Ребенок в 9 месяцев развитие. Игры – главные помощники

Девять месяцев - важная дата в жизни ребёнка. Он развивает уже приобретённые навыки, учится постигать новые вершины. Что же должен уметь девятимесячный кроха и как родители могут способствовать его развитию?

Физиология ребёнка в девять месяцев

За девятый месяц жизни малыш подрос ещё на сантиметр и немного прибавил в весе. Девятимесячные мальчики в этом возрасте достигают массы тела в 7.3–11 кг и вырастают до 67.8–76.5 см. Немногим им уступают девочки: вес малышки в 9 месяцев составляет в норме от 7 до 10.5 кг, а рост 66–75 см.

Во время дежурного профилактического осмотра у педиатра специалист обязательно обращает внимание на окружность головы ребёнка. У мальчиков в этом возрасте она составляет 44–47.4 см, а у девочек - 42.9–46.4 см.

Ребенок в 9 месяцев активно развивается не только физически, но и психологически

В 9 месяцев ребёнок спит 11–14 часов. Днём, как правило, он ложится спать дважды на 1.5 часа каждый раз. Отдельным малышам требуется ещё трёхразовый сон. В этом случае у него два коротких 40-минутных периодов отдыха и один продолжительный двухчасовой сон в обеденное время.

Нарушением в 9-месячном возрасте считается:

  • многоразовый (4–5 эпизодов) сон, длительностью 20–30 минут;
  • постоянный поверхностный беспокойный сон;
  • повышенная капризность после пробуждения из-за того, что ребёнок так и не смог полноценно отдохнуть.

Если по физиологии у специалистов нет вопросов к состоянию здоровья, провоцирующего нарушение сна, то причиной может быть перевозбуждение нервной системы из-за нарушенного режима дня.

Период бодрствования между эпизодами сна в 9 месяцев составляет уже 3–4 часа. В это время малыш с удовольствием познаёт мир: общается с родными, играет, гуляет, ест и осваивает новые навыки.

Навыки и умения

Девятимесячный ребёнок умеет многое. Он крепко стоит на ножках возле опоры и делает первые попытки сделать самостоятельные шаги с поддержкой.

Малыш уже крепко стоит на ножках возле опоры

Специалисты советуют развивать навыки и стимулировать малыша к передвижению. Например, можно взять любимую игрушку и поставить на небольшом расстоянии от крохи. Затем предложить ребёнку дотянуться до неё.

К 9 месяцам большинство крох умеют:

  • самостоятельно садиться и сидеть от 15 и больше минут;
  • нагибаться в разные стороны;
  • держать предметы, бросать на пол и поднимать с пола;
  • передвигаться по дому с помощью ползания (не все детки умеют ползать, некоторые пропускают этот этап);
  • реагировать на знакомые лица, выполнять простые просьбы «покажи носик, дай ручку»;
  • лепетать и делать попытки произнести первые полноценные слова;
  • делать первые шаги.

Возможные отклонения от нормы

Что должно насторожить родителей? Если малыш:

  • не реагирует на своё имя и не узнаёт родных;
  • не проявляет интереса к игрушкам;
  • не лепечет и не пытается подражать взрослым при воспроизведении звуков;
  • не удерживает крепко предметы в ладошке.

Календарь развития в 9 месяцев: что должен уметь малыш - видео

Уход за ребёнком в 9 месяцев

Для полноценного развития малыша в 9 месяцев важное значение имеют прогулки на свежем воздухе. Как и прежде, в тёплое время года можно проводить на улице весь световой день, а в зимнее время выходить на воздух дважды на 1.5–2 часа.

Девятимесячные дети очень любят купаться. Банные процедуры им можно устраивать каждый день, набирая воду в большую ванну. Во время купания крохи предпочитают играть с любимыми игрушками. Не отказывайте малышу в таком развлечении. Для этого можно использовать как покупные игрушки для ванны, так и подручные средства: крышки от шампуней, ложки, ковшики, которыми он будет зачерпывать воду и переливать её из меньшей ёмкости в большую.

В летнее время, при возможности, для малышей рекомендуется набирать воду в детские бассейны. Такие водные процедуры хорошо закаляют организм и тренируют иммунную систему.

Игры в бассейне - не только удовольствие для малыша, но и закаливание

Питание на девятом месяце жизни

Кроха в девять месяцев уже обладает несколькими зубами. Ему недостаточно одного материнского молока или адаптированной смеси. В этом возрасте его рацион должен состоять из каш, овощных супов, фруктовых пюре, творога, кефира, желтка, мяса. Можно знакомить ребёнка с нежирной рыбой и галетной выпечкой. Нет необходимости постоянно все пюрировать. Для развития жевательных навыков желательно постепенно приучать малыша к кусочной пище. Можно давать ему банан, очищенное яблоко, сухарик.

Прикорм 9-месячного ребёнка - таблица

Как развивать и чему можно научить

Малыши в 9 месяцев время бодрствования любят проводить активно. Родители замечают, что крохи с удовольствием занимаются развивающими играми и скучают при безделье. Этот период очень важен для развития мелкой моторики рук. Поэтому можно организовывать игры с учётом этого аспекта и учить ребёнка:

  • сортировать мелкие предметы по цветам;
  • насыпать ложечкой горох или крупы из одной ёмкости в другую,
  • рисовать на бумаге при помощи пальчиков.

Все игры должны проходить под постоянным контролем взрослого. Для безопасности не оставляйте ребёнка одного ни на минуту, когда он играет с мелкими предметами.

Популярные игры для малышей в 9 месяцев:

  • потешки «Сорока-ворона», «Ладушки»;
  • прятки;
  • складывание предметов (кубики, пирамидка, матрёшка).

В этом же возрасте можно начинать обучение цветам. Для этого хорошо подойдут подручные предметы ярких оттенков. «Урок» может выглядеть так: мама раскладывает перед ребёнком 3–5 кубиков разных цветов. Поочерёдно называет каждый. Затем просит малыша дать синий кубик; показать пальцем на красный и т. д.

Для обучения цветам подойдут подручные предметы ярких оттенков

Как делать массаж и гимнастику ребёнку в 9 месяцев

Для укрепления позвоночника и мышечного каркаса в 9-месячном возрасте большое значение имеют гимнастика и массаж. Поскольку в этот период движения у ребёнка уже более или менее согласованы, все упражнения рекомендуется сопровождать короткими понятными командами: сядь, сгибай, делай шаг. Малыш запоминает слова и уже вскоре будет следовать тому, что ему говорит взрослый.

Заданиями массажа и гимнастики для девятимесячного малыша являются укрепление и активизация мышц, которые берут участие при ходьбе. Родители могут выполнять следующие гимнастические упражнения:

  • согнуть ножки ребёнка в коленях. Поочерёдно распрямлять каждую ногу в скользящем движении;
  • посадить ребёнка и дать в каждую руку гимнастическое кольцо. При помощи пальцев сводить и разводить руки в сторону. Попросить малыша сделать это движение самостоятельно;
  • исходное положение с гимнастическими кольцами то же, только руки разводятся не в сторону, а поочерёдно вперёд и назад (имитация боксёрских движений);
  • поставить ребёнка, провернув к себе спиной. Придерживать руками за живот и колени. Попросить малыша поднять с пола игрушку. Во время наклона удерживать колени от сгибания.

Массаж включает поглаживающие и растирающие движения спинки, ножек, живота ребёнка:

  • круговыми движениями погладить область пупка по часовой стрелке; перейти на косые мышцы;
  • погладить спинку от затылка до ягодиц;
  • подушечками пальцев «поколотить» спинку и ягодицы, легонько пощипать;
  • тыльной стороной ладони растереть мышцы спины;
  • погладить ладонями область груди; проработать эту зону лёгкими вибрирующими движениями.

Каждое упражнение пройти в 2–3 приёма. Завершить массаж поглаживанием.

Массаж и упражнения для малыша 9–12 месяцев - видео

Мнение доктора Комаровского насчёт развития ребёнка в 9 месяцев

Педиатр Евгений Комаровский считает, что все детки развиваются по-разному. Поэтому не нужно подгонять их под единый стандарт. По его мнению, в 9 месяцев среднестатистический ребёнок умеет сидеть, стоять на ногах у опоры, делать первые шаги при поддержке, имитировать звуковые слоги, пытаясь сложить их в слова. Некоторые детки в этом возрасте уже умеют самостоятельно ходить и приучаются к горшку.

Главное, на чём акцентирует внимание доктор: не существует единого стандарта, согласно которому любой ребёнок в 9 месяцев должен обязательно обладать определёнными навыками и умениями. Дети развиваются индивидуально.

Доктор Комаровский о нормах и сроках развития - видео

Малыш в 9 месяцев - это уже сознательный человечек, который многое умеет и понимает и требует от родителей не только физической, но и эмоциональной поддержки.

Время чтения: 10 минут

Изучая развитие ребенка в 9 месяцев, можно отметить, что малыш уже активно ползает, пытается делать свои первые шаги, поэтому ему необходимы интересные игры, эмоции и впечатления. На этом этапе укрепляются кости и мускулатура крохи, чтобы в скором времени он смог самостоятельно ходить. Организм младенца и психологически готовится к такому событию. По этой причине крохе необходимо особое внимание со стороны родителей. Зная навыки ребенка в 9 месяцев, вы сможете определить, нормально ли он развивается для своего возраста.

Особенности развития ребенка в 9 месяцев

Самое важное изменение в 9-месячном возрасте – укрепление мускулатуры плеч и бедер, связочного аппарата, развитие нервно-мышечной координации. Это связано с подготовкой тела к ходьбе. У малыша на девятом месяце наблюдаются и другие физиологические изменения:

  1. Развитие органов чувств. Сюда относится улучшение слухового восприятия карапуза и умение произносить звуки и сопоставлять их с определенными событиями, например, звон кастрюль с обедом.
  2. Прорезывание резцов. Эти зубы появляются сначала на верхней челюсти, а на нижней чуть позже.
  3. Движения. Практически любой малыш к 9 месяцам активно развивается – умеет ползать, уверенно стоит, самостоятельно встает из положения лежа. Мелкие мышцы рук уже дают возможность держать ложку и научить малыша кушать ею, брать мелкие объекты. Карапузы двигают и показывают пальчиками, тянутся за интересными предметами.

Физиологическое развитие

Определить, на должном ли уровне находится развитие 9-месячного ребенка можно по некоторым параметрам. Они немного отличаются для мальчиков и девочек:

  1. Рост ребенка в 9 месяцев. Для мальчика этот показатель составляет 71,2-72,3 см, а для девочек – 68,5-70 см.
  2. Вес ребенка в 9 месяцев. Малыши набирают вес уже не так активно из-за движений. Масса тела мальчиков этого возраста считается нормальной, если изменяется от 9 до 9,5 кг. У девочек этот же показатель составляет 8,2-8,7 кг.
  3. Размер головы. Средняя ее окружность для мальчиков и девочек может быть 43,8-45 см.
  4. Окружность грудной клетки. Нормальными считаются значения 46,6-47,2 см.

Психоэмоциональное поведение

Активно изменяется не только тело малыша. По календарю психического развития ребенок в 9 месяцев тоже многое умеет. Это можно заметить по следующим моментам:

  1. Речь крохи. Младенец начинает произносить слоги, составляя из них короткие слова.
  2. Слух. Малыш уже знает свое имя и оживленно реагирует, поворачивая голову или улыбаясь. Кроха понимает, когда о чем-то просят, например, достать или взять даже мелкий предмет.
  3. Эмоции. Малыш на 9 месяце развития уже способен выразить негодование, обиду, гнев, радость или удивление.
  4. Жесты. Младенец выполняет кивки головой, отвечая «да» или «нет».
  5. Игры. Если вы спрячетесь от малыша, он сможет найти, даже если вас не видно, по шороху или голосу.
  6. Одежда. Малыш старается помогать натягивать на себя штаны или маечку, просовывая ручки или ножки.

Что должен уметь ребенок в 9 месяцев

На этом периоде своей жизни кроха должна уметь уже очень многое. Чтобы следить за нормальным развитием ребенка в 9 месяцев, необходимо знать важные навыки. При отсутствии некоторых из них не стоит сразу паниковать. Развитие каждого младенца индивидуально, важно помочь крохе освоить тот или иной навык. Если малыш не обладает большей частью умений из списка, то стоит об этом сказать врачу. Навыки при этом разделяются на:

  1. Физические показатели. Сюда относятся умение сидеть, попытки вставать или ходить самостоятельно.
  2. Навыки общения. Здесь выделяется умение говорить слогами, соединять их в небольшие слова.
  3. Эмоциональные. Связаны с психическим развитием ребенка в 9 месяцев – умением понимать происходящее вокруг, показывать мимикой свое состояние, радость или злость.

Физические навыки

Малыш должен уже уметь сидеть без опоры, пытаться вставать и ходить с опорой, пробовать ползти за игрушкой, которая находится рядом. Другие физические навыки, которыми должен обладать 9-месячный ребенок:

  • лежа на животе тянуться за игрушкой, ползти за ней;
  • брать игрушку позади себя;
  • уметь садиться самостоятельно из позиции стоя;
  • подражать взрослым, повторять их действия;
  • препятствовать, когда пытаются отнять игрушку, крепко ее держать;
  • переворачивать страницы книги, рассматривать картинки;
  • перекладывать предметы, ощупывать их;
  • стоять на ступнях при поддержке за ручки, не скручивая пальчики.

Развитие речи

От 9-месячного младенца вы уже должны слышать повторяющиеся слоги и небольшой пассивный набор слов, таких как «мама», «папа», «баба», «дай». Речь при этом всегда эмоционально окрашена. Другие речевые умения:

  • подать вещь кроха просит мычанием и указыванием на нее пальцем;
  • в периоды бодрствования лепет всегда громкий;
  • кроха пытается имитировать интонацию и действия взрослых, повторить за ними звуки.

Осознанные эмоции

Развитие ребенка в 9 месяцев уже на таком уровне, что малыш, услышав от мамы свое имя, повернется и даже подползет к ней. Кроха уже может манипулировать взрослыми, проявляя свой характер, когда что-то не нравится. Так детки изучают границы дозволенного им. Ребенка 9 месяцев можно назвать «подражайкой» – кроха старается повторять все за взрослыми, имитируя звонок по телефону или кормление кукол. Другие эмоции, которые проявляется кроха:

  • упрямство – малыш интенсивно мотает головой, отказывается от того, что не хочет;
  • узнает себя в зеркале, отличает от других людей, оживленно реагирует на свое отражение;
  • может кивать головой, если задавать ему наводящие вопросы;
  • радуется и улыбается, когда пытаются рассмешить;
  • понимает просьбы по типу «возьми» или «иди сюда».

Уход за ребенком

Процедуры ухода остаются прежними, но эмоционально протекают уже по-другому, ведь младенец представляет, как проводится купание, умывание, массаж или прием пищи. Кроха включается в эти процессы, радуется, если хвалят, когда что-то получилось. Не стоит подавлять инициативу – младенец должен развиваться самостоятельно. Если кроха не справляется, не нужно что-то делать за него. В этом случае рекомендуется сопереживать, проявляя только положительные эмоции. В целом уход за малышом включает мероприятия по:

  1. Правильной и регулярной гигиене. Уже с детства нужно приучать малышу к уходу за собой.
  2. Нормализации сна. Он обеспечивает нормальное психическое и физическое развитие ребенка в 9 месяцев.
  3. Составлению меню ребенка. В 9 месяцев грудное молоко составляет уже только 1/4 рациона питания. Прикорм малыша должен включать определенные продукты.

Гигиена

Ежедневные процедуры – это умывание, подмывание, купание, чистка рта и ушей, расчесывание, высаживание на горшок и иногда стрижка ногтей. Для зубов стоит приобрести резиновую щеточку. Чистить их нужно утром и вечером. С этого возраста можно начинать более активное закаливание:

  • начать с температуры воды в 30 градусов;
  • ежедневно понижать ее на 1 градус, пока не дойдет до отметки в 20;
  • после привыкания можно проводить контрастные процедуры, обливая сначала водой в 36 градусов, а потом сразу в 20 градусов.

Сон 9-месячного малыша

Ребенок 9-ти месяцев спит по 12-14 часов в сутки, 10 из которых приходятся на ночной сон, а 1,5-2 часа по 2 раза – на дневной. Ночью кроха просыпается 1-2 раза для кормления, хотя может обойтись и без пробуждения. Это нормальный режим младенца. Во время бодрствования нужно заниматься с младенцем с учетом настроения и времени суток. Утром это может быть гимнастика и активные игры, рассматривание картинок оставляют на вечер перед сном.

Кормление

Девятимесячный малыш еще остается грудничком, но молоко матери уже не является единственным источником питания. Приемов пищи в день должно быть не менее 5 с перерывами по 3,5-4 часа. Они должны приходиться примерно на одно время. Грудным молоком кроху кормят с утра, перед дневным сном, на ночь, перед сном и иногда в ночное время. Прикорм младенцы получают в количестве 1000-1200 мл взрослой пищи за весь день, т.е. по 200-240 мл за один прием. В перерывах между трапезами можно давать питье – компот или несладкий чай. Детское питание может включать:

  • мясо;
  • рыбу;
  • молочные продукты;
  • фрукты;
  • овощи;
  • детские каши и пюре.

Как развивать ребенка в 9 месяцев

Хоть младенец и должен развиваться самостоятельно, помощь ему все равно необходима. Родителям стоит работать сразу в нескольких направлениях, уделяя внимание физическому и психологическому здоровью. Список, чему учить ребенка в 9 месяцев, включает:

  • развитие мелкой моторики ручек;
  • познавательные игры, в том числе на свежем воздухе;
  • активные движения для подготовки к ходьбе;
  • первые шаги с помощью опоры.

Мелкая моторика

Для уже более развитых пальчиков тоже необходима тренировка. Познакомьте ребенка с туалетной бумагой, покажите, как она разматывается. Кроха с удовольствием будет рвать и раскидывать ее. Прилепите к ладошке небольшой кусочек скотча – малыш с интересом попробует оторвать лоскуток. Еще один способ развивать мелкую моторику – насыпать в миску крупу, положить небольшие игрушки и предложить крохе отыскать их. Развитию тактильных ощущений способствует специальный сундучок с разными материалами, например, куском бумаги, губкой, тканью и прочими маленькими предметами.

Познавательные игры

Самая простая и полезная игра – складывание кубиков или пирамидки. Малыш может и не сможет сам повторить за вашими действиями, но будет активно наблюдать за процессом. Даже если он сломает башню, то ничего страшного, ведь в возрасте девяти месяцев крохам нравится смотреть, как что-что падает и рассыпается. Просто попросите младенца сложить кубики в коробку. Еще одна познавательная и простая игра – куклы вверх ногами. Нужно показать крохе, как они должны лежать, перевернув в нормальное положение, и попросить повторить за вами.

Двигательная активность

Необходимо прилагать все усилия, чтобы научить кроху ползать. Для этого создавайте ему опору для одной и другой ножки поочередно. Так он сможет научиться ползать. Если малыш уже это умеет, то приобретите домик с тоннелем. Младенец будет активно ползать в нем, укрепляя свой навык. Деткам в этом возрасте нравится помогать маме, поэтому позволяйте малышу потереть тряпкой во время уборки или подержать поварешку перед приготовлением обеда.

Первые шаги

Некоторые девятимесячные карапузы делают свой первый шаг, но это необязательно. По мнению врачей, в норме, если ребенок научился ходить до 1,5 лет, но это не значит, что не нужно помогать крохе и пускать все на самотек. Слабость или гипертонус мышц ног может помешать карапузу. Избежать их поможет гимнастика:

  1. Поставить малыша перед коляской, чтобы он держался за нее ручками. Далее двигать ее – ребенок будет тянуться вперед и сделает шаг.
  2. Посадить кроху на фитбол спиной к себе. Удерживая за бедра, наклонять мяч в разные стороны. Это развивает координацию.
  3. Длинный шнурок натянуть между мебелью на высоте коленей малыша. Держа кроху за руки, заставить переступить препятствие.

Раннее развитие малыша в 9 месяцев — за и против

Так называют воспитание и развитие ребенка в 9 месяцев с акцентом на максимальное раскрытие физического и интеллектуального потенциала. Мнения педиатров, в том числе доктора Комаровского, по этому поводу относительны, но они сходятся в одном – навредить такие методы могут только при перегрузке в результате фанатичного желания вложить в малыша энциклопедические знания. Если играть с детьми так, чтобы не просто весело проводить время, но и учить малышей чему-то новому, то никаких негативных последствий не будет. Существует несколько методик раннего развития:

  1. По Монтессори. Девизом этого метода является «Научи меня, чтобы я мог сделать это сам». Примером служат объемные буквы и цифры, которые малыш может ощупывать, или рисование узоров обычной манкой.
  2. По Глену Доману. Методика предполагает осваивание карточек с изображениями букв, цифр, слов и фото. После таких занятий должны быть активные подвижные игры для физического развития.
  3. По Марии Гмошинской. Методика заключается в рисовании пальчиками, для чего потребуются краски в баночках и большой ватман.

Как играть с ребенком в 9 месяцев

С помощью развивающих игр можно подготовить карапуза к будущим познаниям, заставить мозг активнее работать, запустить воображение и логическое мышление. Для этого у крохи должны быть музыкальные игрушки, мягкие кубики, мячики куклы и машинки. Нужно обращать внимание на их свойства – они должны быть простыми. Например, мячик катится, значит его надо катить, пианино издает какой-то звук только при нажатии на клавиши. Концентрировать внимание необходимо на чистоте куклы, доброте зайчика, мягкости мячика и других положительных свойствах предметов.

Игры на свежем воздухе

На прогулке стоит показывать ребенку окружающие предметы, говорить, как они называются и для чего необходимы. Повторяйте услышанные на прогулке звуки – после таких речевых игр кроха начнет подражать вам. Карусели и качели вызывают у деток реакцию восторга. Не лишайте ребенка возможности запустить пальцы в песок или потрогать травку. Так младенец познает окружающий мир и вместе с тем развивается.

Игры без игрушек

Ребенку могут надоесть игрушки, поэтому придется предложить ему что-то новое и интересное. Кроме обычных пряток вы можете сделать следующее:

  1. Нарисовать на своих пальцах ручкой смешные рожицы и разыграйте перед карапузом придуманный кукольный спектакль.
  2. Возьмите кастрюли, контейнеры, коробки, дайте малышу в руки карандаши или ложки. Покажите, что ими можно стучать по предметам, создавая определенные мелодии.
  3. Если нет возможности пойти в песочницу на улицу, то просто насыпьте в тазик любую крупу, дайте ребенку ложку или кружку – он с удовольствием будет копаться миске.

Видео

Вы празднуете очередную дату – ребёнку 9 месяцев! Внеутробное развитие сравнялось с временем, проведённым крохой в животике мамы, и теперь будет превышать его всё больше и больше. Начиная с этого возраста, малыш будет становиться всё менее беспомощным и более самостоятельным. Он ещё очень уязвим и нуждается в непрерывном присмотре со стороны взрослых, но теперь на первый план выходит социальное развитие и становление личности. Не упустите этот момент, воспитывая в нём уважение к себе и окружающим.

Что умеет ребёнок в 9 месяцев?

  • Подражает речи взрослых, повторяет произнесённые ими слоги. В детском лепете становится слышна имитация предложений, заметны интонации, разнообразные сочетания звуков.
  • Копирует поведение других детей, общается жестами. Если несколько деток рядом заплачут, может «поддержать компанию» и разревется без каких-либо других причин.
  • Уже есть любимые занятия, которым отдаёт предпочтение.
  • Быстро ползает, может ползать, зажав игрушку в одной руке. По желанию легко садится, уверенно сидит, сам встаёт у опоры, может пройтись с поддержкой «под руки».
  • Откликается на своё имя, поворачиваясь в сторону говорящего. Знает названия некоторых предметов, на вопрос «где?» о знакомом предмете ищет его взглядом.
  • Маленькие предметы может взять двумя пальцами – владеет «пинцетным захватом».
  • С удовольствием играет в разнообразные развивающие игры, пытается копировать взрослых при составлении кубиков или «пирамидки». Даже не видя всех деталей в действиях взрослых, пытается повторять за их действиями.

Кроха в 9 месяцев стремится исследовать и потрогать всё, что ещё не исследовано и не потрогано, поэтому перед тем, как открывать ему допуск в какое-либо помещение, убедитесь, что там ничего не угрожает детской любознательности и что в «исследовательском» порыве он не испортит ничего важного.

Развитие в 9 месяцев

В этом возрасте кроха закрепляет и улучшает полученные ранее навыки. Малыш в 9 месяцев уже умеет ползать и активно использует это умение. Держась за опору, он в состоянии встать и немного пройтись вдоль журнального столика или шкафа, придерживаясь за них ручками. Вне зависимости от того, чему успел научиться ребёнок к 9 месяцам, отличительная черта этого периода – энергичность в действиях, возросшая скорость и умелость в управлении собственным телом.

У детей в 9 месяцев уже появились предпочтения. Есть любимая игрушка и любимое занятие. Порой маме требуется приложить немалое усилие, чтобы постирать затасканную по всем полам игрушку – ребёнок наотрез отказывается с ней расставаться даже на время сна.

Малыш интенсивно выражает недовольство, направленное на конкретные действия по отношению к нему. Так многие дети яростно протестуют против подстригания ногтей или чистки носика, поэтому маме нужно набраться терпения, чтобы довести необходимую процедуру до конца и не выйти из себя. В любом случае не игнорируйте возмущения карапуза, объясняйте, например, что ему нужно подстричь ноготки, чтобы пальчики выглядели красиво.

Ребёнок внимательно наблюдает за родителями, запоминает их действия, поэтому позднее способен достать спрятанную при нём вещь. Помнит места, куда вы кладёте интересные ему предметы и старается их достать. Так, зная, что у мамы на шее висит красивый медальон, будет всячески тянуться к нему, стараясь схватить цепочку, или залезет во внутренний карман папиной куртки, где лежит мобильный телефон.

Девятимесячный ребёнок спит 12–14 часов в сутки, ночью – около 10 часов и дважды днём по часу-двум. Малыш давно отказался от третьего дневного сна и, следовательно, режим его дня немного поменялся. Здоровые детки в 9 месяцев могут бодрствовать 3–4 часа подряд, не уставая от своей активной деятельности. Ночью ребёнок в большинстве случае просыпается не реже 1 раза, чтобы покушать.

Невероятно сильно выражено подражательное поведение. Психическое развитие в 9 месяцев таково, что на данном этапе формируются поведенческие модели на основе подражания за действиями взрослых. Для крохи важно усвоить назначение предметов, как с ними поступать и какие результаты ожидать от различных манипуляций – для этого он внимательно следит за взрослыми и старается скопировать их действия.

Уход в 9 месяцев

Многие мамы в этом возрасте решаются первый раз подстричь ребёнка . Делать это нужно с осторожностью, чтобы не занести заразу в детский организм. Не стригите наголо, тем более не брейте кроху – это может негативно сказаться на нежных волосяных луковицах или стать причиной воспаления кожи головы.

Питание в 9 месяцев становится богаче ещё на один продукт: вводим рыбу. Теперь рацион малыша включает большую часть «взрослых» продуктов, ему уже можно кушать блюда из овощей, фруктов, круп, мяса и рыбы. В сутки кроха должен покушать не менее пяти раз, с перерывами между дневными кормлениями 3–4 часа.

Давайте малышу различные по твёрдости продукты: супы, каши, мякоть фруктов, кусочки мяса, овощи, сухофрукты. Вы удивитесь, как быстро ваш карапуз разберётся в том, что надо пить, что жевать, а что с усилием грызть. Для развития и закрепления жевательных навыков полезно не измельчать овощи и фрукты до однородной, кашеобразной субстанции, а добавлять небольшие кусочки мякоти. В каши из круп можно класть немного измельчённых бананов или персиков.

Новые продукты вводите осторожно, продолжайте вести дневник прикорма. Пока твёрдая пища не станет привычной для ребёнка, основным источником питания для него остаётся материнское молоко.

Упражнения и игры для малыша в 9 месяцев

Юркому и подвижному девятимесячному ребёнку непросто сделать массаж, т.к. удержать его долгое время в одной позе, не вызвав при этом возмущения, практически невозможно. Польза же от массажа для непрерывно вырывающегося и капризничающего карапуза примерно нулевая. Поэтому вместо массажа отлично подойдёт гимнастика для детей в 9 месяцев .

  • В положении лёжа на спине сгибайте и разгибайте ножки крохи: одновременно обе ноги, потом попеременно то одну, то другую, затем снова одновременно.
  • В положении сидя сгибайте и разгибайте ручки. Осторожно вращайте ручками в разные стороны.
  • Придержите ребёнка за ручки, дождитесь, когда он подтянется и встанет, пройдите с ним несколько шагов, страхуя его под руки.
  • Приседайте у опоры, страхуя малыша от падения.

Вашему карапузу наверняка понравится такая гимнастика, только не переусердствуйте и не переутомите его, чтобы не вызвать негатива к физическим упражнениям.

Развивающие игры для ребёнка в 9 месяцев – неоценимая помощь для его физического и психического развития. Занимаясь с малышом, мама улучшает моторные навыки своего чада, расширяет его пассивный словарный запас и, что немаловажно, укрепляет двустороннюю эмоциональную связь. Рассказывайте ему стихи, читайте книжки. А делая что-либо по дому, посадите рядом с собой и объясняйте, что и как вы делаете.

Есть очень интересная игра для детей в 9 месяцев – «весёлая наклейка ». Возьмите набор ярких наклеек, усадите ребёнка перед собой. Теперь покажите ему любую наклейку, быстро наклейте куда-нибудь на тело карапуза так, чтобы он не заметил. Затем спросите у него: «Где наклейка?» Совместно ищите её, поочерёдно называя рассматриваемые части тела. Например, проверяя левую ручку, скажите: «На этой руке нету! А где тогда? Давай посмотрим на другой руке. Где у тебя другая рука?» И так далее. Когда обнаружите наклейку, скажем, на ножке, обязательно скажите: «Вот она! На ноге!» Через какое-то время позвольте девятимесячному ребёнку самому найти её. Потом поиграйте в эту же игру, только наклеивайте их на своё тело. Следите за тем, чтобы кроха не взял наклейку в рот.

К концу девятого месяца заканчивается третий триместр интенсивного развития вашего ребенка. Темпы роста замедляются: вес его, в зависимости от индивидуальных особенностей, от 7,5 до 10 килограммов, а иногда и больше. Рост в среднем от 70 до 75 см.

Физическое развитие на девятом месяце

На девятом месяце малыш очень активен: он ползает в разных направлениях, способен ползком преодолеть несколько ступенек лестницы, умеет разворачиваться ползком (вращается вокруг своей оси). Ручки ребенка уже достаточно хорошо окрепли, поэтому он может легко вставать из любого положения, например, ухватившись за бортик кровати, переступает ножками вдоль опоры. Пытается стоять самостоятельно, правда, пока еще удерживать равновесие дольше нескольких секунд у него не получается, поэтому малыш падает, затем снова поднимается. Увереннее ходит при поддержке за обе руки.

Одной из особенностей данного месяца является интенсивное развитие мелких движений кисти: малыш уже может брать мелкие предметы большим и указательным пальцами, осваивает указующий жест – «туда», «там», «вот это».

Психическое развитие на девятом месяце

Девятимесячный малыш уже достаточно хорошо понимает речь, по просьбе родителей выполняет простые действия: показывает на различные знакомые предметы, играет в совместные со взрослыми игры - прячется при игре в «ку-ку», смеется и отстраняется при игре «идет коза рогатая».

Малыш в девять месяцев уже знает многие части тела: носик, ротик, глазки, ушки, ручки, то есть те, о которых мама чаще всего ему рассказывает. При этом он понимает и может показать не только части тела на себе, но и у мамы, у куклы.

Может проявлять множество эмоций: радость, интерес, удивление, недовольство, гнев, разочарование. Выражает эмоции в улыбках, смехе, слезах.

Начиная с этого месяца, ребенок ориентируется на оценку его действий со стороны взрослых: повторяет одобряемое действие, радуется поощрениям, сердится или обижается на замечания, может что-то сделать назло запрету взрослого. Реакция взрослого на действие ребенка очень важна для него, поэтому необходимо быть осторожным в своих оценках, и если малыш ваш малыш полюбил сдергивать свою шапочку с головы, не считайте это озорством, постарайтесь не сердиться и не ругать ребенка, а принять как показатель нормального развития.

Развитие памяти позволяет малышу успешно запоминать и последовательность действий в потешках: он с удовольствием хлопает в ладоши, закрывает ручками глазки и топает ножками в нужные моменты.

Игры и игрушки на девятом месяце

Девятимесячный ребенок любит собирать и разбирать матрешку вместе с мамой, строить вместе башню, подавать кубики, катать машинку и мячик. Многим нравиться крутить юлу, сидеть в песочнице и перебирает песок, поэтому набор формочек и совочек прекрасно подойдут для игр на улице (только следите за тем, чтобы ребенок не наелся песка!).

Учите малыша находить и показывать различные части тела, если он уже знает и показывает ручки, ножки, разучивайте более сложное – локотки, коленки, пяточки и т.д.

Ребенок с удовольствием рассматривает себя в зеркало, кривит рожицы и улыбается. Любит рассматривать картинки в детских книжках, с большим интересом слушает пояснения к картинкам.

Речь

На данном этапе ребенок продолжает расширять свой словарный запас звуковыми сочетаниями. Осваивает двусложные звуки: ма-ма, да-да, ня-ня, та-та. Малыш не только произносит эти слова, но и ассоциирует их с людьми. Многие начинают произносить первые слова, например, «мя» - мячик, «ку-ка» - кукла. Подолгу лепечет сам – то громко, то тихо, то переходит даже на шепот.

Для общения ребенок уже использует не только мимику, но и различные движения, звуки, жесты, позы, например, тянет руки к маме, когда хочет к ней. Понимает слово «нельзя». Имитирует различные звуки: кашель, щелканье языком.

Слух

Различает характер мелодии: под веселую ритмичную музыку будет пританцовывать, медленную мелодию будет слушать спокойно. Больше пойте малышу различные песенки и мелодии: весёлые, тихие и громкие, спокойные и быстрые. Детки очень любят, когда с ними танцуют на руках под разную музыку.

Зрение на девятом месяце

Ребёнок уже отчётливо реагирует на красный, жёлтый и зелёные цвета, способен различать геометрические фигуры. Игра с ребенком в мяч прекрасно развивает зрительное восприятие, так как слежение за движущимся ярким мячом укрепляет мышцы глаза.

Вырежьте из цветного картона простые геометрические фигуры и показывая малышу называйте: красный круг, зеленый квадрат, жёлтый треугольник.

Другие навыки и умения на девятом месяце

Сам может держать чашку и пить из нее. Пришла пора дать ребенку в руку ложку и учить его есть самостоятельно. Раннее пользование ложкой не только приучает ребенка к самостоятельности, но и делает процесс еды для малыша более привлекательным.

Знает и откликается на свое имя, многие уже спокойно относятся к высаживанию на горшок, пытается общаться с помощью жестов, не любит одиночества.

Первые зубки

На девятом месяце жизни у ребенка уже есть 4 зуба (чаще всего это происходит в возрасте пяти-шести месяцев, хотя зубки могут начать прорезываться и гораздо позже). В этом возрасте, как правило, появляются еще

Ваш ребенок

Питание и уход за малышом

Сон и безопасность

Развивающие игры

Учим названия частей тела

Игра 1. «Кто в зеркале?»

Осознание самого себя – длительный процесс, но именно в 9 месяцев малыш начинает догадываться, что девочка или мальчик в зеркале является его отражением. Игры с зеркалом позволяют не только получить представление о своём внешнем облике, но и выучить название частей лица и тела.

Вам понадобятся

Зеркало большого размера (висящее в ванной или в прихожей), новая шапка, обруч для волос или разноцветный бумажный колпак, которые легко надеваются и снимаются.

План игры

1. Возьмите ребёнка на руки и встаньте с ним перед зеркалом или сядьте на стул посадив малыша на колени. Расположитесь таким образом, чтобы было видно не только отражение ребёнка, но и ваше собственное. 2. Наденьте на ребёнка шапку, которую он раньше никогда не видел, и дайте ему полюбоваться на себя в зеркало. 3. Попросите малыша показать, где шапка, где его голова, где глаза, брови, нос и т. д. 4. Наденьте шапку на себя и попросите малыша показать, где у вас находятся различные части лица. Обращайте внимание ребёнка на то, что всё, что он показывает, видно в зеркале! 5. Повторите то же самое с колпаком и с обручем для волос.

Родителям на заметку

1. Обратите внимание на то, что ребёнку больше всего нравится надевать на голову, и в дальнейшем играйте именно с этим предметом. 2. Старайтесь не вводить ребёнка в заблуждение фразами вроде: «Помаши ручкой девочке/мальчику!». Наоборот, чаще повторяйте малышу, что это он отражается в зеркале! Игра подготовлена Марией Баулиной – нейропсихологом, кандидатом психологических наук, специалистом по детской нейропсихологии и проблемам развития психологических функций ребенка.

Развитие: наблюдаем за малышом

Малыш теперь многое умеет и готов с утра до вечера энергично исследовать окружающий мир. Девятимесячные мальчики весят 8,0-9,9 кг при росте 69,7-74,2 см, соответствующие показатели для девочек: 7,3-9,4 кг и 67,7-72,6 см*.

Большинство детей этого возраста активно ползают, опираясь на ладошки и коленки. Есть малыши, которые передвигаются, используя «пятую точку»: отталкиваясь одной ножкой, они как бы подпрыгивают на попе в нужном направлении. Некоторые дети перемещаются с места на места на четвереньках, но с выпрямленными коленками. Ребенок владеет своим телом все более уверено и уже умеет менять позу во время движения.

Девятимесячный малыш успешно учится выражать свои эмоции и желания с помощью мимики и осмысленных жестов. Он может, например, помахать рукой на прощание или попроситься на ручки, а также продемонстрировать свое неудовольствие по поводу предложенной еды или игрушки. Память у ребенка становится более долгосрочной. Теперь он может повторять действия, которые видел неделю назад: например, примерять перед зеркалом шляпу так же, как это делала мама в прошлую пятницу.

Дети не только запоминают и различают предметы, но и узнают их предназначение. Малыш не будет изучать чашку, как раньше, внимательно ощупывая ее и пробуя на вкус. Он сразу попытается поднести ее ко рту, чтобы попить.

Ребенок придумывает различные игры, чтобы убедиться в «постоянстве» предметов: например, кладет игрушку в ведерко и сразу его опрокидывает, чтобы увидеть игрушку снова и удостовериться, что она не пропала. Таким способом малыш осознает, что предметы не исчезают, когда их не видно.

Наблюдая за развитием разных детей, можно выделить некоторые общие закономерности: сначала малыш встанет - и только потом пойдет; сначала научится «загребать» рукой предметы - а потом уже хватать их, используя большой и указательный палец, и перекладывать из одной руки в другую. Однако в какой области ребенок будет развиваться быстрее, зависит от его индивидуальных особенностей и способностей. Одни дети усиленно тренируют ножки, чтобы скорее встать, другие сосредоточены на ручках - им все время хочется что-нибудь взять, повернуть и пощупать. Внимательные родители почти всегда смогут определить, что малыш начнет делать раньше: ходить, говорить или уверенно манипулировать предметами.

*На основе данных, которые предоставили эксперты Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) по результатам Многофокусного исследования по эталонам роста (МИЭР).

В нем участвовали дети, уход за которыми соответствовал правилам охраны здоровья, принятым ВОЗ, - например таким, как грудное вскармливание и отказ матери от курения. На сегодняшний день результаты МИЭР - это признанные мировые стандарты, с которыми можно и нужно сверять развитие детей независимо от их места проживания, типа вскармливания и принадлежности к разным этническим группам и культурам.

Поведение: понимаем малыша

Дети продолжают изучать реакции взрослых на свои поступки. Если малыш бросил ложку на пол, он вовсе не стремится быть непослушным: он хочет узнать, какое действие мамы за этим последует. Таким способом ребенок накапливает информацию о причинно-следственных связях. Скорее всего, ребенок еще не раз бросит ложку на пол, чтобы проверить, останется ли мамина реакция прежней.

У малыша появились любимые игрушки. Отнеситесь серьезно к детской привязанности к плюшевому мишке: попытка на время разлучить кроху с любимцем, отправив игрушку в стирку, может стать причиной настоящей истерики. Чтобы избежать подобной ситуации, заведите «двойника», которым хотя бы на время можно будет заменить любимого мишку.

Малыш понимает многие слова и начинает соотносить звучание слова с его значением. Ваш кроха будет уверенно переводить взгляд с одного родителя на другого, «отвечая» на вопросы: «Где же твоя мама?» или «Где папа?». Просьба мамы: «Дай, пожалуйста, чашку!» - будет с радостью выполнена, особенно если в этот момент ребенок смотрит на чашку, а мама протягивает открытую ладонь, куда ее можно положить. Если у крохи все получилось правильно, он с удовольствием будет участвовать в этой «игре» снова и снова.

В девять месяцев дети охотно играют в игры, основанные на принципе «туда – обратно». Малыш может посвятить много времени попыткам снять с папы очки, подождет, пока папа водрузит их обратно себе на нос, и снова будет пытаться их снять. Одним из вариантов такой игры является «разговор по телефону»: ребенок с мамой передают друг другу один «телефон» и по очереди в него что-нибудь говорят.

Для девятимесячного малыша весь мир - одна большая интересная игра, где все надо исследовать и попробовать. Любая вещь может стать участником веселой забавы - от старой перчатки до кастрюли, которую ребенок научился самостоятельно вытаскивать из шкафа. Обязательно хвалите ребенка за его достижения, фантазию и сообразительность.

Питание

В ежедневный рацион девятимесячного ребенка должны входить следующие продукты: 400-500 г грудного молока (или адаптированной молочной смеси в случае невозможности грудного вскармливания), 170-200 г овощей, 170-200 г каши, 60-80 г фруктов, 60-70 г сока, 60-70 г мяса, 40 г молочных продуктов.

У малыша уже достаточно разнообразное меню, но не забывайте основные правила введения прикорма: добавлять новые продукты можно только, когда ребенок здоров; нельзя вводить новый прикорм или добавку за неделю до и после прививок; нельзя вводить несколько продуктов одновременно; начинать прикорм новым продуктом нужно с небольших порций, увеличивая их постепенно.

Пока малышам лучше готовить еду в виде пюре, но небольшие мягкие кусочки фруктов в каше на завтрак помогут крохе научиться пережевывать пищу. Процесс жевания важен для правильного развития речи.

Внимательно следите за реакцией ребенка на прикорм и не забывайте, что идеальной пищей для грудного малыша по-прежнему остается материнское молоко.

Многие дети в этом возрасте пробуют есть самостоятельно. Поддержите малыша: дайте ему возможность самому управляться с едой - сначала руками, а потом и ложкой. Посадите рядом с крохой плюшевого мишку и сделайте вид, что кормите игрушку. Ребенок обязательно захочет покормить своего друга вместе с вами и попытается как можно точнее повторить ваши действия.

Примечание:

ВОЗ рекомендует исключительно грудное вскармливание в первые шесть месяцев. Грудное вскармливание является наилучшим способом предоставления идеального питания для здорового роста и развития детей грудного возраста; оно также является составной частью репродуктивного процесса с важными последствиями для здоровья матерей.

Уход за ребенком

Ваш ребенок превратился в маленького непоседу, которому категорически не нравятся любые дела, отвлекающие его от активного исследования окружающего мира. Смена подгузника, умывание, переодевание и даже кормление теперь представляют для мамы весьма непростую задачу.

Для начала, малыша нужно «поймать» и удержать на одном месте. Превратите это в веселую игру. «Страшным» голосом говорите: «Сейчас я тебя поймаю!» - и, ухватив уползающего ребенка за ножки, радостно восклицайте: «Попался!». Скоро довольный и утомленный игрой кроха успокоится, а мама сможет не торопясь сделать все необходимые дела.

Чтобы заинтересовать ребенка, дайте ему возможность «самостоятельно» совершать необходимые процедуры. Покажите ему, как использовать мягкую губку для мытья и пушистое полотенце для вытирания, учите кроху надевать носочки и держать в руках ложку. Хвалите малыша за старание, даже если купание затянулось, а на кухне придется провести незапланированную уборку.

Обучение и общение: занимаемся с малышом

В этом возрасте ребенок уже не только реагирует на интонацию, но и понимает многие слова и фразы. Детям очень нравится «беседовать» с взрослыми. Всегда отвечайте на попытки «поговорить» с вами, чтобы кроха лучше освоил правила ведения диалога. Читайте с малышом книжки с картинками и подражайте звукам, которые связаны с изображенными животными или предметами. Посадите ребенка к себе на колени, чтобы у него была возможность не только внимательно рассмотреть каждый рисунок, но и понаблюдать за маминым выражением лица и потрогать пальчиками ее губы, когда она читает.

Развивайте логическое мышление малыша с помощью игры в «перевертыши». Разложите перед ребенком игрушки, перевернув их «вверх ногами». Понаблюдайте, исправит ли ребенок неправильное положение вещей, или оставит мишку стоять на голове, а чашку – кверху дном.

Соберите набор «для осязания»: положите в коробку куски разных на ощупь тканей, губку для мытья посуды, кусочек линолеума, деревянный кубик и т.д. Малыш будет с интересом вынимать эти предметы из коробки и складывать их обратно, учась различать материалы «на ощупь».

Вытаскивать предметы из ящика или коробки – одно из любимых занятий вашего крохи. Усложните ему задачу: положите в коробку три разных предмета, которыми ваш ребенок пользуется каждый день, затем попросите его дать вам один из предметов - например, ложку или мячик. Обязательно похвалите ребенка, если он правильно выполнил вашу просьбу.

Пирамидка также остается одной из любимых игрушек малыша. Пока крохе еще рано «правильно» собирать ее, но сам процесс нанизывания колец на стержень для него необыкновенно увлекателен. Можно усложнить игру и покачивать пирамидку, когда ребенок пытается надеть очередное кольцо.

Игрушки с кнопками, а также игрушки для сортировки и строительства помогают развивать мелкую моторику и внимание малыша. Используйте их для объяснения малышу понятий формы, размера и цвета.

Используйте мячик или игрушки на колесах, чтобы помочь ребенку активнее ползать и передвигаться. Играя с малышом, лучше использовать мягкий мячик, который легко ухватить и пощупать. В мячик можно играть не только вдвоем, но и всей семьей: перекатывайте его друг к другу, подбрасывайте, сопровождая каждое действие считалочкой или называнием участников игры по именам.

Сон

В этом возрасте дети тратят много энергии на активные игры и изучение новых предметов и явлений. Для гармоничного развития и полноценного отдыха им требуется не менее 15 часов сна*.

Даже самым самостоятельным малышам, чтобы почувствовать себя в безопасности и скорее уснуть, по-прежнему необходимы нежные объятия мамы и папы. Попробуйте медленно покружиться с малышом на руках под тихую спокойную мелодию перед тем, как уложить его спать. Это поможет малышу расслабиться.

У многих девятимесячных детей есть любимый предмет, без которого они отказываются засыпать. Это может быть плюшевая игрушка, одеяло или папина фланелевая рубашка - главное, чтобы предмет был мягким, обладал своим привычным запахом, и чтобы с ним можно было спать в обнимку. Кроха начинает привязываться к «обнимашке» в возрасте шести месяцев. С этой особенной игрушкой или вещью у малыша связаны чувства комфорта и безопасности. Родителям придется следить, чтобы с «обнимашкой» ничего не случилось: иначе настроение и сон ребенка будут испорчены на несколько дней. Постарайтесь заранее приготовить второй такой же или очень похожий предмет на замену, чтобы помочь малышу пережить возможную потерю.

Примечание:

(*) Вышеприведенные нормы – усредненные, продолжительность и время сна зависит от темперамента малыша. Главным критерием «нормы» всегда остается хорошее самочувствие малыша, улыбки и жизнерадостность. Если у Вас всё же возникают какие-то сомнения, проконсультируйтесь с Вашим педиатром.

Безопасность

С ростом детской активности родителям приходится задумываться о дополнительных мерах безопасности.

Посмотрите на свой дом глазами ребенка: вам может показаться, что тостер или электрический чайник стоят высоко, и малыш не сможет до них дотянуться, но он легко может дернуть за провод и опрокинуть на себя тяжелый предмет.

«Нет!» и «Нельзя!» - слова, которые девятимесячный малыш хорошо понимает, но не обращает на них особого внимания. Тем не менее, их уже можно и нужно применять, если ребенок тянется к розетке или электроприборам. Скажите твердое «Нет!», преградите доступ к опасному предмету и переключите внимание малыша другое занятие. Предоставьте ребенку безопасную возможность удовлетворить свое любопытство: не запирайте нижние ящики шкафов и оставьте в них вещи, которые не принесут ему вреда. Со временем ребенок поймет, что некоторые предметы и поступки - под запретом, и научится отличать опасные предметы.

Не оставляйте ребенка без присмотра на стуле или детском кресле, если они не снабжены ремнями безопасности или не достаточно устойчивы.

Похожие публикации