Успехи детей – достижения родителей. Успех ребенка в жизни – заслуга семьи

ольга Янкина
Родительское собрание «Воспитание успешного ребенка»

Тема : «Воспитание успешного ребенка » .

Цель воспитателя : научить родителей задумываться о последствиях своих поступков, научить родителей правильно выражать свою любовь к детям.

Задачи для родителей : выявить причину успеха ребенка , научиться применять правила успеха на практике .

Подготовительная работа :

1. Размышление над темой.

2. Опрос детей (видео) .

3. Оформление заставки «Успешный человек , кто он?»

4. Оформление наглядности для родителей : «Детей учит то, что их окружает» , «Что думают дети» , «Великие и мудрые мысли» , «10 условий успеха ребенка » , «10 правил любви» , выдержки из толкового словаря…

Материал : толковый словарь (оригинал, распечатка понятия «успех » , «10 правил любви» (на каждого, ручки (на каждого, листы бумаги, мольберт, заготовка «цветок успеха » , фломастеры, проектор, ноутбук, диск. Подготовить места для работы в подгруппах.

План работы :

1. Заставка «Успешный человек , кто он?» в виде слайдов.

2. Знакомство с понятием слова «успех » .

3. Работа с «цветком успеха » . Мнение родителей «От чего зависит успешность

4. Мнение детей «От чего зависит успешность (проектор)

5. Мнение психолога и педагогов. «10 правил любви» .

6. Выведение формулы успеха в окончательном виде.

7. Обыгрывание ситуаций.

8. Рефлексия.

Ход работы:

1. Заставка «Успешный человек , кто он?»

Многие связывают свой успех с известностью , бизнесом, материальными благами и удобствами… Все это возможно для каждого из нас, если есть стабильная работа, высокая заработная плата, и, самое главное – уверенность в своих силах.

Каким Вы видите будущее своего ребенка ?

Кем он будет? Банкиром, финансистом, бизнесменом, известным врачом или телеведущим?

От чего зависит успех Вашего ребенка сейчас и в будущем ?

Сможет ли он реализовать свои таланты и способности?

Давайте это обсудим.

2. Для начала найдем объяснение слову «успех » .

В толковом словаре Ожегова написано : «Успех » - это удача при достижении чего-либо, общественное признание, популярность».

3. Итак, мы знаем, что такое успех , к чему следует стремиться.

Но, от чего зависит успех , успешность ? Хотелось бы услышать мнение родителей по этому поводу . Предлагаю подумать, написать ответ на своем листке и пояснить. (Работа в подгруппах по 2-3 человека)

Мнение родителей фиксируется на «Цветке успеха » , выводится алгоритм мнения родителей .

4. А теперь узнаем мнение детей, главных участников нашего обсуждения.

Видео показ : «Успешный человек – кто он , «Мой успех зависит от… »

Выводится алгоритм мнения детей, заносится в «цветок успеха » .

5. Многие из Вас пришли послушать мнение специалистов.

Мы предлагаем Вам ознакомиться с определенными правилами родительской любви , условиями успеха .

Для обозрения предлагаются распечатки правил.

10 условий успеха :

1. Любовь к ребенку правильная и мудрая .

2. Совместная деятельность с ребенком , внимание, общение.

3. Эмоциональная поддержка, заверение в любви.

4. Правильное питание.

5. Воспитание полезных привычек (гигиена, забота о своем здоровье и т. д.)

6. Взаимодействие со специалистами.

7. Кружковая деятельность для выявления способностей, талантов.

8. Выбор полезных игрушек, интересных ребенку , развивающие полезные привычки и качества.

9. Соблюдение режима.

10. Опека взрослыми не должна быть чрезмерной.

Проявление самостоятельности необходимо ребенку , как и общение со сверстниками.

10 правил любви :

1 Имя человека - его личное достояние, обращайтесь к ребенку по имени . Это учит ребенка уважать себя .

2 Проявляйте внимание к ребенку , улыбайтесь ему. Это учит ребенка проявлять дружелюбие, улыбаться другим.

3 Хвалите ребенка за каждое достижение. Это рождает его уверенность в своих силах.

4 Никогда не осуждайте ребенка за страхи . Это рождает фобии. Учите ребенка бороться с ними .

5 Разговаривая с ребенком , смотрите ему в глаза. Объясняйте : почему? зачем? для чего? Это помогает ему адаптироваться к жизни через понимание проблем.

6 Научите ребенка уважать других , ценить не только свои успехи , но успехи и других . Тогда у Вас не вырастет эгоист.

7 Не критикуйте взрослых при детях. Иначе ребенок не будет слушаться никого.

8 Не переделывайте ребенка по своим взглядам , а помогите ребенку проявлять себя , свои качества, способности.

9 Никогда не навешивайте на ребенка ярлыки . Они могут приклеиться навсегда.

10 Никогда не сравнивайте себя с другими родителями . У них другие дети.

Зачитывание и пояснение правил.

Диалог с родителями . Выведение алгоритма формулы успеха с учетом мнений сторон.

6. Обыгрывание ситуаций.

Обычная повседневная реакция взрослых.

Реакция с помощью формулы успеха .

1. Ребенок просит шоколадку , капризничает.

2. Ребенок не хочет идти на зарядку.

3. Ребенок раскидывает свои вещи.

4. Ребенок показывает свою работу.

5. Ребенок боится выступать на утреннике.

(Ситуации родители разыгрывают по очереди, по желанию)

Работа подгруппой.

7. Рефлексия : «После этой встречи я…»

Публикации по теме:

1. Больше обнимайтесь. Объятия ребенка снижают эмоциональное напряжение, стресс. Этот контакт позволяет ребенку чувствовать себя в безопасности,.

Духовно-нравственное воспитание. Все начинается с любви Статья о духовно-нравственном развитии детей через интеграцию всех видов художественно-эстетического развития детей. В дошкольном учреждении.

Консультация с элементами тренинга «Гармоничные детско-родительские отношения - залог успешного воспитания ребенка» Цель: способствовать повышению психолого-педагогической компетентности родителей; Задачи: обучить родителей практическим приёмам налаживания.

Преемственность детского сада и школы - важный фактор успешного обучения ребенка в школе «Школа не должна вносить резкой перемены в жизнии детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть.

Консультация для родителей «Раннее дополнительное образование - залог успешного развития ребенка» Дополнительное образование детей – неотъемлемая часть общего образования, которая выходит за рамки Федеральных государственных образовательных.

Не секрет, что каждый родитель и, конечно же, учитель хотят, чтобы дети с интересом и желанием занимались в школе и были успешными в учебной деятельности.

В чем же заключается успешность обучения ребенка в школе?

Критериями успешности обучения школьника являются успеваемость и мотивация к обучению. Успеваемость в обучении – это не просто хорошая оценка результатов деятельности. Это состояние ребенка, качественная характеристика его деятельности, чувство уверенности в собственных силах, высокая позитивная оценка себя, вера в то, что можно достичь высоких результатов. Успешным ученик может стать в условиях только той образовательной среды, которая способна обеспечить соблюдение его прав, создать ему комфортные условия для получения образования, реализовать личностно-ориентированные подходы в образовании, использовать технологии обучения, позволяющие сохранить как физическое, так и психическое здоровье.

Создать такую образовательную среду не просто, и, помимо школы, большую роль в ее создании играет семья. Семья для ребенка — это место его рождения и основная среда обитания. Она определяет очень многое в жизни ребенка. Связь между родителями и детьми относится к наиболее сильной человеческой связи.

Доброжелательная атмосфера в семье, система благоприятных семейных отношений дают ребенку чувство защищенности, любви и принятия, стимулируют и направляют его развитие и тем самым играют немаловажную роль в формировании успеваемости ребенка в школе и мотивировании его к учебной деятельности.

Говоря о понятии успеваемости ребенка, надо отметить, что оно включает в себя такие компоненты, как успешность и успех, которые являются необходимыми для формирования полноценной личности ребенка как ученика. (См. табл. 1)

Всем нам хорошо известно, что школьник учится только тогда, когда учение занимает первостепенное место в его сознании и рассматривается им как ведущая деятельность. Но в подростковом возрасте (особенно в 13-14 лет) ученик не осознает роль учения, он всегда увлечен еще чем-то другим. Поэтому уроки приготавливаются второпях, предметы, требующие усилий и терпения, забрасываются, домашние задания делаются недобросовестно. Но надо отметить, что недобросовестное отношение к учебе далеко не всегда является следствием сильного увлечения. Порою у таких учащихся отсутствует мотивация, т.е. внутренняя потребность к учебной деятельности, либо она слишком мала.

Мотивы учения психолог Лидия Ильинична Божович делит на две большие категории: познавательные и социальные. (См. табл. 2)

В свою очередь эти две большие категории мотивов делятся на более мелкие, но, говоря в общем, познавательные — связаны с содержанием самой учебной деятельности и процессом ее выполнения. К ним относятся познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями, а социальные — связаны с потребностью ребенка в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении, с желанием ученика занять определенное место в системе общественных отношений.

Эти мотивы дополняют друг друга и составляют прочную мотивационную основу для успешной учебной деятельности. У каждого ребенка определенный мотив развит по-разному, поэтому и могут возникать различные проблемы в формировании учебной мотивации.

Быть успешным в школе – это большой труд для ребенка, который требует огромных физических, эмоциональных и психических затрат. Поэтому родителям очень важно сохранить теплые, доверительные отношения со своим ребенком и вовремя помочь ему преодолеть все трудности. Приведенные ниже советы помогут вам в этом.

1. Будите своего ребенка спокойно. Проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос. Не подгоняйте своего ребенка с утра, не дергайте по пустякам, не укоряйте за прошлые ошибки и оплошности.

2. Не прощайтесь, предупреждая и наставляя: «Смотри, не балуй…», «Веди себя хорошо…», «Чтобы не было замечаний о твоем поведении…» и т.п. Пожелайте ему удачи, подбодрите, найдите несколько ласковых слов, ведь у него впереди трудный день.

4. Если видите, что ребенок огорчен, но молчит, не допытывайтесь, пусть успокоится и расскажет сам.

5. Лучшее время для приготовления домашних занятий с ребенком — с 15 до 17 часов. Занятия вечерами чаще всего бесполезны, так как ребенок уже устал от насыщенного учебного дня.

6. Не заставляйте делать все задания в один присест.

7. Во время занятий с ребенком необходимы спокойный тон, поддержка: «Не волнуйся, у тебя все получится», «Давай разберемся вместе, я тебе помогу», похвала (даже, если не очень получается).

8. В общении с ребенком старайтесь избегать условий: «Если ты не сделаешь, то…». Порой условия становятся невыполнимыми вне зависимости от ребенка, и вы можете оказаться в очень сложной ситуации.

9. Будьте внимательны к жалобам ребенка на головную боль, усталость, плохое настроение. Чаще всего — это объективные показатели утомления и трудности учебы.

10. Учтите, что все дети любят сказку перед сном, песенку (детям старшего возраста можно просто сказать несколько ласковых слов). Все это успокаивает детей, помогает снять напряжение, спокойно уснуть. Старайтесь не вспоминать перед сном о неприятностях.

О.М.Карпова, педагог-психолог
отдела образования

Любое действие или бездействие нужно определить для себя посредством ответа на вопрос «Зачем мне это нужно?». Только получив на этот вопрос свой искренний ответ, поймете, действительно ли Вам нужно требовать от себя и от ребенка определенное знание.

Какие знания и навыки будут необходимы Вашим детям для взрослого успеха?

Существует вероятность, которая говорит о том, что ребенок на 95% ребенок займет в свое время в обществе ту ступень, на которой находятся его родители. Таким образом если родители не прикладывают никакие усилия и не обеспечивают развитие ребенка, то с детства родители могут примерно понимать, на каком социальном уровне будут находиться их дети. Выходит, что без определенных дополнительных усилий со стороны родителей и детей результат не будет достойным.

Многие родители принимают решение, что они отдали ребенка в элитную школу, оплатив обучение в частной школе. Так они ожидают вырастить представителя элиты. Но не стоит на это полагаться, так как элитные школы на территории постсоветского пространства не имеют никакого отношения к элитным школам, которые дают нужные знания и располагаются в разнообразных развитых странах. Если же у родителей есть возможность отправить ребенка за рубеж в настоящую элитную школу, то он попадает в новый социум, который состоит из выходцев настоящей мировой элиты финансового и управленческого направления. Так дети получают возможность попасть в новую среду, получая новые навыки и знания, они воспринимают передачу нового воззрения на мир, который направлен на финансовое приумножение.

Полезно знать: для определения нужных навыков для ребенка требуется задуматься с высоты будущего опыта. То есть задумайтесь о том, какие навыки ему будут нужны в возрасте 30-40 лет. Именно так Вы поймете, что большинство знаний, приобретенных в школе, оказываются совершенно ненужными.

Вместе с тем на первый план выходят те навыки, которые направлены на работу с информацией, развитие коммуникативных навыков и эмоционального интеллекта.

Важно: важным заданием для родителей является научить ребенка ставить для себя цели и их добиваться. Сейчас с каждым днем все значительнее уменьшается спрос на сотрудников для рутинной работы или тех, кто не дает конкретных результатов.

Поэтому ребенок должен научиться минимизировать суету и треп, но увеличить результативность тех немногочисленных действий.

Где, как и зачем получить эти навыки?

Для того чтобы достигать высокий уровень успешности ребенка требуется, чтобы ребенок обладал навыками:

  • нацеленности на результат, ребенок должен уметь ставить себе цель, распределять ее по задачам и успешно ее достигать;
  • финансовые, позволяет правильно контролировать и управлять финансовыми потоками, развивает умение зарабатывать и инвестировать;
  • менеджмента, умение управлять другими людьми всегда высоко оценивается и позволяет стать лидером и вести за собой свой коллектив. Эти навыки позволят стать лидером определенного типа (серым кардиналом или харизматичным лидером), научиться манипулировать и организовать работу в команде;
  • скорость обработки информации, позволяет развивать логику, внимание и память.

Эти навыки дети получают благодаря общению и правильной постановке задач перед ними родителями. Правильное воспитание подразумевает использование разнообразных инструментов со стороны родителей. Кроме этого существует многочисленное количество тренингов, кружков и курсов.

Как научить ребенка эффективно действовать, достигать поставленные цели и быть успешным?

Для того чтобы воспитывать ребенка успешным и достигающим успех, родителям нужно обязательно быть примером. Если Вы хотите, чтобы Ваш ребенок был успешным, становитесь успешными сами. Для этого первым шагом является умение абстрагироваться от всех негативных установок, которые были посланы родителями об ущербности мира и недостаточности ресурсов. Самой правильной установкой для себя и для ребенка является понимание того, что в мире много денег, и семья сейчас владеет ровно той суммой, которая на текущий момент нужна.

Полезно знать: для воспитания у ребенка умения управлять своими финансами стоит использовать карманные деньги, которые являются инструментом для обучения.

Для этого ребенок должен вести финансовый отчет, где будет писать сумму, которая была у него на начало недели, полученная и потраченная суммы, а также итоговая сумма на конец недели. Так он научится понимать, что значительная накопленная сумма дает больше возможностей - ребенок учится управлять своими финансовыми потоками. Стоит учитывать, что ни в коем случае нельзя финансово стимулировать ребенка на выполнение домашней работы по самообслуживанию или же школьные успехи. Так Вы его демотивируете и лишаете возможность получения удовольствия от процесса и жажды к познанию.

Как воспитывать детей уверенными в себе?

Ребенок должен быть всегда уверенным в том, что его поддержат, так формируется его внутреннее спокойствие и уверенность. Какие бы ни возникали у него идеи или затеи, не смотря на их наивность и, возможно, глупость, он ждет поддержки и конструктивизма. Так он понимает, что любая его идея имеет право на жизнь. Если родители приучают ребенка к тому, что он может озвучить любую свою идею им, то с годами это чувство уверенности сопровождает ребенка при общении совершенно с каждым.

Также может развиваться неуверенность в себе на фоне некоторых несовершенств во внешности или физиологии ребенка. Для того, чтобы , а в душе приумножал чувство уверенности в себе как можно чаще общайтесь с ребенком о том, в чем он добился положительных результатов. Можно играть с ребенком в игру «Из минусов плюсы», в которой нужно вычленять из недостатков положительные черты. Так например, если у ребенка большие уши, то в противовес можно сказать, что он не смотря на это лучше всех слышит.

Как обучать ребенка эффективным переговорам?

Обучение ребенка эффективным переговорам можно начать с применением инструмента карманных денег. На примерах родителям нужно показать ребенку, что копить и осуществлять итоговую значимую покупку намного интереснее и выгоднее для него по сравнению с растратой на разную мелочь. Так у ребенка формируется понятная и достижимая для него цель. Такой целью может быть ноутбук, айпад или другой интересующий ребенка гаджет.

Сформировав для себя цель, ребенок начинает двигаться к вопросу воплощения своего проекта в жизнь. При этом он пытается продумать все варианты, чтобы приблизить вожделенный момент как можно сильнее. Вот тут в игру вступает переговорщик в нем.

Совет: первоначально покажите ребенку, что Вы готовы принять участие в покупке, но не уверены. Пусть он поработает над тем, чтобы Вас убедить.

Учтите, что ребенок должен Родителей убедить, а не упросить. Так часть цены родители возьмут на себя, если он успешно проведет с ними переговоры.

Следующий шаг - «обработка» друзей и родственников. Ребенок, заинтересованный в приобретении нужного ему гаджета, должен провести максимально успешные переговоры с ними для переубеждения в том, что для ребенка лучшим подарком являются деньги. Понимание того, что от успешной беседы зависит скорость достижения цели, подстегнет его к максимальной подготовки к беседе. Кроме этого так он учится находить финансово выгодные для себя решения всех вопросов.

Как воспитать успешного ребенка. Видео

Родители, которые воспитывают счастливых и способных детей, имеют много общего.

Paul L Dineen/Flickr.com

Они учат детей навыкам социализации

Исследователи из Университета Пенсильвании и Университета Дьюка наблюдали более 700 детей со всей Америки на протяжении 20 лет, чтобы найти связь между развитием социальных навыков в детстве и успешностью в 25-летнем возрасте.

Продолжительное исследование показало, что те дети, которые умеют сотрудничать со своими сверстниками, понимают их чувства, готовы помочь другому и решать проблемы самостоятельно, чаще заканчивают обучение, получают диплом и устраиваются на постоянную работу.

Те же, кто в детстве с трудом налаживал контакт с другими, во взрослом возрасте гораздо чаще попадали в неприятные ситуации, в общем имели более высокие шансы быть арестованными и не могли похвастаться высоким социальным статусом.

«Это исследование показывает, что родители должны помогать детям развивать социальные навыки и эмоциональный интеллект. Это одни из самых важных умений, которые необходимы ребенку для того, чтобы быть подготовленным к будущему, - рассказывает Кристин Шуберт (Kristin Schubert), программный директор Фонда Роберта Вуда Джонсона, финансировавшего исследования. - С раннего возраста эти навыки определяют то, будет ли ребёнок учиться или попадёт в тюрьму, получит ли он работу или увязнет в наркотических зависимостях».

Они ожидают многого от ребёнка

Используя данные национального опроса 6 600 детей, родившихся в 2001 году, профессор Нил Хэлфон (Neal Halfon) и его коллеги из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе смогли обнаружить: ожидания родителей имеют огромное влияние на то, чего их дети достигнут в будущем.

«Родители, которые рассчитывали, что в будущем их ребёнок будет учиться в университете, кажется, подводили его к этой цели, независимо от семейного дохода и других факторов», - рассказал профессор.

Это подтверждается и так называемым эффектом Пигмалиона, описанным американским психологом Розенталем. Его суть заключается в том, что человек, который твёрдо убеждён в каком-либо факте, неосознанно действует таким образом, чтобы получить реальное подтверждение своей уверенности. В случае с детьми, они неосознанно стараются оправдать ожидания родителей.

Матери работают

Психологи обнаружили, что дочери работающих матерей идут в школу уже имея опыт самостоятельной жизни. В будущем такие дети зарабатывают в среднем на 23% больше, чем их сверстники, выросшие в семьях, где мамы не работали и всё время уделяли дому и семье.

Сыновья работающих матерей ярче проявляли тенденцию к заботе о детях и работе по дому: исследование показало, что они проводят на 7,5 часов в неделю больше ухаживая за детьми и помогая по хозяйству.

«Моделирование ситуации является способом подать сигнал: вы показываете, что является уместным в плане того, как вы себя ведёте, чем занимаетесь, кому помогаете», - говорит ведущий автор исследования, профессор Гарвардской бизнес-школы Кэтлин Макгинн (Kathleen McGinn).

Они имеют более высокий социально-экономический статус

Чем выше доход родителей, тем выше оценки их детей - такова общая закономерность. Эти данные могут нас опечалить, ведь многие семьи не способны похвастаться большим доходом и широкими возможностями. Что ж, психологи говорят: такая ситуация действительно ограничивает потенциал ребёнка.

Шон Риердон (Sean Reardon), исследователь из Стэнфордского университета, указывает, что статистическая разница в успешности детей из богатых и бедных семей только увеличивается. Если сравнивать тех, кто родился в 1990 году, и тех, кто родился в 2001 году, то можно увидеть, что этот разрыв вырос с 30% до 40%.

Если не брать во внимание комплексные дорогостоящие меры, сам по себе социально-экономический статус семьи мотивирует детей достигать большего в учёбе.

Они получили высшее образование

Исследование показало, что дети, рождённые матерями в подростковом возрасте, с меньшей вероятностью заканчивают школу и поступают в университет.

Исследование, проведённое в 2014 году под руководством психолога Сандры Танг (Sandra Tang), обнаружило, что матери, которые закончили школу и институт, скорее всего, вырастят ребёнка, который также получит высшее образование.

Ответственность за стремления ребёнка по крайней мере частично лежит на плечах родителей.

Психолог Эрик Дубов (Eric Dubow) обнаружил, что уровень образования родителей на тот момент, когда их ребёнку исполняется 8 лет, является определяющим на следующие 40 лет. Это означает, что именно от него во многом зависит успех ребёнка в будущем.

Они учат своих детей математике с ранних лет

Анализ поведения 35 000 дошкольников из США, Канады и Англии, проведённый в 2007 году, показал: раннее развитие математических способностей становится огромным преимуществом для ребёнка в дальнейшем. Почему так, не очень понятно, но факт остаётся фактом. Дети, которые с малых лет разбираются в числах и простейших математических понятиях, быстрее учатся читать.

Они развивают отношения со своими детьми


Sarah G/Flickr.com

Исследование, проведённое в 2014 году, показало, что дети, к которым относились с пониманием и уважением в первые три года жизни, не только лучше показывают себя в учёбе, но и способны устанавливать здоровые взаимоотношения с другими. К 30 годам большинство из них являются более успешными и образованными людьми.

Родители, которые чутко и внимательно относятся к своему ребёнку, дают ему ощущение безопасности, необходимое для того, чтобы развиваться дальше и исследовать мир вокруг себя.

Они меньше подвержены стрессу

Научные исследования говорят: то количество времени, которое матери проводят наедине со своими детьми в возрасте с 3 до 11 лет, имеет небольшое значение для их развития. Но активное, интенсивное и навязчивое материнство может иметь разрушительные последствия.

Когда мать находится в стрессовом состоянии из-за попыток балансировать между работой и семьёй, она плохо влияет на своих детей. Дело в том, что существует психологический феномен «заразительности» эмоций. Люди способны улавливать чувства друг друга подобно тому, как заражаются простудой. Поэтому, когда один из родителей морально истощён или печален, это мрачное чувство передаётся и ребёнку.

Они ценят усилия, а не страх провала

В течение десятилетий Кэрол Двек (Carol Dwek), психолог из Стэнфордского университета, проводила исследования, в ходе которых обнаружила: дети (и взрослые) способны оценивать успех двумя способами.

Первый из них называется фиксированным мышлением . Люди, которые так думают, оценивают свои способности, интеллект и таланты как данность, как нечто, что уже нельзя изменить. Соответственно, для них успех измеряется лишь этой величиной и все силы они бросают на то, чтобы не только достичь поставленной цели, но и избежать ошибок любым способом.

Существует ещё перспективное мышление , направленное на принятие вызова. Неудача для такого человека является «трамплином» для дальнейшего роста и работы над собственными способностями.

Поэтому, если вы говорите ребёнку, что он успешно сдал тест потому, что у него «всегда было хорошо с математикой», вы приучаете его к фиксированному мышлению. А если вы скажете, что у него получилось потому, что он приложил все силы, малыш поймёт: он может развивать свои способности, и каждое следующее усилие будет приносить новый результат.

Если спросить современных родителей, какими они хотели бы видеть своих детей, то за редким исключением списки этих качеств будут очень похожи. Скорее всего, родители желали бы, чтобы дети были здоровыми, счастливыми, самостоятельными, ответственными. Для этого родители делают все возможное (а иногда и невозможное), помогая своим детям обрести лучшие качества и добиться больших успехов в жизни. И если вопросы здоровья не всегда в родительской компетенции, то помочь своему ребенку стать самостоятельным и успешным – вполне под силу родителям.

Для начала обсудим некоторые противоречия. С какими детьми взрослым удобнее всего иметь дело? Ну конечно же с послушными, точно исполняющими все указания родителей. Активные и самостоятельные дети – это, как правило, неудобные для взрослых дети.

И в детских садах они доставляют много хлопот, и в школах учителя пытаются привести их к общему знаменателю. А сколько усилий необходимо приложить родителям, чтобы направлять энергию маленького «энерджайзера» в мирное русло. И замученные детской активностью родители, часто встают на путь команд и запретов, полагая, что так им быстрее удастся приучить ребенка к дисциплине. Наверное поэтому, одно из первых слов, которое произносит ребенок, становится слово «нельзя». И огромная жажда познания мира в первые годы жизни наталкивается на стену запретов, убивая желание быть любопытным, получать новую информацию. А чуть позже родители удивляются – почему их ребенка-подростка ничего не интересует.

Другой момент связан с ситуацией тотального контроля родителями деятельности своего ребенка. Часто родители жалуются, что ребенок не умеет организовывать свое время и деятельность и пытаются ему помочь. Особенно активными становятся родители, когда ребенок начинает ходить в школу. И тогда они часами сидят с детьми за выполнением домашнего задания, заново осваивая всю школьную программу. А как же иначе? Ведь каждую оценку ребенка они воспринимают как оценку своей родительской компетентности. Если контролировать каждый шаг ребенка — откуда взяться самостоятельности, уже возникает потребность, чтобы каждое твое действие направляли и регулировали. И стоит родителям чуть отвлечься или замешкаться, как дневник наполняется «страшными» оценками, а ребенок попадает в дурную компанию, под влияние новых авторитетов. Так где же нам взять активных и самостоятельных взрослых, если в детях мы поддерживаем абсолютно противоположные качества?

Не следует, конечно, впадать в крайности и выпускать ребенка одного во взрослый мир в свободное плаванье, желательно найти разумный компромисс. Стоитдоверять своему ребенку и выстраивать с ним отношения на основе взаимопонимания. Именно так, а не только в порядке односторонней связи, когда родители пытаются донести до ребенка свою мысль. А открыт ли канал, готов ли ребенок услышать своего родителя? И здесь родителям поможет знание своего ребенка, понимание его уникальности и неповторимости. Все дети разные, что подходит для одного, совершенно неприемлемо для другого, поскольку у него иной темперамент, характер и способности. И родителю необходимо разобраться, что же поможет именно его ребенку стать ответственным взрослым.

Конечно, для этого необходима серьезная и целенаправленная работа . Умение организовывать свою жизнь и деятельность не приходит с рождением. Зачастую и во взрослом возрасте необходимо учиться эффективно использовать время и брать ответственность за свои действия. Помощь родителей в освоении ребенком приемов самоорганизации трудно переоценить. Зная особенности своего ребенка, его возрастные возможности родители последовательно и методично способствуют развитию у ребенка необходимых навыков.

Начать стоит с самого простого – с режима дня. Правильно организованная последовательность действий в течении дня позволяет успеть сделать больше дел. Для ребенка–дошкольника можно вырезать специальные картинки с понятными ему сюжетами на тему «что мы делаем утром, днем и вечером». И ребенок быстро начинает понимать, когда он пойдет на прогулку, а когда мама почитает ему книжку. Дети обычно с удовольствием включаются в эту игру и даже сами начинают напоминать родителям, что сейчас наступает время для рисования, а потом можно вместе заняться уборкой.

Школьник уже сам может написать последовательность своих дел на день, ориентируясь как на собственный опыт, так и на идеальные представления – во сколько нужно утром встать, чтобы вовремя прийти на занятия в школу, или сколько времени потребуется, чтобы выполнить домашние задания. Родителям стоит обсуждать с ребенком эти вопросы как на этапе планирования, т.е. создания режима дня, так и на этапе контроля (на первоначальной стадии освоения режима дня необходимо помогать ребенку переходить от одной стадии к другой). Зачастую родители сами способствуют отступлению от режима дня, когда требуют, например, более тщательного выполнения домашнего задания за счет времени, отведенного на прогулку. А значительное увеличение школьных знаний в последнее время и повышение требований к их усвоению приводит в результате к тому, что все время, которое ребенок находится дома, после занятий, может быть потрачено на выполнение домашнего задания.

И здесь родителям необходимо проанализировать ситуацию — почему у ребенка так много времени уходит на домашнюю подготовку? Ответов может быть несколько.

Первое – в школе очень сложная программа и ребенок с ней не справляется. Скажем, у ребенка нет склонности к языкам, а он учится в специализированной школе, где даже некоторые предметы проводятся на иностранном языке. А родителям во что бы то ни стало хочется, чтобы их дите владело как минимум тремя языками, потому что им в свое время не удалось справиться даже с одним. Спрашивается, зачем ребенку такие мучения, ведь он унаследовал от родителей их способности к языкам, а значит те же трудности. Может родителям стоит признаться себе, что они за счет ребенка решают собственные проблемы, и перевести его в другую школу, где он сможет развить имеющиеся в наличии таланты?

Второй вариант, когда ребенок просто не организован, что называется, наш случай. Тогда родителям стоит приложить силы по упорядочиванию деятельности, и шаг за шагом определять последовательность действий. Какие задания выполняются в первую очередь – простые или сложные, письменные или устные. Можно предложить какой-то алгоритм выполнения упражнения и ребенок будет его использовать на новые, все более сложные задания. Можно попробовать разные системы организации труда (посмотрев специальную литературу – психологи давно занимаются этими вопросами), и понять, какой вариант для вас больше подходит. Если вы видите, что ребенок очень старается, может у него и не сразу получится быстро и качественно выполнять домашнее задание, стоит поощрить его за старания. Совсем не обязательно это будут подарки, и уж тем более не деньги, иначе ребенок бесплатно учиться не будет. Это может быть совместная прогулка, или ребенок займется тем делом, которым он бы хотел позаниматься, а родители отметят, что это время у него появилось, потому что он сегодня быстрее и лучше справился со всеми заданиями. И так постепенно, сначала под контролем родителей, а затем и благодаря самоконтролю ребенок учится организовывать свою деятельность.

Еще один вариант, когда ребенок слишком медленно, по мнению родителей, выполняет задания, может быть связан с типом нервной системы, а отсюда и с темпераментом. И как бы родители не старались – изменить эту характеристику они не в силах. Важно понять, что у их ребенка инертная нервная система и перестать требовать от него невозможного. Особенно трудно это осознать родителям, обладающим холерическим темпераментом, и не понимающими, «ну как можно так долго писать одно предложение»! А для ребенка необходимо прежде всего понимание со стороны родителей, а затем уже овладение приемами самоорганизации, которые как раз и помогут несколько компенсировать медленный темп индивидуальной деятельности.

И еще одна характеристика, оказывающая наибольшее влияние на успехи как в школьной, так и в других видах деятельности — это мотивация ребенка.Большинство родителей знакомы с проблемой, когда дети не хотят учиться. А вот заинтересовать ребенка – это уже творческий подход родителей, общих рецептов здесь не существует. Хочется только заострить внимание на проблеме мотивации и еще раз отметить, что самых больших успехов добиваются даже не те, кто имеет хорошие способности к конкретному виду деятельности, а у кого высокая мотивация. Так что основная задача родителей и состоит в том, чтобы вызывать у детей желание учиться, и находить способы приложения этой потребности.

Каждый ребенок – уникальная личность. Признать это и помочь реализовать заложенный потенциал – святое дело родителей. И тогда родители будут испытывать гордость за успехи своих детей не только по факту родительства, но и за достижения плодотворного сотрудничества.

Похожие публикации