Люди пожилого возраста расположение к себе. Пожилой возраст и старческий возраст - особенности, проблемы

Психолог Е. Авербух приводит такую обобщенную характеристику старого человека:

«У старых людей снижены самочувствие, самоощущение, самооценки, усиливается чувство малоценности, неуверенности в себе, недовольство собой. Настроение, как правило, снижено, преобладают различные тревожные опасения: одиночества, беспомощности, обнищания, смерти. Старики становятся угрюмыми, раздражительными, мизантропами, пессимистами. Способность радоваться снижается, от жизни они ничего хорошего уже не ждут. Интерес к внешнему миру, к новому снижается. Все им не нравится, отсюда – брюзжание, ворчливость. Они становятся эгоистичными и эгоцентричными, более интровертированными (обращенными к себе, своим внутренним переживаниям), круг интересов суживается, появляется повышенный интерес к переживаниям прошлого, к переоценке этого прошлого. Наряду с этим повышается интерес к своему телу, к различным неприятным ощущениям, часто наблюдающимся в старости, происходит ипохондрия. Неуверенность в себе и в завтрашнем дне делает стариков более мелочными, скупыми, сверхосторожными, педантичными, консервативными, малоинициативными и т. п. Ослабляется у стариков контроль над своими реакциями, они недостаточно хорошо владеют собой. Все эти изменения во взаимодействии со снижением остроты восприятия, памяти, интеллектуальной деятельности создают своеобразный облик старика и делают всех стариков в какой-то степени схожими друг с другом».

Нарисованный портрет старика, конечно, окрашен в чрезмерно мрачные тона; в реальности дело обстоит не так мрачно и односторонне.

Д. Бромлей выделяет в цикле старения три стадии: 1) «удаление от дел» (65–70 лет), 2) старость (70 и более лет) и 3) дряхлость, болезненная старость и смерть. Первая из этих стадий характеризуется повышением впечатлительности (восприимчивости) к нарушениям жизненного стереотипа и «психическим беспорядкам» в ближайшем окружении; увеличивающейся потребностью к коммуникации, обострением чувства родства и привязанностей к близким людям; освобождением от служебной роли и общественных дел или продолжением некоторого рода деятельности с целью поддержания авторитета и власти; адаптацией к новым условиям жизни без постоянных и напряженных занятий; ухудшением физического и умственного состояния.

Старость характеризуется Д. Бромлей весьма лаконично: полная незанятость в обществе, отсутствие каких-либо ролей, кроме семейных, растущая социальная изоляция, постепенное сокращение круга близких людей, особенно из среды сверстников, физическая и умственная недостаточность. Последняя стадия – одряхление, болезненная старость – характеризуется нарастанием явлений синильности в поведении и психической сфере, окончательным нарушением биологических функций, хроническими болезненными состояниями, смертью.

Для последней стадии Д. Бромлей уже не нашла каких-либо социальных характеристик и определений состояния личности, внутреннего мира престарелого человека, переживания им прожитой жизни и ожидания смерти. Между тем старость и дряхлость – сложнейшие социально-психологические проблемы, которые еще недостаточно исследованы.

У старых людей резко меняется структура их психологического времени. В субъективном восприятии времени жизни резко уменьшается доля будущего времени и увеличивается роль прошлого. Для многих пожилых людей выход на пенсию – это потеря будущего. Прошлое, не будучи оттесняемым будущим, начинает господствовать над жизненным миром человека. Этим объясняется ностальгия старых людей по прошлому, при этом прошлые события окрашиваются в светлые тона. Однако только психологическое будущее с его перспективами и программами позволяет развиваться личности в поздний период жизни и обогащает ее настоящее новыми стремлениями и желаниями.

Противоречивые данные в психологии старости существуют относительно интеллектуальной деятельности пожилых людей. Одни исследователи указывают на снижение интеллекта в старости: уменьшение возможности формально-логической мысли, снижение творческого потенциала, ухудшение памяти, в особенности на текущие события, и т. п. Другие исследователи настаивают на особой «логике» пожилых людей. Для них мыслительная задача предстает как жизненная проблема: они персонализируют ее, дают ей различные интерпретации, находят несколько возможных вариантов решения.

Качественные изменения претерпевает в старости память. Б. А. Греков установил следующие характерные изменения памяти у лиц старше 70 лет:
1. Выраженное ослабление механического компонента памяти, т. е. резкое ослабление воспроизведения всего того, что должно быть воспринято путем непосредственного запечатления, всего того, что не вызывает возбуждения внутренних смысловых связей.
2. Сравнительно хорошая сохранность компонентов логически-смысловой памяти.
3. Чрезвычайно резкое ослабление кратковременной (оперативной) памяти. В глубокой старости существенно слабеет и смысловой компонент, что приводит к дальнейшему ухудшению запоминания.

В исследовании памяти у лиц высокоинтеллектуального труда в пожилом возрасте было установлено, что запоминание осуществляется у них в процессе активной мыслительной деятельности. Она включает в себя глубокое продумывание и переработку материала, его перестройку. Задача запомнить что-либо чисто механически, как правило, вызывает у них внутренний протест, поскольку эта задача для испытуемых (научных работников) является неестественной.

Другая особенность памяти у научных работников пожилого возраста – ее резко выраженная профессиональная направленность, избирательность. Лучше всего запоминается то, что особенно важно и значимо для профессиональной деятельности. Наиболее прочно сохраняется в памяти материал, связанный с решением стоящих перед испытуемыми задач, – то, что «выношено» ими, передумано и пережито, что стало неотъемлемой «частицей их жизни».

Старость – это быстрая, но не замечаемая самим человеком утомляемость. Она отрицательно сказывается на качестве работы, приводит к ошибкам, которые индивид с удивлением обнаруживает позже. Медлительность, снижение работоспособности, неспособность к интеграции отдельных способов поведения и поэтому «гротескное» проявление отдельных странностей, скупость, недоверие, болтливость, тоска, интраверсия, ригидность и пр. – это отличительные черты личности некоторых людей пожилого возраста, фиксируемые в психологической литературе.

Обобщение результатов психологических работ, касающихся позднего периода жизни человека, позволило Л. И. Анцыферовой выделить два личностных типа старости, отличающихся друг от друга уровнем активности, стратегиями совладания с трудностями, отношением к миру и себе, удовлетворенностью жизнью.

Представители первого типа мужественно, без особых эмоциональных нарушений переживают уход на пенсию. Они, как правило, заранее готовятся к этому событию, ведут поиск новых путей включения в общественную жизнь, планируют будущее свободное время, предвидят негативные состояния и события в период отставки. Люди, планирующие свою жизнь на пенсии, нередко воспринимают отставку как освобождение от социальных ограничений, предписаний и стереотипов рабочего периода. Под влиянием переживания свободы у человека выявляются новые способности, реализующиеся в увлекательных занятиях. У многих старых людей выход на пенсию связан со стремлением передать профессиональный опыт ученикам. Они испытывают тягу к воспитанию нового поколения, наставничеству. Занятие другим интересным делом, установление новых дружеских связей, сохранение способности контролировать свое окружение порождают удовлетворенность жизнью и увеличивают ее продолжительность.

Картина поведения представителей второго типа людей, вышедших на пенсию, иная. Вместе с отходом от профессиональной деятельности у них развивается пассивное отношение к жизни, они отчуждаются от окружения, сужается круг их интересов и снижаются показатели тестов интеллекта. Они теряют уважение к себе и переживают тягостное чувство ненужности. Эта драматическая ситуация – типичный пример потери личностной идентичности и неспособности человека построить новую систему идентификаций.

Б. Ливехуд также отмечает, что последние годы переживаются по-разному. Одни старые люди отмечают, что снижение социальной активности помогло им понять самих себя и реально и глубоко ощутить слова «Христос во мне». Другие старые люди отчаянно цепляются за жизнь, которая медленно уходит от них.

Важной социальной задачей является помощь старым людям организовать творческий и плодотворный вечер их жизни. Например, дома для престарелых должны были бы стать своеобразными культурными центрами, в которых проходят концерты, творческие курсы, в них также могут участвовать и люди, живущие по соседству. Обе стороны могут выиграть от этого: у соседей был бы центр, где происходят интересные события, и старые люди не потеряли бы контакт с живым миром вокруг них. Известно, что состояние здоровья активных старых людей лучше, чем у стариков, которые живут только радио и телевидением и не тратят сил на творческую деятельность.

Позитивная роль возможности контролировать хотя бы некоторые сферы своей жизни в интернате для престарелых выявилась в одном из экспериментов, описываемых в указанной выше статье Л. И. Анцыферовой. Исследование заключалось в следующем. Обитателей (в возрасте от 65 до 90 лет) одного из благоустроенных интернатов разделили на две группы, перед каждой выступил директор. Участникам первой группы он сообщил, что они имеют значительные права в своем доме: могут приглашать к себе друзей и сами посещать их, планировать разные социальные мероприятия, распределять свое время, как им удобно; им не запрещается переставлять мебель в своих комнатах по собственному усмотрению. Сообщалось также, что для них закуплено много красивых растений, понравившиеся они могут выбрать и выращивать сами.

Выступая перед второй группой, директор подчеркивал, что весь персонал дома с любовью относится к каждому обитателю, сестры и няни охотно выполнят любые их поручения. Если кому-то понадобится помощь, она немедленно будет оказана. В заключение няни вручали каждому участнику какое-нибудь красивое растение.

Таким образом, в выступлении перед первой группой директор выделял те области жизни, за которые они должны нести ответственность. Тем самым обитатели интерната ориентировались на активную жизнь, на расширение контактов с окружающим миром, на проявление инициативы. В речи перед второй группой директор делал акцент на ответственности персонала.

Всех участников эксперимента обследовали за неделю до его начала и через три недели после него. Результаты бесед экспериментатора с ними сопоставлялись с наблюдениями обслуживающего персонала.

Эксперимент показал следующее. Члены первой группы сообщали, что они стали более активными, подвижными и ловкими. 48 % из них чувствовали себя более удовлетворенными жизнью, а некоторые даже называли себя счастливыми. Во второй группе позитивные чувства выразили лишь 29 % стариков. Врачи и няни также отмечали значительную разницу между двумя группами. По их оценкам, 71 % обитателей из второй группы стал более слабым и пассивным.

Известно, что творческие силы можно развивать и в глубокой старости. В жизни можно наблюдать удивительную способность старых людей к работе и творчеству, если они своей деятельности не прерывали. Это можно видеть на примерах выдающихся людей – ученых, художников, государственных деятелей и т. д. Есть много художников, которые создали свои лучшие произведения в возрасте старше семидесяти лет. Тициан прожил 99 лет; в 95 лет он написал одну из лучших своих картин («Оплакивание Христа»). И. П. Павлов прожил 87 лет и до конца жизни не прекращал научную работу. Он создал «Двадцатилетний опыт» в 73 года, а «Лекции о работе больших полушарий головного мозга» – в 77 лет. Л. Н. Толстой написал в 71 год «Воскресение», в 72 – «Живой труп», а в 76 лет – «Хаджи Мурат».

Гете прожил 83 года, Ньютон – 84, Микеланджело – 89, и все они были активно деятельны до конца своей жизни. А. Верди в 80 лет создал оперу «Фальстаф». Писатели, художники и музыканты по сравнению с учеными и предпринимателями могут часто дольше выполнять свою работу. Причина, вероятно, в том, что в глубокой старости они все глубже погружаются во внутренний мир, в то время как способность восприятия того, что происходит во внешнем мире, ослабевает.

Как только речь заходит о достижениях более зрелой части человечества, становится ясно, что старческая мудрость может проявляться в мире вне зависимости от времени. В любой мощной духовной культуре существует особый духовно-практический институт старчества. Мы знаем об этом через такие имена, как духовник, старец, гуру, аксакал.

В философской и психологической литературе выделяют мудрость как особый взгляд на жизнь, особое отношение к обстоятельствам и условиям своей жизнедеятельности. Прошлое и настоящее рассматриваются личностью в контексте предельных, смысловых вопросов человеческого существования: места и назначения человека, смысла его жизни и смерти.

К сожалению, не многие люди понимают, что поступки, реакции пожилого человека следует оценивать с поправ-кой на возраст, что у разных возрастных групп разнятся и ценностные установки.

Изменения в характере пожилого человека объясня-ются ослаблением контроля над собственными реакциями, возможно, те черты, которые раньше удавалось маскировать в силу их непривлекательности, вышли на поверхность.

Кроме того, этому возрасту свойствен эгоцентризм , нетерпимость к каждому, кто не проявляет должного вни-мания, причем «должного» на самом высоком уровне. Все окружающие зачисляются в эгоисты, коль скоро они не поглощены заботой о старом человеке. Как говорится: «Эгоист − это тот, кто любит себя больше, чем меня». Вэтом одна из первых преград, с которой сталкивается со-циальный работник, пытаясь найти взаимопонимание с подопечным.

Эти изменения можно разбить на три сферы .

В интеллектуальной появляются трудности в при-обретении новых знаний и представлений, в приспособ-лении к непредвиденным обстоятельствам. Сложными могут оказаться самые разные обстоятельства: те, кото-рые сравнительно легко преодолевались в молодые годы (переезд на новую квартиру, болезнь − собственная или кого-то из близких), тем более прежде не встречавшиеся (смерть супруга, ограниченность в передвижении, выз-ванная параличом ; полная или частичная потеря зрения).

В эмоциональной сфере − неконтролируемое усиление аффективных реакций (сильное нервное возбуждение), со склонностью к беспричинной грусти, слезливости. Поводом для реакции может послужить кинофильм о прошлых временах (не потому, что жаль эти времена, а жаль себя в этих временах) или разбитая чайная чашка (и опять не чашки жаль, а того, что вместе с ней уходит что-то памятное). В моральной сфере − отказ от адаптации к новым нормам морали, манерам поведения. Резкая, дохо-дящая до грубости критика этих норм и манер. Отсюда возникает нетерпимость в отношениях с молодежью.

И все же, замечая все изменения в различных харак-терологических сферах, социальный работник просто не имеет права выступать в роли судьи или учительницы, которые осуждают те или иные поступки или высказыва-ния. Нельзя переносить методы общения с детьми на ста-риков, у этих людей за плечами длинная жизнь со свои-ми взлетами и падениями, которые и определили произошедшие изменения в их характерах. У пожилых людей своя субкультура , принадлежащая их поколению, отличная от той культуры, которая свойственна молодым людям. Принципиально важно, чтобы подопечный дове-рял социальному работнику, был уверен, что его высказы-вания не будут раскритикованы. Критика может быть воспринята пожилым человеком, как унижение, и разру-шить атмосферу доверительных отношений.


Старость − это своеобразный психологический кризис.

Но это не единственный кризис, переживаемый чело-веком за всю его жизнь, а один из многих. Американский психолог Эрик Эриксон называл восемь психосоциальных кризисов, с которыми сталкивается человек на с жизненном пути. Каждый из них специфичен для опре-деленного возраста.

Восьмой кризис − это кризис старости. О нем мы по-говорим более подробно. В старость люди вступают раз-ными, в зависимости от того, какими они вышли из пре-дыдущих семи психосоциальных кризисов.

В своей теории развития человека французский пси-холог Шарлотта Бюлер выделяет пять фаз развития; пос-ледняя, пятая, фаза начинается в 65-70 лет. Автор счита-ет, что в этот период многие люди перестают преследовать цели, которые они поставили перед собой в юности. Ос-тавшиеся силы они тратят на досуг, спокойно проживая последние годы.

При этом они обозревают свою жизнь, испытывая удовлетворение или разочарование.

Невротическая личность обычно испытывает разоча-рование, потому что невротик вообще не умеет радовать-ся успехам, он никогда не доволен своими достижениями, ему всегда кажется, что он что-то недополучил, что ему что-то недодали. К старости эти сомнения усиливаются.

Вспомним последнюю реплику Фирса из чеховского «Вишневого сада»: «Про меня забыли... Жизнь-то прошла, словно и не жил... Силушки-то у меня нету, не осталось, ничего... Эх ты...недотепа!»

Восьмой кризис (Э. Эриксон) или пятая фаза (Ш. Бю-лер) знаменуют собой завершение предшествующего жиз-ненного пути, и разрешение этого кризиса зависит от того, как этот путь был пройден. Человек подводит ито-ги, и если воспринимает жизнь как целостность, где ни убавить, ни прибавить, то он уравновешен и спокойно смотрит в будущее, так как понимает, что смерть − есте-ственный конец жизни. Нельзя забывать, не учитывать, что для старого человека перспектива смерти является настолько близкой, что становится, в буквальном смыс-ле, физически ощутима. Мысль о неотвратимости скорой смерти вызывает депрессию, а последняя, в свою очередь, раздражительность, вспышки гнева, вплоть до агрессии, или, напротив, апатию. Социальному работнику, кото-рый всегда на много лет моложе подопечного, трудно понять такое состояние и настроение старого человека.

Перспектива смерти для пожилого человека весьма реальна, это трудная и болезненная область, понять это ощущение человеку зрелого возраста довольно сложно, ведь для него такой проблемы до поры, до времени про-сто не существует. Не следует при общении с человеком делать скорбное лицо и произносить массу жалостливых фраз, такой подход не успокаивает человека, а, напротив, стимулирует новые печальные воспоминания и пережи-вания. Сочувствие не должно «сыпать соль на раны» не-уместными расспросами.

Потому так важна эмпатия − неотъемлемое качество социального работника. Вероятно, чтобы морально «прибли-зиться» к клиенту, надо вспомнить собственное состояние при потерях, необязательно связанных со смертью. Задача социального работника, если не внушить оптимизм, то хотя бы, насколько возможно, − нивелировать пессимизм.

Отечественный ученый В. В. Болтенко выделил ряд этапов психологического старения, которые, в принципе, мало зависимы от конкретного паспортного возраста. Важнее этого возраста − время выхода на пенсию.

На первом этапе сохраняется связь с тем видом дея-тельности, который был ведущим для человека до выхо-да на пенсию. Как правило, этот вид деятельности был непосредственно связан с профессией пенсионера. Чаще это люди интеллектуального труда (ученые, артисты, учителя, врачи). Эта связь может быть непосредственной, в форме эпизодического участия в выполнении прежней работы, может и опосредованной, через чтение специаль-ной литературы, написание статей на профессиональные темы. Если же связь обрывается сразу после ухода на пен-сию, то человек, минуя первый этап, попадает во второй.

На втором этапе наблюдается сужение круга интересов за счет выпадения профессиональных привязанностей. В общении с окружающими уже преобладают разговоры на бытовые темы, обсуждение телевизионных новостей, се-мейных событий, успехов или неудач детей и внуков. В этих группах людей уже трудно различить, кто был инже-нером, кто врачом, кто профессором философии.

На третьем этапе главенствующей становится забота о личном здоровье. Любимая тема разговора − лекарства, способы лечения, травы... И в газетах, и в телепередачах на эти темы обращается особое внимание. Наиболее зна-чимым в жизни человеком становится участковый врач, его профессиональные и личностные качества.

На четвертом этапе смыслом жизни становится сохра-нение самой жизни. Круг общения сужен до предела: ле-чащий врач, социальный работник, члены семьи, поддер-живающие личный комфорт пенсионера, соседи самого ближнего расстояния. Для приличия или по привычке − редкие телефонные разговоры со старыми знакомыми-ровесниками, в основном, чтобы узнать, скольких еще удалось пережить.

На пятом этапе происходит обнажение потребностей чисто витального характера (еда, покой, сон). Эмоциональность и общение почти отсутствуют.

В геронтологии часто используется термин «инволю-ция» (обратное развитие) для обозначения процессов физической и психологической атрофии при старении.

Американский психолог А. Маслоу создал теорию иерархии потребностей и самореализации, к которой он пришел, изучая биографии великих людей. По Маслоу, человек как бы поднимается по ступеням вверх, от физи-ологических потребностей − к потребностям в безопас-ности и самосохранении, отсюда − к потребностям в любви и признании, выше − в самоуважении и, наконец, вершина − потребность в самоактуализации. Каждая эпоха задает свою высоту для такой вершины. И, как аль-пинисты выбирают для восхождения разные вершины, так в жизни у каждого человека − свой выбор вершин. Не все успевают за всю жизнь добраться до верхних ступе-ней, но наступает старость, и приходится спускаться вниз по лестнице. Счастливы те, кто одолел вершину! При этом выход на пенсию еще не есть сигнал к спуску. При подъеме важна быстрота, а при спуске, напротив, тормо-жение, чем дольше человек задерживается на каждой сту-пени при спуске, тем благополучнее его положение.

Многие люди отождествляют досуг с ничего неделани-ем, и в этом их ошибка. Американское психологическое общество в специальном докладе, посвященном проблемам занятости и вынужденного безделья старых людей, утверждает, что отсутствие занятий у людей, вышедших на пенсию, самым непосредственным образом связано с их отрывом от общества. Ошибочно предположение, буд-то благополучие и перспективы старых людей обусловле-ны досугом, под которым подразумевают свободу от за-нятий или обязанностей.

Незанятость появляется у старых людей в результате уменьшения жизненной активности и энергии. Общество может освободить человека от обязательств, но только не по отношению к самому себе. В таком случае внешние социальные факторы поведения отходят у старого человека на второй план, а на первый выходят собственные внутренние потребности.

На какой бы ступени иерархической лестницы, высо-кой или низкой, ни находился человек преклонного воз-раста, его постоянно преследует мрачный грифон, вонзая когти в самую душу. Имя этому чудовищу − «ненужность».

Можно выделить мужской и женский типы поведения в условиях утраты «собственной потребительской стоимо-сти», когда человек оказывается невостребованным. Но что не означает, что все мужчины ведут себя по «мужско-му» типу, а женщины − по «женскому», подчас случает-ся, как на балах-маскарадах: женщины обретают «мужс-кой» тип, мужчины − «женский».

Большинство женщин справляются с собственной ненужностью своей покорностью и находчивостью. Се-мейные женщины прячутся от нее в нескончаемости домашних дел. Одинокие объединяются, чтобы стать полезными друг другу и коллективно защищаться. Мужчины же вступают в отчаянное противоборство, часто ищут спасение в дру-гих фантомах и призраках, которые якобы способны до-казать их полезность. Для рядового пенсионера таким призрачным аргументом целесообразности существова-ния может стать получение грамоты − хоть от домоуправления, хоть от общества защиты кошек от собак. Они самоутверждаются придирками к домашним, выс-туплениями на собраниях, а если собраний нет, то выкри-ками на митингах, на крайний случай − в трамвае. Еще один «мужской» способ продемонстрировать свою «не-увядающую молодость» − женщины.

Контингент подопечных центров социальной помо-щи, этих островов для одиноких, представлен в основном женщинами, что, в общем-то, вполне объяснимо при том различии в продолжительности жизни мужчин и жен-щин, которое существует в нашей стране. Удивительно другое наблюдение − овдовевшие мужчины гораздо сильнее переживают свое состояние, чем женщины. И дело не в том, что мужчине легче избавиться от одиноче-ства, вступив в новый союз, а в том, что мы привыкли считать мужчин менее эмоциональными, более сдержан-ными в своих чувствах и т. д.

Вопрос, конечно, не в эмоциональной настроеннос-ти, а в способности к адаптации. Мужчины труднее при-спосабливаются к новому состоянию. Потеря работы, уход на пенсию для них порой не меньшая психическая травма, чем потеря супруги, как ни кощунственно это звучит. Разница в продолжительности жизни мужчин и женщин подспудно готовит женщину к вдовьей доле, к вступлению в сообщество вдов. Мужчина-вдовец − ред-кое явление, он, как птица с одним крылом, совершенно не приспособлен к жизни. Единственный выход из поло-жения (не считая возможности вступить в новый брак) − это принять женские правила поведения. Женщины обычно возмещают утрату, направив все свое внимание, всю чувственность на детей. Среди мужчин-вдовцов легче адаптируются те, у кого есть дочь и возможность влить-ся в ее семью. Дед, который прежде с трудом отличал назначение пеленки от клеенки, может стать отличной нянькой для любимых внуков.

Одним из моментов профессиональной характеристи-ки социального работника является наличие первона-чальной медицинской подготовки. Социальный работник не может и не должен подменять врача, но он обязан иметь элементарные представления о характере различ-ных заболеваний, о методах их предупреждения, о при-емах ухода за больным человеком − обо всем, что может облегчить положение больного. Он должен ориентиро-вать клиента, к какому врачу-специалисту следует обра-титься по поводу того или иного недомогания. Все это приобретает особую актуальность при работе с пожилы-ми людьми.

К сожалению, и сами пожилые люди готовы отнести многие болезненные ощущения за счет возраста и пото-му зачастую обращаются к врачу, когда болезнь уже запу-щена. Возможно, что при более распространенной сети социальной помощи социальные работники будут актив-нее «подталкивать» своих клиентов к профилактическим осмотрам.

Мнительность порой бывает проявлением навязчи-вых состояний, когда человек сам осознает нелепость своих страхов, но не может от них избавиться. Причем такое состояние не обязательно является симптомом бо-лезни, страхи могут преследовать и вполне здорового че-ловека, в психиатрии их называют «фобиями». Особую группу составляют нозофобии − навязчивый страх перед каким-нибудь заболеванием. Естественно, что у пожилых людей такие страхи встречаются чаще: они вдруг обнару-живают у себя признаки заболевания, от которого умерли их родители или кто-нибудь из близких родственников. Страх сердечных заболеваний называют кардиофобией , онкологических − канцерофобией . Возможно, следует ввести понятие спидофобии . Страх смерти вообще − танатофобия . В избавлении от таких страхов может помочь психолог или социальный работник, владеющий психо-логическим инструментарием.

Однако если человек убежден (или его убедили), что все неприятности со здоровьем объяснимы преклонным возрастом, то у него вряд ли возникнет желание лечить-ся. Еще Сенека, древний философ, говорил: «Одно из ус-ловий выздоровления − желание выздороветь».

Хотелось бы обратить внимание на одно печальное знамение нашего трудного времени. В связи с дестабили-зацией жизни, обилием стрессовых ситуаций, ухудшени-ем условий жизнеобеспечения и экологическим неблаго-получием отмечается ускорение процессов старения, па-тологии, присущие старшему возрасту, обнаруживаются на более ранних этапах, на дальних подступах к старости. К сожалению, многие неприятности со здоровьем, отно-сятся не только к людям пожилого, но и среднего возраста.

Родственники пожилого человека просто обязаны знать о возможных старческих психозах, слабоумии. Рас-сказать о психических патологиях преклонного возраста и объяснить их должен социальный работник. Эти знания помогут быть добрыми и терпимыми к несчастью родных и чужих людей, переживших собственный ум. Еще в «До-мострое» сказано: «Если … оскудеют разумом в старости отец или мать, не бесчестите их, не укоряйте, тогда по-чтут вас и ваши дети». Социальный работник, ни в коем случае, не имеет права брать на себя постановку того или иного диагноза, его обязанность пригласить специалиста.

Один из основателей отечественной психологии, Б. Г. Ананьев , объяснял, что парадокс человеческой жиз-ни заключается в том, что у многих людей «умирание» происходит гораздо раньше, чем физическое одряхле-ние. Такое состояние наблюдается у тех людей, которые по собственной воле начинают изолироваться от обще-ства, что ведет к «сужению объема личностных свойств, к деформации структуры личности». По сравнению с долгожителями, сохраняющими личность, «некоторые «начинающие» пенсионеры в 60-65 лет кажутся сразу од-ряхлевшими, страдающими от образовавшегося вакуума и чувства социальной неполноценности». С этого возраста для них начинается драматический период умирания личности.

И вывод, который делает ученый: «Внезапное блокиро-вание всех потенциалов трудоспособности и одаренности человека с прекращением многолетнего труда не может не вызвать глубоких перестроек в структуре человека как субъекта деятельности, а потому и личности».

Человек, живущий один, и одинокий человек − это далеко не одно и то же. Напротив, одиноким и страдаю-щим от одиночества может быть человек, живущий в большой семье или в многолюдном общежитии. Это так называемые «одиночество в семье» и «одиночество в толпе». Кроме того, интроверты любят тишину и уединение, ощущают необходимость побыть наедине с самим собой после того, как им пришлось побывать на людях, их раз-дражают слишком компанейские люди (экстраверты). Следовательно, не все одинокие страдают, определенный тип людей бережет и лелеет свою обособленность.

Одиночество, как утверждают психологи, не измеряет-ся расстоянием, отделяющим одного человека от другого, оно обусловлено наличием или отсутствием «родственной души». Причем это вовсе не обязательно человек, кото-рый всегда говорит вам «да».

Стало своего рода штампом добавлять к слову «стари-ки» определение «одинокие». Студенты-практиканты Российского государственного социального университета (РГСУ), обследуя прикрепленных к центрам социальной по-мощи (как известно, это люди исключительно одинокие), не встретили никого, кто бы признался, что страдает от одиночества. Чем вы объясняется такой феномен? Скорее всего, такое признание показалось для стариков постыд-ным. Тем более рассказать об этом «детям» (а именно так воспринимают студентов пожилые люди) было бы совсем уж непозволительным. Но большинство респондентов были, безусловно, искренни.

Социальный работник как профессионал обязан га-рантировать подопечному полную конфиденциальность, ни при каких обстоятельствах не делать интимно полу-ченную информацию предметом для обсуждения с други-ми клиентами.

Есть еще один путь смягчения одиночества. Это об-щение с животными.

Исследователи Пенсильванского университета уверя-ют, что владельцы домашних животных «очеловечивают» своих питомцев. По мнению ученых, это положительно влияет на самооценку человека и, в конечном счете, на его здоровье. Есть мнение, что такое общение сокращает риск инфарктов. Согласно данным исследования, 94 % разгова-ривают с животными, «как с человеком», а 81 % убежде-ны, что их питомцы понимают их и чувствуют настроение своих хозяев.

Психиатр М. Мак-Каллох, первым изучивший влия-ние животных на психику человека, в результате анкети-рования пришел в выводу, что домашние животные дела-ют человека спокойнее и уравновешеннее, а некоторым людям, перенесшим серьезные душевные потрясения, таких «четвероногих лекарей» просто необходимо назна-чать. Однако знать нужно меру, поскольку некоторые престарелые заводят такое количество кошек или собак, что это уже становится скорее психическим отклонени-ем. Чаще всего это люди, разочаровавшиеся в человечес-ком общении. Поэтому у них нежная любовь к животным сочетается с неприязнью к людям.

Старение, как и одиночество, − это выявление чувств, испытываемых человеком к самому себе. Они проявляют-ся no-разному: в подчеркнуто шаркающей походке, в одежде, в самоуничижительных замечаниях, типа: «Мне противно заглядывать в зеркало, я вижу там старую обезьяну». От самого пожилого человека зависит, до какой степени его захватывают эти чувства, насколько сильно он покоряется им, становятся ли они сильнее всех других человеческих чувств.

Эротические чувства (не путайте с сексуальными!) заставляют и мужчин, и женщин следить за своей вне-шностью, сохранять половую индивидуальность и привлекательность, мужественность или женственность. Чичиков, увидев Плюшкина, никак не мог понять, кто перед ним, и принял старика за бабу. Настоящий мужчи-на даже в свой предсмертный час постарается быть тща-тельно выбритым. Актриса Любовь Орлова просила похо-ронить ее обязательно в любимом платье, потому что в нем она хорошо выглядит.

Чувство собственного достоинства требует и в старо-сти самостоятельно справляться со всеми делами и так отстаивать свою независимость. Такой человек, пока у него есть хоть какие-нибудь силы, не ищет ничьей под-держки и помощи, старается сам быть кому-нибудь по-лезным и необходимым.

Любовь, самое сильное из всех чувств, будь то любовь к супругу, детям, внукам, другим людям, родным по кро-ви или по духу, отодвигает старение, избавляет от одино-чества, придает душевные и физические силы.

И даже в самом чувстве старения есть не только го-речь, но и прелесть. Ее дано испытать только тому, кто с честью прошел через все жизненные испытания и дожил до старости. Мудрец античности Сенека , по меркам сво-его времени − долгожитель (он прожил 70 лет), со знани-ем дела уверял: «Старость полна наслаждений, нужно только уметь ими пользоваться».

Английское слово «стресс» означает давление, нажим, напряжение. Стресс − это болезнь, которую испытывают все, следовательно, это уже не болезнь, а характерная чер-та самочувствия людей XX в.

Первооткрывателем стресса называют Ганса Селье, биолога с мировым именем, который является создате-лем и первым директором Международного института стресса.

Всякое переутомление − это стресс, причем для орга-низма неважно, чем оно вызвано − удачей или неудачей. Организм реагирует стереотипно, одинаковыми биохи-мическими изменениями, «назначение которых, − пишет Селье, − справиться с возросшими требованиями к челове-ческой машине». Будет наивностью полагать, что в про-шлом было бесстрессовое время. Естественно, были и удары, и подарки судьбы. Но именно XX в. сделал напря-жение системой и повседневностью. Человеческая маши-на не выдерживает его и начинает давать сбои, а то и вов-се ломается.

Стресс проявляется в области психики и физиологии как ответная реакция на повышенное раздражение. Им-мунная система человека сопротивляется возможности инфицирования организма, защищает его от других забо-леваний, но давно замечено, что у обидчивых людей (а они легче подвержены стрессам) иммунная реакция по-нижена. На эту особенность следует обратить внимание пожилых людей, ведь в этом возрасте люди страдают по-вышенной обидчивостью.

Уговоры типа «не волнуйся...», «не расстраивайся...» малоэффективны и равносильны призывам: «Адреналин, не выделяйся!», «Давление, не повышайся!». Для невроти-ческой личности, а среди пенсионеров их процент доста-точно велик, сами эти замечания уже воспринимаются как сигнал к стрессу. У нашего пенсионера стресс может возникнуть от звучания слов «пенсия», «квартирная пла-та», «ограбление» и множества других. Участники войны, если они действительно участвовали в боевых операциях, не любят возвращаться к воспоминаниям об этом времени, смотреть фильмы о войне.

Они инстинктивно боятся стресса, даже те, кто о нем никогда не слышал. Приведем цитаты из страстной и правдивой книги Светланы Алексиевич «У войны − не-женское лицо».

«Когда я расскажу вам все, что было, я опять не смогу жить, как все. Я больная стану. Я пришла с войны живая, только раненая, но я долго болела, я болела, пока не сказала себе, что все это надо забыть, или я никогда не выздоровлю» (Любовь Захаровна Новик, старшина, сан-инструктор).

«Нет-нет, не хочу вспоминать... Нервы никуда. До сих пор не могу военные фильмы смотреть...» (Мария Ивановна Морозова, ефрейтор, снайпер).

Трио стресс симптом болезнь находится в тес-ном взаимодействии и обладает способностью к взаимо-превращению. В то же время не всякий стресс является предшественником болезни, как не за всякой порцией мороженого следует ангина. Все зависит от общего состо-яния здоровья, от готовности организма бороться и по-беждать. Сам стресс имеет как физические, так и эмоци-ональные признаки, которые тоже могут превратиться в болезнь.

Бессонница, боли в груди, животе, спине, шее, хрони-ческая усталость относятся к физическим признакам, а раздражительность, частые слезы и беспричинная пани-ка − к эмоциональным. Стресс меняет поведение чело-века, вызывает злоупотребление алкоголем, курением, лекарствами.

К концу дня у пожилого человека порой накаплива-ются такое раздражение и непогашенные стрессы, что стоит притушить свет, и привидятся лица продавщицы-обманщицы, грубияна-прохожего, язвительной соседки или еще что-нибудь похуже.

Следует посоветовать такому человеку научиться по-лучать удовольствие от собственной сдержанности: «Меня обманули, обидели, обхамили, подкусили, а я лишь улыбну-лась и не отреагировала, зато сэкономила нервы, сохрани-ла нормальное давление. Я молодец!». Такое «самодоволь-ство» − верный способ уберечься от бессонницы. Сотни мелких стычек выбивают из колеи гораздо сильнее, чем одна крупная неприятность. Если мысленно, а лучше письменно, определить причины, так дурно подейство-вавшие и не дающие заснуть, разложить все эти против-ные мелочи отдельно, по полочкам, то окажется, что каж-дая из них сама по себе не стоит выеденного яйца и, уж тем более, − бессонной ночи.

Бессонница, как и погода, часто становится у пожилых людей темой для завязывания разговора, ею даже гордятся, как особой отметиной, стараются перещеголять друг друга, у кого она сильнее. Она может стать даже причиной конфликта пожилой пары по поводу того, кто дольше не спал прошлой ночью. Бессонницей можно объяснить дурное расположение духа, ворчливость, невнимательность, рассеянность, можно увильнуть от исполнения каких-нибудь обязанностей. Бессонница − это «очень интеллигентно», не то, что какая-либо болезнь. О бессоннице прилично порассуждать за столом и на лавочке − такое вот старчес-кое кокетство. Подобный феномен использования не-приятности в своих интересах психологи именуют «вто-ричной выгодой».

Итак, чтобы победить бессонницу, нужно победить себя самого: соблюдение режима, активный физический и умственный образ жизни, отказ от вредных привычек и заботливое (даже трепетное) отношение к собственному сну.

Чтобы выявить причины и последствия стресса, надо им какое-то время нанять самого себя в «частные детективы» и внимательно следить (и записывать), какие события и даже мысли вызывают стресс, фиксировать все его признаки. Все это сугубо индивидуально, потому что у другого человека могут быть совершенно другие реакции. Составив «досье», можно приступать к борьбе, руководствуясь тем, что любую болезнь легче предупредить, чем победить. Потому-то и сказано в Писании: «Прежде недуга врачуйся» (Сир. 18, 19).

Еще одна особенность появления и влияния стресса: он чаще случается у женщин, чем у мужчин, но женщи-ны легче справляются с ним и быстрее адаптируются к его воздействию. Некоторые специалисты полагают, что секрет такой выносливости представительниц слабого пола в том, что они умеют разряжать свои эмоции слезами, а то и истериками. Мужчинам предписано всегда быть силь-ными и считается, что плакать − это признак слабости. Женщинам плакать можно и это − подсознательный способ снятия непосильного напряжения.

Слезы, по утверждению ученых, содержат не только ионы натрия, калия и других солей, но и избыток адрена-лина, который, как известно, вызывает сужение боль-шинства сосудов, усиливает сокращения сердца, изменя-ет частоту сердцебиения, повышает артериальное давле-ние. Следовательно, женщины, давая волю эмоциям, на инстинктивном уровне оберегают себя от серьезных не-приятностей, провоцируемых стрессом.

При всем том сами женщины зачастую выступают как бы «вирусоносителями» стресса. Стресс также заразен, как и грипп. Если один из членов семьи заболел, то он может передать его всей семье. Особенно опасны в этом отношении те, кто постоянно работает с большим числом людей: продавщицы, водители транспорта, учителя и дру-гие. Глубокий смысл заложен в старой байке о том, что вся семья может отдохнуть и поправить здоровье на одну санаторную путевку, отправив по ней старшую представи-тельницу семейства. Это не обязательно теща: свекрови им мало уступают в распространении стрессов.

Кстати, не забудьте, что шутка, юмор − повелители хорошего настроения и одно из самых сильных лекарств от стресса. Люди, лишенные чувства юмора, гораздо чаще и сильнее страдают от стрессов, чем те, кто всегда готов посмеяться над собой, своими неприятностями и недомоганиями.

В своей книге «Смех − дело серьезное» философ Джон Морилл дает такое объяснение этому явлению: «Человек, обладающий чувством юмора, в стрессовой ситуации отнюдь не чувствует себя спокойнее, просто он гибко подходит к ее разрешению».

Другой известный философ и писатель − Артур Кесслср, не считавший смех серьезным делом, между тем, писал: «Единственной функцией смеха является просто снятие напряжения».

Датский ученый Карл Родаль утверждал: «Трехминут-ный смех заменяет пятнадцатиминутную гимнастику».

Пожилые люди должны старательно избегать невеселых людей, угнетающих кинофильмов, мрачных романов. Дли сохранения здоровья и бодрости куда полезней кино-комедии, анекдоты, юмористы и веселые собеседники. Превосходство продолжительности женской жизни над мужской объясняют не только тем, что женщины могут плакать, но и тем, что они чаще, чем мужчины, смеются. Великий французский писатель Стендаль пришел к ана-логичному выводу: «Смех убивает старость».

Порой возникает впечатление об абсолютной несов-местимости пожилых и молодых людей.

Эту проблему необходимо обсуждать, чтобы разные поколения могли понимать друг друга, а старики − самих себя. Не раз случалось читать в зарубежных романах и видеть в фильмах, что, начиная со среднего возраста, обеспеченные люди обязательно пользуются услугами психологов, психоаналитиков, к которым они обращаются всякий раз, когда у них возникают сложные жизнен-ные ситуации. Психологические консультанты стремят-ся понять клиента, помочь ему увидеть себя с лучшей сто-роны и осознать свою ценность как личности. Трудность социальной работы с пожилыми и старыми людьми в том, что человека в таком возрасте уже мало чему можно научить, задача сводится к тому, чтобы помочь ему открыть в себе жизненные силы и резервы для достойной встречи собственной старости.

В теории социальной работы подробно описываются методика, техника, психология деятельности работника и умалчивается о нормах поведения клиента, как будто речь идет о полном «несмышленыше». Международная Феде-рация социальных работников выработала для себя Эти-ческий кодекс, но в нем нет ни слова об этике так назы-ваемого «подопечного».

Не претендуя на составление Этического кодекса кли-ента, постараемся сформулировать смысл некоторых по-ложений.

При заключении договора на обслуживание, клиент должен заверить Центр о соблюдении им пример-но следующих моментов поведения:

Уважение личности социального работника, понимание того, что это не домработница, не прислуга, а уполно-моченный государства, протягивающий руку помощи человеку, попавшему в затруднительное положение.

Клиент прикладывает усилия по выполнению профессиональных рекомендаций социального работника и других сотрудников Центра. Клиент соблюдает здоровый образ жизни, предписанный ему режим и правила гигиенической культуры.

Желания клиента должны соответствовать физическим возможностям работника и ни в коем случае не выходить за рамки должностной инструкции, с предъявлением непомерных требований.

Клиент должен, по мере возможности, для своей же пользы, стараться выполнить как можно больше рабо-ты по самообслуживанию. Есть древняя мудрая прит-ча: «Врач сказал больному:

Смотри: нас трое я, ты и болезнь. Поэтому, если ты будешь на моей стороне, нам двоим будет легче одолеть одну. Но, если ты перейдешь на ее сторону, я один буду не в состоянии одолеть вас обоих». Эта же притча может быть аналогом взаимоотношений социального работника и клиента. Социальный работник, в свою очередь, не прибегает к гиперопеке, исключает саму возможность комплекса патернализм.

Клиент категорически избегает командно-императив-ного стиля поведения, резко ухудшающих психологический климат взаимоотношений, который создается на основе сотрудничества, целью обоих уча-стников отношений, их делового союза − реабилита-ция клиента. Соблюдение инструкций для социального работника и правил поведения для клиента исключат или уменьшат вероятность возможных конфликтов.

Общее физическое состояние, сопутствующее процессу старения соматическое нездоровье, физические изменения - начиная от малозначимых (седина) до достаточно серьезных (хронические заболевания, приводящие к ограничению жизнедеятельности), изменение роли в обществе, в отношениях могут вызвать изменения в системе отношений к самому себе, окружающим людям, к миру в целом. Именно это заставило многих исследователей обратиться к проблеме изучения личности пожилого человека - ее особенностей, отношений, состояний. Обобщая взгляды ученых, можно сделать вывод: от системы жизненных ценностей человека, установок, всего строя личности зависит то, насколько адаптивной, успешной будет жизнь человека в старости, каким будет реагирование человека на собственное старение, а также степень удовлетворенностью жизнью.

Сложность и противоречивость процесса старения, индивидуализированный характер проявления его признаков на уровне отдельного индивида, также не позволяют во взгляде на личность пожилого человека придерживаться единого мнения. Отсюда - противоречивые , часто полярные представления об особенностях личности пожилого человека в научной литературе.

Соматические патологии, социальная сторона жизни, сопровождающаяся негативными для личности переживаниями, снижение работоспособности, продуктивности деятельности, ухудшение общего фона самочувствия, а также уменьшение доходов многие исследователи рассматривают как причину отрицательных изменений в личности пожилого человека. В научной литературе и диссертационных исследованиях отмечаются ущербные сдвиги в характере пожилого человека; снижение или, наоборот, неадекватное завышение самооценки; некоторые особенности мотивационно-потребностной сферы, определяющие устойчивость пожилого человека по отношению к негативным изменениям, обусловленным старением, а именно смещение их в направлении избегания страданий, новых социальных контактов, закрытости, консерватизма. И, как следствие, неудовлетворенность собой, неуверенность в своих силах, обострение чувства беспомощности, одиночества, сужение интересов.

Американские психологи выделяют ряд вариантов старения, обусловленных негативными установками и предпосылками - регрессия, бегство, добровольная изоляция, стремление вызвать к себе интерес у окружающих, попытка включиться в жизнь общества, даже стремясь скрыть специфические недомогания. Другие формы поведения - бунт против процессов старения, страх перед смертью, отчаянные попытки сохранить уходящую зрелость, что проявляется в неадекватной манере одеваться, сексуальном поведении, проведении досуга и, наконец, досрочное примирение с фактом старости, выражающееся во всепоглощающем доминировании в жизни пожилого человека мнимых и подлинных недомоганий. Все это, в конечном счете, делает существование пожилого человека тягостным и обременительным. Отрицательные эмоциональные реакции, часто носящие затяжной характер, неприятие собственного старения становится одной из причин возникновения состояния, называемого возрастно-ситуационной депрессией, вызвать те или иные психосоматические заболевания и даже привести к суициду.


Однако фундаментальные исследования отечественных и зарубежных ученых свидетельствуют (при всей сложности этого периода) также о многообразных проявлениях положительного отношения стареющего человека к жизни, к людям, к себе. Исследователь личностных изменений в старости Н.Ф. Шахматов, характеризуя симптомы психического упадка и психических болезней, расстройств, считает, что «представление о психическом старении не может оказаться полным и цельным без учета благоприятных случаев, которые лучше, чем какие-либо другие варианты, характеризуют старение, присущее только человеку. Эти варианты, будь они обозначены как удачные, успешные, благоприятные и, наконец, счастливые, отражают их выгодное положение в сравнении с другими формами психического старения. Более того, ряд исследователей высказываются о том, что в старости вообще не происходит какого-либо изменения личностных характеристик: ни нравственные, ни социальные качества личности не утрачиваются. Пожилые же люди с психопатическим поведением и в молодые годы обнаруживали черты психопатии.

В современной научной литературе широко декларируется идея «продуктивного старения» , возможности «счастливой старости» , называются факторы, способствующие повышению адаптивности стареющего человека, создающие условия для переживания пожилым человеком положительных эмоций, чувства удовлетворенности новой жизнью и своей ролью в этой жизни. О.Н. Молчановой показано, что с возрастом, наряду с общим снижением ценности «Я» и отдельных его аспектов, проявляется и другая тенденция - психологический витаукт, который представляет собой процессы, стабилизирующие деятельность субъекта, компенсирующие нарастание негативных характеристик, уберегающих систему «Я» от разрушения и способствующих более успешной адаптации пожилых к новой социальной ситуации. Среди основных факторов, определяющих витаукт, О.Н. Молчанова называет: наличие у испытуемых позднего возраста высоких позиций реальной самооценки по ряду параметров; фиксация на позитивных чертах своего характера; снижение идеальных и достижимых самооценок, а также их сближение с реальной самооценкой; относительно высокий уровень самоотношения; признание своей позиции удовлетворительной (даже если она крайне низка); ориентация на жизнь детей и внуков; ретроспективный характер самооценки.

Интерес для данного исследования представляют условия психического здоровья пожилого человека , предлагаемые О.В. Красновой и А.Г. Лидерс. К ним относятся:

- личностный рост (открытость новому, способность развиваться);

- принятие себя, своего опыта (позитивная оценка своей жизни);

- жизненные цели (переживание жизни как осмысленной, чувство «направленности» жизни);

- способность организовать свою жизнь (компетентное управление тем, что окружает, внутреннее чувство контроля над своей жизнью, возможность использовать разные возможности в жизни);

- позитивное отношение (способность брать и давать, позитивные чувства к другим);

- автономия (способность противостоять социальному давлению, самостоятельность в определении места в жизни, наличие жизненных стандартов).

Существование разнообразных личностных проявлений в старости делает чрезвычайно актуальной для геронтопсихологии проблему типологии старения .

Из всего многообразия попыток описания типов старения [Д.Б. Бромлей, В. Гизе, И.С. Кон и др.] наиболее интересной представляется классификация польского геронтолога и психиатра Х. Зайончковского, описавшего четыре разновидности процесса старения и соответствующие им группы стариков:

1) те, кто по своему физическому состоянию и интеллектуальному уровню не требует ухода;

2) наиболее многочисленная группа пожилых людей, которые сохранили физическое и психическое здоровье, но проявляют признаки снижения жизненной активности и уровня интересов; часть из них обычно спокойна и трудолюбива, ощущает свою социальную полезность, несмотря на торможение развития; другая часть выключает себя из жизни, не видит в ней для себя места, с горечью ждет смерти, капризна, озлобленна и является обузой для близких;

3) немногочисленная группа «великих старцев», которым свойственны высокий уровень социальной активности, эмоциональная зрелость и ощущение своей полезности; они увлечены работой, видят перед собой цель, обладают мудростью, используют жизненный опыт и возможности, которые предоставляет преклонный возраст; 4) группа нуждающихся в постоянном уходе, утративших здоровье, а порой и чувство реальности.

Вышесказанное позволило ученым сделать предположение: в период геронтогенеза человек осознанно или неосознанно осуществляет выбор своей стратегии старения и стратегия эта предполагает либо сохранение себя как индивида, либо сохранение себя как личности. При первой стратегии осуществляется переход к деятельности, направленной на «выживание» человека как индивида на фоне постепенного угасания психофизиологических функций. Вторая стратегия предполагает возможность дальнейшего прогрессивного развития личности человека и осуществляется при тенденции сохранения человеком старых и формированием новых социальных связей, дающих ему возможность ощущать свою общественную пользу. Ученые отмечают: с проблемой выбора стратегии старения тесно связана проблема смысла и образа дальнейшей жизни, что, по сути, определяется всей жизнью человека.

Сказанное выше побудило исследователей выделять в адаптации людей пожилого возраста две адаптивные стратегии – активную и защитну ю. Кроме того, рекомендуется учитывать следующие ее виды:

- нормальную (приводит к устойчивой адаптированности в типичных проблемных ситуациях без патологических изменений структуры личности и без нарушений норм той социальной группы, в которой протекает ее активность);

- девиантную (отклоняющуюся, неконформистскую, подразумевающую удовлетворение потребностей личности в данной группе или социальной среде, в то время как ожидания остальных участников не оправдываются ее поведением);

- патологическую (если активность личности в социальных ситуациях полностью или частично осуществляется с помощью патологических механизмов и форм поведения и приводит к образованию патологических комплексов характера.

Спецификой социальной адаптации человека является связь процесса социальной адаптации с социализацией, «врастанием» человека в новый социальный мир. Проблема социализации в позднем возрасте долгое время носила дискуссионный характер. Сегодня и социологи, и психологи высказываются по этому поводу следующим образом: «...проблема социализации пожилых людей не только существует, но и более значима для этого возрастного периода по сравнению с предыдущим…; успешная социализация пожилых людей «имеет первостепенное значение для организации их нормальной жизнедеятельности, развития и самореализации, оказывая тем самым влияние не только на благополучие самой группы этой категории граждан, но и всего социума, частью которого они являются».

Традиционно в содержании процесса социализации выделяют три сферы. Социализация человека применительно к первой сфере предполагает освоение новых видов деятельности (по - А.Н.Леонтьеву, расширение «каталога» деятельностей), а значит, освоение новых социально-психологических ролей; применительно ко второй сфере – расширение и углубление социальных связей и, наконец, применительно к третьей сфере – формирование «Я-концепции» личности как совокупности ее представлений о себе, сопряженной с их оценкой.

В психолого-педагогической науке не существует четкого разграничения между понятиями «социализация» и «развитие» [А.В.Петровский, В.А. Сластенин и др.]. С точки зрения Г.М. Андреевой, сущность социализации определяется следующим образом: «Социализация – это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны – процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивидом за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду. Б.Д. Парыгин под социализацией понимает весь многогранный процесс очеловечивания человека, включающий в себя биологические предпосылки, непосредственно само вхождение индивида в социальную среду и предполагающий социальное познание, социальное общение, овладение навыками практической деятельности (как предметным миром вещей, так и всей совокупностью социальных функций, ролей, норм, прав и обязанностей), активное переустройство окружающего (природного и социального) мира, изменение и качественное преобразование самого человека, его всестороннее гармоническое развитие. При этом, как считают исследователи, и социальная среда, и личность выступают субъектами последнего: социальная среда, воздействует на личность, способствуя ее формированию; личность, действуя в социальной среде, включается в процесс общения и отношений с окружающими людьми, явлениями, вещами, развивает определенную социальную деятельность, тем самым создавая эту среду, придавая ей определенное качество.

Подобное понимание социализации заставило ученых – педагогов поставить вопрос не только о взаимодействии социальной среды и личности, но и о педагогически целесообразной организации этого взаимодействия [В.Г. Бочарова, В.А. Сластенин, И.В. Харламов и др.]. Конструктивные изменения в социальной среде, по мнению В.Г. Бочаровой, создание таких условий жизни в социуме, которые помогают развиться всем задаткам человека, являются объективной предпосылкой успешного развития личности. Применительно к пожилым людям в современных условиях все более актуальное звучание приобретает проблема «высвобождения ресурсов» , активизации личностного потенциала граждан пожилого возраста . С точки зрения К. Виктор, решение данной проблемы возможно при соблюдении следующих условий: трансформации внешних и внутренних ограничений, преобразования их в актуальные личностные возможности; избавления от традиционных запретов, преодоления негативных мифов и догм социального окружения; межпоколенного обмена. В современных условиях целесообразным представляется предоставление старикам возможности «деятельного участия в жизни общества », продолжения полезных занятий . Существенным фактором сохранения бодрости, активности и хорошего самочувствия пожилого человека, по мнению ученых, может стать продолжение трудовой деятельность лиц пожилого возраста, осознание полезности их труда для общества. «Участие пожилых в трудовой сфере позволит использовать накопленные ими знания, умения, склонности и способности к синтетическому мышлению, а с другой стороны, сохранить свое здоровье».

Психология пожилых людей — основные возникающие проблемы

Процесс старения человека неизбежен, сам по себе почтенный возраст — продолжительный этап жизни человека. В этот период пожилые люди испытывают разнообразные психологические и социальные проблемы. Старение человека проходит в индивидуальном порядке. Но, несмотря на это есть общие тенденции в ощущении окружающего мира пожилыми людьми. Согласно данным ВОЗ пожилым считается человек в возрасте от шестидесяти до семидесяти четырех лет. Старение включает в себя психологические, физиологические и социальные изменения в жизни человека.

Основные проблемы пожилых людей

Проблемы, возникающие в жизни пожилого человека, разделяются на психологические, физиологические и социальные проблемы. К психологическим проблемам относятся:

  • Одиночество;
  • неуверенность в себе;
  • апатия;
  • возникновение депрессии;
  • замкнутость и отрешенность от мира.

Дети выросли, любимая работа позади, друзей практически не остается, и в этой ситуации человек в возрасте остается наедине с самим собой. Если говорить о физиологических проблемах, то они связаны непосредственно со здоровьем. В возрасте многие заболевания приобретают хронический характер. Человек чувствует дискомфорт и не может заниматься активной деятельностью. Если говорить о социальных проблемах, то к ним можно отнести бедность, плохую социальную организацию быта и досуга пенсионеров.

Все пожилые люди обладают разными психологическими портретами, которые напрямую зависят от уровня жизни, социальных, политических, религиозных убеждений. Портрет складывается из образа жизни, опыта работы.

Есть такие типы, как:

  • активная творческая личность — несмотря на возраст, человек продолжает быть оптимистом и участвует в общественной жизни. Старается познать что-то новое, любит активно отдыхать, занимается каким-либо хобби;
  • личность с четкой установкой к психологической и социальной приспособленности — энергия стареющего человека направлена на материальный и духовный комфорт;
  • женский тип старения — при таком психологическом портрете человек посвящает себя семье, воспитанию внуков, работе по дому и огороду, старается максимально заботиться о своих близких;
  • личность не довольная своим положением — психотип человека разочарованного своим жизненным путем, такие старики отличаются высокой раздражительностью и ворчливостью, часто недоверчивы, настороженны, болезненно воспринимают любую критику от других людей в свой адрес;

Особенности психологии стариков (как понять пожилого человека)

Согласно геронтологическим исследованиям после шестидесяти лет человек начинает испытывать психологические проблемы в своей жизни. Некоторые старики замыкаются в себе, становятся ворчливыми и раздражительными, другие же наоборот, проявляют спокойствие, осторожность, рассудительность и мудрость.

Со временем ослабевает внутренний контроль за психологическими реакциями. Черты характера резко усиливаются, человек начинает воспринимать реальность гипертрофированным образом. Любое, даже незначительное происшествие или изменение в жизни заставляют стариков сильно переживать и нервничать. Возникают фобии, тревоги, страхи. Пожилые люди своеобразно ощущают время, некоторые пожилые люди становятся более религиозными и верующими.

После выхода на пенсию старые социальные контакты ослабевают, и начинает преобладать межродственное общение. Особенно тяжело приходится одиноким старикам, которые ищут собеседника в любом человеке. В этом момент важно понять и поддержать, не оставлять человека наедине с собой. Он должен осознать что старость, это еще один из этапов в жизни, и именно в нем можно познать себя, найти любимое хобби, уделять больше времени своей семье.

Естественное старение не должно пугать, настораживать. Важно поддерживать морально человека в возрасте, особенно эта поддержка потребуется при уходе на пенсию. Простое общение позволяет облегчить существование стариков, ибо одной из основных проблем старости все равно остается одиночество.

Пожилой возраст характеризуется нарастанием признаков старения и заболеваний, свойственных этому возрасту.

Процесс старения - генетически запрограммированный процесс, сопровождающийся определенными возрастными изменениями в организме.

В то же время старение реально создает много психологических трудностей: ведь это годы «вынужденной праздности», часто проводимые в отрыве от работы с ощущением контраста «той» и «этой» жизни, которая многими воспринимается как унизительная. Вынужденное безделье часто становится патогенным фактором в соматическом и психическом отношении, поэтому многие стараются остаться трудоспособными, трудиться и приносить посильную пользу.

Выделение периода старения и старости связано с комплексом социально-экономических, биологических и психологических причин.

Процесс старения неоднороден. Традиционно выделяют три градации периода геронтогенеза: пожилой возраст (для мужчин - 60-74 года, для женщин - 55-74 года), старческий возраст (75-90 лет) и долгожители (90 лет и старше). Но современные исследования показывают, что в последние десятилетия процесс старения замедляется. Человек 55-60 лет может совершенно не ощущать себя старым и по социальным функциям может находиться в когорте взрослых - зрелых людей. Так же и само старение внутри указанных фаз не является однородным: кто-то устает от жизни уже к 50 годам, а кто-то и в 70 может быть полным сил и жизненных планов.

Старению подвержены все телесные органы и системы организма, даже при оптимальных генетических и средовых условиях. В период жизни человека после зрелости происходит постепенное ослабление деятельности организма. Пожилые люди не так сильны и не способны, как в молодые годы, выдерживать длительную физическую или нервную нагрузку; общий запас энергии у них становится все меньше и меньше; утрачивается живость тканей организма, что тесно связано с уменьшением в них содержания жидкости. В результате такого обезвоживания суставы пожилых людей затвердевают. Если это происходит в костных сочленениях грудной клетки, то затрудняется дыхание. Возрастное обезвоживание приводит к иссушению кожи, она становится более чувствительной к раздражениям и солнечным ожогам. Иссушение кожи, в свою очередь препятствует потовыделению, которое регулирует поверхностную температуру тела. Из-за ослабления чуткости нервной системы пожилые и старые люди замедленно реагируют на изменения внешней температуры и поэтому больше подвержены неблагоприятному воздействию жары и холода. Происходят изменения чувствительности разных органов чувств, внешние проявления которых выражаются в ослаблении чувства равновесия, неуверенности поступи, в потере аппетита, в потребности более яркой освещенности пространства и т.д.

Многие исследования свидетельствуют о старении сердечно-сосудистой, эндокринной, иммунной, нервной и других систем, т.е. об отрицательных сдвигах, происходящих в организме в процессе его инволюции. Вместе с тем накапливаются материалы, которые приводят ученых к пониманию старения как чрезвычайно сложного, внутренне противоречивого процесса, для которого характерно не только снижение, но и усиление активности организма. С физиологической и психологической точек зрения, старость менее жестко связана с хронологическим возрастом, чем любой более ранний период жизни.

Сложность процесса старения выражается в усилении и специализации действия закона гетерохронии, в результате чего имеют место длительная сохранность и даже улучшение функционирования одних систем и ускоренная, происходящая разными темпами, инволюция других. Дольше всего сохраняются в организме те структуры и функции, которые тесно связаны с осуществлением основного жизненного процесса в его наиболее общих проявлениях. Хотя эволюционно-инволюционные процессы присущи всему онтогенезу в целом, именно в период старения разнонаправленность определяет специфику как психического, так и непсихического развития. Кроме того, все изменения в период старения носят индивидуальный характер.

Сложный и противоречивый характер старения человека как индивида связан с количественными изменениями и качественной перестройкой биологических структур, включая и новообразования. Организм адаптируется к новым условиям; в противовес старению развиваются приспособительные функциональные системы; активизируются различные системы организма, что сохраняет его жизнедеятельность, позволяет преодолевать деструктивные явления старения. Таким образом, можно сказать, что период позднего онтогенеза является новым этапом развития и специфического действия общих законов онтогенеза, гетерохронии и структурообразования.

Различного рода изменения человека как индивида, происходящие в пожилом возрасте, направлены на то, чтобы актуализировать потенциальные, резервные возможности, накопленные в организме в период роста, зрелости и формирующиеся в период позднего онтогенеза. При этом участие личности в сохранности индивидной организации и регуляции ее дальнейшего развития в период онтогенеза должно усиливаться

Типологии личности в пожилом возрасте.

1. Конструктивный тип: характерны внутренняя уравновешенность, позитивный эмоциональный настрой, критичность по отношению к себе и терпимость к другим. Оптимистическая установка к жизни сохраняется после окончания профессиональной деятельности. Самооценка довольно высока, строят планы на будущее, рассчитывают на помощь окружающих.

2. Зависимый тип - социально приемлем. Выражается в подчиненности супружескому партнеру или ребенку, в отсутствии высоких жизненных и профессиональных претензий. Эмоциональное равновесие поддерживается благодаря включенности в семейную среду и надежде на постороннюю помощь.

3. Защитный тип: преувеличенная эмоциональная сдержанность, прямолинейность в поступках и привычках, стремление к «самообеспеченности». Расценивается как невротический тип.

4. Агрессивно-обвинительный тип. Пожилые люди стремятся «переложить» на других вину и ответственность за собственные неудачи, не принимают свою старость, отгоняют мысль о выходе на пенсию, с отчаянием думают о утрате сил и смерти, враждебно относятся к молодым людям, ко всему «новому, чужому миру». Их представление о себе и о мире рассматриваются как неадекватные.

5. Самообвинительный тип - обнаруживается пассивность, безропотность в принятии трудностей, склонность к депрессиям и фатализму. Чувство одиночества, покинутости, пессимистическая оценка жизни в целом, когда смерть воспринимается как избавления от несчастливого существования.

И.С. Кон в качестве критерия для выделения социально-психологических типов пожилого человека использует направленность деятельности.

1. Позитивные, психологически благополучные типы старения:

Продолжение после выхода на пенсию общественной жизни, активное и творческое отношение;

Устройство собственной жизни - материальное благополучие, хобби, самообразование; хорошая социальная и психологическая приспособленность;

Приложение сил в семье, на благо другим ее членам. Хандры и скуки нет, но удовлетворенность жизнью ниже, чем в двух первых группах;

Смысл жизни связывается с укреплением здоровья. Этот вид организации жизнедеятельность дает определенное моральное удовлетворение, но иногда сопровождается повышенной тревожностью в отношении здоровья.

2. Отрицательные типы развития: агрессивные ворчуны; разочаровавшиеся в себе и в жизни, одинокие и грустные неудачники, глубоко несчастные.

Таким образом, пожилые люди не составляют монолитной группы. Изменения в период геронтогенеза зависят от степени зрелости конкретного человека как личности и субъекта деятельности. Имеются многочисленные данные о сохранении высокой жизнеспособности и работоспособности человека не только в пожилом, но и в старческом возрасте. Большую положительную роль в этом играет множество факторов: уровень образования, род занятий, зрелость личности и др. Особое значение имеет творческая деятельность личности как фактор, противостоящий инволюции человека в целом.

Похожие публикации