Подготовка и проведение занятий на формирование целостной картины мира у дошкольников. Конспект образовательной деятельности в средней группе

Конспект НОД по познанию (ФЦКМ) "Путешествие в лесу". Средняя группа

Задачи по образовательным областям:
1. Познавательное развитие: расширить и уточнить представления детей о лесных животных, расширить знания детей об особенностях внешнего вида и их повадок.
2. Социально-коммуникативное развитие: совершенствовать у детей навыки игрового взаимодействия, формировать гуманное отношение к живой природе и лесным жителям.
3. Речевое развитие: расширить и активизировать словарный запас детей.
4. Физическое развитие: развивать крупную моторику.
Интеграция образовательных областей: « Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Обогащение словаря: берлога, логово, дупло, заяц-беляк, заяц-русак.
Оборудование: магнитофон, магнитная доска, письмо от Лунтика. Опорные картинки на закрепление правил поведения в лесу, картинки с изображением животных (зайца, белки, медведя, волка, лисы.) Панно: «Что перепутал художник» (с изображением животных.) Картинки с изображением животных на каждого ребёнка, плакаты с изображением жилища животных. Музыка весеннего леса. Карточки: «Интересные факты из жизни животных».
Планируемый результат:
знает правила поведения в природе, узнаёт и называет диких животных (лиса, заяц, медведь, белка);
умеет находить жилища диких животных по описанию (лиса, заяц, медведь, белка), умеет находить способы решения проблемной ситуации.
сформировано эмоционально-положительное отношение к живой природе, уважительное отношение к другим детям, желание работать в группе;
переживает положительные эмоции, умеет слушать друг друга;
проявление познавательной инициативы, навыки самооценки правильности выполнения задания, умение удерживать цель деятельности до получения её результата;
умеет излагать свои мысли, умение искать оптимальные пути решения проблемной (игровой мотивации).

Предварительная работа: чтение художественной литературы: рассказы о животных В. Бианки, русские народные сказки о животных, «Зимовье зверей», рассматривание энциклопедий. Д/и «Назови детенышей», «Чей хвост, лапы, морда?»

Ход занимательной деятельности

Воспитатель вносит в группу письмо от Лунтика:
«Здравствуйте ребята! Пишет Вам Лунтик. Я на луне. И вот однажды мама мне прочитала стихотворение «Что такое лес?»
Что такое лес? Сосны до небес,
Берёзы да дубы, ягоды, грибы…
Звериные тропинки, тропинки да низинки,
Мягкая трава, на суку сова.
Ландыш серебристый, воздух чистый – чистый,
И родник с живой ключевой водой.
Ребята, мне очень понравилось стихотворение, но я, к сожалению, не знаю, что такое лес и кто там живёт. Расскажите мне, пожалуйста, про обитателей леса. Буду с нетерпением ждать вашего ответа».
Воспитатель: Ребята, как нам поступить? (ответы детей)
А давайте мы с вами отправимся в путешествие на лесную полянку. А всё что мы там увидим, мы будем записывать на видеокамеру, и потом запись отправим Лунтику. Но прежде чем мы отправимся с вами в путешествие, давайте вспомним правила поведения в лесу. Я вам буду показывать картинки, а вы должны подумать и ответить хорошо это, или плохо.
Воспитатель показывает картинки и сопровождает их словами:
Если я приду в лесок
И сорву ромашку? (плохо)
Если съем я пирожок
И выброшу бумажку? (плохо)
Если хлебушка кусок
На пеньке оставлю? (хорошо)
Если ветку подвяжу,
Колышек подставлю? (хорошо)
Если разведу костер,
А тушить не буду? (плохо)
Если сильно насорю
И убрать забуду. (Плохо)
Если мусор уберу,
Банку закапаю? (хорошо)
Я вижу, что правила вы знаете, тогда в путь. (Звучит музыка)
Закройте, пожалуйста, глазки и представьте, что вы попали в лес.
Представьте, что на деревьях набухли почки, цветет верба, пробивается первая нежная травка.
- Какое это время года? А что происходит в это время года в лесу? (просыпается природа, появляется травка, птицы поют, просыпается медведь и т.д.).
А вот на лесной полянке спрятались разные животные, но всё ли художник нарисовал правильно. (Дети находят ошибки художника.)
Теперь Лунтик будет знать, как выглядят разные животные.
Трусливый, длинноухий, серый или белый. (Заяц.)
А знаете ли вы что: В наших лесах живут заяц-русак и заяц-беляк. Заяц-русак немного крупнее зайца-беляка. Уши и хвост у зайца-русака более длинные, зимой и летом он серого цвета, а хвост всегда черный. Правда, к зиме бока светлеют, а спинка остается русой.
У зайца-беляка летом цвет меха на спине рыжевато-серый, с черной рябью, бока более светлые, а брюхо белое.
На зиму беляк надевает белоснежную теплую шубку, только кончики ушей остаются черными.
Живут зайцы в норках.
Летом зайцы любят кушать злаки и бобовые, а зимой обгладывают кору с молодых осинок и ив. Иногда кормятся сеном и корой фруктовых деревьев.
А этот зверь самый крупный и большой в наших лесах. А ещё он бурый, косолапый, неуклюжий. (Медведь.)
В нашей стране живут два вида медведей – бурый и белый. А в наших лесах живет бурый медведь. Шуба у него густая, плотная, а вот холода он боится, и как только зима на порог – мишка в берлогу и спит там до самой весны. Спит он долго. Зимой в берлоге рождается 2-3 медвежонка. Новорожденные питаются молоком матери. А молока немного, так как медведица зимой ничего не ест и живет за счет жира, скопленного летом и особенно осенью.
А вот почему медвежата рождаются зимой? Потому что только в это время у медведя есть свой «дом» - берлога. Ведь летом он бродит по лесу и ночует, где придется. Питается медведь разными ягодами, корешками, насекомыми, мелкими животными. А ещё он очень любит мёд.
Проворная, запасливая, рыжая или серая, любит орешки. (Белка.)
А вот и белка на дереве притаилась. Белка грызет все, что ей по зубам: грибы, шишки, разные корешки. Поэтому белку относят к грызунам. Дом белки – дупло на дереве.
Хитрая, рыжая, ловкая. (Лиса.)
Лиса отличается поразительным умением приспосабливаться к самым разным условиям жизни и переменам в среде обитания. Некоторые даже научились жить в больших городах. Удивительная хитрость лисицы сделала ее героиней многих сказок и. Лисы питаются грызунами, червями, насекомыми, птицами и всеми типами меньших животных.
Лисы - в основном ночные животные и предпочитают охотиться ночью. Живёт лиса в норе, которую роет под камнем или кустом.
А про это животное говорят, что его ноги кормят. У него серая шерсть, острые зубы. И живут они в стаях.
Волк – хищное дикое животное. Он любит мясо, поэтому охотится на других животных.
Волчий «дом» называется – логово.
Послушайте, как живет маленький волчонок.
В волчьем логове глубоком
У волчицы спит под боком
Маленький волчонок,
Просит, есть спросонок.
Не опасен он пока,
Просит только молока.
А напьется – и опять
Будет очень крепко спать.
Поскорее подрастай,
Будешь бегать по кустам,
Логово устроишь сам
И волчаток заведешь,
За ягненком в хлев придешь.
Сколько нового узнает теперь Лунтик.
А сейчас давайте немного поиграем.
Как- то раз лесной тропой, звери шли на водопой
(идут по кругу)
- за мамой лосихой, топал лосёнок
(топают, высоко поднимая ноги)
- за мамой лисицей, крался лисёнок
(крадутся)
- за мамой ежихой, катился ежонок
(имитируют наматывание клубка)
- за мамой медведицей, шёл медвежонок
(шагают вразвалочку)
- за мамой белкой, скакали бельчата,
(прыжки вперёд)
- за мамой зайчихой, косые зайчата
(показывают руками длинные ушки)
- волчица вела за собою волчат
(маршируют)
Все мамы и дети напиться хотят.
А теперь, я хочу проверить, много ли вы узнали и запомнили о животных. Мы поиграем в игру «А что не так?»
Я буду читать описания животных, а вы будьте внимательнее, найдите ошибки, догадайтесь, о ком я говорю.
Этот заяц большой-большой, шуба у него густая, плотная, а вот холода он боится, и как только зима на порог – прыг в берлогу и спит там до самой весны.
Я правильно про зайца рассказала? (Ответы детей) А про кого это рассказ? (ответы детей) Это рассказ про медведя. (выставляется картинка медведя)
Уши и хвост у волка более длинные, зимой и летом он серого цвета, а хвост всегда черный. Правда, к зиме бока светлеют, а спинка остается русой.
Волк любит кушать злаки и бобовые, а зимой обгладывает кору с молодых осинок и ив. Иногда кормится сеном и корой фруктовых деревьев.
Я правильно про волка рассказала? А про кого это рассказ? (выставляется картинка зайца).
Лиса - проворная, запасливая, рыжая или серая, грызет все, что ей по зубам: грибы, шишки, разные корешки. Поэтому лису относят к грызунам.
Я правильно про лису рассказала? А про кого это рассказ?
(выставляется картинка белки).
Это рыженькое животное, сильное, похоже на собаку, живёт в дупле.
Про кого я рассказала? А что перепутала? (выставляется картинка лисы).
Но вот наступает вечер, и всем животным пора отправляться по домам. Но кто где живёт. Давайте посмотрим и поможем животным добраться домой.
Воспитатель предлагает каждому ребёнку взять картинку с изображением животного и «поселить» каждого в свой домик.
Ну, что ж, я думаю, что Лунтик, посмотрев наш фильм, узнает много нового про обитателей леса. А нам пора возвращаться в детский сад. Давайте закроем глаза. Послушаем голоса
леса на прощение. Раз, два, три музыка нас в детский сад верни.
Ребята, вам понравилось путешествие по лесу. Кого вы видели в лесу? Что вам удавалось во время нашего путешествия, а что нет? Мне очень понравилось с вами путешествовать, вы внимательные, добрые дети. Что бы вы рассказали Лунтику? Как бы вы ему помогли? После прогулки можно нарисовать животных, и мы отправим рисунки и фильм Лунтику в подарок.

Сентябрь

Занятие №1. Явления окружающей жизни.

Тема: Детский сад наш так хорош - лучше сада не найдешь

Программное содержание: Уточнить знания детей о детском саде, (большое красивое здание, в котором много уютных групп, музыкальный и физкультурный зал, просторная кухня, медицинский кабинет, детский сад напоминает большую семью, где все заботятся друг о друге). Расширять знания о людях разных профессий, работающих в детском саду.

Литература:

Стр 27.

Занятие №2. ПДД.

Тема: « Правила движения достойны уважения»

Программные задачи:

    закрепить знания детей о светофоре, о его сигналах;

    систематизировать знания детей о дорожных знаках, об их значении;

    закрепить знания о наземном и воздушном транспорте;

    развивать наблюдательность, зрительную память;

    развивать умение отвечать полным ответом.

Литература: приложение к проекту «Дорожная азбука».

Занятие №3. Явления окружающей жизни

Тема: Кто нам хлеб растит.

Программное содержание: Расширить представление о профессиях. Познакомить с профессией земледельца. Воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу.

Литература: Комплексные занятия по программе под редакцией Вераксы Н. Е., Васильевой М. А., Комаровой Т. С. Стр. 80

Занятие №4. Ознакомление с природой.

Тема: Прохождение экологической тропы.

Программное содержание: Расширять представления детей об осенних изменениях в природе. Показать объекты экологической тропы в осенний период. Формировать бережное отношение к окружающей природе. Дать элементарные представления о взаимосвязи человека и природы.

Литература:

Стр34.

Октябрь

Занятие №1. Ознакомление с природой.

Тема: У медведя во бору грибы, ягоды беру…

Программное содержание: Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе. Формировать представления о растениях леса: грибах и ягодах. Расширять представления детей о пользе природных витаминов для человека и животных.

Литература: Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду: Средняя группа.-М.: ИОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014 - 96 с.

Стр31.

Занятие №2. Ознакомление с природой.

Тема: Что нам осень принесла?

Программное содержание: Расширять представления детей об овощах и фруктах. Закреплять знания о сезонных изменениях в природе. Дать представления о пользе природных витаминов.

Литература: Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду: Средняя группа.-М.: ИОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014 - 96 с.

Стр28.

Занятие №3. Природное окружение

Тема: Осенние посиделки (Беседа о домашних животных)

Программное содержание: Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе. Расширять представления о жизни домашних животных в зимнее время года. Формировать желание заботиться о домашних животных.

Литература: Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду: Средняя группа.-М.: ИОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014 - 96 с.

Стр39.

Занятие №4. ОБЖ.

Тема: « В лес по грибы»

Программное содержание: Расширять представления детей о лесных грибах и ягодах, знакомить с особенностями их внешнего вида и местами произрастания; учить детей различать съедобные и несъедобные грибы; развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, координацию речи с движениями; воспитывать бережное отношение к природе.

Литература: приложение к проекту «Лесные богатства».

Ноябрь

Занятие №1. ОБЖ

Тема: «Из чего состоит тело»

Программное содержание: формировать элементарное представление о строении тела человека; способствовать умению отвечать на вопросы воспитателя предложениями; вызвать сознательное отношение к себе и другим детям; формировать представление о зож, умение и желание выполнять необходимые гигиенические правила.

Литература: приложение к проекту «Я в мире человек».

Занятие №2. Явления окружающей жизни

Тема: Виртуальная прогулка "Что такое улица"

Программное содержание: Формировать элементарные представления об улице; обращать внимание на дома, тротуар, проезжую часть. Продолжить закреплять название улицы, на которой находится детский сад; поощрять ребят, которые называют улицу, на которой живут, объяснить, как важно знать, свой адрес.

Литература: Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Средняя группа.- М.:Мозаика-Синтез,2015.-96с

Стр 31.

Занятие №3. Знакомство с социальной действительностью.

Тема: «Моя страна»

Программное содержание: дать детям представление о России, как о стране;

познакомить детей с символами России: флагом, гербом, гимном; активизировать словарь по теме.

Литература: приложение к проекту «Я- гражданин России»

Занятие №4. Явление окружающей жизни.

Тема: Семейные традиции

Программное содержание: Расширить представление о семье. Формировать представле ние о семейных традициях, о родственных отношениях (дядя, тетя, племянница, двоюродный брат, двоюродная сестра).

Продолжать воспитывать уважительное отношение к родным и близким

Литература: Комплексные занятия по программе под редакцией Вераксы Н. Е., Васильевой М. А., Комаровой Т. С. Стр. 39

Занятие №5. Экология

Тема: Скоро зима! (Беседа о жизни диких животных в лесу)

Программное содержание: Дать детям представления о жизни диких животных зимой. Формировать интерес к окружающей природе. Воспитывать заботливое отношение к животным.

Литература: Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду: Средняя группа.-М.: ИОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014 - 96 с.

Стр 41

Декабрь

Занятие №1. Природное окружение

Тема: В гости к деду Природоведу

(экологическая тропа зимой)

Программное содержание: Расширять представления детей о зимних явлениях в природе. Учить наблюдать за объектами природы в зимний период. Дать элементарные понятия о взаимосвязи человека и природы.

Литература: Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду: Средняя группа.-М.: ИОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014 - 96 с.

Стр 51

Занятие №2. Предметное окружение

Тема: Петрушка – физкультурник

Программное содержание: Совершенствовать умение группировать предметы по назначению (удовлетворение потребностей в занятиях спортом); уточнить знания детей о видах спорта и спортивного оборудования; воспитывать наблюдательность.

Литература: Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Средняя группа.- М.:Мозаика-Синтез,2015.-96с

Стр 29

Занятие №3. Явления окружающей жизни

Тема: Новый год у ворот

Программное содержание: Познакомить с обычаями празднования Нового года в России и других странах. Рассказать о том, почему мы украшаем елку. Формировать представле ние о празднике, его значении для людей.

Литература: Комплексные занятия по программе под редакцией Вераксы Н. Е., Васильевой М. А., Комаровой Т. С. Стр. 146

Занятие №4. Экология

Тема: Почему растаяла Снегурочка?

Программное содержание: Расширять представления о свойствах воды, снега и льда. Учить устанавливать элементарные причинно-следственные связи: снег в тепле тает и превращается в воду; на морозе вода замерзает и превращается в лёд.

Литература: О.А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду» Стр. 45.

Январь

Занятие №1. Явления социальной действительности

Тема: "Всемирный день «СПАСИБО».

Программное содержание: формировать навыки культурного поведения детей в общении друг с другом и другими людьми; побуждать детей пользоваться правилами вежливого общения; развивать у детей интерес к устному народному творчеству посредством театрализации.

Литература: приложение к проекту «В мире вежливых наук»

Занятие №2. Явления окружающей жизни

Тема : Народные праздники на Руси. Рождество

Программное содержание: Расширить представление о народных русских праздниках, объяснять их происхождение и назначение. Воспитывать интерес к ис тории России, национальную гордость.

Литература: Комплексные занятия по программе под редакцией Вераксы Н. Е., Васильевой М. А., Комаровой Т. С. Стр. 155

Занятие №3. Предметное окружение

Тема: « Такой разный транспорт»

Программное содержание: Формировать знания детей по теме «Транспорт»: уточнить название основных частей машины. Продолжать закреплять знания детей о различных видах транспорта (наземный, водный, воздушный, специальный); раскрыть значение транспорта в жизни людей. Воспитывать умение согласовывать свои действия с действиями других

Литература: приложение к проекту «Такой разный транспорт»

Занятие №4. Явления окружающей жизни

Тема: Мои друзья.

Программное содержание: Формировать понятия «друг», «дружба»; воспитывать положительные взаимоотношения между детьми, побуждая их к добрым поступкам. Учить сотрудничать, сопереживать, проявлять заботу и внимание друг к другу.

Литература: Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Средняя группа.- М.:Мозаика-Синтез,2015.-96с

Стр 24.

Февраль

Занятие №1. ОБЖ

Тема: «Один дома».

Программное содержание: расширять знания о предметах, опасных для жизни и здоровья ребенка; развивать двигательную активность; формировать умение понимать и отгадывать загадки.

Литература: приложение к проекту «ОБЖ».

Занятие №2. Предметное окружение

Тема: В мире стекла

Программное содержание: Помочь выявить свойства стекла (прочное, прозрачное, цветное, гладкое); воспитывать бережное отношение к вещам; развивать любознательность.

Литература: Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Средняя группа.- М.:Мозаика-Синтез,2015.-96с

Стр 36

Занятие №3. Явления окружающей жизни

Тема: Наша Армия

Программное содержание: Дать представления о воинах, которые охраняют нашу Родину; уточнить понятие "защитники Отечества". Познакомить с некоторыми военными профессиями (моряки, танкисты, летчики, пограничники).

Литература: Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Средняя группа.- М.:Мозаика-Синтез,2015.-96с

Стр 37

Занятие №4.

Тема: Посадка лука

Программное содержание: Расширять представления детей об условиях, необходимых для роста и развития растения (почва, влага, тепло и свет) Дать элементарные понятия о природных витаминах. Формировать трудовые умения и навыки.

Литература: Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду: Средняя группа.-М.: ИОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014 - 96 с.

Стр 55

Март

Занятие №1. Явления окружающей жизни

Тема: « Женские профессии».

Программное содержание: закрепление знаний детей о профессиях (врача, парикмахера, продавца, учителя, повара), об орудиях труда; обогащение и расширение словаря по теме «профессии» сложными словами; обучение составлению описательного рассказа с помощью схемы.

Литература: приложение к проекту «Международный женский день»

Занятие №2. Ознакомление с окружающим миром.

Тема: В гости к хозяйке луга

Программное содержание: Расширять представления детей о разнообразии насекомых. Закреплять знания о строении насекомых. Формировать бережное отношение к окружающей природе. Учить отгадывать загадки о насекомых.

Литература: Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду: Средняя группа.-М.: ИОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014 - 96 с.

Стр 59

Занятие №3. Ознакомление с окружающим миром.

Тема: Экологическая тропа весной

Программное содержание: Расширять представления детей о сезонных изменениях в природе. Занятие №3. Показать объекты экологической тропы весной. Формировать бережное отношение к окружающей природе. Дать элементарные представления о взаимосвязи человека и природе.

Литература: Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду: Средняя группа.-М.: ИОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014 - 96 с.

Стр 66

Занятие №4. Экология

Тема: «Птицы- наши друзья»

Программное содержание: Воспитывать заботливое отношение к птицам.

Обогащать словарный запас и расширять кругозор детей.

Расширять знания детей о птицах родного края.

Литература: приложение к проекту «Всемирный день птиц».

Апрель

Занятие №1. Предметное окружение.

Тема: «Книга – лучший друг

Программное содержание: з акреплять знания детей о детских писателях, их произведений (С. Маршак, А. Барто, К. Чуковский); з акреплять умение детей различать жанры детской литературы (сказка, рассказ, стихотворение); развивать отзывчивость, любознательность, познавательную мотивацию; воспитывать бережное и аккуратное отношение к книгам.

Литература: приложение к проекту «Книга- лучший друг»

Занятие №2. Явление окружающий жизни

Тема: «Путешествие в космос»

Программное содержание: д ать детям элементарные представления о космосе; у чить объединяться в игре, поступать в соответствии с правилами и общим игровым замыслам; развивать внимание, наблюдательность, логическое мышление ; воспитывать познавательную активность.

Литература: приложение к проекту «Мы- будущие космонавты».

Занятие №3. Предметное окружение

Тема: Песня колокольчика

Программное содержание: Закрепить знания о стекле, металле, дереве, их свойствах. Познакомить с историей колоколов и колокольчиков на Руси и в других странах.

Литература: Комплексные занятия по программе под редакцией Вераксы Н. Е., Стр. 305

Занятие №4. ОБЖ

Тема: «Если хочешь быть здоров».

Программное содержание: воспитывать у детей осознанное отношение к необходимости закаляться, заниматься спортом, есть овощи и фрукты, чтобы быть здоровым.

Литература: перспективный план по обж (апрель).

Май

Занятие №1. Предметное окружение

Тема: Государственные символы Рос сии

Программное содержание: Познакомить с гимном России.

Закрепить знания: о Москве - столице нашей Ро дины; о гербе и флаге.

Литература: Комплексные занятия по программе под редакцией Вераксы Н. Е., Васильевой М. А., Комаровой Т. С. Стр. 326

Занятие №2. Явления окружающей жизни

Тема: Этот День Победы

Программное содержание: Закрепить знания о том, как в годы войны храбро сра жались и защищали нашу страну от врагов прадеды, деды, как люди хранят память о них. Воспитывать уважение к ветеранам Великой Отечест венной войны.

Литература: Комплексные занятия по программе под редакцией Вераксы Н. Е., Васильевой М. А., Комаровой Т. С. Стр. 316.

С 15.05 Мониторинг.

Цель : Обобщить полученные знания.

Задачи:
Образовательные:
— продолжать учить уравнивать неравные группы двумя способами.
— закрепить представление детей о геометрических фигурах: квадрат, прямоугольник, круг.
— закреплять представления детей о частях суток.
— закреплять знания детей о фруктах и овощах.
— закрепить знания детей об общественном транспорте

Развивающие:
— развивать наглядно – образное мышление, внимание, память.

Воспитательные:
— Воспитывать интерес к математике, и желание работать в коллективе.

Виды детской деятельности и приемы работы:


Форма организации детей:
фронтально, индивидуально.

Место проведения:
группа

Материалы и оборудование:
Демонстрационный:
Письмо
Заяц Крош
2 монетки
книга

Раздаточный:
картинки с предметами похожие на геометрические фигуры, страницы с геометрическими фигурами фрукты: яблоко, банан, груша, апельсин, лимон; овощи: томат, огурец, лук, морковь, кукуруза, раскраски зайчика
Билеты с геометрическими фигурами разного цвета

Ход
Воспитатель: Здравствуйте! Ты скажешь человеку.
Здравствуй! Улыбнется он в ответ.
И, наверно, не пойдет в аптеку.
И здоровым будет много лет.
Давайте, ребята, пожелаем здоровья друг другу и, скажем, здравствуйте!
Дети: здравствуйте!

Воспитатель: Ребята к нам в группу пришло сегодня письмо. Хотите узнать что там?
Дети: ДА!
Воспитатель: Тогда открываю!
Ребята, я приглашаю вас в гости сегодня днем. Ваш заяц Крош.
Ну, что ребята, пойдем в гости?
Дети: ДА!

Воспитатель: Только Наш зайчик далеко в другом городе живет. На чем к нему можно добраться?
Дети: на автобусе, на машине, на поезде.
Воспитатель: а какой еще транспорт вы знаете?
Дети: корабль, самолет
Воспитатель: Я вам предлагаю поехать на автобусе. Возьмите, пожалуйста, свой билет.
(билеты лежат на полу)
Внимательно посмотрите, какая у вас геометрическая фигура на билете.
И найдите свое место в автобусе. Кто у нас будет водителем автобуса?
Ребенок: я

Воспитатель: Скажите, а что делает водитель автобуса.
Дети: водит, управляет автобусом, возит людей.
Воспитатель: Молодцы. А я буду кондуктором и буду проверять ваши билеты.
(одеваю фуражку )

Воспитатель: граждане пассажиры, предъявите ваши билеты за проезд. Даша, объясни, как ты нашла свое место?
Ребенок: у меня желтый круг и на стульчике желтый круг.

Воспитатель: хорошо, ваш билетик Рома. Как вы нашли свое место?
Ребенок: у меня синий треугольник и на стульчике синий треугольник.
(собираю билеты в сумку и снимаю фуражку )

Воспитатель: Ребята мы не опоздали в гости?
Дети: нет

Воспитатель: какая часть суток сейчас?
Дети: утро

Воспитатель: какие еще части суток вы знаете?
Дети: вечер, день, ночь.

Воспитатель: ой я совсем забыла про подарки. В гости с пустыми руками не ходят. Что делать?
Дети: купить подарки

Воспитатель: а что любят зайцы.
Дети: морковь, капусту, кору.

Воспитатель: ребята давайте зайдем в магазин и купим зайчику Крошу морковки.
В каком магазине мы сможем купить морковь?
Дети: продуктовом, овощном?

Воспитатель: хорошо, сейчас мы остановимся и зайдем в продуктовый магазин. Скажите как надо вести себя в магазине?
Дети: нельзя бегать, кричать, плакать.

Воспитатель: молодцы. Водитель, остановите возле магазина, пожалуйста.
(проходят к магазину возле прилавка стоит стол на нем фрукты и овощи)
Какой беспорядок. Все фрукты и овощи перемешались. Давайте поможем продавцу навести здесь порядок
Положите на верхнюю полку витрины все овощи., на нижнюю полку все фрукты.
(дети раскладывают продукты)

Воспитатель: Миша, перечисли, что лежит на верхней полке?
Ребенок: лук, капуста, огурец, помидор, морковь

Воспитатель:
Дети: овощи

Воспитатель: Сережа, перечисли, что лежит на нижней полке.
Ребенок: апельсин, груша, банан, яблоко, лимон

Воспитатель: а как можно назвать одним словом?
Дети: фрукты

Воспитатель: Ребята, скажите, а сколько здесь морковок?
Дети: одна

Воспитатель: давайте купим морковку. Как думаете за одну морковку, сколько мы отдадим монеток (если дети затрудняются подсказываю одну или много)
Дети: одну.
(оставляем одну монетку берем морковку)

Воспитатель: Зайчик еще очень любит читать книги. А в каком магазине мы сможем купит книгу.
Дети: в книжном
\подходят к столам\

Лежат страницы «книг». На каждой странице нарисован квадрат, на треугольник, круг, прямоугольник. На столе разбросаны картинки с изображением предметов похожих на геометрические фигуры.

Воспитатель: посмотрите…. Ветер растрепал книги, а картинки, которые похожи на геометрические фигуры, все выпали со своих страниц. Может быть, мы поможем книгам?
Дети: поможем

Воспитатель: отгадайте загадки.

Нет углов у меня,
И похож на блюдце я,
На тарелку и на крышку,
На кольцо, на колесо.
Кто же я такой, друзья?
Дети:Круг

Воспитатель: Три вершины тут видны,
Три угла, три стороны, —
Ну, пожалуй, и довольно! —
Что ты видишь? — …
(треугольник)
Дети: Треугольник.

Воспитатель: фигура – хоть куда,
Очень ровная всегда,
Все углы во мне равны
И четыре стороны.
Кубик – мой любимый брат,
Потому что я…
Дети: Квадрат.

Воспитатель: Растянули мы квадрат
И представили на взгляд,
На кого он стал похожим
Или с чем-то очень схожим?
Не кирпич, не треугольник —
Стал квадрат
Дети: Прямоугольник.

Воспитатель: А теперь найдите картинки, похожие на геометрические фигуры и положите на свои места.
Ребята, какие же вы молодцы, все страницы поставили правильно!
За это мы можем купить книгу. Сколько книг?
Дети: одна.

Воспитатель: сколько монеток оставим за нее.
Дети: одну

Воспитатель: А вот ребята и дом Кроша.
Вы помните как надо себя вести в гостях?
Дети: да нельзя баловаться, кричать, бегать. Надо здороваться.

Воспитатель: Молодцы.
(подходят к столам около доски и стучатся)

Заяц: Здравствуйте, ребята. Молодцы, что пришли вы как раз вовремя.
Дети: здравствуй
Воспитатель: Крош, а мы тебе подарки принесли. Что мы принесли?
Дети: Книгу и морковку.

Заяц: спасибо. А теперь я предлагаю вам сесть за стол. Я приготовил для вас угощение, только не успел разложить грибочки и ягодки по тарелочкам. Перед вами мои необычные тарелки. Выложите на верхнюю полоску все грибочки.

Воспитатель: Начинаем раскладывать слева направо. Яна, сколько у тебя грибочков.
Ребенок: пять грибочков

Заяц: а теперь выложите все ягодки на нижнюю полоску.
Воспитатель: Андрей, сколько у тебя ягодок на тарелочке?
Ребенок: четыре

Воспитатель: Чего же больше, грибов или ягод?
Дети: грибов

Воспитатель: А на сколько?
Дети: На один.

Воспитатель: А как сделать, чтобы грибов и ягод было поровну?
Дети: убрать гриб.

Воспитатель: а что еще можно сделать, чтобы грибов и ягод было поровну (одинаковое количество)
Дети: добавить еще одну ягоду.
(ребята выполняют)

Заяц: Молодцы! Я вас тоже хочу порадовать. И подарить вам подарки.
(дарит раскраски)
Дети: спасибо.

Воспитатель: ребята, слышите. Автобус гудит нам пора отправляться. До свидания Крош.
Заяц: до свидания ребята.
Дети: до свидания.

Воспитатель: ребята, вы помните на каких местах вы сидели.
Занимайте свои места в транспорте и поехали…
Вот и закончилось наше путешествие. Вам понравилось?
Дети: Да

Воспитатель: что было трудным для вас?
А что было легко?

Молодцы. Мне было тоже очень интересно с вами. Вот мы и приехали обратно в наш город. В каком городе мы живем?

Дети: Советский.
Воспитатель: конечно, и теперь вы можете отправиться путешествовать куда угодно.

Название: Конспект занятия по ФЭМП и ФЦКМ в средней группе «В гости к Крошу»
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, математика, 4-5 лет

Должность: воспитатель
Место работы: МАДОУ детский сад «Аленка»
Месторасположение: ХМАО, г. Советский

Формирование представлений об аквариумных рыбках, их внешнем виде и образе жизни. Расширение и уточнение словаря по теме «Аквариумные рыбки» (рыбка, туловище, голова, плавник, хвост, жабры, аквариум, водоросли, улитка, плавать, дышать, ловить, есть, золотой, большой, маленький, красивый). Употребление простых предлогов.

Тема: «Путешествие с мудрым сомиком».

Задачи :

1. Образовательные задачи :

  • Расширение и уточнение естественнонаучных представлений.
  • Формирование представлений об аквариумных рыбках, их внешнем виде и образе жизни.
  • Расширение и уточнение словаря по теме «Аквариумные рыбки» (рыбка, туловище, голова, плавник, хвост, жабры, аквариум, водоросли, улитка, плавать, дышать, ловить, есть, золотой, большой, маленький, красивый).
  • Употребление простых предлогов.

2. Коррекционно развивающие задачи :

  • развитие речи,
  • зрительного и слухового внимания,
  • наблюдательности,
  • мышления,
  • тонкой моторики.

3. Воспитательные задачи:

  • Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
  • Воспитание бережного отношения к природе.

Оборудование : аквариум с сомиком, предметные картинки с изображением рыбок, д/и « Узнай времена года», « Что изменилось», « Что лишнее» , пазлы «аквариумные рыбки»

Ход организованной образовательной деятельности:

Организационный момент.

1.​ Сюрпризный момент (Развитие мыслительной деятельности. Создание положительного эмоционального фона.)

Я приготовила для Вас сюрприз. Хотите узнать, что это? Но чтобы узнать, что за сюрприз я вам приготовила, вы должны мне помочь. Поможете мне?

(Дети: Поможем)

Скажите, а какое сейчас время года. (Дети: сейчас весна).

Правильно. А как мы узнаем что пришла весна?

(Дети: на улице появляются лужи, снег тает, солнышко ярко светит.)

Молодцы. Дидактическая игра «Узнай время года» (развитие связной речи, совершенствование грамматического строя речи).

Найдите на доске картины, где художник изобразил весну.

Молодцы. А какие времена года еще изображены на картинах? Как Вы догодались?

Молодцы. Ну, раз вы справились с моим заданием и ответили на мои вопрос, смотрите, что за сюрприз я приготовила (Показывает сомика в аквариуме). Ребята, это мудрый сомик. Он пришёл к нам с вами в гости.

1.​ Наблюдение за сомиком. Беседа. (Расширение словаря по теме «Аквариумные рыбки». Совершенствование диалогической речи.)

Ребята, посмотрите на него, какой он?

Ребята, а для того, чтобы узнать, где живет рыбка, послушайте загадку:

Этот дом не деревянный,
Не из камня этот дом,
Он прозрачный, он стеклянный,
Нету номера на нем.

И жильцы в нем не простые,
Не простые, золотые.
Эти самые жильцы -
Знаменитые пловцы.

Что это? (Дети: Аквариум);

Правильно. Она плавает в аквариуме. Так называется её домик. Умный сомик — большая или маленькая рыбка? Сравните её с улиткой, которая тоже живет в аквариуме. (Дети: Рыбка большая, а улитка маленькая);

Что еще можно сказать о сомике? (Дети: он красивый, проворный.)

Правильно, как быстро она плавает. Посмотрите на рыбку внимательно. У неё есть туловище, голова, хвост, плавники. На голове глазки, ротик. Тело покрыто чешуей. Чешуйки похожи на золотые монетки. Как Вы думаете, а для чего рыбке хвостик, плавники? (Дети: Чтобы плавать.)

Правильно, для того, чтобы плавать. Послушайте, как похожи слова «плавать» и «плавники». Значит, плавники помогают плавать.

А что еще рыбка делает в аквариуме? (Дети: плещется, ныряет, дышит, кушает.)

А как вы думаете, чем питается рыбка? (Дети: Травкой)

Правильно назвать – водоросли, питается водорослями, а еще мы её кормим сухим кормом. Давайте угостим нашу рыбку кормом.

А пока она кушает, поиграем в игру «Родственные слова».

Как можно называть маленькую рыбы? (Дети: рыбка)

Назовите рыбу ласково (Дети: рыбка, рыбонька и.т.д.)

А как можно назвать большую рыбу? (Дети: рыбина)

Молодцы, а как называется суп из рыбы? (Дети: рыбный)

А Вы знаете, как называют человека, который ловит рыбу? (Дети: рыбак)

Какие Вы молодцы! Устали, давайте отдохнем.

1.​ Физкультурная пауза «Аквариум» (Развитие координации речи с движением, развитие подражательности. Уточнение словаря по теме.)

Улитки ползут, (Передвигаются по кругу в полуприсяде сложив руки за спиной)
Свои домики везут.
Рогами шевелят, (Останавливаются делают рожки из пальчиков,)
На рыбок глядят. (наклоняют голову вправо, влево и выполняя движения ладонями вперед–назад.)
Рыбки плывут, (Передвигаются по кругу, опустив руки)
Плавничками гребут.
Вправо поворот, (повороты туловища влево-вправо.)
А теперь наоборот.

Молодцы! А так как наша рыбка не простая, а мудрая, то сегодня она нам много покажет, и много расскажет. А Вы ей будете помогать? (Дети: Будем.)

Сейчас вам мудрый сомик хочет показать, кто еще в аквариуме живет.

(Показ презентации.)

Презентация к занятию:

Ребята кто еще живет в аквариуме? (улитки, рыбки – гупи, меченосцы, сомики, водоросли.)

Правильно. Вот сколько обитателей в аквариуме.

4. Дидактическая игра «Что изменилось». Развитие зрительного внимания и восприятия, диалогической речи. Совершенствование грамматического строя речи (употребление простых предлогов)).

Мудрый сомик предлагает поиграть в игру: «Что изменилось?»

Посмотрите какой красивый аквариум есть у меня. Кого Вы видите в нём?. (Дети: Золотая рыбка, улика, гупи, меченосец.)

Что делает улитка? (ползет по листочку)

Что делает гупи? (плывет под корягой.)

Что делает меченосец? (плавает на поверхности)

Что делает золотая рыбка? (роется в песке)

А сейчас закройте глазки, я кое-что изменю в аквариуме. Вы должны будете рассказать, что изменилось в аквариуме.

(Улитка ползет по коряге, золотая рыбка плавает на поверхности, меченосец плывет под корягой, гуппи роется в песке.)

5. Дидактическая игра «Что лишнее» ? (активизация словаря, классификация предметов)

Молодцы! Все изменения увидели. А рыбка нам еще приготовила одну игру «Что лишнее?»

Карточки: «гупи, сомик, собака» (Дети: лишняя собака – это домашнее животное.)

А каких домашних животных вы еще знаете? (Дети: корова, лошадь, свинья.)

- «золотая рыбка, ласточка, сомик» (Дети: лишняя ласточка – это перелетная птица.)

А каких перелетных птиц вы еще знаете? (Дети: грачи, сворец, кукушка.)

- «гупи, золотая рыбка, лиса» (Дети: лишняя лиса – это дикое животное.)

А каких диких животных вы еще знаете? (заяц, волк, медведь)

7. Дидактическая игра «Собери пазлы» (совершенствование умений из частей составлять целое)

Посмотрите, пока мудрый сомик плыл к нам в гости, у него фотографии его друзей все перепутались. Ребята, помогите сомику собрать фотографии.

Кто на фото у Вас ….(Дети: Сомик, золотая рыбка, гупи).

7. Итог занятия:

Молодцы ребята! Что нового Вы сегодня узнали? С кем познакомились?

(Дети: познакомились с аквариумными рыбками.)

Кто живет в аквариуме? (Дети: сомики, гупи, и так далее.)

Чем можно кормить аквариумных рыбок? (Дети: сухим кормом)

Вы очень хорошо сегодня работали и мудрый сомик приготовил вам в подарок волшебные морские камушки.

Конспект занятия в средней группе на тему: «Дни недели».

Цель: продолжать прививать навыки диалога, учить детей составлять рассказ на определенную тему с употреблением заданных слов, отвечать на вопросы полными ответами; обогащать словарный запас детей.

Воспитатель подзывает к себе детей и предлагает объяснить поговорки: «День да ночь – сутки прочь». Почему мы так говорим? Что такое сутки?

Загадка.

Друг за дружкой чередой

Мирно ходят брат с сестрой;

Братец будит весь народ,

А сестра едва придет,

Спать тотчас же всех зовет,

Что это? (День и ночь).

Какие еще части суток вы знаете? (Утро, вечер). Ночь закончилась, а день еще не наступил, что это? (Утро). Утро закончилось, а вечер еще не наступил, что это? (День). Расскажите, что обычно делают люди утром? Что вы делаете утром? Днем? Вечером? Ночью?

Проводится подвижная игра «День – ночь». Воспитатель произносит «День» - дети прыгают, бегают, играют; «Ночь» - дети присаживаются на корточки и закрывают глаза.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки с изображением действий в разное время суток (дети просыпаются, убирают постель, делают зарядку…). Предлагает детям сначала разложить картинки последовательно, а за тем, составить рассказ, употребляя в речи слова (утро, день, вечер, ночь). Заслушиваются 2-3 рассказа.

Физкультминутка.

Дети выполняют движения по тексту.

Хомка, хомка, хомячок,

Полосатенький бочок,

Хомка раненько встает,

Щечки моет, шейку трет,

Подметает хомка хатку,

И выходит на зарядку.

Раз, два, три, четыре, пять –

Хомка зочет сильным стать.

Дидактическая игра: «Что лишнее?»

Утро, вечер, весна, день.

Белый, красный, вечер, голубой.

Утренний, ночной, летний, вечерний.

Весна, осень, день, зима.

Загадки.

Братьев этих ровно семь,

Вам они известны всем,

Каждую неделю кругом

Ходят братья друг за другом.

Попрощается последний

Появляется передний. Что это? (Дни недели).

Что за птицы пролетают –

По семерке в каждой стае,

Вереницею летают,

Не воротятся назад. Что это? (Неделя).

Мы с вами говорили о том, что 24 часа – это сутки. Какой первый день недели? Второй? Третий? Расскажите, что вы делали вчера, чем займетесь сегодня? Какие у вас планы на завтра?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по ФЦКМ в средней группе "Мой город"

Путешествие по городу Омску: закрепление знаний детей о названии родного города,знакомство с его достопримечательностями. Нод приурочен ко дню рождения города Омска....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ФЦКМ в средней группе «Путешествие в осенний лес»

Непосредственная образовательная деятельность по ФЦКМ в средней группе. Тема: « Путешествие в осенний лес». Цель: ознакомление детей с характерными особенностями осенней погоды, природы; раз...

Похожие публикации