способен самостоятельно решать уже сейчас, т.е. демонстрирует результаты завершившихся процессов развития.

Итак, ваш ребенок что-то умеет делать, делает хорошо и сам, а что-то может сделать только с вашей помощью, подсказкой, с вашей инструкцией или под градом ваших понуканий. Например, он способен молниеносно подсчитать, сколько порций мороженого можно купить на ту купюру, что вы ему подарили, но для решения арифметических задач в два действия ему нужна мамина поддержка и направляющая рука, а иногда и пара наводящих вопросов. Ну так это у всех детей так, что же тут нового и полезного?

Научный прорыв и в то же время практически полезный для ответственного родителя нюанс состоит в том, что при одном и том же уровне актуального развития (например, у трех детей, одинаково плохо составляющих рассказ по картинке и испытывающих одинаковые затруднения в решении интеллектуальных задач) могут быть абсолютно разные зоны ближайшего развития, и, соответственно, совершенно разный прогноз темпа и направления дальнейшего развития.

Искусство определить, какие именно процессы протекают в развитии ребенка и куда они его ведут, что возможно для данного конкретного малыша в ближайшее время, а с чем к нему подступаться еще рано, присуще не всякому квалифицированному специалисту и не всякому любящему родителю. Все мы находимся в плену собственных стереотипов, представлений о должном, ожиданий: «Ну зачем ему в спорт, он и дома на ровном месте падает!», «Ребенок в три года должен есть сам и никогда не просить покормить его с ложечки!», «Что значит — нет слуха? У нас музыкальная семья, слух есть у всех. Начните заниматься, и слух появится!»… Между тем каждый ребенок — отдельная, неповторимая, уникальная личность, у него свои темпы, свои приоритеты, свои биологически заданные закономерности развития, подчас трудносоотносимые с нормой.

Как же определить, прощупать, найти границы, внутри которых ребенок готов сделать шаг вперед? Специалисты используют серию задач, рассчитанных на то, что готовность и способность решать их без помощи указывает на достижение ребенком определенного умственного возраста (не путать с биологическим, подчас они совпадают очень приблизительно, а иногда откровенно не совпадают), а готовность справиться с ними с разного рода помощью, при сотрудничестве со взрослым — на границы ЗБР. В литературе приводится пример с двумя восьмилетними мальчиками, каждый из которых справился самостоятельно с задачами, рассчитанными на восьмилетнего ребенка, в то же время, когда им были предложены усложненные задачи, то с разного рода помощью взрослого один из мальчиков смог решить и те задачи, что предназначались 12-летним подросткам, а второй, при той же помощи, ограничился задачами для девятилетних детей, а усложнения не давались ему ни с подсказкой, ни даже в форме подражания. Это не значит, что один мальчик хуже другого, но задачи на ближайшее время перед ними нужно ставить разные, если мы хотим, чтобы каждый из них сталкивался с теми проблемными ситуациями, к которым он готов, шел по своему пути развития в естественном для себя темпе.

Конечно, в домашних условиях такой опыт невозможен, да и не нужен, но суть его ясна. Следом за Выготским мы выразим уверенность, что зону ближайшего развития можно обнаружить не только в узком направлении интеллектуальных, учебных задач, но и во многих других сферах, важных для развития вашего ребенка. Если ваш ребенок требует особого внимания, вы наверняка зорко отмечаете все его прорывы и новые возможности — что-то впервые сделанное, что-то, сделанное лучше, чем вчера. Таким образом, вы можете определить те направления, в которых можно было бы очертить зону ближайшего развития ребенка. Для того чтобы способствовать его развитию, нужно будет еще освоить принцип сотрудничества — движущую силу взаимодействия родителя и ребенка в интересах развития ребенка.

Ребенку нужно помогать — это ясно. Но в каких случаях, в каком объеме и как? А для этого и существует обучающий эксперимент — такой, в котором ребенок, находясь в естественных условиях, сначала пытается овладеть новым видом деятельности сам, а в случае если это не удастся, осуществляет это со строго дозированной помощью взрослых. Ставьте перед ребенком новые задачи. Неожиданность проблемной ситуации — это ее естественное свойство, которое заставляет ребенка мобилизовать свои ресурсы.

Разумеется, если мы договорились называть освоение новой деятельности экспериментом, нужно постараться, чтобы он состоялся от начала до конца, а значит, поручая ребенку освоение новой деятельности — например, самостоятельно собрать игрушку-головоломку, или навести порядок на рабочем столе, или раскрасить картинку (каждому возрасту и каждому конкретному случаю присущи свои закономерности развития, поэтому выбирайте деятельность, полагаясь на свой родительский опыт и здравый смысл, чтобы она была полезна, нова и предположительно не слишком проста для вашего чада), — сделайте над собой усилие и не выхватывайте у ребенка работу при первых же затруднениях.

Многие заботливые родители понимают, как важна самостоятельность, но не могут остановить свою кипучую натуру и делают за членов семьи все то, что они могли бы сделать сами, пусть хуже или медленнее, а ребенка с особенностями развития или ограничениями, связанными с ручной моторикой, они обслуживают как грудного младенца. Разумеется, развитие ребенка, его реабилитация в подобной среде затормаживаются. Более того, ребенок приучается просить и ждать помощи и сочувствия в случаях, когда объективно мог бы справиться сам.

Скажите себе: «Я не издеваюсь над ребенком. Я не отказываю ему в помощи. Я пытаюсь объективно определить границы его возможностей, для того чтобы знать, как помочь ему правильно».

Правильная помощь не предполагает опции «сделать за него». Поскольку мы говорим об эксперименте, то, убедившись, что ребенок сделал все, что мог, и зашел в тупик, мы начинаем оказывать помощь, но тоже экспериментально, начиная с самой мелкой и ненавязчивой. Для начала можно намекнуть, подсказать. Дать ребенку понять, что вы верите в то, что этого ему будет достаточно, чтобы продолжить дело самому, убедитесь, что он попытался, и только после того, как вы сочтете, что он исчерпал свои ресурсы, предлагайте чуть большую помощь, и т.д.

Поскольку наша задача — не утомить ребенка, а способствовать его развитию, выбирайте задачи и особенности предоставления помощи сообразно каждому конкретному случаю.

Если вы настроены сформировать в обучающем эксперименте необходимый ребенку навык, например из разряда коммуникативных компетенций оказание помощи можно начать с самой значительной ее разновидности — совместной деятельности по примеру, готовому сценарию, заданному взрослым «Делай со мной, делай, как я», а при освоении этого шага переходить к видам сотрудничества, включающего всё возрастающую роль ребенка, его самостоятельности.

«Сотрудничество» — это не произвольный термин, а принцип, на который опирается деятельность по установлению и расширению зоны ближайшего развития, по воплощению заложенного в ребенке потенциала в актуальные доступные ему виды деятельности. Именно поэтому настраиваться нужно серьезно. Если вы хотите полчаса в день экспериментировать с развитием, а остальные двадцать три с половиной нянчить его, как куклу, вы не добьетесь заметных результатов. Если вы будете ревностно выяснять, каковы границы возможностей вашего с ребенком сотрудничества, а потом не будете нагружать его задачами, согласно его ЗБР, поскольку вы очень заняты, это вряд ли поможет вашему ребенку расцвести и открыть в себе что-то новое. Если вы будете принимать за действительное то, что вам хочется, хотя в глубине души вы понимаете, что сотрудничество не было сотрудничеством, — вы сделали сами слишком много, чтобы считать успех совместным, — то и старания по развитию того, что в ребенке еще не созрело, будут напрасными.

Итак, если развитие и реабилитация вашего ребенка вам не безразличны, обдумайте следующее: то, что он может и умеет сейчас — это не все, на что он способен, это готовые результаты процессов развития, которые уже закончились, не почивайте на лаврах. Прямо сейчас в нем формируется нечто новое, и принцип сотрудничества поможет это новое выявить и превратить в актуальные умения и навыки. Что же касается эксперимента, недаром говорят, что из пятидесяти попыток одна непременно удастся, при условии, что попытки были разнообразными.

Не руководствуйтесь нормами, они нежизнеспособны и не имеют прямого отношения к каждому из живых, непохожих друг на друга детей. Ищите пути, по которым идет развитие именно вашего ребенка, ищите те формы взаимодействия, которые будут для него подходящими, помогите ему в восхождении к себе самому — новому себе, лучшему себе, себе счастливому.

Кропивянская С.О.

Похожие публикации