Непоседливый ребенок: почему он не может вести себя по-другому. Непоседа или гиперактивный ребенок? В чем же причина такой непоседливости

Многие взрослые жалуются на то, что ребенок ни минуты не может усидеть на месте, он все время куда-нибудь лезет, что-то хочет, хватает, что под руку подвернется, а потом бросает или ломает. Если он не получает того, чего желает, начинает вопить. С таким ребенком всегда сложно, его нельзя оставить ни на секунду. Очень часто родители не знают, что делать, когда любимое чадо становится просто невыносимым.

В чем же причина такой непоседливости?

А дело здесь в том, что маленький «исследователь» желает больше узнать, его интересует буквально все вокруг. Однако родители ему запрещают трогать палку (вдруг поранится), залезть на стол (может упасть), вертеть игрушку (а вдруг сломает?). Таким образом, сами взрослые раззадоривают малыша делать то, что им не нравится. Если бы родители вовремя обратили внимание на то, что интересно непоседе, дав ему в руки интересующий предмет, малыш бы им увлекся и некоторое время вел бы себя спокойно.

Это не значит, что нужно позволять ребенку все, что ему вздумается. Во-первых, потому что это может быть опасно, а во-вторых, потому что этими действиями ребенку можно дать понять, что ему все дозволено и дальше он усвоит, что по первому зову родители будут идти у него на поводу. Стоит только ребенку всплакнуть и мама будет сразу его утешать, а если закричать, то ему купят все, что только он пожелает, лишь бы не орал.

Нужно помнить, что все дети - маленькие непоседы, одни чуть больше, другие - чуть меньше. Но все они хотят изучать открывшийся перед ними огромный мир. Запрещая и слишком опекая малыша, можно еще с раннего возраста подавить в ребенке его «Я».

Чтобы справиться с непоседливым ребенком, нужно сначала разобраться, чего он хочет.

Скорее всего, когда малыш плачет без причины, он просто требует к себе внимания, но если он просит какую-либо игрушку или предмет, значит, эта вещь привлекла его внимание.

Однако капризуля может требовательно просить мобильный телефон или другое устройство, которое давать ему не хочется или нельзя, поскольку он может его испортить. В таком случае нужно найти альтернативу, например, игрушечный телефон или музыкальную игрушку, чтобы отвлечь его внимание.

Кроме того, рекомендуется прятать подальше от детей те вещи, которые могут его поранить или он может их повредить, объясняя ребенку, почему этим предметом играть нельзя. Чем больше спокойных объяснений, тем больше шансов научить ребенка играть игрушками, а не бабушкиными очками, например.

Очень часто родители спрашивают, нужно ли наказывать ребенка за непослушание и капризы? На этот вопрос однозначного ответа не существует, поскольку все дети разные, а также ситуации тоже отличаются.

Каждый родитель должен сам найти собственный подход к своему чаду, изучая его поведение. Нельзя ругать и, тем более, бить ребенка лишь за то, что он любознателен. Нужно установить определенные правила, где ребенку можно играть и что недопустимо. Ребенок четко должен понимать строго сказанное слово «нельзя».

Если малыш разгадал мамину «слабинку» и начинает пользоваться этим, в этом случае можно его наказать, дав понять, что так нехорошо поступать. Если не реагировать на его капризы, то они могут повторяться снова и снова.

Не стоит потакать любому капризу, как и не стоит все время ему все запрещать. Пусть исследует, учится, находит, радуется, но под присмотром взрослых и в пределах разумного.

Если «нельзя», значит, это так и должно быть. Нельзя допускать того, что «сегодня вот немного поиграй телефоном, но больше его не получишь». Нужно пояснить, что телефон - это не игрушка, им нельзя просто так играть. Здесь нужен очень тонкий подход, причем с учетом возраста ребенка.

Краткое содержание: Неусидчивость у детей. Проявления неусидчивости у детей: повышенная активность, вспыльчивость, импульсивность и невнимательность. Причины неусидчивости. Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)

Ваш ребенок чрезмерно активный, вспыльчивый, импульсивный или невнимательный?

Можно перечислить целый ряд вероятных причин такого поведения малыша.

Оно может быть связано с расстройствами слуха (хроническое воспаление среднего уха) или зрения, заболеванием щитовидной железы, скукой, депрессией, тревогой, страхом, интоксикацией свинцом, насильственными действиями на сексуальной почве, психическими заболеваниями или побочным действием некоторых препаратов. Также такое поведение может быть вызвано трудностями в обучении (ребенок может быть еще не готов учиться читать и писать на тот момент, когда его этому учат). Или, возможно, задания слишком трудные или легкие для него, что вызывает у него отчаяние или скуку.

Другой возможной причиной невнимательности и неусидчивости ребенка может быть заболевание, под названием - синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Ребенку, страдающему такими расстройствами, трудно сосредоточиться на чем-либо, спокойно сидеть на месте или выполнять чужие указания. По оценкам специалистов, такие расстройства отмечаются у 5% детей в США.

Чрезмерная активность на фоне нарушений внимания приблизительно в пять раз чаще встречается у мальчиков, чем у девочек. Эти расстройства могут обнаруживаться еще до того, как ребенок начинает ходить, и могут продолжаться по достижении им взрослого возраста.

Никто не может сказать, почему возникают эти расстройства. Некоторые ученые предполагают, что дело здесь в нарушении функций мозга в его лобной части. Вместе с другими отделами мозга эта область отвечает за контроль движений и внимания.

Диагностировать данное заболевание должен только специалист. Следует отметить, что чем раньше выявили заболевание и начали лечение, тем выше вероятность выздоровления.

Одна из трудностей в диагностировании СДВГ - то, что он часто сопровождается другими проблемами. Например, многие детей с СДВГ также имеют трудности обучения, что означает, что у них есть проблемы в изучении языка или определенных академических навыках, обычно в чтении и математике. СДВГ сам по себе не является трудностью обучения. Но поскольку при СДВГ нарушена концентрация внимания, это может усилить школьные проблемы ученика с трудностями обучения.

Небольшая группа людей с СДВГ страдает редким расстройством, называемым синдром Туретта. У людей с синдромом Туретта есть тики и другие непроизвольные движения, такие как моргание или лицевые конвульсии, которые они не в состоянии контролировать. Другие могут гримасничать, дергать плечами, шмыгать носом или неожиданно выкрикивать слова. К счастью, этим поведением можно управлять с помощью лекарств. Исследователи национального института психического здоровья и других организаций занимаются определением безопасности и эффективности лечения людей, страдающих и синдромом Туретта, и СДВГ вместе.

Более серьезная ситуция: почти половина детей с СДВГ - главным образом мальчики - склонны к оппозиционному вызывающему расстройству. Эти дети могут слишком остро отреагировать или ударить, когда они плохо себя чувствуют. Они могут быть упрямыми, вспыльчивыми, вести себя агрессивно или вызывающе. Иногда это превращается в более серьезные поведенческие расстройства.

Дети с таким сочетанием проблем постоянно рискуют нарваться на неприятности в школе, иногда даже с полицией. Они могут опасно рисковать и нарушать законы - красть, поджигать, разрушать имущество и безрассудно вести машину. Важно, чтобы дети с этими расстройствами получили помощь прежде, чем их поведение приведет к более серьезным проблемам.

Иногда многие дети с СДВГ - главным образом младшие дети и мальчики - переживают другие эмоциональные расстройства. Около четверти детей испытывают тревожные чувства. Они чувствуют огромное беспокойство, напряженность или тревогу, даже когда нечего бояться. Поскольку эти ощущения страшнее, сильнее и чаще обычных страхов, они могут повлиять на мышление ребенка и его поведение.

Другие испытывают депрессию. Депрессия выходит за пределы обычной печали - люди могут ощутить такую подавленность, что они почувствуют себя безнадежными и неспособными справиться с повседневной работой. Депрессия может нарушить сон, аппетит и мыслительную способность.

Поскольку эмоциональные расстройства и нарушение внимания часто идут "рука об руку", необходимо каждого ребенка с СДВГ проверить на предмет сопутствущих ощущений тревоги и депрессии. Тревожность и депрессию можно вылечить, и, помогая детям управлять такими сильными болезненными чувствами, мы помогаем им справляться и преодолевать проблемы, вызванные СДВГ.

Конечно, не все дети с СДВГ страдают дополнительным расстройством. Также нельзя приписывать всем людям с трудностями обучения, синдромом Туретта, оппозиционным вызывающим расстройством, кондуктивным расстройством, тревожностью или депрессией наличие у них СДВГ. Но если СДВГ действительно сопровождается другим расстройством, то сочетание проблем может серьезно усложнить жизнь человека. Поэтому важно обратить внимание на другие расстройства у детей, страдающих СДВГ.

Лечебные воздействия для смягчения и устранения симптомов.

Если вы подозреваете, что у вашего ребенка имеются явления повышенной активности вследствие дефицита внимания, обратитесь к педиатру. Вы можете узнать, например, что будет достаточно подобрать ребенку новую пару очков или назначить другие препараты, чтобы восстановить порядок в семье. Если все-таки будет установлено наличие указанного синдрома, то существуют различные виды лечения, которые помогут вам в данной ситуации.

Долгосрочный прогноз в отношении гиперактивных детей с расстройствами внимания является благоприятным, если они получают соответствующее лечение. Тогда они хорошо занимаются в школе и многие из них прекрасно устраиваются в жизни, став взрослыми.

Обдумайте вопрос о медикаментозном лечении. Врач может посоветовать вам комбинированное лечение несколькими препаратами, включая антидепрессивные и стимулирующие средства, как например, риталин. (Некоторые препараты, которые действуют стимулирующим образом на взрослых, способствуют лучшей концентрации внимания у детей и в результате этого более спокойному поведению.)

Однако все подобные препараты обладают побочным действием. В некоторых случаях оно выражено слабо - в виде снижения аппетита и бессонницы. В редких случаях при побочном действии препаратов отмечаются тики лицевой мускулатуры, сердечные расстройства или нарушения со стороны печени. Попросите врача, чтобы он объяснил вам все возможные осложнения медикаментозного лечения. Будет вполне разумно поинтересоваться мнением еще одного специалиста -- педиатра или детского психиатра прежде, чем лечить ребенка этими мощными средствами.

Если будет начато лечение специальными препаратами, вы должны будете заметить улучшение в повелении ребенка через одну-три недели в зависимости от препарата. Если вы обнаружите побочное действие препарата или отсутствие эффекта в пределах указанного времени, настаивайте на смене или прекращении лечения.

Используйте метод поощрения. Мотивация поступков ребенка с чрезмерной активностью и неустойчивым вниманием хорошо регулируется системой поощрения. За правильное поведение или выполнение какой-либо задачи ребенок может получить вознаграждение в виде дополнительного часа просмотра телевизионной программы или порции пиццы.

При использовании этих методов следует иметь в виду, что поставленные задачи должны соответствовать возможностям ребенка, а вознаграждение должно осуществляться незамедлительно. Если ребенок не получает положенного ему вознаграждения в течение трех недель, ему трудно осознать, почему он старался вместо неправильных действий совершить что-то хорошее.

Постарайтесь избегать скандалов. Неусидчивые дети часто отличаются неуравновешенностью. Есть простой способ смягчить эти расстройства. Нужно удалиться куда-нибудь на то время, когда у ребенка возникает вспышка гнева. Если ребенок пойдет следом за вами в другую комнату, закройтесь в ванной или спальне, так, чтобы он не мог добраться до вас.

Когда ребенок увидит, что некому наблюдать за его спектаклем, его раздражение быстро пройдет. Таким образом, можно дать понять ребенку, что он должен сам успокоиться, и вы увидите, что это в действительности происходит.

Будьте осторожны в отношении критических замечаний. Если даже ваш ребенок не слишком хорошо справляется с задачей или ведет себя неидеально, постарайтесь все-таки похвалить его. Так, если на обувание ему понадобится 30 минут, постарайтесь избегать таких выражений, как: "Посмотри, сколько времени ты тратишь на то, чтобы надеть ботинки!"

Вместо этого попробуйте сказать: "Ну вот, теперь ты, наконец, надел ботинки. Я был уверен, что ты справишься с этим. Но давай посмотрим в следующий раз, сможешь ли ты сделать это немного быстрее". Даже если вы уверены на 200%, что это достижение является плодом ваших усилий, не забудьте сказать ребенку, что он справился с задачей.

Занимайтесь с ребенком специальными упражнениями. Многие неусидчивые дети не имеют правильного представления о времени и скорости. Если вы попросите такого ребенка быстро пройти по комнате из одного конца в другой, а потом в обратном направлении медленно, то вряд ли он поймет различие.

Здесь на помощь ему могут придти упражнения по релаксации - глубокое дыхание или йога. (Ваш врач может направить вас к специалисту, который научит этому детей.) Есть специальные игры, которые помогают ребенку научиться внимательно слушать и вовремя решать задачи. С помощью этих игр можно научить его действовать не спеша и концентрировать внимание.

Соблюдайте правило: "разделяй и властвуй". Дети с повышенной двигательной активностью способны концентрировать внимание лишь и течение очень короткого времени. Им трудно выполнять сложные инструкции. Поэтому очень важно разбивать задачи на несколько небольших частей.

Если ребенку предстоит решать 25 задач по математике, давайте ему по пять задач одновременно, распределяя все задание равномерно в течение вечера, пока он полностью не выполнит его.

Кроме этого, если вы просите ребенка что-то сделать, давайте ему простые и краткие инструкции. Если ваши указания выходят за пределы одного предложения, они считаются слишком длинными для детей с этими расстройствами.

Другие публикации по теме данной статьи:

Дети дошкольного возраста, получившие в специальной литературе прозвище «шустрики», своей чрезмерной активностью, непоседливостью, импульсивностью, неумением сосредоточиться на выполнении одного дела доставляют много беспокойства не только родителям, но и работникам дошкольных учреждений.

Воспитатели детских садов, выступая на конференциях, семинарах, отмечают увеличение количества детей, отличающихся чрезмерной подвижностью, расторможенностью. Сталкиваясь с ними, не только молодые, но и опытные педагоги испытывают дефицит терпения, не зная порой, как вести себя с детьми, которые выкрикивают, не дослушав вопроса, или дают первый пришедший в голову ответ, практически не умеют сосредоточиться на выполнении задания.

Замечено, что такие дети обычно становятся инициаторами ссор и драк, потому что из-за неловкости, неуклюжести нередко задевают, толкают, роняют окружающие предметы, однако в силу своей импульсивности не всегда могут конструктивно устранить проблему.

Не разобравшись серьёзно в такой ситуации, не только воспитатели, но и родители спешат причислить их к гиперактивным детям, не всегда точно понимая значение этого термина. С точки зрения современной медицины среди детей с расстройством поведения можно выделить особую группу страдающих незначительными функциональными нарушениями со стороны центральной нервной системы. На ранних этапах развития такие дети отличаются от других, пожалуй, только повышенной активностью. Но по мере взросления отдельные психические функции нарастают, что приводит к так называемой «легкой дисфункции мозга», получившей в медицинской диагностике признак заболевания под названием «синдром дефицита внимания с гиперактивностью».

Психофизиологической основой гиперактивного поведения в этом случае выступает незрелость, несовершенство, нарушения и расстройства работы мозга. При этом среди множества симптомов выделяется избыток двигательной активности, нарушение эмоционального поведения и дефицит внимания.

Не следует спешить причислять своего непоседливого ребенка к числу нездоровых детей. В психолого-педагогических исследованиях российских и отечественных ученых детскую гиперактивность рассматривают не только с позиций медицины. К примеру, многочисленные психологические исследования детей дошкольного возраста подтвердили возможность определения уровня как интеллектуального развития ребенка, так и нарушений со стороны перцепции, визуально-двигательной координации, внимания.

Интеллект таких детей соответствует возрастным нормам. Это дало возможность Е.Гаспаровой охарактеризовать «шустриков» как непоседливых, неугомонных детей, которых трудно приучить к порядку. Им сложно даётся любая деятельность, сковывающая их активность; они не способны выполнить задание, результат которого не виден сразу. Таким детям практически невозможно удержать образ цели, которая многократно меняется во время деятельности, поскольку она для них внутренне не структурирована, отсюда — беспорядочные отвлечения.

По мнению российских ученых И.Брязгунова и Е.Касатинова самой отличительной чертой детской гиперактивности является постоянное проявление беспокойства дома, в семье, в детском саду, в общении с родителями, воспитателями, сверстниками. Такие дети встречаются с трудностями при выполнении любой задачи. Им присущи некоторые особенности поведения, которые необходимо учитывать при проведении коррекционной работы. Прежде всего, это наличие неуместной и избыточной активности, которую отличить можно не по тому, что ребенок всё время бегает туда-сюда, а по сверхзадаче — проявить такую активность с места, чтобы произвести ею разрушительное воздействие на окружающих.

Известно, что уровень активности ребёнка можно измерить актографом. Но зачастую его данные значительно расходятся с обычным наблюдением. И здесь есть свои сложности. Только мнений воспитателей и родителей, которые, кстати, зачастую не совпадают, ещё не достаточно, чтобы говорить о наличии проблемы. Дети, страдающие гиперактивностью, могут контролировать своё поведение, если им нравится воспитатель. Значительную роль играет и степень терпимости со стороны родителей.

Признаком гиперактивности у ребенка может служить и плохо удерживаемое внимание. Это выражается в том, что он не может сосредоточить внимание на чём-то несколько минут. Родители описывают ребёнка постоянно двигающимся, не способным усидеть на месте. Но оказавшись в новой обстановке, например, при встрече с незнакомым человеком, эта активность как бы «тормозится» на фоне волнения. Увлекаясь же интересующим делом или игрой, может длительное время концентрировать внимание. Но обычногиперактивные дети почти не уделяют внимание тем вещам, которые считают скучными, многословными или трудными, не доставляющими удовольствие.

Характерной поведенческой особенностьюгиперактивных детей является импульсивность в повседневной жизни. Она выражается в том, что ребёнок действует, не подумав. На групповых занятиях он перебивает других, с трудом дожидается своей очереди, на вопросы отвечает невпопад, не выслушивая их до конца. Обычно может без разрешения встать со своего места, вмешаться в разговор или работу находящихся рядом людей. Во время игр со сверстниками часто не придерживается правил.

Из-за импульсивности ребёнок часто попадает в опасные ситуации (ввязывается в драки, выбегает на проезжую часть дороги и т.д.), что приводит к травмам. Это происходит импульсивно, без умысла. Внимательные родители могут заметить и такие проявления гиперактивности, как нарушение координации движений, несформированность мелкой моторики, например, при завязывании шнурков или застегивании пуговиц. Зачастую недостаточная сформированность координации движений ведёт к моторной неловкости, что мешает занятиям спортом, повышает риск травматизма.

Не вызывает сомнений, что перечисленные выше особенности поведениясоздают гиперактивным детям значительные трудности при общении со сверстниками. Замечено, что дружеские отношения между ними достаточно редки. Особенно отталкивают сверстников их высокая раздражительность и назойливость, особенно если они сопровождаются агрессивностью. Из-за этого такие дети быстро становятся непопулярными среди сверстников, подвергаются критике, насмешкам, что еще больше подталкивает их к формированию низкой самооценки. Отсюда частые расстройства настроения и тревога.

Многие из указанных выше признаков отклоняющегося поведения можно наблюдать у большинства детей дошкольного возраста. Но не все они подвержены гиперактивности, а их поведение часто зависит от повышенной тревожности. Поэтому ни родителям, ни воспитателям не следует спешить с выводами, а терпеливо наблюдать и делать правильные выводы.

Психологи рекомендуют при составлении первичной оценки проявления гиперактивности и тревожности у ребенка ориентироваться на наиболее чётко проявляющиеся симптомы. Для ребёнка с повышенной тревожностью это беспокойные и напряжённые движения, достаточная активность в определённых ситуациях, но в то же время умение контролировать своё поведение. У гиперактивного ребенка хорошо прослеживается постоянная импульсивность, которая не позволяет контролировать поведение, постоянная активность в любых ситуациях, и, главное, не просто напряжение, а явно лихорадочное, беспорядочное движение.

Для большей уверенности следует продолжить наблюдение за ребенком, у которого проявились признаки гиперактивности по трем основным направлениям: дефицит активного внимания, двигательная расторможенность и импульсивность. Наблюдая за вниманием ребенка, родители или воспитатели легко заметят, может ли он долго удерживать внимание, слушает ли, когда к нему обращаются, хватается ли за дело и доводит ли его до конца, старается ли избегать скучных и требующих умственных усилий заданий, бывает ли забывчивым, как часто теряет свои вещи.

Ещё проще заметить признаки двигательной расторможенности, которая выражается в излишней говорливости, постоянном ерзании, проявлениях беспокойства, неадекватности движений, более короткого сна, чем у других детей, даже в младенчестве.

Если первые два признака постоянно находятся в поле внимания родителей и воспитателей, то про контроль над импульсивностью многие забывают. А это, по мнению большинства психологов, один из главных показателей гиперактивности, фиксация которого требует постоянного внимания наблюдателей. К примеру, в ходе игровых действий можно заметить, подчиняется ли ребенок общим правилам, есть ли стремление все организовать и предводительствовать, быстро без колебаний принимать решения, но при этом легко забывать поручения старших.

Обычно, проявляя уверенность в том, что он справится с любым заданием, ребёнок требует к себе внимания, не хочет ждать, часто повышает голос, кричит в ответ на тех, кто на него кричит, и при этом может нагрубить и родителям и воспитателям.

При этом такой ребенок очень чувствителен к похвалам и порицаниям. В общении с ним следует обратить внимание, как часто меняется у него настроение, многие ли вещи раздражают или выводят его из себя, часто ли он производит впечатление ребенка, переполненного энергией, у которого главное — действовать, а не рассуждать. Он, например, может резко отказаться от еды, которую не любит. Он, хотя и обидчив, но не злопамятен, и часто чувствуется, что ему все надоело. Если более половины перечисленных признаков подтверждаются наблюдениями нескольких взрослых, то это является основанием для более глубокого диагностирования на предмет гиперактивности специалистами, желательно найти психолога.

После уточнения причин заболевания и выявления сопутствующих нарушений ставится диагноз с указанием преобладающих отклонений дефицита внимания, импульсивности или сочетания этих нарушений. На основе диагностических данных выстраивается индивидуальная схема лечения и психолого-педагогической коррекции. Следует учитывать, что медикаментозное лечение проводится только врачами с учётом индивидуальных особенностей, повышенной двигательной активности, агрессии или возбудимости ребёнка. Многие врачи не советуют надеяться только на лекарственные препараты, которые далеко не у всех детей дают ожидаемый эффект, а имеют побочные действия, не всегда улучшают поведение ребенка.

Большинство исследователей склоняются к мысли о большей эффективности психолого-педагогической коррекции. Среди ее методов рекомендуют использовать поведенческую психотерапию. Степень ее эффективности зависит от того, насколько в тесном контакте работают родители и воспитатели детских учреждений. Дело в том, что зачастую родители не понимают, что происходит с ребенком, его поведение выводит их из себя, раздражает и приводит к агрессивным действиям. Но окрики, наказания, запреты не приводят к желаемому результату.

У многих родителей даже возникает настороженное отношение к детскому саду в ожидании упрёков со стороны воспитателей за плохое поведение ребенка. А если подобное происходит, то они начинают отчаянно защищаться, либо объяснять поведение сына или дочери неправильным воспитанием, переносить конфликт в семью с потоком упреков и нотаций в адрес ребенка.

Для изменения подобных ситуаций в детских садах стали широко практиковать не только встречи и беседы с родителями, но и проводить обучающие тренинги с теми, чьи дети определены как гиперактивные. И вызвано это прежде всего необходимостью не только научить тому, как правильно общаться с гиперактивными детьми, но и убедить в том, что их ребёнок такой, какой есть, и в этом никто не виноват: ни он сам, ни они.

Учитывая практически непредсказуемый состав родителей, их отношение к детям и воспитателям, приводить примеры конкретных тренинговых занятий не имеет смысла. Можно лишь порекомендовать возможную содержательную последовательность. Предварительно воспитатели проводят разъяснительную работу с родителями. Происходит обмен опытом, что благоприятно сказывается как на повышении мотивации, так и на дальнейшей коррекционной работе.

Совместно разрабатывается стратегия и тактика взаимодействия с ребёнком, составляется индивидуальная программа его развития, заключается договорённость с родителями о методике отслеживания эффективности проводимого лечения и информировании о его результатах невролога, психолога, воспитателя. Важно провести индивидуальные беседы с мамой или папой, в ходе которых следует убедить их в необходимости посещения тренинговых занятий.

На первых встречах надо подкрепить уверенность родителей в том, что окружающие люди не отвергают их ребёнка, а принимают его. Такая позитивная информация позволит снять напряжённое состояние и наполнить родителей чувством гордости и радости за своих детей. В ходе тренинга родителям предлагается описание ребёнка с диагнозом «гиперактивность» для того, чтобы они смогли сравнить его со своим реальным ребёнком, трезво оценить проблемы, которые могут возникнуть в будущем. В результате проясняется начальная цель встреч — изучить поставленную проблему, наметить пути ее решения. На следующих встречах в игровой форме рассматриваются направления: «Как узнать гиперактивного ребенка», «Как выявить гиперактивного ребенка», «Как помочь гиперактивному ребенку».

Это даст возможность перейти к наиболее важным встречам, на которых родители, участвуя в театрализованных играх, отрабатывают приемы развития нужных и важных качеств детей, умение их успокаивать. На встречах «Как играть с гиперактивным ребенком» родители закрепляют навыки, необходимые им для повседневного общения со своим ребенком. На завершающих встречах — обсуждение трудностей, которые возникли у родителей при воспитании гиперактивных детей, обмен опытом выхода из кризисных ситуаций. Цель этих встреч — ответ на вопрос «Легко ли быть родителем гиперактивного ребёнка?». Родителей подводят к выводу о том, что одной коррекционной работы с ребенком недостаточно. Необходимо решать и свои личные проблемы, которые находят непосредственное отражение в негативном поведении детей. Результатом умело проведённого тренинга с родителями может стать лучшее понимание и принятие сына или дочери, умелое пользование приемами взаимодействия с детьми без обострения внутренних проблем гиперактивности.

Непосредственнаяработа с гиперактивными детьми в условиях детского сад связана с использованием методик и на практике подтвердила свою эффективность. Если позволяют условия, то часть детей с чётко выраженными медицинскими показаниями объединяют в отдельные группы (не более десяти человек), проводят с ними коррекционные занятия по специальным программам. При этом осуществляется индивидуальный контроль над каждым ребёнком со стороны психолога, невролога и других специалистов. Но в реальности большинство дошкольных учреждений не располагают такой возможностью. Однако отсутствие вообще какой-либо коррекции может привести к развитию хронической формы заболевания, а значит, к проблемам в жизни детей и окружающих.

Поэтому следует использовать повседневные формы работы с детьми, наполняя их соответствующим содержанием. Существует также мнение о нецелесообразности организации групп исключительно для гиперактивных детей, которые развиваются главным образом путём подражания и следования авторитетам.

В этом отношении более легко можно перестроить музыкальные занятия. Автором в целом ряде статей была показана эффективность использования средств музыкальной терапии в работе с детьми разных возрастных групп, даны характеристики их составляющих, приведены примеры построения занятий. Активное использование специально разработанных музыкально-ритмических игр не только развивают личность ребёнка, но и оказывают положительное воздействие на патологические изменения жизнедеятельного ритма детей с гиперактивными отклонениями. Возможность выразить свои чувства в движении, внимательно слушая музыку, влияет на способность ребенка контролировать свои движения и делать их более гармоничными.

Включение в занятия музыка и рисование активизирует спонтанный выход внутренних конфликтов, а игра на простейших музыкальных инструментах, зачастую переходящая просто к шумовым эффектам с имитацией звучания грома, дождя, пения птиц и др., развивает не только слуховые ощущения, но и умение действовать в быстро меняющихся ситуациях, дисциплинирует внимание, повышает инициативность.

При моделировании занятий важную роль играет подбор музыкальных программ. Практика показала пользу классической музыки, особенно Моцарта и Вивальди, не несущую в себе частую смену настроений. Это связано с мировосприятием ребёнка, ещё не разбирающегося в многообразии оттенков добра и зла. Учитывая различное проявление гиперактивности, следует отдать предпочтение музыке с выдержанным ритмом, с мелодикой, соответствующей душевному состоянию детей в данный момент.

Важность этого заключается в том, что строго выдержанный ритм вызывает немедленную реакцию у всех детей. Поэтому в музыкальных играх, при проведении психогимнастических упражнений и других рекомендуется использовать знакомые мелодии из детских песенок, мультфильмов, народных песен.

Непоседливый ребенок: почему он не может вести себя по-другому

Когда малыш чересчур активен, не может и минуты усидеть на одном месте и никого не хочет слушаться, с ним не знают покоя ни родители, ни близкие родственники, ни воспитатели. Все попытки призвать малыша к хорошему поведению, порядку и спокойствию, оказываются абсолютно бесполезными. Такое состояние ребенка напрямую связано с особенностями работы головного мозга и называется оно – гиперактивностью с синдромом дефицита внимания. Чаще всего ему подвержены те детки, которые часто болели с рождения или перенесли сильную психическую травму.

Гиперактивные дети не могут и минуты посидеть спокойно, сосредоточиться на чем-то. Они постоянно отвлекаются на посторонние звуки и события, чем часто вызывают недовольство у взрослых. Их не могут увлечь ни спокойное собирание конструктора, ни рисование, ни лепка из пластилина. Даже если такому ребенку скачать игры на Android, он не сможет долго себя развлекать и тоже быстро потеряет к ним интерес.

В мире таким детям бывает очень непросто. У окружающих они не вызывают ничего кроме раздражения, часто становятся главными источниками конфликтов со сверстниками и изгоями в детском коллективе, поскольку не умеют налаживать отношения с другими, прислушиваться к ним или уступать в чем-то. Нередко, будучи в состоянии возбуждения, они могут повести себя агрессивно, сломать или испортить чужую вещь. Им свойственно сначала сделать, а потом подумать. Поэтому очень часто поведение таких детей представляет угрозу для них самих. Например, перебегая дорогу, они даже не подумают сначала посмотреть на приближающиеся машины.

Любой ребенок время от времени может проявлять свою непоседливость и неуправляемость, но для гиперактивных детей свойственны характерные признаки поведения. Они неусидчивы, легко отвлекаются, не могут сосредоточиться на решении поставленного задания, не умеют ждать, постоянно теряют свои вещи и никогда не дослушивают до конца то, что им говорят.
Некорректное и неправильное воспитание может только усугубить ситуацию. У ребенка начнет развиваться заниженная самооценка, он может стать агрессивным, способным на большую ложь. При правильном поведении родителей, а также своевременной помощи психологов и невропатологов нежелательные поведенческие качества ребенка могут навсегда исчезнуть.

Во многом улучшение состояния зависит от спокойного, доброжелательного и теплого отношения к малышу в семье, внимания со стороны родителей. Гиперактивного ребенка нужно как можно чаще хвалить и поощрять, сложные монотонные задания, требующие внимания и концентрации, вводить постепенно, приучать к соблюдению режима дня. В общении с ребенком нужно полностью исключить повышенные тона, не предъявлять завышенных требований и никогда не сравнивать с другими детьми.

  • Великая женщина
  • Если вы найдете человека с которым сможете себя вести также свободн... Великая женщина

    Если вы найдете человека с которым сможете себя вести также свободно, как ведете себя наедине с собой, то цените его как воздух.

  • Если вы найдете человека с которым сможете себя вести также свободн... Великая женщина

    Если вы найдете человека с которым сможете себя вести также свободно, как ведете себя наедине с собой, то цените его как воздух.

  • Временами люди так ведут себя с близкими и любимыми, будто не боятс... Великая женщина

    Временами люди так ведут себя с близкими и любимыми, будто не боятся их потерять. И, часто, они даже не допускают мысли, что любимые люди могут исчезнуть из их жизни. Не испытывайте близких и судьбу на прочность. Человеческие отношения подобны хрусталю, а не железу… Наши близкие люди - это самая большая ценность, которая у нас есть в жизни, берегите их.

  • Мужики, вам ноги брить не надо, рожать не надо, месячных у вас нет,... Великая женщина

    Мужики, вам ноги брить не надо, рожать не надо, месячных у вас нет, так может, хотя бы, вести себя будете по-мужски?

  • Я всегда удивляюсь, почему птицы остаются на месте, если они могут... Великая женщина

    Я всегда удивляюсь, почему птицы остаются на месте, если они могут лететь куда угодно. И тогда я задаю этот же вопрос себе. © Харун Яхья

  • Женщина должна вести себя достойно, даже если ее мужчина ей изменил... Великая женщина

    Женщина должна вести себя достойно, даже если ее мужчина ей изменил. ДОСТОЙНО поговорила, ДОСТОЙНО застрелила, ДОСТОЙНО закопала!

  • - Папа, почему ты женился на маме? Великая женщина

    Папа, почему ты женился на маме? - Вот видишь, даже ребенок удивляется..

  • Накануне свадьбы мать даёт дочери советы, как вести себя с мужем: -... Великая женщина

    Накануне свадьбы мать даёт дочери советы, как вести себя с мужем: - Всегда поддерживай его.Старайся не обсуждать важные дела перед ужином. И никогда не рассказывай мне о ваших ссорах. -Почему? -Потому что ты его простишь, а я нет.

  • «ПЕРЕЗАГРУЗКА» ОТНОШЕНИЙ: ОТДЕЛИТЬСЯ ОТ РОДИТЕЛЕЙ Рецепты здоровья

    «ПЕРЕЗАГРУЗКА» ОТНОШЕНИЙ: ОТДЕЛИТЬСЯ ОТ РОДИТЕЛЕЙ Отношения с родителями – сложная тема, даже если нам уже за тридцать и мы давным-давно выпорхнули из родительского гнезда. Мы можем не жить вместе с мамой и папой (их может уже даже не быть в живых), но все равно «носить» своих родителей в себе, долгие годы находиться под влиянием их оценок и запретов, действовать с оглядкой на них, вести с ними внутренний диалог, вновь и вновь пытаясь что-то доказать. Шаг за шагом В своем развитии и своих отношениях с родителями мы проходим несколько этапов. 1-й этап: зависимость. Это период от рождения до 10 –12 лет – когда ребенок во всех смыслах зависит от родителей и находится в слиянии с ними. Мама и папа – самые значимые для него люди, их авторитет непререкаем. 2-й этап: сопротивление зависимости. Идеалы рушатся. Подросток начинает восставать против родительского контроля и все больше ориентируется на мнение сверстников. Начинаются претензии, растет недовольство и разочарованность родителями, которые уже не могут (или отказываются) удовлетворить растущие желания отпрыска. Значение этого периода – в расставании с иллюзиями, в принятии мира со всеми его ограничениями и несправедливостью. В понимании, что родитель – не бог, а обычный человек со своими слабостями и недостатками. В идеале подросток должен сделать вывод, что детство – заканчивается, надо становиться более самостоятельным и взрослым, учиться отстаивать свое мнение, защищать то, что для тебя дорого и важно, поступать по-своему, нести за это ответственность и перестать чего-то ждать от мамы и папы. 3-й этап: автономия. До этого этапа редко кто доходит: обычно люди «застревают» на первых двух. Либо родители остаются главными людьми всей жизни и основной эмоциональной привязанностью, либо конфронтация с ними становится бесконечной. Автономия же предполагает, что человек не только физически и финансово, но и перестает зависеть от оценок и суждений родителя. Слова мамы «Доченька, ты все делаешь неправильно, я

  • Почему малыш не торопится ходить? Рецепты здоровья

    Почему малыш не торопится ходить? Некоторые дети делают первые шаги уже к году, пусть неуверенно, но самостоятельно. А некоторые в год и два месяца, год и три. Их мамы очень переживают, видя успехи других детей. В каком возрасте ребенок должен начать ходить? Как ему помочь, и нужно ли помогать? * Все дети разные и нельзя сказать точно, когда ребенок должен начать ходить. Есть непоседы, которые жаждут познать окружающий мир. Но есть и более спокойные, уравновешенные дети, которые предпочитают наблюдать жизнь вокруг, прекрасно себя чувствуют сидя и не стремятся пойти. * Некоторые дети прекрасно ползают, и умения передвигаться на четвереньках им надолго хватает. * Некоторые стараются подняться на ножки, держась за кресло, стул или стену, ходят вдоль опоры. Можно помочь ребенку начать ходить. Делать это нужно ненавязчиво, без давления на малыша, чтобы не испугать его, не вызвать обратную реакцию. Можно заинтересовать ребенка новыми открытиями, вызвать желание посмотреть другие уголки дома, подбодрить его, если видно, что он боится. * Если малыш падает на попку, не надо со всех ног бросаться к нему, такая реакция его скорее испугает. Лучше успокоить ребенка словами, ведь ничего страшного не случилось. * Можно понять маму, которая хочет оградить своего малыша от всех трудностей и неприятностей. Но у ребенка не должно сложиться ощущение, что с ним рядом всегда есть взрослый, который поможет в случае необходимости. Так он никогда не научится преодолевать трудности. * Нужно постараться дать ребенку возможность самому учиться ходить, подниматься, спускаться, тогда он с самого детства будет учиться быть самостоятельным. Когда бить тревогу, если ребенок еще не ходит? Если малыш веселый, активный, общительный, спокойствие… он пойдет, когда наступит его время. Если же ребенку больше полутора лет, он кажется грустным, ничто не вызывает в нем жажду открытий, следует показаться педиатру.

  • Самовнушение. Рецепты здоровья

    Самовнушение. Исследователи обратились за помощью к группе школьных учителей. Учителям сказали, что выбор пал на них благодаря их исключительным преподавательским способностям. Кроме того, им сказали, что в их классы наберут только одаренных детей, но ни дети, ни их родители не будут ничего знать об эксперименте, потому что его цель в том, чтобы посмотреть, как будут вести себя одаренные дети, если не будут знать о своих способностях. Как и ожидалось, в отчетах учителя написали, что дети успевают исключительно хорошо. Кроме того, они написали, что работать с этими детьми - одно удовольствие и что они хотели бы работать с ними постоянно. В этом проекте было одно секретное приложение. Учителя не знали, что их выбирали вовсе не за исключительные способности. Выбор осуществлялся произвольно. Кроме того, и детей выбирали отнюдь не по принципу одаренности. Их тоже выбирали наугад. Но так как ожидания были высоки, то и результаты оказались высокими. Так как учителя считали и себя, и детей исключительными, то они смогли добиться исключительных успехов. Что же это значит? А то, что всего лишь представление о себе или окружающих может полностью изменить вашу жизнь.

  • 10 ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ЯНУША КОРЧАКА Рецепты здоровья

    10 ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ЯНУША КОРЧАКА 1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой. 2. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот - третьему, и это необратимый закон благодарности. 3. Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдет. 4. Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам и, будь уверен, ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть и больше, поскольку у него нет опыта. 5. Не унижай! 6. Не забывай, что самые важные встречи человека - это его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них - мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке. 7. Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка. Мучь, если можешь - но не делаешь. Помни, для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все. 8. Ребенок - это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в нем творческого огня. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не "наш", "свой" ребенок, но душа, данная на хранение. 9. Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему. 10. Люби своего ребенка любым - неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним - радуйся, потому что ребенок - это праздник, который пока с тобой. (Януш Корчак)

  • Ученые утверждают, что один и тот же человек может вести себя совер... Рецепты здоровья

    Ученые утверждают, что один и тот же человек может вести себя совершенно по разному в зависимости от того, что на него надето «Надевая деловой костюм, мы не только производим определенное впечатление на окружающих, мы также производим впечатление на самих себя» - говорит автор изыскания. - «Человек, одетый в деловой костюм, начинает перенимать качества, которые ассоциируются с деловой одеждой.» Для того, чтобы исследовать влияние одежды на человека, исследователи провели эксперимент, в ходе которого добровольцам предлагалось носить белый халат. При этом одни участники эксперимента думали, что носят медицинский халат, а другие - что халат принадлежит художнику. Те добровольцы, которым сказали, что на них медицинский халат, проявили максимум внимания. Адам Галински объясняет это тем, что врачу необходимо быть внимательным. В свою очередь, те участники эксперимента, которым сказали, что халат принадлежит художнику, были не столь внимательными, зато проявили свою креативность. Автор исследования говорит, что на проведение эксперимента его подтолкнул известный мультфильм «Симпсоны». В одной из серий «Симпсонов» есть эпизод, в котором группа учеников, одетых в серую школьную форму, ведет себя очень тихо. Однако, после ливня, который сделал одежду школьников разноцветной, дети начинают вести себя совершенно по-другому. «Я подумал о том, что одежда, которую мы носим, оказывает колоссальное влияние на наше поведение» - говорит Галински. - «Надев черную футболку, вы станете более агрессивным, но если вы наденете халат медсестры, то, скорее всего, вы станете более милосердным». В связи с полученными данными, Адам Галински настоятельно советует хорошо подумать, прежде чем надеть ту или иную одежду. Подумайте, какие качества могут пригодиться вам сегодня и только после этого, выбирайте, что вы будете сегодня носить.

  • ЕЩЕ НЕМНОГО ПРО ЗАВИСТЬ Рецепты здоровья

    ЕЩЕ НЕМНОГО ПРО ЗАВИСТЬ Мне так показалось, или это просто мое восприятие таково, что наиболее часто встречающийся вопрос по поводу зависти - это то, что завидовать можно и больше всего зависти возникает к чему-то, чего у нас не может быть по определению. Ну, например, у кого-то вот глаза голубые, кто-то стихи сочиняет, кто-то умеет рисовать, а у кого-то ноги длинные. У нас может чего-то такого не быть. И возникает много зависти. Ну вот генетически в нас этого нет и хоть убейся. Да, в таком ракурсе, действительно, зависть понятна. Но и безгранична, и неразрешима, нет ни малейшей возможности получить то, чего у нас нет. Ну и, соответственно, перестать завидовать, удовлетвориться. Непонятным остается лишь то, что ракурс не тот. У нас есть что-то другое. Глаза карие, руки красивые, петь умеем, считать в уме, какими-то еще особыми талантами обладаем. Да мало ли чем там еще. Да, того у нас нет, но есть другое. И этому тоже, кстати, кто-то может позавидовать, потому что именно этим-то он и не обладает, несмотря на умение рисовать. В общем, пока мы, как младенцы, стараемся что-то от других то ли заполучить, чего у нас нет, то ли украсть, то ли добиться любой ценой, до тех пор зависть неразрешимая штука, иногда действительно пожирающая и тревожащая очень сильно. И это не про то, что "а зато". А про то, что человек зачастую не может себя видеть, узнать, принять, а как следствие, и не пользуется своим, имеющимся у него и часто с лихвой. Почему не принимает - ну это как обычно, опыта не было, преисполнен по этому поводу стыда и чувствования себя не таким. Ясное дело, ведь если меня не любили, то кто в этом виноват? Я. Конечно же. Именно по такой схеме думает ребенок, чтобы иметь хоть какое-то ощущение контроля над своей жизнью. Именно из этого рождается максимальное количество бесконечных улучшателей себя, в надежде получить ту любовь, которой не было. Опять же таки, непонятным в этом месте остается одна простая вещь: если меня не любили, то не могли, не умели

  • СТЕПЕНЬ ЗРЕЛОСТИ РОДИТЕЛЯ Рецепты здоровья

    СТЕПЕНЬ ЗРЕЛОСТИ РОДИТЕЛЯ Степень зрелости родителя можно определить по тому, как он принимает агрессию ребенка в свой адрес и принимает ли. Позволяет ли он ребенку злиться на себя или других взрослых (оставаясь рядом и помогая прожить это чувство) или тут же гасит проявление злости, запрещая и даже наказывая. По сути, если взрослый реагирует на злость ребенка запретом, то таким образом он: 1) «затыкает» возможность реализации других чувств. Потому как выход для злости и, скажем, нежности – один. И «заткнув пробкой горлышко эмоций и чувств» мы затыкаем выход для любых эмоций и чувств. 2) Создает в теле ребенка зажим (блок), в котором остается запрещенная злость, которая на момент запрета уже возникла и просто раствориться в воздухе никак не может. 3) Расписывается в том, что его собственный внутренний ребенок сам сжимается в комок, встречаясь со злостью, и ожидает наказания уже от своего родителя. Поэтому взрослый и стремится скорее прекратить проявление негатива от ребенка, опасаясь, что накажут и его. Наказывая своего ребенка, он будто оправдывается перед своим родителем: «Видишь, я помню, что злиться нельзя. Я не допустил злость. Я хороший». *** По большому счету, мир вокруг не "черно-белый", а "цветной". И невозможно испытывать только позитивные эмоции. Это – как всю жизнь есть только манную кашу с кефиром. И важно научить ребенка этому «цветному» восприятию мира. Мир не хороший и не плохой, он – разный. Не однобокий уж точно. И важно уметь говорить не только «да», но и «нет», в том числе и собственным родителям и учителям. И важно видеть и различать в одном человеке и хорошие, и плохие качества, и поступки. В том же родителе или учителе. И именно тогда ребенок сможет сказать «нет», когда ему предложат наркотики или не позволит хамское отношение, или насилие в свой адрес со стороны учителя. А для этого он должен знать и иметь опыт проживания самых разнообразных чувств. Иметь права их проявлять и тогда уже выбирать – проявлять их или

  • Топ-10 книг для мам и пап: список полезной литературы Рецепты здоровья

    Топ-10 книг для мам и пап: список полезной литературы 1. Жан Ледлофф. "Как вырастить ребенка счастливым. Принцип преемственности" 2. Уильям и Марта Сирс. "В ожидании малыша" 3. Уильям и Марта Сирс. "Ваш малыш от рождения до двух лет" 4. Грентли Дик-Рид. "Роды без страха" 5. Мишель Оден. "Возрожденные роды" 6. Ингрид Бауэр. "Жизнь без подгузников!" 7. Жанна Цареградская. "Ребенок от зачатия до года" 8. Евгений Комаровский. "Здоровье ребенка и здравый смысл его родственников" 9. Юлия Гиппенрейтер. "Общаться с ребенком. Как?" 10. Януш Корчак. "Как любить ребенка"

    ПОСТУЛАТЫ ОТ МАРИИ МОНТЕССОРИ 1. Если ребенка часто критикуют – он учится осуждать. 2. Если ребенка часто хвалят – он учится оценивать. 3. Если ребенку демонстрируют враждебность - он учится драться. 4. Если с ребенком обычно честны – он учится справедливости. 5. Если ребенка часто высмеивают – он учится быть робким. 6. Если ребенок часто живет с чувством безопасности – он учится верить. 7. Если ребенка часто позорят – он учится чувствовать себя виноватым. 8. Если ребенка часто одобряют – он учится хорошо к себе относиться. 9. Если к ребенку часто бывают снисходительны – он учится быть терпеливым. 10. Если ребенка часто подбадривают – он учится уверенности в себе. 11. Если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным – он учится находить в этом мире любовь

  • "Мне нравилось быть несовершеннолетней. Так вам ничего не могу... Великая женщина

    "Мне нравилось быть несовершеннолетней. Так вам ничего не могут сделать, а теперь мне приходится вести себя хорошо". - Аврил Лавин

Любовь Кулагина
Беспокойный ребенок. Синдром гиперактивности

Кулагина Любовь Леонидовна

воспитатель высшей квалификационной категории

МБДОУ «Детский сад № 227»

Мотовилихинского района г Перми.

БЕСПОКОЙНЫЙ РЕБЕНОК .

СИНДРОМ ГИПЕРАКТИВНОСТИ

Многих родителей беспокоит , что их дети недостаточно внимательны, неусидчивы, рассеяны. При этом проблемы в начальных классах бывают даже у детей, с которыми много занимались в дошкольном возрасте, активно развивали внимание, память и мышление. Родители не могут понять, в чем лежит причина школьной неуспеваемости. Одно из весьма распространенных объяснений – синдром нарушения внимания с гиперактивностью (СДВГ) . Синдром гиперактивности может возникнуть в процессе развития очень рано. Младенцы имеют повышенный мышечный тонус, чрезмерно чувствительны к раздражителям (свету, шуму, плохо спят, плохо едят, много плачут, и их трудно успокоить. В 3-4 года отчетливой становится неспособность ребенка сосредоточенно чем-либо заниматься : он не может спокойно слушать сказку, не способен играть в игры, требующие концентрации внимания, его деятельность носит преимущественно хаотический характер. Пик проявления синдрома – 6-7 лет . Его главными характеристиками являются : чрезмерная нетерпеливость, особенно в ситуациях, требующих относительного спокойствия, тенденция переходить от одного занятия к другому, не завершая ни одного из них, ерзанье, извивание в момент, когда нужно сидеть. Эта поведенческая особенность становится наиболее очевидной в организационных ситуациях (школе, транспорте, поликлинике, музее и пр.)

Но и самые обычные дети бывают порой очень активны и неуправляемы, не проходя при этом по разряду гиперактивных . Не следует любого возбужденного ребенка относить к категории гиперактивных . Если ваш ребенок полон энергии , если она бьет через край, отчего малыш порой становится упрямым и непослушным – это не значит, что он гиперактивен . Если вы заболтались со своей подругой, а ребенок начинает злиться , не может устоять на месте, усидеть за столом – это нормально. Утомляют детей и длительные переезды. У всякого ребенка время от времени случаются минуты гневливости. А сколько детей начинают «разгуливать» в постели, когда пора спать, или балуются в магазине! То, что ребенок становится как заводной, давая выход скуке, вовсе не признак гиперактивности . Шумный «ребенок-баловник » или малыш, который просыпается ни свет, ни заря, но полный сил и энергии – это радость, а не повод для беспокойства . И, наконец, ребенок , имеющий отклонения в поведении, тоже не относится к разряду гиперактивных . Хотя порой бывает трудно отличить нормального подвижного ребенка от гиперактивного , существует ряд характерных критериев. Гиперактивный ребенок наверняка проявлял себя подобным образом и в младенческом возрасте : он много плакал, мало спал, имел сбитый режим сна, его трудно было успокоить, он страдал от коликов, плохо ел, был раздражителен, не любил, когда его жалели, вздрагивал от каждого звука, все время хотел пить, у него все время текли слюнки. Многие из ниже перечисленных признаков довольно типичны для двухлеток, но не для детей более старшего возраста.

Чтобы определить, есть ли у Вашего ребёнка особенности, характерные для детей с гиперактивностью , ознакомьтесь с тестом на гиперактивность . Похоже на детскую игру «Найди 5 отличий»

Активный ребёнок :

Большую часть дня не «сидит на месте» , предпочитает подвижные игры пассивным (пазлы, конструкторы, но если его заинтересовать - может и книжку с мамой почитать, и тот же пазл собрать.

Быстро и много говорит, задаёт бесконечное количество вопросов.

Для него нарушение сна и пищеварения (кишечные расстройства) – скорее исключение.

Он активный не везде. К примеру, беспокойный и непоседливый дома , но спокойный - в садике, в гостях у малознакомых людей.

Он не агрессивный. То есть случайно или в пылу конфликта может и наподдать «коллеге по песочнице» , но сам редко провоцирует скандал.

Гиперактивный ребёнок :

Он находится в постоянном движении и просто не может себя контролировать, то есть даже если он устал, он продолжает двигаться, а выбившись из сил окончательно, плачет и истерит.

Быстро и много говорит, глотает слова, перебивает, не дослушивает. Задаёт миллион вопросов, но редко выслушивает ответы на них.

Его невозможно уложить спать, а если он спит, то урывками, беспокойно . У него часто кишечные расстройства. Для гиперактивных деток всевозможные аллергии не редкость.

Ребёнок – неуправляемый, при этом он абсолютно не реагирует на запреты и ограничения. И в любых условиях (дом, магазин, детсад, детская площадка) ведёт себя одинаково активно.

Часто провоцирует конфликты. Не контролирует свою агрессию – дерётся, кусается, толкается, причём пускает в ход подручные средства : палки, камни…

Если в возрасте до 7 лет проявляются перечисленные моменты, требуется консультация специалиста. Необходимо сначала проконсультироваться с педагогами, психологом, а потом уже обращаться к невропатологу.

Установите причину гиперактивности , проконсультируйтесь со специалистами. Часто в анамнезе такого ребёнка есть родовая травма, ММД (минимальная мозговая дисфункция) . Если врач-невропатолог назначает курс лекарств, массаж, особый режим, необходимо строго соблюдать его рекомендации.

Сообщите педагогам, воспитателям о проблемах ребёнка, чтобы они учитывали особенности его поведения, дозировали нагрузку.

Всегда убирайте опасные предметы с поля зрения ребёнка (острые, бьющиеся предметы, лекарства, бытовую химию и т. д.) .

Вокруг ребёнка должна быть спокойная обстановка. Любое разногласие в семье усиливает отрицательные проявления.

Важна единая линия поведения родителей, согласованность их воспитательных воздействий.

С таким ребёнком необходимо общаться мягко, спокойно, т. к. он, будучи очень чувствительным и восприимчивым к настроению и состоянию близких людей, «заражается» эмоциями, как положительными, так и отрицательными.

Не превышайте нагрузки, не стоит усиленно заниматься с ребёнком, чтобы он был таким, как другие сверстники. Бывают, что такие дети обладают неординарными способностями, и родители, желая их развить, отдают ребёнка сразу в несколько секций, «перескакивают» через возрастные группы. Этого делать не следует, т. к. переутомление ведёт к ухудшению поведения, к капризам.

Не допускайте перевозбуждения. Важно строго соблюдать режим до мелочей. Обязателен дневной отдых, ранний отход ко сну на ночь, подвижные игры и прогулки должны сменяться спокойными играми, приём пищи в одно и тоже время и т. д. Друзей не должно быть слишком много.

Старайтесь делать меньше замечаний, лучше отвлекайте ребёнка. Количество запретов должно быть разумным, адекватным возрасту.

Чаще хвалите за то, что получается. Хвалите не слишком эмоционально во избежание перевозбуждения.

Когда просите что-то сделать, старайтесь, чтобы речь не была длинной, не содержала сразу несколько указаний. («Пойди на кухню и принеси оттуда веник, потом подмети в коридоре» - неправильно, ребёнок выполнит лишь половину просьбы.) Разговаривая, смотрите ребёнку в глаза.

Не заставляйте ребёнка долгое время спокойно сидеть. Если вы читаете сказку, дайте ему в руки мягкую игрушку, ребёнок может встать, походить, задать вопрос. Следите за ним, если вопросов становится слишком много, он часто отвлекается, значит, ребенок уже устал .

Приобщайте ребёнка к подвижным и спортивным играм, в которых можно разрядиться от бьющей ключом энергии. Ребёнок должен понять цель игры и учиться подчиняться правилам, учиться планировать игру. Желательно занять каким-то видом спорта, доступным по возрасту и темпераменту.

Освойте элементы массажа, направленные на расслабление и регулярно проводите его. Поможет сосредоточиться легкое поглаживание по руке, по плечу в процессе чтения или другого занятия.

Прежде чем отреагировать на неприятный поступок ребёнка, сосчитайте до 10 или сделайте несколько глубоких вдохов, постарайтесь успокоиться и не терять хладнокровие. Помните, что агрессия и бурные эмоции порождают те же чувства и у малыша.

Гасите конфликт, в котором замешан ваш ребёнок, уже в самом начале, не ждите бурной развязки.

Избегайте по возможности скоплений людей. Пребывание в крупных магазинах, на рынках, в кафе оказывает на ребёнка чрезмерно стимулирующее воздействие.

Обдумывая рацион ребёнка, отдавайте предпочтение правильному питанию, в котором не будет недостатка витаминов и микроэлементов. Гиперактивному ребёнку больше , чем другим детям, необходимо придерживаться золотой середины в питании : поменьше жирного, острого, солёного, копчёного, побольше варёного, тушёного и свежих овощей и фруктов. Ещё одно правило : если ребёнок не хочет есть, не заставляйте его!

И не забывайте говорить ребёнку, как сильно вы его любите.

В педагогической и психологической литературе представлено большое количество игр с гиперактивными детьми . Предлагаем Вам некоторые из них.

«КЛУБОЧЕК» (Черепанова Г. Д.)

Цель : обучение ребёнка одному из приёмов саморегуляции.

«АРХЕОЛОГИЯ»

Цель : развитие мышечного контроля.

ИГРЫ С ПЕСКОМ И ВОДОЙ.

Специалисты считают, что игры с песком и водой просто необходимы для гиперактивных детей . В эти игры необязательно играть только летом у озера. Можно их организовать и дома. Такие игры успокаивают ребёнка. Первое время взрослые должны помочь ребёнку в организации игры. Желательно, чтобы они подобрали соответствующие игрушки : лодочки, тряпочки, мячики, трубочки и т. д. Если кто-то из родителей не хочет вносить в дом песок (а затем делать уборку в квартире, можно заменить его крупой, предварительно поместив её в горячую духовку.

Гиперактивный ребёнок – особый , являясь очень чувствительным, он остро реагирует на замечания, запреты, нотации. Иногда ему кажется, что родители его совсем не любят, поэтому такой малыш очень нуждается в любви и понимании. Причём в любви безусловной, когда ребёнка любят не только за хорошее поведение, послушание, аккуратность, но и просто за то, что он есть! Когда становится совсем тяжело, вспомните, что к подростковому возрасту, а у некоторых детей и раньше, гиперактивность проходит . Важно, чтобы ребёнок подошёл к этому возрасту без груза отрицательных эмоций и комплекса неуверенности в себе.

Похожие публикации