Занятия по бисероплетению для дошкольников. От творческого занятия по бисероплетению к творческому росту ребёнка

Педагог дополнительного образования : Гавриленко Светлана Владимировна

руководитель объединения « Смастерим-Ка »

Время занятия : 1 час 30 минут

В озраст учащихся : 8-9 лет

Цель: дать знания о бисероплетении, как о традиционном виде рукоделия

Задачи:

Тема занятия: Мастер-класс по изготовлению веточки цветков незабудки.

Группа второго года обучения

1. Дидактическое обоснование занятия

Цели занятия:

Образовательная – освоить технику «скрутка» в процессе изготовления веточки «Незабудки» из бисера;

Развивающая - развивать пространственное мышление, память, воображение, внимание;

Воспитательная - воспитывать эстетический вкус, аккуратность, усидчивость, терпение, внимательность, старательность.

Задачи:

Обучающая : формировать практические умения и навыки, низание бисера на проволоку; развитие мелкой моторики, внимания, усидчивости; привить интерес к бисерному промыслу; обучить учащихся технике изготовления цветов из бисера.

Коррекционно-развивающая : развить познавательные процессы: память, внимание, воображение, творческое и логическое мышление; способствовать обогащению словаря; побуждение учащихся к речевым высказываниям.

Воспитательная : воспитание аккуратности, трудолюбия, целеустремленности, формирование эстетического вкуса.

Здоровьесберегающая : профилактика умственного перенапряжения путем смены видов деятельности.

2. Методическое оснащение занятия

Материально-техническая база:

Инструменты и материалы: образец готового дерева, образец готовой веточки «Незабудки», ножницы, проволока, бисер

Дидактическое обеспечение:

Электронная иллюстрации веточки «Незабудки», последовательность изготовления

3. Методы обучения:

Словесные (рассказ, объяснение, инструктаж, фронтальная беседа);

Наглядные (демонстрация, электронная презентация);

Практические (практическая работа, выставка).

4. Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальные, коллективные.

5. Тип занятия: комбинированный.

6. Объект труда: изготовление веточки «Незабудки»

7. Межпредметные связи:

ОБЖ – техника безопасности при работе с колющими и режущими предметами (ножницы, проволока);

Биология, география – сведения о цветах «Незабудках»;

Математика – использование определенного количества бусинок.

Оборудование и материалы:

у педагога : ИКТ, коллекция бисера разных цветов, магнитная доска, карточки для словарной работы, наглядный материал

у детей : бисер, проволока металлическая, ножницы, флористическая лента, схема плетения, карточки.

Ход занятия

1. Организационный момент

    Приветствие (здравствуйте, я очень рада видеть вас на занятии).

    Проверка готовности учащихся к уроку.

    У нас сегодня много гостей, давайте познакомимся и представимся.

    В каком классе вы учитесь?

    Какой год вы занимаетесь в кружке?

    Как называется наш кружок?

    Чему учимся на занятиях кружка?

2. Актуализация знаний (вопросы к группе).

Вспомним, с каким материалом мы работаем?

Какие изделия уже плели?

Как называется способ плетения, которым мы будем пользоваться?

Из каких частей состоит цветок?

Чем мы с вами занимались на последнем занятии? (изготовление цветочков)

Давайте вспомним, как мы с вами делали цветы?

Сегодня мы будем продолжать учиться использовать простые приёмы плетения для создания объёмного изделия, но прежде чем начать свою работу, давайте поговорим о незабудках. Давайте послушаем, интересное о незабудках.

Незабудка-

В России незабудку еще называют горлянка, лихорадочная трава, пригожница. Разные народы складывают свои легенды об этом цветке, но почему-то в разных странах все они связаны с понятием о верности, доброй памяти. Так, в Греции рассказывают о пастухе Ликасе, который, прощаясь со своей невестой, подарил ей букет незабудок; та же сказка существует в немецком фольклоре. Русское “незабудка”, английское “Forget-Me-Not”, немецкое “Vergipmeinnicht” - все о том же. Например, рассказывают, что много лет тому назад пошла одна влюбленная пара погулять вдоль реки. Вдруг девушка увидела на краю крутого берега прелестный голубой цветок. Юноша полез вниз, чтобы сорвать его, но не удержался и упал в реку. Сильное течение подхватило юношу, только он успел крикнуть любимой: "Не забудь меня!", как вода накрыла его с головой. Это только одна из множества легенд о том, как нежный голубой цветочек с желтым глазком в середине получил столь примечательное имя. Ее считают также колдовской травой: венок из незабудок, надетый на шею любимому человеку или возложенный ему слева на грудь, где бьется сердце, привораживает его и держит крепче всяких цепей. Такую же силу приписывают и корням растения.

НЕЗАБУДКА (Myosotis) известна у нас всем, она распространена повсеместно и вряд ли кто-нибудь назовет ее сорняком - так велико обояние этого маленького цветка. Незабудка принадлежит к семейству бурачниковые, среди представителей которого есть и другие садовые растения с очень похожими мелкими пятилепестковыми цветками голубой окраски. В их числе, например, анхуза, пупочник, чернокорень и бруннера, которую даже называют незабудочником.

Название рода незабудки (Myosotis) в переводе с латыни означает "мышиное ушко" - вероятно из-за сходства с ним его молодых листьев. Его название было образовано от двух слов: "myos" - мышь и "otos" - ухо. Действительно юные, покрытые волосками листья незабудки имеют сходство с мышиным ушком. Но никакого упоминания уха или мышки в народном названии цветка во многих странах нет.

Однако, сложилось так, что во многих языках название этого растения имеет один и тот же смысл, благодаря чему незабудка стала служить общепринятым символом воспоминания о человеке или о каком либо событии. По-русски называется - незабудка, по-чешски - pomnenka, по-польски - niezapominajka, по-английски - "forget-me-not", по-немецки - "Vergiss mein nicht", по-французски "Souvenez-vous de moi", что означает везде одно и то же "Не забудь меня". В России незабудка еще распространена под названиями горлянка, лихорадочная трава, пригожница.

Распространены незабудки по всему земному шару. Встречаются в Европе, Азии, Америке, Южной Африке, Австралии и Новой Зеландии. Это небольшие растения умеренно влажных и сырых местообитаний с узкими, ланцетными листьями и голубыми цветками в небольших соцветиях. Окраска внутри многих видов может варьироваться от белых до розовых и сиреневых с желтой или кремовой серединкой.

Встречаются однолетние, двулетние, многолетние травы небольших размеров, обыкновенно сильно опушённые. Стебли у незабудки ветвистые 10-40 см высотой. Листья очерёдные сидячие, ланцетные, линейно-ланцетные или лопатчатые. Цветы незабудки обычно голубые с желтым глазком, иногда розовые или белые, собраны в соцветие - завиток. Цветок состоит из колокольчатой, более или менее глубоко пятилопастной чашечки, тарельчатого венчика, с пятью тупыми желтыми чешуйками, закрывающими вход в зев, пяти тычинок и одного пестика, с нитевидным столбиком и четырехгнёздной завязью. Цветение незабудки начинается в мае и длится в течение полутора - двух месяцев. Плодики - треугольно-яйцевидные гладкие, блестящие орешки.

Цель сегодняшнего занятия – изготовить листочки и произвести соединение их с цветами. В итоге чего у нас должны получиться веточки, которые мы объединим в одну веточку.

4. Вводный инструктаж

Сейчас мы приступим к практической работе, но прежде чем начать, давайте вспомним, с чего у нас началась работа?

Из чего можно сделать цветы? (ответы детей – из бумаги, из ткани, из кожи, из бисера)

А, что такое «бисероплетение»? (ответы детей - «бисероплетение» - это вид декоративно-прикладного творчества, рукоделия.)

Обратите внимание, на нашей выставке цветы из бисера.

Какого цвета цветок? (ответ учеников)

Из каких частей состоит цветок? (из лепестков, тычинок, листья)

Какие материалы нужны для изготовления цветка? (Проволока, бисер, флористическая лента)

Целеполагание: Сегодня на занятии мы будем изготавливать цветок.

Для работы вам понадобятся следующие инструменты и материалы: бисер зеленого цвета, проволока, ножницы.

В ходе практической работы вы должны соблюдать правила по технике безопасности при работе с ножницами и бисером. Давайте вспомним (проговаривается). Кроме этого, вы должны следить за осанкой, сидеть ровно, не горбясь, не смотреть на работу сбоку.

Нам предстоит работать с мелкими предметами. Проведём комплекс упражнений для пальцев (пальчиковая гимнастика).

Чтобы у нас всё получилось, как мы с вами должны работать? (дружно, сплоченно).

5. Практическая работа (под музыку)

В ходе практической работы учащиеся работают индивидуально, хожу по классу, провожу индивидуальные консультации и помогаю учащимся. Слежу за выполнением работы. Провожу физминутку.

5 колебательных движений глазами по горизонтали справа – налево, слева – направо.

5 колебательных движений глазами по вертикали: вверх – вниз, вниз – вверх.

5 вращательных движений глазами слева - направо.

5 вращательных движений глазами в правую, затем в левую стороны – «восьмерка».

6. Подведение итогов

Сейчас я проверю, насколько вы знаете порядок изготовления цветка. На доске расставьте карточки в последовательности изготовления цветка. Цветок у нас получился. Как можно использовать наше изделие? (ответ детей - подарить)

Давайте подарим их нашим гостям. Пусть они напоминают о нашей встрече и дарят радость.

По окончании работы провожу выставку готового изделия.

Рефлексия (Какие трудности возникали во время работы?)

Разбор допущенных ошибок.

7. Уборка рабочих мест

Калякова Наталья Геннадьевна учитель технологии

МОУ «Большеигнатовская СОШ» республики Мордовия.

Разработка занятия по бисероплетению для учащихся 6 класса.

Волшебный бисер

Цели:

1 Познакомить с историей бисероплетения. Научить приему бисероплетения «низание по кругу».

2 Показать привлекательность бисера, как материала, широко используемого при выполнении изящных предметов.

3 Воспитывать точность, аккуратность. Развивать чувство прекрасного.

Оборудование: Бисер синего, красного, зеленого, желтого цвета, бусины произвольного цвета, проволока для бисероплетения, ножницы, салфетки, нитки «Мулине» зеленого цвета, клей «Момент», инструкционные карты, изображения цветка анютины глазки, выставка работ выполненных из бисера.

Межпредметные связи : биология, «Строение растения».

Методы обучения: рассказ,беседа, объяснение, работа в группах.

ТСО: компьютер, мультимедиапроектор, презентация.

Ход занятия.

    Орг. момент .

    Знакомство с новым материалом.

Посмотрите, пожалуйста, на эти предметы. Из какого материала они выполнены?

Из бисера разного цвета, разного размера.

— На сегодняшнем уроке мы с Вами познакомимся с одним из видов женских рукоделий- бисероплетением. (слайд 1).

Рассказ учителя:

Бисер и изделия из него известны с глубокой древности. Еще в Древнем Египте существовало искусство бисероплетения, и при раскопках археологи находили изделия из этого материала. (слайд 2).В легенде о возникновении стеклоделия рассказывается: «Однажды, в очень далекие времена, финикийские купцы везли по Средиземному морю груз добытой в Африке природной соды. На ночлег они высадились на песчаном берегу и стали готовить себе пищу. За неимением под рукой камней обложили костер большими кусками соды. Поутру, разгребая золу, купцы обнаружили чудесный слиток, который был тверд как камень, горел огнем на солнце и был чист и прозрачен как вода. Это было стекло».(слайд 3).
Из Древнего Египта и Сирии производство стекла, бус и бисера распространилось в Римскую империю, где в I в. до н. э. в Александрии был изобретен способ выдувания различных предметов с помощью тростниковой или металлической трубки.
Получение стеклянной трубки постоянного диаметра, длины и заданной толщины требовало от мастера большой сноровки, ловкости и отличного глазомера. Затем тонкие стеклянные разноцветные трубочки разрезали ножницами гильотинного типа на мелкие кусочки, на сите отсеивали их от осколков и обрабатывали во вращающемся барабане увлажненной шлифовальной смесью из толченого угля с известью или огнеупорной глиной
Таким способом изготовляли и стеклярус, Который представляет собой отрезки стеклянной трубочки длиной 3 мм и более. В начале нашей эры стеклоделие появилось в Риме, в Греции, Испании, Португалии, Германии. После падения Римской империи, центр стеклоделия в конце V в. переносится на Восток - в Византию. Но особого расцвета достигает стеклоделие в Венеции, куда переселилось много греческих и византийских мастеров.

На протяжении многих веков Венецианская республика строго охраняла секреты производства стекла. Законы, издаваемые верховным органом республики сенатом, сулили мастерам-стеклоделам не только исключительные привилегии, но и смерть за разглашение секретов стеклоделия.

Венеция на многие века стала единственным центром бисерного производства. Она снабжала бисером Восток и Запад, где его обменивали на золото, пряности, шелка; у народов Африки его использовали как разменную монету.

Начало чешского стеклоделия относится к средним векам. Техника стеклоделия проникла сюда из соседних стран, но вскоре в Чехии научились варить стекло, которое по своей чистоте, прозрачности, блеску и твердости превосходило все ранее известные изделия из стекла.
В России в 1635 г., начал работать первый русский стекольный завод в селе Духанино, под Москвой, но производство так и не стало массовым.
На протяжении нескольких веков бисер ввозили в Россию из Венеции и Германии. В XV в. привозной бисер применялся русскими рукодельницами наравне с драгоценными камнями и жемчугом.
В наше время, как и много лет назад, основным поставщиком бисера в страны Европы и Азии остается Чехия.. В последнее время производство бисера налажено в Японии и на Тайване.

Ни один показ мод сегодня не обходится без демонстрации изделий из бисера.В коллекцияхВ. Юдашкина, П. Раббано, Дж. Армани этот материал очень распространен.

Различают несколько видов бисера: Чистый бисер(слайд4), утопленный бисер(слайд5), мозаичный бисер (слайд 6), цветистый бисер(слайд7),.

Как Вы думаете, какие инструменты понадобятся нам для бисероплетения?

Ножницы, проволока, леска, нитки…

Какие вещи можно сплести из бисера?

Цветы(слайды 11, 12), украшения для дома(слайды 13-16), бижутерию(слайды17,18).

4 Практическая работа

— Совсем скоро наступит весна, весело зазвенит капель, прилетят скворцы и на клумбах появятся первые весенние цветы.

Какие цветы первыми распускаются в наших садах и парках?

Крокусы, примулы, тюльпаны, нарциссы, маргаритки, анютины глазки…

— А мы с Вами сегодня попробуем ускорить приход весны и выполним из бисера яркий весенний цветоканютины глазки .(показ плаката с изображением цветка анютины глазки)

Правила техники безопасности при работе с бисером:

рабочее место должно быть хорошо освещено.

До начала работы бисер нужно разложить по цветам.

— для работы бисер насыпают на прозрачную салфетку.

Из каких частей состоит цветок?

Лепестков, тычинок, стебля, листьев.

Как окрашены лепестки анютиных глазок в природе?

Они могут быть двух цветными, в одном цветке лепестки могут быть окрашены по разному, например фиолетовый и желтый.

Все эти части цветка мы должны будем выполнить из бисера.

Для работы мы разделимся на две группы:

1 группа : В нее входят дети, владеющие навыками бисероплетения. Учащиеся выполняют из бисера зеленого цвета листья цветка. Инструкционная карта в приложении.

2 группа: учащиеся работают под руководством учителя.

Учитель:

— Мы с Вами познакомимся с одним из способов бисероплетения –«низание по кругу».

Выполнение цветка.

Учитель поясняет каждый этап работы и выполняет все операции вместе с детьми.

Лепесток.

    Возьмите проволоку длиной 30 см., нанижите на ее серединку 12 бисерин желтого цвета., соедините в кольцо, скрутите проволоку несколько раз.

    Нанижите на один конец проволоки 21 бисерину, соедините в кольцо и опять скрутите проволоку под бисером.

    Нанижите на один конец проволоки 29 бисерин, соедините в кольцо и опять скрутите проволоку под бисером.

Следующий лепесток выполняется самостоятельно, меняется цвет бисера на синий.

На следующем этапе учащиеся делятся на пары: один человек плетет еще один лепесток, а второй выполняет пестик.

Пестик.

На середину проволоки, длиной 20 см. нанижите крупную бусину, затем на каждый конец проволоки нанижите по 8 бисерин контрастного цвета(красный).Пропустите концы проволоки сквозь бусину и скрутите их под ней.

Сборка цветка.

Скрутите вместе концы проволок у 2 лепестков одного цвета, затем прикрутите пестик и три лепестка другого цвета. Обкрутите стебель цветка нитью зеленого цвета, кончик нитки закрепите клеем. Затем прикрутите листочки, выполненные учащимися 1 группы.

4 Итог урока .

Какие трудности встретились вам при выполнении цветка?

Какой этап работы показался вам самым интересным?

Довольны ли вы результатом работы?

— Я благодарю Вас за сегодняшний урок. Работая вместе, мы за 45 минут получили потрясающие цветы.

Давайте соберем их в один букет, и он будет напоминать нам о наступающей весне, когда под теплыми солнечными лучами распустят свои венчики настоящие первоцветы.

Инструкционная карта

Выполнение листика цветка анютины глазки в технике

«Низание по кругу ».

Для работы понадобится бисер зеленого цвета разных оттенков, проволока длиной 50 см.

Каждая девочка выполняет по 3-4 листика.

Выполняется аналогично лепестку:

1 петля- 10 бисерин

2 петля- 17 бисерин

3 петля- 23 бисерины

4 петля- 31 бисерина

5 петля- 40 бисерин

6 петля- 50 бисерин

оПИСАНИЕ

На середину проволоки набирают бисер для первой дуги, складывают низку петелькой и скручивают проволоку под бисером несколько раз (рис. 1 ).

На один конец проволоки набирают рекомендуемое количество бисера для второй дуги, укладывают низку над первой дугой и скручивают проволоку под бисером несколько раз (рис. 2 ).

Таким образом выполняют нужное количество рядов.

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Центр дополнительного образования для детей" Занятие в объединении "Волшебный бисер" Тема: "Изготовление дополнения к цветочной композиции. Бабочки". ("Плетение букета цветов") Открытое занятие. Педагог дополнительного образования: Иванова Надежда Юрьевна Первый год обучения, дети 7-8 лет. Тема занятия: "Изготовление дополнения к цветочной композиции. Бабочки" Цели занятия: Обучающая: Познакомить детей с легендой о появлении бабочки. Научить выполнять плетение двумя способами - параллельным и методом проволочной закрутки. Развивающая: Развивать навыки работы по схеме, умение подбирать цвет в работе; Развивать творческие способности, усидчивость, аккуратность. Воспитывающая: Воспитывать чувство прекрасного в окружающей жизни, любовь к природе. Оборудование и материалы: -проволока, бисер, ножницы, баночки. -магнитофон, аудиозаписи. Наглядные пособия: Карточки - схемы плетения; композиции с изображением бабочек; макет бабочки; иллюстрации; цветовая схема (тёплые и холодные тона). Ход занятия: Оргмомент. Подготовка материала к занятию. Педагог обращает внимание детей на соблюдение техники безопасности при работе с ножницами и проволокой. Преподаватель: - Тема нашего занятия сегодня- "Плетение бабочки". На предыдущих занятиях мы с вами плели из бисера и бусин цветы. Сегодня мы будем выполнять дополнение к цветочной композиции - бабочку. Отгадайте загадку: В ярком платье модница, Погулять охотница. От цветка к цветку порхает. Утомиться - отдыхает! (БАБОЧКА) В природе растения и насекомые неразрывно связаны между собой. Трудно представить себе цветочный луг и клумбу в саду без бабочек, стрекоз и пчёл, кружащихся вокруг цветов. Бархатные крылышки Чарующий полёт В танце водят бабочки Волшебный хоровод. Пёстренькие платьица Присели на листок Тронь - и вновь закружится порхающий цветок. Ребята, послушайте звуки природы. (Звучит фонограмма звуков природы). Для каждого любителя природы бабочки - это праздник души. Богатство красок и полёт. То стремительный, то неторопливый. Бабочки - это прекрасное творение живой природы, вершина её художественного мастерства. Эти удивительные создания населяют практически все уголки нашей планеты. Ребята! Расскажу я вам легенду о том, как появилась бабочка. Когда-то богиня цветов Флора решила сделать Зевсу- главному богу древней Греции, подарок. Она взяла частичку раннего утра, свежесть горного ручья, хрустальный блеск утренней росы, красоту и благоухание всех земных растений и создала цветок, равного которому не было на всём белом свете. Зевс, увидев такой великолепный подарок, не удержался и поцеловал нежные лепестки. И, о чудо!!! Цветок ожил, сорвался с руки Зевса и полетел. Так по древнегреческой легенде появилась бабочка. Поэт Майков писал: Долина вся в цветах. Над этими цветами Рой пёстрых бабочек Цветов летучих рой. Так же, как и растения, бабочки могут найти своё воплощение в бисере, стеклярусе, бусинках. Выполненные из бисера бабочки могут стать дополнением к различным цветовым композициям, быть самостоятельным украшением причёски или костюма, если вот такую бабочку (демонстрация образцов бабочек) закрепить на булавке. Ребята, а сейчас посмотрите на иллюстрации и макет бабочек. Обратите внимание на цвет крыльев. Какие цвета вы увидели? Какого цвета могут быть бабочки? Вспомните и назовите тёплые и холодные цветовые оттенки. (Показ иллюстративного материала цветовых оттенков на стенде). Внимательно посмотрите на схему плетения бабочки. Здесь показаны два крыла - верхнее и нижнее, а также схема туловища. Необходимо будет выполнить два верхних и два нижних крыла бабочки. На схеме крылья всего двух цветов, вы можете подобрать свои оттенки бисера. Внимательно изучите схему верхнего крыла. Плетение выполняется сверху по стрелочке. Нижнее крыло выполняем по схеме (стрелочка снизу). Ребята, кто мне скажет, с чего начинается плетение? Дети: Набираем первый и второй ряд. (3 и 5 бисеринки). Второй ряд фиксируем. Педагог: Молодцы. Необходимо соблюдать осторожность при работе с проволокой и ножницами. Не заденьте рядом сидящего, проволоку держите под наклоном к плоскости стола, бисер насыпаем небольшими порциями. Физминутка. Спал цветок и вдруг проснулся (наклоны в стороны) Больше спать не захотел. (наклоны вперёд, назад) Шевельнулся, потянулся (руки вверх, потягивание) Взвился вверх и полетел (руки в стороны, маховые движения руками) Солнце утром лишь проснётся Бабочка кружит и вьётся. (кружимся). Педагог: Продолжаем работу. Туловище бабочки выполняем двумя методами плетения: параллельным и методом проволочной закрутки. Туловище плетём снизу вверх по стрелке. Сначала выполняем туловище, затем два верхних и два нижних крылышка. Педагог показывает плетение усиков бабочки методом проволочной закрутки. Педагог: А сейчас приступаем к работе. Дети выполняют плетение, педагог оказывает индивидуальную помощь детям, которые затрудняются в изготовлении отдельных элементов изделия. После самостоятельного выполнения работы проводится анализ работ. Вместе с педагогом дети просматривают выполненные работы, отмечают правильность выполнения изделия, недостатки в работе. Подведение итогов занятия. Педагог: - Ребята, чему новому вы научились на сегодняшнем занятии? - Что успели сделать? - Чему ещё хотели бы научиться? Педагог: Ребята, вы много нового узнали сегодня, многое сделали. Пусть не у всех всё получилось, но главное вы старались, работали с желанием и усердием. А сегодняшнее занятие закончено. Встретимся на следующем занятии. До свидания.

Похожие публикации