Основные методы воспитания: какой выбрать? Плюсы и минусы разных педагогических систем.

И создать здоровую и доверительную атмосферу в семье, рассказала сайт успешная мама троих детей и по совместительству Миссис Украина Европа 2015 Марианна Межебовская.

Я считаю, что в семьях, где родители выбрали авторитарность, обстановка скорее напряженная. Ведь нужно контролировать, как себя так и ребенка, чаще всего, это утомляет обе стороны. Во-первых, есть свод правил и законов, которые должны неукоснительно соблюдаться, если они нарушаются даже в мелочах, наказание следует достаточно жесткое.

Требования родителей не подлежат обсуждению, мнение ребенка редко бывает принято к сведению, его интересы учитываются только через призму восприятия взрослых. Во-вторых, в таком формате общения всегда соблюдается большая дистанция между членами семьи. Мне кажется, из-за этого проблемы возникают у самих детей, а позже у взрослых, при коммуникациях с ними.

Суть подобного метода воспитания имеет в корне неправильное направление, это подавить волю ребенка, заставить его действовать даже вопреки его желаниям, что приводит, в большинстве случаев, к негативным последствиям.

Многие из них становятся явными, спустя какое-то время, что-то проявляется сразу, а что-то обнаруживается уже у взрослого человека. Вначале, ребенок, которого излишне контролируют, может сопротивляться, это будет выражаться в форме лжи, иногда жестокости и приступах гнева.

Когда ребенок перестает сопротивляться, он становится замкнутым и раздражительным, иногда плаксивым и часто инфантильным, что может продолжаться довольно долго. В итоге мы имеем неуверенность в себе, безответственность, низкую самооценку, ведь у него нет возможности самостоятельно принимать решения, а это накладывает отпечаток на его дальнейшую жизнь.

И, конечно, в такой семье между родителями и детьми не существует близких, доверительных отношений. Если ребенок не смирился со схемой постоянного контроля, конфликты будут возникать достаточно часто, и обостряться по мере взросления.

Для меня стиль воспитания возможен только авторитетный, разница между ним и авторитарным очевидна, необходимо поощрять любое проявление инициативы и самостоятельности в своих детях, в разумных пределах, это принесет больше пользы, чем вы думаете.

Важно быть открытым для того, чтобы обсуждать правила и требования к собственным детям, ведь мы, взрослые, тоже совершаем ошибки.

У ребенка всегда есть необходимость чувствовать эмоциональную поддержку, любовь и теплоту родителей, которые беспокоятся, как о духовном, так и физическом развитии своего чада.

Когда отношения в семье гармоничные, все вопросы решаются просто, потому что вся семья взаимодействует и сотрудничает, нет борьбы за доминирующее положение и власть. Такие отношения стабильные и близкие, родители на собственном примере стараются научить ребенка, который относится к ним с уважением и признает их авторитет.

Плюсов, на самом деле, много, ведь у каждого члена семьи есть личное пространство и время, а дети могут высказать свою точку зрения, или предложить свой вариант решения задачи. Чаще всего, у детей нестандартный подход, а также другой взгляд на этот мир.

Важно прислушиваться друг другу, благодаря этому достигается гармония и понимание. Минусов, при правильном подходе быть не должно, потому как любой вопрос можно решить, обсудив его всей семьей. Авторитетное воспитание, это не анархия, а сотрудничество, в котором обе стороны проявляют желание идти на компромисс.


Как, благодаря правильному общению с ребенком, найти правильное решение, даже в самой сложной ситуации

Примеров много, но приведу один, иллюстрирующий ярче всего, необходимость прислушиваться ко мнению своих детей. Когда моей старшей дочери было три года, мы не могли спокойно передвигаться в автомобиле. Её укачивало, вестибулярный аппарат был слабым, и я уже не знала что придумать.

Однажды она мне сказала: «Мама, я знаю, что есть такая школы, в которой готовят космонавтов, они ежедневно тренируют вестибулярный аппарат. Может запишем меня в такую?». Я задумалась, и нашла выход, мы каждый день ходили с ней в парк аттракционов, покупая билеты на все карусели.

К концу лета уже катались по двадцать кругов на каждой карусели, а когда возвращались в Киев, то восемь часов в дороге пролетели незаметно и без проблем. Сейчас дочери 16 лет и она понятия не имеет, что такое тошнота или недомогание в транспорте, не важно, что это: самолёт, поезд или машина.

Как правильно мотивировать своих детей делать то, что вы считаете правильным

Сначала я стараюсь привить им любовь к какому-то делу, это гарантирует хороший результат и удовольствие от занятий. Мне очень хочется, чтобы каждый мой ребёнок, кроме школы и спорта, играл на каком-то музыкальном инструменте. Поэтому, я отдала сына на скрипку.

После месяца занятий, когда обсуждали успехи, он сказал: — «Мама, хочу учиться игре на саксофоне!»., когда я спросила: — «Почему?», — сын ответил: — «Представляешь, если однажды поиграю на саксофоне своей жене, она будет любить меня еще сильнее!». Конечно мы поменяли предмет, ведь он уже видит зачем ему это нужно, а значит есть цель и желание. Теперь он просто летит на уроки, это сказывается на его успеваемости и настроении в целом.

Если мы чаще будем прислушиваться к своим детям, разрешая им самостоятельно делать выбор, это позволит избежать многих ошибок, а также подчеркнет наш авторитет в отношениях с ними. Авторитетное воспитание, это желание прислушиваться к мнению своего ребенка. Давать ему возможность принимать решения и брать ответственность за свои поступки с детства.

В воспитании детей условно выделяют несколько подходов. О плюсах и минусах каждого – читайте ниже.

Конечно, редко кто из родителей изо дня в день строго - как по справочнику -придерживается одного варианта. Но, тем не менее, какой-то стиль всегда преобладает.

Демократия

Плюсы

Демократический стиль воспитания на сегодняшний день считается, пожалуй, самым оптимальным и эффективным. Уважительное отношение к ребёнку, доверие, свобода выбора, развитие самостоятельности - все это неоспоримые достоинства подхода. Демократичные родители стараются избегать необоснованных требований, с самого раннего возраста начинают объяснять ребёнку, почему они что-то запрещают или разрешают. Малыш растет рассудительным, учится принимать решения и выражать собственное мнение. Между детьми и родителями хорошо налажен диалог.

Минусы

Однако минусы у демократического стиля тоже есть. Дело в том, что при таком подходе ребёнку довольно рано предлагают нести ответственность за свои решения и поступки. Но не все дети готовы к этой ноше - для многих она может оказаться непосильной. Несвоевременная, слишком большая ответственность повышает уровень тревожности, может привести к невротизации малыша. Поэтому стоит учитывать индивидуальные и возрастные особенности ребёнка, предлагая ему брать ответственность лишь за то, с чем он действительно может справиться сам.

Авторитаризм

Плюсы

Воспитание, основанное на безграничной власти родителя и абсолютном его авторитете сложно назвать идеальным выбором. Однако есть у этого метода есть свои плюсы: высокая требовательность мамы или папы помогает ребенку структурировать свою жизнь - у малыша все четко и понятно, все решения принимают родители. Это закаляет волю, учит не бояться трудностей и преодолевать препятствия - ведь требования родителей не всегда так просто выполнять. Если ребёнок изначально обладает сильным характером, то в нем формируется упрямство и воля к победе - ведь рано или поздно он начнет противостоять властным родителям, и это качество пригодится ему для достижения дальнейших целей. Упорство, умение ждать нужного момента, терпение - вот черты, которые могут сформироваться у ребёнка в авторитарной семье.

Минусы

Но эти качества могут и не сформироваться вовсе, если малыш изначально наделен нежным и мягким характером и не в силах выдерживать конфликты. Такой ребёнок вырастет зависимым, несамостоятельным и неуверенным в себе - ведь родители не давали ему шанса проявить свою самостоятельность. Кроме того, даже если ребёнок не «мямля» и готов бороться за свою независимость, такой стиль воспитания неизбежно приведет в серьезнейшим конфликтам, как только кроха подрастет. И если родители вовремя не «ослабят вожжи», то отношения могут испортиться очень сильно, а порой и безнадежно. А еще дети накопят множество обид.


Детоцентризм

Плюсы

«Главный в нашей семье - ребёнок!», - вот девиз этого подхода. С появлением малыша весь мир начинает вращаться вокруг него. Какие тут плюсы? Во-первых, он чувствует себя любимым и желанным, во-вторых, общая цель объединяет родителей и всех прочих родственников - все готовы действовать сплоченно в интересах малыша. В-третьих, ребёнок получает все необходимое для полноценного роста и развития. Все это, безусловно, совсем неплохо.

Минусы

Однако, при таком подходе ребенок круглые сутки в режиме 24/7 окружен не только вниманием, но и чрезмерной опекой, навязчивой заботой и беспокойством родителей и прочих родственников. Малыш привыкает получать все по первому требования, он не учится заботиться о близких, напротив, усваивает, что его желания и потребности важнее других.

Это приводит к печальным последствиям: во-первых, ребёнок вырастает абсолютным эгоистом, неспособным думать ни о ком, кроме себя. А во-вторых, он рано или поздно сталкивается с суровой правдой жизни и переживает настоящий шок: никто вне семьи не будет относиться к нему, как к центру Вселенной, с него будут требовать так же, как и с других. Это может привести к проблемам не только в общении со сверстниками (а они, в свою очередь, тоже не станут признавать его исключительность, а если он решит настаивать, еще и прозовут зазнайкой), но и к более серьезным проблемам во взрослой жизни - в институте, на работе, в семье. Важно не только любить самого ребёнка, но и учить кроху проявлять любовь и заботу к другим людям.

Полная свобода

Плюсы

Безграничная свобода - это ли не мечта всех детей? Если родители избегают любых ограничений и абсолютно все позволяют малышу, то, вполне возможно, что они вырастят творческую и независимую личность - ведь отсутствие запретов дает безграничный простор для самовыражения. Это, пожалуй, главный плюс подобного подхода.

Минусы

Минусы, при этом, куда более существенные. Во-первых, вседозволенность может привести к серьезным ошибкам в жизни ребёнка, о которых он первый и будет сожалеть, когда вырастет. «Не хочешь делать уроки? Не делай!», «Отказываешься от занятий с логопедом? Не будем к нему ходить!», «Не нравится есть кашу по утрам? Ешь, что хочешь» - такой подход только выглядит, как свобода выбора. На самом деле, это скорее перекладывание ответственности за принятие решений на маленького человека. Решений, последствия которых он не в состоянии просчитать. Малыш пока не понимает, что может остаться без образования или «посадить» желудок. Задача и прямая обязанность родителей - думать о последствиях всех принимаемых решений. Идя по пути отсутствия рамок, ограничений и вседозволенности, мамы и папы оказывают ребенку медвежью услугу: кроха учится следовать за сиюминутными желаниями и прихотями, часто в ущерб собственным интересам, а то и здоровью, и оказывается совершенно неспособным прилагать усилия, идти к цели и трудиться. Причем став взрослым, ребёнок не оценит вашу систему, а еще и обвинит во всех своих неудачах именно родителей. И в чем-то, безусловно, будет прав.

Основанная задача воспитания — это формирование у ребёнка правильных взглядов и убеждений, которые помогут ему стать гармоничной личностью, развитой и способной счастливо жить в обществе. Главную роль в воспитании детей играют родители, именно они должны выработать для себя подход к ребёнку и решить, как именно и чему его учить.

Существует множество уже разработанных и опробованных методик обучения и воспитания детей. У всех методик есть плюсы и минусы, есть свои нюансы и тонкости.

Макаренко

Антон Семёнович Макаренко - советский педагог и писатель. Уже при жизни его деятельность и труды как воспитателя и педагога получили высокую оценку. Макаренко стал примером передового опыта в воспитании, особенно в трудовых колониях для несовершеннолетних правонарушителей.

«Научить человека быть счастливым — нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно», — это одна из самых известных цитат советского писателя и педагога Антона Семёновича Макаренко. Он придерживался принципа семейственности и социального общения в вопросах воспитания ребёнка, отмечая, что один человек, какими бы качествами он ни обладал, не может воспитать ребёнка.

По теории Макаренко, воспитывает ребёнка всё — обстоятельства, вещи, действия, поступки людей, даже незнакомых. То есть воспитание — это та среда, в которой растёт ребёнок. В трудах советского педагога говорится о принципах взаимного уважения как в семье, так и в других коллективах, о роли игры в жизни ребёнка, а также о том, что труд должен быть одним из самых основных элементов воспитания.

Критики и сторонники исключительно словесного и книжного воспитания назвали принцип приучения детей к труду «мозольной педагогикой».

Макаренко выступал за полную демократизацию воспитания и обучения и за создание нормального психологического климата в детской среде. Принцип детского управления Макаренко воплощал в жизнь, на собраниях его воспитанники могли свободно обсуждать и принимать решения по всем вопросам своей жизни, при этом голоса воспитанника и педагога были равны.

В этом суть идеи не только советской коллективизации, но и полной ответственности за свои решения и поступки, связанные не только с организацией своей жизни, но и с судьбой других людей. Кроме этого, Макаренко настаивал на дружеском общении детей и воспитателей.

Комментарий психолога

Анна Хныкина, руководитель психологического центра «СоДействие» :

Времена возникновения этой системы — это Россия, двадцатые годы XX века. В это время была актуальна задача воспитания и борьба с беспризорниками.

Идея о том, что человека воспитывает среда (ещё пока не общество) взята из существовавшего и бывшего уже тогда модным психоанализа. Основное новшество именно Макаренко — трудотерапия, создававшаяся для детей-травматиков, умеющих выживать в трудных условиях самостоятельно, подчас — любой ценой.

Сильные стороны этой системы в том, что на фоне общей катастрофы она помогает выжить и собраться с духом: «Окружающая нас разруха — это не рухнувший мир, а возрождение». Эта система подходит для экстремального состояния общества, и в своё время она была очень актуальной и успешной.

Слабые стороны в том, что не учитывается наличие желаний у ребёнка, или они не признаются «хорошими», существуя отдельно от коллектива, ведь всё должно быть согласовано. Мы вместе делаем общее дело, поэтому всё надо согласовывать, и желательно хотеть того, чего и все. Похоже на армейский лозунг: не можешь — научим, не хочешь — заставим. Самостоятельного выбора не предполагается, что губительно сказывается на развитии личности, её творческой части.

«Воспитание красотой»

Василий Сухомлинский - выдающийся советский педагог-новатор. Его взгляды представлены в «Этюдах о коммунистическом воспитании» (1967) и книге «Сердце отдаю детям». Всего же он автор около 30 книг и свыше 500 статей, посвящённых воспитанию и обучению молодёжи.

Василий Александрович Сухомлинский — советский педагог-новатор. Он построил свою педагогическую систему на принципах гуманизма. Все процессы воспитания, обучения, творчества, развития должны быть ориентированы именно на ребёнка, а само обучение должно быть в радость. Большая роль отводилась формированию мировоззрения ребёнка, слову учителя, художественному стилю изложения и «воспитанию красотой».

В одной из своих самых известных книг — «100 советов учителю» — Сухомлинский писал о том, что ребёнку должно хотеться учиться без насилия и принуждения.

Важную роль в процессе обучения и воспитания отводилась личности учителя и его умению построить совместную работу с обоими родителями.

Комментарий психолога

Анна Хныкина :

Эта система возникла в до и послевоенные годы XX века. Актуальная задача воспитания — научить любить Личность. Причём не свою, не просто ближнего, а Взрослого. Актуален подход «Наша учительница — самая лучшая!». Фактически — подготовка к «культу личности» во взрослой жизни.

Сильные стороны — формирование любви к прекрасному, эстетическое воспитание, развитие творческого в человеке, учёт индивидуальных возможностей и способностей.

Слабые стороны в том, что это педагогика соблазна — личность учителя переоценена, учитель преподносится как «идеал значимого взрослого», работает под «эту музыку» с родителями, помогая им быть более правильно подходящими для своих детей — что может быть надуманнее? Но дети восторженны, все счастливы, вырастает зависимая и часто когнитивно запущенная личность.

Вальдорфское образование

Рудольф Штейнер - австрийский философ, эзотерик, социальный реформатор и архитектор. Признание получил как исследователь наследия Гёте и его теории познания, в начале двадцатого века основал духовное движение антропософию и эзотерическую христианскую философию.

Эта форма обучения и воспитания имеет множество тонкостей и нюансов, а также она часто критикуется из-за того, что основана на работах Рудольфа Штайнера, многие высказывания которого носили оккультный характер.

Принцип «вальдорфско-штайнеровской педагогики» основывается на отрицании массовой специализации в школьном возрасте и принципе «неопережения» развития ребёнка. В таких школах отсутствуют оценки, а преподавание ведётся преимущественно без учебников.

Педагогика должна быть подчинена исключительно потребностям развития ребёнка и базируется не только на развитии интеллектуальных способностей, но и на эмоциональном взрослении.

Данная система обучения избегает любой нагрузки на память и на мышление до 7 лет. Позже учебный материал преподаётся эпохами согласно возрасту ребенка, например, в 6 классе, когда у детей формируется представление о государственности, проходят историю Римской империи, а в 7 классе, в период начала полового созревания, проходят Средневековье — из-за его выраженной мужественности и женственности.

Комментарий психолога

Анна Хныкина :

Времена возникновения: 20-30 годы XX века, Германия. Актуальные задачи времени — остро нужно было что-то новое для воспитания нового поколения в фашисткой Германии, свободных и сильных людей со своим мнением.

Сильные стороны в воспитании духовности, формировании сплочённости в коллективе, семейственности, жизни без «гаджетов», творческом, упорядоченном когнитивном и эмоциональном развитии в гармонии.

Слабые стороны в том, что обычно эта форма образования дорога в финансовом отношении. Кроме этого, вся семья вовлечена в активный процесс обучения своего ребёнка, в то время как большинство современных психологических направлений развития всё-таки склонны считать школу некой зоной развития ребёнка как раз вне семьи, где он пробует свою самостоятельность и ответственность «на зубок» сам.

Ну и к минусам я бы отнесла основной посыл этих заведений, который звучит с неким перегибом: «Наша школа — самая лучшая!».

Система Монтессори

Мария Монтессори - итальянский врач, педагог, учёный, философ, гуманистка, католичка. Была признала одним из педагогов, определивших способ педагогического мышления в ХХ веке.

Первая «школа Монтессори» была открыта Марией Монтессори 6 января 1907 года в Риме. Школа была ориентирована на детей-олигофренов, но позже принципы Монтессори оправдали себя в применении для обычных детей.

Главный постулат этой системы в убеждении, что каждый ребёнок развивается по своему личному, абсолютно индивидуальному плану в специально подготовленной среде. Задача воспитателя — помочь ребёнку организовать свою деятельность так, чтобы творческий потенциал получил максимальное развитие.

Группы детей в таких школах объединяют по принципу семьи, где дети от 3-х до 12-ти лет занимаются вместе, при этом нет классно-урочной системы, а вместо школьных парт используются лёгкие переносные столики со стульчиками и коврики для занятий на полу.

Педагогика основывается на равноправных отношениях между взрослыми и детьми, а также на постулате: «Свободная работа ребёнка в специально подготовленной среде».

Выбор в этой ситуации неоднозначен, так как каждый вариант имеет свои плюсы и минусы. Для многих родителей семейное воспитание представляется более естественным, особенно для дошкольника – ребенок растет в привычных домашних условиях, с соблюдением физиологичного режима, без лишних стрессов и перегрузок. Ни один, даже самый замечательный воспитатель, не сможет обеспечить сразу всем ребятишкам «домашнее» качество ухода. Чем младше ребенок, тем важнее бытовые мелочи, которые его окружают – вовремя ли ему поменяли штанишки, помогли ли умыться и прочистить носик, дали ли достаточно времени, чтобы справиться с обедом, обратили ли внимание, что малыш устал и т.п.

Нередко у родителей возникает и вполне обоснованное желание оградить ребенка от общения с не самым приятным окружением – как детей, так и взрослых в детском учреждении. Наверное, у многих, прошедшего дошкольную систему воспитания, есть свои негативные воспоминания о нем. И избавиться от таких впечатлений бывает не так то просто. В этом смысле длительное домашнее воспитание дает родителям больше возможностей прививать ребенку хорошие манеры и влиять на становление его личности. Если же есть желание и возможности родители могут заниматься с малышом самостоятельно или нанять гувернантку или репетиторов, которые дополнят «образовательное» окружение ребенка.

Вообще, образование ребенка начинается в семье, семейное образование – основа познавательных способностей малыша. Первые учителя крохи – это его родители. И их влияние сохраняется очень долго, не смотря на то, что чем старше ребенок становится, тем большую роль начинает играть обучение вне семьи. Влияние близких взрослых выражается в расширении кругозора ребенка, в том, что именно родители, бабушки и дедушки прививают ему интерес к различным областям знания и творчества. Условия, созданные для развития малыша в семье определяют то, как он будет учиться, будет ли стремиться к получению новых знаний или ограничится тем минимумом, который гарантирует ему спокойное существование в школе. Но, остановившись на варианте исключительно семейного воспитания, родители сталкивается с трудностями как технического, так и вполне содержательного характера.

Во-первых, встает вопрос обеспечения познавательного развития ребенка – выбор образовательных программ, подбор домашних педагогов, «подтягивании» знаний и умений ребенка к требованиям типовой программы школьного обучения (исключительно семейное воспитание в нашей стране пока редкость, как правило, рано или поздно ребенок выходит в систему общественного школьного образования). Ребенок, воспитывающийся дома оказывается лишенным самого ценного, что дает детям обучение в группе – это умение концентрироваться на объяснении педагога и возможность сравнивать свои успехи с достижениями сверстников, именно это сравнение позволяет осознать качество своих знаний, без чего невозможно полноценное обучение.

Во-вторых, у ребенка, регулярно не посещающего детские образовательные учреждения, значительно ограничивается общение вне семьи. Он не получает богатого опыта общения и взаимодействия с детьми и взрослыми, доступного его сверстникам в детских садах, группах развития и детских клубах. Посещение групп кратковременного пребывания, эстетических студий, детского сада, гимназии или школы, предлагает ребенку широкие возможности общения и обучения совместно с другими детьми. Ребенок учится самостоятельно строить отношения с разными людьми. Со взрослыми – воспитателями и педагогами, ребенок учится подчиняться общей дисциплине (что необходимо для адаптации к требованиям школы), учится преодолевать свою робость и сомнения, обращаться с вопросами и просить о помощи. Так же ребенок учится устанавливать отношения на «социальной дистанции» - благожелательные, но не близкие, учится защищать свое психологическое пространство, требовать уважения от окружающих, отстаивать свое мнение в социально приемлемых формах. Многие родители опасаются, что в большом детском коллективе ребенок будет теряться, чувствовать себя некомфортно.

Поначалу это действительно так, но со временем разнообразное детское окружение становится явным преимуществом. Ребенок получает возможность общаться, взаимодействовать, конкурировать, ссориться и договариваться с разными детьми – и с шумными, и с упрямыми, и с агрессивными, и с робкими. Появляется возможность выбирать себе друзей, устанавливать первые близкие отношения со сверстниками, ребенок начинать познавать кодекс равенства и товарищества. Интенсивное общение с детьми, без постоянного контроля и поддержки со стороны взрослых учит ребенка гибкости поведения, способности не действовать по первому побуждению, а оценивать ситуацию, учитывать мнение других ребят. Только в общении с равными, возможна децентрация - понимание того, что одну и ту же ситуацию можно видеть по-разному, что у других есть свои интересы, которые необходимо учитывать, чтобы продолжать общаться и играть вместе. Выбор между исключительно семейным и общественным образованием не прост. Наверное, лучшим выходом из этой ситуации является индивидуальный подход к обучению ребенка, который приложим к обоим вариантам организации образовательной среды – и к семейному воспитанию, и к обучению в общественных учреждениях.

Индивидуальный подход к обучению ребенка

Индивидуальное обучение, репетиторство и психологическое сопровождение на то и индивидуальное, чтобы его использовать дозировано в разных ситуациях и для разных детей. И здесь стоит четко различать индивидуальный подход к обучению, который необходим при занятиях с любым ребенком вне зависимости от его личных особенностей, и собственно индивидуальное обучение, предполагающее, что ребенок занимается только один на один с педагогом.

Индивидуальный подход к обучению ребенка предполагает, что учитывается как своеобразие самого ребенка , так и воспитательные и образовательные цели его родителей. Для одного родителя важнее умственное, познавательное развитие. Другой может в большей степени ориентироваться на развитие творческих способностей малыша. Третий видит цель образования в расширении возможностей ребенка самостоятельно искать решение проблемы, стремиться к достижению намеченных целей. Родителям любого ребенка полезно время от времени обращаться к помощи компетентного педагога, психолога, логопеда для определения сильных и слабых сторон развития малыша, построения индивидуальной траектории его развития. Специалист поможет определить, каковы возможности ребенка на данный момент, оценить его задатки и интересы, и самое главное – построить прогноз его развития на ближайшее время, с подробными рекомендациями о том, как, в какой форме, насколько интенсивно необходимо вести развивающую работу. Сроки обращения за консультациями в первую очередь зависят от потребностей ребенка и родителей, но также во многом привязаны и к требованиям системы образования. Сейчас можно говорить, что ребенка полезно показать специалистам по обучению и психическому развитию (психологу, логопеду, педагогу по раннему развитию или дошкольному педагогу) в возрасте:

  • около двух лет , когда уже можно делать выводы о соответствии развития ребенка возрастной норме, выявить своеобразие речевого и познавательного развития малыша, спектр его навыков, умение общаться вне семейного окружения.
  • около трех лет , когда происходят глобальные изменения в личностном развитии ребенка , которые сильно влияют на его готовность учиться, усваивать новое, активно действовать или ждать первых шагов от взрослых. Кроме того, в этом возрасте многие дети начинают регулярно посещать дошкольные образовательные учреждения, что нередко становится для семьи стрессовой ситуацией, требующей грамотного психологического сопровождения.
  • около пяти лет , когда имеет смысл задуматься о подготовке к школьному обучению, посмотреть, какие стороны развития ребенка нуждаются в более внимательном отношении взрослых, чтобы не возникло сложностей накануне школы. Также этот возраст благоприятен для выявления частных способностей ребенка к различным областям творчества.
  • перед поступлением в школу – чтобы проверить, насколько ребенок готов к систематическому обучению, выявить стороны его развития, нуждающиеся в безотлагательной коррекции и способы нейтрализации источников возможных трудностей в школьном обучении. Большое внимание стоит уделить выбору вариантов школьного обучения с учетом способностей ребенка справляться с высокими нагрузками, индивидуального темпа интеллектуальной деятельности, особенностей развития внимания и т.п.

Такие консультации помогут родителям и педагогам, работающим с ребенком, адаптировать программу обучения к потребностям самого ребенка , составить индивидуальный план его развития, который может быть реализован и в рамках общественного группового образования. В большинстве случаев достаточно расставить некоторые акценты, выделить стороны развития ребенка , нуждающиеся в особом внимании (дополнительных занятиях по типовой или альтернативной программе, репетиторстве или специальной коррекции с участием специалистов: дефектологов, медиков или психологов). При этом все преимущества общественного образования дополняются заботой о развитии конкретного ребенка без нивелирования его личного своеобразия. Собственно индивидуальное по форме обучение очень полезно в тех сферах, где можно говорить о развитии особых способностей ребенка , одаренности - в музыке, живописи, танцах, спорте и т.п. Работая с таким ребенком один на один, педагог сможет дать ему гораздо больше, чем в группе, а ребенок , не отвлекаясь на других детей, лучше сосредотачивается на том, чему его обучают. Другая сфера приложения индивидуального обучения – работа с так называемыми «сложными», «особыми» детьми. Если у ребенка есть серьезные проблемы со здоровьем, явное отставание от сверстников или поведенческие проблемы, конечно, лучше заниматься с педагогами индивидуально, а со сверстниками общаться не на занятиях, а во дворе, на детской площадке, в группе общения или детском клубе. Кстати, нередко индивидуальное обучение становится единственно возможным не только для детей с отставанием в развитии, но и для тех, кто значительно опережает сверстников по своим знаниям, умениям, кругу интересов, темпам работоспособности. Одаренный ребенок , несмотря на все свои высокие достижения, нуждается в повышенном внимании родителей и педагогов, так как его психика испытывает большие нагрузки, чем у «среднестатистических» детей того же возраста. Опережение в интеллектуальном развитии часто не сопровождается опережением в развитии личностном. Поэтому, рано начав заниматься в дошкольной гимназии или школе, перескакивая через класс, ребенок может оказаться в непростой ситуации. Из общения с детьми своего возраста он выпадает, но не может войти в компанию своих старших по возрасту однокашников, на их фоне выглядит инфантильным. В этом случае полезно обучать ребенка индивидуально, дополняя обучение занятиями с детьми одного возраста в тех сферах, где способности ребенка приближаются к среднестатистическим. Но вместе с тем исключительно индивидуальное обучение имеет и ряд негативных последствий для развития ребенка . Во-первых , общение только с гувернером или репетитором ограничивает возможности общения ребенка со сверстниками, что не самым лучшим образом сказывается на его умении взаимодействовать с окружающими, способности уверенно чувствовать себя в социуме. Во-вторых , при обучении в группе у ребенка всегда есть возможность сравнить свои достижения с успехами сверстников, что положительным образом влияет на формирование самооценки ребенка , способность критично относиться к своим успехам и приложенным усилиям. Поэтому не нужно стремиться без необходимости к индивидуальному обучению. Общаясь с учителем лично, будучи под постоянным присмотром и в центре внимания, ребенок быстрее усваивает программный материал, но хуже овладевает навыками самообучения. А для успеха во взрослой жизни нужны не столько знания, сколько способность самостоятельно их добывать.

Всему свое время

Так что же выбрать – домашнее обучение, репетиторов, детский сад или пансион? Как сочетать возможности разных форм обучения и воспитания? Наверное, у каждого родителя есть четкое представление о том, как надо обучать ребенка , каких ошибок следует избегать. При этом мы основываемся в первую очередь на негативном или позитивном опыте, вспоминая свои школьные годы. Многое зависит и от финансовых возможностей семьи дать ребенку приличное образование. Но при прочих равных условиях можно выделить общие возрастные особенности организации обучения ребенка , которые вносят свои коррективы в построение индивидуального плана развития ребенка . В разном возрасте ребенок нуждается в разных формах общения и обучения, и это надо учитывать при организации развивающей среды. Наилучшие результаты дает гибкое и гармоничное сочетание развивающих возможностей семьи и усилий профессиональных педагогов. Обучение, как и воспитание, начинается с рождения ребенка . С первых дней, общаясь с близкими взрослыми младенец учится – смотреть и видеть, слушать и слушать, быть внимательным, просить помощи и действовать самому. В младенчестве складывается не только стиль взаимоотношений с окружающими, но и стиль интеллектуальной активности ребенка , которая прямым образом влияет на последующие успехи ребенка в обучении. Младенцу важнее всего близкие отношения с мамой. Именно мама, общение с ней становится для него источником новых впечатлений, новых интересов и сил исследовать этот мир. Вообще-то говоря, в этом возрасте любые игры, любое взаимодействие с ребенком можно рассматривать как настоящее развивающее занятие. Собственно образование в этом возрасте реализуется через организацию развивающей среды и общение со взрослыми. При этом участие профессионального педагога может ограничиться консультированием по созданию игровой развивающей среды, подборе игрушек и организации режима дня ребенка . Ребенок подрастает, с каждым днем его возможности расширяются, и внимательный родитель видит, как быстро малыш схватывает все новое, что появляется в его окружении. Такой быстрый темп развития нередко просто завораживает. Маленькие дети поражают воображение взрослых своими способностями – около полутора лет становится видно, что у ребенка масса задатков. Многим мамам и папам хочется использовать момент, начать систематическое обучение ребенка . Тем более, что возраст от 1,5 до 2,5 лет в силу целого ряда факторов весьма благоприятен для овладения различными навыками – дети легко овладевают разговорной речью на иностранных языках, учатся тонкому восприятию оттенков цвета, звуков музыки, способны без всякой робости самовыражаться в движении под музыку. Но развивающая работа с малышами – задача не самая простая. В отличие от школьника, и тем более взрослого, у ребенка нет стремления учиться, делать правильно, лучше, чем обычно у него получается. До трех лет большинство детей хотят не учиться у взрослого, а стремятся просто действовать – не говорить правильно, а разговаривать, не запоминать названия геометрических фигур, а строить из них домик, не рассматривать картинки, а перелистывать странички, не рисовать аккуратно, а играть с красками и т.п. Ограничение активности, требование аккуратности, внимательного отношения к тому, что делает взрослый, нередко, вызывает бурю возмущения у ребенка – ведь взрослый мешает ему действовать так, как хочется! Вообще при занятиях с маленькими детьми всегда следует помнить о том, что интеллектуальный потенциал малыша, как правило, сильно опережает его возможности управлять своим поведением, поэтому «несобранность» двухлеток надо принимать как данность. Обучение в этом возрасте возможно только через игру с ребенком, при этом полезно идти за замыслом малыша и очень корректно предлагать новое видение ситуации, новые способы действия, еще не знакомые крохе. Ребенок развивается, познает окружающий мир, его закономерности через собственные исследовательские действия и взрослые могут помочь ему в этом, предоставив возможность совместного исследования возможностей предметов в видах деятельности, доступных малышу – в рисовании – красками (кисточкой или пальчиками), карандашами, фломастерами, мелками, в лепке, в аппликации, в играх с водой, песком, палочками и камешками, крупами, тестом, мукой и т.п.. Каждой маме знакома непоседливость юного исследователя, как настойчиво он требует новых игр и как быстро переходит от одного занятия к другому. Усидчивость, концентрация внимания – не самые сильные стороны ребенка до трех лет. Конечно, надо развивать способность заниматься одним делом продолжительное время, но заставить малыша невозможно – он быстро устает, может раздражаться, или вовсе теряет интерес к навязываемым занятиям. С другой стороны, для развивающих занятий в этом возрасте очень важна регулярность. Ребенок качественно овладевает новыми умениями постепенно, только если постоянно создаются похожие ситуации, в которых вновь и вновь повторяется то, что заинтересовало его в прошлый раз. Кроме того, не стоит забывать про личностную незрелость малыша. Не смотря на все свои таланты, он еще не готов самостоятельно общаться с педагогами вне семьи. Помещение ребенка в самые замечательные ясли, с прекрасными педагогами и чудной развивающей средой, продолжительный по времени отрыв от матери, нередко становятся настолько тяжелым стрессом, что его последствия продолжают сказываться еще многие годы, мешая ребенку не только гармонично строить свои отношения с окружающими, но и успешно учиться. Поэтому воспитание и обучение малыша в этом возрасте вне семейного окружения вряд ли можно рассматривать как благоприятный вариант. Организовать систематические занятия с ребенком дома можно, но сложно. Во-первых , потому, что у мамы есть масса других обязанностей и интересов, и даже при большом желании и готовности самой заниматься со своим малышом, делать это регулярно непросто – нужно еще и просто гулять на улице, играть и общаться с ребенком и без развивающих целей. Во-вторых , вообще позиция мамы или няни и позиция репетитора разные. От близких взрослых ребенок ждет безусловного принятия, понимания и поддержки, ценит в них способность радоваться его идеям, быть сопричастным его переживаниям. Поэтому сколько-нибудь строгие требования и ограничения в исследовательской деятельности ребенок может расценить как недружественный шаг со стороны «своего» взрослого, что не замедлит сказаться на взаимоотношениях. Репетитор, воспитатель интересен ребенку именно тем, что он новый, чужой для него человек. И ради поддержания контакта с интересным человеком ребенок готов действовать по тем правилам, которые ему предлагают: «Ты хочешь рисовать вместе со мной, тогда одевай фартучек и садись за столик, иначе дать тебе кисточки я не могу», «Ты уже устал, но давай доклеим этот домик, он нам нужен, чтобы поиграть с тобой в новую игру». Соответственно и эффект для развития ребенка от таких занятий как правило выше. Вообще общение с благожелательным посторонним взрослым дает ребенку очень важный в жизни опыт условного принятия. В абсолютно комфортной и психологически безопасной обстановке малыш начинает понимать, что есть требования, которые надо выполнять, чтобы быть принятым в игру, коллектив, общество. В-третьих , так как возможности удерживать внимание на одном предмете у маленького ребенка ограничены, во время занятий очень важно выделить то существенное, что стоит донести до малыша. Важно, чтобы объем информации или сложность навыка, который формируют у ребенка , не превышали его энергетических возможностей. Поэтому кроме хорошей обучающей программы важен и профессиональный подход к занятиям. Специалист по раннему развитию на то и специалист, чтобы понимать причины затруднений ребенка и грамотно помогать ему – не делать за него, и не заставлять все переделывать самому, а быстро находить то, что мешает правильному выполнению и совместно исправлять ошибки. Для ребенка раннего возраста, от года до трех лет идеальным вариантом развивающих занятий является посещение несколько раз в неделю занятий в группах развития, где профессионализм педагогов сочетается с возможностью индивидуального подхода к каждому ребенку (так как детей в группе не больше шести-восьми) и плюсами от общения ребенка со сверстниками. Присутствие других детей, их участие в занятиях не только дает малышу возможность совершенствоваться в навыках общения, но и заставляет с большим интересом относиться к обучению, расширяет его кругозор. А присутствие сопровождающего взрослого – мамы или няни, позволяет крохе чувствовать себя уверенно и защищено. При этом очень важно, чтобы занятия с малышами перемежались совместными играми, общением, а не превращались в рутинную «познавательную» работу. Больше возможностей для развития ребенка дают не занятия «кружкового» типа – по 30-45 минут, а более продолжительные программы кратковременного пребывания, которые предусматривают полноценную работу группы детей как в направлении получения новых знаний, так и в совершенствовании навыков общения. После четырех лет большинству детей полезно продолжить свое образование в детском дошкольном учреждении или регулярно посещать длительные занятия в развивающих группах. Связано это с тем, что программа обучения в школе, да и в дошкольном возрасте, постепенно усложняется, заниматься надо много и качественно. Кроме того, после четырех лет значительно возрастает роль регулярного общения с другими детьми – как для формирования социальных навыков, так и для интеллектуального развития и общей психической активации ребенка , что весьма сильно сказывается на его психическом развитии. Но при этом не стоит забывать и про роль семейного окружения. Именно общение с родителями, бабушками и дедушками, старшими братьями и сестрами расширяет кругозор ребенка , не только обеспечивает ему уверенность, но и активно влияет на развитие его интеллектуальных интересов, стремление учиться и добиваться своих целей в жизни.

К этим специалистам можно обратиться в центрах, специализирующихся на раннем развитии, в психологических центрах или в медицинских учреждениях.

См. статью «Ай да наши пальчики! Первые игры для развития мелкой моторики», № 3, 2006 г.

Похожие публикации