Физическое развитие детей дошкольного возраста дома. Физическое развитие детей дошкольного возраста

Физическое развитие - закономерный процесс изменения морфологических и функциональных особенностей организма. К 6 годам ребенок интенсивно растет и развивается. К 6 годам масса тела у мальчиков - 19,7-24,1 кг. У девочек - 19,0-23,5 кг. Рост: у мальчиков - 111-121 см. У девочек 111-120 см.

В старшем дошкольном возрасте (6-7 лет) отмечается бурное развитие и перестройка в работе всех физиологических систем организма ребенка: нервной, сердечнососудистой, эндокринной, опорно-двигательной. Организм дошкольника развивается очень интенсивно. Ребенок быстро прибавляет в росте и весе, изменяются пропорции тела.

На протяжении первых семи лет у него не только увеличиваются все внутренние органы, но и совершенствуются их функции. Происходят существенные изменения высшей нервной деятельности. По своим характеристикам головной мозг шестилетнего ребенка в большей степени приближается к показателям мозга взрослого человека. Организм ребенка в этот период свидетельствует о готовности к переходу на более высокую ступень возрастного развития, предполагающую более интенсивные умственные и физические нагрузки.

После пяти лет резко возрастает потребность ребенка в общении со сверстниками. В игре и других видах совместной деятельности дети осуществляют обмен информацией, планирование, разделение и координацию функций. Постепенно складывается достаточно сплоченное детское общество. Существенно увеличиваются интенсивность и широта круга общения.

Проявления в психическом развитии :

Хочет заниматься интересными делами, умеет сам их находить;

Стремится к контактам, проявляет доброжелательность в общении с взрослыми и сверстниками, адекватность в поведении, эмоциональную отзывчивость;

Стремится к освоению нового (информации, игр, способов действия с различными предметами).

Развитие опорно-двигательной системы (скелет, суставно-связочный аппарат и мускулатура) у детей 6-7 лет еще далеко до завершения. Кости детей содержат значительное количество хрящевой ткани, суставы очень подвижны, связочный аппарат легко растягивается. В 6-8 лет заканчивается формирование физиологических изгибов позвоночника. Скелетная мускулатура ребенка 6-8 лет характеризуется слабым развитием сухожилий, фасций и связок. Так, брюшной пресс ребенка б лет как мышечно-фасциональный комплекс еще слабо развит и не в состоянии выдержать значительные напряжения, например, связанные с подъемом тяжестей .

К 6-7 годам хорошо развиты круглые мышцы живота, однако мелкие мышцы спины, имеющие большое значение для удержания правильного положения позвоночного столба, развиты слабее. К 6-7 годам заметно увеличивается сила мышц-разгибателей туловища, бедра и голени - это способствует развитию координированных двигательных актов (ходьба, бег, прыжки) и физических качеств (быстрота, сила, выносливость).

Уровень развития костно-мышечной системы и двигательного анализатора у детей 6-8 лет дает им возможность, кроме естественных движений (ходьба, бег, прыжки), имеющих место в повседневной двигательной активности, воспроизводить ряд сложных двигательных действий. Качество выполнения этих движений позволяет сделать заключение об определенной моторной зрелости детей 6-7 лет.

Особенности физического развития детей младшего школьного возраста обусловлены также значительным увеличением тотальных размеров и изменением пропорций тела, за год длина тела увеличивается в среднем на 4-6 см, масса - на 2-2,5 кг, окружность грудной клетки - на 2-3 см. При этом к 7 годам длина ног увеличивается более чем втрое, рук - в 2,5 раза, а туловища - в 2 раза, по сравнению с величиной этих показателей у новорожденного . Старшие дошкольники отличаются высокой двигательной активностью, обладают достаточным запасом двигательных умений и навыков; им лучше удаются движения, требующие скорости и гибкости, а их сила и выносливость пока еще невелики. У ребенка развиты основные двигательные качества (ловкость, гибкость, скоростные и силовые качества) :

Сохраняет статическое равновесие (от 15 секунд), стоя на линии (пятка одной ноги примыкает к носку другой ноги);

Подбрасывает и ловит мяч двумя руками (от 10 раз);

Прыгает в длину с места, приземляясь на обе ноги и не теряя равновесия;

Бегает свободно, быстро и с удовольствием, пробегает со старта дистанцию 30 м; ловко обегает встречающиеся предметы, не задевая их;

Бросает теннисный мяч или любой маленький мячик, шишку, снежок и др. удобной рукой на 5-8 м;

Хорошо владеет своим телом, сохраняет правильную осанку.

Двигательная активность оказывает влияние и на формирование психофизиологического статуса ребенка. Существует прямая зависимость между уровнем физической подготовленности и психическим развитием ребенка, двигательная активность стимулирует перцептивные, мнемические и интеллектуальные процессы, ритмические движения тренируют пирамидную и экстрапирамидную системы. Дети, имеющие большой объём двигательной активности в режиме дня характеризуются средним и высоким уровнем физического развития, адекватными показателями состояния ЦНС, экономичной работой сердечно-сосудистой и дыхательной систем, повышенной иммунной устойчивостью, низкой заболеваемостью простудными заболеваниями.

В старшем дошкольном возрасте на фоне общего физического развития улучшается подвижность, уравновешенность, устойчивость нервных процессов, накапливается резерв здоровья: снижается частота заболеваний, они протекают сравнительно легко, чаще всего без осложнений. Однако дети все еще быстро устают, "истощаются" и при перегрузках возникает охранительное торможение. Поэтому одним из основных условий эффективности физического воспитания детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) является учет их возрастных особенностей.

С ростом ребенка под воздействием окружающих его взрослых быстро расширяется круг доступных движений. При этом время появления и дальнейшего совершенствования двигательного умения обусловлено уровнем развития двигательного качества, без которого оно не может быть выполнено. Специалистами по физическому воспитанию отмечено, что при недостаточном развитии быстроты, ловкости у детей формируются неправильные элементы техники основных видов движений. Двигательные умения тесно связаны с физическими качествами. Связь эта взаимная, чем богаче арсенал движений, тем легче ребенку добиться успеха в двигательной деятельности. Двигательные качества у детей развиваются в процессе выполнения различных движений. Объем которых указывается в программе для каждой возрастной группы. Дети 6 лет активны. Они умело пользуются своим двигательным аппаратом. Движения их достаточно координированы и точны. Они умеют их сочетать в зависимости от окружающих условий. Совершенствуются основные движения, ярче проявляются индивидуальные особенности движений, зависящие от телосложения и возможностей ребенка. Значительно увеличивается проявление ловкости, волевых усилий при выполнении трудного задания. Начинает интенсивно развиваться способность целенаправленно совершать движения отдельных частей тела, например - головы, рук, ног, кисти и пальцев рук. У детей постепенно вырабатывается эстетическое отношение к ритмичным, ловким и грациозным движениям.

Таким образом, бег, прыжки, метания - те двигательные умения, которые ребенок должен освоить до школы. Насколько успешно он это сделает, зависит от ловкости, быстроты, силы и выносливости, т.е. от развития основных двигательных качеств. По уровню развития этих качеств можно судить о физической подготовленности ребенка.

В дошкольном возрасте закладывается основа для физического развития, здоровья и характера человека в будущем. В дошкольном возрасте отчетливо намечаются генетические особенности детей. Этот период детства характеризуется постепенным совершенствованием всех функций детского организма. Ребенок этого возраста отличается чрезвычайной пластичностью. Влияние мышечной деятельности организма приобретает еще более важное значение, ибо движение является биологической потребностью растущего организма.

Физическое развитие детей дошкольного возраста идет менее интенсивно, чем в раннем детстве. Масса тела годовалого ребенка удваивается к 6-7 годам. Если в течение 1-го года жизни рост увеличивается на 20-25 см, то в 4-5 лет он увеличивается только на 4-6 см. К 5 годам рост новорожденного удваивается. В 5-7 лет интенсивность роста вновь нарастает. Этот период именуется периодом «первого вытяжения» .

Одним из важных показателей, определяющих физическое развитие детей, является отношение окружности головы к окружности груди. Чем старше ребенок, тем большое становится разница между этими показателями (окружность груди должна быть большое). На первом году жизни окружность груди превышает полурост ребенка на 7-10 см, а у 7-летнего ребенка она равна полуросту .

В дошкольном возрасте происходит быстрый рост скелета. Сращение черепных швов заканчивается к 4 годам. Форма грудной клетки несколько изменяется, хотя у детей 3-7 лет она еще остается конусообразной, ребра приподняты и не могут опускаться так низко, как у взрослых, что ограничивает амплитуду их движения .

Конфигурация позвоночника, положение головы, плечевого пояса, наклон таза определяют осанку ребенка. Формирование осанки зависит от многих условий внешней среды (питание, режим для, организация сна), но в основном - от двигательной активности ребенка. Большое значение для воспитания правильной осанки имеет симметричное развитие мышц и равномерность опоры на нижние конечности.

До 4 лет свод стопы несколько уплощен - это физиологическое явление. Но при чрезмерной статической нагрузке можно вызвать тяжелое, необратимое плоскостопие, несмотря на высокую эластичность мышц и связочного аппарата голени и стопы. При правильной дозировке нагрузки свод стопы формируется правильно. Это же положение относится к росту и развитию все костной системы у детей. Физически оптимальные нагрузки способствуют нормальному формированию скелета, чрезмерные же отражаются на форме и структуре костей .

Интенсивное развитие скелета детей взаимосвязано с ростом, формированием мышц и связочно-суставного аппарата. Чем младше ребенок, тем более эластичен связочно-суставной аппарат. Масса мышечной ткани мала по отношению к общей массе тела, но с возрастом мышечная ткань изменяется. Масса мышц в ходе развития увеличивается больше, чем масса многих других органов. Если масса мышц у новорожденных составляет 23,3% массы всего тела, то у 7-8-летних детей она увеличивается до 27,2% .

Одновременно с увеличением массы мышц совершенствуются их функциональные свойства. Если у грудного ребенка скелетная мускулатура является одним из стимуляторов бурного роста и развития, то в дошкольном возрасте, по мере снижения интенсивности роста, развитие скелетной мускулатуры связано с увеличением ее двигательной активности. Чем выше деятельность скелетных мышц в оптимальных условиях для данного возраста, тем полноценней обмен, функции внутренних органов и систем.

Развитие и улучшение функции опорно-двигательного аппарата в старшем дошкольном возрасте тесно связано с совершенствованием функции внутренних органов и систем.

Большую роль в развитии и регуляции дыхания играет двигательная активность ребенка. Тренировка дыхательных мышц приводит к увеличению экскурсий грудной клетки, мощности дыхательного аппарата, что в свою очередь создает условия для урежения дыхания, повышения оксигенации крови в легких. С возрастом дыхание становится все более управляемым.

Считается, что хорошее развитие скелетной мускулатуры, соответствующее возрасту, во многом способствует развитию здорового сердца, а физические упражнения увеличивают возможности организма и удлиняют жизнь человека. Рекомендуется начинать занятия физическими упражнениями как можно раньше для профилактики сердечно-сосудистых заболеваний .

В последнее время в связи с явлениями акселерации отмечается и более ранее изменение некоторых функциональных показателей сердечно-сосудистой системы. Так, раньше у детей в 5 лет средняя частота пульса составляла 98-100 ударов в минуту, а сейчас 97 ударов в 1 минуту .

Напряженность обмена веществ продолжает оставаться особенностью растущего организма: чем младше ребенок, тем интенсивнее обмен. Энергетические затраты на 1 кг массы тела с возрастом постепенно снижаются.

Высокая пластичность нервной системы в данном возрасте способствует лучшему и быстрому освоению новых движений, иногда даже сложных.

Дети в процессе свободной игровой деятельности и при занятиях физическими упражнениями овладевают сохранением равновесия, плаванием, ходьбой на лыжах, катанием на коньках и пр. Улучшается ориентировка. Освоение двигательных навыков, особенно в возрасте от 3 до 5 лет, происходит с широкой иррадиацией процесса возбуждения, что затрудняет обучение. У детей этого возраста сила нервных процессов, особенно внутреннего торможения, невелика. Поэтому внимание детей неустойчиво; они быстро отвлекаются, в связи с чем в этом возрасте рекомендуется максимально использовать показ упражнений и упражнения подражательно-игрового характера, сочетая их со словом. При слишком трудных заданиях у детей может наступить утомление .

Вопрос об оптимальных нагрузках должен обязательно учитываться при усвоении некоторыми детьми сложных спортивных навыков (коньки, некоторые виды гимнастики, плавание). В этом возрасте может быть нанесен вред растущему организму, неподготовленному по своим возрастным особенностям к чрезмерным нагрузкам.

В этом периоде к перегрузкам не готовы ни центральная нервная система, ни дыхательная и сердечно-сосудистая системы. Отсутствуют также сила и выносливость. Осторожность в подходе к тренировке детей дошкольного возраста диктуется еще и тем обстоятельством, что усталость как субъективное проявление утомления выражается у них неярко. Это особенно характерно в тех случаях, когда занятия проводятся эмоционально .

Повышенные требования, ведущие к перегрузке, являются вредными для здоровья ребенка, то есть, могут вызвать серьезные изменения как в центральной нервной системе, так и во внутренних органах, нарушить правильный ритм роста и развития.

Развитие ловкости, быстроты, силы и выносливости происходит постепенно и связано с развитием функций центральной нервной системы, с подвижностью, силой и уравновешенностью процессов возбуждения и торможения.

Двигательные качества детей характеризуются генетическими свойствами нервно-мышечного аппарата, одновременно они отражают условия воспитания, влияния окружающей среды. Необходимо поощрять двигательную активность ребенка, так как большие энергозатраты способствуют не только восстановлению, но и накоплению, что является основным фактором для обеспечения роста и развития организма.

Физическая подготовленность ребенка характеризуется степенью сформированности навыков основных видов движений (бег, прыжки, метание), развития физических качеств (быстрота, сила, ловкость, гибкость), а также функцией равновесия, координационными способностями. Оценка физической подготовленности - это целостный процесс, органически сочетающий в себе постоянные наблюдения за ребенком в процессе жизнедеятельности и занятий по физической культуре, хронометраж основных режимных моментов и мониторинг физической подготовленности .

Таким образом, можно сделать вывод, что объективность оценки физической подготовленности во многом определяется знанием возрастных особенностей и закономерностей развития у дошкольников моторной сферы, в том числе физических качеств.

В настоящее время внимание педагогов, психологов, физиоло­гов привлечено к дошкольному возрасту, поскольку практичес­кий опыт и многочисленные научные исследования свидетель­ствуют о существовании в данном периоде онтогенеза человека больших, зачастую неиспользуемых психофизиологических резер­вов развития ребенка.

По биологическим признакам дошкольный возраст Безденежных Г. А. выделяет на следующие периоды:

    новорожденный - первые 4 недели жизни;

    грудной (младенческий) - до 1 года;

    ранний детский - от 1 года до 3 лет;

    дошкольный - от 3 до 6 (7) лет.

Отражая ступени биологического развития, возрастная периодизация детей облегчает составлению программ, подбору и дози­ровке упражнений, выбору методики физической и двигательной подготовки и т.д.).построение системы физического воспитания в этом возрасте, помогает правильному построению

Первые годы жизни ребенка характеризуются быстрыми тем­пами роста и развития организма. Интенсивно увеличиваются мор­фологические показатели: рост и масса тела (табл. 6), обхват груд­ной клетки.

С рождения до трехлетнего возраста заметно возрастают возбудимость и лабильность нервно-мышечного аппарата, но сила мышц еще очень невелика. Все суставы ребенка вследствие слабо­го развития связочного аппарата и мышц отличаются большой подвижностью.

При организации физического воспитания детей раннего воз­раста следует помнить о физиологической слабости их костной системы и мышечно-связочного аппарата и строго дозировать физические нагрузки.

В этом возрасте нервные процессы недостаточно сильны и подвижны, однако условно-рефлекторные связи отличаются боль­шой прочностью и очень трудно поддаются переделке. Поэтому в процессе физического воспитания необходимо учить детей пра­вильному выполнению того или иного упражнения, так как воз­никший навык прочно и надолго закрепляется. Заученные с ошиб­ками простые движения сделают невозможным в будущем пра­вильное формирование более сложных двигательных навыков, а это будет затруднять полное раскрытие двигательной одаренности ребенка.

В раннем возрасте ребенок не может развиваться правильно без достаточной физической активности. Установлено, что у двухлет­них детей на активные движения приходится 70% времени бодр­ствования, а у трехлетних - не менее 60%. Постепенно, по мере развития движения у детей приобретают большую законченность, определенную целесообразность и целенаправленность. Однако в коре головного мозга процессы иррадиации преобладают над про­цессами концентрации, поэтому движения детей отличаются не­точностью, некоординированностью. Внимание в этом возрасте неустойчиво, и дети не могут долго сосредоточиваться на чем-то одном и быстро утомляются.

B период от 3 до 6 лет (дошкольный возраст) все размеры тела увеличиваются относительно равномерно. Годичный прирост длины тела составляет 5-6 см, массы тела - около 2 кг. Но к концу этого периода начинается ускорение роста: за год ребенок при­бавляет 8-10 см. Такой бурный рост связан с эндокринными сдви­гами, происходящими в организме (второй период быстрого рос­та проявляется у детей в 13-14 лет, когда начинается половое созревание).

У детей дошкольного возраста заметно меняются пропорции тела: руки и ноги становятся значительно длиннее и растут быст­рее, чем туловище. Если к 6-7 годам длина туловища увеличива­ется в 2 раза, то длина рук - более чем в 2,5 раза, а длина ног - более чем в 3 раза.

Рост мышечной ткани происходит в основном за счет утолще­ния мышечных волокон. У ребенка сначала развиваются мышцы таза и ног, а затем (с 6-7 лет) мышцы рук. К 5 годам увеличива­ется мышечная сила. Однако из-за быстрой утомляемости мышц и относительной слабости костно-мышечного аппарата дошкольники еще не способны к длительному мышечному напряжению.

К 6-7 годам заканчивается созревание нервных клеток голов­ного мозга. Однако нервная система ребенка еще недостаточно устойчива: процессы возбуждения преобладают над процессами торможения.

Нервная регуляция деятельности сердца у детей еще несовер­шенна. Неравномерность частоты и силы сердечных сокращений наблюдается даже в покое. При физической нагрузке сердечная мышца быстро утомляется, поэтому упражнения во время заня­тий надо разнообразить.

дошкольный возраст характеризуются значительны­ми изменениями не только в физическом, но и в моторном раз­витии

С возрастом количество движений у детей увеличивается. Дети должны двигаться не менее 50-60% всего периода бодрствования. Интенсивность двигательной активности - среднее количество движений в минуту - составляет примерно 38-41 у детей 2 лет, 43-50 - 2,5 лет, 44-51 - 3 лет. Это значит, что разовая продолжительность движений очень мала - в среднем от несколь­ких секунд до 1,5 мин. Детям свойственна частая смена движений и поз - до 550-1000 раз в день, благодаря чему происходят по­очередное напряжение и отдых различных групп мышц, поэтому дети и не устают (В.А.Шишкина, 1992). Учитывая эту особен­ность, следует обеспечить разнообразную двигательную деятель­ность детей, создавая условия для разных движений.

Бег, прыжки, метания - те двигательные умения, которые ребенок должен освоить до школы. Насколько успешно он это сделает, зависит от ловкости, быстроты, силы и выносливости, т.е. от развития основных двигательных качеств.

В последнее время, как в детском саду, так и в семье уделяется большое внимание сенсорному и умственному развитию детей. Однако сложилось так, что физическое развитие в силу каких-то причин отошло на второй план, хотя именно высокий уровень физического развития детей – одно из важнейших условий благополучного психологического развития подрастающего поколения. Для детей крайне важна свобода двигательной деятельности. Разнообразить подвижные игры на прогулке помогут правильно организованные и подобранные по возрасту физкультурные занятия. Они способствуют укреплению опорно-двигательного аппарата и дыхательной системы малышей, нормализуют работу нервной системы, улучшают сердечно-сосудистую деятельность.

Жизнь в городе, неблагоприятная экологическая обстановка, недостаточная двигательная активность, недостаток свежего воздуха, к сожалению, самым неблагоприятным способом оказывают воздействие на детский организм. Поэтому так важно уделять большое внимание физической культуре. Занятия физической культурой активизируют иммунитет, повышают сопротивляемость детского организма к различного рода заболеваниям.

Дошкольный возраст является важнейшим этапом в физическом развитии ребенка. Именно в это время интенсивно формируется и происходит становление важнейших систем организма. Ребенок в это время продолжает прибавлять в весе и расти (хотя и не так быстро, как после рождения), поэтому стоит уделить внимание привитию элементарных гигиенических навыков, формировать двигательную активность, а также проводить с детьми всевозможные закаливающие процедуры. Важно помнить, что все недочеты и пробелы в физическом развитии ребенка в дальнейшем исправить намного трудней, чем сформировать их изначально.

Двигаясь динамично, ребенок развивает упорство и волю в преодолении трудностей, познает окружающую действительность, учится быть самостоятельным. Физическая активность помогает малышу снять нервное перенапряжение и позволяет детской психике работать уравновешенно и гармонично.

В возрасте 6 лет у ребенка формируются первые мышцы, он становится значительно подвижным и выносливым. Полноценность физического развития ребенка в этом возрасте зависит от владения им разнообразными движениями. Нам, взрослым, необходимо по мере возможностей разнообразить двигательный опыт детей. При этом необходимо учитывать уровень готовности детского организма к разнообразным физическим нагрузкам.

Не стоит забывать, что костная система дошкольника очень подвижна и хрупка, поэтому необходимо следить за правильной осанкой ребенка во время занятий, а также за положением его тела во время ночного и дневного сна.

Известно, что систематические занятия физической культурой повышают иммунитет детей, что впоследствии повышает сопротивляемость организма к различным инфекционным и простудным заболеваниям. Поэтому так важно с самого раннего возраста приучать детей принимать воздушные и солнечные ванны, систематически проводить всевозможные водные процедуры. Только выполняя все эти условия о бесконечные простудные заболевания останутся в прошлом.

Общее самочувствие, работа легких и эндокринной системы, сердца и сосудов, пищеварения и функций теплообмена значительно улучшатся, если ребенок будет уделять двигательной активности и спорту не менее двух часов в день.

Помимо специальных комплексов упражнений не стоит забывать о столь любимых ребятами подвижных играх. Важно помнить, что даже в самую любимую игру детям надоест играть, если играть в нее постоянно. Никогда не бойтесь осваивать новые игры. Используйте разнообразные материалы: обручи, кегли, скамеечки, кубики и т. п. Все это поддерживает интерес к игре и вносит разнообразие, а также помогает усложнить двигательные задания.

Ребенок 3 – 7 лет в силу возрастных особенностей довольно активен и подвижен. Поэтому обеспечивая дошкольнику физическое развитие, нет необходимости стимулировать его активность. Достаточно лишь направить ее в нужное русло. Очень важно грамотно подобрать комплекс физических упражнения таким образом, чтобы малышу были интересны занятия. Для здоровья ребенка в этом случае важно, чтобы занятия спортом не носили изнурительный характер. Для того, чтобы обеспечить правильное физическое развитие дошкольника необходимо помнить, что физкультура предпочтительнее спорта, по крайней мере, в возрасте до шести лет.

Список литературы:

1. Кожухова Н.Н., Рыжкова Л.А. «Воспитатель по физической культуре в ДОУ». - М.,2004.

2. Степаненкова Э.Я. «Теория и методика физического воспитания и развития». – М., 2005.

3. Тарасова Т.А. «Контроль физического состояния детей дошкольного возраста». Методические рекомендации для руководителей и педагогов ДОУ. – М., 2005.

Физическое развитие ребенка в каждом возрасте отличается своими особенностями. Несмотря на то, что каждый малыш развивается в индивидуальном порядке, существуют критерии, являющиеся общими для большинства детей. Возраст 4-5 лет принято именовать средним дошкольным, поскольку в этот период проявляются черты, характерные для старшего дошкольного возраста, при этом сохраняются особенности, свойственные для младших дошкольников.

Показатели физического развития

Физическое развитие детей определяется в соответствии со следующими показателями:

  • показатели роста;
  • значение веса;
  • степень развития моторики;
  • размер грудной клетки (окружность);
  • состояние внутренних органов;
  • состояние мышечной системы;
  • состояние костной системы.

Для детей 4-5 лет характерна приблизительно одинаковая прибавка в весе и росте. В среднем, рост увеличивается на 6-8 см, а вес примерно на 1,5-2,5 кг. Таким образом, средний рост мальчиков в 4 года составляет 1 м, девочки этого возраста ниже примерно на 0,5 см. В 5 лет рост мальчиков и девочек достигает соответственно 107 и 106 см. Показатели веса для детей находятся на уровне 15,5 кг (для девочек в 4 года) и около 16 кг (для мальчиков 4 лет). К пяти годам масса девочек достигает 17,5 кг, тогда как мальчики в этом же возрасте весят приблизительно 18 кг.

К шести годам темпы прибавки в росте и весе, как правило, несколько ускоряются. Например, мальчики шести лет весят около 20-20,5 кг, а их рост достигает 115 см. Для девочек значение роста составляет, в среднем, 114 см, а веса 19,5 кг.

Однако в данном случае речь идет о средних значениях показателей. У каждого ребенка имеются свои особенности развития. Немаловажную роль в этом отношении играет наследственность. Если родители невысокого роста и небольшой массы тела, то и ребенок будет ниже своих ровесников. Тип телосложения детей может быть большим (выше 106 см и весом более 16 кг), средним и маленьким (когда рост менее 100 см, а вес не достигает 15 кг).

В том случае, когда вес и рост ребенка существенно отличаются от средних значений, рекомендуется проконсультироваться и обследоваться у специалиста-эндокринолога. Детям, вес которых намного больше или меньше среднего, следует посещать педиатра на регулярной основе.

При этом, к числу основных причин, которые являются причинами избыточного или недостаточного веса могут быть причислены не только нарушения обмена веществ или гормонального фона, а также неправильное питание, недостаточная физическая нагрузка и др. В связи с этим следует особое внимание уделить достаточному содержанию в меню белков, жиров и углеводов. Желательно, чтобы ребенок питался от 4 до 6 раз в течение дня.

Физические особенности детей среднего дошкольного возраста

Для детей среднего дошкольного возраста характерна острая потребность в активном движении. При этом сами движения становятся значительно разнообразнее и увереннее. Малыши, испытывающие недостаток физической активности, отличаются чрезмерной перевозбудимостью, капризным поведением, они бывают непослушны.

В возрасте 4-5 лет малыши учатся во время игр. К этому возрасту, как правило, дети осваивают такие навыки, как бег, прыжки, игра с мячом (ребенок обычно умеет пинать и бросать мяч), малыши могут самостоятельно качаться на качелях. Этот период также характеризуется активным развитием мелкой моторики. При правильном физическом развитии ребенок 4-5 лет должен уметь:

  • простоять на одной ноге в течение нескольких секунд;
  • подниматься и спускаться по лестнице;
  • ходить спиной вперед;
  • прыгать.

Уровень развития мелкой моторики должен позволять ребенку справляться с такими занятиями, как рисование геометрических фигур, в частности, квадрата, треугольника, круга, использование вилки и ложки во время еды, самостоятельное одевание и раздевание, чистка зубов. Также для детей этого возраста свойственно умение кататься на 3-х колесном велосипеде и строительство объектов из 10 и более игрушечных фигур.

Именно в этот период происходит активное развитие ловкости, координации. Дети этого возраста хорошо держат равновесие, им удается перешагивать через небольшие препятствия, они лучше осваивают технику владения мячом.

В целях физического развития детей желательно выполнять ежедневную утреннюю зарядку. Упражнения должны быть простыми – это приседания, движения для разминки рук, ног и шеи, наклоны. Длительность утренней зарядки должна составлять 10-15 минут. Дети, посещающие дошкольные заведения, как правило, делают зарядку под контролем воспитателей. Также для ребенка в возрасте 4-5 лет полезно заниматься гимнастикой, прыгать на батуте, ходить по прямой линии и т.д.

Ручку ребенка среднего дошкольного возраста желательно подготовить к началу обучения письму. Для этого следует особое внимание уделить развитию мышц ладони. С этой целью ребенку нужно заниматься лепкой из пластилина, глины и теста, также благотворно на развитии моторики рук сказывается раскрашивание картинок и рисование. Такие занятия не только способствуют физическому формированию, они также развивают фантазию ребенка.

Опорно-двигательный аппарат

К 4-5 годам происходит активный рост позвоночника, который продолжается до взрослого возраста. При этом пропорции отделов позвоночника у малышей среднего дошкольного возраста идентичны пропорциям взрослого человека. В связи с тем, что у ребенка в 4-5 лет еще не окончено окостенение, малыши-дошкольники отличаются наибольшей гибкостью. Особенности развития опорно-двигательного аппарата детей в этом возрасте заключаются в том, что во время физических упражнений им противопоказаны силовые нагрузки, также особое внимание следует уделять правильности позы.

При чрезмерно длительном нахождении в одной позе у малышей возникает перенапряжение в мышцах, что приводит к нарушениям осанки. В связи с этим, во время занятий, проведение которых предполагает сохранение статической позы, следует уделять несколько минут различным физкультурным разминкам.

Особенности поведения

Для детей среднего дошкольного возраста характерно освоение новых навыков. К числу таковых относится помощь родителям по дому. Как правило, ребенок 4-5 лет уже умеет складывать в стиральную машины и извлекать из нее белье, лепить фигуры из теста, помогать нести небольшие сумки из магазина.

Для родителей очень важно всячески поощрять попытки ребенка оказывать помощь старшим. С этой целью следует использовать различные слова положительной окраски – молодец, умница и т.д. Благодаря данному приему эмоциональное состояние и самооценка юного помощника будут повышаться.

Физические навыки и умения у детей среднего дошкольного возраста могут несколько различаться. У каждого ребенка имеются свои особенности и индивидуальный темп развития. Для одного ребенка характерно постепенное освоение новых навыков и физических умений, другой ребенок может развиваться быстрее и проявляет черты, характерные для детей старшего возраста.

Похожие публикации