Воспитание культурой и красотой. Консультация для педагогов

Как воспитать девочку, чтобы вырастить её целостной и гармоничной личностью? Особых секретов нет, главное - следовать рекомендациям и собственной интуиции, а также уметь слушать ребёнка.

Физическое воспитание девочки

Спорт - это неотъемлемая часть развития любой девочки с ранних лет. Он развивает в ней дисциплинированность, культуру общения, правильные привычки, навыки планирования и т.д.
Можно выбрать одну или нескольких секций: от танцев до фигурного катания. Это могут быть профессиональные виды спорта или простая самодеятельность - решать вам. Но не забывайте, что спорт нужен для того, чтобы девочка была в хорошей физической форме, а достижения и звания - это следствие её хорошей работы или целеустремлённости.

Для девочек идеально подойдут такие виды спорта и занятия: все виды танцев, йога, художественная гимнастика, фигурное катание. В подростковом периоде актуальным будет фитнес и аэробика.

Культура

Примером для ребёнка служат в первую очередь родители. Если они разговаривают грамотно, не допускают ругательств, заняты своим делом, то обязательно подадут правильный пример. Она должна видеть, что вы читаете, трудитесь на кухне или в доме, уделяете семье личное время. К примеру, мама с ранних лет должна готовить семейные обеды вместе с ребёнком, стараться допускать её к взрослым делам, но под своим присмотром. Это воспитает в девочке любовь к кулинарии и быту.

Задатки хозяйственности и женственность прививает именно мама. Она должна служить примером для подрастающей дочери. Поэтому совместная готовка, походы в магазин, выбор первой косметики - всё это должна прививать именно мать.

Отец, в свою очередь, является для девочки её первым мужским окружением. Поэтому он также должен служить правильным примером, формировать доверие и выражать заботу. Папа обязан вести себя хорошо и учтиво не только с дочерью, но и мамой. Девочка должна видеть, что такое семейные отношения, забота и любовь со стороны отца.

Часто она проводит параллели и делает соответствующие выводы из этого: как будет вести её будущий муж, какие отношения должны быть между супругами. Её родители - это пример для подражания, а отец часто является прообразом его будущего избранника. Если же в семье присутствовали частые скандалы между родителями, отец мог позволить рукоприкладство, то это может отразиться и на дальнейшей судьбе дочери. Она подсознательно будет искать такого же избранника, который мог решать споры кулаками. Поэтому родителям стоит сначала наладить свои отношения, а потом заниматься развитием ребёнка.

Если же мать ребёнка находится в разводе, то не стоит формировать плохое мнение об отце. Это может воспитать ненависть ко всем мужчинам или внутренние комплексы. Должно присутствовать воспитание в духе одинаково хорошего отношения, как к окружающим мужчинам, так и к женщинам.

Гармоничная и уверенная в себе личность

Как воспитать девочку так, чтобы она выросла самостоятельной и уверенной в себе? Во-первых, нужно не пресекать её в стремлениях, жёстко нарушая её планы. Если вы видите, что ребёнок делает глупости, то корректно направляйте его в нужное русло, не вызывая агрессии и недопонимания. Старайтесь быть выдержанной с девочкой, правильно учить её жизни, так как она более ранима и подвержена эмоциям, чем мальчики.

Чтобы ваша дочь выросла гармоничной личностью, она должна быть не просто развитой, но и не иметь лишних комплексов. Часто они исходят именно с детства. К примеру, родители могут напрямую указывать на её недостатки в поведении, красоте, делать ребёнка неуверенным в себе. Наоборот, нужно говорить, что она самая красивая и лучшая, окружать любовью и заботой. Если вы видите, что эти недостатки всё-таки мешают дочери по жизни, то грамотно справляйтесь с ними. К примеру, если ребёнок склонен к полноте, то запишите её на занятия, если не умеет красиво двигаться - на танцы.

Частые ошибки, которые допускают родители при воспитании дочери:

  1. Указывают на её недостатки. Важно понимать - если уж критиковать, то делать это нужно правильно!
  2. Воспитывают её такой же стойкой и мужественной, как и мальчика.
  3. Слишком благосклонно относятся к её плохому поведению, считают, что девочки слабее мальчиков, их нужно жалеть и поощрять в любой ситуации.
  4. Забывают о том, что в девочке нужно воспитывать женственность.
  5. Считают, что ей не нужно развиваться по жизни, достигать карьерных вершин. Главная цель - удачное замужество и семейное счастье. Но так ребёнок не будет приспособлен к реалиям, может столкнуться с множеством трудностей.

Дочь всегда будет брать пример с мамы, но и отношение отца также играет роль. Поэтому оба родителя должны одинаково прикладывать усилия к её развитию, становлению, как личности. Плоды вашего труда обязательно будут иметь успех.

Если у вас родилась красавица-дочка, - это значит, что папа станет "папулей", а мама уже перестанет быть самой милой в вашем доме.

И вместе с ее рождением в вашем доме появится масса маленьких безделушек, красивых платьев и много забот. Прежде всего, важно учитывать, что малышку нельзя слишком баловать, но и в "ежовых рукавицах" держать не стоит.

Любой ваш шаг в ее воспитании может повлиять на взрослую жизнь дочери. Поэтому существует несколько правил, придерживаясь которых, вы будете на правильном пути в воспитании девочки.

1. Уверенность в собственной красоте . Сомнение в своей привлекательности для девочки - источник комплексов и неудач в личной жизни. Даже если малышка - не идеал красоты, задача родителей - с детства убеждать девочку, что она - красавица.

Всегда подчеркивайте ее достоинства , не подсмеивайтесь над недостатками (веснушки, курносый носик, полнота). Пусть принимает себя такой, какая она есть, и верит, что все эти мелочи - неповторимые черты ее очарования. Не нужно оттягивать ее от зеркала или запрещать пробовать красить губы. Наблюдая за известными актрисами, она узнала, что даже самая красивая женщина следит за собой. Поощряйте попытки ухаживать за своей внешностью : аккуратная прическа, маски для лица. Спортивные секции, бассейн, аэробика - пусть занимается своим здоровьем и поддерживает красоту.

4. Ангел-хранитель . Как будущая женщина, малышка должна уметь заботиться о близких, замечать чужую боль. Пусть по мере сил старается помогать слабым и больным, даже если это дворовая собачка или раненая птичка. Позволяйте девочке заботиться о своих близких , в частности, о вас - самой любимой и незаменимой мамочке. Будьте благодарны ей и обязательно показывайте ей это.

5. Маленькая хозяйка . С маленького прививайте доченьке навыки стирки, уборки, шитья, кулинарии. Научите ее рациональным приемам ведения домашнего хозяйства. Пусть справляется с задачами легко и привычно, а если не получается - уметь просить помощи у близких.

6. Деятельность и оптимизм . В младших классах именно девочки становятся лидерами, а мальчики начинают развиваться значительно позднее. Не стоит подавлять инициативность девчушки только потому, что в обществе главным считается мужчина. Пусть попробует себя в , а ваша задача - замечать и хвалить ее успехи . Ей точно понадобиться умение слушать и прислушиваться к мнению коллектива.

7. Индивидуальность . Эта задача - не из легких, но вполне выполнима. Помогите личностному развитию малышки, но не пытайтесь сломать ее индивидуальность . Если вы хотите, чтобы она стала великим математиком, а ребенок прекрасно пишет стихи и танцует, не нужно "переделывать" ее только потому, что вам не очень по душе такие стремления дочери. Лучше поддержите ее, ведь ей это так необходимо.

Валентина Шанина
Воспитание культурой и красотой. Консультация для педагогов

Что такое воспитание ?

Нам представляется, что это «питание» души и сердца ребенка всем самым возвышенным. Благородным и прекрасным , питание красотой . Сегодня воспитание нравственного и культурного человека выходит за рамки чисто образовательных задач. Сегодня воспитание становится проблемой спасения SOS.То, что происходит в мире, не может быть оценено иначе как чрезвычайная ситуация! Небывалый рост жестокого насилия, всевозможных пороков, в первую очередь ставящих под угрозу жизнь детей, заставляет принимать самые серьезные и решительные меры и немедленно. Что мы можем сделать? Одним махом раз и навсегда ничего сделать не возможно. Нужны каждодневные и повседневные решительные действия. Они должны быть глубоко продуманы и прочувствованы. Прежде это всего касается воспитание самых маленьких членов общества. Главное- знать причину болезни. Найти корень. А причина одна - упадок нравственности и культуры в самом широком понимание этого слова. Причина - в самом человеке. Деградация человека неизбежно приводит к деградации общества и государства, к глобальной катастрофе. Недаром говорят : «Что посеешь, то пожнешь» . Дети растут быстро. Не успеешь оглянуться, как наш воспитанник уже взрослый . Какой он? Что делает? Как живет? Может быть, что-то доброе вынес из детства? Может быть, что-то из тех времен сохранил в себе? Быстро летит время. Потому-то и медлить нельзя! Воспитание сегодня , а не завтра. Воспитание лучших качеств , лучших чувств, лучших мыслей. Как это сделать? С помощью Культуры и Красоты , пропуская их через свою душу и сердце, к душе и сердцу ребенка. Без этого никакие методики, технологии и средства культурного , и эстетического воспитания не работают . Духовное и материальное благосостояние государства и общества, зависит от тех основ, которые мы, именно мы и сейчас. Заложим в сознание и сердце детей. Воспитание Культурой и Красотой не просто красивые слова - это опыт человечества, это единственный путь. Культура и Красота - понятия глубинные , прежде всего духовные. Они связаны с внутренним миром человека с его мыслями, чуствовами. Николай Заболоцкий писал : Что есть красота и почему обожествляют люди? Сосуд она, в котором пуста или огонь, мерцающей в сосуде? Николай Добролюбов отвечает : Красота заключается не в отдельных чертах и мнениях а, в общем, выражение лица, в том жизненном смысле, который в нем заключается.»

Подлинно культурный человек-это не только образованный человек. Культура -это не только образование. Это сложная сумма поведения. Это сложная сумма выработанных привычек, в основе которых положены эстетические и этические вкусы и нормы. А того кто не руководит своими инстинктами - его нельзя назвать культурным человеком . Культура , если она впитана с детства, становится - обязательно становится - неотъемлемым достоянием человека. Она как-бы пропитывает его нервную систему и руководит в дальнейшем его поступками. В чем же красота ? Как она влияет на ребенка? Где ее искать и как нести ее детям? Красота много лика многопланова, многомерна, если угодна. Нет и не может быть единого стандарта Красоты единого эталона . Сколько людей и столько и понимания и восприятия Красоты . Слово Красота мы пишем с большой буквы, значит, имеем ввиду нечто прекрасное , доброе, гармоничное, совершенное, что вызывает радость. Удовлетворение, восторг или утешения, в общем, положительно влияет на нас. Что это может быть? Природа, искусство. Красота человека его духовная внутренняя красота , которая выражена в поступках, в подвигах во имя общего блага, во имя добра и той - же красоты . Это Красота наших чувств , мыслей, переживаний порой непостижимых умом. Но сердцем. Ясно одно, в чем бы, как ни была выражена. Красота она положительно влияет на человека, делая его добрее, чище, возвышенной, уверенней. Красота может успокаивать , может придавать сил и даже лечить. Недаром существует арт-терапия - лечение Красотой . Глядя на прекрасное и слушая о прекрасном , человек улучшается. По этому мы должны окружать ребенка красотой - всем прекрасным , чем только сможем. Природа произведения искусства, литература все это в меньшей большой мере может дать нам все необходимое для воспитания детей . Сколько чудесных ощущений и впечатлений можно получить от общения с природой! Сколько красок , форм и звуков превращений в ней можно увидеть и услышать! А сколько чудных подвигов в легендах и былинах о народных героях и подвижниках! Важно понять, что не воспринятая красота не действует , она как-бы не существует. Но она есть гораздо больше, чем мы думаем, чем мы видим. Все дело в нашем умение замечать, понимать, чувствовать Красоту . Можно сколько угодно стоять перед картиной, или среди красой природы и при это не почувствовать Красоту не восхититься не обрадоваться. В таком случае Красота не действует и не делает нас лучше. Не спасает. Необходимо ее научиться воспринимать , осознавать и претворять в жизнь. Мы должны совершать усилия, чтобы замечать красоту вокруг себя , чтобы ее чувствовать, фиксировать в своем сознание и конечно чтобы суметь творить красоту . Если на это удастся, то нам удастся воспитывать детей Красотой - передавать им свою любовь Красоте , помогать замечать Красоту и создавать Красоту своими руками . В деле воспитания Красотой на первом месте должно оказаться восприятия Красоты . Для этого очень важно развивать внимание, наблюдательность. Внимание - есть основа накопления восприятия , есть первый шаг к утончению и развитию восприятия . Направить взгляд ребенка и произнести призывное : «Смотри» - одна из важных задач воспитателя . Можно с уверенностью сказать, что без внимания, восприятия невозможно обратить на себя внимания; ребенку помогает красочность , необычность, привлекательность того что мы ему показываем. Выдающейся Советский педагог и воспитатель В . Сухомлинский в книге «Сердце отдаю детям» писал : «Дети удивительно остро воспринимают яркие трепещущие игрой красок , оттенков и звуков образы и глубоко хранят их в памяти.» Планомерное развитие в детях внимания, наблюдательности приведет к развитию чуткости восприятия , что само по себе очень важно как первый шаг к нравственности, отзывчивости, эстетической развитости. В этой же книге Сухомлинский говорит : «Там где нет чуткости, тонкости восприятия окружающего мира , вырастают бездушные, бессердечные люди.» Восприятие красоты неразрывно связано с потребностью выразить свои впечатления в какой - либо форме. Это как вдох и выдох. Если восприятия можно назвать вдох , то выражения воспринятых образов красок , звуков в той или иной форме - выдохом. Понятно, что вдох без выдоха не возможен. Мы помогаем ребенку (выдохнуть) в рисунках, в поделках, в игре или в слове, но при этом очень важно дать ему возможность сделать это непосредственно свободно - выразить то, что он хочет и как хочет. У маленьких детей до 5 лет от природы сильное чувство свободы потребность в самостоятельном действии. Если это природная потребность поощряется и развивается, ребенок воспитывается и развивается естественно и полноценно. К сожалению, частые случаи, когда в семье и в д/саду - эта самостоятельность не развивается и даже тормозит. Принуждая ребенка делать по плану и заданию взрослого ограничивая его творчество, мы тормозим и даже надолго можем убить желания ребенка свободно творить и проявлять инициативу. Ребенок усваивает форму взрослого и несет ее не только в д/сад, но и в повседневную жизнь, но и в дальнейшую жизнь взрослого человека. И наоборот, постоянно внушая ребенку веру в свои силы, поощряя любую инициативу, исходящую от ребенка помогая в его творческих начинаниях, пусть самых наивных и маленьких, мы помогаем тому, что ребенок смело, берется за кисть, карандаши не боится большого белого листа бумаги, не боится высказывать, что он думает и чувствует. Такие дети выглядят более энергичными, радостными, здоровыми и сильными. Может быть, многие психологические проблемы детей и проблемы здоровья связаны с подавлением их инициативы, творчества с неправильным воспитанием . Говоря о воспитании Красотой , нельзя не сказать о радости, которая всегда рядом, которая возникает и должна возникать - в нас и в детях при встрече с красотой , в процессе свободного творческого самовыражения, эмоциональный подъем, позитивные чувства, возникшие от увиденной или услышанной Красоты , от творчества, наверное, благотворно влияют на здоровье. Задача воспитателя - создавать условия для возникновения радости, эстетических переживаний, уверенности и других нравственных чувств, и переживаний. Дети всегда будут любить и долго помнить те места и тех людей, где они испытывали эти прекрасные чувства . Туда их будет тянуть как магнитом - это проверено жизнью. Мы должны говорить ребенку, объяснить ему значения Красоты для людей , ее ценность и необходимость. Мы должны прививать детям уважения ценностям Культуры и искусства , воспитывать их как защитников Красоты . Огромное количество бесценных творений человечества погибли в воинах вооруженных конфликтах. Не меньше - в мирное время, когда невежество, варварство, приводили её сокращению - сокровищ Красоты , так нужных для новых поколений. Дети могут знать и об этой стороне существующей Красоты , чтобы лучше почувствовать и понять всю необходимость сохранения. Прекрасного не только для себя , но и для близких, для всех людей на земле. Чем больше будет красивых уголков природы в нашей жизни, хороших и доступных музеев. Выставок концертов, книг - всего, что несет в себе Красоту , тем полноценнее будут протекать их развитие и образования. Красота должна жить в наших домах, вокруг нас в детсаду и в школах. Мы должны стремиться как можно лучше украсить места пребывания детей, сделать все возможное, чтобы они видели живую природу, могли приблизиться к ней. По большому счету д/сады и школы должны быть самыми красивыми сооружениями . Конечно, в достижении Красоты нужны усилия , нужны постоянные усилия. Только тогда мы станем крепче и крепче будет Красота , которую мы создадим вокруг себя.

Родительская усталость, взгляды на воспитание, а иногда и поведение ребёнка приводят к тому, что мама или папа часто раздражаются на чадо, срываются на крик, злятся. Конечно, родители при этом не перестают любить, но фактически дети чаще слышат негативные слова в свой адрес. Между тем, атмосфера спокойствия любви жизненно необходима ребёнку для развития и взросления. Только ощущая родительское принятие и любовь, ребёнок может крепко стоять на ногах и смело идти по жизни. Чтобы создать необходимую атмосферу для воспитания ребёнка, родителям часто приходится работать в первую очередь над собой. Это тяжелая работа, но ее плоды превзойдут все ожидания. Если вы уже встаёте на этот путь, советы, приведённые ниже, станут очень полезными.

  1. Не перекладывайте на ребёнка ответственность за ваши реакции и поведение. Иногда от бессилия родители сами занимают детскую позицию, перекладывая на ребёнка ответственность за собственные действия: «Ну что с тобой делать: отшлепать или в угол поставить?», «Ты хочешь, чтобы я тебя сильнее ругала?». Ребёнок не может решать, как родителям его воспитывать, наказывать и поступать в той или иной ситуации. Это задача взрослых.
  2. Берите ответственность за свои действия на себя. Не ребёнок злит и раздражает, а вы злитесь и раздражаетесь, когда он что-либо делает. Принятие ответственности за свои реакции дают возможность ими управлять, ведь невозможно изменить то, за что вы не отвечаете.
  3. Анализируйте своё поведение. В процессе этого вы сможете увидеть механизм запуска своих реакциях на действия ребёнка и поймёте, что на самом деле вас выводит из равновесия.
  4. Не доводите себя до переутомления. Ресурс родительских сил нуждается в постоянном пополнении, поэтому не отодвигайте себя и свои потребности на задний план. Сон, правильное питание, физическая нагрузка, хобби и увлечения дарят положительные эмоции и наполняют силами для спокойного воспитания.
  5. Откажитесь от спешки и жёсткого планирования жизни. Очень часто мы злимся на детей за то, что они слишком медлительны или своим поведением нарушают наши планы. Если никуда не торопиться и дать событиям просто происходить в вашей жизни, проблем станет значительно меньше.
  6. Правильно формулируйте свои требования. Детям очень сложно воспринимать требования взрослых, ведь они сформулированы на «взрослом» языке. Зачастую взрослые формулируют свои требования в «негативном» ключе: «не лезь», «не трогай», «не подходи». Ребёнок нуждается не столько в запрещающих сигналах, сколько в конкретных указаниях: «Убери руку от собачки и подойди к маме».
  7. Учитесь оставлять свои проблемы за порогом детской комнаты. Дети отлично «считывают» эмоциональное состояние взрослых. Если «взвинчены» и погружены в мысли о проблемах на работе, финансовых трудностях, конфликтах с родственниками, ребёнок обязательно «заразится» вашей нервозностью и будет вести себя соответствующее. С самого рождения непоколебимо действует правило: «Спокойная мама – спокойный ребёнок».
  8. Не требуйте от ребёнка того, что не умеете сами. Согласитесь, абсурдно в ярости кричать на плачущего ребёнка: «Немедленно успокойся!». Если вы сами не можете совладать со своими эмоциями, ребёнок, глядя на вас, никогда не научится справляться со своими.
  9. Воспитывая ребёнка в любви и спокойствии, вы делаете хорошее не только ему, но и себе, «выращивая» внутри себя мудрого, спокойного, любящего родителя.
  10. Если вам кажется, что ребёнок провоцирует вас, остановитесь и подумайте: чего на самом деле сейчас хочет этот маленький беззащитный человечек? В большинстве случаев за провокационным поведением стоит отчаянная жажда внимания и близости.
  11. Контролируйте, что и как вы говорите своим детям. Высказывать критику детям нужно правильно: во-первых, это должны быть «я-высказывания»; во-вторых, критиковать нужно не самого ребёнка, а его конкретные действия. Например, вместо «Ты злишь меня», лучше сказать «Я злюсь, когда ты…».
  12. Будьте открыты новому опыту и знаниям. Не только дети учатся у родителей, но и родителям можно очень многому научиться у детей.
  13. Лучшая родительская позиция – позиция властной заботы. Такая позиция требует силы, уверенности в себе и личностной зрелости. Но именно из такой позиции воспитание может происходить без криков и раздражения. Ребёнок случается просто потому, что вы – взрослый, которому он доверяет и чей авторитет признаёт.
  14. Не стесняйтесь обращаться за поддержкой к более опытным родителям, чей пример является для вас показательным, к специалистам и книгам. Иногда через книги и разговоры можно увидеть свои ошибки и сделать выводы.
  15. Не ждите от себя мгновенных результатов. Работа над собой и выработка новых привычек требует времени. Отмечайте каждый шаг на пути к своей цели, хвалите себя за малейшие успехи. Если сегодня вы злились и раздражались на ребёнка меньше, чем вчера – это уже хорошо.
  16. Не ищите специальных поводов для того, чтобы сказать ребёнку о своей любви и обязательно поддерживайте физический контакт с помощью объятий, прикосновений, поцелуев.
  17. Верьте в своего ребёнка и его благие намерения. Природой заложено так, что дети всегда стремятся быть хорошими для своих родителей, радовать их, просто ребёнок не всегда в состоянии оценить, что действительно уместно и хорошо, а что – не очень. Ваша задача – научить его этому.
  18. Сместите фокус ваших действий с «дрессировки» на отношения с ребёнком. Воспитание – это, в первую очередь, надёжные и близкие отношения, а не система запретов и наказаний. Если в отношениях с ребёнком нет проблем – его легко воспитывать в любви и спокойствии, ведь он сам стремиться быть похожим на вас, слушаться.
  19. Не путайте любовь к ребёнку с вседозволенностью. Ребёнку просто необходимо знать границы дозволенного, для него это – точки опоры в окружающем мире и основа его жизненных принципов и ориентиров.
  20. Запрещая что-либо и ограничивая ребёнка, делайте это из позиции властной заботы. Если есть какие-то правила, то они принципиально должны соблюдаться всегда. Причём ребёнку каждый раз нужно разъяснять, почему вы ему что-либо запрещаете: «Не хочу, чтобы ты заболел», «Хочу, чтобы у тебя были здоровые глазки».
  21. Позвольте ребёнку проявлять любые эмоции и быть в любом настроении, грустить, капризничать, плакать. Принятие любого поведения ребёнка, а не только образцово-показательного, — лучшее подтверждение вашей любви.
  22. Отбросьте все ожидания относительно ребёнка и не сравнивайте его с другими детьми. Ребёнок заслуживает любви просто потому, что он есть, а не за успехи и достижения.
  23. Будьте всегда на стороне ребёнка, особенно когда кто-то третий критикует ребёнка или поучает его. Ситуация, когда мама или папа из желания «угодить» чужому человеку объединяются с ним «против» ребёнка и начинают стыдить или поучать его, очень травматична. Ребёнком это воспринимается как предательство, что очень подрывает доверие в отношениях.
  24. Не бойтесь хвалить ребёнка. Долгое время в нашей культуре считалось, что хвалить ребёнка нельзя – его можно избаловать этим. На самом деле слова похвалы для ребёнка – мощная мотивация к тому, чтобы становиться лучше и радовать родителей. В противном случае какой ему смысл быть хорошим, если его маленькие победы никто не замечает? Так же похвалой можно поощрять желаемое поведение, но тогда хвалить нужно правильно. Не машинальное «молодец», а подробно объясняя ребёнку, что вам понравилось, как он сделал что-либо или повёл себя в какой-то ситуации.
  25. Простите себе свою «неидеальность» и помните, что каждый имеет право на ошибки. Быть родителем нигде не учат, поэтому ваше материнство или отцовство – сплошная импровизация. Но даже если вы в чем-то ошибались, большинство педагогических промахов можно исправить, и лучше сосредоточиться именно на этом.

Как научить дочку уверенности в себе, советуют психологи.

Воспитание девочки

Если бы мы спросили родителей образца начала ХХ века, какого будущего они желают для дочери, конечно, мы бы услышали, что главное — удачно выйти замуж, родить детей, быть отличной хозяйкой. Родители прошлого столетия сказали бы, что мечтают о престижной профессии для дочки — пусть она станет, например, врачом, учительницей или переводчиком. Ну а современные мамы и папы, скорее всего, ответят: главное — чтобы дочка научилась быть счастливой. Психология воспитания девочки поменялась.

Да, всего три поколения назад удачное замужество было почти пределом женской «карьеры» — для этого уже с раннего детства девочке важно было учиться быть женственной, рукодельной, хозяйственной, скромной. Теперь дочерям гораздо реже транслируется идея ограничений, поведения, характерного только для девочек, подходящих игр и игрушек и, конечно, необходимости уступать, быть послушной, мягкой и терпеливой — просто потому, что «ты же девочка».

Но и сегодня не стоит стремиться вырастить некую «идеальную» девочку, заранее планировать, какими качествами она должна обладать: ведь в каждой семье растет конкретный ребенок — со своими особенностями, темпераментом, предпочтениями и склонностями, талантами и несовершенствами. Основная задача воспитания девочки в семье — лишь помочь раскрыться всему лучшему, что есть у ребенка, реализовать свой потенциал. И, конечно, это в полной мере касается всех детей, независимо от пола. Вам повезло, ведь девочки — это целый мир: красота и любовь, озорство и смелость, любознательность, трепетность, чувствительность и эмоциональность. Однако есть и незыблемые основы счастливой и гармоничной жизни — это позитивное отношение к себе, следование своей природе, радость жить и быть собой, доброта и сердечность. И чем раньше вы научите этому дочь, тем счастливее она будет. Как правильно выслушать ребенка.

Секреты воспитания девочки в семье

«Что я чувствую?» Помогите дочке научиться выражать эмоции.

Девочки отличаются от мальчиков выраженной эмоциональностью и высокой восприимчивостью, это естественно и биологически обусловлено. Важно при этом вырастить не капризную принцессу, а тонкую, чувствительную и разумную девочку. Ваша задача — помочь дочери разобраться в переживаемых эмоциях и чувствах, и важно делать это без осуждения и критики. То, что кажется капризностью, часто оказывается всего лишь сложностью понимания и выражения чувств и потребностей. Каждому важно иметь право на признание своих чувств!

  • Помогайте девочке называть свои эмоции, доброжелательно озвучивая их («Ты сейчас злишься», «Тебе сейчас обидно» и т. д.).
  • Признавайте право дочери чувствовать то, что она чувствует, даже если вам кажется, что в данной ситуации совсем не на что, скажем, обижаться: она имеет право на свои чувства, а вы — на свои. Не осуждайте чувства ребенка, какими бы они вам ни казались странными или неподходящими.
  • Иногда полезно оставить дочку в покое, одну, дать время пережить эмоции. В накале страстей сложно вести диалог — «разбор полетов» лучше отложить до наступления спокойного состояния.
  • Чаще позволяйте девочке поступать так, как она хочет, но в рамках дозволенного. Чувства — это сигнал о наличии потребностей, важно уметь их распознавать и выбирать. Например, важно самостоятельно научиться выбирать одежду — не колючую, удобную, подходящую для случая, сезона, погоды. Умение выбирать, ориентируясь на свои чувства, — важный навык, он пригодится вашей дочери на протяжении всей жизни: что надеть, с кем дружить, за кого выходить замуж. Обсуждайте основания для выбора, учите разумному подходу.
  • Называйте свои эмоции и чувства. Это важно для правильного воспитания девочки. Дети не очень хорошо считывают эмоции взрослых: вы можете быть расстроены проблемами на работе, погружены в свои переживания, а ребенку кажется, что вы злитесь на него. Чтобы не мучить малышку неизвестностью, сообщите ей: «Знаешь, у меня неприятности на работе, я сержусь на своего начальника. Мне нужно немного времени прийти в себя. Но сейчас я отдохну и обязательно с тобой поболтаю». Так вы учите ее адекватно обходиться с чувствами.
  • В любой ситуации говорите дочери, что вы ее любите. Эти слова никогда не могут быть лишними! Особенно это актуально во время эмоциональных взрывов и недопонимания. Скажите, что вы ее любите, что она вам очень дорога, и сразу всем станет легче.
  • Разбирайте эмоции персонажей книг и фильмов, учите анализировать чувства других людей. Наблюдая за другими, мы учимся и лучше понимать себя, и общаться. Учите дочь тому, что все мы разные, испытываем разные чувства и по-разному их проявляем, поэтому важно научиться понимать людей. Обсуждайте поступки киногероев: «Как ты думаешь, почему героиня так повела себя? Что она почувствовала? Как еще она могла поступить в этой ситуации? А как бы поступила ты?»

Обратите внимание на детские книги, где главные героини — девочки с самыми разными характерами, жизненными обстоятельствами. Кстати, совместное чтение очень улучшает взаимопонимание, поддерживает вашу привязанность друг к другу. 100 лучших книг для детей до 7 лет .

Воспитание девочки-подростка

Воспитание девочки-подростка

Сегодня требование социума быть физически совершенным практически доведено до абсурда: «идеальные» женщины смотрят на нас со страниц журналов, с экранов телевизора, под влиянием массовой культуры даже младшие школьницы задумываются о том, нет ли у них лишнего веса. Негативное отношение к своей внешности сильно ограничивает жизнь женщин, лишает радости. Многих девушек волнуют проблемы фигуры, часто ни на чем не основанные, и последствия могут быть очень серьезными, вплоть до анорексии. Как распознать булимию у подростка,

С раннего детства девочки начинают постепенно интересоваться своей внешностью: раздумывать, красивые они или нет, сравнивать себя с другими. Дочка вертится перед зеркалом? Это совершенно нормально, и ваша задача — поддержать ее уверенность в своей привлекательности. И совсем не для того, чтобы кому-то непременно понравиться: важно не мнение других, не внешняя оценка, а то, как мы сами к себе относимся, чего хотим.


Ваши близкие и доверительные отношения с дочерью помогут ей вырасти уверенной в себе, гармоничной личностью.

Правильное воспитание девочек

  • Пусть дочка знает, что она красивая, но не ограничивайтесь похвалами физической красоте. Рассказывайте дочери, какой вы ее видите. Отмечая внешнее (улыбку, цвет волос, гармоничное сложение), говорите и о внутренних качествах — чувстве юмора, отличном воображении, сообразительности и дружелюбии. В подростковом возрасте дочь может сказать, что ваше мнение не в счет, но будьте уверены, что она услышит ваши слова и запомнит их. Возьмите в привычку говорить о достоинствах и недостатках других людей безотносительно их внешности. Так вы научите дочь, что ценность человека измеряется не внешним обликом, а внутренними качествами и поступками. Это поможет ей и о себе судить не по «обложке».
  • Учите дочь радоваться непохожести на других, объясняйте, что все люди разные, каждый уникален, их отличия друг от друга — это здорово. Девочки испытывают социальное давление, стремятся быть одинаковыми, соответствуя некоему «образцу», вместо того чтобы радоваться тому, какие все разные. Отмечайте, какие качества характера, особенности поведения есть в ее подругах.
  • Рассматривайте вместе глянцевые журналы, объясняйте, что изображения моделей — это правда лишь наполовину, ведь это фотографии, подвергшиеся ретуши, значительной обработке, и в реальной жизни не бывает таких идеальных девушек и женщин, не стоит равняться на них. Проведите забавный и ироничный эксперимент: обработайте фотографии — свою и дочки-подростка — в специальной программе, замажьте все прыщики, вытяните все несовершенства фигуры, подправьте тон кожи и т. д. Распечатайте фото и разместите на видном месте под названием: «Мы — звезды!».
  • Не критикуйте свою внешность, состояние тела в присутствии дочки: ваше недовольство собой лишь заставит ее думать, что быть женщиной — значит постоянно беспокоиться о фигуре и внешности, маниакально следить за весом, громко страдать по поводу несовершенств, грустить над признаками старения. Помогите ей создать позитивное отношение к телу: внутреннее ощущение красоты, уверенность в здоровье, возможностях, энергии, силе и гибкости своего тела очень важны. Работайте над собой и над осознанием собственной привлекательности.
  • Помогите дочери найти подходящий, приятный ей вид спорта, в котором она бы чувствовала и развивала свое тело. Не для того, чтобы быть совершенной, а для того, чтобы наслаждаться движениями и радоваться своей гибкости, ловкости. А еще лучше — занимайтесь спортом всей семьей.
  • Учите девочку заботливому отношению к телу: с раннего детства она должна знать, что важно высыпаться, соблюдать гигиену, ухаживать за кожей, волосами, зубами.
  • С детства закладывайте адекватное отношение к питанию. Рассказывайте, что такое правильное питание. Это вовсе не диеты, а баланс чувства голода и чувства сытости. Маленькие дети, например, хорошо чувствуют, когда они хотят есть, а когда наелись достаточно. Объясняйте своим дочерям, что еда — это реакция организма на голод, и важно есть только тогда, когда его испытываешь. Также не заставляйте своих дочерей доедать, есть через силу, позволяйте есть столько, сколько нужно именно им. Насилие в отношении питания нарушает пищевое поведение, и приводит в дальнейшем к перееданию или отказу от еды.
  • Научите дочь радоваться изменениям, происходящим с ее телом. Разделите ее эмоции, вселите уверенность, что из маленького бутона распустится красивый цветок: «Ты постепенно становишься такой взрослой, превращаешься в настоящую женщину!» На ваше признание и позитивный настрой девочка сможет опираться в будущем. Это очень важно в воспитании девочки-подростка.

Воспитание девочек отцом

Общение дочки с отцом — ее первый опыт знакомства с миром мужчин, и то, насколько уверенно и безопасно она чувствует себя рядом с ним, формирует ее позитивные представления о себе, влияет не только на их отношения, но и на то, какого спутника выберет девушка в дальнейшем. Воспитание девочек отцом: 15 вещей, которые должен знать каждый папа.

  • Общаясь с дочерью, говорите без давления, не навязывайте свои идеи — давление может вызвать обратную реакцию и отвержение, желание делать наоборот. Обсуждайте спорные вопросы в формате дискуссии, с уважением относитесь к мнению дочери, даже если оно отличается от вашего. Такое отношение позволяет выстроить более доверительный диалог между вами и ребенком.
  • Не бойтесь ее подросткового возраста. Да, пока дочь маленькая, большая часть ваших отношений — это телесный контакт: возня, шумные игры, объятия перед сном. Дочь растет — и увеличивается дистанция между вами, ваши отношения меняются, это совершенно нормально. Но и вредный подросток, и взрослая девушка нуждаются в папиной любви и поддержке не меньше, чем трехлетняя «принцесса», и, если вы явно отстранитесь от нее, она просто начнет сомневаться и в вашей любви. Так что найдите новые, не менее убедительные ее проявления: внимание и интерес к делам и проблемам дочери, совместные прогулки, спорт или хобби, серьезные разговоры, время, которое вы проводите только вдвоем.
  • Не бойтесь сделать комплимент подрастающей дочери, поддержите ее развивающуюся женственность. Очень важно при этом регулярно делать комплименты и ее маме — дети отлично замечают, как вы к ней относитесь. Дочь должна знать, что главная женщина для отца — это его жена, ее мама, и родители выступа- ют неделимым монолитом, роли в семье стабильны раз и навсегда — есть взрослые, есть ребенок.
  • Не настаивайте на выборе профессии, если дочь не разделяет ваше мнение. И подготовка к поступлению в вуз, и учеба — отличный повод быть вместе, дать понять дочери, что вы поддерживаете ее. Правильное воспитание девочки — залог ее счастья и ваших хороших отношений в будущем.
Похожие публикации