Происхождение семьи и ее эволюция в традиционном обществе. Любовь - чувство, свойственное человеку, глубокая, самоотверженная привязанность к другому человеку или объекту, чувство глубокой симпатии

Понятие семьи и брака

Семья́ - социальная группа, обладающая исторически определённой организацией, члены которой связаны брачными или родственными отношениями (а также отношениями по взятию детей на воспитание), общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.

Семья принадлежит к важнейшим общественным ценностям. Каждый член общества, помимо социального статуса, этнической принадлежности, имущественного и материального положения, с момента рождения и до конца жизни обладает такой характеристикой, как семейно-брачное состояние.
Для ребёнка семья - это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития. Для взрослого человека семья является источником удовлетворения ряда его потребностей и малым коллективом, предъявляющим к нему разнообразные и достаточно сложные требования. На стадиях жизненного цикла человека последовательно меняются его функции и статус в семье.

Неотделимо от семьи понятие брака.

Брак – санкционированное обществом, социально и личностно целесообразная, устойчивая форма отношений между мужчиной и женщиной, определяющая их половые отношения, взаимные права и обязанности.
Семья – один из наиболее древних и значимых социальных институтов, она сохранилась, выступала и выступает социальной единицей общества с момента появления и до нашего времени. Социология семьи зародилась в конце 17 в., когда исследователи Рилза и Ле Ви изучали зависимость урбанизации, религии и т. д. и семьи.

I . Историческое развитие семьи

Семья в любом обществе имеет двойственный характер. С одной стороны это социальный институт, являющийся предметом государственной политики, с другой – малая группа, имеющая свои закономерности существования и развития. Для семьи характерна зависимость от общественного строя, существующих экономических, политических, религиозных отношений и в то же время относительная самостоятельность.

Существуют два направления в развитии социологии семьи. Первое направление связано с изучением истории семьи, ее происхождением и развитием по мере совершенствования производительных сил и перехода общества от одной формации к другой. Второе направление предполагает изучение состояния современной семьи как социального института, взаимодействие семьи и общества, изучение внутрисемейных отношений.

Рассмотрим первое направление социологии семьи. Существуют следующие исторические формы семьи:

1. Кровнородственная – это низшая форма группового брака, в которой брачные группы были разделены по поколениям. Кровнородственная семья – семья, где мужьями и женами считались все родственники данного поколения. Эта форма семьи соответствовала уровню развития производительных сил низшей ступени дикости, когда люди занимались в основном присвоением готовых продуктов питания, преимущественно растительной пищей.
2. Пуналуальная семья, которая развилась и пришла на смену кровнородственной семье. Это последняя форма семьи периода группового брака. Это семья, в которой запрещались половые связи между родителями и детьми, родными братьями и сестрами.

Однако двоюродные и троюродные сёстры были общими женами своих общих мужей. Эти мужья называли друг друга не братьями, а «пуналуа» – близкими товарищами. Пуналуальная семья соответствовала уровню развития производительных сил средней ступени дикости, когда люди располагали большим количеством неотшлифованных каменных орудий, широко пользовались огнем и употребляли в пищу рыбу. Это способствовало уменьшению зависимости людей от климата и местности. Люди стали расселяться по большей части земной суши. Из пуналуальной семьи на средней ступени дикости возник род. Род – это группа людей, которые связаны кровнородственными и хозяйственными узами. В родовом строе высшей формой организации, объединения людей является племя.

Единственным способом принуждения в этом доклассовом обществе было общественное мнение. Во главе рода на первом этапе развития родового строя находилась женщина. Весь этот период в истории первобытного строя известен как матриархат. Причины матриархата кроются в экономическом господстве женщины. Это господство было связано с тем, что женский труд (собирательство) в этот период был экономически более эффективным, чем мужской (охота). Используя свое экономическое и социальное господство, женщины осуществляли переход от группового брака к парному.
3. Парная семья пришла на смену пуналуальной семье. Она вытеснила присущий дикости групповой брак. При парной семье мужчина живет с одной женой. Однако брачные узы здесь легко расторжимы, а дети, как и при групповых формах семьи, принадлежат матери. Вместе с парным браком и на основе его внутри рода возникает отдельная малоустойчивая семья. Однако основной ячейкой общества остаётся род. Хозяйство и воспитание детей носит общеродовый характер. Парная семья возникла между дикостью и варварством,на высшей стадии дикости и была в эпоху варварства.
4. Моногамная семья возникла с развитием производительных сил, скотоводства, появлением частной собственности. Окончательно сложилась моногамная семья в эпоху цивилизации, с отделением ремесла от земледелия, появлением купечества. Моногамная семья отличается от парной тем, что главной ее целью являлось не взаимопомощь мужчины и женщины, а рождение и воспитание наследника имущества отца.

II . Классификация браков, типы семьи.

По характеру распределения семейных общностей, по тому, как решается в семье вопрос о лидерстве, в социологии отмечают три основные типа семьи:
1. Традиционная (или патриархальная) семья предполагает существование под одной крышей минимум трех поколений, и роль лидера отводится старшему мужчине. Для традиционной семьи характерны: а) экономическая зависимость женщины от супруга; б) функционально-четкое распределение сфер семейной жизни и закрепление мужских и женских обязанностей (муж – кормилец, жена – хозяйка); в) признание безусловного авторитета мужчины в вопросах семейного главенства.

2. Нетрадиционная семья, где сохраняются традиционные установки на мужское лидерство и разграничение мужских и женских семейных обязанностей, но в отличие от семей традиционных без достаточных на то объективных экономических оснований. Такой тип семьи социологи называют эксплуататорским, потому что наряду с правом на равное с мужчиной участие в общественном труде женщина получает исключительное право на домашний труд.
3. Эгалитарная семья (семья равных), для которой характерны: а) справедливое пропорциональное разделение домашних обязанностей между членами семьи, взаимозаменяемость супругов в решении бытовых проблем и совместное принятие важнейших для семьи решений: в) эмоциональная насыщенность отношений.
Существуют и переходные типы семей, в которых ролевые установки мужчин носят более традиционный характер, чем их фактическое поведение, или, наоборот, при демократических ролевых установках мужчины мало участвуют в ведении домашнего хозяйства.

В любом обществе семья формируется, как правило, через брак, санкционированный обществом сексуальный союз определенной продолжительности между двумя индивидами. Брак – это ворота в семейную жизнь. По определению Э. Богардуса, брак является институтом, допускающим мужчин и женщин к семейной жизни. Если брак распространяется на отношения супругов, то семья охватывает супружеские и родительские отношения. Брак представляет собой только отношения, а семья является кроме того и социальной организацией. Брак – это институт, регулирующий отношения между супругами, а семья – институт, регулирующий, кроме того, еще и отношения между родителями и детьми.

Брачные отношения регулируются типовыми нормами – юридическими и культурными. Юридическими нормами обычно регулируются такие вопросы, как владение имуществом, материальные обязательства супругов по отношению к детям и друг к другу, минимальный возраст вступления в брак и некоторые другие. В обществе предусмотрен комплекс норм, регулирующих расторжение брака: характер бракоразводной процедуры, права и обязанности бывших супругов, связанных с материальным содержанием и воспитанием детей, владением имуществом после развода.

В отличие от писанных юридических законов культурные нормы являются неписанными. Они регулируют брак на основе морали, традиций и обычаев. К их числу относятся нормы ухаживания, брачного выбора, добрачного поведения, распределение власти и обязанностей между супругами, послеразводного поведения. Культурные нормы формируются, прежде всего, обществом. А вот то, как они используются и используются ли вообще, зависит главным образом от образования индивида.

Типы браков

Классификацию форм брака можно провести по самым разным критериям: брак по сговору, брак по любви, брак по расчету, брак по рекомендации посредников.

Посредники – друзья и знакомые, которые рекомендуют будущего жениха или невесту. В некоторых странах Востока, в частности в Китае и Японии перед заключением брака устраивают смотрины. После 2-3 встреч стороны должны или согласиться на брак, или отказаться. На долю браков по сговору родственников приходится 37,5%, по знакомству друзей – 24,1%. По личному знакомству – 12,7%, прочих браков – 1,6%.

Гостевой брак . Этот термин пришел из Франции. Супруги имеют две квартиры и живут раздельно, навещая друг друга 2-3 раза в неделю.
Эндогамный брак . Эндогамия – это обычай, по которому разрешены браки только между лицами одной и той же группы (род, племя, сословие, касты, класс, нация). Например, в государствах Средней Азии до сих пор сильны традиционные эндогамные браки. Азербайджанцы, казахи, киргизы, туркмены, узбеки относятся к тюркско- язычной общности. Брак внутри этой общности считается допустимым, а за её пределами – нежелательным. Ещё сильнее влияет на выбор брачного партнёра религиозный фактор – брак с мусульманином поощряется, а с не мусульманином – осуждается.

Неравный брак подразумевает, что супруги различаются по какому-либо значительному признаку – общественному положению, возрасту, доходу. Самой ранней формой такого брака надо считать так называемый статусный брак. Положение индивида в первобытной орде полностью предопределяло его брачный статус. Занимающий высшие ступеньки в иерархии мог выбрать любую понравившуюся ему женщину, следующий по рангу выбирал лучшую из оставшихся и так далее до самого низа. Занимающие низшие статусные позиции оказывались в самом неравном положении. Позже возникли другие разновидности неравного брака.

Неравным браком мы называем брак старика и молодой женщины, богатого мужчины и бедной девушки, аристократа и плебея. Количество неравных браков растет. Но это никак не связано с "мельчанием" мужчин, или, например, с возрастающей социальной ролью женщины. Потому что неравный брак (в браке по расчету) – это не столько психологический, сколько экономический феномен. Люди вступают в брачные отношения потому, что им это выгодно. Как две фирмы, которые заключают контракт.
Другим критерием классификации выступает плата за брак. Институт покупного брака имеет давние традиции. Он возник на заре истории, одновременно с групповым браком и внутри него. Уже тогда женщина была вовлечена в обменный процесс в качестве товара. Раннюю форму покупного брака можно назвать дарообменной. Обряд бракосочетания осуществляется в виде эквивалентного дарообмена, поэтому говорить о плате здесь можно условно. Особой формой платного брака следует считать священный брак. Обычай священного брака являлся распространенным. Цель священного брака – откупиться от богов, вызвать плодородие земли, спасти страну от беды.
Типы семьи: моногамное супружество – это брак одного мужчины с одной женщиной: полигиния – брак одного мужчины с несколькими женщинами; полиандрия брак одной женщины с несколькими мужчинами; патриархальные семьи , где отец является главой семьи; матриархальные семьи , где наивысшим авторитетом и влиянием пользуется мать; партнерская семья с совместным обсуждением семейных решений; автономные семьи , где решения принимаются одним из супругов; гетерогенные семьи , где супруги происходят из разных социальных групп, каст, классов; гомогенные семьи , где супруги примерно из одной социальной группы.

Выделяются патрилинеальные и матрилинеальные семьи , где наследование фамилии, имущества, социального положения ведется по отцу или матери: матрилокальные семьи , где молодожены живут у родителей жены и патрилокальные, где молодожены переходят жить в дом мужа; унилокальные , когда молодожены горожане вынуждены селиться у тех родителей, у которых есть для этого соответствующее жилище; неолокальные семьи , имеющие возможность жить отдельно от родителей в своем доме; нуклеарные семьи , состоящие из родителей и детей; повторные семьи , основанные на повторном браке; репродуктивная семья , состоящая из родителей и несовершеннолетних детей; ориентационная семья родительская семья, из которой вышли взрослые дети, имеющие свои репродуктивные семьи; однодетные, двухдетные, многодетные .

В современных условиях семью характеризуют, во-первых, социально-классовый признак – семья рабочего, работника сельскохозяйственного производства фермера, арендатора, кооператора, представителя интеллектуального труда ит.д.; во-вторых, городская, сельская (по типу поселения); в-третьих, однонациональная, межнациональная (по национальному признаку); в-четвертых, по времени существования (семья молодоженов; молодая семья; семья, ждущая ребенка; семья среднего супружеского возраста; пожилые супружески семьи и т.д.). По особым условиям семейной жизни выделяют ряд типов семьи: студенческая семья, дистантная семья (семья моряков, полярников, артистов, геологов, крупных спортсменов, космонавтов и др.)
По качеству отношений в семье выделяют множество типов. В зависимости от распространения в семье демократических традиций:
а) авторитарная семья – основана на жестком подчинении одного супруга другому.
б) демократическая семья – роли распределены по взаимному согласованию, с учетом личности и способности члена семьи.

Но четкого различия между ними не установлено. В частности выделяют семьи; во-первых, благополучные, счастливые ; во-вторых, проблемные (нет взаимоотношения сотрудничества между членами семьи, и оттого нередко царит холодная психологическая атмосфера, вспыхивают ссоры и конфликты); в-третьих, конфликтные , где члены семьи не удовлетворены своей семейной жизнью, и оттого такие семьи не стабильны; в-четвертых, социально неблагополучные семьи , в которых обычно культурный уровень супругов достаточно низкий, распространено пьянство, выходящие из таких семей дети часто составляют основной контингент трудновоспитуемых, педагогически запущенных подростков.

III . Тенденции развития современной семьи. Демографическая политика.
Для современной семьи характерны тенденции роста разводов и сокращение прироста населения, превышение смертности над рождаемостью. Это присуще практически всем развитым странам мира.
Рост разводов объясняется влиянием урбанизации и вызванной ею интенсивной миграцией населения, эмансипацией женщин; научно-технической революцией; причинами социально-экономического, культурного, этнического, религиозного характера. В настоящее время институт семьи претерпевает трудные времена. Отпали многие факторы, стабилизирующие семью извне: экономическая зависимость от супруга, юридический, религиозный, моральный запрет или осуждение разводов. В этих условиях определяющее значение для стабилизации брака приобретают внутренние факторы, присущие семье. Социологические исследования показывают, что в основе развода в подавляющем большинстве случаев, лежит конфликт между супругами. Выделяются несколько уровней супружеских взаимоотношений, на которых могут происходить конфликты: а) психофизиологический – дисгармония проявляется в нарушении сексуальной жизни; б) психологический – в семье постоянные ссоры, взаимные придирки, раздражительность; в) социально-ролевой – неправильное, неравномерное распределение семейно – бытовой нагрузки, хаотичность семейного уклада; г) социокультурный (духовный) – конфликты приобретают форму непонимания супругами друг друга, неуважение; отсутствие интереса или неудовлетворенность общения с партнером, неприятие его жизненных ценностей и идеалов.
Группу причин, объективно существовавших до момента создания семьи, называют факторами риска. Факторы риска связаны как с личностью человека, его происхождением, воспитанием, так и с условиями заключения брака. К ним относятся: а) большая разница в образовании и в возрасте между супругами (особенно если старше женщина); б) склонность к алкоголизму одного из супругов; в) легкомысленное отношение к браку, к семье вообще; г) слишком ранний возраст вступления в брак; д) вероятность скорого рождения ребенка; е) слишком малый срок знакомства; е) резкое несогласие родителей на заключение брака; ж) брак по принуждению, без взаимного согласия.
Эти факторы дают о себе знать в первые годы совместной жизни и во многом обусловливают то обстоятельство, что более трети разводов приходится на семьи, имеющие стаж совместной жизни от одного до трех лет. Наибольшее число расторгнутых браков приходится на возраст 25-30 лет. Максимальная доля разводов падает на первые пять лет супружеской жизни. Наличие детей в семье прямым образом влияет на прочность брака. При разводе ведущими группами причин являются: а) межличностные конфликты (утрата чувства любви, грубость, ревность и т.д.; б) бытовые (жилищные условия, материальная необеспеченность и т.д.); внешние факторы (измена, появление новой семьи, вмешательство родителей и других лиц). Необходимо отметить три основные «горячие точки» в современных брачно-семейных отношениях: а) проблема стабильности семьи; б) проблема рождаемости; в) проблема напряженности в сфере быта.

Однако даже высокий уровень разводов не означает распада брака как социального института и кризиса семьи вообще. По-прежнему, семья признаётся безусловной ценностью всеми возрастными категориями. Речь идёт только о качестве семейных отношений, к которым люди предъявляют всё более высокие требования. Государство же совершенствует демографическую политику.

Демографическая политика

– это система социальных мероприятий, направленных на формирование желательного для общества осознанного демографического поведения. Демографическая политика предполагает и систему мероприятий по регулированию рождаемости, заботу обо всех половозрастных категориях (детях, женщинах, мужчинах, престарелых и т.д.). Демографическая политика направлена на укрепление семьи. Семья, как и вся окружающая действительность, развивается через преодоление ряда противоречий объективного и субъективного характера. Среди противоречий можно назвать:

– сокращение рождаемости и падение прироста населения;

– увеличение численности женщин по сравнению с численностью мужчин;

– уменьшение среднего размера семей и увеличение смертности;

– падение производительности труда в домашнем хозяйстве;

– возрастающие потребности семьи и ограничение возможностей их удовлетворения;
– легкомысленное отношение к браку и семье;

– отсутствие самодисциплины и половая распущенность;

– высокий процент числа разводов (распадается каждый третий брачный союз).
Государственная поддержка семей многообразна. Она предполагает комплекс социальных, экономических и правовых гарантий: денежные выплаты семьям на детей в связи с их рождением, содержанием и воспитанием (пособия, пенсии). Законодательные новации последних лет, в значительной мере изменившие отношение государства к осуществлению защиты прав и интересов семьи, задачи, поставленные Президентом России по реализации приоритетных национальных проектов в сфере здравоохранения, образования, жилья и сельского хозяйства, потребовали и новых подходов к разработке концепции семейной политики в России. В первую очередь были изменены и дополнены основные документы, регулирующие семейные отношения. Один из них - Семейный кодекс РФ . «Постатейный комментарий к Семейному кодексу», вышедший в московском издательстве «ГроссМедиа» в 2009 году, издан с учетом всех последних изменений.

Государство взяло на себя серьезные обязательства по созданию надлежащих условий и стимулов для укрепления института семьи, роста рождаемости в России, приняв эффективные программы поддержки материнства и детства. Значительное увеличение размера денежных выплат и компенсаций за рождение и воспитание детей, сохранение за женщиной места на производстве, прибавки к пенсии, возможность дальше продолжать карьеру или воспитывать детей - все эти меры, озвученные Президентом РФ, являются замечательным подарком семье и женщине.

Значительное внимание государство уделяет многодетным семьям. Согласно действующему законодательству многодетной является семья, в которой на иждивении и воспитании находится трое и более детей.
На численность семьи влияет нравственно-психологический фактор как определенный стереотип – распространенная определенная модель семьи, идеи об ее численности и составе. Корни стереотипа однодетной семьи в нашей стране заложены в реальной жизни: а) бурный рост урбанизации; б) высокая миграция населения; в) трудности экономики; г) большая женская занятость. А вот что такое однодетная и двухдетная семья для демографии? Однодетная семья в движении и развитии означает вот что: через 25-30 лет в этой семье появятся два пенсионера и только один работник. Одна семья вырастит будущего жениха, другая – невесту. Они в будущем вступят в брак. На смену двум семьям придет одна. Это отрицательно влияет на демографическую ситуацию. Недостаточно в семье иметь и двоих детей. Не каждый мальчик дорастет до возраста жениха, не каждый, достигший этого возраста женится, не каждый мужчина станет отцом. Так же и с женщинами. Рассчитано, что из тысячи человек населения, которые состоят из двухдетных семей, через 30 лет останется 621 человек, через 60 лет – 386, через 90 лет – 240, а через 300 лет – всего 8 человек взамен тысячи. В семье, как считают демографы, должно быть минимум 3-4 ребёнка.
Заключение
Семья - базовый элемент общества. Она - хранительница человеческих ценностей, культуры и исторической преемственности поколений. А значит - фактор стабильности и развития. Благодаря семье крепнет и развивается государство, растет благосостояние народа. С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как гражданина. Семья - источник любви, уважения, солидарности и привязанности. Во все времена о развитии страны судили по положению семьи в обществе и по отношению к ней государства.
Семья, как важнейший институт общества, отвечающий за социализацию новых поколений, в процессе приоритетного экономического развития страны в конце прошлого века несколько утратила свою значимость как основа и опора государства. Сегодня в шкале приоритетов для многих молодых людей на первом месте не традиционные духовно-нравственные ценности, не семья, не супружеская верность, не рождение и воспитание детей, а свобода, вседозволенность и жажда наживы. Процессы, происходящие в настоящее время в этом важнейшем институте, по мнению многих специалистов, катастрофичны и разрушительны. Сегодня семейных проблем в стране накопилось настолько много, что их решение приобрело государственный статус. По инициативе Президента России В.В. Путина 2008 год был объявлен в нашей стране Годом семьи. В своем Послании Федеральному Собранию Президент заявил: "Рассчитываю, что проведение Года семьи позволит объединить усилия государства, общества, бизнеса вокруг важнейших вопросов укрепления авторитета и поддержки институтов семьи, базовых семейных ценностей". Основная цель проведения Года семьи - возрождение авторитета российской семьи, укреплению базовых семейных ценностей и традиций. Достичь это возможно путем совершенствования семейной политики, духовно-нравственного воспитания населения, совершенствования социальных отношений, приобщения детей и молодежи к семейным ценностям, через сохранение культурных традиций и изучение родословия. Поэтому именно сейчас приобретает особую значимость понимание человеком своего места в связке «я - семья - род - народ».

В заключение необходимо отметить, что изучение семьи предполагает не регламентацию жизни отдельных семей, а рассмотрение факторов, от которых зависит состояние и прогресс в целом брачно-семейных отношений во всем обществе, а также разработку практических путей совершенствования и стимулирования социальных процессов. Это может быть связано с достижением равенства мужчины и женщины в обществе, с улучшением экономической и политической ситуации, с совершенствованием быта, форм досуга и отдыха, улучшением законодательства, регулирующего отношения в браке и семье.
Семья - это общество в миниатюре, от целостности которого зависит безопасность всего большого человеческого общества. Без крепких и сильных семей никогда не будет сильного и крепкого государства. Духовное возрождение в нашей стране не наступит, если не будут восстановлены семьи. В условиях нестабильности нашей жизни семья - такая же хрупкая, как наша жизнь, ячейка общества. В ней люди, как в шалаше, прячутся от непогоды.

    Богословская В.С. Школа и семья: конструктивный диалог. – Минск, 1998.

    Добрицкая Е.А., Копылов И.Л. Как создать и сохранить счастливую семью. – Минск, 1999.

    Зверева О.А., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание. – М., 1999.

    Кочубей А., Умарова Н. Азбука семьи, или практика работы с семьями. Псков, 2004.

    Лопатина А.А., Скребцова М.В. Беседы и сказки для детей и взрослых: 32 беседы по семейному воспитанию в школе. – М., 2007.

    Ляпина Е. Ю. Профилактика социально опасного поведения школьников. Волгоград: Учитель, 2008.

    Марьясис Е.Д., Скрипкин Ю.К. Азбука здоровья семьи. – М., 1992.

    Матейчек З. Родители и дети. – М., 1992.

    Мирошниченко Т.А. Семья и школа: грани сотрудничества. Волгоград: Учитель, 2009.

    Мы и наша семья: Книга для молодых супругов. / Сост. В.И. Зацепин. – М., 1998.

    Образование родителей и школа. Учеб.-метод. пособие/ Под ред. Л.Г. Петряевской. – М., 1999.

    Основы психологии семьи и семейного консультирования. / Под ред. Н.Н. Посысоева. – М., 2004.

    Помощь родителям в воспитании детей/ Общ. ред. и предисл. В.Я. Пилиповского// Пер. с англ. – М., 1992.

    Разумихина Г.П. Будь, пожалуйста, счастлив: беседы о семье. – М., 1999.

    Хамяляйнен Ю. Воспитание родителей. Концепции, направления и перспективы// Пер. с фин. – М., 1993.

    Целуйко В.М. Психология современной семьи. – М., 2004.

Для более точного понимания семейно-брачных отношений необходимо рассмотреть понятия семья и брак в отдельности.

Отечественные и зарубежные ученые, занимающиеся проблемами семьи и брака (Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис, Б.Н. Кочубей, В. Сатир, Д. Скиннер, Г. Навайтис, В.И. Зацепин, Д.Я. Райгородский, Л.Б. Шнейдер и др.) большое внимание уделяют мотивам вступления в брак, функциям семьи, причинами семейных конфликтов, разводам, методам диагностики и коррекции семейных отношений.

Н. Аккерман в работе "Семейный подход к супружеским расстройствам" отмечает, что

брак нельзя свести исключительно к сексу; он предопределяет весь образ жизни.

Термины "брак" и "семья" - не одно и тоже, а скорее пересекающиеся понятия, ведь семья может существовать без брака, а брак - без семьи.

Брак - это исторически обусловленная, санкционированная и регулируемая обществом форма отношений между полами, между мужчиной и женщиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям, своему потомству. Иными словами, брак - это традиционное средство формирования семьи и общественного контроля за ней, одно из орудий, путей, способов самосохранения и развития общества.

Семья - это исторически конкретная система взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малой группы, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.

Более того, на сегодняшний день отечественными специалистами предложена модель многоуровневой структуры семейно-брачных отношений - «уровни совместимости ». Выделено четыре уровня: психофизиологический, психологический, социально-психологический, социо-культурный.

Итак, семья - важнейший из феноменов, сопровождающий человека в течение всей его жизни, пишет Л.Б. Шнейдер. Н.Я. Соловьев дает следующее определение семьи: "Семья - малая социальная группа (ячейка) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, то есть отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство".



Семья как сложное образование становится предметом изучения различных наук и разделов психологии: социологии, философии, социальной, возрастной, педагогической, клинической психологии и др., в связи с чем, имеет различные трактовки, определения:

Семья - определенный вид нравственно-психологической общности людей.

Семья - это древнее образование, социальная единица, существующая во всех частях света.

Семья - естественная малая социальная группа.

Семья - это малая социально-психологическая группа, в которой присутствуют два вида отношений: брачные и родственные.

Семья - социоэкономическая единица, существующая вокруг гетеросексуальной пары.

А.И. Антонов говорит о семье, " как основанной на единой общесемейной деятельности, связанной узами супружества - родительства, и тем самым осуществляющую воспроизводство населения и преемственность семейных поколений". Следует отметить, что из этого "логического" ряда выпадают: молодые супруги без детей, разведенные пары, пожилые люди, проживающие без взрослых детей, овдовевшие супруги с детьми, проживающие в фактическом браке пары, имеющие детей. Таким образом, переплетение и не совпадение содержания понятий "брак" и "семья" не позволяют внешне похожие отношения назвать "брачными".

А.Г. Харчев определяет брак "как исторически меняющуюся социальную форму отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родительские права и обязанности". Так в первобытном человеческом обществе имели место неупорядоченные половые отношения, когда самцы спаривались поочередно с разными самками. Вайри отмечал, что если такая полная общность жен и имущества существовала когда-либо, то это было возможно только у народностей, живших наподобие дикарей, дарами богатой, девственной природы, т.е. в очень ограниченном числе на большом пространстве земли. Если бы тогда существовала общность жен, какой мужчина захотел бы взять на себя заботы о ребенке, о котором он, и конечно вполне основательно, не мог бы с уверенностью сказать, что именно он его отец. А так как женщина была не в состоянии прокормить своего ребенка собственными силами, то род человеческий не мог бы существовать".

Таким образом, общество пришло к осозанию устойчивых парных связей. При этом самка постепенно теряла качества, привлекающие самцов, они не исчезали совсем, а становились индивидуализированными и направленными только на "своего" самца.

В истории человечества сменилось немало форм организации между полами, как правило соответствующих определенному уровню социально-экономического развития.

В первобытном периоде человечества типичными были следующие виды брачно-семейных отношений : 1) неделимая семья, состоящая из группы родственников; женщины и дети не имеют определенного мужа и отца, они принадлежат всем мужчинам группы; 2) сегментарная семья: глава семьи имеет отдельных жен, у братьев - общие жены, а все сестры имеют несколько общих мужей; 3) индивидуальная семья: общность жен уничтожена, каждый мужчина имеет одну или несколько жен (моногиния, полигиния), или женщина имеет несколько мужей (полиандрия).

Следующим этапом развития брачных отношений является моногамный брак в его современном виде. С возникновением частной собственности, пишет Л.Б. Шнейдер, расширением меновой торговли постепенно на первый план выдвигается мужчина. Если в парной семье и мужчина, и женщина участвовали по мере своих возможностей в создании материальных и бытовых благ, то теперь женщина постепенно утрачивает свое положение, и муж захватывает бразды правления в свои руки. Задача женщины начинает сводиться к рождению детей, которые будут наследовать имущество отца. На первый план выносится соблюдение супружеской верности.

Впервые в истории равенство мужчин и женщин перед законом провозгласила Французская революция 1793 года, когда были введены брак по взаимному согласию, система разводов, отмечено различие детей на законных и незаконных.

На сегодняшний день семейно-брачные отношения носят динамичный характер, постоянно меняются. Возникают альтернативные формы брачно-семейных отношений; брак освобождается от религиозных, национальных, социально-демографических предрассудков; формируются новые способы решения семейных проблем.

Таким образом, понятия семъи и брака имеют общие и отличительные особенности. Так, одно из мнений свидетельствует, если отношения подкреплены законными брачными союзами, то к данному союзу применимо понятие семьи. В случае гражданского брака (не подтвержденного законом; незарегистрированное сожительство), как показывают проведенные отечественными психологами исследования, отношения семейными назвать сложно, так как зачастую партнеры действуют независимо и не берут на себя ответственность за «близких» (жену, ребенка), что подразумевают семейные отношения. Позиция христианства в данном случае следующая: брак заключается на небесах и благословляется Богом, всё остальное сожительство и блуд. Также сложно назвать семью семьёй, в которой отсутствует ребенок, правильней такой союз называть браком.

Литература:

1. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. М., 1996.

2. Арутюнян М. Педагогический потенциал семьи и проблема социального инфантилизма молодежи //Отец в современной семье. Вильнюс, 1988.

3. Дружинин В.Н. Психология семьи. - Екатеринбург: Деловая книга, 2000.

4. Зацепин В.И. Брак и семья /Райгородский Д.Я. Психология семьи. Учебное пособие для факультетов психологии, социологии, экономики и журналистики. - Самара: Издательский Дом "БАХРАХ-М". 2002.

5. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. - М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000.-512 с.

6. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Семейная психотерапия. Л.: Медицина, 1990.

Исторические общности людей – это крупные, устойчивые объединения, обнаруживающие общие черты жизни, материальной и духовной культуры, языка и т.д.

Род. Его основа – кровнородственные связи. Экономические отношения выступают здесь в оболочке родственных связей. Сюда же можно отнести и племя как объединение нескольких родов.Первой И.Ф.О. людей является род - организация первобытного общества, основанная на кровном родстве, коллективном владении средствами производства, общности элементов первобытной культуры, языка, традиций и т.д. Потребность в устойчивом коллективе людей, способных к согласованным действиям, к непрерывному ведению хозяйства была порождена необходимостью развития производительных сил и поддержания существования рода. Первобытному способу производства лучше всего отвечала родовая организация людей. На этой стадии развития общества производственный коллектив мог образоваться лишь на основе естественного родства и род, в отличие от первобытного стада, стал таким устойчивым коллективом.

Формой более широкой этнической общности, свойственной первобытно-общинному строю, является племя , которое, как правило, состояло из нескольких родов. Племена основывались также на родовых отношениях, кровнородственных связях людей. Принадлежность человека к племени делала его совладельцем общей собственности и обеспечивала участие в общественной жизни. Поэтому племя обладало теми же признаками, что и род. Каждое племя имело собственное имя, территорию, общность экономической жизни, языка, обычаев, нравов, культовых обрядов. Следует отметить, что родоплеменные отношения имели широкое распространение не только в период развития первобытно-общинного строя. Многие черты, присущие таким отношениям сохранились в той или иной форме и в современную эпоху среди многих народов Азии, Латинской Америки и Африки.

Исторический процесс развития производительных сил и производственных отношений привел к разрушению родо-племенных отношений. Разложение первобытного и появление классового общества способствовало появлению новой исторической общности народности. Народность как общность людей формируется с возникновением частнособственнических отношений. Развитие частной собственности, обмена, торговли разрушило былые родо-племенные связи, породило новое разделение труда и классовое расслоение. Кровно-родственный принцип объединения людей уступил место территориальному. Народность складывается из близких по происхождению и языку племен. Известно, например, что немецкая народность сложилась из различных германских племен, польская из славянских и т.д.



Народность. Возникает в рабовладельческом и феодальном обществах. Экономической основой формирования народности служат частный труд и частная собственность. Народность складывается как результат слияния разных племен, утраты ими экономической, территориальной, языковой самостоятельности и формирования на их основе общей материальной и духовной культуры, единой территории, языка, позднее и государства.Для народности как исторически сложившейся общности людей характерны такие признаки, как общность территории, экономические связи, единый язык и культура и т.д. Возникнув в рабовладельческом и феодальном обществе, народности сохраняются и даже формируются вплоть до наших дней.

Но история общества развивается дальше, развитие материального производства приводит к тому, что на смену натуральному хозяйству приходит товарное производство, ликвидируется экономическая раздробленность, укрепляются экономические и культурные связи между народностями. Все это способствовало тому, что в период развития капиталистических отношений появилась новая историческая общность людей нация для которой наряду с другими признаками (общая территория, язык, нравы, традиции и т.д.), главным является общее экономическое пространство, развитая экономика и культура. Нации образуются из многих или нескольких народностей. Так, хорошо известно, что русская нация сложилась из нескольких славянских народностей. Это же можно сказать о многих нациях, населяющих различные материки и континенты земного шара.

Нация - это такая историческая общность людей, которая имеет общую территорию, язык, культуру и, главное, общую экономику. Такие исторические общности людей, как народности и нации, играют большую роль в жизни общества, когда они обретают самосознание и сплачиваются во имя определенной цели. При этом важно иметь в виду, что хотя национально-освободительное движение выступает одним из мощных факторов общественного прогресса, но оно не только не отодвигает на задний план борьбу классов, но часто выступает в союзе с ней. Нации формируются из людей различных племен и народностей вследствие обобществления производства, создания единого рынка. Нация характеризуется общностью экономической жизни, территории, языка, психического склада, проявляющегося в национальном характере и культуре. Свойственная ей экономическая общность имеет более глубокий и универсальный характер в силу господства капиталистического товарного производства с присущим ему разделением и кооперацией труда, товарно-денежными отношениями. Нация – продукт буржуазной эпохи.

Следует различать понятия нация и национальность. Национальность отождествляется с этносом, этническим происхождением.

Этнос – совокупность людей, обладающих генетически обусловленными и более или менее выраженными общими типичными внешними признаками, общей культурой, языком, этническим самосознанием, общей территорией, которую данная этническая группа воспринимает как свою страну.

Существуют разные концепции в понимании нации:

· Семенов: гражданская концепция нации. Нация – это совокупность проживающих в стране людей.

· Тишков: инструментальная концепция. Нация – понятие, которое придумали политики, чтобы решать свои политические проблемы. Нация – средство для политической мобилизации населения.

Нация – это исторически устойчивая общность людей, сложившаяся на основе общности языка, территории, экономической жизни, культуры и психического склада.

Раньше нация и национальность совпадали, но с развитием экономических отношений, миграцией эти понятия разделились. Главная черта нации – общность экономического уклада.

3 периода в формировании наций.

1. Эпоха становления капитализма. В это время народность превращается в нацию.

2. Распространение капитализма из развитых стран. Это связано с колониальной политикой, когда колонии лишались возможности формировать собственную нацию.

3. Крах колониальной системы. Бывшие колонии получали независимость, это завершило формирование наций.

2 тенденции в развитии наций при капитализме:

· складывание наций, пробуждение национальной жизни

· усиление связей между государствами ломает национальные границы, делает их прозрачными. Существует такое понятие как глобализация.

В социальной структуре общества важная роль принадлежит также семье , как одной из малых социальных групп людей. Семья представляет собой малую социальную группу, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, определенными юридическими нормами. Социальная необходимость семьи обусловлена потребностями общества. Являясь необходимым компонентом социальной структуры любого общества и выполняя различные социальные функции, семья играет важную роль в общественном развитии, выполняя целый ряд важных социальных функций.

Семья, как определенная общность, складывается под влиянием множества факторов. Здесь прежде всего оказывают воздействие факторы природного порядка: удовлетворение потребностей в продолжения рода. Большое влияние на семью как социальную общность оказывает материально-производственная жизнь общества, состояние экономики, возможности развития материальной сферы семьи. Не менее важное значение в этом плане имеют возможности в удовлетворении духовных запросов, проявление чувства взаимной любви, уважения, заботы между членами семьи.

Семья как социальный институт возникла с формированием общества. На первых порах его развития отношения между мужчиной и женщиной, старшим и младшим поколением регулировались племенными и родовыми обычаями. С возникновением нравственности, религии, а затем государства регулирование половой жизни приобрело нравственный и правовой характер. Это позволило еще больше усилить социальный контроль над браком. С развитием общества происходили определенные изменения в брачно-семейных отношениях.

Жизнь семьи и ее социальные функции многогранны. Они связаны с интимной жизнью супругов, продолжением рода, воспитанием детей. Все это основывается на соблюдении определенных нравственных и правовых норм: любви, уважения, долга, верности и др.

Семья это такой фундамент общества и такая микросреда, климат которой способствует или препятствует развитию моральных и физических сил человека, становлению его как социального существа. Именно в семье закладываются те нравственные основы, которые способствуют развитию личности.

Семья оказывает самое большое влияние на личность ребенка. В сфере воздействия семьи одновременно сказываются и интеллект и эмоции ребенка, его взгляды и вкусы, навыки и привычки. Семейное воспитание имеет практически всеобъемлющий характер, ибо оно не сводится только к внушению, а включает в себя все формы воздействия на формирующуюся личность: через общение и непосредственное наблюдение, труд и личный пример окружающих. Иными словами, развитие ребенка органически вписано в жизнедеятельность семьи. Воспитательную функцию семьи трудно переоценить.

Общество кровно заинтересовано в прочной, духовно и нравственно здоровой семье. Она требует внимания и помощи со стороны государства в выполнении социальных функций, воспитании детей, в улучшении материальных, жилищных и бытовых условий.

Существует множество определений термина «семья » :

1) это группа живущих вместе близких родственников (это понятие не совсем точное);

2) это малая социальная группа, связанная брачными или родственными взаимоотношениями (супружеством, родительством, родством), общностью быта (совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства), эмоциональной близостью, взаимными правами и обязанностями по отношению друг к другу;

3) это социокультурная система (состоящая из взрослого человека и еще одного или нескольких взрослых или детей), связанная обязательствами поддерживать друг друга эмоционально и физически и объединенная во времени, пространстве и экономически;

4) это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью;

5) это группа лиц, живущих вместе на одной жилой площади, ведущих совместное хозяйство и находящихся в отношениях родства, брака или опекунства.

Признак «ведение совместного хозяйства» приближает семью к термину « домохозяйство». Домохозяйством считается отдельный человек, семья или группа людей, совместно живущих и питающихся, наличие родственных отношений между ними не обязательно. До октября 1917 года при переписях населения в России учитывались домохозяйства, после революции было принято понятие «семья» как «первичная ячейка общества». Вновь термин «домохозяйство» в России был использован лишь при микропереписи в 1994 году.

Сравним термины «семья» и «домохозяйство» и определим, что их отличает:

1) «домохозяйство» – более широкое понятие, чем «семья» за счет лиц, ведущих общее с семьей домашнее хозяйство, но не состоящих с членами семьи в отношениях родства. Такими лицами, например, могут быть няни, воспитатели, домашняя прислуга, служащие, секретари, домашние учителя, гувернеры, наемные работники, если они живут в семьях нанимателей;

2) отдельно живущий человек не считается семьей, но этот же человек и его деятельность по самостоятельному ведению хозяйства представляют собой домохозяйство. В то же время домохозяйство может состоять из одной или нескольких семей;

3) семье свойственно наличие преемственности поколений.

Используя основные черты домохозяйства, можно дать еще одно определение семье. Семья – это домохозяйство (то есть группа совместно проживающих лиц), объединенная родством или свойством и общим бюджетом. Частное домохозяйство, не включающее лиц, не связанных родством, является семейным домохозяйством. Несемейные домохозяйства могут состоять из одного человека, проживающего отдельно, родственников или не родственников, не образующих семью. В настоящее время в большинстве экономически развитых стран категории «домохозяйство» и «семья» совпадают из-за незначительной доли не родственников среди домохозяйств.

Семья представляет собой звено в широкой системе родства . Его можно определить как:

1) самое универсальное из всех человеческих отношений, основанное на кровных узах, супружестве или усыновлении;

2) совокупность людей, связанных общими предками, усыновлением или браком.

Родство основано на признании и принятии ролей, определенных не в биологических, а в генеалогических терминах. Так, усыновление ребенка родителями, которые не являются его кровными родственниками (матерью или отцом) также считается родством. Родство распространяется и на незаконнорожденных детей. У ряда современных народов родство охватывает многие сотни людей. Например, у некоторых кавказских народов все, кто носит одну и ту же фамилию, считаются родственниками независимо от того, знают они об этом или нет.

Современным родственным отношениям свойственна двойственность определений, или бифуркация. Бифуркация – тип родственных отношений, связывающих семью супругов и их родителей, при котором родственники по женской линии называются иначе, чем родственники по мужской линии. Например:

· тесть – отец жены;

· свекор – отец мужа;

· теща – мать жены;

· свекровь – мать мужа;

· шурин – брат жены;

· деверь – брат мужа;

· золовка – сестра мужа;

· свояченица – сестра жены;

· свояк – муж свояченицы;

· сноха – жена сына;

· зять – муж дочери, муж сестры, муж золовки.

Лишь некоторые родственники по женской и по мужской линии называются одинаково:

· племянник – сын брата, сестры;

· племянница – дочь брата, сестры;

· кузен – сын дяди, тети;

· кузина – дочь дяди, тети.

Выделяют три степени родства: ближайшие; двоюродные; троюродные родственники. Отсчет родства может вестись от отца, от матери или от того и другого одновременно. Первое представляет собой патрилинейный отсчет родства, второе – матрилинейный, третье – билинейный. Соответственно выделяют несколько систем родства.

Матрилинейность – система родства, устанавливающая происхождение по материнской, женской линии, согласно которой наследуются имя, состояние, статус.

Патрилинейность – система родства, устанавливающая происхождение по отцовской, мужской линии, при которой наследуется имя и состояние отца.

Система родственных позиций образует структуру родства . Она сложна и обычно изображается в виде «фамильного дерева». Теоретически на фамильном дереве может быть до 200 веток или позиций. Каждая ветка фамильного дерева называется позицией родства или родственным статусом. Они представляют собой ячейки, которые могут заполнять разное количество индивидов. Например, теща может быть одна, а племянников несколько.

В структуре родства выделяют:

1) ближайших родственников. Их может быть только 7 (мать, отец, брат, сестра, супруг, дочь, сын);

2) дальних родственников.


Они делятся на двоюродных и троюродных.

Сравним термины «семья» и «родство» и определим, что их отличает. В современном обществе семья выделилась из системы родства и изолировалась от нее. Родство не является такой группой людей, которые проживают вместе и ведут совместное хозяйство. Родственники распылены по разным семьям и не вступают между собой в постоянное взаимодействие.

Брак это исторически изменяющаяся социальная форма отношений между мужчиной и женщиной, посредством которого общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родительские права и обязанности. Он представляет собой совокупность формальных предписаний, определяющих права, обязанности и привилегии супругов по отношении друг к другу, детям, к обществу в целом. Брак также можно определить как контракт, который заключается между тремя сторонами – мужчиной, женщиной и государством.

Сравним термины «брак» и «семья» и определим, что их отличает:

1) понятие «семья» шире, чем понятие «брак»:

· брак – это лишь ворота в семейную жизнь. Брак является институтом, который допускает мужчин и женщин к семейной жизни;

· брак распространяется лишь на супружеские отношения, семья захватывает и супружеские, и родительские отношения.

2) семья и брак исторически возникли не одновременно. К настоящему времени они пережили длительный период трансформации, который по четырём приведенным в таблице 1.1 характеристикам можно отразить в виде четырём этапов.

Таблица 1.1 Трансформация институтов семьи и брака

Индивидуализм и фамилизм

Рождаемость (число детей)

Отношение

Отношение

к разводу

Нуклеаризация семей

и межпоколенные отношения

Полное преобладание фамилизма над индивидуализмом

Многодетность (5 и более детей)

По воле родителей и под давлением общественного мнения, осуждающего безбрачие

Полная недопустимость развода

Преобладающая неделимость семей

Частичное преобладание фамилизма над индивидуализмом

Среднедетность (3 – 4 детей)

Под давлением общественного мнения, по личному выбору, но с согласия родителей

Допустимость развода только по объективным причинам

Частичная нуклеаризация семей

Частичное преобладание индивидуализма

Малодетность (1 – 2 ребенка)

По личному выбору, без согласия родителей, но под давлением общественного мнения

Развод – крушение по субъективным, но проверяемым причинам

Полная территориальная нуклеаризация с сохранением единой общественной деятельности

Полное пре­обладание индивидуализма

Массовая добровольная бездетность, не осуждаемая общественным мнением

Свобода выбора между браком и безбрачием, не осуждаемая общественным мнением

Развод – подтверждение по немотивированному требованию одного из супругов

Полная функциональная нуклеаризация с прекращением единой общественной деятельности

Существование семьи, как и всех социальных институтов, обусловлено общественными потребностями. Как и все социальные институты, семья представляет собой систему действий и отношений, необходимых для существования и развития общества. «Семья - малая социальная группа, члены которой соединены браком или кровным родством, общностью быта, взаимопомощью, и взаимной и моральной ответственностью».

Через семью наиболее полно выражается единство социального и природного в человеке, социальной и биологической наследственности. По своей сущности, семья является первичным связующим звеном между природой и обществом, материальной и духовной сторонами жизнедеятельности людей.

Существует множество определений семьи, выделяющих в качестве семьеобразующих отношений различные стороны семейной жизнедеятельности, начиная от простейших и крайне расширенных (например, семья - это группа людей, любящих друг друга, или же группа лиц, имеющих общих предков либо проживающих вместе) и кончая обширными перечнями признаков семьи.

Семья - это сложное социальное образование. Исследователи определяют ее как исторически конкретную систему взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малую группу, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, как социальную необходимость, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.

Семейные отношения регулируются нормами морали и права. Их основу составляет брак - легитимное признание взаимоотношений мужчины и женщины, которые сопровождаются рождением детей и ответственностью за физическое и моральное здоровье членов семьи. Согласно Семейному кодексу РФ, вступившему в силу 1 марта 1996 г., для заключения брака необходимы взаимное добровольное согласие мужчины и женщины и достижение ими брачного возраста. Брачный возраст - 18 лет, при наличии уважительных причин органы местного самоуправления могут разрешить вступление в брак в 16 лет. Брак не может быть заключен «между: лицами, из которых хотя бы одно уже состоит в другом зарегистрированном браке; близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами); усыновителями и усыновленными; лицами, из которых хотя бы одно лицо признано судом недееспособным вследствие психического расстройства». Никакие другие ограничения, например, разница в возрасте жениха и невесты, предел брака по старости и пр. на брак в России не распространяются. Наряду с зарегистрированным браком статистически выявляются такие формы брака, как брак-сожительство (незарегистрированный брак), гостевой брак, открытый и повторный, а также полигамные варианты. Все варианты незарегистрированных браков не имеют в России юридического основания и не предполагают правовой защиты супругов.

Среди определений семьи, учитывающих критерии воспроизводства населения и социально-психологической целостности, привлекает определение семьи, принадлежащее отечественному социологу А. Г. Харчеву, он определяет семью как “исторически конкретную систему взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малую социальную группу, члены которой связаны брачными, родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения”.

Семью создает отношение "родители - дети", а брак оказывается легитимным признанием тех отношений между мужчиной и женщиной, тех форм сожительства или сексуального партнерства, которые сопровождаются рождением детей. Для более полного понимания сути семьи следует иметь в виду пространственную локализацию семьи - жилище, дом, собственность - и экономическую основу семьи - общесемейную деятельность родителей и детей, выходящую за узкие горизонты быта и потребительства. Таким образом, семья - это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества - родства, и тем самым осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержания существования членов семьи.

Факт одного или двух из названных отношений характеризует фрагментарность семейных групп, бывших прежде собственно семьями (по причине взросления и отделения детей, распада семьи из-за болезни, смерти ее членов, из-за развода и других видов семейной дезорганизации) либо не ставших еще семьями, например, семьи молодоженов, характеризующиеся только супружеством и ввиду отсутствия детей не обладающие родительством (отцовством, материнством) и родством, кровным родством детей и родителей, братьев и сестер.

Наличие трех отношений (семьи в строгом смысле слова) обнаруживается у подавляющего большинства семей страны, примерно у 60-70 %. Из общего числа семей следует исключить "временно" бездетных молодоженов (15-20 %) и супругов, оставшихся бездетными (5-9 %). С другой стороны, не семейное население состоит из тех, кто является родителем, но без супружества либо находится в фактическом или легитимном браке без детей. Для всех этих фрагментарных, "осколочных", форм семьи лучше подходит термин "семейная группа", т. е. это люди, ведущие совместное домохозяйство и объединяемые только родством либо родительством или супружеством.

Обычно "ядром" семьи считают супружескую пару, и все статистические классификации состава семей строятся в зависимости от добавления к "ядру" детей, родственников, родителей супругов. С социологической точки зрения правильнее за основу брать наиболее распространенный в населении тип семьи с триединством названных отношений - основной тип семьи, - а те семейные объединения, которые образуются при вычитании одного из трех отношений, лучше именовать семейными группами.

Данное уточнение связано с тем, что в последние годы, как в общественном мнении, так и в социологии семьи (и на Западе, и в нашей стране) стала заметной склонность сводить суть семьи к любому из трех отношений, чаще всего - к супружеству и даже партнерству.

Похожие публикации