Игры на умение собирать двухместные дидактические игрушки. Игры с дидактическими игрушками

ВИДЫ ИГРУШЕК .

Классификация игрушек строится на основе их использования в разных видах игр (хотя это разделение достаточ­но условное, например, мобиле можно отнести как к дидактическим, так и к двигательным игрушкам):

дидактические игрушки (мобили, матрешки, пирамиды, разноцветные ша­ры, бочонки, мозаики, пазл, конструк­торы, настольные и печатные игры и др.),
в том числе звучащие и музыкальные иг­рушки (бубны, ксилофоны и др.), сюжетные или образные игрушки (кук­лы, фигурки животных и т. д.), в том числе театральные и декоративные (персонажи кукольного театра, елочные украшения), динамические или двигательные (ка­талки, машинки, юла и т. д.), в том числе игрушки для подвижных и спортивных игр (мячи, скакалки, кегли и др.), игрушки-самоделки (делаются роди­телями или детьми), игрушки - забавы (смешные фигурки зверей, животных, человечков). В дополнение к игрушкам создается разнообразное игровое оборудование: домики, макеты автомобилей, самоле­тов и т. д.

Дидактические игрушки - это иг­рушки, направленные на развитие психических процессов, содержат в себе развивающую задачу, соответствующую возрасту. Это могут быть задачи на развитие восприятия, памяти, логического и пространственного мышления, мел­кой моторики рук, зрения, музыкаль­ного слуха, творческого воображения. Дидактические игрушки способствуют усидчивости и терпению. Отавное прави­ло в работе с дидактическими игрушками заключается в том, что не следует вы­кладывать весь игровой материал перед ребенком одновременно, лучше че­редовать игрушки каждые 10 - 15 ми­нут, для того чтобы интерес к игре не пропадал. Очень важно соблюдать в игре с дидактическими игрушками постепенность, последовательность, учитывать возрастные возможности ребенка. Музыкальная карусель (или мобиль) развивает зрение, слух, умение следить за движением предметов по кругу" и координацию движений. Выбирая карусель, учитывайте, что малыш смотрит на фигурки снизу. Поэтому обратите внимание, как расположены игрушки. Малыш, лежащий на спине, должен видеть каждую фигурку целиком, а не ее нижнюю часть. Глядя на игрушку, малыш учится сосредоточивать взгляд на «ярком пятне». Одна из первых игрушек в жизни малыша - это, конечно, погремушка. Она знакомит младенца с формой, цветом и звуком, тренирует общую координацию и отдельные движения рук. Ятя развития тактильных ощущений идеальны погремушки, состоящие из частей с разными на ощупь поверхностями: мягкой, твердой шершавой и т. д. Подбирать погремушки лучше с разным шумовым эффектом (например, с колокольчиками, с бубенцами). Достаточно распространены сейчас и мягкие погремушки - игрушки с бубенчиком внутри, сшитые из синтетических тканей, гладких или с коротким ворсом, прочных и безопасных для ребенка. Они могут быть набиты мягким однородным материалом, маленькими гранулами, внутри них может прощупываться какой-либо предмет правильной геометрической формы (цилиндр шарик и т. п.). Среди мягких погремушек можно выделить ножную погремушку - сшитый в виде игрушки яркий браслет или носочки с бубенчиком внутри. Надетая на ножку ребенка погремушка привлекает его внимание к познанию своего тела, учит управлять им.

Очень нравятся детям развивающие коврики с дугами и без. На дуги фиксируются подвесные игрушки, сам коврик сшит из мягких материалов, обеспечивая комфорт и безопасность ребенку. Материалы, из которых сделаны предметы комплекса, разнообразны по фактуре. Прикосновения к различным поверхностям будут способствовать так­тильной тренировке ребенка. Забавные пищалки, музыкальная функция, игруш­ки, загорающиеся при проигрывании мелодий, введут малыша в мир звуков, заложат интерес к музыке, разовьют гармоничное восприятие, слух и чувство ритма. Это первый игровой центр крохи, позволяющий ему ознакомиться с но­выми ощущениями, звуками, цветовой палитрой.

Основные виды развивающих ковриков : складной коврик, в комплекте к ко­торому имеется специальная сумка для его хранения, коврик с устанавливаемыми над ним дугами, где фиксируются различного рода игрушки, коврик-сиденье в коляску, музыкальный развивающий коврик, коврик в форме треугольника, круга и т. п., надувной развивающий коврик.

Выбирая коврик для малыша, об­ратите внимание на рекомендацию по возрасту ребенка. Некоторые моде­ли подходят детям с самого рождения. Другие же приспособлены для малышей от 3 месяцев и старше. Коврик должен быть достаточно большой, чтобы совсем маленький ребенок мог на нем ком­фортно лежать, у коврика для малышей 6 - 8 месяцев должно быть достаточно места для сидения.

Можно сделать развивающий коврик самостоятельно. Вот уж где может развер­нуться ваша фантазия! На таком коврике найдется место и шнуровке, и пуговицам, и кармашкам, которые можно расстегивать и застегивать, и маленьким игрушкам, и аппликациям на липучке, и предметам для счета, и первым буквам и многое дру­гое. Коврик может быть сюжетный, когда за основу берется одна какая-то тема (на­пример, времена года, животные, природа и т. п.) или разноплановый, состоящий из несвязанных между собой элементов.

Пирамидки - одна из самых любимых детских игрушек.

Они бывают пласт­массовыми и деревянными, с кольцами и квадратными пластинами. У некоторых даже кольца разбираются на части, как пазлы. Но результат один - ребенок собирает нечто разрозненное в единое целое. И пусть вам не кажется это смеш­ным - у малыша даже в столь нежном возрасте повышается уровень самооцен­ки. Кроме того, игры в пирамидки раз­вивают у ребенка логическое мышление, внимание и мелкую моторику, позволяют познакомиться с различными цветами, в которые так ярко окрашены элементы.

Очень полезное занятие - конструиро­вание. Оно способствует развитию мотори­ки, формируют образное и пространствен­ное мышление, тренирует воображение и развивает творческие способности. Кро­ме того, в процессе игры воспитываются такие качества, как умение ставить цель, планировать работу, подбирать необходи­мые элементы конструктора.

Конструкторы развивают восприятие симметрии, красоты и гармонии. Они бывают: пластиковые, деревянные, метал­лические, керамические, бумажные, маг­нитные, электромеханические, текстиль­ные и т. д. Сейчас в продаже появились тематические конструкторы («Зоопарк», «Домашние животные» и т. д.). Такие игры открывают богатые возможности для сю­жетной игры.

При выборе конструктора ориентируй­тесь, прежде всего, на возраст ребенка. Детям до 3 лет нужен конструктор с про­стыми большими деталями, удобными для детской руки. Сложные наборы ему пока не нужны. Если конструктор окажется слишком сложным, малыш может надолго потерять интерес к такому виду игры.

Для детей до 3 лет самыми распростра­ненными являются пластмассовые конс­трукторы . Они производятся из пластмас­сы, которая не разбивается на осколки, а также не содержит вредных для здоровья веществ. В основном все наборы и все детали таких конструкторов совместимы между собой. Детали отличаются разнооб­разием и яркостью цветов.

Деревянные конструкторы приятно де­ржать в руках, потому что они всегда теп­лые на ощупь, а шероховатая поверхность развивает тактильную чувствительность.

В последнее время все более популяр­ными становятся мягкие конструкторы (например, кубики из ткани). Они не содержат острых граней, по сути, явля­ются мягкой игрушкой.

Для развития творчества, фантазии, воображения как нельзя лучше подойдут ковролиновые конструкторы. К ковролиновой основе с помощью «липучек» крепятся детали конструктора. Детали также можно соединять между собой.

Магнитный конструктор развивает пространственное воображение ре­бенка, позволяет создавать трехмер­ные конструкции. К тому же детали соединяются и разъединяются без лиш­них усилий. Маленьким исследователям нравится, что магнитные элементы прилипают ко всему металлическому в доме.

После года малышу также можно предложить так называемые логические кубики, которые представляют собой пластиковую коробку (часто в форме животных), на стенках которой выреза­ны фигуры (например, геометрические), и в эти отверстия малыши вставляют предметы, соответствующие контуру.

Игры - шнуровки

Игры - шнуровки - очень полезные развивающие игрушки для детей. Они представляют собой оригинально выпол­ненные изображения с отверстиями, в ко­торые надо продеть шнурок или закрепить им отдельно взятые детали. Малыши с ув­лечением просовывают шнурки в дыроч­ки, завязывают узелки, а те, кто помладше их просто «запутывают» и «распутывают», прикрепляют одну деталь к другой и дела­ют это с большим удовольствием.

Шнуровки могут быть выполнены из мягкого материала, а также фанеры или прессованного картона. В самых простых играх детям предлагают просто продеть шнурки, аккуратно вытаскивая их кончи­ки. В более сложных - к основному изоб­ражению прошнуровывают отдельные детали, например элементы одежды или дополнительные части (к домику - двери и окна, к дереву - яблоки и груши и т. д.

Вкладыши

Детям с полутора лет можно предла­гать вкладыши. Вкладыши - это неболь­шие предметы, которые необходимо вложить в соответствующие отверстия. Игры-вкладыши подразделяются натри вида: вкладыши в рамку, вкладыши в ос­нование и вкладыши один в другой. Та­кие занятия развивают руку и глазомер. Играя с вкладышами, можно обратить внимание ребенка на цвета, посчитать изображения, придумать рассказ о пер­сонажах, изображенных на вкладышах. Такие игры хорошо развивают память.

Вкладыши в рамку могут быть сделаны из мягкого материала, дерева, фанеры или прессованного картона. Смысл за­ключается в том, что малыш вынимает из планшета изображение, вырезанное в нем, а потом вынутую летать он должен поместить обратно, что является не­простой задачей, так как важно правиль­но подобрать вкладыш к рамке, точно его повернуть и вставить. Рамки-вкладыши из мягкого материала пробиты насквозь, фанерные игры имеют подложку, на ко­торой иногда помешают изображение, подсказывающее ребенку, какую деталь надо вставлять. Вкладыши в рамки можно использовать при рисовании как трафареты, малыш может их обводить, а потом разукрашивать. Те, которые вы­полнены из мягкого материала, можно брать с собой в ванну. Впитав воду, они легко прилипают к поверхности кафеля, что позволяет крохе создавать целые кар­тины на стенах, не пачкая их.

Вкладыши в основание - это набор предметов определенной формы (ци­линдрики, другие различные фигурки), которые малыш должен научиться вставлять в углубление на подставке или надевать на специальные штыри.

Вкладыши один в другой - это и тра­диционная русская матрешка, и множе­ство других подобных игрушек. Коли­чество предметов, которые вставляются один в другой, варьируется от двух-трех до десяти.

Пазлы

В этом возрасте можно приобрести пазлы. Отличие между рамками-вкла­дышами и пазлами заключается в том, что в пазлах все изображение поделено на фрагменты (собрать его сложнее), а в рамках- вкладышах отдельные эле­менты картинки вставляются в соот­ветствующие окошки. Собирая разрез­ную картинку, малыш учится логически мыслить, тренирует воображение, пространственное восприятие, память. Для того чтобы картинка получилась, ребенку необходимо научиться перево­рачивать изображение в уме, различать элементы по цвету, размеру, форме. Не менее важны и усидчивость, терпение, умение концентрировать внимание, способность доводить начатое дело до конца. К тому же развиваются мелкая моторика, координация движений.

Начинайте с небольшого количест­ва элементов (от 6 штук), крупных по размеру. Лучше, если они будут выкла­дываться в рамке-планшете. Обратите внимание на картинку. На ней не должно быть изображено много мелких предме­тов, сначала достаточно одного или двух. Все фигуры должны резко выделяться из фона, поэтому выбирайте пазлы с контрастными цветами. Картинка должна нравиться ребенку. Было бы здорово отправиться за покупкой пазлов вместе с малышом, чтобы он сам смог выбрать понравившийся рисунок. Несколько раз, собрав пазл вместе с ребенком, вы убедитесь, что вскоре он будет действовать без вашей помощи. По мере его успехов увеличивайте число элементов.

Разрезные картинки

Разрезные картинки представляют собой картинки, разрезанные в большинстве случаев по прямым линиям. Начинайте с самых простых разрезных картинок, где изображен один крупный предмет и поделен на две части. Целью этой игры для самых маленький является усвоение понятий части и целого, отработка механических навыков (положить нужную деталь на нужное место) и усидчивости, В процессе игры идет активное развитие речи, эмоциональной сферы, памяти, зрительно-двигательной координации и пространственного восприятия. Вначале соберите картинку сами, расскажите и опишите, что на ней изображено. Разрезные картинки вы можете сделать и самостоятельно. Однако при этом (и при покупке в магазине) вам необходимо обратить внимание на то, что предмет, изображенный на картинках, должен быть знаком ребенку.

Мозаика

После двух лет интерес у малыша вызывает мозаика. Можно показать ребенку, как «построить» домик, выложить цветочек и т. п. Важно, чтобы, собирая мозаику, малыш не только учился логически мыслить, познавать цвета и формы предметов, но и получал положительные эмоции после окончания своей работы. Ведь для малыша в этом возрасте очень важно сразу видеть результат.

Мозаики бывают пластмассовые, магнитные, мягкие и термомозаики.

В настоящее время в продаже появились обучающие настольные игры для детей до трех лет. В первую очередь, это тематические игры на развитие представлений малыша об окружающем мире («Времена года», «Животные и их детеныши», «Фрукты и овощи», «Кто, где живет?» и т. д.). Свойствах предметов и их пространственном расположении («Большой и маленький», «Цвета, формы, размеры» и т. д.), мышления и логики («Ассоциации» и т. д.). Развитие памяти и концентрации внимания («Парные картинки», «Найди отличия», «Съедобное и несъедобное» и т. д.), эмоциональное развитие («Что такое хорошо. Что такое плохо»). Дети очень любят играть в лото и домино. Для маленьких детей, которые еще не умеют читать и считать, подойдут игры с изображением животных, растений, геометрических фигур или предметов нашего быта (естественно, малыш уже должен иметь представление об этих предметах). Эти игры развивают речь, сенсомоторику знакомят ребенка с окружающим миром, обучают математике и логике, а также способствуют развитию внимания, усидчивости и ассоциативного мышления. Деревянное домино - это не только настольная игра, но и прекрасный строительный материал.

Купить дидактические игрушки Вы всегда сможете

Таблица 12

Младший

дошкольный возраст

Средний

дошкольный возраст

Старший

дошкольный возраст

Начиная со второго года жизни для расширения представлений о статических, динамических свойствах предметов, обобщения этих свойств, обозначения их словом нужны различные игрушки с пристегивающимися (пришнуровы- вающимкся, прилипающими) деталями, со звуковыми и цветовыми эффектами. Используются развивающие игры типа «Эва- ленд», «Оксва», дидактические коврики- трансформеры, игрушки-ростомеры. Дидактические игрушки усложняются по количеству элементов, разнообразию форм, цветов, величины: тематические пирамидки и вкладыши с большим количеством (до 10) колец (шаров, цилиндров). -

Полиграфические игрушки, предназначенные для игр на столе: «Лого», «Кубики- вкладьшга», «Домино», «Разрезные картинки» и «Кубики с картинками» (каждая часть должна быть узнаваема как составляющая целого предмета)

Дидактические игры с применением электрических, магнитных и электронных устройств в качестве тренажера или экзаменатора (викторины, отбор карточек согласно правилам). На кубиках, разрезных и парных картинках могут быть изображены как отдельные сложные и многодетальные предметы, так и сюжеты


группировке, сравнению предметов, учат называть, описывать предмет и его свойства, связно рассказывать о нем).

К группе дидактических игрушек относят:

♦ народные игрушки (точеные из дерева шары, яйца, наборы мисочек-вкладышей, матрешки, грибки, башенки из колец);

♦ игрушки, создаваемые с определенной дидактической целью (мозаики, вкладыши, пазлы и т. д.);

♦ настольно-печатные игры.

а) Народные игрушки - отличаются простотой, яркостью. С этими игрушками дошкольники производят различные действия: катают, собирают, разбирают, подбирают по величине, по форме, цвету, вкладывают один предмет в другой, нанизывают на стержень. В народных игрушках заложен принцип самоконтроля, например, в меньшую по размеру матрешку нельзя поместить ту, которая крупнее, и ребенок, допустив ошибку, сразу же замечает это. Дети дошкольного возраста на коррекционных занятиях с помощью народных игрушек закрепляют свои умения действовать с предметами, формируют сенсорные способности, упражняют мелкую моторику, ориентировку в пространстве.

б) Игрушки, созданные с определенной дидактической целью:

мелкие игрушки для игры «Чудесный мешочек*, «Что изменилось?», «Чего не хватает?»;

♦ геометрические фигуры и формы различных цветов (универсально используют для различных дидактических упражнений);

♦ головоломки - это игрушки, предназначенные для развития образного и логического мышления, сообразительности, координации мысли и действия в процессе получения необходимого результата.

Несомненным достоинством этой группы игрушек является сочетание различных признаков (цвет, форма, величина). Это качество делает дидактические игрушки

универсальными для детей любого возраста, что достигается изменением и усложнением задач игры. Например, ребенок двухлетнего возраста просто выкладывает в ряд детали плоской мозаики, а в три года он составляет из той же мозаики простейший узор с учетом цвета фигур. Каждая более сложная задача, поставленная в играх с одними и теми же игрушками, изменяет содержание, ход игры и воспринимается детьми как новая игра.

В последнее время интерес педагогов привлечен к тактильной игрушке. Это может быть небольшая куколка, зверюшка, птичка, выполненная из ткани, меха, наполненная различными материалами (синтепон, крупа, соль, бусинки), ощупывая и манипулируя которыми, дети получают определенные тактильные ощущения, стимулируют речевые зоны головного мозга, связанные с рецепторами на пальцах рук.

в) Настольно-печатные игры - применяются в дошкольной педагогике для расширения знаний и представлений о природе («Времена года», «Зоологическое лото») и общественной жизни («Кому что нужно», «Транспорт»), для пропедевтики в обучении счету и чтению («Счетное лото», «Буквы и цифры»), для совершенствования координации движений, глазомера («Летающие колпачки», «Настольные кегли»). Отличительной особенностью настольно-печатных игр является наличие правил, обусловливающих игровые действия и результат игры.

По принципу построения игрового процесса настольно-печатные игры представлены следующими разновидностями:

♦ парные картинки - подбор картинок по тождеству, по смыслу, по группам предметов;

♦ лото - большая карта, разделенная на 4-9 частей, и маленькие карточки с изображенными на них предметами или сюжетами. Задача ребенка- собрать на своей большой карте идентичные маленькие карточки или изображения подходящих к сюжету предметов;

Домино - подбор по тождеству картинок на косточках, выкладывание их в цепочку;

♦ разрезные (составные) картинки - предметные» сюжетные, разрезанные на 2-16 частей простой и сложной конфигурации;

♦ кубики с картинками - аналогичны разрезным картинкам, но части нужно искать на б гранях. Для младших детей присутствует подсказка в виде цветного фона;

♦ гусек - игры с выбрасыванием числового кубика и передвижением фишек по числовому полю;

♦ настольно-двигательные игры - волейбол, хоккей, футбол, кегли, бирюльки, кольцеброс, бильярд. Настольные варианты этих игр просто необходимы детям для тренировки мелкой моторики и для подготовки руки к процессу письма;

♦ шахматно-шашечные игры («Уголки», «Волки и овцы», «Рич-рачи»).

6. Спортивные игрушки - это игрушки, свойства и особенности которых предназначены для физического развития, подвижных и спортивных игр. Известно много речевых игр с мячом и воздушными шарами «Я знаю 5 предметов...», «Звуки гласные поем цы с мячом моим вдвоем», «Мяч передавай, слово называй», «Гласный звук услышат ушки - мяч взлетает над макушкой», «Подскажи словечко», «Бывает- не бывает». Для координации речи с движением применяется мяч на веревочке.

" Городки, мишени, дартс, бадминтон, теннис, кегли, серсо - для развития ловкости и глазомера.

Эти иг- , рушки входят в набор выносного материала для прогулок на улице. Интерес детей к спортивным игрушкам объясняется возможностью с их помощью посоревноваться со сверстниками» показать свои достижения («Я прыгну через скакалку 20 раз», «Я брошу мяч дальше всех», «Я удержу крутящийся обруч дольше всех» и т. д.). Ценно, что в процессе двигательных игр со спортивными игруш- нами между детьми возникает речевое общение» коммуникация» то есть условия игры со спортивными игрушками идеально подходят для активизации речевой активности дошкольников.

7. Игрушки-забавы - привлекают детей смешными движениями» звуковыми и световыми эффектами. Дети разного возраста по-разному реагируют на такие игрушки: малышей привлекает внешний эффект игрушки» старшие дошкольники интересуются содержанием, конструкцией, «секретом» действия механизма.

а) Игрушки-сюрпризы. Их конструкция основана на различных механических принципах:

♦ движение при помощи пружинных механизмов - заводные игрушки (цыпленок, поезд);

♦ центробежная сила - волчки;

♦ баланс- «клюющие куры»;

♦ рычаги -медведи, кузнецы;

♦ центр тяжести и равновесие - неваляшки;

♦ звуковые приборы - озвученные игрушки;

♦ электрофицированные игрушки - пистолет с лампочкой, мобильный телефон.

б) Музыкальные, шумовые и звуковые игрушки - это игрушки, способствующие развитию у детей музыкальных способностей, умения сосредоточиться на восприятии отдельных музыкальных звуков, различать их высоту, тембровую окраску, длительность, силу звучания. На логопедических и логоритмических занятиях музыкальные игрушки успешно используются для развития слуха, чувства ритма, умения вслушиваться в окружающие звуки, подражать им (табл. 13). С различения звучания музыкальных игрушек начинается работа по коррекции и развитию фонематического слуха у детей. Известно несколько разновидностей музыкальных игрушек:

♦ музыкальные инструменты- баян, бубен, погремушки, маракасы, треугольники - используют для создания мелодии при пропевании материала;

Таблица 13

Музыкальные, шумовые и звуковые игрушки

Младший

дошкольный возраст

Средний

дошкольный возраст

Старший

дошкольный возраст

Используются копии музыкальных инструментов с фиксированной мелодией, образные игрушки, нажатием на которую извлекаются звуки нефиксированной высоты (котята в корзине, птичка на подставке и др,), музыкальная юла, музыкальные неваляшки, образные игрушки со звучащей кнопкой В работе с1 детьми данного возраста необходимы музыкальные инструменты различного тембра звучания с легко извлекаемыми звуками: дудочка, металлофон, треугольник, маракасы, трещетаи и т. д. Расширяется спектр музыкальных игрушек: валдайский колокольчик, музыкальные шкатулки, свистки (водяной, деревянный, глиняный). Используются уменьшенные копии музыкальных инструментов: рояль, бубен, гармонь; музыкальная юла с сочетанием трех звуков разной высоты, образная игрушка с кнопкой, нажатием на которую" воспроизводятся звуки разной высоты Из музыкальных инструментов дополнительно вводятся губная гармошка, свирель; Набор музыкальных игрушек дополняется озвученными музыкальными книжками, открытками, музыкальными шкатулками со сложными мелодиями, микрофонами для караоке; копии музыкальных инструментов (аккордеон, саксофон, флейта, арфа); игрушки со звучащей кнопкой (как звуковое начало музыкальной импровизации)


♦ детские музыкальные инструменты - для детских оркестров;

♦ музыкальные игрушки - музыкальная лесенка, музыкальные книжки, звуковые картинки - используются для работы над просодической стороной речи;

V озвученные музыкальные игрушки -- волчки, органчики, свистки и свистульки, молоточки (для развития слухового восприятия).

8. Театральные и декоративные игрушки.

Предназначены:

♦ для организации развлечений;

♦ для игр-драматизаций;

♦ для инсценировок и домашних спектаклей.

К театральным и декоративным игрушкам относятся:

♦ куклы-персонажи;

♦ настольные театры из объемных и’ плоских фигур;

♦ куклы бибабо (головки из папье-маше или резины» платье из ткани с карманом для руки и пальцев» надеваются на руку итаким образом могут предви- гаться);

♦ панорамы на определенную тему;

♦ театры теней;

♦ детские «кинотеатры» (фильмоскопы» диаскопы» видео);

Понятие «дидактические игры и игрушки » для многих родителей является чем-то далеким, непонятным и сложным. А ведь такие игрушки занимают особое место в жизни и развитии ребенка , поскольку являются первым обучающим материалом малыша. Дидактические игрушки - это игрушки , направленные на развитие психических процессов, содержат в себе развивающую задачу, соответствующую возрасту. Это могут быть задачи на развитие восприятия, памяти, мышления. Часто при покупке и выборе игрушек возникает вопрос полезна ли она малышу , чему она может научить, как с ней играть, подходит ли она по возрасту ребенку ? Дидактическая игрушка в жизни ребенка появляется с первых дней его жизни, когда родители покупают ему погремушки и подвески на кроватки, и остается с ребенком на протяжении всего его раннего и дошкольного возраста. Любая дидактическая игрушка ставит перед ребенком обучающую задачу, условия решения которой заложены в самой игрушке, ее конструкции или содержании игры. Однако, дидактическая игрушка требует от родителя особенного подхода к ней. Чтобы малыш смог действовать с ней, а не просто манипулировать, родителю необходимо вызвать интерес к игрушке и научить играть с ней. Задача родителя направить детскую активность в развивающее русло. Так с помощью игрушки можно научить ребенка выделять различные свойства предметов (цвет, форму, величину), выполнять задания на подбор по сходству или различию. Можно произвести группировку сходных или различающихся по каким-либо признакам игрушек или подобрать одинаковые.. Трудно переоценить значение первых предметных игр малыша с матрешками, пирамидками, кольцами, цветными колпачками, втулками, шариками и т.п. Они входят в дидактическую систему средств, связанных с обучением ребенка умению ориентироваться в различных свойствах предметов, действовать с ними. Важно учитывать, что дидактические игрушки не только обогащают сенсорный опыт ребенка , способствуют развитию руки и укреплению ее мышц, формируют ручную умелость, совершенствуют мелкую моторику пальцев, но и развивают интеллектуальную деятельность, внимание, память. В процессе таких практических действий как соединение, разъединение, проталкивание, нанизывание предметов, развиваются логические представления и операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение.. Занятия с дидактическими игрушками формируют познавательную активность детей. Например, открывая и закрывая коробку, собирая и раскладывая шарики, нанизывая кольца на пирамидку, малыш осваивает «прямые» и «обратные» действия. Он познает свойства предметов (большой – маленький), их качества (твердый – мягкий, легкий – тяжелый), их количество (один, много, мало), форму (шар, куб, круг, кольцо). Ребенок знакомится и с другими особенностями: шарики прекрасно прокатываются, но они неустойчивы; кубики нельзя прокатить, но они обладают динамическими свойствами: устойчивостью и пр.

На каждом возрастном этапе меняются интеллектуальные задачи, стоящие перед малышом и соответственно им подбираются и игрушки , необходимые для решения этих задач.

0-1 год

С первых дней жизни родители покупают долгожданному чаду всевозможные мягкие игрушки , а также разнообразные погремушки и подвески, которые открывают копилку дидактических игрушек. Первые из них служат, прежде всего, для своевременного развития детей, формирования восприятия и начальных элементов мышления, различения форм, величин, цветов, материалов. Также они помогают расширить ориентировку в звуках и знакомят малыша с разнообразием окружающего мира. В первые месяцы жизни малыша у него отсутствуют целенаправленные действия, которые начинают формироваться на протяжении первого полугодия его жизни. Началом развития движения руки является схватывание. Ребенок учится держать в руке предметы и захватывать их. Развитию этой функции способствуют игры с погремушками , поэтому их выбору стоит уделить особое внимание. Погремушка должна быть достаточно легкой, с удобной для захвата ручкой. Удерживая в руке игрушку, формируются и другие действия: сжимание и разжимание, трясение. Малыш впервые познает объективные свойства предметов: тяжесть, протяженность, положение в пространстве, характер звучания. В 5 месяцев , при схватывании, более активными становятся пальцы. И здесь уместно использовать игрушки , направленные на развитие мелкой моторикиЭто могут быть игрушки -подвески на пружинах, которые ребенку необходимо захватить пальчиками и подтянуть к себе. В 6 месяцев ребенок не только умеет крепко держать вложенную в руку игрушку, но и брать её из любого положения. В 7-10 месяцев ребенок уже способен соотносить игровой материал с определенным местом в пространстве. Малыш вкладывает и выкладывает игрушки , снимает со стержня крупные детали, имеющие сквозное отверстие, а затем пытается нанизать их. Для развития этих способностей хорошо использовать такие игрушки как: пирамидки, стаканчики-вкладыши, матрешки. В таком возрасте лучше, если у пирамидки стержень будет толстым, а кольца – крупными. Родителям необходимо следить за тем, чтобы все игрушки могли свободно захватываться рукой ребенка . С 8-9 месяцев появляется действие манипулирования двумя предметами (ребенок способен удерживать два предмета в обеих руках и взаимодействовать ими, например, стучать кубиками друг о друга), подражание предметным действиям взрослого. Для этого возраста как раз подойдут различные коробочки, которые позволяют выполнять всевозможные действия: открывать и закрывать, вытаскивать, вкладывать и вставлять. В игровом материале предусмотрены специальные доски Сегена (деревянная пластина с вкладываемыми вырезанными контурами предметов. Например, 5 яблок разных величин – от большого к маленькому, каждому из которых нужно найти свое место). Это позволит малышу научиться соотносить размер и форму. Ближе к году ребенку можно предложить составить из частей предметы и разъединить целое на части.. Поэтому полезно использовать конструктор из хорошо знакомых детям предметов, имеющих 3 составляющие, где детали накладываются друг на друга. Например, овощи, фрукты или кухонную утварь.. Однако к выбору игрушек в этом возрасте стоит подходить не только с точки зрения обучающей функции, но и уделить особое внимание материалу, из которого они сделаны. Постарайтесь не давать малышу игрушки , красочное покрытие которых не является стойким. Материал не должен быть токсичным, чтобы избежать отравления. А также пока что лучше исключить деревянные и тряпичные игрушки . Предпочтительнее, выбирать те, что сделаны из хорошего пластика или специальной резины.

1-2 года

Со второго года жизни разнообразие дидактических игрушек значительно увеличивается. В этом возрасте малыш продолжает познавать такой неизвестный для него окружающий мир. Дети учатся производить действия, требующие относительно сложных ручных умений. Знакомятся с физическими свойствами предмета (масса, подвижность и т.п.), с количеством (один, много, мало). Занятия с дидактическими игрушками активно развивают слух, зрение, мышление, память и воображение, мелкую моторику пальцев и координированные движения рук. Формируется любознательность, устойчивый интерес доводить дело до завершения. На этом этапе сохраняются все игрушки из прошлого периода, однако увеличивается число частей, составляющих комплексную игрушку и, возможно, размер. В пирамидке число колец может доходить до 10. Нанизывая и снимая кольца разного размера сначала со взрослым, а потом и сам, ребенок поймет, что за большим кольцом следует меньшее и т.д.Можно продолжать вставлять втулочки в отверстия и вынимать их. Они могут быть одного или разного размера. Такая игрушка помимо мелкой моторики, способствуют развитию речи, если при выполнении действий с ней взрослый рассказывает сказку, побуждая малыша в дальнейшем рассказывать самому. В этом возрасте ребенок может выполнять задания на подбор, соотнесение, группировку игрушек по сходству или различию, что развивает его мышление. Например, малыш может отделить красные шарики от синих, шарики от кубиков, выбрать одинаковые по размеру втулочки. Для проведения таких игр возможно использование строительных наборов-конструкторов , которые в дальнейшем послужат ребенку в развитии других функций. Детали конструктора должны быть средней величины, так чтобы ребенок мог удержать их в ручке. Не стоит, высыпать все кубики, а лучше для начала достать 5-6 штучек. Здесь появляются элементы первой конструктивной деятельности, способствующей развитию мышления, воображения. Например, постройте с ребенком домик или башенку, он уже может ставить один кубик на другой. Также, с помощью конструктора, можно выстраивать всевозможные лабиринты и прокатывать внутри него шарик, сначала ручкой, а потом с помощью какого-либо удлиненного предмета (палочки). Это способствует развитию мелкой и крупной моторики, координации движения рук. Для развития этих функций также подойдут и лабиринты , сделанные из проволоки: на нее нанизаны всевозможные фигурки, которые необходимо «провести» по дорожке. В после года малышу также можно предложить так называемые «почтовые ящики» , которые представляют собой пластиковую коробку. На ее стенках вырезаны геометрические формы или контуры, и в эти отверстия дети вставляют предметы, соответствующие контуру. Сначала нужно показать самый простой «почтовый ящик» с 2-3 геометрическими формами (круг, квадрат, треугольник). Погремушка, барабан, ксилофон, металлофон, свистульки, органчики, бубны – все это музыкальные игрушки . Их назначение – способствовать развитию музыкального слуха, ритма, поэтому они должны иметь звук чистого тона. Когда ребенок начинает ходить уверенно, ему нужны игрушки , развивающие движения, например, всевозможные каталки (на устойчивых колесах и с палкой, с удобной для малыша ручкой для захвата). Заинтересуют ребенка и музыкальные коврики, где прорисованы шаги и дорожки. К концу второго года жизни можно удивить малыша разрезными картинками из двух-четырех частей. Тоже касается и кубиков. Лучше, если это будет один нарисованный предмет, персонаж, а не сюжетная картинка с мелкими изображениями героев.

2-3 года

В этом возрасте активность малыша проявляется в большей самостоятельности, в желании создавать что-то своими руками (нарисовать, сконструировать, построить), возрастает способность детей к проведению сравнения и обобщения. К третьему году все вышеперечисленные игрушки не стоит убирать от ребенка , наоборот необходимо увеличить их количество (включая новые виды, например пирамидки из объемных геометрических фигур со сквозными отверстиями). В этом возрасте можно дать малышу «шнуровки». Врезка Не стоит предлагать ребенку шнуровки с большим количеством мелких составляющих (это будет полезно к 3,5- 4 годам).. Пока же стоит ограничиться более крупными и привлекательными для восприятия предметами. Хороши также деревянные фигурки для нанизывания на шнурок. Игра в «Парные картинки», также может заинтересовать ребенка , но следует помнить, что без помощи взрослого ему будет трудно освоить их. Начинайте с картинок, где изображен один хорошо знакомый ребенку предмет. К трем годам интерес у малыша вызывает как крупная, так и мелкая мозаика. Покажите ребенку , как «строить» домик, цветочек и, начав собирать по образцу, в дальнейшем он порадует вас собственными изобретениями, которые поначалу могут и не представлять собой что-то определенное. В этом возрасте к прочим игрушкам можно добавить пазлы . Начинайте с небольшого количества элементов (от 6 штук), крупных по размеру. Обращайте внимание на картинку. На ней не должно быть изображено много мелких предметов, сейчас достаточно одного или двух. Все фигуры должны резко выделять из фона, поэтому выбирайте пазлы с контрастными цветами и так, чтобы предмет ограничивался 2-3 элементами Несколько раз собрав вместе с ребенком, вы убедитесь, что вскоре он будет действовать без помощи взрослого. По мере его успехов увеличивайте число элементов. Интересным для ребенка этого возраста окажется «волшебный мешочек» , с вложенными в него игрушками и формами, которые ребенку нужно распознать на ощупь, запустив ручку внутрь. В магазинах встречаются обычно мешочки с деревянными фигурками. Однако здесь главное, чтобы предмет был знаком ребенку , поэтому в мешочек сначала можно прятать любые игрушки малыша. Да и сам мешочек может быть условным, например, вложить какой-нибудь предмет в шапочку и получится тот же результат. Такая игрушка способствует развитию мелкой моторики, тактильной чувствительности, образного мышления. Для развития крупной моторики подойдут такие игрушки как: «рыбалка» и «сачок». Можно организовывать семейные игры, например: «Лото», «Домино» с изображением предметов и животных, «Логические цепочки».. Это игры, в которых ребенок будет подбирать необходимые предметы по смыслу или выстраивать логическую последовательность.. Также к семейным относятся всевозможные настольные игры, например: «Кто что дает» (корова-молоко; курица-яйцо), «Где чей детеныш», «Ассоциации».

4-6 лет

К 4 годам появляется особый вид игрового материала – настольно-печатные игры. Они способствуют развитию внимания и памяти, например, такие игры как «Чего не стало», «Что изменилось». Развитию интеллекта и образного мышления («Чего не хватает»), символического мышления («Правила дорожного движения»), умению выделять существенные признаки («Времена года»). Знакомят ребенка с окружающим миром, дают представления о среде обитания животных («Мир животных и птиц»), о профессиях и многом другом.. Такие игры помогают не только сформировать логические операции (классификация и другие), но и понять связи между предметами одной категории, усвоить произношение трудных звуков, запомнить цифры и буквы. Кроме того, настольные игры требуют внимания, сосредоточенности, быстроты, умения ориентироваться. К 5-6 годам дети уже способны решать сложные интеллектуальные задачи. Это самое подходящее время для разнообразных конструкторов с различными креплениями, деталями. Малыш сможет придумывать и реализовывать свои замыслы самостоятельно. Будет чувствовать себя творцом, радоваться и гордиться своими успехами и эти чувства, родителям необходимо поддерживать и разделять вместе с ним. Вашему малышу уже подвластны пазлы с большим количеством деталей. Конечно, это не однодневный труд, но итог стоит затраченного времени. И не забудьте про головоломки . Это игрушки для развития ума и тренировки сообразительности. К ним относятся: викторины, цилиндрики с шариками, которые надо выстроить по цвету, «Пятнашки», «змейки», «загони шарик», знаменитый «Кубик Рубика». Подобные игры развивают интеллект, воображение, сообразительность, ловкость, упорство в решении игровых задач на основе образного и логического мышления. Их устройство часто требует от ребенка применения раннее неизвестных ему способов действия для достижения цели. Некоторые игрушки способствуют тому, чтобы дети научились решать задачи на сопоставление, удерживание в памяти необходимой информации, на опробование и выбор вариантов действий. Родители должны помнить, что знакомство с окружающим миром для ребенка – это труд, который закладывает основу первых знаний, а сам малыш – не пассивный созерцатель, а труженик, потому что он прикладывает собственные активные усилия к освоению действительности.

Втулка - деталь в виде полого цилиндра или конуса.

2.2 Виды дидактических игр

В дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом), настольно-печатные и словесные игры.

Игры с предметами

В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач. По мере овладения детьми новыми знаниями задания в играх усложняются: ребята упражняются в определении предмета по какому-либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме, качеству, назначению и др.), что очень важно для развития отвлеченного, логического мышления.

Играя, дети приобретают умения складывать целое из частей, нанизывать предметы (шарики, бусы), выкладывать узоры из разнообразных форм. В играх с куклами у детей формируются культурно-гигиенические навыки и нравственные качества. В дидактических играх широко используются разнообразные игрушки. В них ярко выражены цвет, форма, назначение, величина, материал, из которого они сделаны.

В играх совершенствуются знания о материале, из которого делаются игрушки, о предметах, необходимым людям в различных видах их деятельности, которую дети отражают в своих играх.

Игры с природным материалом (семена растений, листья, разнообразные цветы, камушки, ракушки) воспитатель применяет при проведении таких дидактических игр, как «Чьи это детки?», «От какого дерева лист?», «Кто скорее выложит узор из разных листочков?». Воспитатель организует их во время прогулки, непосредственно соприкасаясь с природой: деревьями, кустарниками, цветами, семенами, листьями. В таких играх закрепляются знания детей об окружающей их природной среде, формируются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация) и воспитывается любовь к природе, бережное к ней отношение.

Настольно-печатные игры

Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.

Подбор картинок по парам. Самое простое задание в такой игре – нахождение среди разных картинок двух совершенно одинаковых: две шапочки, одинаковые и по цвету, фасону, или две куклы, внешне ничем не отличающиеся.

Подбор картинок по общему признаку (классификация). Здесь требуется некоторое обобщение, установление связи между предметами. Например, в игре «Что растет в саду (в лесу, в огороде)?»

Запоминание состава, количества и расположения картинок. Игры проводятся так же, как и с предметами. Например, в игре «Отгадай, какую картинку спрятали» дети должны запомнить содержание картинок, а затем определить, какую из них перевернули вниз рисунком. Эта игра направлена на развитие памяти, запоминания и припоминания.

Игровыми дидактическими задачами этого вида игр является также закрепление у детей знаний о количественном и порядковом счете, о пространственном расположении картинок на столе (справа, слева, вверху, внизу, сбоку, впереди и др.), умение рассказать связно о тех изменениях, которые произошли с картинками, об их содержании.

Составление разрезных картинок и кубиков. Задача этого вида игр – учить детей логическому мышлению, развивать у них умение из отдельных частей составлять целый предмет.

Описание, рассказ о картинке с показом действий, движений. В таких играх воспитатель ставит обучающую задачу: развивать не только речь детей, но и воображение, творчество. Часто ребенок, для того чтобы играющие отгадали, что нарисовано на картинке, прибегает к имитации движений, к подражанию его голосу. Например, в игре «Отгадай, кто это?» В этих играх формируются такие ценные качества личности ребенка, как способность к перевоплощению, к творческому поиску в создании необходимого образа.

Словесные игры

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам; находят алогизмы в суждениях и др.

С помощью словесных игр у детей воспитывают желание заниматься умственным трудом. В игре сам процесс мышления протекает активнее, трудности умственной работы ребенок преодолевает легко, не замечая, что его учат.

Игра становится методом обучения и принимает форму дидактической, если в ней четко определены дидактическая задача, игровые правила и действия. В такой игре воспитатель знакомит детей с правилами, игровыми действиями, учит, как их надо выполнять.

С помощью дидактической игры ребенок может приобретать и новые знания: общаясь с воспитателем, со своими сверстниками, в процессе наблюдения за играющими, их высказываниями, действиями, выступая в роли болельщика, ребенок получает много новой для себя информации. И это очень важно для его развития.

Прежде чем начать игру, необходимо вызвать у детей интерес к ней, желание играть. Это достигается различными приемами: использованием загадок, считалочек, сюрпризов, интригующего вопроса, сговора на игру, напоминания об игре, в которую дети охотно играли раньше. Воспитатель должен так направлять игру, чтобы незаметно для себя не сбиваться на другую форму обучения – на занятия. Секрет успешной организации игры заключается в том, что воспитатель, обучая детей, сохраняет вместе с тем игру как деятельность, которая радует детей, сближает их, укрепляет их дружбу. Дети постепенно начинают понимать, что их поведение в игре может быть иным, чем на занятии.

Воспитатель с самого начала и до конца игры активно вмешивается в ее ход: отмечает удачные решения, находки ребят, поддерживает шутку, подбадривает застенчивых, вселяет в них уверенность в своих силах.

В некоторых играх за неправильное решение задачи играющий должен внести фант, т.е. любую вещь, которая в конце игры отыгрывается. Разыгрывание фантов – интересная игра, в которой дети получают самые разнообразные задания: имитировать звуки животных, перевоплощаться, выполнять смешные действия, требующие выдумки. Игра не терпит принуждения, скуки.

Воспитателю детских садов в своей работе следует уделять как можно больше внимания тем методам, которые способствуют формированию умственной деятельности детей, развитию самостоятельности их мышления, приучать детей пользоваться своими знаниями в различных условиях, в соответствии с поставленной перед ними задачей, чтобы их знания не лежали мертвым грузом.

Научить ребенка думать, приучить его к умственному труду – нелегкая задача, стоящая перед педагогом. Педагогу необходимо помнить, что умственный труд очень тяжел.

Чтобы приучить детей к умственному труду, необходимо сделать этот труд интересным, занимательным. Это достигается разными методами, среди которых особое место занимает словесная дидактическая игра.

Словесная игра таи в себе большие возможности для развития умственной деятельности детей, так как воспитатель может сам варьировать условия этих игр в зависимости от образовательной задачи.


Заключение

В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи и т.д.

Развитие словаря понимается как длительный процесс овладения словарным запасом, накопленным народом в процессе его истории.

Прежде всего, бросаются в глаза количественные изменения в словаре ребенка. В 1 год малыш активно владеет 10–12 словами, а к 6 годам его активный словарь увеличивается до 3–3,5 тысяч.

Говоря о качественной характеристике словаря, следует иметь в виду постепенное овладение детьми социально закрепленным содержанием слова, отражающим результат познания. Этот результат познания закрепляется в слове, благодаря чему осознается человеком и передается в процессе общения другим людям.

В силу наглядно-действенного и наглядно-образного характера мышления ребенок овладевает прежде всего названиями наглядно представленных или доступных для его деятельности групп предметов, явлений, качеств, свойств, отношений, которые отражены в словаре детей достаточно широко.

В дошкольном возрасте игра становится ведущим видом деятельности, но не потому, что современный ребенок, как правило, большую часть времени проводит в развлекающих его играх, – игра вызывает качественные изменения в психике ребенка. Настоящее игровое действие будет происходить только тогда, когда ребенок под одним действием подразумевает другое, под одним предметом – другой. Игровое действие носит знаковый (символический) характер. Именно в игре наиболее ярко обнаруживается формулирующаяся знаковая функция сознания ребенка. Ее проявление в игре имеет свои особенности. Игровые заместители должны давать возможность действовать с ними так, как с замещаемым предметом. Поэтому, давая свое название избранному предмету-заместителю и приписывая ему определенные свойства, ребенок учитывает и некоторые особенности самого предмета-заместителя.


Список используемой литературы:

1. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Кн. Для воспитателя дет. сада. – 2‑е изд., дораб. – М.: Просвящение, 1991. – 160 с.

2. Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. Пособие для воспитателя детского сада. М., Просвящение, 1974. – 96 с.

3. Мухина В.С. Детская психология. – М.: ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 352 с.

4. Бородич А.М. Методика развития речи детей: Учеб. Пособие для студентов пед. инст. – М.: Просвящение, 1981. – 255 с.

5. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Сохина Ф.А. – М.: Просвящение, 1979. – 223 с.


ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ для дошкольников

Дидактические игры - одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Дидактическая игра содержит в себе большие возможности в образовательном процессе. Она может успешно использоваться и как форма обучения, и как самостоятельная игровая деятельность, и как средство воспитания различных сторон личности ребенка.
Дидактические игры - это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.
Применение дидактических игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, они способствуют развитию памяти, мышления у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка. Обучая маленьких детей в процессе игры, необходимо стремиться к тому, чтобы радость от игр перешла в радость учения.
Основные виды и структура дидактической игры
В теории и практике дошкольного воспитания существует следующая классификация видов дидактических игр:
с игрушками и предметами; настольно-печатные; словесные.
В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач. По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются, что очень важно для развития отвлеченного, логического мышления.
Настольно-печатные игры - интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.
Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам; находят алогизмы в суждениях и др.
Виды дидактических игр
Педагоги выделяют виды дидактических игр: игры-путешествия, игры-поручения, игры-предположения, игры-загадки, игры-беседы.
Дидактическая игра имеет определенную структуру. Структура - это основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно.
Каждая дидактическая игра включает в себя несколько элементов, а именно: дидактическую задачу, игровую задачу, правила игры, игровые действия, результат (подведение итогов).
Руководство дидактическими играми в зависимости от возраста детей осуществляется по-разному. У детей младшего возраста возбуждение преобладает над торможением, наглядность действует сильнее, чем слово, поэтому целесообразнее объяснение правил объединить с показом игрового действия. Если в игре есть несколько правил, то не следует сообщать их сразу. Игры необходимо проводить так, чтобы они создавали бодрое, радостное настроение у детей, учили бы их играть, не мешая друг другу, постепенно подводили к умению играть небольшими группками и осознавать, что вдвоем играть интереснее.
У детей среднего дошкольного возраста есть некоторый опыт совместных игр, но и здесь воспитатель принимает участие в дидактических играх. Он является учителем и участником игры, учит детей и играет с ними, стремится вовлечь всех детей, постепенно подводит их к умению следить за действиями и словами товарищей, т. е. интересуется процессом всей игры. Подбирает такие игры, в процессе которых дети должны вспомнить и закрепить бытовой словарь. Здесь могут быть использованы игры с куклой и комплектами всех предметов обихода. Предметы должны быть разные по цвету, форме, величине. В этом возрасте рекомендуется широко использовать музыкально-дидактические игры «Ну-ка, угадай», «Узнай по голосу», «Что кукла делает» и другие с целью обучения детей умению вслушиваться в звучание слов, звуков, встречающихся в словах. Задача дидактических игр заключается в упорядочении, обобщении, группировке впечатлений, уточнении представлений, в различении и усвоении названий форм, цвета, величины, пространственных отношений, звуков.
Дети старшего дошкольного возраста обладают значительным игровым опытом и настолько развитым мышлением, что они легко воспринимают чисто словесные объяснения игры. Лишь в отдельных случаях требуется наглядный показ. С детьми этого возраста проводятся дидактические игры со всей группой, с небольшими группками. У них, как правило, складываются коллективные взаимоотношения на почве совместных игр. Поэтому с группами старшего возраста уже могут быть использованы в игре элементы соревнования.
В дидактических играх детей старшего возраста отражаются более сложные по своему содержанию жизненные явления (быт и труд людей, техника в городе и деревне). Дети классифицируют предметы по материалу, назначению (например, игра «Где что спрятано»).
Широко используются в этом возрасте словесные игры, требующие большого умственного напряжения.
У детей старшего дошкольного возраста в дидактических играх больше проявляется произвольное внимание, самостоятельность в решении поставленной задачи, выполнении правил.
Для закрепления и уточнения пространственной ориентировки проводится игра «Куда пойдешь, что найдешь». Воспитатель заранее раскладывает игрушки или другие какие-либо предметы в группе. Игровое действие в данном случае - найти игрушку или предмет.
Дидактических же задач может быть несколько: выбрать и назвать направление, по которому ребенок пойдет искать игрушку; обозначить местоположение найденной игрушки; назвать игрушку; сказать, из чего она сделана. Руководя этой игрой, воспитатель вначале предлагает детям два направления (вперед - назад, справа - слева), прячет небольшое число предметов (игрушек). Затем, когда дети овладели правилами и игровым действием, дидактическая игра может быть усложнена. Воспитатель может дать несколько пространственных направлений (4-5) и увеличить число спрятанных игрушек.
У детей подготовительной к школе группы игровая деятельность более осознана и направлена на достижение результата. Руководство должно быть таким, чтобы игра содействовала интеллектуальному развитию и в то же время оставалась игрой. Необходимо и в этом возрасте сохранить эмоциональный настрой детей, переживание радости от хода игры и удовлетворения от результата, т. е. решения задачи.
Руководя настолько-печатными играми, воспитатель развивает у детей способность различать, узнавать, припоминать. Опираясь на возбуждение и торможение нервной системы, упражняет внимание детей, так как картинки неожиданно быстро сменяют друг друга и новые зрительные образы вызывают у них слуховые и словесные образы. Дети упражняются в быстроте, точности и прочности запоминания, в сохранности воспроизведения этих образов.
В подготовительной к школе группе детского сада детям много читают, рассказывают, они играют в дидактические и другие игры, но педагогическая практика свидетельствует, что объем знаний еще не говорит о высоких качествах умственной деятельности. Причиной является то обстоятельство, что в некоторых детских садах детям дается необходимый запас знаний, но мало уделяется внимания развитию их мышления, воспитанию, умению практически использовать имеющиеся знания, подчиняться существующим правилам.
Похожие публикации