Театрализованная деятельность как средство коррекции речи у детей дошкольного возраста. Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития детей

Элина Сагитова
Театрализованная деятельность как средство развития детей.

«Театр - волшебный край , в котором

ребенок радуется играя,

а в игре он познает мир»

С. М. Мерзлякова

Театр - это и вправду волшебный мир, который манит своими красками, чувствами, эмоциями. А сколько радости он приносит детям, с каким нетерпением они ждут встречи с ним!

Однако театр это не только радость, смех, эмоции, это еще и мощное средство воспитания , обучения и развития детей . В педагогической литературе очень часто можно встретить такое понятие как «» . Самый распространенный вид детского творчества, направленный на развитие у ее участников ощущений (сенсорики, чувств, эмоций, мышления, воображения, фантазии, внимания, памяти, воли, а также многих умений и навыков (речевых, коммуникативных, организаторских, двигательных и так далее) .

Театрализованные игры можно разделить на две группы : режиссерские игры и игры – драматизации.

К режиссерским играм относятся : настольный театр игрушек , настольный театр картинок , теневой театр , кукольный театр .

К играм-драматизациям относятся : инсценирование потешек, песен, сказок, небольших литературных текстов.

«Театрализованная деятельность » как понятие, законодательно закреплено в ФГОС дошкольного образования, так как позволяет решать многие задачи программы детского сада : от ознакомления с окружающим миром и общественными явлениями до физического совершенствования.

Участвуя в театрализованных играх , дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Театральные игры способствуют развитию чувства партнерства и усвоению социальных норм и правил, а значит являются эффективным средством социализации дошкольника.

В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей , имеющих нарушение речи. Театрализованные игры , при грамотном построении, могут во многом помочь в решении данной проблемы.

Во-первых, в процессе игры дети отвечают на вопросы кукол, сами говорят вместо них, выполняют их просьбы, входят в образ героя, тем самым активизируют весь свой словесный потенциал.

Во-вторых, дети сами сочиняют, импровизируют, инсценируют готовый литературный материал, а значит, в значительной мере расширяют свой словарный запас.

В-третьих, умело поставленные вопросы воспитателя в процессе игры, заставляют ребенка думать, анализировать, делать выводы, высказывать свои мысли, чувства в монологической форме.

В-четвертых, в процессе работы над выразительностью реплик незаметно формируется звуковая культура речи, ее правильный грамматический строй.

Широки и воспитательные возможности . Она помогает раскрыть творческий потенциал ребенка, развивает творческое воображение, формирует художественный вкус. Когда ребенок смотрит представление, он сопереживает героям, учится отличать «хорошее» от «плохого» , приобщается к духовно-нравственным ценностям. С этой точки зрения театр является источником развития эмоциональной сферы ребенка.

Театрализованная деятельность детей не проявляется сама собой. Огромная роль в этом отводится воспитателю, который должен умело направлять данный процесс. Педагог должен учитывать творческие возможности детей , возрастные особенности, строить свою работу в соответствии с требованиями построения театрализованной игры .

Такие виды игр могут использоваться в любых видах деятельности детей , на любых занятиях. Полезно использовать любые моменты в жизни детей для вовлечения их в мир театра . Данную форму работу следует использовать систематически, так как от игры к игре нарастает активность детей они более точно входят в образ героев, овладевают средствами выразительности , начинают чувствовать ответственность за успех игры.

В своей работе я часто использую театрализованные игры . Я считаю, что это – один из самых эффективных способов воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения : учить играя! Хотелось бы также отметить благоприятное влияние театрализованной деятельности на психическое и личностное развитие детей .

Джанни Родари писал : «Не поучать и обучать, а играть, фантазировать, сочинять придумывать - вот что необходимо ребенку» Мне бы хотелось, что бы данное высказывание известного писателя стало девизом для каждого воспитателя!

Публикации по теме:

Театрализованная деятельность как средство логопедической коррекции при ОНР Виды театрализованной деятельности детей дошкольного возрастаТеатрализованная деятельность детей дошкольного возраста включает в себя следующие.

Консультация для воспитателей «Театрализованная деятельность как средство эмоционального развития» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №2 с. Перелюб» Перелюбского муниципального района Саратовской.

Маркова Т. А. МБОУ «Начальная школа – детский сад №44» г. Белгород Согласно новым требованиям государственного образовательного стандарта.

Театрализованная деятельность детей младшего дошкольного возраста как средство художественно-эстетического развития Принято считать, что дети третьего года жизни могут быть только лишь благодарными зрителями, слушателями, но никак не активными участниками.

Театрализованная деятельность, как средство коррекции речи у детей с ОНР Общение – основное условие всестороннего развития личности. У детей, имеющих общее недоразвитие речи (ОНР) коммуникативная функция речи.

Театрализованная деятельность как средство развития речевой активности детей дошкольного возраста В современном обществе повысился социальный престиж. С этим связано стремление, дать детям знания, научить их читать, писать и считать,.

В советской психологии стало общепринятым деление человеческой деятельности на три основных формы: игру, учение и труд. Наиболее последовательно это деление представлено в «Основах общей психологии» С. Л. Рубеншнейна. Эти виды деятельности рассматриваются им как этапы индивидуального развития человека, формирования и развития сознания. Эти виды деятельности стали рассматриваться всеми нами как фундаментальные формы психологического развития человека, формирования его сознания и личности от рождения до зрелости.

Многие специалисты в области детской психологии превратили игру в возрастную форму предметной деятельности, специфическую лишь для ребёнка с первого года жизни до начала систематического учения. Между тем игра как особая форма деятельности имеет свою историю развития, охватывающую все периоды человеческой жизни.

Основное различие между игровой театральной деятельностью и трудовой заключается не в каких-либо частных проявлениях, а в общем отношении к своей деятельности. Трудясь, человек делает не только то, в чём испытывает непосредственную потребность или непосредственный интерес; сплошь и рядом он делает то, что нужно или должно сделать, к чему принуждает его практическая необходимость или побуждают лежащие на нём обязанности, независимо от наличия непосредственного интереса или непосредственной потребности. Играющие в своей театрализованной деятельности непосредственно не зависят от того, что диктует практическая необходимость или общественная обязанность. В психологической и педагогической литературе получило распространение понятия театрализованной деятельности именно как деятельности ребёнка дошкольного или младшего школьного возраста. Но включение театрализованной деятельности в деятельность человека любого возраста будет сопровождаться теми же особенностями. Поэтому в данной работе мы будем рассматривать характеристики театрализованной деятельности, основанные, в первую очередь, на характеристиках театрализованной деятельности ребёнка.

Значение и специфика театрализованных игр заключаются в сопереживании, познавательности, воздействии художественного образа на личность. Театр - один из самых доступных видов искусства, помогающий решить многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные:

· с художественным образованием и воспитанием;

· формированием эстетического вкуса;

· нравственным воспитанием;

· развитием коммуникативных качеств личности;

· воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии;

· созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряжённости, решением конфликтных ситуаций через игру.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Это возможность раскрытия творческого потенциала, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развиваются творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычное в обыденном. Театрализованная игра - одно из ярких эмоциональных средств, формирующих художественный вкус человека.

Коллективная театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность, его раскрепощение, самостоятельное творчество, развитие ведущих психических процессов; способствует самопознанию и самовыражению личности; создаёт условия для социализации, усиливая адаптационные способности, корректирует коммуникативные качества, помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, успешности.

Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость, помогает в становлении самооценки.

Театрализованная деятельность не входит в систему организованного обучения. Тем не менее, этот вид деятельности таит в себе большие возможности для решения целого ряда задач из разных образовательных направлений, связанных с речевым, социальным, эстетическим, познавательным развитием ребенка, которые в той или иной мере решаются сегодня в процессе организованного обучения.

В сфере познавательного развития:

· развитие разносторонних представлений о действительности

· наблюдение за явлениями природы, поведением животных

· обеспечение взаимосвязи конструирования с театрализованной игрой для развития пространственных представлений, творчества, интеллектуальной инициативы

· развитие памяти, предвосхищающего воображения, обучение умению планировать свои действия для достижения результата;

В сфере социального развития:

· формирование положительных взаимоотношений между детьми в процессе совместной деятельности

· воспитание эстетически ценных способов общения в соответствии с нормами и правилами жизни в обществе

· развитие эмоций;

В сфере эстетического развития:

· развитие таких форм воображения, в основе которых лежит интерпретация литературного образа

· приобщение к совместной деятельности по моделированию элементов костюма, декораций, атрибутов

· создание выразительного художественного образа

· развитие пространственного воображения как основы проектного мышления, творческого замысла, прогнозирование результата

· организация коллективной работы при создании многофигурных сюжетных композиций

· обучение самостоятельному нахождению приемов изображения, материалов;

В сфере развития движений:

· согласование действий и сопровождающей их речи

· развитие умения воплощать в творческом движении настроение, характер, и процесс развития образа

· поддержка становления музыкально-двигательной импровизации в этюдах, выразительного исполнения основных видов движений.

Характерными особенностями театрализованной игры являются литературная или фольклорная основа содержания и наличие зрителей (Л.В.Артемова, Л.В.Ворошина, Л.С.Фурмина и др.). Театрализованные игры представляют собой «рубежный» вид деятельности, связанный с литературным и художественным творчеством, в которой происходит перенос акцента с процесса игры на ее результат. Это разновидность художественной деятельности, состоящей из трех этапов: восприятия, исполнения и творчества (Н.А.Ветлугина).

Театрализованная деятельность есть ни что иное как наличие в концерте единого художественного сценического образа, для создания которого используются присущие театру, театральному действию, выразительные средства. А именно:

· Сценическое действие. Введение в номер сценического действия, когда жанр номера его не предполагает. (Например, выступление академического хора);

· Мизансцена. Введение в номер различных сочетаний поз, движений исполнителей, когда жанру номера присуще статичное расположение артистов на сцене. Введенные позы и движения внешне выражают сущность происходящих в данный момент на сцене событий и отношения между исполнителями.

· Сценическая атмосфера. Для создания которой используется: игровой свет, фоновая музыка, шумы и другие элементы, создающие определенную среду, в которой развивается действие концерта.

В театрализованной игре образ героя, его основные черты, действия, переживания определены содержанием произведения. Творчество проявляется в правдивом изображении персонажа. Для этого надо понять, каков персонаж, почему так поступает, представить себе его состояние, чувства, уметь анализировать и оценивать поступки. Это во многом зависит от опыта будущего актёра: чем разнообразнее его впечатления об окружающей жизни, тем богаче воображение, чувства, способность мыслить.

Подготовленность к театрализованной игре можно определить как уровень общекультурного развития, на основе которого облегчается понимание художественного произведения, возникает эмоциональный отклик на него, происходит овладение художественными средствами передачи образа (С.А. Козлова, Т.А. Куликова).

Общим всех для театрализованных игр является наличие зрителей. Кроме того, они представляют собой "рубежный" вид деятельности, тесно связанный с литературным и художественным творчеством (А.Н. Леонтьев). Театрализованную игру (особенно игру-драматизацию) характеризует перенос акцента с процесса игры на ее результат, интересный не только участникам, но и зрителям. Ее можно рассматривать как разновидность художественной деятельности, а значит, развитие театрализованной деятельности целесообразно осуществлять в контексте художественной деятельности. Художественная деятельность, в свою очередь, это деятельность, в процессе которой создаётся и воспринимается какое-либо произведение искусства. Она включает различные виды человеческой деятельности (преобразовательную, познавательную, оценочную, воспитательную, коммуникативную, игровую), которые входят в художественную деятельность благодаря присутствующему в них эстетическому аспекту .

Театрализованная деятельность является сегментом художественной деятельности, одной из ветвей развития. Существуют две стороны театрализованной деятельности:

1. Сценарная театрализация: творческий способ превращения жизненного, документального материала в художественный сценарий.

2. Режиссёрская театрализация: творческий способ приведения сценария к художественной образной форме представления через систему изобразительных, выразительных и иносказательных средств.

Исходя из основных характеристик театрализованной деятельности, мы можем выделить следующие её виды:

1). Театрализованная деятельность компилированного или комбинированного вида - тематический отбор и использование готовых художественных образов и различных видов искусства и соединение их между собой сценарно-режиссерским приемом или ходом. Компилированный метод используется в театрализованных концертах, представлениях и т.д. главная задача сценариста в работе с этим методом является определение сценарно-смыслового стержня всей программы в целом, эпизода или блока, композиционная выстроенность всего сценария в целом, монтаж эпизода и блока, и всего сценария в целом.

2). Театрализованная деятельность оригинального вида - создание новых художественных образов, согласно сценарно-режиссерскому замыслу. Применяется для создания сценариев документального жанра, в основе которых лежит инсценировка документа. Документальный ряд придает современное публицистическое звучание, если факт имеет общественную ценность. Основные требования: злободневность и актуальность. Здесь создается синтез документального и художественного материалов не только в тематическом отборе материала, но и в органичном слиянии по главному принципу эмоционального развития мысли и создания сценарно-смыслового стержня каждого эпизода и сценария в целом. Это более сложная форма создания сценария, требующая организаторского опыта, умение отбирать и монтировать готовый материал и поиска хода для готовых номеров, но и профессионального мастерства, режиссерского умения поставить новый номер, согласно сценарному замыслу, органично соединить в эпизоды художественный и документальный материал. Это самый сложный вид театрализации.

3). Театрализованная деятельность смешанного вида - использование 1 и 2 вида. Включает компиляцию готового и создание нового. Построена по принципу тематического отбора и сведение их в композицию с помощью сквозного сценарно-режиссерского хода и привнесение в эту основу своего авторского оригинального видения и решения. Включает в себя компиляцию готовых текстов и номеров и оригинальное создание готовых текстов и номеров.

Исходя из представленных видов театрализованной деятельности, мы можем заявить, что в работе со студентами университета возможно использование всех этих видов, в той или иной степени. Но, при этом, необходимо осознавать, что театрализованная деятельность предполагает определённые условия, как со стороны материальной базы, так и со стороны участников этой деятельности.

Театральное искусство близко и понятно детям, ведь в основе театра лежит игра. Театрализованные игры - одно из ярких эмоциональных средств, формирующих вкус детей.

Театр воздействует на воображение ребенка различными средствами: словом, действием, изобразительным искусством, музыкой и т.д. Кому посчастливилось именно в раннем возрасте окунуться в атмосферу театра, тот всю жизнь будет воспринимать мир прекрасным, душа его не очерствеет, не ожесточится и духовно не обеднеет .

Театр дает возможность ребенку проявить себя в различных видах деятельности: песенном, танцевальном, игровом.

Театр как вид искусства наиболее полно способствует творческому развитию личности дошкольников. С самых ранних лет ребенок стремится проявлять творчество. Поэтому так важно создать в детских коллективах атмосферу свободного выражения мыслей и чувств, поощрять желание детей быть непохожими на других, разбудить их фантазию, попытаться максимально реализовать их способности.

Особо следует отметить роль театрализованных игр в приобщении детей к искусству: литературному, драматическому, театральному.

Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией, - сюжетом игры. Несложно увидеть особенность театрализованных игр: они имеют готовый сюжет, а значит, деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения. Возникает вопрос: в чем же заключается творчество ребенка в этих играх? Правомерно ли относить их к разряду творческих игр?

Настоящая театрализованная игра представляет собой богатейшее поле для творчества детей. Отметим, прежде всего, что текст, произведения для детей - только канва, в которую они вплетают новые сюжетные линии, вводят дополнительные роли, меняют концовку и т.д. Например, в игре по сказке «Теремок» следом за зайчиком-побегайчиком на пороге дома появляется белочка-пушистый хвостик, затем детям стало жалко медведя, лису, волка, которые просились в теремок и обещали никого не обижать. Игра закончилась дружным хороводом персонажей сказки. Так, дети «передали» общеизвестную сказку сообразно своим представлениям о необходимости жить в дружбе и мире, не видеть врага в тех, кто чем-то не похож на тебя.

Творческое разыгрывание ролей в театрализованной игре значительно отличается от творчества в сюжетно-ролевой игре. В последней игре ребенок свободен в передаче изображения особенностей ролевого поведения: мама может быть доброй, суровой, заботливой или равнодушной к членам семьи. В театрализованной игре образ героя, его основные черты, действия, переживания определены содержанием произведения. Творчество ребенка проявляется в правдивом изображении персонажа. Чтобы это осуществить, надо понять, каков персонаж, почему так поступает, представить себе его состояние, чувства, т.е. проникнуть в его внутренний мир. И это следует сделать в процессе слушания произведения. Надо сказать, что современный ребенок, в жизнь которого рано или поздно входят аудиовизуальные средства информации (телевизор, видео), привыкает к облегченному восприятию художественных произведений. Облегченных, потому что ему преподносится образ в отличие от образа, который складывается на основе представлений, работы воображения в процессе слушания книги (а позже и самостоятельного чтения) .

Театрализованные игры дошкольников еще нельзя назвать искусством в полном смысле этого слова, но они приближаются к нему. Прежде всего, тем, что при разыгрывании спектакля в деятельности детей и настоящих артистов много общего. Так же, как артистов волнуют впечатления, реакция зрителей, так и дети в театрализованный игре думают о воздействии других людей. Их заботит результат, которого они добились. А результат - это то, как изобразили, как разыграли произведение. На достижение этого результата направлено внимание педагога и детей. Собственно в активном стремлении к творческому исполнению произведения заключается воспитательное значение театрализованных игр.

В театрализованных играх развиваются различные виды детского творчества: речевое, музыкально-игровое, танцевальное, сценическое, певческое. У опытного педагога дети стремятся к художественному изображению литературного произведения не только как «артисты», исполняющие роли, но и как «художники», оформляющие спектакль, как «музыканты», обеспечивающие звуковое сопровождение, и т.д.

На интерес к театрализованным играм у детей возраста влияют содержание произведения, включение их в ситуацию театра, подготовки спектакля, желание показать спектакль родителям. Также, на протяжении всего дошкольного детства детский интерес поддерживается осознанием успешности деятельности, поэтому важно подбирать каждому ребенку тот участок работы, на котором он почувствует свой рост, получит удовлетворение.

Развитие театрализованных игр зависит от содержания и методики художественного воспитания детей в целом, а также от уровня образовательной работы в группе.

В основу руководства театрализованными играми следует положить работу над текстом литературного произведения. Р.И.Жуковская советовала педагогу преподносить детям текст, произведения выразительно, художественно, а при повторном чтении вовлекать их в несложный анализ содержания, подводить к осознанию мотивов поступков персонажей.

Обогащению детей художественными средствами передачи образа способствуют этюды. Детям предлагают изобразить отдельные эпизоды из прочитанного произведения, например, показать, как в сказке «Теремок» лиса строила ледяную избушку. В сказке об этом говорится всего в одном предложении, следовательно, дети должны сами придумать поведение персонажей, их диалоги, реплики, а затем - проиграть. В другом случае, требуется выбрать любое событие из сказки и, молча, разыгрывать его. Остальные - зрители - угадывают, какой эпизод представлен. Благодаря таким игровым импровизациям у ребенка постепенно развиваются художественные способности, без которых театрализованная игра лишена красок и выразительности.

Стремление к творчеству возрастает, если у ребенка что-то получается: удачно сказал реплику зайца в той же сказке «Теремок», выразительно передал огорчение, когда лиса выгнала его из лубяной избушки, и т.п. Педагог не только говорит о достигнутых ребенком успехах, но и обязательно привлекает к ним внимание других детей. Для остальных это может служить образцом для подражания, стимулом для проявления активности.

Организация театрализованной игры начинается с отбора произведения, в котором обязательно участвуют дошкольники. Малышей воспитатель увлекает эмоциональным рассказом о том, как хорошо поиграть в сказку «Колобок». Старшие же дети активно обсуждают, во что лучше поиграть, согласовывают свои замыслы и желания. Распределение ролей не представляется сложным. Дети знают, что игра будет повторяться несколько раз, поэтому у каждого есть возможность попробовать себя в понравившейся роли. В старших группах обычно договариваются о двух-трех составах «артистов», занятых в игре.

Психологическому настрою на предстоящую игру служит оформительская деятельность детей: участие в подготовке афиш, пригласительных билетов, декораций, костюмов и т.д. Чтобы в театрализованной игре участвовали все, воспитатель обсуждает с группой, кто будет готовить зрительный зал, кто отвечать за музыкальное сопровождение спектакля. С помощью педагога дети решают, кого пригласить. Это могут быть родители, воспитанники других групп, педагогический и обслуживающий персонал.

Итак, основная цель педагогического руководства - будить воображение ребенка, создавая условия для того, чтобы как можно больше изобретательности, творчества проявили сами дети.

Воспитательные возможности театрализованных игр усиливаются тем, что их тематика практически не ограничена. Она может удовлетворять разносторонние интересы детей. Разнообразие тематики средств отображения, эмоциональность театрализованных игр дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания личности дошкольника, развития творческих способностей детей.

Такое разностороннее влияние на все стороны личности ребенка, на развитие его творческих способностей будет эффективным, если руководство театрализованной игрой будет правильным и позволит сохранить всю прелесть её творческого характера.

Таким образом, театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Произведения искусства заставляют волноваться, сопереживать персонажам и событиям, и в «в процессе этого сопереживания создаются определенные отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые» (В.А.Сухомлинский) .

  1. Театрализованные игры и их разновидности.
    1.1. Режиссёрские игры.
    1.2. Стендовые театрализованные игры.
    1.3. Игры-драматизации.
  2. Театральная игра.
    2.1. Общеразвивающие игры.
    2.2. Специальные театральные игры.
    2.3. Игры на действия с воображаемыми предметами или на память физических действий.
  3. Ритмопластика.
  4. Культура и техника речи.
  5. Развитие творческих способностей детей средствами театральной деятельности.
    Заключение.
    Литература.
    Приложение.

Введение.

В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания.

С этим связано стремление дать детям знания, научить их читать, писать и считать, а не способность чувствовать, думай, и творить. Педагогическая установка в первую очередь на развитие мышления превращает эмоционально-духовную сущность ребенка во вторичную ценность. Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10-15 лет назад, они быстрее решают логические задачи, но они значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, все чаще они проявляют равнодушие и черствость, их интересы ограничены, а игры однообразны.

Отмечая недостаток наблюдательности, творческой выдумки у некоторых первоклассников, психологи часто ставят диагноз: «не доиграл», т.е. не натренировал свою фантазию и воображение в непредсказуемом и радостном процессе «сотворения игры». Как правило, такие дети не умеют занять себя в свободное время и на окружающий мир смотрят без удивления и особого интереса, как потребители, а не как творцы.

Существует и другая важная проблема, волнующая педагогов и психологов. По данным Н.В. Самоукиной, в период психологической адаптации ребенка к школе у 67-69 % первоклассников возникают страхи, срывы, заторможенность, а у других, наоборот, развязность и суетливость. У детей часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память и внимание. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображения – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность. Являясь наиболее распространенным видом детского творчества, именно драматизация, «основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями» (JI.C. Выготский).

I. Театрализованные игры и их разновидности.

Для того, чтобы ребенок проявил творчество, необходимо обогатить его жизненный опыт яркими художественными впечатлениями, дать необходимые знания и умения. Чем богаче опыт малыша, тем ярче будут творческие проявления в разных видах деятельности. Поэтому так важно с самого раннего детства приобщать ребенка к музыке, театру, литературе, живописи. Чем раньше начать развивать детское творчество, тем больших результатов можно достигнуть.

Расширению опыта ребенка способствуют театрализованные игры.

Театрализованные игры можно разделить на две основные группы: режиссерские игры и игры драматизации. К режиссерским играм относятся настольный, теневой театр, театр на фланелеграфе. Тут ребенок или взрослый сам не является действующим лицом, он создает сцены, ведет роль игрушечного персонала – объемного или плоскостного. Он действует за него, изображает его интонацией, мимикой. Пантомима ребенка ограничена. Ведь он действует неподвижной или малоподвижной фигурой, игрушкой.

Драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли. Ребенок или взрослый в этом случае сам, преимущественно используя свои средства выразительности -интонацию, мимику, пантомиму.

1.1. Режиссерские игры.

Настольный театр игрушек.

В этом театре используются самые разнообразные игрушки – фабричные и самоделки, из природного и любого другого материала. Здесь фантазия не ограничивается, главное, чтобы игрушки и поделки устойчиво стояли не создавали помех при передвижении.

Настольный театр картинок.

Все картинки – персонажи и декорации - не забудьте сделать двухсторонними так как неизбежны повороты, а чтобы фигурки не падали нужны опоры, которые могут быть самыми разнообразными, но обязательно достаточно устойчивыми. Это обеспечивается правильным соотношением веса или площади опоры с высотой картинки. Чем выше картинка, тем больше или весомее нужна площадь опоры. Действия игрушек и картинок в настольном театре ограничены. Но не следует их поднимать и переносить с места на место. Важно имитировать нужное действие: бег, прыжки, ходьбу и одновременно с этим проговаривать текст. Состояние персонажа, его настроение передает интонация ведущего - радостное, грустное, жалобное. Персонажи до начала игры лучше всего спрятать. Их появление по ходу создает элемент сюрпризности, вызывает интерес детей. Для того чтобы создать представление о месте действия, используйте элементы декомции: два-три дерева – это, зеленая ткань или бумага на столе – лужайка, голубая лента – ручеек. Не тратьте много времени на такие приготовления и привлекайте к ним детей, приучайте их фантазировать, придумывать новые оригинальные детали к декорации и тогда всем станет интересно.

1.2. Стендовые театрализованные игры.

Стенд-книжка.

Динамику, последовательность событий легко изобразить при помощи сменяющих друг друга иллюстраций. Для игр типа путешествий удобно использовать стенд-книжку. Укрепите его на нижней части доски. На верхней разместите транспорт, на котором состоится путешествие. По ходу поездки ведущий (сначала педагог, а потом и ребенок), переворачивая листы стенда-книжки, демонстрирует различные сюжеты, изображающие события, встречи, которые происходят в пути. Так же можно иллюстрировать эпизоды из жизни детского сада, если на каждой странице изображен новый режимный процесс.

Фланелеграф.

Картинки хорошо показывать на экране. Удерживает их сцепление фланели, которой затянуты экран и оборотная сторона, картинки. Вместо фланели, на картинки можно наклеивать и кусочки наждачной или бархатной бумаги. Рисунки подбирайте вместе с детьми из старых книг, журналов, а недостающие можно дорисовать. Это доставляет ребятам удовольствие. Используйте и природный материал.

Разнообразные по форме экраны позволяют создавать «живые» картинки, которые удобно, всей группе детей. На экранах – призмах могут работать попарно одновременно все ребята во время занятий. Сценки на экранах получаются разные, и дети смогут убедиться в многообразии вариантов изображения одной и той же темы.

Теневой театр.

Тут необходим экран из полупрозрачной бумаги, выразительно вырезанные черные плоскостные персонажи и яркий источник света за ними, благодаря которому персонажи отбрасывают тени на экран. Очень интересные изображения получаются при помощи пальцев рук. Например, можно сделать гуся, зайца, лающую собаку, сердитого индюка, дерущихся боксеров и др. Не забудьте только сопровождать показ соответствующим звучанием.

Чтобы показывать сценку с несколькими персонажами одновременно, установить внизу экрана планку, на которой можно скреплять фигуру. Например, сначала тянет репку дед. Укрепите его фигуру на планке и выводите бабку и т.д. Фигуры размещайте вблизи экрана, чтобы тени получились четкими. Сами же расположитесь ниже или сбоку от экрана, чтобы ваша тень не падала на него. Театр теней хорошо использовать в часы досуга.

1.3. Игры-драматизации.

Участвовать в играх-драматизациях, ребенок как бы входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью. Это, пожалуй наиболее сложное исполнение, так как оно не опирается ни на какой овеществленный образец. Атрибут – признак персонажа, который символизирует его типичные свойства. Например, характерную маску зверя, вырезанную из бумаги, шапочку, фартучек (элементы рабочей одежды), кокошник, венок, пояс (элементы национального убора) т.д. ребенок надевает на себя. Создавать же образ он должен рядом с помощью интонации, мимики, жестов, движений. Если у вас нет полного костюма для исполнения роли, не стоит утруждать себя или других его изготовлением. Посоветуйтесь с детьми, какой признак персонажа наиболее типичен. Использовав его, изготовьте эмблему по которой все сразу узнают изображаемого зверя. Убедите ребят, что главное – это то, как они исполняют свои роли – похоже или нет. Вместе с тем не требуйте и большей точности исполнения, не нужно портить настроение детям во время игры. Умение придет постепенно после неоднократного проигрывания роли и наблюдений за сверстниками.

Игры-драматизации с пальчиками.

Атрибуты ребенок надевает на пальцы, но как и в драматизации сам действует за персонажа, изображение которого на руке. По ход действия ребенок двигает одним или всеми пальцами, проговаривая текст, передвигая руку за ширму. Можно обойтись и без ширмы изображать действия, передвигаясь свободно по комнате. Пальчиковый театр хорош тогда, когда надо одновременно несколько персонажей. Например, в сказке «Репка» друг за другом появляются новые персонажи. Такой спектакль показывать один ребенок с помощью своих пальцев не может. Сказки «Коза и семеро козлят», «Двенадцать месяцев», «Мальчиш-Кибальчиш», «Гуси-лебеди» и другие с множеством персонажей могут показывать двое, трое детей, которые располагаются за ширмой. Показ таких сказок с массовыми сценками возможен благодаря пальчиковым атрибутам.

Игры-драматизации с куклами бибабо.

В этих играх на пальцы руки надевают куклу. Движения ее головы, рук, туловища осуществляются с помощью движений пальцев, кисти руки.

Куклы бибабо обычно действуют на ширме, за которой скрывается водящий. Но когда игра знакома или куклы водят сами дети, т.е. момент загадочности исчез, т.е. водящие могут выходить к зрителям, общаться с ними подавать им что-то, брать кого-либо за руку, вовлекать в игру и т.д. Такое «разоблачение» не снижает, а скорее поднимает интерес к активности ребят.

Когда дети увидят игру у взрослого с куклами бибабо, они скорее всего тоже захотят научиться сами водить их. Если кукла окажется велика для детской руки, то в головку можно вставить два пальца вместо одного. Укоротите, рукава куклы, чтобы детские пальцы входили в патронки рук. Можно изготовить куклы и для детских рук. Для этого пригодятся хорошо сохранившиеся части от старых поломанных игрушек, мягких зверюшек. Оденьте их и загримируйте для нужной роли. Покажите ребятам, как следует двигаться кукле, как ее водить по ширме.

Импровизация–разыгрывание темы, сюжета без предварительной подготовки – пожалуй, самая сложная, но и наиболее интересная игра. К ней готовят все предыдущие виды театра. И все же дети будут в недоумении, если вы вдруг предложите им разыграть ту или иную сценку. Подготовьте их к этому – вместе придумайте тему, обсудите, как ее изобразить, какие будут роли, характерные эпизоды.

Дальнейший шаг – пусть каждый участник игры изобразит тему по-своему. И еще более сложное заданье: ребенок выбирает тему, и сам же ее разыгрывает. В следующий раз ребята сами задают друг другу темы. И, наконец, с помощью мимики, интонации, атрибута можно загадать загадку. Отгадкой является тема, которая тоже разыгрывается (1, с5-8).

II. Театральная игра.

2.1. Общеразвивающие игры.

Эстетическое воспитание детей, в том числе и средствами театра, направлено в первую очередь на формирование в ребенке готовности к творчеству. Для достижения этой цели необходимо развивать такие качества, как внимание и наблюдательность, без которых невозможно творческое восприятие окружающего мира, воображение и фантазия которые являются главным условием для любой творческой деятельности. Не менее важно научить ребенка умению ориентироваться в окружающей обстановке, развить произвольную память и быстроту реакции, воспитать смелость и находчивость умение согласовывать свои действия с партнерами, активизировав мыслительный процесс в целом.

Решая все эти задачи общеразвивающие игры, включенные в театральный тренинг, не только готовят ребенка к художественной деятельности, но и способствуют более быстрой и легкой адаптации детей в школьных условиях и создают предпосылки для успешной учебы в начальных классах – в первую очередь за счет актуализации интеллектуального, эмоционально-волевого и социально психологического компонентов психологической готовности к школьному обучению.

Проводя коллективные развивающие игры, необходимо создавать веселую и непринужденную атмосферу, подбадривать зажатых и скованных детей, не акцентировать внимание на промахах и ошибках.

Почти во всех играх детей желательно делить на несколько команд или на исполнителей и зрителей, чтобы дать детям возможность оценить действия других и сравнить их со своим собственными. Причем роль ведущего во многих играх может выполняться ребенком (5, с23).

2.2. Специальные театральные игры.

Знакомство со спецификой и видами театрального искусств; общеразвивающие и ритмопластические игры и упражнения, занятие по культуре и технике речи полезны всем детям, поскольку развиваю качества и формируют навыки, необходимые любому культурному творчески мыслящему человеку, способствуют развитию интеллект; активизируют познавательный интерес, расширяют знания ребенка об окружающем мире, готовят его к тонкому восприятию различных видов искусств. Вовсе необязательно готовить с детьми спектакли и углубляться в своеобразие поведения актеров на сцене, говорить о создании сценического образа и т.п. Но для того, чтобы перейти от театральных игр к работе над эподами и спектаклями, необходимы, как мы их условно назвали, специальные театральные игры, развивающие главным образом воображение и фантазию. Не являясь курсом актерского мастерства, они готовят детей к действию в сценических условиях, где все является вымыслом. Воображение и вера в этот вымысел - главная отличительная черта сценического творчества. К.С. Станиславский призывал актеров учиться вере и правде игры у детей, поскольку дети очень серьезно и искренне способны верить в любую воображаемую ситуацию, легко менять свое отношение к предметам, месту действия и партнерам по игре.

Таким образом, перед педагогом стоит сложная задача - сохранить детскую наивность, непосредственность, веру, которые проявляются в игре при выступлении на сцене перед зрителями. Для этого необходимо, прежде всего, опираться на личный практический опыт ребенка и предоставлять ему как можно больше самостоятельности, активизируя работу воображения (5, с31-32).

2.3. Игры на действия с воображаемыми предметами или на память физических действий.

Эти игры способствуют развитию чувства правды и веры в замысел. Ребенок силой воображения представляет, как это происходит в жизни, проделывает необходимые физические действия. Предлагая такие задания, надо иметь в виду, что дети должны вспомнить и представить, как они действовали с данными предметами в жизни, какие ощущения они испытывали.

Подготовить детей к действиям с воображаемыми предметами помогают известные народные и специально подобранные игры (5, с36).

III. Ритмопластика.

Совсем маленькие дети, не умеющие говорить, с необыкновенной легкостью заменяют слова мимикой и жестами. Развитие ребенка идет от движений и эмоций к слову. Поэтому вполне естественно, что детям дошкольного возраста легче выразить свои чувства и эмоции через пластику своего тела. Особенно интересные пластические образы возникают под влиянием музыки. Различные по характеру и настроениям музыкальные произведения стимулируют фантазии ребенка, помогают творчески использовать пластическую выразительность. Помочь ребенку раскрепоститься и ощутить возможности своего тела можно с помощью разнообразных ритмопластических упражнений и игр. Занятия ритмопластикой предполагают решение следующих задач:

  • развитие двигательных способностей детей (ловкости подвижности, гибкости, выносливости);
  • развитие пластической выразительности (ритмичности музыкальности, быстроты реакции, координации движений);
  • развитие воображения (способность к пластической импровизации) (5, с40).

IV. Культура и техника речи.

Упражнение и игры из этого раздела должны помочь детям сформировать правильное четкое произношение (дыхание артикуляцию, дикцию, орфоэпию), научить точно и выразительно передавать мысли автора (интонацию, логическое ударение, диапазон силу голоса, темп речи), а также развить воображение, умение представить то, о чем говорится, расширить словарный запас, сделать их речь ярче и образнее.

Для многих детей характерны общая зажатость мышц, в том числе и речевого аппарата невыразительность и монотонность речи отсутствие смысловых пауз и логического ударения, проглатывание начала и конца слов. Работая над раскрепощением ребенка невозможно обойтись без специальных игр и упражнений, развивающих дыхание, освобождающих мышцы речевого аппарата формирующих четкую дикцию и подвижность голоса.

Для того чтобы добиться результатов в художественном воспитании школьников, необходимо опираться на эмоциональный мир ребенка, на его познавательный интерес. В связи с этим велика роль стихов в детских театральных играх и упражнениях. Стихотворный текст, как ритмически организованная речь активирует весь организм ребенка, способствует развитию его голосового аппарата. Но стихи носят не только тренировочный характер для формирования четкой, грамотной речи. Образные интересные детям, они находят эмоциональный отклик в душе ребенка, делают увлекательными различные игры и задания. Особенно полезно, использовать на занятиях диалогические стихи, которые очень нравятся детям. Говоря от имени определенного действующего лица, ребенок легче раскрепощается, общается с партнером. На следующем этапе из стихотворения можно создать целый мини-спектакль и разыграть его в форме этюдов. Кроме всего, разучивание стихов развивает память и интеллект.

В раздел «Культура и техника речи» включены игры, которые мы назвали творческими играми со словами. Они развивают воображение и фантазию детей, пополняют словарный запас, учат вести диалог с партнером, составлять предложения и небольшие сюжетные рассказы Их необходимо связывать со специальными театральными играми (не превращение и действия с воображаемыми предметами и т.п.) (5, с 60,61,62).

V. Развитие творческих способностей детей средствами театральной деятельности.

Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски звуки, а умело поставленные вопросы побуждают их думать анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуете звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно вступление диалог с другим персонажем, ставят ребенка перед необходимость ясно, четко, понятно изъясняться.

Таким образом, театрализованная деятельность позволяет, решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Она также является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству. Произведения искусства заставляют волноваться, сопереживать персонажам и событиям, и «в процессе этого сопереживания создаются определенные отношения и моральные оценки, прост сообщаемые и усваиваемые» (В А Сухомлинский). Следовательно театрализованная деятельность является важнейшим средство развития эмпатии – условия, необходимого для организации совместной деятельности детей.

В литературе подчеркивается: основа эмпатии – в умении распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, выразительным движениям и речи, ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия (В.А. Петровский, Л.П. Стрелкова и т.д.). «Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно стать на его место» (Б.М Теплев). А это подразумевает наличие определенного уровня взаимоотношений в социуме.

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка имеет нравственную направленность. В результате ребенок познает мир умом и сердцем и выражает свое отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей. Известный композитор Д.Б. Кабалевский так писал о значении искусства для детей: «Оставляя неизгладимое впечатление на всю жизнь, оно уже в эти ранние годы дает нам уроки не только красоты, но и уроки морали и нравственности. И чем богаче и содержательнее эти уроки, тем легче и успешнее идет развитие духовного мира детей. Качество и количество этих уроков, в первую очередь, зависят от родителей и от воспитателей детских садов. Как правило, маленькие дети активно относятся к тому, что вызывает их интерес».

Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно – от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолеть робость, связанную с трудностями общения, неуверенностью в себе.

Итак, занятия по театрализованной деятельности имеют большое значение для всестороннего развития ребенка. Именно поэтому во временных (примерных) требованиях к содержанию и методам работы в дошкольном общеобразовательном учреждении выделен специальный раздел «Развитие ребенка в театральной деятельности». В нем подчеркивается, что педагог обязан:

  • создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (поощрять исполнительское творчество, развивать способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонаций и т.д.);
  • приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройством театра, театральными жанрами, с разными видами кукольных театров);
  • обеспечивать взаимосвязь театрализованной с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе.

В работе студий по театрализованной деятельности могут участвовать воспитатели и родители. Это очень важно, совместная творческая деятельность детей и взрослых позволяет преодолеть традиционных подход к режиму жизни в ДОУ, которому присущи зарегламентированность, искусственная изоляция детей разного возраста, ограниченные возможности их общения друг с другом и взрослыми. Подобная организация театрализованной деятельности не только создает условия для приобретения детьми новых знаний, умений и навыков, развития способностей и творчества, но и позволяет им вступать в контакты с детьми из других групп, с разными взрослыми. Расширение круга общения помогает создать полноценную среду развития, каждому ребенку найти свое, особенное место и одновременно стать полноценным членом сообщества; способствует самореализации каждого и взаимообогащению всех: взрослые и дети выступают здесь как равноправные партнеры взаимодействия. Участвуя в спектакле или концерте, ребенок усваивает опыт взрослых естественно и непринужденно, так же, как взрослый естественно и непринужденно задает собственным примером образцы поведения и способы деятельности. Кроме того, в совместной деятельности воспитатели лучше узнают детей, особенности их характера, темперамента, мечты и желания. Создается микроклимат, в основе которого лежат уважение к личности маленького человека, забота о нем, доверительные отношения между взрослыми и детьми.

Среда является одним из основных средств развития личности ребенка в театрализованной деятельности, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. При этом предметно-пространственная среда должна не только обеспечивать совместную театрализованную деятельность детей, но и является основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой его самообразования. Поэтому при проектировании предметно- пространственной среды, обеспечивающей театрализованную деятельность детей, следует учитывать:

  • индивидуальные социально-психологические особенности ребенка;
  • особенности его эмоционально-личностного развития;
  • индивидуальные интересы, склонности, предпочтения и потребности;
  • любознательность, исследовательский интерес и творческие способности;
  • возрастные и поло-ролевые особенности.

Социально-психологические особенности детей дошкольного возраста включают стремление участвовать в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми, а также время от времени возникающую потребность в уединении. Для обеспечения оптимального баланса совместной и самостоятельной театрализованной деятельности детей в каждой возрастной группе должна быть оборудована театральная зона или уголок сказки, а также «тихий уголок», в котором ребенок может побыть один и «по репетировать» какую-либо роль перед зеркалом или еще раз посмотреть иллюстрации к спектаклю и т.д.

В целях реализации индивидуальных интересов, склонностей и потребностей дошкольников предметно-пространственная среда должна обеспечивать право и свободу выбора. Поэтому в зоне театрализованной деятельности должны быть разные виды кукольного театра и ширма для его показа, детские рисунки и т.д. Кроме того, необходимо периодическое обновление материала, ориентированного на интересы разных детей. Это создает условия для персонифицированного общения воспитателя с каждым ребенком.

Развитие любознательности и исследовательского интереса основано на создании возможностей для моделирования, поиска и экспериментирования с различными материалами при подготовке атрибутов, декораций и костюмов к спектаклям – в зоне театрализованной деятельности необходимо иметь разнообразный природный и бросовый материал, ткань, костюмы для ряженья.

Раскрытию творческих способностей детей способствуют и специальные полифункциональные помещения (музыкальный и театральный залы, гримерная, комната сказок и т.д.), в которых могут проводиться специальные занятия по театрализованной деятельности детей, студийная работа и разнообразные праздники и развлечения.

Учет возрастных особенностей ребенка как грани его индивидуальных особенностей требует при проектировании театральной зоны в группе предусматривать возрастную адресованность оборудования и материалов.

Так, например, в младшей группе в данной зоне должен быть уголок ряжения и игрушки – животные для театрализации знакомых сказок.

Для детей второй младшей группы самый простой и доступный театр кукол на столе. Кукол для такого театра можно сшить из кусочков ткани, меха, кожи, поролона. Забавный настольный театр можно связать крючком или на спицах из различных видов пряжи.

Для настольного театра подойдут игрушки, вылепленные из глины по типу дымковской игрушки, а также деревянные разные игрушки, изготовленные по типу богородской.

Интересные куклы можно изготовить из бумажных конусов, цилиндров, коробочек различной высоты. В средней группе знакомят детей с театральной ширмой и с верховыми куклами, основу которых составляет гапит – деревянный стержень, который является позвоночником куклы.

Прежде чем научить детей управлять верховыми куклам, дают им возможность поиграть с игрушками, основу которых составляет деревянная ложка. Театр ложек помогает детям освоить приемы кукловождения.

В старшей группе знакомят детей с марионетками и с куклами с «живой рукой». Марионетками называют кукол, которыми управляют чаще всего с помощью нитей. Марионеток можно изготовить из разных материалов. Обычно марионеток шьют из ткани по принципу изготовления мягкой игрушки. Кукол приводят в движение с помощью ваг. Вага – это деревянная крестовина, к которой на ниточках подвешивается кукла.

Куклы с «живой рукой» обладают яркими выразительными возможностями, так как вместо рук куклы работают руки ребенка. Состоит такая кукла из головки и свободно свисающего плаща, в манжеты которого ребенок вставляет свои руки. Кукла проста в изготовлении и управлении. Кукла с «живой рукой» обладает яркой жестикуляцией, может выполнять действия несвойственные куклам других систем.

В подготовительной к школе группе знакомят детей с тростевыми и большими напольными куклами. Тростевые куклы отличаются от перчаточных большими размерами. Основу тростевой куклы составляет гапит, руки куклы приводятся в движение с помощью проволочных тростей. Одной рукой ребенок держит куклу за гапит, а другой управляет тростями. Кукловождение тростевых кукол сложнее, чем перчаточных, зато выразительные возможности намного богаче.

Высота театральной куклы системы «люди-куклы» зависят от роста ребенка. Ребенок надевает на себя костюм огромную голову-маску, большие ладони, здоровенные ботинки и превращается в живую куклу. Голова, ладони и ботинки изготавливаются из поролона и обтягиваются тканью, чтобы ребенок, находящийся внутри куклы, мог дышать и видеть, рот куклы делают приоткрытым на уровне глаз ребенка. Люди-куклы обладают яркими сценическими возможностями. Управление такими куклами доставляет детям огромную радость (4с 62,63).

В целях учета поло-ролевых особенностей детей оборудование зоны для театрализованной деятельности должны отвечать интересам как мальчиков, так и девочек. Таким образом, проектирование зоны театрализованной деятельности детей предполагаем соблюдение основных принципов построения предметно-пространственной среды:

  • обеспечение баланса между совместной и индивидуальной деятельностью детей;
  • организация зон приватности;
  • предоставление нрава и свободы выбора;
  • создание условий для моделирования, поиска и экспериментирования;
  • полифункционнальность использования помещений и оборудования;
  • возрастная и поло-ролевая адресованность оборудования и материалов.
  • Содержание занятий по театрализованной деятельности включает в себя:
  • просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
  • игры-драматизации;
  • подготовку и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;
  • упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной);
  • отдельные упражнения по этике;
  • упражнения в целях социально-эмоционального развития детей.

Театрализованная деятельность детей, безусловно, не появится сама собой. В этом огромную роль играет воспитатель, умело направляющий данный процесс.

Следует подчеркнуть, что занятия по театрализованной деятельности, выполняющие одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции, ни в коей мере не сводятся только к подготовке выступлений. Их содержание, формы и методы проведения должны преследовать одновременное выполнение трех основных целей:

  • развитие речи и навыков театрально-исполнительской деятельности;
  • создание атмосферы творчества;
  • социально-эмоциональное развитие детей.

Ни в коем случае нельзя применять никакого давления, сравнения, оценки, осуждения. Наоборот, необходимо предоставить детям возможность высказаться, проявить внутреннюю активность. Педагог должен строго следить за тем, чтобы своей актерской активностью и раскованностью не подавить робкого ребенка, не превратить его только в зрителя. Нельзя допускать, чтобы дети боялись выйти «на сцену», – боялись ошибиться. Недопустимо деление на «артистов» и «зрителей», то есть на постоянно выступающих и постоянно остающихся смотреть, как «играют» другие.

Подготовка к театрализованной деятельности должна проходить в несколько этапов.

Вначале воспитателю необходимо выразительно прочитать произведение, а затем провести по нему беседу, поясняющую и выясняющую понимание не только содержание, но и отдельных средств выразительности.

Следует подчеркнуть: чем полнее и эмоциональнее восприятие произведений, тем выше уровень театрализованной деятельности, поэтому при чтении необходимо широко использовать комплекс средств интонационной, лексической и синтаксической выразительности.

Педагог должен хорошо знать каждого ребенка, чтобы понять, что и как он чувствует, слушая какое-либо произведение. Если «он не переживает борьбу добра и зла, если вместо радостных огоньков восхищения у него в глазах пренебрежение – это значит, что-то в детской душе надломлено, и много сил надо приложить, чтобы выпрямить детскую душу» (В.А. Сухомлинский).

В соответствии с этим перед воспитателем встают две основные задачи:

  • понять, разобраться в том, что чувствует ребенок, на что направлены его переживания, насколько они глубоки и серьезны;
  • помочь ребенку полнее высказать, проявить свои чувства, создать особые условия, в которых может развернуться его содействие персонажам произведения.

Огромную роль в осмыслении познавательного и эмоционального материала играют иллюстрации, а также видеофильмы. При рассматривании иллюстраций особое внимание необходимо уделять анализу эмоциональных состояний персонажей, изображенных на картинках («Что с ним?», «Почему он плачет?» и т.д.).

После беседы о прочитанном (или рассказанном) и подобных упражнений необходимо вновь вернуться к тексту, привлекая детей к проговариванию его отдельных фрагментов. Нельзя требовать буквального воспроизведения содержания произведения. При необходимости можно непринужденно поправит ребенка и, не задерживаясь, двигаться дальше. Однако, когда текст будет достаточно хорошо усвоен, следует поощрять точность и выразительность его изложения. Это важно, чтобы не растерять своеобразие авторского текста.

  • во второй младшей группе формировать простейшие образно-выразительные умения (уметь имитировать характерные движения сказочных животных);
  • в средней группе обучать элементам художественно-образных выразительных средств (интонации, мимике и пантомиме);
  • в старшей группе совершенствовать художественно-образные исполнительные умения;
  • в подготовительной к школе группе развивать творческую самостоятельность в передаче образа, выразительность речевых и пантомимических действий.

Имитационным движением (сказочных животных) можно обучать детей на физкультурных и музыкальных занятиях, в свободной деятельности.

Передать характер персонажей в движении помогает музыка. Занятия по театрализованной деятельности могут включать как разыгрывание сказок, сценок, так и ролевые диалоги по иллюстрациям, самостоятельные импровизации на темы, взятые из жизни (смешной случай интересное событие и т.д.). Занятия в основном строятся по единой схеме:

  • введение в тему, создание эмоционального настроения;
  • театрализованная деятельность (в разных формах), где воспитатель и каждый ребенок имеют возможность реализовать свой творческий потенциал;
  • эмоциональное включение, обеспечивающее успешность театрализованной деятельности.

Итак, развитию уверенности в себе и социальных навыков поведения способствует такая организация театрализованной деятельности детей, когда каждый ребенок имеет возможность проявить себя в какой-то роли. Для этого необходимо использовать разнообразные приемы:

  • выбор детьми роли по желанию;
  • назначение на главные роли наиболее робких, застенчивых детей;
  • распределение ролей по карточкам (дети берут из рук воспитателя любую карточку, на которой схематично изображен персонаж);
  • проигрывание ролей в парах.

Социально-эмоциональному развитию детей способствуют и специально придуманные сказки, и разнообразные истории, которые позволяют решать конкретные задачи по воспитанию уверенности ребенка в себе, формированию его чувств, желаний и взглядов, развитию социальных навыков.

Результаты участия в театрализованной деятельности могут отражаться в работах по изодеятельности, ручному труду.

Развитие театрализованной деятельности детей и накопление их эмоционально-чувственного опыта – длительная работа, которая требует участия родителей. Активизации интереса взрослых к данной проблеме способствуют тематические вечера, в которых родители и дети являются равноправными участниками (3, с7-14).

Заключение.

JI.C. Выготский о роли творчества в развитии ребенка: «Не следует забывать, что основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в продукте творчества, важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении».

Театрализованная деятельность раскрывает духовный и творческий потенциал ребенка и дает реальную возможность адаптироваться ему в социальной среде. Очень важен креативный принцип в обучении и воспитании, то есть максимальная ориентация на творчество детей, на развитие психофизических ощущений, раскрепощение личности.

Литература:

  1. Артемова Л.B. «Театрализованные игры». -М.: Просвещение, 1986 г. 67 с.
  2. Выготский JT.C. «Воображение творчества в детском возрасте». - М.: Просвещение, 1991 г.
  3. Маханева М. «Театрализованная деятельность дошкольников// Дошкольное воспитание». 1999, №11-с6-14.
  4. Сорокина Н. «Кукольный театр в детском саду// Дошкольное воспитание». 1997, № 6, с. 61-63.
  5. Чурилова Э.Г. «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников». -М.: Владос, 2001. 159 с.

Сегодня, когда широко и фундаментально решается проблема дошкольного образования и воспитания, когда внедрены Федеральные государственные образовательные стандарты и усложняются задачи, стоящие перед педагогами – дошкольниками , очень важной остается задача приобщения детей к театрализованной деятельности .

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пестова В.Н., музыкальный руководитель

ГБДОУ детский сад №80 Приморского района

Санкт-Петербурга

Театральная деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников

Сегодня, когда широко и фундаментально решается проблема дошкольного образования и воспитания, когда внедрены Федеральные государственные образовательные стандарты и усложняются задачи, стоящие перед педагогами – дошкольниками, очень важной остается задача приобщения детей к театрализованной деятельности.

Театрализованная деятельность в детском саду – это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычные моменты в обыденном. В педагогической литературе театрализованная игра рассматривается и как средство развития детей.

Театр - один из самых зрелищных и доступных детям видов искусства, так как он, учитывая определенные особенности детей дошкольного возраста (эмоциональность, чувственное сознание, воображение, эмпатию) , оказывает сильное развивающее влияние на эмоциональную сферу ребенка, выполняя при этом коммуникативную, регулятивную, катарсическую функции.

Театр - могущественная сила духовного воздействия на людей. В других видах искусства зритель воспринимает только результат творчества. В театре же зритель не только присутствует при самом творческом процессе, но и принимает в нем участие, сопереживает.

Эта особенность театрального искусства с особой силой проявляется при восприятии спектаклей детьми дошкольного возраста. У них еще не выработалась способность сопоставлять сцену и жизнь, поэтому для них так характерна непосредственность восприятия, когда стираются грани между условностью искусства и реальной действительностью и возникает абсолютное доверие ко всему происходящему на сцене. Дети редко отделяют актера от роли, ставя знак равенства между сценой и действительностью. Они больше понимают и чувствуют, чем могут выразить. Отсюда чрезвычайно высока воспитательно-образовательная роль театра. То есть, творческий процесс театрального действия, полное доверие ребенка тому, что происходит в спектакле, пьесе, игре-драматизации, направленность детского восприятия на сочувствие, сопереживание и даже соучастие, позволяет говорить о серьезных возможностях театрализованной деятельности в развитии творческих способностей старших дошкольников.

Хорошо известно, что игра - это один из основных видов детской деятельности, в процессе которой у дошкольников развивается способность чувствовать эмоциональные состояния окружающих, способность занимать позицию переживающего и, совершая определенные действия, проигрывать различные варианты отношений с другими людьми. В этом и заключаются развивающие возможности театрализованных игр в нравственном воспитании детей дошкольного возраста.

Театрализованные игры или игры-драматизации способствуют развитию психических процессов и различных качеств детской личности - самостоятельности, инициативности, эмоциональной отзывчивости, воображения. На существование особого, эмоционального плана игры обращали внимание многие психологи. Они подчеркивали, что основной смысл игры заключается в разнообразных переживаниях, значимых для ребенка, что в процессе игры происходят глубокие преобразования первоначальных, аффективных тенденций и замыслов, сложившихся в его жизненном опыте.

Подтверждения этому можно найти в работах известного отечественного ученого И.М. Сеченова, который доказал, что игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка. Многократное повторение действий взрослых, подражание их моральным качествам влияют на образование таких же качеств у ребенка.

Понимание игры как «эмоционально-действенного освоения мира» , по определению А.Н. Леонтьева, чрезвычайно важно для практики дошкольного образования. В игре детей часто проявляются эмоции, которые в жизни еще недоступны им, а в театрализованной игре эмоции программируются в игровом образе, который изображает ребенок, сюжете, в русле которого действует игровой персонаж. Чем интенсивнее будут переживания детей в процессе театрализованных игр, тем более глубокий след они оставят в сознании ребенка, повлияют на характер его проявлений во взаимодействии с другими, на социальное поведение.

Принимая участие в театрализованной игре, ребенок берет на себя определенную роль, образ различных игровых персонажей, что дает ощущение эмоционального единства и сопричастности с ними, и позволяет реализовывать, выражать собственные, присущие детям чувства, тем самым проявляя и обогащая свой эмоционально-чувственный опыт. В дальнейшем, ребенок начинает отождествлять себя с полюбившимися героями. Способность к такой идентификации и позволяет через образы театрализованной игры оказывать влияние на детей, формировать опыт эмпатийного поведения. Так же происходит усвоение различных образцов действий и поступков, что дает возможность дошкольникам не только глубже понять и узнать свой внутренний мир, но и учит делать нравственный выбор.

Драматизация или театральная постановка представляет самый частый и распространенный вид детского творчества. В.Г. Петрова отмечает, что, театрализованная деятельность это форма изживания впечатлений жизни, лежит глубоко в природе детей и находит свое выражение стихийно, независимо от желания взрослых. Наибольшая ценность детской театрализованной деятельности заключается в том, что драматизация непосредственно связана с игрой (Л. С. Выготский, Н.Я. Михайленко) , поэтому наиболее синкретична, т.е. содержит в себе элементы самых различных видов творчества. Дети сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют какой-нибудь готовый литературный материал.

В театрализованной деятельности действия не даются в готовом виде. Литературное произведение лишь подсказывает эти действия, но их еще надо воссоздать с помощью движений, жестов, мимики. Ребенок сам выбирает выразительные средства, перенимает их от старших. Большое и разнообразное влияние театрализованной деятельности на личность ребенка позволяет использовать их в качестве сильного, но ненавязчивого педагогического средства, так как сам ребенок испытывает при этом удовольствие, радость. Воспитательные возможности театрализованной деятельности усиливаются тем, что их тематика практически не ограничена. Она может удовлетворять разносторонние интересы детей.

Именно театрализованная деятельность является уникальным средством развития творческих способностей детей. Решение задач, направленных на развитие творческих способностей, требует определения иной технологии, использования театральных методик и их комбинаций в целостном педагогическом процессе.

Вместе с тем на практике мы наблюдаем, что развивающий потенциал театрализованной деятельности используется недостаточно. Чем можно это объяснить?

  1. Приобщение к театру не носит массового характера и значит, часть детей остается вне этого вида деятельности.
  2. Недопонимание значения театрализованной деятельности для развития ребенка.
  3. У дошкольников отсутствует опыт восприятия театрального искусства. Наблюдается бессистемность и поверхностное ознакомление с театром в детском саду и в семье, что формируется у детей представления о доступном восприятии сценического оформления произведений без специальных знаний.
  4. Театральные игры применяются в основном как «зрелище » на праздниках. Ребенка обучают быть «хорошим артистом», заучивать текст, интонации, движения. Однако освоенные таким образом умения не переносятся в свободную игровую деятельность.
  5. Невмешательство взрослого в театрализованную игру. Дети предоставлены сами себе, воспитатель готовит атрибуты для театра. Однотипный набор шапочек - масок, элементы костюмов героев переходят из группы в группу. Младших дошкольников это привлекает из-за возможности переодеться, а старшего дошкольника не удовлетворяет, поскольку не соответствует его познавательным интересам, уровню развития психических процессов, возможностям самореализации в творческой деятельности.

Следствием является полное отсутствие театрализации в игровом опыте детей 5-7 лет при наличии у них интереса к этой деятельности и потребности в ней. Вместе с тем у дошкольников зачастую не сформирована готовность к самостоятельной театрализованной деятельности. Лишь немногие выпускники детского сада имеют достаточный уровень представлений о театре и игровых умениях, позволяющий им организовать самостоятельную театрализованную деятельность. Возникает противоречие: с одной стороны – признание искусствоведческой и педагогической наукой значение театра в эмоциональном и творческом развитии ребенка. С другой стороны дефицит театрального искусства в жизни детей.

Для решения обозначенных противоречий необходимо взаимодействие между музыкальным руководителем, воспитателями, детьми и их родителями, а именно педагогическое сопровождение развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности.

Кроме того, необходимо наполнять развивающую среду разными видами театров. Весь материал нужно размещать в свободном доступе для детей. Также важно создать условия для дальнейшего обогащения опыта детей.

Среда является одним из основных средств развития личности ребёнка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта.

В группе можно оборудовать театральную зону, а также «уголок» уединения, где ребёнок может побыть один или прорепетировать какую-либо роль перед зеркалом, или ещё раз просмотреть иллюстрации к спектаклю. В целях реализации индивидуальных интересов детей в зону театрализованной деятельности необходимо поместить разные виды кукольного театра, детские рисунки. Для развития любознательности и исследовательского интереса - разнообразный природный и бросовый материал, ткани, костюмы для ряженья.

Таким образом, при создании развивающей среды важно учитывать следующие принципы:

  • обеспечение баланса между совместной и индивидуальной деятельностью детей;
  • организация «зон приватности»;
  • предоставления права и свободы выбора;
  • создание условий для моделирования, поиска и экспериментирования;
  • полифункциональность использования помещений и оборудования.

Таким образом, педагогическое сопровождение развития творческих способностей в театрализованной деятельности способствует:

  • развитию у детей устойчивого интереса к театрально-игровой деятельности;
  • совершенствованию исполнительских умений детей, их желания искать средства для создания образа персонажа, пользуясь движением, мимикой, жестом, интонацией;
  • обогащению словаря детей, умению пользоваться прямой и косвенной речью в инсценировках сказок, рассказов;
  • совершенствованию умения связно и выразительно пересказывать сказки, самостоятельно сочинять свои сказки, рассказы, используя кукол;
  • развитию памяти, мышления, воображения, речи, внимания детей;
  • повышению уровня развития детей в театрализованной деятельности.

Похожие публикации