Дошкольная психология особенности развития 6 7 лет.

Скачать памятки для родителей.

Цель: Познакомить родителей с психологическими особенностями детей 6-7 летнего возраста, симптомами кризиса 7 лет.

  1. Познакомить родителей с особенностями возраста детей 6-7 лет, с основными симптомами кризиса 7 лет.
  2. Решить проблемные ситуации, возникающие в семье, в детском саду, характерные данному возрасту.
  3. Привлечь внимание к вопросу отношений ребёнка в группе сверстников.
  4. Научить родителей использовать в беседе, разговоре с ребёнком «Я — высказывание»; проговаривать правила, не используя слово «НЕ», учится взрослым узнавать чувства ребёнка и произносить их.

План собрания.

  1. Приветствие. Упражнение «Поменяйтесь местами» (5 мин)
  2. Консультация педагога-психолога «Психологические особенности детей 6-7 лет: Развитие психических процессов. Социально-личностное развитие», «Кризис 7 лет» (15 мин.)
  3. Работа в группах «Решение проблемных ситуаций, характерных для детей старшего дошкольного возраста». Упражнения «Нельзя, «Правила для ребёнка», «Чувства ребёнка» (15 мин).
  4. Рефлексия (5 мин)

Ход собрания.

1. Приветствие. Упражнение «Поменяйтесь местами»

Цель: создание ситуации комфорта в группе, направлено на двигательную активность.

Подготовка: все участники сидят в кругу, необходимо убрать все дополнительные стулья. Таким образом, стульев должно быть на один меньше, чем участников упражнения.

Инструкция: сейчас мы немного подвигаемся и разомнемся, как видите все вы сидите, а Ведущий – сейчас это буду я, потом кто-то из вас – стоит. И он тоже хочет занять стул. Таким образом, чтобы сесть, ему необходимо кого-то поднять.

Я буду говорить фразу: «Я прошу поменяться местами тех, кто…» и называет любой признак. Например: «Я прошу поменяться местами тех, кто в джинсах». Те участники, у кого этот признак есть должны поменяться местами, а Ведущий в это время успеть занять любой освободившийся стул. Все очень просто. Тот кто останется стоять – будет Ведущим. Игра продолжается.

2. Консультация педагога-психолога «Психологические особенности детей 6-7 лет: Развитие психических процессов. Социально-личностное развитие».

У ребёнка в 6-7 лет завершается формирование правого полушария, а кроме того, отделов, отвечающих за переработку сенсорной информации и межполушарных связей между ними. Формируется функция пространственного анализа и синтеза: чувство тела, соотношение частей и целого, метрические представления (ближе/дальше, шире/уже, больше/меньше и т.п.), координатные представления (вверху/внизу, лево/право), квазипространственные представления (в/на, над/под, за/перед). Правое полушарие создает основу для развития фонематического слуха (выделяя звуки человеческой речи в отдельное событие).

Все эти отделы правильно развиваются только при наличии полноценной среды: достаточно сенсорной информации для различных органов чувств (прикоснуться, услышать, увидеть), развитие моторики, развитие ловкости в детских играх. Важно обращать внимание на формирование мелкой моторики : завязывание шнурков, застегивание пуговиц.

Начинают активно формироваться лобные отделы, отвечающий за программирование и контроль, поэтому важно создавать ситуацию , где ребенок самостоятельно планирует свою деятельность и добивается результата (режим дня, навыки самообслуживания, выполнение последовательности действий, рисование узоров). На основе этого создается внутреннее пространство интеллекта.

Развитие психических процессов.

Восприятие продолжает развиваться. Однако и у детей данно­го возраста могут встречаться ошибки в тех случаях, когда нужно одновременно учитывать несколько различных признаков.

Внимание . Увеличивается устойчивость внимания - 20-25 минут, объем внимания составляет 7-8 предметов.

Память . К концу дошкольного периода (6-7 лет) у ребенка появляются произвольные формы психической активности. Он уже умеет рассматривать предметы, может вести целенаправлен­ное наблюдение, возникает произвольное внимание, и в резуль­тате появляются элементы произвольной памяти. Произвольная память проявляется в ситуациях, когда ребенок самостоятельно ставит цель: запомнить и вспомнить. Можно с уверенностью ска­зать, что развитие произвольной памяти начинается с того мо­мента, когда ребенок самостоятельно выделил задачу на запоми­нание. Желание ребенка запомнить следует всячески поощрять, это залог успешного развития не только памяти, но и других по­знавательных способностей: восприятия, внимания, мышления, воображения.

Мышление. Ведущим по-прежнему является наглядно-образ­ное мышление, но к концу дошкольного возраста начинает фор­мироваться словесно-логическое мышление. Оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуж­дений. Полностью словесно-логи­ческое, понятийное, или абстрактное, мышление формируется к подростковому возрасту.

Старший дошкольник может устанавливать причинно-след­ственные связи, находить решения проблемных ситуаций. Может делать исключения на основе всех изученных обобщений, выст­раивать серию из 6-8 последовательных картинок.

Воображение. Старший дошкольный и младший школьный возрасты характеризуются активизацией функции воображения - вначале воссоздающего (позволявшего в более раннем возрасте представлять сказочные образы), а затем и творческого (благода­ря которому создается принципиально новый образ). Этот пери­од - сензитивный для развития фантазии.

Социально-личностное развитие.

Поведение ребёнка начинает регулироваться представлениями о том, что хорошо и что плохо. Ребёнок испытывает чувство удовлетворения, радости, когда поступает правильно, хорошо, и смущение, неловкость, когда нарушает правила, поступает плохо. Ребенок стремится качественно выполнить какое-либо задание, сравнить с образцом и переделать, если что-то не получилось. Дети начинают предвосхищать последствия своих действий. Это существенно влияет на эффективность произвольной регуляции поведения — ребёнок может не только отказаться от нежелательных действий или хорошо себя вести, но и выполнять неинтересное задание, если будет понимать, что полученные результаты принесут кому-то пользу, радость и т. п. ПОЭТОМУ

Анализируйте с ребенком результаты работы, которую он выполнил (как в быту, так и в познавательном развитии), моральные поступки. Обсуждайте значение моральных понятий («Добрый человек — это такой, который, всем помогает, защищает слабых»)

Помните, поведение родителей является примером поведения ребенка.

Сложнее и богаче по содержанию становится общение ребёнка со взрослым. По-прежнему нуждаясь в доброжелательном внимании, уважении взрослого и сотрудничестве с ним, ребёнок стремится как можно больше узнать о нём, причём круг интересов выходит за рамки конкретного повседневного взаимодействия.

ПОЭТОМУ

Чаще рассказывайте о том, что у вас произошло на работе, с какими людьми познакомились и т. п. Для ребенка чрезвычайно важно делать всё правильно и быть хорошим в глазах взрослого.

Большую значимость для детей 6-7 лет приобретает общение между собой. Их избирательные отношения становятся устойчивыми, именно в этот период зарождается детская дружба. Дети продолжают активно сотрудничать, вместе с тем у них наблюдаются и конкурентные отношения - в общении и взаимодействии они стремятся в первую очередь проявить себя, привлечь внимание других к себе.

«Кризис 7 лет».

Несмотря на то, что кризисные моменты ребенка всегда замечаются родителями, кризис 7 лет порой проходит тихо и незаметно. Многие родители, несмотря на то, что хорошо запоминают кризисы 3-х лет, или переходного возраста, кризис 7 лет отмечают как спокойный. Но не всем так везёт. Те родители, чей ребенок всё-таки более сложно переносит кризис 7 лет, отмечают появление беспокойства, нервозности, замкнутости, скрытности своего чада.

Это связано с тем, что жизнь ребенка разделяется на внутреннюю (психологическую) и внешнюю . Теперь импульсивных действий становится меньше, потому что устанавливается более чёткая связь между внутренней мотивацией и поступками ребенка. Другими словами, во время кризиса 7 лет в действиях ребенка появляется некая смысловая ориентировка, и ему вне зависимости от своих желаний приходится стать взрослее.

По сравнению с «докризисным» возрастом, в корне меняется самооценка ребенка . Если раньше он относился к себе положительно вне зависимости от чего-либо, то теперь «Я» ребенка делится на «Я-реальное» и «Я-идеальное». «Я-реальное» — это осознание ребенка, кем он является на самом деле. «Я-идеальное» — это то, кем он хотел бы быть. В результате этого самооценка становится более адекватной, а «Я-идеальное» отвечает очень высоким запросам.

Иным становится и отношение ребенка к взрослым. Если раньше он вел себя примерно одинаково как с родными и знакомыми, так и с чужими людьми, не разделяя их для себя, то сейчас он уже может строго разделить, кто свой, а кто чужой, и скорректировать своё поведения по отношению к разным людям, а также создать различное представление о разных людях.

Ещё одним симптомом начала кризиса 7 лет является хитрость как нарушение привычных установлений или требований родителей в скрытой форме и намеренное создание ситуаций, в которых ребенок может извлечь некоторую выгоду для себя. Это, как правило, носит игровой характер и является шуткой, а не серьёзным проступком. Один из наименее часто встречающихся симптомов – это неадекватная реакция на критику родителей. Дело в том, что ребенок, делая что-то, рассчитывает на похвалу родителей, а когда он ее не получает – он может очень бурно отреагировать: плакать, обвинять родителей в непонимании и т.д.
Для ребенка в период кризиса 7 лет становится очень важна самостоятельность, возможность делать что-то без помощи взрослого, самостоятельный выбор сферы деятельности. Например, ребенок в это период с удовольствием стирает свои вещи, ходит за хлебом – одним словом, участвует в той деятельности, в которой ранее он не участвовал, часто отказываясь от того, чем он увлекался раньше. Причём, как правило, если его попросить о чем-то – ребенок заупрямится и не сделает или сделает с неохотой, а вот если идея чего-то возникла у лично него – малыш наверняка сделает это с превеликим удовольствием!

С этой особенностью, характеризующей кризис 7 лет, связано и развитие самостоятельной деятельности ребенка. Например, помимо игры, он начинает с удовольствием заниматься такими вещами, как шитье, вязание, конструирование, поделки из бумаги или других материалов и т.п. Причём результат такой самостоятельной деятельности обладает для ребенка огромной ценностью.

Таким образом, можно сказать, что в период кризиса 7 лет весь внутренний мир ребенка меняется до неузнаваемости. Основным симптомом начавшегося кризиса психологи называют потерю ребенком непосредственности, что проявляется в кривлянии, манерности, искусственной натянутости поведения. Ведь что значит непосредственность в поведении? Это значит, что ребенок внешне такой же, как и внутри. Кризис 7 лет, когда происходит потеря этой непосредственности, привносит в поступки ребенка интеллектуальный момент, который теперь выступает посредником между переживанием и естественным поступком.

Также у ребенка может появиться замкнутость, неуправляемость, ребёнок может стать непослушным, отвергать ранее принимавшиеся им же требования, может начать конфликтовать с родителями и другими членами семьи, либо просто игнорируя из слова, либо открыто их отвергая.

Почему так происходит и как справиться с таким непослушным ребенком?

Чтобы ответить на этот вопрос необходимо знать, что главной, а главное, принципиально новой потребностью ребенка в этот период становится уважение. Детям в этот момент просто необходимо чувствовать, что его уважают, относятся к нему, как к взрослому и признают его независимость . Если эта главная потребность в общении с 7-летним ребёнком будет проигнорирована, то понимания в отношениях с ним ждать уже не приходится.

Исходя из вышесказанного, самой существенной чертой кризиса ребенка 7 лет можно назвать начало процесса разделения внутренней и внешней стороны личности ребенка, который рождает множество новых для него переживаний и, следовательно, определенные изменения в поведении и взаимоотношениях с окружающим миром .

Работа в группах «Решение проблемных ситуаций, характерных для детей старшего дошкольного возраста» Упражнения. (15 мин)

3. Работа в группах.

«Кириллу шесть лет три месяца. Мальчик отличается любознательностью и рассудительностью. Он с удовольствием помогает папе, когда нужно что-то починить или отремонтировать. Сам собирается в детский сад, наводит порядок в своих вещах. В совей группе Кирилл считался одним из наиболее ответственных ребят, ему поручали самые сложные задания. Дома Кирилл привык слушаться родителей, особенно папу, который является для него большим авторитетом. На лето родители отправили сына к бабушке. На вопрос о том, как ведет себя Кирилл, бабушка пожаловалась, что он не реагирует на ее слова, что пора заканчивать игру и идти обедать, а уложить спать его вообще очень сложно. Типичный ответ: «Саша (двоюродный брат, которому двенадцать лет) не спит, почему же я должен?»

Что произошло с Кириллом? Какими должны быть дальнейшие действия родителей?

Конечно же, родители не понимают, что происходит с мальчиком и как с этим справиться. Но с точки зрения психолога, это закономерный этап в развитии ребенка, приближающегося к кризису 7 лет. Как мы уже говорили, в этот период происходит формирование мотивации действий малыша, он определяет новые правила, установленные не им, и учится по ним действовать. Первая реакция ребенка в этой ситуации – нарушение этих правил.

Таня, девочка 6 лет, перед едой перестала мыть руки, или вместо мытья рук идет в ванную, проводит там некоторое время, затем выходит к столу, так и не вымыв рук. Может также поиграть с водой и выйти с мокрыми (но грязными) руками, демонстративно показывая их маме. Если мама начинает упрекать её за это, она говорит, что забыла, возвращается в ванную и моет руки.

Почему так ведёт себя Таня? Как бы вы поступили? Как поступать маме?

Если у малыша есть братья или сестры – эта хитрость часто, прежде всего, направлена на взаимоотношения с ними, а потом уже на взаимоотношения с родителями.

Мама забирает ребёнка из детского сада. Они одеваются в раздевалке. Одевшись, мама говорит: «Иди, попрощайся с воспитателем». Ребёнок, заглядывая в группу, говорит до свидания. И мама с ребёнком отправляются домой.

— Как вы думаете, всё ли правильно было сделано со стороны привития ребёнку правил культуры поведения?

— Как бы сами поступили в такой ситуации? (высказывания родителей)

-Как вы разговариваете с другими людьми и говорите о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы общаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеётесь, читаете газеты – всё это для ребёнка имеет большое значение. Важен пример взрослых — сотрудников детского сада и родителей. Их приветливость и доброжелательность передаются детям.

Упражнение «Нельзя»

Цель: Рефлексия чувств ребенка на родительские запреты, на потребность ребенка в познании окружающего мира.

Один из участников - «ребенок» - сидит на стуле в центре круга. Ведущий, говоря об этапах развития ребенка и его познавательных потребностей, поочередно связывает шарфом руки («нельзя трогать»), ноги («нельзя туда ходить»), далее завязываются уши («не слушай, это не для твоих ушей») и, наконец, - глаза («не смотри, это нельзя смотреть детям»). Часто говорим: «Помолчи!» (завязывается рот). Ведущий спрашивает «обвязанного», что он при этом чувствует. Высказывания родителя - «ребенка» позволяют другим участникам понять, осознать и сопережить весь негатив родительских запретов. Обмен мнениями.

Упражнение «Правила для ребенка»

Цель: установление ограничений для детей.

Как мы уже говорили, часто общение с ребенком ограничивается указаниями и запретами. Конечно, есть много ситуаций, когда родители вынуждены устанавливать определенные ограничения для своих детей.
Давайте попробуем изменить ограничения и запреты на правила поведения.

Ваша задача будет: написать правила для ребенка, не употребляя слова «НЕ».

Например:

— Нельзя переходить улицу на красный свет / Нужно переходить улицу только тогда, когда светит зеленый огонек светофора.
— Не спеши во время еды / Будем есть неторопясь.
— Не кричи так громко / Будем разговаривать тише.
— Не рисуй на стене / Рисуй на бумаге.

Обсуждение:

— Сложно было выполнить задание?
— Есть такие правила, которые назвали участники различных команд?

Вывод: Правила должны быть в каждой семье. Чтобы сохранить мир в семье и не провоцировать конфликты с детьми, необходимо придерживаться определенных правил.

Упражнение «Чувства ребёнка»

Перед вами таблица, в которой нужно заполнить графу «чувства ребенка». В левой колонке вы найдете описание ситуаций и слова ребенка, справа напишите, какие по вашему мнению, чувства он испытывает в этом случае. Запишите ваш ответ на слова ребенка (3-я колонка). Обозначьте в этой фразе чувство, которое (по вашему предложению) он испытывает (опираясь на образец).

Обсуждение всей группой (выносятся согласованные мнения, результаты работы малых групп: это позволяет среди них выбрать наиболее точные идеи).

Группа: (возможные ответы родителей)

  1. Тебе больно, ты рассердилась на доктора.
  2. Тебе хочется, чтобы я тебя тоже защищала.
  3. Ты испугалась, и чашечку очень жалко.

Упражнение «Вопрос-ответ». Вам нужно написать вопросы на листочках, на тему воспитания вашего ребёнка, мы попробуем все вместе на них ответить.

4. Рефлексия (2 мин)

Перед вами лежит листочек с началом фразы, вам нужно её продолжить (фразы с двух сторон листка): «Сегодня я узнал (а), понял (а), что……», «С этого момента со своим ребёнком я буду………»

Упражнение «Аплодисменты»

Цель: снятие эмоциональной усталости, улучшение настроения.

Мы с вами хорошо поработали. И в завершение я предлагаю представить на одной ладони улыбку, на другой — радость. А чтобы они не ушли от нас, их надо крепко-накрепко соединить в аплодисменты.
До новых встреч!

Анатомо-физиологические особенности

Седьмой год жизни — продолжение очень важного целостного периода в развитии детей, который начинается в пять лет и завершается к семи годам. На седьмом году продолжается становление новых психических образований, появившихся в пять лет. Вместе с тем дальнейшее развертывание этих образований создает психологические условия для появления новых линий и направлений развития. В шестилетнем возрасте идет процесс активного созревания организма. Вес ребенка увеличивается в месяц на 200 граммов, рост на 0,5 см, изменяются пропорции тела. В среднем рост 7-летних детей равен 113—122 см, средний вес — 21—25 кг. Области мозга сформированы почти как у взрослого. Хорошо развита двигательная сфера. Продолжаются процессы окостенения, но изгибы позвоночника еще неустойчивы. Идет развитие крупной и особенно мелкой мускулатуры. Интенсивно развивается координация мышц кисти. Общее физическое развитие тесно связано с развитием тонкой моторики ребенка. Тренировка пальцев рук является средством повышения интеллекта ребенка, развития речи и подготовки к письму.

Развитие личности

Изменения в сознании характеризуются появлением так называемого внутреннего плана действий — способностью оперировать различными представлениями в уме, а не только в наглядном плане. Одним из важнейших изменений в личности ребенка являются дальнейшие изменения в его представлениях о себе, его образе Я. Развитие и усложнение этих образований создает к шести годам благоприятные условия для развития рефлексии — способности осознавать и отдавать себе отчет в своих целях, полученных результатах, способах их достижения, переживаниях, чувствах и побуждениях; для морального развития, и именно для последнего возраст шести-семи лет является сензитивным, то есть чувствительным. Этот период во многом предопределяет будущий моральный облик человека и в то же время исключительно благоприятен для педагогических воздействий. В процессе усвоения нравственных норм формируются сочувствие, заботливость, активное отношение к событиям жизни. Существует тенденция преобладания общественно значимых мотивов, над личными.

Самооценка ребенка достаточно устойчивая, возможно ее завышение, реже занижение. Дети более объективно оценивают результат деятельности, чем поведения. Ведущей потребностью детей данного возраста является общение (преобладает личностное).

Ведущей деятельностью остается сюжетно-ролевая игра. В сюжетно-ролевых играх дошкольники седьмого года жизни начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации. Игровые действия становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дошкольники оказываются способными отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем. Одной из важнейших особенностей данного возраста является проявление произвольности всех психических процессов.

Развитие психических процессов

Восприятие продолжает развиваться. Однако и у детей данного возраста могут встречаться ошибки в тех случаях, когда нужно одновременно учитывать несколько различных признаков.

Внимание. Если на протяжении дошкольного детства преобладающим у ребенка является непроизвольное внимание, то к концу дошкольного возраста начинает развиваться произвольное внимание. Когда ребенок начинает его сознательно направлять и удерживать на определенных предметах и объектах. Увеличивается устойчивость внимания — 20—25 минут, объем внимания составляет 7—8 предметов. Ребенок может видеть двойственные изображения.

Память. К концу дошкольного возраста происходит развитие произвольной зрительной и слуховой памяти. Память начинает играть ведущую роль в организации психических процессов. К концу дошкольного периода (6—7 лет) у ребенка появляются произвольные формы психической активности. Он уже умеет рассматривать предметы, может вести целенаправленное наблюдение, возникает произвольное внимание, и в результате появляются элементы произвольной памяти. Произвольная память проявляется в ситуациях, когда ребенок самостоятельно ставит цель: запомнить и вспомнить. Можно с уверенностью сказать, что развитие произвольной памяти начинается с того момента, когда ребенок самостоятельно выделил задачу на запоминание. Желание ребенка запомнить следует всячески поощрять, это залог успешного развития не только памяти, но и других познавательных способностей: восприятия, внимания, мышления, воображения. Появление произвольной памяти способствует развитию культурной (опосредованной) памяти — наиболее продуктивной формы запоминания. Первые шаги этого (бесконечного в идеале) пути обусловлены особенностями запоминаемого материала: яркостью, доступностью, необычностью, наглядностью и т. д. Впоследствии ребенок способен усилить свою память с помощью таких приемов, как классификация, группировка. В этот период психологи и педагоги могут целенаправленно обучать дошкольников приемам классификации и группировки в целях запоминания.

Развитие мышления. К концу дошкольного возраста более высокого уровня достигает развитие наглядно-образного мышления и начинает развиваться логическое мышление, что способствует формированию способности ребенка выделять существенные свойства и признаки предметов окружающего мира, формированию способности сравнения, обобщения, классификации. Ведущим по-прежнему является наглядно-образное мышление, но к концу дошкольного возраста начинает формироваться словесно-логическое мышление. Оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений. И здесь обязательно потребуется помощь взрослых, так как известна нелогичность детских рассуждений при сравнении, например, величины и количества предметов. В дошкольном возрасте начинается развитие понятий. Полностью словесно-логическое, понятийное, или абстрактное, мышление формируется к подростковому возрасту. Старший дошкольник может устанавливать причинно-следственные связи, находить решения проблемных ситуаций. Может делать исключения на основе всех изученных обобщений, выстраивать серию из 6—8 последовательных картинок.

Развитие воображения. К концу дошкольного возраста идет развитие творческого воображения, этому способствуют различные игры, неожиданные ассоциации, яркость и конкретность представляемых образов и впечатлений. Старший дошкольный и младший школьный возрасты характеризуются активизацией функции воображения — вначале воссоздающего (позволявшего в более раннем возрасте представлять сказочные образы), а затем и творческого (благодаря которому создается принципиально новый образ). Этот период — сензитивный для развития фантазии.

Речь. Продолжают развиваться звуковая сторона речи, грамматический строй, лексика, связная речь. В высказываниях детей отражаются как все более богатый словарный запас, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т.д. В результате правильно организованной образовательной работы у детей оказываются хорошо развиты диалогическая и некоторые виды монологической речи.

В подготовительной группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; дети осваивают формы позитивного общения с людьми, развивается половая идентификация, формируется позиция школьника. К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что и позволяет ему в дальнейшем успешно обучаться в школе.

Для деятельности ребенка 6 - 7 лет характерна эмоциональность и большая значимость эмоциональных реакций.

Психическое развитие и становление личности ребенка к концу дошкольного возраста тесно связаны с развитием самосознания. У ребенка 6 - 7 летнего возраста формируется самооценка на основе осознания успешности своей деятельности, оценок сверстников, оценки педагога, одобрения взрослых и родителей. Ребенок становится способным осознавать себя и то положение, которое он в данное время занимает в семье, в детском коллективе сверстников.

У детей старшего дошкольного возраста 6 - 7 лет формируется рефлексия, т. е. осознание своего социального «я» и возникновение на этой основе внутренних позиций.

В качестве важнейшего новообразования в развитии психической и личностной сферы ребенка 6 - 7 летнего возраста является соподчинение мотивов. Осознание мотива «я должен», «я смогу» постепенно начинает преобладать над мотивом «я хочу».

Ребенок 6 - 7 летнего возраста стремится к самоутверждению в таких видах деятельности, которые подлежат общественной оценке и охватывают различные сферы.

Осознание своего «я» и возникновение на этой основе внутренних позиций к концу дошкольного возраста порождает новые потребности и стремления. В результате игра, которая является главной ведущей деятельностью на протяжении дошкольного детства, к концу дошкольного возраста уже не может полностью удовлетворить ребенка. У него появляется потребность выйти за рамки своего детского образа жизни, занять доступное ему место в общественно-значимой деятельности, т.е. ребенок стремится к принятию новой социальной позиции - «позиции школьника», что является одним из важнейших итогов и особенностей личностного и психического развития детей 6 - 7 летнего возраста.

Основные компоненты психологической готовности к школе

Успешность обучения во многом зависит от степени подготовленности ребенка к школе.

Готовность к школе включает несколько составляющих компонентов: прежде всего физическую готовность, которая определяется состоянием здоровья, зрелостью организма, его функциональных систем, т.к. школьное обучение содержит определенные умственные и физические нагрузки.

Что же включает в себя психологическая готовность к школьному обучению?

Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточно сформированный уровень психического развития ребенка, необходимый для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в количестве сверстников.

Составными компонентами психологической готовности к обучению в школе являются мотивационная, социально-личностная, интеллектуальная и эмоционально-волевая готовность.

Внутренняя психическая жизнь ребенка, ставшего школьником, получает совсем иное содержание, иной характер, чем в дошкольном детстве: она связана с учением и учебными делами и от того, насколько будет сформирована психологическая готовность, будет зависеть адаптация ребенка к школе и успешность в обучении.

Мотивационная готовность к школе характеризуется уровнем развития познавательного интереса, осознанным желанием учиться и стремлением добиваться успехов в учении. Ребенок, готовый к школе, хочет учиться и потому, что у него уже есть потребность занять определенную позицию в обществе людей, а именно позицию, открывающую доступ в мир взрослости (социальный мотив учения), и потому, что у него есть познавательная потребность, которую он не может удовлетворить дома (познавательный мотив учения).

Социально-личностная готовность характеризуется сформированностью внутренней позиции ребенка, его готовностью к принятию новой социальной позиции - «позиции школьника», которая предполагает определенный круг обязанностей. Социально-личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, к учителю, к самому себе, к своим способностям и результатам работы, предполагает определенный уровень развития самосознания.

Также социально-личностная готовность включает сформированность у ребенка коммуникативных навыков и качеств, необходимых для общения и взаимодействия со сверстниками и учителем, способность к коллективным формам деятельности.

Интеллектуальная готовность к школьному обучению является важной предпосылкой успешности обучения. Т.к. связана с развитием познавательной активности и мыслительных психических процессов - способностью обобщать, сравнивать предметы окружающей действительности, классифицировать по существенному признаку, устанавливать причинно-следственный связи, делать выводы, обобщения, умозаключения на основе имеющихся данных.

Под интеллектуальной зрелостью понимают дифференцированное восприятие, концентрацию внимания, аналитическое мышление, выражающееся в способности постижения основных связей между явлениями; возможность логического запоминания, умение воспроизводить образец, а также развитие тонких движений руки и сенсомоторную координацию. Можно сказать, что понимаемая таким образом интеллектуальная зрелость в существенной мере отражает функциональное созревание структур головного мозга.

Важной составной частью психологической готовности к обучению является эмоционально-волевая готовность, которая включает сформированность определенных навыков умения управлять своим поведением, эмоциональную устойчивость, сформированность навыков произвольной регуляции внимания. Учебная деятельность предполагает необходимый уровень развития умственной активности, умение преодолевать трудности и выполнять определенные требования учителя.

Волевая готовность включает сформированность следующих компонентов волевого действия: способность ставить цель, принимать решения, намечать внутренний план действия, выполнять его, проявлять определенное волевое усилие в случае необходимости преодоления препятствия, способность оценивать результат своего действия.

Волевая готовность (произвольная сфера) заключается в способности ребенка напряженно трудиться, делая то, что от него требуют учеба, режим школьной жизни.

Сформированность компонентов волевого действия является основой для развития навыков волевой поведенческой саморегуляции, которые необходимы для успешной учебной деятельности.

  • E-mail
  • Подробности Опубликовано: 23.01.2011 17:34 Просмотров: 7927

    Адаптация первоклассников в школе .

    Поступление в школу вносит большие перемены в жизнь ребенка. Очень сложным для первоклассников является период адаптации в школе. Обычно он составляет от 1 до 2 месяцев. В этот период некоторые дети могут быть очень шумными, крикливыми, без удержу носятся по коридорам, отвлекаются на уроках, даже могут вести себя развязно с учителями: дерзить, капризничать. Другие очень скованы, робки, стараются держаться незаметно, слушают, когда к ним обращаются с вопросом, при малейшей неудаче, замечании плачут. У некоторых детей нарушается сон, аппетит, они становятся очень капризны, появляется интерес к игрушкам, играм, книгам для очень маленьких детей. Увеличивается количество заболеваний, которые называют функциональными отклонениями, они вызваны той нагрузкой, которую испытывает психика ребенка, его организм в связи с резким изменением образа жизни, в связи со значительным увеличением тех требований, которым ребенок должен отвечать. Конечно, не у всех детей адаптация к школе протекает с подобными отклонениями, но есть первоклассники, у которых этот процесс сильно затягивается. У некоторых полноценной адаптации к школе на 1 году обучения так и не происходит (это может протекать и на фоне хорошей успеваемости). Такие дети часто и подолгу болеют, причем болезни носят психосоматический характер, эти дети составляют группу риска с точки зрения возникновения школьного невроза.

    Некоторые дети к середине дня оказываются уже переутомленными, т.к. школа для них является стрессогенным фактором, уже дорога в школу для многих требует повышенного внимания, напряжения. На протяжении дня у них не бывает возможности полного расслабления, как физического, так и умственного, эмоционального. Некоторые дети невеселы уже по утрам, выглядят переутомленными, у них появляются головные боли и боли в области живота: страх, тревога перед предстоящей работой в классе, из-за расставания с домом, родителями столь велик, что ребенок в некоторые дни не может идти в школу. У некоторых детей по утрам развивается рвота.

    Чтобы определить, как можно помочь ребенку адаптироваться в школе, надо знать некоторые психологические особенности возраста 6-7 летнего ребенка.

    К 6 - 7 годам повышается подвижность нервных процессов, отмечается большее, чем у дошкольников, равновесие процессов возбуждения и торможения. Но процессы возбуждения все еще превалируют над процессами торможения, что определяет такие характерные особенности младших школьников, как непоседливость, повышенная активность, сильная эмоциональная возбудимость. В физиологическом плане надо отметить, что в 6 - 7 летнем возрасте созревание крупных мышц опережает развитие мелких, и поэтому детям легче выполнять сравнительно сильные, размашистые движения, чем те которые требуют большой точности,поэтому дети быстро устают при выполнении мелких движений (письмо).

    Возросшая физическая выносливость, повышенние работоспособности носят относительный характер, но в целом большинство детей испытывает высокую утомляемость, вызванную еще и дополнительным, не свойственным для данного возраста, школьными нагрузками (приходится много сидеть при жизненной потребности в движении). Работоспособность ребенка резко падает через 25 - 30 минут после начала урока и может резко снизиться на 2-ом уроке. Дети сильно утомляются при повышенной эмоциональной насыщенности уроков, мероприятий. Все это надо учитывать, имея в виду уже упоминавшуюся возбудимость детей.

    С поступлением в школу в жизни ребенка происходят существенные изменения, коренным образом меняется социальная ситуация развития, формируется новый для ребенка вид деятельности - учебная деятельность,

    2,5 - 4 года - "Я сам" - игра с предметами (кубики, мячики).

    5-6 лет - "Я - пилот" - ролевая игра.

    6-7 лет - "Я - ученик, я - школьник" - учебная деятельность.

    На основе этой новой деятельности развиваются основные психологические новообразования: в центр сознания выдвигается мышление. Таким образом, мышление становится доминирующей психической функцией и начинает определять постепенно и работу всех других психических функций (памяти, внимания, восприятия). С развитием мышления другие функции тоже интеллектуализируются и становятся произвольными.

    Развитие мышления способствует появлению нового свойства личности ребенка -рефлексии, то есть осознания себя, своего положения в семье, классе, оценка себя как ученика: хороший - плохой. Эту оценку "себя" ребенок черпает из того, как относятся к нему окружающие, близкие люди. Согласно концепции известного американского психолога Эриксона, в этот период у ребенка формируется такое важное личностное образование как чувство социальной и психологической компетентности или при неблагоприятных условиях - социальной и психологической неполноценности.



    В период 6-7 лет ребёнок растет «не по дням, а по часам». Годичные приросты длины тела составляют 8-10 см, а прибавление массы (веса) тела 2,2-2,5 кг. В этом же возрасте происходит существенное изменение пропорций тела, что свидетельствует об определённом созревании организма. Совершенствуется работа сердечно-сосудистой системы.

    В 6-7 лет интенсивно развивается опорно-двигательная система (скелет, суставно-связочный аппарат, мускулатура). В этом возрасте каждая из 206 костей скелета значительно изменяется по форме, размерам, внутреннему строению. Становится ясным, почему 6-7 летнему ребёнку так трудно долго сидеть в неподвижной позе, понятно, почему неправильная поза (долго удерживаемая) легко приводит к нарушениям осанки. ПОЭТОМУ

    Соблюдайте двигательный режим ребенка, ведь потребность в движении – главная потребность возраста! Не загружайте ребенка длительными«занятиями». Максимальное время 15-20 мин в день. Помните, что мышцы руки еще недостаточно развиты, что приводит к быстрому утомлению руки.

    Поведение ребёнка начинает регулироваться представлениями о том, что хорошо и что плохо.Ребёнок испытывает чувство удовлетворения, радости, когда поступает правильно, хорошо, и смущение, неловкость, когда нарушает правила, поступает плохо. Ребенок стремится качественно выполнить какое-либо задание, сравнить с образцом и переделать, если что-то не получилось.Дети начинают предвосхищать последствия своих действий. Это существенно влияет на эффективность произвольной регуляции поведения - ребёнок может не только отказаться от нежелательных действий или хорошо себя вести, но и выполнять неинтересное задание, если будет понимать, что полученные результаты принесут кому-то пользу, радость и т. п. ПОЭТОМУ

    Анализируйте с ребенком результаты работы, которую он выполнил (как в быту, так и в познавательном развитии), моральные поступки. Обсуждайте значение моральных понятий («Добрый человек - это такой, который, всем помогает, защищает слабых»)

    Помните, поведение родителей являетсяпримером поведения ребенка .

    Сложнее и богаче по содержанию становится общение ребёнка со взрослым. По-прежнему нуждаясь в доброжелательном внимании, уважении взрослого и сотрудничестве с ним, ребёнок стремится как можно больше узнать о нём, причём круг интересов выходит за рамки конкретного повседневного взаимодействия. ПОЭТОМУ

    Чаще рассказывайтео том, что у вас произошло на работе, с какими людьми познакомились и т. п. Для ребенка чрезвычайно важно делать всё правильно и быть хорошим в глазах взрослого.

    Большую значимость для детей 6-7 лет приобретает общение между собой. Их избирательные отношения становятся устойчивыми, именно в этот период зарождается детская дружба. Дети продолжают активно сотрудничать, вместе с тем у них наблюдаются и конкурентные отношения - в общении и взаимодействии они стремятся в первую очередь проявить себя, привлечь внимание других к себе.

    К 7 годам дошкольники испытывают чувство удовлетворения, собственного достоинства в отношении своей гендерной (половой) принадлежности, аргументированно обосновывают её преимущества. Они начинают осознанно выполнять правила поведения, соответствующие гендерной роли в быту, общественных местах, в общении и т. д., определяют перспективы взросления в соответствии с полом. ПОЭТОМУ


    Попытки самостоятельно придумать объяснения различным явлениям свидетельствуют о новом этапе развития познавательных способностей. Ребенок активно интересуется познавательной литературой, символическими изображениями, графическими схемами, делает попытки использовать их самостоятельно. ПОЭТОМУ

    Читайте с ребенком занимательную энциклопедическую литературу, развивайте кругозор; предлагайте заданияс головоломками, зашифрованными посланиями, лабиринтами – их очень много в детских журналах.

    Для 6-7 лет характерна в основномзавышенная самооценка. Постепенно она становится более адекватной. Ребёнок способен удерживать в сознании негативные и положительные оценки. Обнаруживается чёткое проявление чувства стыда. Оно возникает уже при отвлечении от конкретной ситуации при одном лишь представлении о нежелательном поступке.ПОЭТОМУ

    Важно оценивать полученный ребенком результат, а не его личность в целом. Использование порицаний и замечаний при обучении детей этого возраста должно быть ограничено.

    К концу дошкольного возраста существенно увеличивается устойчивость непроизвольного внимания, что приводит к меньшей отвлекаемости детей. Вместе с тем их возможности сознательно управлять своим вниманием весьма ограничены. Сосредоточенность и длительность деятельности ребёнка зависит от её привлекательности для него.

    В 6-7 лет у детей увеличивается объём памяти, что позволяет им непроизвольно (т. е. без специальной цели) запоминать достаточно большой объём информации. Из 10-15 картинок запоминает 6-7.

    Воображение детей данного возраста становится, с одной стороны, богаче и оригинальнее, а с другой - более логичным и последовательным, оно уже не похоже на стихийное фантазирование детей младших возрастов.

    Детям 6-7 лет по-прежнему нравится и хочется играть! В играх дети 6-7 лет способны отражать достаточно сложные социальные события - рождение ребёнка, свадьба, праздник, война и др.Нельзя запрещать ребенку играть! Тем самым вы нарушаете его естественное развитие. Активно принимайте участие в играх с правилами, которые развивают произвольность ребенка и тем самым готовят его к школе. ПОЭТОМУ

    Избегайте «перекосов» в обучении детей. Ребенок должен сначала играть, а потом «заниматься в тетрадках». Играйте всей семьей в игры с карточками. Сейчас их великое множество. Это весело и увлекательно для всех!

    В настоящее время школа принимает, а родители отдают ребенка в 6-7 лет. Школа берет на себя ответственность через формы различных собеседований определить готовность ребенка к начальному обучению. Семья принимает решение о том, в какую начальную школу отдать ребенка: государственную или частную, трехлетнюю или четырехлетнюю.

    Поступивший в школу ребенок автоматически занимает совершенно новое место в системе отношений людей: у него появляются постоянные обязанности, связанные с учебной деятельностью. Близкие взрослые, учитель, даже посторонние люди общаются с ребенком не только как с уникальным человеком, но и как с человеком, взявшим на себя обязательство (неважно - вольно или по принуждению) учиться, как все дети в его возрасте.

    К концу школьного возраста ребенок представляет собой в известном смысле личность. Он отдает себе отчет в том, какое место занимает среди людей (он, школьник) и какое место ему предстоит занять в ближайшем будущем (он пойдет учиться в школу). Одним словом, он открывает для себя новое место в социальном пространстве человеческих отношений. К этому периоду он уже многого достиг в межличностных отношениях: он ориентируется в семейно-родственных отношениях и умеет занять желаемое и соответствующее своему социальному статусу место среди родных и близких. Он умеет строить отношения со взрослыми и сверстниками: имеет навыки самообладания, умеет подчинить себя обстоятельствам, быть непреклонным в своих желаниях. Он уже понимает, что оценка его поступков и мотивов определяется не столько его собственным отношением к самому себе («Я хороший»), но прежде всего тем, как его поступки выглядят в глазах окружающих людей. У него уже достаточно развиты рефлексивные способности. В этом возрасте существенным достижением в развитии личности ребенка выступает преобладание мотива «Я должен» над мотивом «Я хочу».

    Один из важнейших итогов психического развития в период школьного детства - психологическая готовность ребенка к школьному обучению. И заключается она в том, что у ребенка к моменту поступления в школу складываются психологические свойства, присущие собственно школьнику. Окончательно эти свойства могут сложиться только в ходе школьного обучения под влиянием присущих ему условий жизни и деятельности.

    Младший школьный возраст обещает ребенку новые достижения в новой сфере человеческой деятельности - учении. Ребенок в начальной школе усваивает специальные психофизические и психические действия, которые должны обслуживать письмо, арифметические действия, чтение, физкультуру, рисование, ручной труд и другие виды учебной деятельности. На основе учебной деятельности при благоприятных условиях обучения и достаточном уровне умственного развития ребенка возникают предпосылки к теоретическому сознанию и мышлению (Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов).

    В период школьного детства в перипетиях отношений со взрослыми и со сверстниками ребенок обучается рефлексии на других людей. В школе в новых условиях жизни эти приобретенные рефлексивные способности оказывают ребенку хорошую услугу при решении проблемных ситуаций в отношениях с учителем и одноклассниками. В то же время учебная деятельность требует от ребенка особой рефлексии, связанной с умственными операциями: анализом учебных задач, контролем и организацией исполнительских действий, а также контролем за вниманием, мнемоническими действиями, мысленным планированием и решением задач.

    Новая социальная ситуация вводит ребенка в строго нормированный мир отношений и требует от него организованной произвольности, ответственной за дисциплину, за развитие исполнительских действий, связанных с обретением навыков учебной деятельности, а также за умственное развитие. Таким образом, новая социальная ситуация ужесточает условия жизни ребенка и выступает для него как стрессогенная. У каждого ребенка, поступившего в школу, повышается психическая напряженность. Это отражается не только на физическом здоровье, но и на поведении ребенка.

    Ребенок школьного возраста живет в условиях своей семьи, где обращенные к нему требования сознательно или бессознательно кореллируются с его индивидуальными особенностями: семья обычно соотносит свои требования к поведению ребенка с его возможностями.

    В этот период происходят и глубокие психические изменения. Связаны они не только с якобы функциональной перестройкой организма, но и его взрослением.

    Большое место в жизни детей занимают игры с правилами (подвижные, дидактические, игры-драматизации). Стремясь докопаться до истины, получить ответы на волнующие вопросы дети часто включаются в экспериментирование и опытничество.

    Важную роль в психическом развитии ваших детей играет общение и прежде всего с взрослыми. Всё большее место и значение приобретает структура самопознания. Развивается осознание своего социального «Я». Ребёнок становиться более чувствительным к системе межличностных отношений, возникающих как в семье, так и в детском саду, всё чаще и всевозрастающим интересом сравнивает себя со сверстниками: он уже может деференцировать личностные качества других и самого себя, и дать им оценку.

    Развивается волевая структура-сфера. Формируются основные элементы волевого действия: ребёнок способен сам поставить цель, принять решение, наметить план, приложить усилие для преодоления трудностей.

    К шести годам формируется:

    более высокая познавательная деятельность;

    усвоена система общественных выработанных сенсорных эталонов;

    доступно внимание общих связей, принципов, закономерностей, лежащих в основе научных знаний (знание взаимодействия организма и среды), зависимости между формой предмета и его функцией, потребностями и поведением;

    ребёнок обладает большим объёмом как стабильных знаний об окружающем мире и о себе, так и знаниями гипопатическими, проявляющимися в догадках, предположениях, вопросах;

    достижение высокого уровня общения;

    достижение высокого уровня образного мышления;

    усвоение знакомой функции, знаковой функции (знакомых систем - овладение счётными операциями, переход к оперированию числом и знаком и т.п.);

    овладевает собственно мнемической деятельностью, у них возникает произвольная память.

    Важным новообразованием старшего возраста является и возникновение произвольного внимания существенно влияющего на познавательную, эмоциональную, волевую сферы ребёнка.

    Вступив в новую возрастную ступеньку, они утрачивают непосредственность и ситуативность поведения, преобладают способность действовать не ситуативно, в соответствии со свободно принятой внутренней позицией школьника формируется произвольная регуляция поведения, ориентация на социальные нормы и требования.

    Похожие публикации