Развиваем ребенка: от шести месяцев до года. Развитие речи ребенка до года

Статья подскажет, как развивать речевые навыки ребенка на разных возрастных этапах, приведет примеры и конкретные практические методы освоения речи, даст рекомендации по формированию правильного произношения у ребенка

Задача родителей − создавать благоприятную для развития ребенка обстановку, способствовать раскрытию заложенного в нем потенциала, направлять и в случае необходимости помогать своему ребенку на каждом из этапов его становления.

Освоение речи − важная ступенька в развитии крохи. Первые слова родители ждут всегда с нетерпением. Во-первых, потому что это значительно облегчает процесс интерпретации желаний и потребностей чада, во-вторых, это свидетельствует о том, что ребенок развивается нормально и постепенно приобщается к взрослому миру.

Мама занимается с ребенком

Следует помнить, что примеров того, чтобы здоровый ребенок, находящийся в социуме, не говорил, в медицинской практике нет. Рано или поздно этот момент наступит, вне зависимости от того занимаются с ребенком дополнительно или нет.

Однако детишки, развитию речи которых уделялось должное внимание, начинают говорить быстрее, строят предложения правильнее, не сильно искажают слова, обладают более богатым запасом слов, а значит, в последующем они вряд ли столкнуться с необходимостью наверстывания упущенного при подготовке к школе и смогут выделить дополнительное время на развитие иных интеллектуальных способностей.

Как правильно развивать речь ребенка: памятка

Для того чтобы облегчить задачу ребенку в освоении новых слов и правильном применении их на практике, нужно придерживаться следующих принципов:

1. Начинать с самого начала
Имеется ввиду с самого рождения ребенка, а можно еще, будучи беременной. Не бойтесь, что вы уже что-то упустили, речь не идет о специальных занятиях, главное − это простое общение, контакт глаз. Вряд ли найдется мама, которая не разговаривала со своим малышом со дня его рождения, а многие начинают даже задолго до этого



мама с крохой

2. Развивать в себе привычку комментировать все, что делаете и видите
Общительным от природы или по долгу службы людям не составит труда находить постоянный предмет разговора с ребенком, более молчаливым придется немного развить в себе эти навыки

3. Играть со своей интонацией
На первых порах ребенок способен понять только разницу в вашей интонации, поэтому чаще меняйте ее, чтобы привлечь внимание ребенка к своей речи

5. Говорить медленно, повторяя по несколько раз
Очевидно, что при быстрой невнятной речи ребенок просто не уловит смысл слов и в будущем может неправильно их произносить



гуление грудного ребенка

6. Упрощать слова и предложения , но не увлекаться видоизменением слов и «сюсюканьем»
Вначале ребенку сложно будет освоить сложные термины и длинные слова, поэтому методика сокращения и упрощения речи может быть эффективна. Например, вместо слова «собака» можно говорить «гав-гав», или объясняя ребенку, почему нельзя трогать розетку, не следует рассказывать про суть электричества и напряжение в сети, можно просто сказать «нельзя, будет больно» (или «бо-бо»). Но не надо намеренно коверкать слова, особенно после года, наподобие «сьто за класивый масянечка тут почмокивает?»

7. Обогащать свою речь с ребенком постепенно, добавляя новые слова, уточнения и дополнения
Например, поначалу можно говорить «Маша держит мишку», потом добавлять «Маша держит большого пушистого мишку. Мишка любит мед»

8. Исключать фон при общении
Множество фоновых звуков (например, телевизора) могут путать ребенка, не позволяют полноценно сосредоточиться на вас и на том, что вы говорите малышу

9. Уделять внимание мелкой моторике рук
Доказано, что развитие нервных окончаний на пальчиках и ладошках рук напрямую связано с развитием речи. Поэтому так важно стимулировать разносторонние тактильные ощущения ребенка (массаж рук, пальчиковые игры, перебирание мелких предметов, прикосновение к разным на ощупь поверхностям)

Как развивать речь ребенка на первом году жизни?



мама играет с грудным ребенком

В привычной для мира взрослых манере общения, т.е. с помощью слов, ребенок начнет говорить только на втором году жизни. Речь, тем не менее, складывается из двух составляющих: воспроизведение и понимание (восприятие).

ВАЖНО: Дети начинают понимать значения слов гораздо раньше, чем учатся их произносить.

Другими словами, ребенок на протяжении первого года формирует так называемый пассивный багаж слов. А на втором году, как правило, переводит его в статус активного, т.е. начинает употреблять эти слова в своей речи.

Очень важно помочь своей крохе выучить как можно больше слов, при этом устанавливая определенные связи и ассоциации слов с реальными предметами или действиями.



мама общается с малышкой

Учитывая, что ребенок на первом году развивается очень стремительно, рассмотрим основные этапы речевого развития ребенка в первые двенадцать месяцев.

  • 0-3 месяца
    Ребенок общается с помощью плача или крика, хорошо улавливает интонацию вашего голоса
  • 3-6 месяцев
    Период «гуления». Именно в этом возрасте малыш в хорошем расположении духа может порадовать звуками «агу», способен произносить многие гласные и некоторые согласные. Важной особенностью является умение вступать в диалог с ребенком, говорить с паузами, предоставляя возможность ребенку ответить. Можно поощрять малыша, повторяя произнесенные им звуки

ВАЖНО: Примерно до 4-5 месяцев дети не понимают значения слов, а интерпретируют вашу речь по интонации.

  • 6-9 месяцев
    Фаза лепета. После полугодовалого возраста, многие родители способны уловить в хаотичном лепете слова «ба-ба», «па-па», «ма-ма». В самом начале это лишь набор слогов, чередующихся в разной последовательности. На этом этапе можно активно учить ребенка словам, называя окружающие его предметы


ребенок с кубиками
  • 9-12 месяцев
    К концу первого года ребенок произносит свои первые слова. Некоторые детишки способны произнести до 10 слов. Но все индивидуально, и зависит, в том числе от темперамента ребенка. Если вы по натуре не словоохотливы, вряд ли ваш ребенок начнет болтать без умолку

Отдельно следует упомянуть о методиках раннего развития ребенка. Желание родителей вырастить способного ребенка, умнее и успешнее себя, вполне естественно. Но в порыве наилучших побуждений, важно не добиться обратного результата. Жизнь ребенка первого года связана, прежде всего, с эмоциональной стороной. Поэтому первостепенным должно стать живое чувственное общение, а не механическое запоминание слов с карточек, показывать которые рекомендуют ребенку уже с первых дней жизни.



ребенок смотрит на картинки

Ряд методик действительно демонстрируют высокие результаты: дети знают много слов, начинают читать и писать раньше, чем говорить. Но часто они имеют проблемы с общением, эмоциями, социальной и личной жизнью в последующем. Поэтому ко всему нужно подходить разумно и ориентироваться прежде на желание и интерес ребенка.

Основными техниками развития речи у детей первого года являются:

  • звуковое подражание ребенку
  • комментирование происходящего
  • песенки, потешки, пальчиковые игры
  • развитие мелкой моторики

Песенки, стишки и потешки для развития речи у детей 2 — 3 лет

Это, пожалуй, самые действенные, проверенные поколениями способы общения с маленькими детьми.

Основные принципы:

  • простая рифма
  • повторение звуков или слов
  • небольшой размер
  • сопровождение жестами/действиями

Стишки-рифмовки можно рассказывать, а можно напевать, используя различные мелодии.

Основная цель потешек, пальчиковых игр, стишков:

  • эмоциональный контакт с ребенком
  • развитие его речевых навыков
  • массаж пальчиков
  • изучение частей тела
  • помощь в установлении режима

Например, повторяя один и тот же стишок перед ночным сном, можно выработать у ребенка ожидание забавного стишка и понимание, что ему пора спать.

ВАЖНО: Маленькие дети нуждаются в соблюдении последовательности действий и порядке, поскольку это развивает чувство стабильности и защищенности.

Можно придумать или выбрать из множества имеющихся потешек по одной для разных случаев:

  • утренние гигиенические процедуры


стишок для умывания
  • переодевание ребенка


стишок при переодевании
  • подготовка к купанию


стишок для купания
  • перед гимнастикой


стишок для гимнастики
  • массаж пальчиков


стишок для массажа пальчиков
  • перед сном


стишки на ночь

Порадуют малыша и будут полезными и классические потешки «ладушки», «петушок-гребешок», «коза рогатая», «сорока белобока» и многие другие.

Пик развития речи наблюдается обычно у детей на втором-третьем году жизни. Как правило, в возрасте около года ребенок начинает ходить, и на смену рывку в физическом развитии приходит языковой прорыв. Родители, безусловно, могут стимулировать свое чадо к развитию речи, используя следующие приемы:

  • Совместное чтение сказок и их обсуждение


чтение сказки
  • Связывание картинок с реальными предметами
    Показывая ребенку ту или иную картинку в книжке, старайтесь найти ее аналог в реальном мире и указать ребенку на сходство
  • Уточнение и правильное повторение сказанных ребенком слов
    Если ребенок показывает на предмет и произносит его не совсем правильно, не следует указывать ему на ошибку, нужно согласиться и повторить правильно. Например, ребенок сказал: «пашина», вам следует ответить: «да, это машина»
  • Предложение выбора
    Предлагая ребенку что-нибудь, расширяйте его словарный запас, предоставляя альтернативу. Например: «Ты хочешь яблоко или грушу?», «Ты будешь пить из кружки или из стакана?»
  • Словесные игры
    Играя с малышом, всегда сопровождайте вашу деятельность словами


игра мамы с сыном
  • Озвучивание того, что делает и ощущает ребенок
    Старайтесь проговаривать все, что делает ребенок простыми несложными предложениями, в том числе описывайте его чувства, например, если ему больно, или горячо, или холодно
  • Комментирование своих действий
  • Обращение по имени, зрительный контакт
    Чаще обращайтесь к ребенку по имени, не забывайте при этом смотреть в глаза малышу, чтобы он понял, что обращение адресовано ему
  • Использование жестов
    Первое время жестикуляция − незаменимая вещь для взаимопонимания и обучения ребенка словам, поэтому дублируйте все слова и действия соответствующими жестами. Вскоре ребенок начнет ассоциировать их со словами
  • Тренировка мышц
    Для тренировки мышц речевого аппарата можно купить ребенку свисток, дудочку, губную гармошку, а чуть позже начать заниматься с малышом артикуляционной гимнастикой
  • Чтение по ролям
    Если вы регулярно рассказывали ребенку один и тот же стишок или потешку, он быстро выучит ее слова, поэтому со временем вы можете читать стишок, разбив строки по ролям, как бы отвечая друг другу. Хорошим примером для этого является диалог «Гуси-гуси, га-га-га»


общение мамы и дочки
  • Развернутое определение свойств предмета
    Важно не только называть предмет, но и рассказывать немного о нем. Например, показывая малышу книгу, следует продемонстрировать также, что книгу можно листать, открывать и закрывать
  • Ответ с дополнением
    Когда ребенок начинает задавать вопросы: «а что это?», «а что вон то?», ему будет легче запомнить название и значение слова, если дать короткое описание предмету из слов, которые он уже знает. Например: «это грузовик, он перевозит большие предметы» или «это чайник, в нем заваривают горячий чай»
  • Выражение непонимания ребенка, который знает, но ленится произносить слова вслух
    Можно намеренно не сразу выполнять прихоть ребенка, если он знает как, но не озвучивает просьбу, а лишь указывает рукой. Как вариант, можно предложить ребенку заведомо неверный предмет, как-будто вы его не поняли, и только с третьего раза дать ему то, что он хочет

ВАЖНО: Дети в этом возрасте чуть ли не каждый день узнают новое слово. Можно вести так называемый журнал «Слово дня» и записывать каждый день новое произнесенное ребенком слово. Это позволит следить за развитием речи малыша.



ребенок с мамой на природе

В любом деле главное много практиковаться, поэтому общайтесь с ребенком всегда и везде: дома, гуляя в парке, по дороге в поликлинику, делая покупки в магазине.
Но не следует навязывать малышу общение, когда он устал, хочет спать или кушать, развитие речи не должно также выглядеть как занятие строго по времени. Важно учиться говорить в процессе игры, во время ежедневных повседневных ритуалов ребенка или на прогулке, когда малыш сам активно ищет общения.

Играем и учимся говорить: сюжетно-ролевые игры для детей

Варианты игр с ребенком ограничены лишь фантазией родителей. При этом малыш часто самостоятельно подсказывает, чем ему хочется заняться, распределяет роли и организует игру.
Ваша миссия − наполнить игру развернутыми диалогами, чтобы игра была не только увлекательна, но и полезна для развития речи крохи. Это могут быть:

  • Прятки
    Классическая игра «ку-ку» с грудничками, постепенно может видоизменяться. Можно прятаться за чем угодно, привлекая ребенка словами «где мама?», «найди маму». По мере взросления ребенок начнет с удовольствием прятаться сам, а вы с соответствующим словесным сопровождением будете его искать
  • Сюжетно-ролевые игры
    Поначалу это могут быть совсем простые игры. Например, можно играть с игрушечным телефоном, ребенок может звонить маме, папе, братику, сестричке, говорить «алло», узнавать «как дела?» и наоборот. Затем можно разыгрывать сказки по ролям, придумывать сюжеты самостоятельно, используя предметы быта и игрушки


мама играет с дочкой
  • «Угадай-ка»
    Вариаций игр множество. Можно спрашивать ребенка: «угадай, что я делаю?» и показывать какое-нибудь действие: расчесываться, разливать чай в чашки. Или спрашивать: «угадай, кто я?» и изображать зайчика или медвежонка. Можно показывать мягких зверушек и спрашивать: «угадай, кто это?», «а что он любит кушать», «где живет?». Если ребенок не может ответить, следует давать развернутый ответ самостоятельно, и через некоторое время повторять малышу вопросы
  • Активные игры
    Потешки и песенки можно использовать в активной игре с ребенком, побуждая его повторять вместе со словами соответствующие действия. Это параллельно с речевыми навыками позволит развивать и физические, и музыкальные способности ребенка. Примеры:


потешка с движениями 1 потешка с движениями 2

Почему ребенок плохо говорит: причины

По усредненным показателям ребенок к 18 месяцам говорит 10-15 слов, к двум годам – 30-50 слов, к трем годам – сотни слов, к четырем – тысячу.

Основные тревоги, возникающие у родителей, связаны с тем, что ребенок:

  • мало говорит
  • говорит неправильно

Как правило, дети не сразу осваивают правильную речь, в том числе сокращают слова, пропускают звуки, путают слова, неверно строят предложения. Это вполне нормально, поскольку малыш в первую очередь учится говорить простые, легко запоминаемые слова, часто произносит не название предмета, а звук, с которым он ассоциируется. Например, не машина, а «би-би», не упал, а «бах».



ребенок не хочет говорить

Кроме этого, естественным считается обобщение многих предметов и действий одним словом. Например, слово «мама» будет звучать из уст ребенка, и когда он захочет на ручки, и когда он захочет есть, и когда ему что-то нужно будет от мамы. Постепенно ребенок станет добавлять необходимое уточнение. Слово «машина» или «би-би» может относиться и к велосипеду, и к автобусу, и ко всему что движется.

Тем не менее, важно не упустить момент, если в развитии речи ребенка появятся проблемы:

  • ограниченный запас слов
  • заикание
  • шепелявость
  • потеря букв

Если ребенок в 2,5-3 года ребенок знает меньше 30-50 слов, коверкает слова, шепелявит или заикается, следует навестить врача. Своевременно скорректировав речевое развитие, пик которого наблюдается до трехлетнего возраста, можно избежать серьезных проблем в будущем.



ребенок занимается с логопедом

Основные причины, почему ребенок не говорит или говорит неправильно:

  • Его понимают и без слов
    Малыш просто лениться произносить слова, потому что прекрасно обходится без них. В этом случае необходимо хитрить, что вы не понимаете, чего хочет ребенок, и вынуждать его сказать это
  • Имеются проблемы со слухом
    Возможно, образовалась серная пробка или есть другие препятствия для нормального слуха
  • Быстрый темп речи
    Малыш слишком торопится при произношении слов, что приводит к потере букв или заиканию. Обычно это проходит к 4 годам
  • Подражание неправильным звукам
    Ребенок подражает звукам и словам, которые слышит от окружающих его людей. Следует последить за своей речью, за правильностью произношения слов и построения фраз

ВАЖНО: При оценке развития речи ребенка ориентируйтесь не на произношение, а на способность малыша использовать свой словарный багаж в разных формах предложений.

К возрасту 3 лет ребенок должен составлять предложения из 3-4 слов, при этом используя различные формы глаголов, склонения, лица, падежи. Если это не так, следует обратиться за консультацией к педиатру, который направит ребенка при необходимости к лору или логопеду.

Работа над правильным произношением: упражнения, артикуляционная гимнастика в картинках

Для того чтобы ребенок быстрее освоил правильное произношение слов, и вам не пришлось обращаться к логопеду, существует так называемая артикуляционная гимнастика.
Регулярные упражнения с ребенком, постоянно путающим и неверно произносящим звуки, заложат основу для правильной и красивой речи в будущем.
Проводить тренировку мышц языка, неба, губ, гортани и щек лучше перед зеркалом.

Примеры упражнений:



артикуляционная гимнастика 1 стишок для артикуляции 2

стишок для артикуляции 3

Как развивать речь у детей школьного возраста: советы, рекомендации

В этом возрасте происходит дальнейшее совершенствование речи, ребенок учится мыслить логически и излагать свои мысли последовательно, учится описывать, сочинять, объяснять, спорить, приводить доводы и убеждать. Для этого ребенку нужно по прежнему обогащать свой словарный запас, учиться анализировать, красиво излагать мысли. Следует отметить, что это также период развития письменной речи.



общение с родителями

Основными способами развития речи в школьном возрасте могут быть:

  • составление рассказа с помощью ответов на заданные вопросы
    например, для рассказа про животное вы можете заготовить для ребенка такие вопросы: кто? какого цвета? как выглядит? где живет? чем питается? в чем предназначение?
  • составление рассказа по серии картинок или фото
  • сочинение по одной картинке
  • чтение книг
  • расширение кругозора ребенка, посещение различных мероприятий, пребывание на природе
  • раскрытие творческой стороны ребенка
  • разностороннее общение


общение с сверстниками

В настоящее время существует огромное количество кружков, секций и специальных групп по развитию ребенка, подготовке к школе, изучению языка и других. Если есть возможность, безусловно, можно отправить ребенка к опытным специалистам. Однако это не исключает необходимости участия родителей в развитии своего чада. Поистине больших успехов малыш сможет достигнуть, если он будет окружен вниманием и теплом самых близких людей. Ежедневное позитивно эмоциональное общение со своим чадом − залог формирования не только правильной и красивой речи у ребенка, но и крепкой сплоченной семьи.

Речь ребёнка - показатель его психического развития. Чем внятнее и точнее он произносит слоги и слова, тем быстрее окружающие реагируют на его просьбы. Активный словарный запас помогает лучше познать мир, быстрее усвоить социальные нормы, развить память и мышление. Психологи не рекомендуют пускать этот процесс на самотёк: родители должны помогать малышу осваивать речевой навык. Изначально дети учатся разговаривать методом подражания. Но если заниматься развитием речи у детей от 1 до 2 лет, процесс можно значительно ускорить.

Развитие речи – важная веха психического развития детей 1-2 лет. Родителям важно помогать детям осваивать речевые навыки, создавая благоприятные условия для развития ребёнка.

Нормы речевого развития у малышей 1-2 лет

Для ребёнка 1 года жизни характерно освоение таких навыков:

  • повторение открытых слогов. Например, слово «нет» ребёнок 1 года не может произнести, но воспроизводит его как «нэ». Или говорит «да», «ту» и т. д.;
  • умение повторять звуки и слоги: произносит звуки, характерные для животных – «ав-ав», «мау», «ко-ко»;
  • выражает эмоции интонацией;
  • обозначает слогами предметы и действия;
  • воспринимает названия предметов, может указывать на них, понимать, о чём разговаривают взрослые.

Важно не только то, что и как произносят дети 1-2 лет, а ещё и способность запоминать названия предметов, их назначение.

От чего зависит развитие речи

Развитие речи ребенка зависит от множества факторов: особенностей физического развития, эмоциональной связи с родителями.

Развитие речи ребёнка зависит от 4 факторов , включающих в себя анатомический, физиологический, эмоциональный и социальный компоненты:

  1. Эмоциональная связь с родителями: для детей раннего возраста важно присутствие матери и отца, бабушек и дедушек. Безопасность, предсказуемость, понимание и уважение потребностей - всё это благоприятная почва для общего развития, включая и разговорный компонент.
  2. Удовлетворение потребности в общении с родителями. Сначала формируются невербальные навыки общения - мимикой, жестами, движениями тела, а потом следует вербализация. Поэтому важны не только игры для развития речи - эмоциональный отклик на плач, забавы, объятья, обращение к малышу, оклик его по имени - всё это предпосылки для того, чтобы ребёнок начал учиться разговаривать в 1 год.
  3. . Существует прямая связь между развитием речевых центров мозга и мелкой моторикой рук. Зная эту физиологическую особенность, можно запустить развитие разговорных навыков через пальчиковые игры, тактильные анализаторы ладоней.
  4. Формирование речевого аппарата: правильное анатомическое строение языка, нёба, гортани и голосовых связок - важные предпосылки для развития речи у детей первых лет жизни. Иногда задержка разговорного навыка сопряжена с неправильным расположением уздечки языка: она больше, чем нужно, и он не достаёт к нёбу. В таких случаях делают в стационарных условиях надсечку уздечки. Также учитывается развитие круговых мышц рта, а также щёк. С детьми годовалого возраста нужно заниматься не только повторением звуков - важно научить пить из трубочки, дуть мыльные пузыри и резиновые шарики.

Только гармоничное сочетание этих четырёх компонентов гарантирует своевременное развитие речи у детей от 1 до 2 лет. Поэтому занятия должны включать комплекс разных игр с учётом особенностей малыша в год и старше.

Как развивать речь ребенка

Развивая речь ребенка важно учесть его возрастные особенности, а также индивидуальные психологические факторы, которые оказывают на него влияние.

Родители перед тем, как начать развивать речь у ребёнка в 1 год, должны учесть 3 важных правила:

  • упражнения нужно подбирать так, чтобы они соответствовали возрастным особенностям и психическому развитию каждого малыша в отдельности. У одного ребёнка в 1 год и 10 месяцев может не получаться то, что легко даётся другому в 1 год и 5 месяцев. Сложные игры только навредят: малыш потеряет интерес к ним или ещё хуже - будет потом противиться всему, что связанно с подобными заданиями;
  • учёт зоны ближайшего развития: учим говорить одно- и двуслоговые слова после того, как малыш начал произносить закрытые и открытые слоги. К фразам переходим после научения обозначать предмет или действие словами. Распространённая ошибка родителей - поддерживать разговор слогами, когда ещё не получаются простые слова;
  • понимание психических особенностей детей в промежутке один-три года: неустойчивое внимание длительностью до 10 минут - это нормально для детей такого возраста. В головном мозгу только формируются нейронные связи и перегрузка развивающими играми приведёт к нежелательным последствиям. Это может быть как головная боль, о которой малыш ещё не может сказать, а выражает плачем, так и стойкое отторжение развивающих занятий. Пять-десять минут - вот сколько должно длиться развивающие упражнение согласно возрасту.

Родителям важно помнить, что у всех детей разный темп развития и целью должно стать не говорение фразами ребёнка в полтора года, а планомерное освоение разговорного навыка.

Далеко не у каждой мамы есть возможность систематически готовиться к занятиям, учить прибаутки, разбирать пальчиковые игры. Эффективным будет обучение, которое сочетает и подготовленные упражнения, и те, которые проходят естественным образом для ребёнка в 1 год и 3 месяца или в 2 года.

Ежедневные занятия: 6 простых упражнений

Ежедневные простые упражнения помогут ребенку активно развивать речевые навыки. Достаточно уделять занятиям 15-20 минут в день.

  1. Учите дитя выражать эмоции звуками: удивлённое «ох» и «вау», недовольное «ай-я-яй», разочарованное «эх» - всё это поможет ему интуитивно понять функцию речи.
  2. Вместе пойте или разучивайте регулировку высоты голоса другим способом. Если малыш хорошо подражает, можно во время домашних дел перекликиваться звуками, постоянно повышая высоту звука после него. Он быстро уловит смысл игры. Особенно это интересно детям во время игры в прядки или когда взрослые находятся в другой комнате. Малыш поймёт, что высота звука обозначает желание, расстояние.
  3. Проговаривайте названия предметов, но только тогда, когда они находятся в поле детского внимания. До двух-трёх лет дети понимают о чём речь, если они их видят - наглядно-действенное мышление. Во время кормления говорим о тарелке, ложке, называем то, на что показывает ребёнок. При купании перечисляем то, чем играет карапуз. Также важно общаться с малышом полутора лет о том, что предстоит: ритуал укладывания в постель называть словом «спать», одевание для прогулки на улице - «гулять».
  4. Просите подуть на игрушечную крутилку с лопастями, предлагайте раздуть одуванчик. Также чаще давайте пить из трубочки - это помогает развивать артикуляционный аппарат. Учтите, что есть разница между питьём через соску и трубочку: в первом случае малышу не нужно работать губами и щеками, чтобы потекла жидкость - она льётся самотёком. А вот попить сок через трубочку сложнее - нужно втягивать. Именно поэтому специалисты по грудному вскармливанию говорят, что дети на ГВ раньше начинают говорить - подготовлены мышцы губ, щёк и выработан навык прикладывания языка к нёбу.
  5. Предлагайте для игры предметы с разной фактурой: мокрые и сухие крупы, влажные мягкие игрушки, сыпучие материалы (под присмотром). Особенно интересно деткам выковыривать интересные предметы из сортера.
  6. Поощряйте игры со старшими детьми. Понаблюдайте, как они между собой общаются: речь ребёнка в 1 год ещё не позволяет выразить нечто понятное 3-летнему малышу, поэтому второй провоцирует первого на поиск разных форм выражения желаемого. Играющим детям можно предложить забаву на взаимодействие: совместная постройка пирамиды, лепку куличей, поочерёдное катание машинки.

Родителям важно не столько знание, как научить ребёнка разговаривать в части методики, сколько желание. За 3-5 месяцев развитие навыка говорения продвинется только при подходе, основанном на бережном и терпеливом отношении к ошибкам и пробам малыша.

Игры для развития навыка говорения

Используйте логопедические упражнения и игры, направленные на формирование речевых навыков.

Есть много логопедических наработок, как развивать речь ребёнка в промежутке 1-2 года. Вот несколько самых доступных:

  • Для детей от 1 года до 1 и 3 месяцев: игры с игрушками в виде животных. Предлагайте их кормить, но сначала животное, например, собачка должна попросить кушать - «ав-ав» и т. д. В этот период важно, чтобы малыш активно подражал - повторял звуки и слоги.
  • Малышам с 1 года и 3 месяцев до 1 года и 6 месяцев: игры в строительство башен, катание машин, загрузка кузова. Нужно называть предметы и действия. Это поможет малышу научиться отличать процессы от названий.
  • Ребятам от полутора до двух лет, например, в 1 год и 10 месяцев, нужно расширять словарный запас: пояснять на картинке предметы, а потом попросить найти такой же среди игрушек или в комнате.

Перед тем, как учить ребёнка говорить, нужно определить уровень его понимания. Если сформирован понятийный компонент - он знает значение слов, но не говорит их, то задача родителя - подтолкнуть к говорению. Для этого не обязательно углубляться в психологию и логопедию: наблюдательность и тесный контакт с малышом - лучший способ понять своё дитя.

Как развить речевой аппарат у детей

Развитие речи у детей 5-6 месяцев

К настоящей беседе малыш пока не готов, но на 5-6 месяце он начинает серьезно тренироваться. Из мелодичного гуления на свет рождается детский лепет. Для ребенка это большое достижение, чтобы добиться таких успехов, он долго тренировал свой артикуляционный аппарат.

Время, когда малыш начинает произносить первые слоги, пусть пока не осознанно, отлично подходит для начала занятий по развитию речи.

Для того чтобы карапуз быстрее сказал первое слово, с ним нужно ежедневно заниматься. Упражнения по развитию речи и артикуляционного аппарата достаточно просты, их могут проводить с ребенком и мама, и папа, и бабушка с дедушкой.

Пять несложных упражнений позволят добиться значительных результатов в развитии речи малыша:

Упражнение первое. Повторяйте за ребенком. Когда малыш в хорошем настроении и хочет «поговорить», обязательно удовлетворяйте его желание. Произносите за ним звуки, которые он говорит. Покажите ему, как вы это делаете, как говорите его «агу» с разной интонацией (медленно, быстро, восторженно, грустно и т.д.) и с разной громкостью.

Упражнение второе. Говорите с ребенком. Разговаривать следует именно с малышом, а не по телефону или друг с другом. В корне ошибочно мнение, что для нормального развития ребенок 6 месяцев должен просто слышать человеческую речь. Для того чтобы усваивать произношение звуков, и учиться понимать значение слов, он обязательно должен участвовать в процессе общения.

Малышу можно рассказывать обо всем, что он видит или слышит. Через пару месяцев ежедневных занятий ребенок 6 месяцев при упоминании знакомого предмета будет искать его взглядом.

Упражнение третье. Развивайте мелкую моторику руки. Уровень речи тесно связан с развитием мелкой моторики рук, поэтому следует делать специальные упражнения, разрабатывающие работу маленьких пальчиков. Ребенок 6 месяцев очень любопытен, он обожает новые интересные предметы, может некоторое время играть, перекладывая их из одной емкости в другую. Воспользуйтесь этим, дайте ему коробку с набором различных интересных вещиц. Они должны быть неодинаковыми по размеру, материалу, качеству поверхности, весу. Перекладывая их в ящичек и обратно, ваше чадо будет тренировать свои пальчики и познавать мир.

Хорошим упражнением для развития моторики станет игра ребенка с кусочками ткани разной структуры: вельветом, бархатом, шелком, драпом и т.д.

Упражнение четвертое. Колыбельная. Традиция укладывания ребенка при помощи колыбельной песни сегодня не слишком популярна. Многие родители предпочитают включать малышу аудиозапись. Однако именно мамина колыбельная способствует развитию речевых навыков ребенка. Голос самого родного человека не только успокаивает, но и помогает лучше узнавать звуковой строй родной речи.

Упражнение пятое. Пестушки. Ежедневно рассказывая малышу детские стишки и пестушки, мама развивает и речь, и память ребенка. Через некоторое время малыш будет сам в нужном месте пестушки поднимать ручки вверх, а позднее и пытаться повторять слова.

Развитие речи ребенка не займет у мамы много времени. Простые упражнения позволят малышу увереннее войти в стадию лепета и быстрее научиться говорить.

Нравится

  • О развитии ребенка: месяц девятый

    Девятый месяц считается одним из рубежных (как третий, шестой, двенадцатый), этапных периодов младенчества. Здесь многое закладывается на будущее. Мини-программа 9-го месяца жизни 1. Продолжать познавательное развитие на эмоционально-чувственной ориентировочной основе. 2. Обогащать содержательную сторону «делового»...

  • Все о развитии ребенка: месяц седьмой

    На 6-ом месяце жизни к ребенку пришло умение подтягивать свое тело на руках - подползать к заинтересовавшей игрушке, лежащей чуть дальше его вытянутой руки. Этот двигательный навык рассматривался как подготовка к более сложному движению -...

  • Занятия в 5 месяцев (упражнения для речи и не только...)

    Пишу только для себя, чтоб ничего не забыть, но если кому то пригодится, милости прошу. Я, как и многие мамы, озадачена развитием ребенка, как сейчас говорят ранним развитием. Постоянно задаюсь вопросом, чем занимаются мамы именно...

  • Все о развитии ребенка: месяц восьмой

    Восьмой месяц привносит в жизнь ребенка много нового по всем ведущим линиям развития: познавательной, социальной, речевой, моторной и знаменует окончание второй четверти младенчества. В этот период закрепляются и совершенствуются приобретенные навыки, закладываются предпосылки дальнейшего роста...

  • развитие

    30-03-2008 @ 00:10 Раздел: Дети / Календарь развития ребенкаПозади 9 месяцев беременности, токсикоз, отеки, страхи о здоровье будущего малыша. Вы, наконец-то, увидели того, кто жил внутри вас целых 9 месяцев и нещадно пихал вас под ребра....

Речь – высшая психическая функция. Она всецело зависит от уровня развития центральной нервной системы человека. Это не только средство общения, но и основа мышления. Ребёнок с неразвитой речью не может полноценно анализировать и классифицировать свои впечатления, делать обобщения и выводы об окружающем мире. Недаром развитию речи детей дошкольного возраста придают такое значение большинство родителей и специалистов: медиков, дефектологов, логопедов, педагогов, психологов.

От умения понятно выразить свои мысли зависит, сможет ли ребёнок свободно и непринуждённо общаться с окружающими. Дети с развитой речью активно играют и общаются со сверстниками, контактируют со взрослыми, делятся своими впечатлениями. Ребёнок, осознающий, что его речь непохожа на речь сверстников, может начать стесняться общения с детьми и взрослыми, избегать совместных игр, бояться, что над ним будут смеяться.

Чтобы узнать, правильно ли развивается годовалый малыш, нужно знать, что в возрасте с рождения до года является нормой, а что патологией, как можно стимулировать его речевое развитие самостоятельно.

Стадии речевого развития

Развитие речи ребёнка от рождения до года условно делится на четыре неравных по срокам стадии. Темпы развития детей могут не совпадать по времени, но эта примерная периодизация позволяет отделить норму от патологии:

  1. Стадия крика. Длится от рождения до 6–8 недель. И крик, и звуки, издаваемые малышом, относятся к рефлекторным звукам. Чаще всего это гласные звуки с носовым оттенком. Короткий вдох и удлинённый выдох сопровождают громкий крик.
  2. Стадия гуления. Длится от двух до пяти месяцев. Крик ребёнка приобретает интонационную окраску, он меняется в зависимости от состояния малыша. Гукающие звуки и их сочетания с гласными могут возникать как спонтанно, так и при общении со взрослым (агу, гы, кхы, ага, га, эгэ, аа). И это уже становится началом важнейшего периода - коммуникации, общения с окружающими. Оно сопровождается появлением «социальной» улыбки для всех, кто общается с ребёнком, чуть позже – первого смеха, похожего на повизгивание. Гуление происходит на выдохе, так тренируется речевое дыхание.
  3. Стадия лепета. Самая большая по продолжительности стадия занимает около 6–7 месяцев и длится практически до конца первого года жизни, а точнее, до возраста 11 месяцев. Для неё характерен лепет, состоящий вначале из отдельных слогов (па, ба, ля), переходящих позднее в слоговые цепочки (па-па-па, ба-ба-ба, ля-ля-ля), а затем в следующую стадию - первые слова, которые чаще состоят из двух одинаковых слогов (па-па - папа, ба-ба - бабушка, ля-ля - кукла). Ротовая полость становится совершеннее, язык имеет возможность для выполнения разнообразных движений. Это делает доступным для ребёнка произнесение различных звуковых комплексов, похожих по звучанию на слоги с гласной на конце: ма-ма-ма, па-па-па, да-да-да, ня-ня-ня.
  4. Стадия первых слов. Длится до конца первого года жизни. Эти слова (около 20–25) чаще состоят из двух одинаковых слогов. Это стадия, когда ребёнок начинает соотносить лепетные комплексы с конкретными словами. Он не просто произносит цепочку слогов ма-ма-ма, а соотносит слово ма-ма с реальным предметом, реагирует на появление папы словом - па-па. Ребёнок на этой стадии активно поддерживает контакт со взрослым предметно-действенными средствами, манипуляцией с игрушками и предметами. На этой же стадии интенсивно развивается понимание обращённой речи, малыш активно начинает накапливать пассивный словарь. Он ещё не может сказать ослик, но если вы попросите дам игрушку, изображающую ослика, он даст.

Возрастные нормы по месяцам

Средние показатели речевого развития имеют значение для определения нормы или патологии. Они могут сдвигаться в зависимости от индивидуальных особенностей малыша и условий его роста. Известно, например, что каждое перенесённое ребёнком раннего возраста серьёзное заболевание «отбрасывает» его немного назад в плане развития умений и навыков.

  1. Первые полтора месяца жизни. Появляются звуки, которыми ребёнок реагирует на обращённую к нему речь матери и других близких людей. Это преимущественно гласные звуки и их сочетания (о, а, у, я, ау, уа). Ребёнок в состоянии сосредоточить взгляд на лицах родных, на показываемых ему игрушках, прислушаться к звукам человеческой речи. В этот период дети с предпосылками будущего расстройства речи могут быть выявлены по оценке характера их крика – пронзительного или очень тихого, возможны всхлипывания или вскрикивания на вдохе, а не на выдохе, как полагается при нормальном развитии.
  2. На 2–3 месяце «комплекс оживления», состоящий из характерных движений ручек и ножек при виде матери, сопровождается гортанными звуками и их комбинациями с гласными (а-а-а, а-а-ги, а-а-гу, а-га). Такое гуканье возникает не только при контакте со знакомыми близкими людьми. Оно может возникнуть спонтанно, когда малыш сыт и доволен, или при рассматривании игрушки. Ещё одно достижение этого этапа – слуховое и зрительное сосредоточение на источнике звука или движения.
  3. На 3–5 месяце ребёнок ищет контакта со взрослыми своим взглядом, улыбкой, произносит протяжные звуки - гулит. Они чаще всего состоят из таких звукосочетаний, как гы, кхы, агу, ага, га, эгэ, аа. Иногда эти сочетания настолько причудливы, что их сложно воспроизвести. Патологией на этом этапе считаются однообразные звуки гуления в сопровождении хаотических движений рук и ног, отсутствие интонационной выразительности.
  4. На 6 месяце жизни в речи ребёнка появляются лепет, состоящий из таких сочетаний звуков, как «га, ка, па, ма». Постоянно повторяясь, они уже достаточно сильно становятся похожи на модели слов, как бы произнесённых по слогам: «ма-ма-ма-ма, ба-ба-ба». Появляются такие импровизации только в хорошем настроении, и пока ещё они не могут быть средством общения. В этот период можно диагностировать врождённую глухоту, потому что у глухого ребёнка лепет отсутствует, постепенно угасают звуки гуления.
  5. На 7 месяце жизни появляется связь между предметом и обозначающим его словом. Если родители специально уделяют внимание этому умению, показывают предметы и игрушки, называя их по нескольку раз, то ребёнок быстро научится отыскивать их взглядом по просьбе взрослого. Слова должны быть чётко различимы по звучанию. У ребёнка с задержкой развития речи лепет отсутствует или проявляется отдельными элементами, малыш не подражает движениям взрослого, не выполняет простейшие словесные команды.
  6. К окончанию первого года жизни в активном словаре ребёнка в среднем имеется от 10 до 25 слов. Наряду с правильно произносимыми словами (папа, баба, дядя, ляля), это могут быть и лепетные слова (ам, бобо, бах), и частично произносимые формы слов («кач» – качаться, «зя» – нельзя), а также звукоподражания голосам животных и окружающим звукам (мяу, га-га, би-би). К этому времени связь между словом и предметом, который оно обозначает, должна быть установлена. Речь к концу первого года жизни в идеале является средством общения ребёнка со взрослыми.

Стоит насторожиться, если малыш предпочитает вместо слов выражать свои желания жестами, мимикой и мычанием. К концу первого года жизни такие проявления не считаются отклонением от нормы, если кроме них при общении используются ещё и слова.

Как способствовать речевому развитию ребёнка

Поскольку развитие речи детей первого года жизни напрямую связано с развитием головного мозга во внутриутробном периоде, от нормального течения беременности и родов зависит очень многое. На развитие мозговых структур может повлиять большое количество факторов:

  • генетическая предрасположенность к наследственным патологиям развития плода;
  • стрессовые перегрузки во время беременности;
  • воздействие никотина и алкоголя на организм матери;
  • недостаточное питание мамы;
  • нехватка кислорода (гипоксия) у ребёнка во время беременности и родов;
  • отрицательный резус-фактор;
  • негативное действие инфекций и хронических патологий.

У процесса внутриутробного развития мозга есть очень важная особенность – его нервные связи и структуры развиваются не только под влиянием генов наследственности, но и под влиянием потоков информации, поступающих по ещё пока незрелым, но всё-таки действующим органам чувств.

Ещё не родившийся малыш способен слышать звуки окружающего мира и биение сердца матери, чувствовать её движения. Именно поэтому очень правильно поступают женщины, которые ещё до рождения ребёнка читают ему сказки, разговаривают с ним, вместе слушают хорошую музыку. Это поможет ему получить через несколько лет отличную речь.

Речь годовалого ребёнка включает в себя:

  • активный словарь – от 8 до 12 слов, которые он может произнести;
  • пассивный словарь - слова, значение которых малыш понимает.

Сильный скачок в развитии пассивного словаря происходит после первых шести месяцев жизни малыша при условии, что родители активно знакомят его со значениями слов. Родители могут передавать ему информацию жестами, интонацией голоса, мимикой, но ведущая роль здесь принадлежит слову.

Разговаривая с малышом при кормлении, одевании, гигиенических процедурах взрослые передают ему смысл слов, обозначающих предметы и действия. Даже не понимая вначале значения слов родителей, ребёнок улавливает эмоциональную окраску речи, он осознаёт, что обращаются к нему, у него возникает желание ответить. Поэтому правы те мамы и папы, которые разговаривают с малышом с первых месяцев его жизни.

Ещё на первом году жизни нормально развивающемуся ребёнку доступна особенность речи – понимать, что одним словом называют разные предметы. «Киса» – это и живая кошка, и мягкая игрушка, и фарфоровая фигурка за стеклом шкафа. «Би-би» - это и настоящий автомобиль, и пластмассовая машинка на верёвочке, и картинка в детской книжке. Способность понимать обобщающие слова может быть развита к концу первого года внимательными родителями, неустанно знакомящими малыша с различными предметами и явлениями его окружения.

Очень важное умение первого года жизни – понимание значений большого количества слов, обозначающих действие. Ребёнок понимает не только обозначения крупных движений (стоять, бежать, есть), но и слова, означающие мелкие действия, выполняемые рукой (разожми кулачок, дай руку, покажи, что у тебя в руке, отпусти).

Речевое развитие – процесс, тесно связанный с развитием сенсорных способностей малыша. Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребёнка, различение формы и цвета окружающих предметов. Сенсорные способности можно развивать с первых дней жизни малыша, окружая его выразительными по цвету предметами интерьера и игрушками. Для развития слуха можно чаще предлагать ему гармонично звучащие игрушки, музыкальные инструменты, эмоционально общаться с ребёнком.

Произносимые им звуки следует дублировать, повторяя неоднократно. Все манипуляции, связанные с едой, умыванием и прочими процедурами, нужно проговаривать, и чаще общаться с ребёнком не по необходимости, а для установления контакта. Повторяя за малышом произносимые им сочетания звуков, взрослые как бы стимулируют его к новому подражанию. Важно помнить, что такие занятия не принесут результата, если ребёнок голоден, ему холодно, он устал и т.п.

Во втором полугодии нужно чаще рассматривать предметы и игрушки, называя их, сопровождать словами движения ребёнка. Для стимуляции детской речи очень важно вызвать у малыша потребность говорить. Для этих целей можно не давать сразу игрушку, которую он просит, а подождать речевой реакции («ляля, би-би»).

Можно задавать ребёнку вопросы, ответом на которые служат слова «да», или «нет», предлагать звукоподражания, если малыш затрудняется в назывании предмета: «Что тебе дать? Собачку? Ав-ав?», «Где машина? Где би-би?» Такая стратегия родительского поведения принесёт весомые плоды в виде активной речевой деятельности.

Моторика малыша первого года жизни делится на два вида:

  1. крупная или общая моторика – умение сесть, наклониться, подойти, встать;
  2. мелкая моторика – ощупывание предметов, пинцетный захват (двумя пальчиками) мелких игрушек, катание машинки, рисование «каракулей».

Развитие мелкой моторики ведёт за собой скачок в развитии речи. Если родители учили ребёнка махать ручкой при прощании, протягивать её, здороваясь, то годовалый ребёнок выполнит эти движения, стоит только взрослому попросить его об этом.

Внимательные мама и папа стимулируют движения малыша словами: «Встань, ложись, садись, возьми, положи, подними». Чуть позже, как только ребёнок пойдёт, к ним прибавляются: «Иди, подойди, стой». Можно приучить малыша воздержаться от неправильного действия или побуждения словом «нельзя», произнесённым со строгой интонацией. Важно помнить, что этим словом не нужно злоупотреблять, иначе запрет просто не будет действовать. Бесконечные «нельзя» станут просто шумовым фоном и будут «пролетать мимо ушей».

При неправильном поступке ребёнка нужно предложить замену его неправильным действиям, например: «Кису нельзя бить по спинке, можно гладить». И затем показать, как «гладить». С первого раза возможно и не получится, но при регулярном повторении всё усвоится очень прочно. При активном обследовании окружающего мира слово-запрет станет своеобразной границей личного пространства. Большой мир страшит малыша, и такие границы ему жизненно необходимы, чтобы чувствовать себя увереннее.

Отклонения от нормы

В группе риска, в плане нарушения развития речи, находятся недоношенные дети с очень низкой массой тела при рождении, дети с нарушениями слуха и зрения, с гипертонусом мышц, с недостаточным функционированием черепных нервов, наличием структурных изменений головного мозга.

Распространённой причиной задержки речевого развития являются недостатки в воспитании, когда ребёнком не занимаются, ему не хватает внимания. При педагогической запущенности родители должны немедленно браться за устранение ошибок воспитания.

Тревожными симптомами станут такие отклонения от нормы:

  • у ребёнка нет гуканья и гуления в первый год жизни, он не фиксирует взгляд на движущемся объекте;
  • нет «комплекса оживления», реакции на эмоциональную речь;
  • запаздывание периода лепета к 6 месяцам, нет интереса к окружающему миру;
  • «гуление» и лепет монотонные, очень тихие, неэмоциональные, без интонации;
  • язык неправильно расположен в полости рта, заметны спазмы мышц рта, языка;
  • к 9–12 месяцам сохраняется примитивный, однообразный лепет;
  • ребёнок теряется, отыскивая глазами источник звука;
  • у детей с проблемами речевого развития, связанными с поражением центральной нервной системы, появляются трудности с жеванием, глотанием, они не могут пить из чашки, часто поперхиваются едой;
  • ребёнку безразлично то, что его не понимают, он говорит на языке, понятном только ему одному;
  • к 12 месяцам у детей с патологией речевого развития не появляются не только обычные, но и лепетные слова, предпочитает вместо них выражать свои желания жестами, мимикой и мычанием.

При несоответствии возрастной норме речевых проявлений годовалого ребёнка нужно обратиться к специалистам: детскому неврологу, отоларингологу, дефектологу, логопеду. Организм малыша пластичен, при раннем начале коррекции проще преодолеть нарушения развития речи. Несвоевременно исправленная задержка речи, обнаруженная в раннем возрасте, может привести к интеллектуальному отставанию таких детей от сверстников.

Задержка развития речи делает ребёнка замкнутым, раздражительным, временами агрессивным. Его умственное развитие замедляется, впоследствии затрудняется процесс овладения чтением и письмом. Начинать контроль овладения элементами родного языка нужно ещё в раннем возрасте. Именно в этот период при помощи игры со звуками активно упражняется артикуляционный аппарат и слух ребёнка, готовится почва для правильного усвоения родного языка.

Основные задачи, стоящие перед родителями детей с речевыми патологиями, можно сформулировать так:

  • расширение словарного запаса;
  • исправление неточностей в произнесённых словах и фразах;
  • обучение умению правильного построения высказываний;
  • внимательное отношение к детским вопросам.

В этой статье мы рассмотрели развитие речи до года, определили помесячные нормы речевого развития и возможные патологии, характерные для этого периода. Приведённые примеры отклонений дают родителям возможность понять насколько хорошо идёт речевое развитие их малыша, и нет ли проблем, требующих срочного вмешательства специалистов.

Если у вас остались вопросы формирования речи ребёнка с рождения до 1 года, вы можете смело задать их нам.

Первое полугодие жизни ребенка представляет собой этап эмоционально-личностного общения с окружающими людьми, которое удовлетворяет его потребность во внимании и доброжелательности. Так как эмоционально-личностное взаимодействие оказывает решающее влияние на формирование всех сторон психики младенца. Этот этап общения получает статус ведущей деятельности ребенка первого полугодия жизни.

Развитие речи ребенка связанно с органическим развитием его мозга, но тем не менее в основном определяется воспитанием ребенка окружающими его взрослыми. Развитие мозга в раннем возрасте происходит очень интенсивно. Однако не следует думать, что органическое развитие мозга является достаточным условием для психического развития ребенка, в частности для развития его речи. Следовательно, воспитание надо начинать своевременно, так как его "дефицит" может возникнуть с первых месяцев жизни ребенка.

Младенца с первых минут жизни окружает множество вещей - пеленки, бутылочки, ложечки, игрушки и т. д. Но как ни странно, маленький ребенок этого не замечает, не видит, несмотря на вполне нормальное зрение. А чтобы он увидел предмет, захотел взять его в руки и рассмотреть, необходимо вмешательство взрослого. Речь ребенка надо воспитывать, надо учить его понимать речь окружающих и самостоятельно говорить. Для этого требуется немало усилий со стороны взрослых и активной деятельности самого ребенка в различных видах его деятельности.

В первом полугодии формируется очень важная способность ребенка - умение подражать словам, произносимым взрослым. Однако развитие артикуляционного аппарата его таково, что в начале второго года малыш произносит слова облегченно: машина - "би-би", собачка - "ав-ав". Поэтому очень важно, чтобы взрослый давал для подражания слова "облегченные", сопровождая их словами, произнесенными правильно.

Период младенческих криков (0 мес. - 2-3 мес.)

Первый крик ребенка возникает как компонент стволово-подкорковые оборонительной реакции, обусловленной прекращением плацентарного кровообращения и охлаждением его тела во внешней атмосфере. Условия, необходимые для голосообразования, возникают в периоде новорожденности случайно. Это происходит, когда под влиянием резкого возбуждения симпатической нервной системы изменяются физические свойства мышц тела и возрастает объемная скорость вдыхаемого и выдыхаемого воздуха. Они способствуют наискорейшему устранению матерью дискомфортных состояний младенца.

Крики каждого ребенка обладают индивидуальными чертами, которые настолько хорошо выражены, что по особенностям криков можно опознать индивида так же безошибочно, как это делается по отпечаткам пальцев.

Крики как целостная реакция выражают дискомфортные функциональные состояния, а каждый отдельный крик, сопряженный с одним дыхательным циклом, выражает относительную степень и фазу этого состояния. Таким образом, в звуковой структуре врожденных младенческих криков, возникающих в связи с развитием дискомфортных состояний, обнаруживаются переходящие друг в друга четыре зоны различной субъективной ценности.

Там, где оборонительная реакция наиболее или наименее интенсивна (зоны максимальной и минимальной субъективной ценности), голосовая реакция искажается и маскируется шумами или вообще не выявляется замещаясь шумами. Там же, где интенсивность оборонительной реакции умеренная (зоны умеренной субъективной ценности), - в начале криков и на их спаде, - там голосовая реакция наиболее отчетлива и отдаленно напоминает гласные звуки речи или журчание ручья.

Начиная с третьего месяца по характеру крика мать может определить состояние своего ребенка: мокрый, голодный, болит живот. Поэтому принято подразделять крики детей на три вида: крики "боли", крики "удовольствия" и крики "голода".

Понятно, что короткость голосовых связок младенца благоприятствует включению в вибрацию мышечных стенок высокочастотных резонаторов. Другими словами, звуковые волны, образующиеся в речевом тракте, могут подвергаться не только положительной, но и отрицательной интерференции и, следовательно, мощность голоса может резко падать.

Период гуления (2-3 мес. - 5-6 мес.)

Наблюдения показали, что младенец уже первой недели жизни реагирует на речь человека, а с конца второй недели он прекращает крик, как только с ним начинают разговаривать. Замолкая, младенец внимательно следит за матерью и запечатлевает в памяти особенности ее эмоционально положительного поведения: неторопливые и плавные движения рук, головы и глаз, медленный темп и громкость ее речи. Подражая матери, он постепенно снижает ситуации такого же эмоционально положительного общения с нею интенсивность своих двигательных реакций и криков.

На втором месяце увеличивается время бодрствования ребенка, а это расширяет возможности воспитательного воздействия на него со стороны окружающих взрослых. Здесь задача состоит в том, чтобы уловить взгляд ребенка, задержать его на себе и при этом заиграть с ребенком, воздействуя одновременно на его зрение, слух. К 2,5 - 3 месяцам жизни коммуникативно и познавательно опосредованные комфортные состояния внутренней среды становятся потребностью ребенка, поэтому он снова и снова воспроизводит тот комплекс поведенческих реакций, который, как свидетельствует его опыт, стимулирует мать к эмоциональному общению с ним.

Гуление в отличие от криков можно характеризовать как "согласные, возникающие на фоне скользящего гласного и фонетически мало определенные с точки зрения их места образования". Согласно-подобные элементы обычно звучат мягко. Наблюдается обилие шумов типа аффрикат, бывают хрюкающие и всхрапывающие звуки, звуки, обусловленные дрожанием нёбной занавески. Язычных звуков практически нет. Губные звуки представлены только в губно-губном варианте: по большей части они носовые и часто смягчены.

Освоение совокупности гласных звуков или вокализма обычно начинается с широкого гласного, затем узкий гласный начинает противополагаться широкому гласному, а спустя еще некоторое время возникает система из трех гласных, что и составляет вокалический минимум в живых языках мира: а, и, у. Имея в виду эти данные, следует думать, что раньше всего ребенком осваиваются национально-специфические варианты эмоционально-выразительных А-тембров, потом И- и У-тембров, т. е. тех тембров, которые превалировали у него в разных типах криков.

На третьем месяце возникает новое явление - ребенок уже сам ищет взрослого взглядом для общения с ним. Ребенок останавливает на нем длительный, сосредоточенный взгляд и улыбается. В ответ на приветствие взрослого ребенок выражает большую радость - смеется, взвизгивает. Назвали такое выражение радости "комплексом оживления". Инициатива общения сейчас уже принадлежит ребенку. У младенца появляются первые короткие звуки: г…к…кхы. В период гуления здоровый ребенок произносит много звуков, например: а-а-а, а-гу, бу, бум, ма, ам, тль, пль, пф. При молчаливом уходе за ребенком появление первых звуков запаздывает, и речь начинает развиваться позднее.

На четвертом месяце жизни ребенка самое значительное приобретение заключается в развитии общения между ним и взрослым посредством речевых звуков. Кроме того, в течение этого месяца наблюдаются некоторые сдвиги в развитии движений ребенка. Он начинает прислушиваться к голосу взрослого, искать его и, встретившись с ним взглядом, отвечать звуками, громким смехом.

На третьем месяце ребенок реагирует на "разговор" с ним взрослого смехом, некоторыми звуками голоса, движениями ручек и ножек. Но на четвертом месяце слуховое восприятие приобретает особое значение во взаимоотношениях ребенка со взрослым. Он перекликается со взрослым на расстоянии, когда слышит голос и одновременно видит взрослого.

Несколько увеличивается число звуков, которые произносит ребенок: гласные звуки "а", "э", "у", "и", согласный звук "р", а у некоторых детей появляются сложные комплексы звуков, вроде "агу", "тиль", "тилья" и т. п. Кроме этого, некоторые дети часто начинают пользоваться в общении высокими певучими звуками наподобие трели, которые они произносят с большим напряжением. Изменяется и характер всех звуков, произносимых детьми: вместо отрывистых сейчас преобладают протяжные, певучие звуки ("а-а-а", "р-р-р").

Смена коротких звуков (гуканье) протяжными, певучими звуками (гуление) происходит одновременно с изменением движений ребенка. Это связано, по их мнению, с тем, что он приобретает способность к более длительному сокращению отдельных мускульных групп. Произнесение звуков, как и выполнение движений, осуществляется ребенком под контролем высших органов чувств: звуки произносятся под контролем слуха, а движения выполняются под контролем зрения.

Удалось установить факт подражания звукам у ребенка в очень раннем возрасте. Если, общаясь с ним, произносить звуки, которые умеет произносить и он сам, тем же тоном, в ответ могут последовать такие же звуки. Меняя звуки, например, "а-а-а", на "р-р-р", можно вызвать такие же изменения звуков у ребенка. Переход его от одних звуков к другим происходит после маленькой паузы. Ребенок произносит звуки, повторяя их многократно.

Дети начинают произносить звуки и вне ситуации общения. Этот процесс длится в течение долгого времени, в процессах общения ребенка со взрослым. Каждое общение со взрослым оставляет после себя след. Ребенок сохраняет некоторое время хорошее приподнятое настроение и продолжает гулить. Все это приводит к тому, что произнесение звуков становится самостоятельной деятельностью ребенка.

Расцвет гуления падает на 4-6 месяцы жизни. Видимо, к этому времени ребенок полностью осваивает национальную специфику эмоционально-выразительного вокализма родной речи. Научаясь распознавать форматные области отдельных аллофонов гласных родного языка, ребенок переходит к дифференциации соответствующих двигательных, в данном случае артикуляторных, сноровок.

Для понимания дальнейшего развития коммуникативно-познавательных средств важно подчеркнуть, что в звуковых комплексах гуления обладают эмоциональными значениями лишь вокализованные участки. Связующие же их более или менее зашумленные участки эмоционально незначимы.

При восприятии материнской речи ребенок точно так же принимает во внимание лишь ее вокализированные участки, а все то, что находится между ними, он игнорирует. Однако такое отношение к зашумленным участкам потока материнской речи постепенно изменяется.

Период гуления завершается тем, что ребенок на грани первого полугодия начинает опознавать специфические гласные тембры из безударных слогов, в которых они слиты с шумовыми элементами слога. Переход к восприятию "трудных" зашумленных участков материнской речи связан с усилением коммуникативно-познавательной мотивации и, следовательно, активации соответствующих актов.

Отсюда можно заключить, что в периоде освоения эмоционально-выразительного вокализма возрастает коммуникативно-познавательная активность ребенка вообще. С точки зрения фонетики умение опознавать эмоциональные значения тембра зашумленных гласных означает, что ребенок перешел к бессознательному восприятию cегментов речи меняющейся звучности.

Однако, воспринимая такие сегменты меняющейся звучности, ребенок подвергает эмоциональной интерпретации по-прежнему лишь их вокальные или гласные компоненты. Начиная непроизвольно различать, а потом и подражательно воспроизводить слитые с вокальными шумовые элементы материнской речи, ребенок нормирует их звучание в соответствии с закономерностями родной речи.

Важнейшими в этом процессе нормирования оказываются И-образные тембровые переходы между шумовыми и вокальными элементами - основа будущих характернейших для русской речи мягких согласных. С этих-то переходных участков и начинается временное упорядочение шумовых частот в звуковых комплексах гуления.

Научиться говорить ребенок может только на основе деятельности. На четвертом месяце дети обычно начинают бормотать, а уже на шестом многие пробуют подражать услышанным звуковым сочетаниям.

Взрослым доставляет большое удовольствие слушать малыша, вести с ним короткие диалоги, побуждать его к бормотанию. Бормотание - важное упражнение для последующего говорения. Повторяются простые, обычно бессмысленные слоги, которые по-разному комбинируются друг с другом. Малыши с удовольствием повторяют такие звукосочетания как "ма", "ха" и др.

Пятый-шестой месяцы дают большой сдвиг в нервно-психическом развитии ребенка. В инициативные обращения ребенка к взрослому включаются разнообразные речевые звуки и движения, имеющие целенаправленный характер.

На пятом-шестом месяца , как движения, так и звуки выделились из общего состава выразительных движений. Ребенок уже несколько овладел своими движениями и голосовым аппаратом. Он пользуется движениями и звуками как специальными средствами общения.

На этом этапе возникает еще одна особенность в общении ребенка со взрослым. Ребенок произносит звуки и производит движения в качестве средства заставить взрослого обратить на себя внимание и "выразить" ему свои желания. Своеобразие этого общения заключается в том, что ребенок произносит звуки, как только заметит взрослого издали. Эти звуки не только выражают его радость при виде взрослого - они адресованы ему, служат тому, чтобы заставить взрослого приблизиться. Звуки становятся для него инициативной формой общения со взрослым и средством выражения своих желаний.

В этот период большую роль в общении ребенка со взрослым начинает играть его память. Прошлый опыт помогает ребенку более четко дифференцировать настоящее. Он узнает своих и отличает их от чужих. Все это подготовляет ребенка к самому важному шагу - к общению со взрослым на основе понимания. В конце первого полугодия ребенок начинает обращать внимание на движения и действия взрослого и обнаруживать их понимание. Когда взрослый протягивает ребенку руки, он, посмотрев на них, в ответ протягивает свои.

На данном возрастном этапе в развитии ребенка выделяется и еще одна важная линия: развитие подготовительных этапов активной речи. В 4 месяца малыш длительно гулит, к 5 месяцам у него появляется певучее гуление, с разной интонацией. Он гулит часто и подолгу: в ответ на эмоциональное общение с ним взрослого, во время спокойного бодрствования, при рассматривании игрушки.

Если ребенок слышит голос взрослого или самого себя, продолжительность гуления удлиняется, и оно становится более разнообразным. Для развития гуления обязательным условием является хорошее самочувствие и положительное эмоциональное состояние ребенка.

К 5-6 месяцам малыш произносит согласные звуки: п, б, т, д, м, н, л и др. Появляются первые слоги (сочетание гласного и согласного звука): па, ба, ма, т. е. лепет. Этому способствует развитие артикуляционного аппарата и слухового сосредоточения, речевого слуха. Ребенок слышит звуки, произносимые взрослым, слышит сам себя и начинает произносить звуки и слоги повторно.

Подведем краткие итоги

Возникновению у ребенка речи предшествует подготовительный период, на первом этапе которого (в течение первого полугодия жизни) формируется эмоциональное общение, имеющее очень большое значение для всего последующего развития ребенка, в том числе и для развития его речи.

1. на первом месяце жизни ребенок еще не умеет воспринимать воздействие и отвечать на него, поэтому устанавливать общение с ним очень затруднительно;

2. на втором месяце жизни можно организовать общение с ребенком путем воздействий на его зрение, слух и осязание, которые вызывают у него в ответ положительные эмоции, а к концу второго месяца - в ответном взгляде, громком смехе со взвизгиванием и движением ручек и ножек;

3. на третьем месяце у ребенка возникает потребность в общении со взрослым, оно осуществляется уже по инициативе самого ребенка; в ответ на приветствие взрослого ребенок выражает свою радость ("комплекс оживления");

4. на четвертом месяце ребенок начинает прислушиваться к человеческому голосу, возникает общение на основе речевых звуков, при этом общение со взрослым осуществляется по инициативе ребенка;

5. на пятом и шестом месяцах ребенок сам встречает взрослого звуками голоса, а также произносит звуки в своей самостоятельной деятельности вне ситуации общения.

На основании прежнего опыта ребенок узнает людей, предметы и начинает различно на них реагировать. Он также различает мимику и голос взрослого, некоторые его движения и действия. Все это является основой для возникновения у ребенка понимания речи.

Похожие публикации