Проект космическая неделя в детском саду. Информационно-исследовательский проект "удивительный космос"

Краткое описание работы.

Современные дошкольники задают много вопросов о космосе, звёздах, космонавтах. Так как тема как всё неведомое, непонятное, недоступное глазу будоражит детскую фантазию.

В данном проекте представлен методический материал по формированию начальных представлений о нашей планете Земля, о космосе, освоение космоса. Реализация проекта осуществляется через игровые занятия, организацию исследовательской деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

дошкольные группы

Исследовательский проект

«Этот загадочный космос»

Участник:

Воспитанник группы «Радужка»

МБОУ «СОШ №4» (дошкольной группы)

Хватов Артемий

Руководитель:

Воспитатель дошкольных групп

МБОУ «СОШ №4»

Захарова Ирина Викторовна

г. Югорск

2015 г.

Стр.

Краткое описание работы………………………….. 3

Актуальность проекта ………………………. 4-8

Этапы реализации …………………………... 9-11

Описание …………………………………….. 12-14

Список литературы …………………………. 15

Пояснительная записка

Творческий проект «Этот загадочный космос»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 4»

дошкольные группы

Краткое описание работы.

Современные дошкольники задают много вопросов о космосе, звёздах, космонавтах. Так как тема как всё неведомое, непонятное, недоступное глазу будоражит детскую фантазию.

В данном проекте представлен методический материал по формированию начальных представлений о нашей планете Земля, о космосе, освоение космоса. Реализация проекта осуществляется через игровые занятия, организацию исследовательской деятельности.

Для создания художественного образа будет предлагаться вариативный наглядный материал: презентация «Этот загадочный космос», макет солнечной системы, глобус, проектор звёздного неба.

Проект поможет научить добывать информацию из различных источников, систематизировать полученные знания, применять в различных видах детской деятельности.

Актуальность выбора темы и значимость исследования.

Человечество не останется вечно на земле, но, в погоне за светом и пространством, сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе всё околосолнечное пространство»

К.Циолковский

Несколько десятков лет назад мало кто из вчерашних мальчишек не хотел стать космонавтом. Эта мечта совсем не актуальна для современных детей. Между тем, космические пираты, звёздные войны и другие инопланетные существа – герои их любимых фильмов. С древних времён взоры людей были устремлены в небо. Начиная с первых шагов по земле человек ощущал свою зависимость от неба. Для него небо было живым, наполненным, многообразно себя проявляющим. Коротко рассказать о космосе нельзя. Увлекаясь каким – либо фактом, каждого захватывают, словно на космическом корабле, приключения на далёкие и неизведанные планеты солнечной системы. Именно поэтому при формировании представлений о космосе был выбран метод проектов. Система работы по теме «Космос» предполагает личностно – ориентированный подход к развитию ребёнка. Деятельность направлена на развитие умственных, познавательных, коммуникативных способностей, которые осуществляются через различные виды деятельности. Содержание даёт детям способность выразить свои эмоциональные переживания и освоенные знания о космосе.

Актуальность данного проекта обусловлена тем, что космос-это обширная тема для исследовательской деятельности, вызывает интерес у детей и даёт возможность многосторонне развивать личность дошкольников.

Формирование познавательной активности у детей можно видеть в разных формах деятельности, в том числе в играх, экспериментировании, наблюдения за объектами и явлениями. Важным средством познания окружающего мира является не только окружающая его природа, но и неизведанный мир Вселенной. Он привлекает его внимание, заставляет включать в процесс наблюдения различные органы чувств, а значит активизирует начальные моменты познания – ощущение и восприятие.

Цели и задачи работы:

Цель исследователя:

Систематизировать представления о Вселенной, Солнечной системе и её планетах.

Задачи:

Изучить, что такое Вселенная;

Познакомиться с понятиями «скафандр», «телескоп», «кратер», «космонавт»;

- расширить представление о космическом пространстве (об этапах освоения космоса, о первом полете человека в космос, о солнечной системе, планетах и спутниках);

Создать макет солнечной системы;

Познакомить с макетом детей нашей группы.

Цель руководителя:

- развитие познавательных интересов, творческих способностей в процессе разрешения проблемной ситуации.

Задачи:

Обеспечить реализацию воспитательных, развивающих и обучающих задач через освоение детьми образовательных областей;

Создавать условия для самостоятельной и совместной с взрослыми деятельности детей в рамках реализуемого проекта;

Развивать поисково-познавательную деятельность детей.

Гипотеза для исследователя:

Гипотеза для руководителя :

Допустим, что астрономия – это наука доступная только взрослым. Могут ли дети через собственную исследовательскую деятельность сформировать первоначальные представления о космосе.

Планируемый результат исследователя:

Сформированность элементарных знаний по теме «Космос»;

Сформированность нравственно – патриотических чувств;

Заинтересованность темой про космос;

Участие в реализации проекта;

Изготовление макета солнечной системы;

Познакомить детей с планетами солнечной системы.

Планируемый результат руководителя:

Расширение знаний и проявление интереса детей к Вселенной;

Развитие интереса детей к поисково-познавательной деятельности;

Изготовление поделок и работ по теме: «Космос».

Вид проекта:

По количеству участников: индивидуальный;

По приоритету метода: исследовательский;

По продолжительности: средней продолжительности.

Участники реализации проекта:

Воспитатель;

Воспитанник старшей группы;

Родители воспитанника.

Методы исследования:

- одномоментности (обеспечивает самостоятельный творческий поиск детьми средствами выразительности);

Метод обследования, наглядности (рассматривание иллюстраций, презентаций, видеофильмов, анкетирование);

Словесный (беседа, использование художественного слова, пояснение);

Практический (самостоятельное выполнение работы, использование различных инструментов для изображения);

Проблемно – мотивационный;

Наблюдение;

Творческая деятельность.

Образовательные области реализации проекта:

«Познание», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Восприятие художественной литературы», «Труд».

Виды детской деятельности:

Продуктивная, игровая, трудовая, коммуникативная, поисково-исследовательская, восприятие художественной литературы, двигательная.

Развитие интегративных качеств:

«Любознательный, активный», «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками», «Овладевший необходимыми умениями и навыками», «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы) адекватные возрасту», «Овладевший необходимыми умениями и навыками».

Актуальность руководителя:

Современные дошкольники задают много вопросов о космосе, звёздах, космонавтах. Так как данная тема как всё неведомое, непонятное, недоступное глазу будоражит детскую фантазию. Он привлекает его внимание, заставляет включать в процесс наблюдения различные органы чувств, а значит, активизирует начальные моменты познания – ощущение и восприятие. Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченных интеллектуальных впечатлений, интересов ребёнка. Реализуя образовательную программу по познавательному развитию заметила, что в недостаточной степени раскрывается раздел «Космос». Интерес одного из воспитанников в группе подвинул на мысль необходимости работы над проектом «Этот загадочный космос». Передо мной стояла задача: как развить у ребёнка представления об окружающем мире до глубин Вселенной не зазубривая научные истины, а открывая их самому. Итак, объектом изучения стал неизведанный мир Вселенной.

Актуальность исследователя :

Я знаю, что на небе есть звёздочки, солнце, луна. А ещё далеко в небе разные планеты. Хочется узнать, что такое солнце, планеты, какие они? Можно попросить взрослых рассказать, почитать книги. Сходить в библиотеку, планетарий.

Кто мне поможет узнать?

Цель проекта :

Формирование у дошкольников начальных представлений о Вселенной посредством систематизации знаний о Солнечной системе и её планетах.

Задачи проекта:

Закрепить сенсорные понятия цвета, формы, структуры предмета через поисково-исследовательскую деятельность;

Познакомить с понятием «скафандр», «спутник», «кратер»;

Развивать интерес к самостоятельной практической деятельности;

Способствовать развитию умения проявлять исследовательское поведение, с удовольствием участвовать в экспериментах, организуемых взрослым;

Способствовать формированию у детей понятий Космос, космическое пространство;

Способствовать ознакомлению с историей освоения космоса.

Ожидаемый конечный результат:

Формирование представлений о планетах Солнечной системы, о Земле как планете: размере, форме, движении вокруг Солнца и своей оси;

Узнали имя первого космонавта Земли;

Познакомились и узнали о значении новых слов «космонавт», «скафандр», «спутник», «орбита», «телескоп».

Этапы реализации проекта

Этап

работы

Предполагаемые результаты

Работа с родителями

1-й этап-подготовительный

Определение цели и задач

Сбор информации по теме «космос».

Подбор иллюстративного материала на тему о космосе

Подготовка консультаций для родителей по теме проекта.

Накопление информации по теме

Оформить картотеки загадок, пословиц, поговорок по теме

Изготовить памятки для родителей

Оформить информационный стенд для родителей «Загадочный мир космоса»;

Привлечение родителей к сбору материала (стихов, пословиц, поговорок) .

Привлечение родителей к сбору материала для оформления коллажа про космос

2й этап-

Практический

3й этап -заключительный

Работа с детьми

Художественное творчество

Аппликация: «Покорители космоса».

Рисование: «Планеты солнечной системы».

Лепка: «Ракета».

С/р игра: «Космос», «Большое космическое путешествие».

Беседы на темы: «Земля наш дом», «Изучаем Вселенную», «Тайны Солнечной системы».

Рассматривание иллюстраций,

дидактические игры,

викторина на тему «Космос».

Экспериментальная деятельность.

Опыт: «День – ночь»,

«Лунные кратеры»

Чтение А.А.Анпилова «Ю.А.Гагарин»,просмотр мультфильма: «Тайна третьей планеты», чтение рассказов по заданной тематике.

Прослушивание музыкальных произведений по теме

Разучивание стихов на тему: «Космос»

Выступление перед детьми подготовительной группы: «Этот неизведанный космос».

Организованная познавательная,игровая, творческая деятельность детей в группе.

Наличие методических материалов, игр, альбомов, картинок по теме.

Беседа: «Неизведанное рядом»

Консультация для родителей: «Космос далёкий и

близкий»»

Перспективы развития проекта:

Распространение проекта посредством Интернет - ресурсов ;

Дальнейшая совместная деятельность по вопросу изучения космоса.

Описание.

Здравствуйте гости, дорогие жюри! Я – очень любопытный мальчик! Я задумался, а что такое космос? Существуют ли другие планеты? Если да, то есть ли там жизнь? Что такое Солнце?

Предположим, что астрономия – это наука только для взрослых. Могу ли я сам изучить неизведанный мир Вселенной?

Наша Солнечная система так называется не зря, ведь самое главное это Солнце. Солнце – это звезда. Оно выглядит как большой огненный шар. Оно настолько горячее, что к нему невозможно даже подлететь, можно сразу сгореть. Первая планет от Солнца – Меркурий. Он весь в кратерах. На Меркурии жить невозможно, т.к. днем тут невыносимо жарко, а ночью невыносимо холодно. Вторая планета от Солнца – Венера. На ней тоже нет жизни. Она вся покрыта горячей лавой. Но с космоса мы ее видим молочной, т.к. у нее плотная атмосфера. Следующая планета от Солнца – наша Земля. Посмотрите, какая она красивая! Она расположена так, что на ней не очень жарко и не очень холодно. На ней есть жизнь: люди, животные, растения. С космоса ее легко узнать – она разноцветная! Коричневые пятна – это горы, зеленые – поля и леса, синие – моря и океаны, а белые – облака. У нашей планеты есть спутник – Луна. Она тоже вся в кратерах. Луна вращается вместе с Землей, поэтому мы ее видим то в виде месяца, то полной. А еще, Луна не светится сама – она отражает свет от Солнца. Четвертая планета от Солнца – Марс. Она красно-коричневого цвета, потому что в ней содержится много железа. Ученые долго спорили: Есть ли жизнь на Марсе? Решили что есть, т.к. совсем недавно на Марсе обнаружили воду в виде льда, а значит там могут жить разные микроорганизмы! Планета Юпитер. Это самая большая планета, она планета-гигант. На ней нет жизни, потому что она состоит из газа, и твердое у нее только ядро. Шестая планета от Солнца – Сатурн. Его легко отличить от других планет. У него огромные кольца, состоящие из космической пыли и камней, покрытых льдом. Следующая планета – Уран. На ней царит вечный холод, поэтому жить на ней невозможно. Дальше всех расположена планета Нептун. На ней очень холодно, а еще ледяные ураганы и бури, каких нет ни на одной планеты. Раньше считали, что есть еще девятая планета Плутон. Но ее исключили из Солнечной системы, потому что она карликовая планета.

Все планеты вращаются вокруг своей оси, от этого на планете меняется время суток. А еще планеты вращаются вокруг Солнца по орбите. У каждой планеты есть своя орбита, и чем дальше она расположена от Солнца, тем больше ее путь. Вращаясь по орбите на нашей планете меняются времена года. Моя бабушка работает учителем в школе. Когда она узнала, что я интересуюсь космосом, то пригласила меня к детям, чтобы рассказал всё что узнал. Я с радостью согласился. В группе меня ждали мои друзья чтобы тоже узнать про Вселенную.

С ребятами поиграли в викторину про космос. Мой друг предложил из конструктора построить ракету. Все ребята стали играть. Было очень интересно и весело. На участке на улице у нас есть ракета. Мы с детками отправились в космическое путешествие. Ирина Викторовна предложила сделать коллективную работу, которая называлась «Этот загадочный космос». Я захотел, чтобы в моей комнате были свои маленькие планеты. Папа помог мне сделать макет солнечной системы.

Гипотеза подтвердилась. Астрономия – это наука не только для взрослых!

Теперь обо всем этом знаете и вы!

Приложение

Эксперименты

опыты

1. Тема: «Как выглядит Солнце».

Материал: бинокль, 2 листа белого плотного картона.

Ход эксперимента

Взять квадратный кусок картона размером 40х40, вырезать дырку такого размера, чтобы в нее входила одна из линз бинокля. Положить кусок картона на стол и установить бинокль так, чтобы одна из линз была напротив дырки, и осторожно прикрепить бинокль к картону скотчем. Бинокль не должен двигаться по картону. Роль экрана будет выполнять этот картон. Прислонить его к спинке стула под прямым углом к местонахождению Солнца на небе. Установить бинокль на беспредельность и направить на лист картона. Спустя некоторое время на картоне появится изображение Солнца.

2.Тема: «Почему солнце можно увидеть до того, как оно появится над горизонтом?»

Материал: чистая литровая банка с крышкой, стол, линейка, книги.

Ход эксперимента

Наполнить банку водой, пока не перельется через край. Плотно закрыть крышкой. Поставить банку с водой в 30 см от края. Сложить перед ней книги так, чтобы четверть банки осталась видимой. Слепить из пластилина шарик размером с орех. Положить его на стол в 10 см от банки. Встать на колени перед столом. Посмотреть сквозь банку поверх книг. Если шарик не виден, нужно немножко пододвинуть его. Оставаясь в этом же положении, убрать банку из поля зрения.

Вывод: шарик можно увидеть только через банку с водой. Почему?

Банка с водой позволяет видеть шарик, который находится за стопкой книг. Свет, отражаясь от шарика, проходит сквозь банку с водой, преломляясь в ней. Свет, который идет от небесных тел, проходит сквозь земную атмосферу, прежде чем дойти до нас. Атмосфера Земли преломляет этот свет также, как банка с водой. Именно поэтому солнце можно видеть за несколько минут до восхода, а также некоторое время после захода.

3. Тема: «Почему мы видим разные части Луны?»

Материал: фонарик, 2 круглых предмета (маленький мячик и грейпфрут).

Ход эксперимента

Фонарик нужно установить на столе так, чтобы он не падал, или прикрепить к спинке стула. На столе рядом со стулом разместить грейпфрут (Землю) и мячик (Луну). Убедиться, что фонарик (Солнце) освещает оба этих предмета. Начинать передвигать Луну вокруг Земли по круговой орбите. Во время вращения Луны вокруг Земли можно убедиться, что для наблюдателя с Земли она то заходит в тень, то снова возвращается на солнечный свет. Пригнитесь к столу и посмотрите поверх Земли на Луну. Если свет от фонарика падает под правильным углом, то можно увидеть, что освещенная часть мячика выглядит подобно полумесяцу, или лунному серпу. Когда обернутая к нам сторона Луны полностью находится в тени, происходит рождение Луны (новолуние).

Тема «Невидимое письмо»

Воспитатель подносит рисунок Солнца к горящей свече (письмо написано соком лимона и высушено). Прямо на глазах у детей на листе появляются буквы.

Предложить детям зарисовать проведенный опыт.

Тема «Лунные кратеры»

В тарелку насыпать немного муки. Отпечатком кратера послужит небольшой грузик, который необходимо бросить с расстояния поднятой руки. Образовавшиеся ямки будут лунными кратерами.

Познавательное развитие,

занятия,

бесе

Тема «Солнечная система»

Цель: рассказать детям о Солнечной системе, дать характеристику Солнцу как огромному светилу (звезде), назвать и показать все планеты нашей Солнечной системы.

Предварительная работа

На вечерней прогулке предложить детям посмотреть на звездное небо, поинтересоваться, какое впечатление оно производит на них, какие мысли приходят, когда они смотрят на звездное небо.

Сколько звезд на небе? Какие они?

Материал: схема Солнечной системы (ее можно рисовать походу занятия на доске).

Ход занятия

Педагог предлагает детям посмотреть на дневное небо.

Дети и педагог устанавливают, в чем разница между дневным и ночным небом.

Что хорошо видно на небе ночью, а что днем?

Короткий рассказ педагога о солнце:

«Как вы думаете, что такое Солнце? Какое наше Солнце?

Солнце- это звезда, такая же, какие мы наблюдали на ночном небе.

Если бы мы были волшебниками и могли оказаться на одной дальней звезде, а оттуда посмотреть на наше Солнце, то каким бы мы его увидели?

С другой далекой звезды мы, скорее всего, увидели бы Солнце в виде маленькой мерцающей звездочки.

На самом деле звезда Солнце- это огромный раскаленный шар, излучающий тепло и свет.

На самом Солнце нет жизни, но оно дает жизнь людям, растениям, животным.

Звезда Солнце не одинока, у нее есть своя семья. Только это не дочки и сыночки, а планеты, спутники и другие космические тела, которые очень привязаны к Солнцу.

Можно сказать, что между ними существуют теплые отношения.

Давайте познакомимся с семьей звезды Солнце.

В семье 8 планет. Планеты значительно меньше по размерам. Планеты не излучают свет, а пользуются, согреваются светом и теплом своей звезды Солнце. В семье звезды Солнце царит порядок: никто не толпится, никого не толкают. Каждая планета имеет свой путь, по которому кружит вокруг Солнца.

Мы с вами живем на одной из планет- Земля».

Тема «День и ночь»

Цель: ознакомление детей с наступлением дня, вечера, ночи и утра от положения Земли по отношению к Солнцу.

Материал: глобус, на котором в определенном месте прикрепляется бумажная елочка (флажок), настольная лампа.

Ход занятия

Педагог спрашивает детей: « Вспомните, как называется планета, на которой мы с вами живем.

Как вы думаете, влияет ли Солнце на нашу жизнь на Земле?

Как влияет?

А Солнце когда-нибудь отдыхает?

Что делает Солнце ночью, ведь мы его не видим?

Люди часто говорят про Солнце- Солнышко проснулось, за лес село и т.п. Как вы думаете, солнце движется?

На самом деле Солнце никуда не движется, оно находится на одном месте. Солнце никогда не отдыхает, оно вечный труженик, всегда светит, всегда греет.

Наша планета Земля не стоит на месте, а все время вертится (демонстрация глобуса) и по очереди подставляет Солнцу то один бок, то другой.

Солнце может освещать и греть только одну сторону Земли.

Именно там светло, там день.

А в это время на другой стороне Земли ночь, потому что туда не попадают солнечные лучи.

Педагог предлагает провести опыт, показывающий смену частей суток.

На стол ставится настольная лампа (это Солнце), рядом глобус.

На глобус крепится условный значок.

Педагог включает лампу и начинает потихоньку вращать глобус.

При этом дети наблюдают, как перемещается условная метка, как меняется ее освещенность.

Даются соответствующие названия – утро, день, вечер, ночь.

Затем педагог предлагает детям сказать, что обычно они делают.

Когда Земля и Солнце занимают определенное положение по отношению друг к другу.

В заключение педагог предлагает игровое упражнение «Когда это бывает?»

Педагог произвольно устанавливает условную метку по отношению к Солнцу и предлагает детям назвать части суток.

Тема « Солнце и Луна»

Цель:

Ознакомление детей с понятиями «Солнце» и «Луна»;

Закрепление представлений о геометрических формах и цветах;

Закрепление умение отражать эмоций с помощью рисования.

Ход занятия

Занятие начинать с разгадывания загадок .

  1. Ты весь мир обогреваешь и усталости не знаешь,

Улыбаешься в оконце и зовут тебя все …

(Солнце)

  1. Что выше леса, краше света, без огня горит?

(Солнце)

  1. Почему говорят: «Без него плачемся, а как появится, прячемся?»

Рассмотрим желтый круг.

На что он похож?

Изобразим солнышко на листе.

Вокруг кружочка нарисованы прямые линии- лучи, значит, наше солнце светит.

Может ли солнышко улыбаться?

Взгляните на солнышко и постарайтесь изобразить его настроение в своем рисунке.

Знакомимся со вторым, белым кружочком.

Чем он отличается от предыдущего и что напоминает?

Загадать загадки .

  1. Ночью по небу гуляю,

Тускло землю освещаю.

Скучно, скучно мне одной.

А зовут меня …

(Луной)

  1. Круглолица, белолица, во все зеркала глядится.

(Луна)

Рядом с солнцем рисуем луну.

Чем они похожи и чем отличаются?

Какое настроение у Луны?

Попробуем его отразить в рисунке.

Лист бумаги разделить на две части: белую и темную, день и ночь.

Нарисовать Солнце и Луну.

Почему Солнце нарисовали на светлой стороне, а Луну на темной?

Чтение сказки «Кто обгрыз Месяц?», «Подушка для Солнышка».

(Дитрих А., Юрмин Г., Кошурникова Р. «Почемучка», 1992г)

Тема «День и ночь»

Цель:

Ознакомление с понятиями «день» и «ночь»;

Развитие умений сравнивать природные явления.

Материал: черный и белый прямоугольники большого размера и отдельные изображения разных предметов темного цвета (небольшие по размеру).

Ход занятия

Что мы видим вокруг себя? (Назвать как можно больше предметов).

Время, когда все предметы хорошо видны, называется ДЕНЬ.

Днем всегда светло.

Какой из листов бумаги соответствует понятию «день». Почему?

Подумаем, чем занимаются днем люди, животные?

Накладываем на белый лист бумаги изображения разных предметов: они хорошо заметны.

Что помогает нам их видеть?

Откуда берется свет?

Отгадайте загадку :

Подходить к дому стала- с неба солнце украла.

Что означает выражение «ночь украла солнце»?

Давайте представим, что день кончается, Солнышко устало светить, оно уходит, унося с собой свет.

Когда солнышко совсем спрячется, уйдет на отдых, тогда все люди и звери уснут. Наступит НОЧЬ,

Можем ли мы видеть ночью?

Рассмотрим темные предметы на фоне черной бумаги.

Хорошо ли они видны? (Сравнить с предметами на белом листе.)

Также и ночью многие предметы видны плохо.

Продуктивная

Деятельность

Рисование

Задачи :

Учить замечать цвет и оттенки красок вечернего неба, описывать его; рисовать акварелью на влажной бумаге,

Передавать мягкие переходы одного цвета в другой, способом тонирования листа бумаги, смешивания красок, рисование кистью по мокрой бумаге.

1. Тема «Небо при закате солнца»

2. Тема «Звездное небо»

  1. Тема «Ясный день»
  2. Тема «Как море с солнцем и ветром дружило»
  3. Тема «Солнышко лучистое, почему ты прячешься» (оттиск печатками из картофеля)
  4. Тема «Солнышко» (рисование ладошками)

Аппликация на тему: «Этот загадочный космос»

Задачи:

Систематизировать знания детей о солнечной системе;

Развивать детское творчество.

Лепка на тему: «Ракета к запуску готова»

Задачи:

Активизировать фантазию и творческие способности;

Закрепить такие понятия как скафандр, иллюминатор, космонавт;

Развивать мелкую моторику.

Список литературы:

  1. Интернет ресурсы.

Список литературы:

  1. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2006. - 190 с.
  2. Натарова В. И. Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно - патриотических чувств. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ// - Воронеж ТЦ «Учитель», 2005.-205с.
  3. Шорыгина Т. А. Детям о космосе и Юрии Гагарине – первом космонавте Земли: Беседы, досуги, рассказы. М.: ТЦ Сфера, 2011. – 128с. – (Библиотека воспитателя) (3).
  4. Список литературы:
  5. Большая энциклопедия. Космос и астрономия: вопросы и ответы. - М.: ОЛМА Медия Групп, 2013г.
  6. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми. Воронеж, 2007г.
  7. Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Космос. – СПб., Паритет, 2005г. Серия «Грамматика в играх и картинках»
  8. Волкова Е., Микерин С. Играем в ученых. - Новосибирск, 2008г
  9. Гризик Т.И. Познаю мир. Методические рекомендации для воспитателей, работающих по программе «Радуга», М.,2001г
  10. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты. - М.: Сфера, 2002г.
  11. Журналы для детей дошкольного возраста и их родителей «Дошколенок» №3 2008г, №4 2010г, №4 2013г.
  12. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации.- М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2009г.
  13. Левитан Е.П. Малышам о звездах. - М.,1986г.
  14. Малофеева Н.Н. Энциклопедия дошкольника. - М.: ЗАО «РОСМЭН - ПРЕСС», 2008г.
  15. Носов Н. Незнайка на луне.- М.: РОСМЭН, 1996г.
  16. Шорыгина Т.А. О космосе. Серия «Педагогические беседы». – М.: Книголюб, 2005г.
  17. Энциклопедия для детей. «Чудесная планета Земля». М., 2000 г.

“Человечество не останется вечно на земле, но,
в погоне за светом и пространством,
сначала робко проникнет за пределы атмосферы,
а затем завоюет себе все околосолнечное пространство”
К. Циолковский

Несколько десятков лет назад мало кто из вчерашних мальчишек не хотел стать космонавтом. Эта мечта совсем не актуальна для современных детей. Между тем, космические пираты, звездные войны и другие инопланетные существа – герои их любимых мультфильмов. Вымышленные персонажи дезинформируют дошкольников, рассказывая о несуществующих планетах, и зачастую вызывают у них отрицательные эмоции, способствуют развитию страхов. Поэтому важно грамотно выстроить работу по формированию у детей представлений о космосе.

С древних времен взоры людей были устремлены в небо. Начиная с первых шаговпо земле человек, ощущал свою зависимость от неба, его жизнь и деятельность во многом зависели от него. Наши предки хорошо знали и разбирались в “повадках” неба. Для них небо было живым, наполненным, многообразно себя проявляющим.

Вот эту любовь и знание неба мы воспитываем у старших дошкольников посещающих нашу группу…

К о ротко рассказать о большом космосе нельзя! Увлекаясь каким-либо фактом, каждого захватывают, словно на космическом корабле, приключения на далекие и неизведанные планеты солнечной системы . Именно поэтому при формировании представлений о космосе у детей старшего дошкольного возраста была выбрана проектная методика. Система работы по теме «Космос» предполагает личностно-ориентированный подход к развитию ребёнка. Деятельность направлена на развитие умственных, познавательных, коммуникативных способностей, которые осуществляется через различные виды детской деятельности. Содержание образовательной деятельности доступно возрасту, даёт детям способность выразить свои эмоциональные переживания и освоенные знания о космосе.

Цель : формирование представлений о роли человека в изучении космического пространства

Задачи:

Для детей:

Для родителей:

  • привлечь родителей к проблеме развития познавательной сферы ребенка, используя анкетирование, создание книг-самоделок, газет и другие форм работы;
  • стимулировать творческую активность родителей через участие в конкурсах, мероприятиях, досугах;
  • способствовать установлению партнерских отношений родителей и педагогов в вопросах воспитания и образования детей
  • установление дружеских связей с другими родителями, что ведёт к объединению по интересам;
  • возможность работать в среде, которая побуждает к получению новых знаний и умений

привлечение родителей к совместной деятельности, к празднованию Дня космонавтики

Для педагогов

  • обеспечить реализацию воспитательных, развивающих и обучающих задач через освоение детьми образовательных областей;
  • создать условия для самостоятельной и совместной со взрослыми деятельности детей в рамках реализуемого проекта;
  • пополнение и обогащение методического, дидактического и наглядного материала по теме «Космос».

Предполагаемый результат

Дети

  • Сформированность у детей элементарных знаний по теме «Космос»
  • Сформированность нравственно-патриотических чувств в процессе реализации проекта
  • Заинтересованность детей темой о космосе, проявление их познавательной активности: вместе с родителями находят информацию по теме, рассказывают и делятся своими знаниями с другими детьми в детском саду.
  • Инициативное конструирование детьми из строительного материала, конструктора, бумаги ракет по своему представлению, проявление творчества и детальности в работе.
  • Возможность участия в презентации проекта, где дети смогут применить имеющиеся знания о космосе, космических явлениях, поучаствовать в веселых конкурсах и соревнованиях, представить свои рисунки, поделки.

Родители

Педагоги

  • Систематизация и повышение качества работы с детьми по развитию познавательно-исследовательских способностей через различные виды продуктивной деятельности
  • Повышение уровня педагогической компетентности в освоении современных образовательных технологий (метод проектов);
  • Распространение педагогического опыта в использовании нетрадиционных изобразительных технологий, мнемотехники, электронных образовательных ресурсов.

Этапы реализации проекта

1 этап

  1. Выявление первоначальных знаний детей о космосе.
  2. Информация родителей о предстоящей деятельности.
  3. Подбор литературы о космосе, фотографий, плакатов.

2 этап

  1. Проведение по разработанной технологии;
  2. Работа с родителями по заданной теме
  3. Организация сюжетно - ролевых, дидактических и подвижных игр.

3 этап

  1. Организация выставки детского рисунка.
  2. Совместный с родителями познавательно-тематический праздник «Загадочный космос»
  3. Презентация модели Солнечной системы
  4. Коллективное панно «Космический коллаж»
  5. Конкурс чтецов «Стихи о космосе»

Предварительная работа :

  • Подбор наглядного материала и познавательной литературы.
  • Составление рекомендаций для родителей «Праздник - День космонавтики», «Что рассказать ребенку о космосе?
  • Чтение с детьми Е.П.Левитан "Твоя Вселенная" , "Звёздные сказки" , К.А.Порцевский “Моя первая книга о Космосе”
  • Просмотр иллюстраций и энциклопедий по теме “Космос”
  • Домашнее задание: вместе с родителями нарисовать любую понравившуюся планету и найти информацию про нее. Чтобы потом рассказать и показать другим. . Оформить самодельную книгу «Тайны космоса».

1 этап

Выявление первоначальных знаний детей о космосе.

Говоря о развитии по­знавательной активности детей, Л.С. Выготский отмечал, что при отсутствии знаний вопросы не возникают. Следовательно, вопро­сы, задаваемые детьми, отражают уровень их осведомленности в той или иной области знаний и позволяют выявить зону ближай­шего развития.

А вопросов у нас возникло очень много:

«Почему днем Луна какая-то белая, а ночью она желтая?» (Маша)

«Почему в космосе темно? Там же солнышко светит?» (Данил)

«Откуда утром выходит Сол­нце? Где живет Луна?» (Полина)

«А Луна далеко или близко? Почему мы Луну видим здесь, а она у бабуш­ки тоже светит?» (Дарина)

«Почему нельзя достать до неба?» (Рашид)

И еще много-много разнообразных вопросов:

«Почему Солнце горячее?» (Фарид)

«Почему Луна идет за нами, когда мы дви­жемся?» (Дарина)

«По­чему Луна бывает круглой, а иногда как хлебная краюшка, как в загадке? Почему Луна похожа то на блинчик, то на кусочек сыра?» (Никита)

«Звезды круглые или квад­ратные? Почему они ночью видны, а днем нет?» (Саша)

«Куда дева­ются звездочки, когда с неба па­дают?» (Никита)

«Почему Луна не падает, а звезды падают?» (Юля)

Кто такие космонавты? Космонавты - это летчики? Почему летают в космос? (Полина)

Анализ вопросов, которые дети задавали о космосе и космических объектах, позволил сделать ряд важных выводов.

  • Познавательные возможно­сти дошкольников в области ес­тествознания очень велики.
  • Подавляющее большинство вопросов возникает у детей на основе наблюдений реальных явлений и собственных логичес­ких рассуждений.
  • Удовлетворять их запросы можно только при условии от­каза от «школьных» методов обучения и учете специфики мыслительных процессов детей первых семи лет жизни.
  • Дошкольники задают много вопросов о космосе, звездах, космонавтах, так как данная тема, как все неведомое, непонятное, недоступное глазу, будоражит детскую фантазию.

Как найти ответы на все интересующие вопросы:

Юля предложила попросить родителей найти фотографии или картинки про космос в Интернете;

Данил решил попросить взрослых рассказать то, что они знают о космосе, планетах и космонавтах.

Данный проект поможет детям научиться добывать информацию из различных источников, систематизировать полученные знания, применить их в различных видах детской деятельности. Также на данном этапе была проведена следующая работа: изучение литературы, обновление содержания предметно-развивающей среды, составление конспектов, картотек игр, опытов, пособий, определение тем консультаций и мероприятий для родителей, тестирование, анкетирование детей и родителей.

2 этап - реализация проекта

Был составлен план реализации проекта (системная паутинка) (Приложение 1 ) в соответствии с образовательными областями, а также тематический план распределения деятельности детей и взрослых в соответсвии с особыми названиями образовательных центров.Работа по проекту осуществлялась в различных направлениях (с детьми и их родителями) познавательной - «Космическая лаборатория. Детское моделирование», «Космокинозал»; игровой - «Космическая игральдия»; чтение художественной литературы - « Читальный зал. Поэтическая гостиная»; художественно-творческой – «Космическая мастерская»; физкультурно-оздоровительной «Космический спортзал»; музыкальной - «Космическая музыка» (Приложение 2 ).

Детям был предложен наглядный и дидактический материал: карта-схема Солнечной системы, глобус, карты звёздного неба, иллюстрации, фотографии и т.д. В процессе деятельности дети учились моделировать, рассуждать, анализировать. Работа проходила последовательно и в системе.

При проведении работы учитывались возрастные индивидуальные и психологические особенности детей (развитие мышления, памяти, воображения, восприятия). Содержание деятельности ориентировано на умственное, личностное и психологическое развитие ребёнка.

В ходе реализации проекта дети получили представление о планетах Солнечной системы, о Земле как планете: форме, размере, движении вокруг Солнца и своей оси. Узнали имя первого космонавта Земли. Познакомились и узнали о значение новых слов «космонавт», «скафандр», «спутник», «созвездие», «метеорит», «орбита», «телескоп».

Данная деятельность способствовала развитию логического мышления, творческого воображения, а также умения детей устанавливать причинно-следственные связи объектов и явлений.

При реализации проекта использовались вариативные формы работы: проблемно-поисковые ситуации, интегрированное, комплексное обучение, разбор проблемных ситуаций.

Большое внимание было уделено созданию условий для развития познавательно-речевой активности старших дошкольников, а также развитию их любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи, что способствовало всестороннему гармоничному развитию личности.

Методический и дидактический материалы были скомплектованы по принципу тематического планирования. Суть тематического планированияв том, что:

  • при ознакомлении с окружающим миром дети знакомились с новой темой посвященной космосу;
  • все остальные виды деятельности (развитие речи, лепка и другие) продолжают данную тему;
  • родителям предлагаются рекомендации, советы по проведению наблюдений, домашнему чтению детям, для закрепления пройденного материала;
  • праздники, досуги, викторины не только помогают закреплять и совершенствовать знания детей, но и дают возможность реализовать эти знания в играх (сюжетно-ролевых, режиссерских, подвижных). (Приложение 3 )

Такое построение воспитательно-образовательной работы позволяет учесть принципы дошкольной дидактики:

  1. Принцип взаимосвязи всех направлений работы с детьми дошкольного возраста.
  2. Принципы последовательности.
  3. Принцип систематичности.
  4. Принцип повторности.
  5. Принцип наглядности.

В тематическом планировании предусматриваются все формы работы с детьми: непосредственная организованная деятельность, свободная игра, индивидуальная работа с детьми, чтение художественной литературы, беседы с детьми, развлечения, викторины, т.д. Все эти формы служат достижению цели проекта - это всестороннее развитие детей старшего дошкольного возраста, развитие умения ребенка открывать в обыденном новые, неожиданные возможности, развивать умение систематизировать и обобщать свои знания.

Для познавательного развития с детьми мы проводили еженедельные беседы на темы «Зачем нужно изучать космос?», «Юрий Гагарин – первый космонавт планеты», «Планеты и звезды», «Какие бывают космические корабли», «Звезды и созвездия», «Земля - наш дом во Вселенной», «Солнце - источник жизни на Земле». Целью данных бесед является расширение представлений дошкольников о Вселенной.

Занимаясь художественной деятельностью ребята лепили веселых марсиан, космонавтов, космические корабли и луноходы, делали аппликации из цветной бумаги,ткани и фольги на тему «Звезды и кометы», изображали свои представления о полете в космос. Создавали макеты « Ракета на старте», панно « Космический коллаж». Все эти поделки выставлялись на выставке «Загадочный космос».

Первоначальные представления о Вселенной, о первом полете на Луну, запуске спутника и ученых-изобретателях в доступной и увлекательной форме дошкольники получали отправляясь в космические путешествия в процессе познавательной деятельности и сюжетно – ролевых игр.

Большой популярностью среди воспитанников пользуются дидактические игры «Звездный путь», «Разные картинки», «Подбери одежду для космонавта», цель которых - закрепление полученных знаний.

Творчество по теме «Удивительный космос» предполагает полет фантазии, свободе самовыражения и конечно, знания и представления о вселенной, Солнечной системе, космических исследованиях и путешествиях. При подготовке детей к лепке и рисованию мы читали сначала художественную литературу: прекрасную сказку Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц», «Незнайку на Луне» Н.Носова, рассказы и стихи о космосе и космонавта разных авторов, рассматривали иллюстрированные издания для детей по астрономии. Лепка по темам «В далеком небе, или звездное небо» (лепка), «Летающие тарелки и пришельцы из космоса». «Покорители космоса» завершилась большой коллективной работой « Космическая панорама». Мы собрали все поделки на космическую тему. На стене прикрепили картину «Звездное небо», рядом с ней поставили панораму «Космодром». Эти работы не просто стали выставкой, но и возможностью «оживить» созданный самими детьми «космос». У детей появилось желание обыграть, «оживить» созданную композицию. Космические корабли запускались в открытый космос, там же совершают свои полеты спутники. Космонавты готовятся к полету, летят, выходят в открытый космос или высаживаются на Луне. Прилетают инопланетяне на летающих тарелках. Развивается игра, к которой дети возвращаются снова и снова, придумывают все новые и новые сюжеты. Разве есть еще более значимое и эффективное средство для закрепления полученных знаний и активизации желания получить новые.

Наиболее эффективной является совместная деятельность детей, педагогов и родителей по изучению темы космоса. Так нашими общими стараниями были созданы фотоальбом « Российская космонавтика: вчера и сегодня». С помощью родителей был создан макет «Планеты Солнечной системы», который заслуженно пользуется вниманием детей и педагогов при работе по теме «Космос». Также родители вместе с детьми создали «Звездную книгу», в которой собраны рассказы, рисунки и фотографии созвездий под которым родился их ребенок.

Родители стали нашими активными участниками и помощниками. Участвовали в сборе наглядной информации для выставок (открыток, значков, сувениров о космосе), изготовлении панно, атрибутов для дидактических игр. «Скафандр» космонавта, «пульт управления», «телескоп» для наблюдения за звездами, забавные «инопланетяне», сделанные из коробок и пластиковых бутылок, никого не оставили равнодушными

Итогом нашей работы пор проекту стал познавательно-тематический праздник «Загадочный космос». Он прошел весело и ребята получили возможность показать все свои приобретенные знания и умения, проявить фантазию, выдумку, поучаствовать в веселых, но совсем нелегких «космических» эстафетах, конкурсах, викторине., показать все свои необычные работы и представить их всем зрителям.

Таким образом, в процессе реализации проекта «Удивительный космос» у наших ребят наряду с развитием познавательных способностей обогатился словарный запас, расширились естественнонаучные представления о космосе, широко проявились инициативность и творчество. Они теперь много знают и могут рассказать другим детям о достижениях отечественных ученых и космонавтов. Работу по этой теме мы будем продолжать

Ждут нас быстрые ракеты
Для полетов по планетам.
На какую захотим, на такую полетим!

Продукты проекта

Для детей:

  • книжки-самоделки «Мое созвездие», «Загадки о космосе»
  • конструирование ракеты из бумаги, из коробок, из бросового материала;
  • лепка из соленого теста «В далеком небе, или звездное небо», «Летающие тарелки и пришельцы из космоса». «Покорители космоса», «Знаки зодиака»
  • работа с бросовым материалом « Пришельцы их космоса»;
  • выставка книг о космосе;
  • разгадывание ребусов о планетах, разгадывание кроссворда «Загадки астронома».

Для педагогов :

  • разработка тематического проекта

Людмила Коннова
Проект «Космос» в старшей группе детского сада

12 апреля отмечается Всемирный день авиации и космонавтики. 55 лет назад (12 апреля 1961 года) Советский Союз вывел на орбиту Земли космический корабль «Восток». Длительность полёта составила 1 час 48 минут. На корабле «Восток» Стартовал первый космонавт планеты Земля Юрий Гагарин. Так появилась на Земле профессия космонавта.

Старшие дошкольники с интересом знакомятся с подвигом Юрия Гагарина, планетами Солнечной системы., космическими просторами. Представляем проект " Космос" в старшей группе.

Актуальность

«Человечество не останется вечно на земле, но, в погоне за светом и пространством, сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все околосолнечное пространство”

К. Циолковский

Несколько десятков лет назад мало кто из вчерашних мальчишек не хотел стать космонавтом. Эта мечта совсем не актуальна для современных детей. Между тем, космические пираты, звездные войны и другие инопланетные существа – герои их любимых мультфильмов. Вымышленные персонажи дезинформируют дошкольников, рассказывая о несуществующих планетах, и зачастую вызывают у них отрицательные эмоции, способствуют развитию страхов. Поэтому важно грамотно выстроить работу по формированию у детей представлений о космосе. Данный проект поможет сформировать детям первоначальные представления о космическом пространстве.

Предполагаемый результат:

Реализация проекта позволит сформировать у детей более точные представления о космосе, отечественной космонавтике. Дети узнают об ученых и исследователях в области космологии, строении Солнечной системы, космонавтах. Данный проект позволит развить творческую активность детей и родителей, воспитать патриотические чувства у дошкольников.

Продукт проектной деятельности

Создать в группе мини-музей «Космос». Составить презентацию проекта.

Цель проекта : углубление знаний детей о космосе.

Задачи:

Расширить представление детей о строении Солнечной системы, ее планетах, о космических полётах, о фактах и событиях космоса.

Развивать умения распределять обязанности, договариваться в процессе совместной работы, достигать поставленной цели.

Ценностно относиться к людям, работа которых связана с освоением космоса и их труду. Гордость за таких людей.

Творчески самоопределяться при выполнении заданий о космосе.

Импровизировать.

Паспорт проекта

Вид проекта: групповой

Тип проекта:

По доминирующей деятельности: информационно-практико-ориентированный.

По продолжительности: краткосрочный (2недели)

Участники прое кта : дети старшей группы(5-6 лет, воспитатели, родители воспитанников.

Фрагмент перспективного плана по теме «Космос»

Организованная образовательная деятельность

1. Познание

Беседа «Что такое космос?».

Цель: дать детям представление о планетах солнечной системы, солнце, звёздах, первом полете в космос, космонавтах, выяснить знания детей по данному вопросу.

2. Коммуникация

Тема: Рассказы о Гагарине.

Цель: познакомить с биографией Ю. Гагарина. учить осмысливать содержание прочитанного; воспитывать чувство гордости за первых покорителей космоса; подвести к пониманию таких нравственных и волевых качеств, как доброта, настойчивость, бесстрашие, трудолюбие.

3. Конструирование

Тема: «Космонавты у ракеты».

Цель: изучить название составных частей ракеты; самостоятельно конструировать ракету и фигуры космонавтов из природного материала, соблюдать правила безопасной работы с колющими и режущими предметами.

4. Ознакомление с окружающим миром

Тема: «Космическое пространство»

Цель: расширять представления детей о космических полетах, воспитывать восхищение их героическим трудом, гордость за то, что первый космонавт был русский космонавт.

5. Рисование

Тема: Лунный пейзаж.

Цель: закреплять навыки рисования «по сырому», рисовать одним цветом по другому по мере высыхания, развивать умение дополнять рисунки интересными деталями, рисовать фигуру космонавта в скафандре, передавать в рисунке характерные особенности космического корабля.

6. Аппликация

Тема: «Полет на Луну».

Цель: учить передавать форму ракеты, применяя прием симметричного вырезывания из бумаги, вырезать фигуры людей в скафандрах из бумаги, сложенной вдвое; закреплять умение дополнять картинку подходящими по смыслу предметами; развивать чувство композиции, воображение.

Тема: «Космонавт в скафандре».

Цель: учить детей лепить космонавта, используя игрушку в качестве натуры; передавать форму частей игрушки: овальную (туловище, округлую (голова, цилиндрическую (ноги); передавать пропорциональное соотношение частей и детали; учить объединять вылепленные части в одно целое, плотно соединять их путем примазывания одной части к другой.

Совместная деятельность взрослого и ребенка в режимных моментах

1. Беседа «Голубая планета - Земля».

Цель: объяснить детям, что такое телескоп, космическое пространство, показать, как прекрасна наша Земля из космоса.

2. Рассматривание иллюстраций «Луна - спутник Земли».

Цель: выяснить представления детей о Луне, месяце, расширять знания о лунной поверхности, атмосфере.

3. Разговор «Семья планет».

Цель: расширять представления детей о планетах солнечной системы

4. Наблюдение «Солнце - источник жизни на Земле».

Цель: уточнить знания детей о строении и назначении солнца.

5. Д/И «Летает, плавает, ездит», «Восстанови порядок в солнечной системе», «Космос».

6. Подвижные игры «Догони мою планету», «Летим на луну», «Невесомость», «Космические салки».

7. Утренняя гимнастика – «космическая зарядка».

8. Чтение художественной литературы:

Загадки о космосе, энциклопедическая информация.

Заучивание стихотворения А. Хайт «По порядку все планеты…», Р. Алдонина «Комета».

9. Сюжетно-ролевые игры:

«Полет в космос»

Цель: расширить тематику сюжетных игр, познакомить с работой космонавтов в космосе, воспитать смелость, выдержку, расширить словарный запас детей: «космическое пространство», «космодром», «полет», «открытый космос».

«Космическое путешествие».

Цель: способствовать развитию умения расширять сюжет на основе полученных знаний на занятиях и в повседневной жизни, обогатить опыт детей знаниями и игровыми умениями, которые позволят им в дальнейшем самостоятельно организовывать игру. Формирование умений комбинировать различные тематические сюжеты в единый игровой сюжет.

Материально-техническое и методическое обеспечение:

Подборка художественной литературы;

Иллюстративный материал;

Фотоматериалы;

Компьютерные презентации о космосе;

Ноутбук.

1 этап- подготовительный

Неожиданная новость

К нам в детский сад приехал планетарий с программой «Космическое пространство» в честь 55-летия со дня первого полета человека в космосе. Представление нам очень понравилось. После мы побеседовали и выяснили, что не знаем ответы на многие вопросы: планеты Солнечной системы, профессия космонавта, факты и события космоса.

Мы решили

Узнать больше о космосе и космическом пространстве.

Ответить на поставленные вопросы,

Создать в группе мини-музей «Космос»

Посмотреть информацию в интернете

Сходить с родителями в планетарий

Принести и сделать атрибуты для музея: Арина, Матвей, Лера сделают макеты планет, Данил ракету, космонавта, Соня- луноход, космические тарелки.

Посмотреть готовые презентации о космическом пространстве, космонавтах.

Рисовать, лепить и играть в космос.

2 этап - организационный

Мы посмотрели литературу по теме.

Посмотрели видео презентации о космосе.

Теперь мы знаем на чем летают в космос, великих космонавтов, название планет Солнечной системы.

Наши поделки в мини-музей «Космос»

Космическая станция, луноход, ракеты, планеты.

Составили рассказы о космонавтах.

Мы рисовали, лепили,конструировали.

Конструирование «Ракета»

Мы играли, упражнялись.

3 этап - итоговый

Мы собрали все поделки и вот, что у нас получилось!

Наш мини-музей «Космос»

Мы очень рады появлению в нашей группе мини-музея «Космос». Теперь мы знаем планеты Солнечной системы, космонавтов и их работу.

Решили пригласить в наш музей родителей и ребят других групп. Показать им презентацию и провести экскурсию.

Спасибо за внимание!


Проект «Этот загадочный космос»

Паспорт проекта
Вид проекта – групповой, краткосрочный
Тип проекта – познавательный
Автор – Пьянкова Н.С., воспитатель
МБДОУ «Детский сад «Сказка»Срок реализации проекта – апрель 2016 г.
Проблема
Современные дошкольники задают много вопросов о космосе, звездах, космонавтах, так как данная тема, как все неведомое, непонятное, недоступное глазу, будоражит детскую фантазию. Данный проект поможет детям научиться добывать информацию из различных источников, систематизировать полученные знания, применить их в различных видах детской деятельности.
Актуальность проекта
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Возраст почемучек – самый замечательный возраст для детей. Малыши активно познают мир, открывают для себя новые истины. С раннего возраста им интересны загадки Вселенной. Старших дошкольников всегда привлекает тема космоса, так как все неведомое, непонятное, недоступное глазу будоражит детскую фантазию. Солнце, Луна, звезды – это одновременно так близко, и в то же время так далеко. Вспомните свое детство, как интересно было смотреть в ночное небо. Как поддержать интерес ребенка к неизведанному? С помощью, каких методов можно заинтересовать ребенка, помочь ему узнавать новую, интересную информацию про космос? Мы считаем, что метод проекта позволит детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс интересным и мотивационным. Работа над проектом носит комплексный характер, пронизывает все виды деятельности дошкольников, проходит в повседневной жизни и на специальных интегрированных занятиях. Проектная деятельность развивает творческую активность детей, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности Солнечной системы, о Юрии Гагарине – первом космонавте Земли и поможет систематизировать полученные знания и применить их в различных видах детской деятельности.
Гипотеза
Чем шире мировоззрение ребенка, тем наиболее полно сформируется активная творческая личность, способная получить представления об окружающем мире до глубин Вселенной, не зазубривая научные истины, а открывая их самому.
Цель проекта
Приобщение детей к знаниям о вселенной, освоении человеком космического пространства, о значении космических исследований для жизни людей на Земле. Вызвать чувство гордости за наших соотечественников таких, как Циолковский, Королев, Гагарин и многих других, внесших неоспоримый вклад в историю покорения космоса.
Задачи проекта
1. Сформировать устойчивый интерес к познанию космического пространства.
2. Познакомить детей с историей развития космонавтики, с символикой некоторых созвездий, строением солнечной системы.
3. Расширять первоначальные представления о звездах и планетах (их величине, о порядке расположения относительно Солнца, некоторых особенностях).
4. Прививать любовь к родному краю, планете, героям освоения космоса.
5. Формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.
6. Развивать умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.
7. Поощрять желание пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы, совместной исследовательской деятельности.
Этапы реализации проекта
Этап подготовительный:
- анализ предметной среды группы;
- беседа с детьми и родителями;
- формулирование целей и задач проекта;
- подбор и изучение литературы по теме проекта.
Основной этап:
- создание в группе условий для реализации проекта;
- деятельность в соответствии с планом проекта;
Итоговый этап:
- презентация проекта.
Ожидаемые результаты:
Для детей:
К окончанию срока реализации проекта у детей должны быть сформированы умения экспериментировать, синтезировать полученные знания, хорошо развиты творческие способности и коммуникативные навыки, возникло желание творить и исследовать вместе со взрослыми, что несомненно позволит им успешно адаптироваться к ситуации школьного обучения и окружающему миру. Дети старшей группы должны ориентироваться в полученном материале, используя знания в играх и НОД.
Для воспитателей:
Повышение профессионализма; внедрение новых методов в работе с детьми и родителями; личностный профессиональный рост; самореализация.
Для родителей:
Повышение уровня личностного сознания; укрепление взаимоотношений между детьми и родителями; самореализация.
План мероприятий по проекту
Тема мероприятия Взаимодействие с родителями
Школа мудрого звездочёта НОД
Тема: «Я космонавтом стать хочу»
Цель: расширять представления детей о планетах и солнце; содействовать активному использованию в речи разных типов предложений; учить детей брать на себя роль ведущего.
Тема: «Космические исследователи».
Цель: обогащение знаний детей о планетах Солнечной системы.
Тема: «Космос, звезды, вселенная».
Цель: ознакомить детей с понятием «звезда»; рассказать о необходимости знаний о звездах в жизни людей.
Тема: «Покорители космоса».
Цель: познакомить детей с историей покорения космоса и первых космонавтах; расширять кругозор путем популяризации знаний о достижениях в области космонавтики; воспитывать чувство патриотизма.
Тема: «Первый космонавт».
Цель: помочь детям запомнить новое стихотворение; развивать память, речь; воспитывать патриотические чувства к родной стране.
Информация в родительском уголке о начале работы над проектом.
Приглашение к участию.
Размещение справочной информации по тематике бесед и занятий с детьми.
Активное участие в подборе книг, иллюстраций,
энциклопедий, аудио и видеоматериалов о космосе.
КосмокинозалПросмотр электронных презентаций:
«Планеты Солнечной системы».
«Животные в космосе».
«Освоение космоса»
Просмотр фильмов:
«Юрий Гагарин».
«Первый полёт».
«Экскурсия по МКС».
Мультфильмы о Земле, о Солнце, космических машина, планетах Солнечной системы. Просмотр с родителями и детьми мультфильмов:
«Тайна красной планеты».
«Загадочная планета».
«Незнайка на Луне».
Читальный зал Чтение с детьми произведений о космосе:
Чтение П.Клушанцева «О чем рассказал телескоп».
И.Холи «Я тоже к звездам полечу».
Чтение Г.Юрлин «Что внутри?».
Рассказ «Счастливого пути, космонавты» Е.П.Левитан «Твоя Вселенная» Е.П.Левитан «Звёздные сказки».
К.А.Порцевский «Моя первая книга о Космосе».
Л.Талимонова «Сказки о созвездиях».
Рассказы по картинкам «На чем люди летают в космос».
Н.Носов «Незнайка на Луне». Чтение родителей с детьми произведений (на выбор)
Чтение фантастической сказки Уэллса Гордона «Звездочет и обезьянка Микки».
Е.П.Левитан «Малышам о звездах и планетах».
Консультация для родителей «Рассказать детям о космосе».
Поэтическая гостиннаяЧтение поэтических произведений:
Чтение стихотворений современных поэтов о Космосе, Вселенной, подвигах космонавтов.
«Копилка мудрых мыслей» - разучивание пословиц, поговорок, загадок о космосе и космонавтах. Вместе с детьми найти новую поговорку, стихотворение, загадку и разучить.
Творческая космомастерскаяЛепка «Ракета».
Лепка «Инопланетяне».
Конкурс «Ловкий карандашик» - рисунки о космосе.
Рисование «Загадочный космос».
Рисование» Лунный пейзаж».
Создание книги рисунков «Этот загадочный космос». Конкурс совместных поделок детей и родителей «Этот удивительный космос».
Создание фотогалереи «Хочу всё знать о космосе».
Космическая игральдияДидактические игры
«Восстанови порядок в солнечной системе».
«Собери разные слова из задуманного слова «космос».
«Найди лишнее».
«Разные картинки».
«Подбери одежду для космонавта».
Конструктивные игры:
Складывание созвездий из мозаики.
Из деревянного конструктора - «Космодром».
Из лего - «Роботы».
Из пластмассового конструктора- «Космический корабль».
Конструирование планет солнечной системы из снега на прогулке.
Игра – импровизация «Обитатели космоса». (Плавные
движения космонавтов в невесомости под «космическую» музыку.)
Сюжетно-ролевые игры
«Уроки Звездочёта».
«Путешествие к неизвестной звезде».
Подвижные игры
«Солнце – чемпион».
«Невесомость».
«Метеоритный дождь».
«Лабиринт». Поиск вместе с родителями информации на тему: «Загадочный космос».
Создание фотоальбома или другой презентации результатов поиска.
Папка-передвижка для родителей
«КОСМОС» - сборник идей для совместных игр и занятий с детьми дома
Помощь в изготовлении атрибутов для игр
(элементы костюмов, бросовый материал).
Музыкальная гостиннаяСлушание космической музыки.
Музыкальные произведения группы Зодиак.
Старые советские песни:
«Мы в космос улетаем на работу»
«Я-Земля!».
«Знаете, каким он парнем был!».
"На пыльных тропинках далёких планет...".
"Мы в космос улетаем на работу...".
"И на Марсе будут яблони цвести".
Саундтреки: Тайм-ат - Этот большой мир (ремейк песни из фильма "Отроки во Вселенной").
Александр Зацепин «Тайна третьей планеты». Ксения Ларионова «Ключ на старт».
С.Светикова «Свет любви» (из мультфильма "День рождения Алисы") Земляне «Трава у дома». Совместное прослушивание
«Космические песни или песни про космос»
Используемая в работе с детьми литература и сайты:

Гонтарук Т., “Я познаю мир”, М., АСТ: Транзиткнига.
Гордон Уэллс «Звездочет и обезьянка Микки».
Дубкова С.И., “Сказки звёздного неба”, “Белый город”, М.
Левитан Е.П. «Малышам о звездах и планетах». Москва, Педагогика-Пресс.
Левитан Е, П. "Твоя Вселенная".
Левитан Е.П. "Звёздные сказки".
Майорова Г., “Игры и рассказы о космосе”, “Лист” М.
Майорова Г. “Игры и рассказы о космосе”, “Лист” М.
Парамонов Ж., “Забавная астрономия для малышей”.
Порцевский К.А.“Моя первая книга о Космосе”.
«Расскажите детям о космосе». (Карточки для занятий в детском саду.)
Юрлин «Что внутри?». Издательство малыш. Рассказ «Счастливого пути, космонавты».
Талимонова Л. "Сказки о созвездиях".
http://raskraska.gulli.ru/Nebo-i-kosmoshttp://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,38458/
http://raskraski.vscolu.ru/raskraski-kosmos
http://mults.spb.ru/mults/?id=1375
http://mults.spb.ru/mults/?id=230

Муниципальное казённое дошкольное образовательное

учреждение детский сад №2

Проект на тему:

«Космос»

Ульянова В.А.

воспитатель 1 категории

г. Острогожск- 2016 г.

Паспорт проекта.

Вид проекта : информационно-творческий, коллективный, краткосрочный.

Сроки реализации проекта : с 28.03 по 06.052016 г.

Участники проекта : дети подготовительной группы, воспитатель Ульянова В.А., родители.

Цель : формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о космическом пространстве, Солнечной системе и ее планетах, освоении космоса людьми.

Задачи для детей : Образовательные: 1. Продолжать расширять представление детей о многообразии космоса. Рассказать детям об интересных фактах и событиях космоса.
2. Познакомить с первым лётчиком-космонавтом Ю.А. Гагариным.
3. Развивать творческое воображение, фантазию, умение импровизировать; воспитывать взаимопомощь, доброжелательного отношения друг к другу, гордость за людей данной профессии, к своей Родине;
4. Привлечь родителей к совместной деятельности.

Развивающие: 1.Активизировать познавательную активность детей. 2.Развивать игровой замысел и творческую инициативу. 3. Развивать физические качества личности: быстроту, ловкость, выносливость, подвижность, внимательность. Воспитательные: Воспитывать гордость к достижениям своей страны. Для педагогов: 1.Создавать условия для развития детского воображения, как предпосылки к формированию и совершенствованию связной речи, развитию способности к словесному творчеству. 2.Создавать предметно - развивающую среду.

3.Сплотить коллектив детей, родителей и педагогов в работе над общим

Проектом.

Для родителей :

1.Побуждать родителей оказывать помощь в организации развивающих

мероприятий и активно включаться в общеобразовательный процесс;

2.Привлекать к активному участию в конкурсах, детских праздниках, оформлении группы.

Актуальность.

«Человечество не останется вечным на земле, но в погоне за светом и пространством, сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все околосолнечное пространство…» К.Циолковский

Тема исследования и покорения космоса - обширная область для исследования, дающая возможность всестороннего развития ребенка.

Проблема:

Недостаточность знаний детей о Дне космонавтики, первом полете человека в космос, космических объектах.

Формы реализации проекта :

1.Организованная образовательная деятельность.

2.Сюжетно - ролевые, дидактические игры, строительные игры.

3.Беседы, рассматривание альбомов, иллюстраций, картин, плакатов.

4.Экскурсия в музей.

5.Работа с родителями.

6.Коллективное посещение Планетария.

  1. Презентация - отчет о проделанной работе по проекту «Космос» (для защиты проектов и родительского собрания)

. Предполагаемый результат :

Продуктивное творчество детей, педагогов, родителей.

Для детей

1.Сформированы первичные представления детей о многообразии космоса. , космических объектах, значении Дня космонавтики. 2.Формирование исследовательской деятельности детей, развитие интереса к новому, неизвестному в окружающем мире. 3.Пополнение словарного запаса. 4.Развитие познавательной деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с воспитателями и родителями.

Для педагогов:

1.Высокий уровень профессиональной компетентности по использованию в образовательном процессе современных образовательных технологий.

2.Повышение творческого потенциала, самореализация.

Для родителей:

1.Высокий уровень педагогической, коммуникативной культуры

родителей, их заинтересованности в воспитании и развитии детей.

2.Оптимизация детско-родительских отношений.

3.Создание атмосферы доверия, взаимопонимания и сотрудничества со всеми участниками образовательного процесса.

Продукт проектной деятельности:

  1. Выставка детского творчества.
  2. Выставка совместных работ детей и родителей.
  3. Фотовыставка о проектной деятельности «Космос».
  4. Презентация - отчет о проделанной работе по проекту «Космос».

Форма проведения итогового мероприятия :

Коллективный поход в Планетарийй. Тема Космос.

Этапы проекта.
I .Подготовительный.
(Информационно - накопительный)

  1. Определение темы проекта.
    2. Формулировка цели и задач.
    3. Мониторинг детей и родителей, информирование родителей о предстоящей деятельности.
  2. Подбор художественной литературы, наглядного материала (иллюстрации, фотографии, альбомы).
  3. Составление перспективного плана реализации основного этапа проекта.
    6. Разработка сценариев мероприятий.

7.Подбор художественной литературы, наглядного материала (иллюстрации, фотографии). 8.Подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности, дидактических игр, сюжетно - ролевых игр.

  1. II . Основной этап:

(Организационно - практический).

Перспективный план.

Реализации проектной деятельности.

Деятельность

Результат

Родителей

Беседы на тему: «

Март-апрель

Дети участвуют в беседах, отвечают на поставленные вопросы

Дети получат элементарные знания о космосе, отвечают на поставленные вопросы.

1.Рассматривание альбомов: «Первый космонавт», «Космос».

2. Рассматривание плакатов по теме: «Космос»

Дети рассматрива-ют альбомы.

Помощь в организа-ции.

Дети получат элементарные знания о космосе

Сюжетно-ролевые игры: «Больница», «Мы космонавты!» ,»Полет в космос»

Дидактические игры: «Собери ракету», «Найди лишнее»,»Восстанови порядок в солнечной системе».»Подбери созвездие»,»добавь словечко»,»Куда летят ракеты»

АпрельМай

Развитие игровой деятельностидетей.

Помощь в организа-ции.

Во время игр дети обогащают свои знания о космосе.

Просмотр мультфильма «Тайна третей планеты»

Просмотр мультфильма «Полет на Луну».- СССР: Союзмультфильм, 1953.

Дети с удовольствием смотрят презентации, пополняют запас знаний.

Помощь в подборе материала.

Создание праздничного настроения. при просмотре презентаций.

Организованная образовательная деятельность (Ознакомление с окружающим миром: «Полет первого космонавта», «Мы -космонавты»

Март-апрель

Активизация познавательной активности детей.

Помощь в подборе материала.

Обогащение знаний.

3.Загадки о космосе. Чтение Г. Юрлин «Что внутри? ». Издательство малыш. Рассказ «Счастливого пути, космонавты»

Апрель-май

Дети с удовольствием слушают художественные произведения, разучивают стихи.

Помощь в заучивании стихов.

Развитие речи детей.

Организованная образовательная деятельность (Художественно-эстетическое развитие: рисование,

лепка, аппликация). Постройка космических кораблей из разного вида строительного материала и конструктора по замыслу детей

Март-апрель

Отражают в своих работах полученные ранее впечатления

Выставка детского творчества «Космос».

1.Подвижные игры: «Раз-два стоит ракета», «Ждут нас быстрые ракеты», «Невесомость», «Кто быстрее», «Держи равновесие»,»Солнце-чемпион»,»Ракетодром» 2.Пальчиковые игры «Мы по глобусу шагаем…», «Смотрим в небо…»

3. Комплекс утренней гимнастики «Мы - космонавты!»

Апрель-май

Развитие физических качеств.

Развитие физических качеств.

Коллективный поход в Планетарий- «Космос»

Просмотр презентации, спортивные соревнования между командами.

Приобретение сюрпризно-го момента для детей.

Отлично проведенный праздник, фотосъемка.

Фотоотчет для родителей.

Выставка совместных работ (детей и родителей) по теме «Космос».

Дети помогают родителям в изготовлении поделок.

Изготовление поделок для выставки.

Выставка совместных работ, гордость детей за своих умелых родителей.

Алгоритм реализации проекта.

Образовательные области

Формы и методы работы

Социально -коммуникативное развитие

1.Беседы на тему: : « Каким должен быть космонавт, «Если очень захотеть, можно в космос полететь», «Земля - космическое чудо!», «Первый космонавт Ю.А.Гагарин»,беседа-общение»Герои космоса»,беседа-рассуждение»Что я могу увидеть в космосе»

2.Рассматривание альбомов: «Первый космонавт», «Космос». 3.Сюжетно-ролевые игры: «Больница», «Мы космонавты!» ,»Полет в космос»

Познавательное развитие

1.Мультимедийные презентации «Урок про космос», «Видеоролик о планете Земля для детей. Дорога в космос», презентация «Путешествие в космос». 2.ООД (Ознакомление с окружающим «Полет первого космонавта», «Мы - космонавты» 3.Дидактические игры: : «Собери ракету», «Найди лишнее»,»Восстанови порядок в солнечной системе».»Подбери созвездие»,»добавь словечко»,»Куда летят ракеты» 4.Крупная и мелкая мозаика «Построй ракету».

Речевое развитие

Загадки о космосе. Чтение Г. Юрлин «Что внутри? ». Издательство малыш. Рассказ «Счастливого пути, космонавты»

Е. П. Левитан "Твоя Вселенная"

Е. П. Левитан "Звёздные сказки"

К. А. Порцевский “Моя первая книга о Космосе”

Любовь Талимонова "Сказки о созвездиях"

Чтение стихов о космосе, о вселенной, о солнечной системе.Заучивание стихотворений о космосе.

Загадывание и отгадывание загадок.

Художественно - эстетическое развитие

1.Рисование «Ракета летит в небо!» (карандаши), «Ракета» (гуашь),

2.Лепка «Ракета».

3. Аппликация «Звездное небо».

4.Конструирование из бумаги:»Ракета» Постройка космических кораблей из разного вида строительного материала и конструкторов по замыслу детей Поделки из разного материала.

Физическое развитие

1.Комплекс утренней гимнастики «Мы - космонавты!»

2.Подвижные игры: : «Раз-два стоит ракета», «Ждут нас быстрые ракеты», «Невесомость», «Кто быстрее», «Держи равновесие»,»Солнце-чемпион»,»Ракетодром» 3.Пальчиковые игры: «Мы по глобусу шагаем», «Смотрим в небо».

Взаимодействие с семьёй

Беседы с родителями о подготовке проекта, информирование о предстоящих мероприятиях. Выставка творческих работ

Похожие публикации