Физическое воспитание детей по месту жительства.

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Наименование параметра Значение
Тема статьи: ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
Рубрика (тематическая категория) Спорт

В Законе 1 Российской Федерации ʼʼО фи зической культуре и спортеʼʼ отражена крайне важно сть включить в систему физ-культурно-спортивного движения спортивные клубы, коллективы физической культуры, действующие на самодельной и профессиональной основах в образовательных учреждениях, иных организациях независимо от форм собственности и по месту жительства.

В целях организации занятий физическими упражнениями учащихся следует организовать Детско-юношеские клубы физической подготовки (ДЮКФП). Функционирование ДЮКФП определяетсяИнструктивный письмом Минобразования России, Госкоммолодежи и Госкомслорта России от 12.03.96 ʼʼО работе подростковых молодежных клубов по месту жительства гражданʼʼ. Функционирование ДЮКФП определяется положением. Немаловажным условием организации ДКЖФП является наличие (создание) или аренда физкультурно-Спортивной базы общеобразовательных школ, квалифицированного педагогического состава.

Клуб финансируется спортивными организациями, органами образования, спонсорами, родителями учащихся для орга-низации работы физкультурных кружков, секций атлетической и коррегирующей гимнастики, проведения спортивных соревнований, оздоровительной работ*! и других интересных для школьников массовых мероприятий, спортивных праздников (к примеру, в День физкультурника). Проводятся состязания ʼʼА ну-ка парниʼʼ, районные и городские соревнованияʼʼ здриоти* ч*йжʼʼ0 слеть!; Дни здоровья, ведр|пробеги,обучениеш1авши1о,

заплывы по рекам, озерам, показательные выступления, экскурсии на лодках, походы на лыжах, путешествия под парусом и др.

Возглавляет клуб директор и его заместитель (методист). При клубе создается педагогический (совместно с родителями учеников) совет. Οʜᴎ несут ответственность за организацию учебно-воспитательного процесса, обеспечивают проведение физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий. В целях развития инициативы и самодеятельности воспитанников в ДЮКФП Может быть создан ученический орган самоуправления, родительский совет.

Занятия организуются дипломированными преподавателями, высококвалифицированными спортсменами в соответствии с общепринятыми методическими рекомендациями на базе рабочих программ и поурочных планов. Учитываются индивидуальные запросы. К примеру (табл. 45):

Приступающие к занятиям должны иметь допуск врача и согласие родителœей.

Кружки (секции) создаются в соответствии с интересами детей и подростков. В планы работы включают достижение нормативных показателœей по теоретической, физической и спортивной подготовке.

Для. учащихся устанавливается единая спортивная форма, эмблема клуба и значок.

Основными показателями работы клуба являются данные о состоянии здоровья, физической и спортивной подготовленности учащихся.

Учебный год в ДЮКФП начинается 1 сентября. Клуб функционирует непрерывно в период всœего календарного года (52 недели). Может быть организовано пребывание детей в различного типа лагерях.

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВЕННО-ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ ʼʼЮНОСТЬ РОССИИʼʼ 1

Сегодня в одном из направлений организации фи зического воспитания в общих учебных заведениях и в учебных заведениях профессионального образования функционирует об- щеотвенжьгосударственная организация, ʼʼЮность Россииʼʼ. Она провозглашает своей главной обязанностью улучшение физичес кого воспитания в учебных заведенщхлщо|^^ирнального об разованиями организацию внеурочных физкулкгурно-спортив- ных занятий в общеобразовательных школах и внешкольных уч реждениях дополнительйого ствания~

Общественно-государстаенная: физкультурно-спортивная организация (ОГФСО) ʼʼЮность Россииʼʼ получила самостоятельность и работает по Уставу, который зарегистрирован в Минюсте России.

Основными целями Объединœения являются: участие в реализации государственной политики в области развития детско-юношеского спорта в Российской Федерации; повышение уровня физического воспитания и спортивно-массовой работы в образовательных учреждениях во внеучебное время; сохранение и укрепление здоровья детей и учащейся молодежи, формирования у них потребностей в физическом совершенствовании, здоровом образе жизни, активной трудовой деятельности, готовности служению Отечеству.

Членами Объединœения бывают физические и юридические лица. Физическими лицами Объединœения бывают граждане Российской Федерации, обучающиеся в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования, образовательных учреждениях дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности, воспитанники и работники образовательных учреждений, члены их семей, спортсмены, занимающиеся в спортивных школах, клубах и других организациях ОГФСО ʼʼЮность России^. Структура объединœения состоит из региональных физкульту^йр-спортивных отделœений, филиалов, представительств, коллективов и клубов физической культуры и спорта образовательных учреждений, детско-юношеских спортивные школ и центров.

Источниками финансирования имущества объединœения в денежной и иных формах являются: субсидии, выделяемые ежегодно из Федерального бюджета на осуществление деятельности Объединœения и в соответствии с его основными целями; денежные поступления из бюджетов Российской Федерации; вступительных и членских взносов членов Объединœения; добровольные имущественные взносы и пожертвования; доходы от предприятий внешнеэкономической деятельности, гражданско-правовых сделок; поступления от проводимых спортивных лотерей; иные поступления, не запрещенные законодательством РФ.

Объединœение работает совместно с органами местного управления, здравоохранения, образования, комитетами по физической культуре и спорту, профсоюзными и молодежными организациями. Главш=ши1фитериями в деяггельности ʼʼЮности Россииʼʼ являются самостоятельность управления, гласность и демократия.

Направлениями работы ʼʼЮности Россииʼʼ на местах являются: вовлечение в общество новых членов, привлечение учащихся к регулярным физкультурно-оздоровительным и спортивным мероприятиям, организация занятий в спортивных секциях, группах физкультурно-оздоровительной направленности, центрах здоровья в учебных заведениях и микрорайонах, в клубах физической подготовки, детско-юношеских спортивных школах, центрах олимпийского резерва, участие в международных физкультурных и спортивных мероприятиях.,

ОГФСО занимается подготовкой спортсменов в сборные кот манды района, области, края, республики, ищет новые формы приобщения молодежи к занятиям физической культурой и спортом.

Объединœение оказывает организационно-методическую помощь учебным заведениям, тренерам-преподавателям ДЮСШ, учителям физической культуры, другим специалистам в области физической культуры и спорта. Ведет пропаганду своей работы средствами печати, радио, телœевидения. Организует встречи с ведущими тренерами, спортсменами, обсуждает проблемы физической культуры и спорта молодежи, проводит спартакиады городских и сельских спортсменов, показательные выступления с участием ведущих спортсменов, розыгрыши кубков по видам спорта͵ агитационные пробеги, физкультурные мероприятия, посвященные знаменательным датам. .Особое внимание уделяет развитию туризма среди молодежи как средства привлечения людей к здоровому образу жизни, привития умений по безопасности жизнедеятельности, познания природы и родного края.

ОГФСО совместно с Минобразованием России и Госком-спортом организует конкурс ʼʼМастер педагогического труда по внеучебным формам физкультурно-оздоровительной и спортивной работыʼʼ.

На различных этапах конкурса определяют лучших физкуль-турно-спортивных педагогов в 5 номинациях: дошкольные образовательные учреждения; общеобразовательные школы; образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителœей; учебные заведения начального и среднего профессионального образования; учреждения дополнительного образования и общественные физкультурно-спортив-ные объединœения.

СПОРТИВНАЯ ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ В ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИХ СПОРТИВНЫХ ШКОЛАХ (ДЮСШ) И В СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ШКОЛАХ ОЛИМПИЙСКОГО РЕЗЕРВА (СДЮШОР)

Детско-юношеских спортивных школ в Российской Федерации более 3 тыс. В школах занимаются около 2 млн детей. ДЮСШ профильное внешкольное учреждение, основной деятельностью которого является физическая и спортивная подготовка детей, подростков и молодежи 2 . Основные задачи ДЮСШ -ʼʼукрепление Здоровья учащихся, развитие способностей в избранном виде спорта͵ подготовка физкультурного и спортивного актива, содействие общеобразовательной школе в развитии массовой физкультурной и спортивной работы, пропаганда физической культуры и спорта среди школьников* их родителœей, населœения микрорайона.

Педагогический коллектив определяет направление работы школы: спортивно-оздоровительное, массовый спорт, спорт высших достижений. Занятия в ДЮСШ проводят тренерыʼʼпре-подаватели, хорошо знающие различные стороны спортивной подготовки школьников.

Каждая ДЮСШ разрабатывает программу с учетом избранного направления в работе, специфики видов спорта͵ материально-технического и финансового обеспечения, а также сложившихся традиций. Рекомендуется разработать авторскую программу и утвердить ее на педагогическом (методическом) сювете йпсолы.

При наличии условий и согласия тренера-преподавателя в спортивной школе могут создаваться детские группы совместно с родителями, без включения последних в основной состав. Практикуется создание разновозрастных спортивных групп учащихся.

Педагогический процесс осуществляется в течение всœего календарного года.

Школам или спортивным отделœениям, призванным целœенаправленно заниматься подготовкой квалифицированных спортсменов резерва для сборных команд Российской Федерации, а также команд мастеров по игровым видам спорта͵ может устанавливаться статус специализированной ДЮСШ, отделœений олимпийского резерва..

ДЮСШ совместно с общеобразовательным учебным заведением создает для наиболее перспективных в спортивном отношений учащихся специализированные классы (спецклассы) с продленным днем обучения и углубленным тренировочным процессом. Администрация общеобразовательной школы по согласованию с педагогическим советом и родителями спортсменов может вносить изменения в сроки начала и окончания учебного года, четвертей, полугодий, сдачи зачетов и экзаменов в объёме прохождения учебной и тренировочной программы.

ДЮСШ возглавляет директор.
Размещено на реф.рф
Он руководит учебно-воспитательным процессом и хозяйственной деятельностью школы. Свои должностные обязанности в спортивной школе выполняют заместитель директора, инструктор-методист, тренеры-преподаватели, врач. Учащимися спортивной школы являются дети и подростки, молодежь, не имеющие медицинских противопоказаний для занятий спортом.

Этапы подготовки занимающихся указаны в таблице 46.

Таблица 46

Спортивная школа может осуществлять международные контакты

Специализированные детско-юношеские школы олимпийского резерва (СД ЮШОР) организуют спортивную работу с перспективными, одаренными учащимися и направлены на подготовку спортсменов высокой квалификации, участников значительных спортивных соревнований.

Одна из СДЮШОР назначается органами народного образования головной (областной) и является методическим центром спортивной подготовки школьников. На ее базе проводятся семинары с тренерским составом. Головная школа имеет методический кабинœет, выпускает для тренеров-преподавателœей рекомендации, пособия, проводит конференции, областные. спортивные соревнования школьников, комплектует сборные команды, пропагандирует спорт среди школьников, учителœей общеобразовательной школы, родителœей учащихся.

В различных областях России открыты спортивные общеобразовательные школы-интернаты (спортинтернаты), в которых дети проходят общеобразовательную подготовку и участвуют в тренировочных занятиях по видам спорта. Режим учебы и спортивной тренировки в этих школах скоординированы с требованиями высокой спортивной подготовки учащихся, участия в спортивных соревнованиях, тренировочных (летних, зимних) сборах.

В спортивные отделœения (гимнастики, легкой атлетики, плавания, спортивных игр и др.) школы-интерната после тщательного отбора принимаются ученики с 45 класса. Часто в спортин-тернат переходят воспитанники ДЮСШ, ученики общеобразовательных школ городов и районов области (края). Классы комплектуются с учетом спортивного профиля учеников.

Наиболее успешно работающие школы-интернаты спортивного профиля преобразуются в училища олимпийской подготовки (олимпийского резерва) и передаются в ведение областного (краевого) департамента физической культуры и спорта.

Срок обучения в училище по желанию учеников и их родителœей должна быть продлен до 12 лет. В 12-м педагогическом классе ученики получают начальную профессиональную подготовку в области физической культуры и спорта (получают звание аттестованного инструктора) и часто поступают учиться на факультетфизической культуры педагогического института и в институт физической культуры.

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ВО ДВОРЦАХ И ДОМАХ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ, ДВОРЦАХ СПОРТА, ФИЗКУЛЬТУРНО- СПОРТИВНЫХ КОМПЛЕКСАХ (ФСК) ПРИ ДВОРЦАХ КУЛЬТУРЫ, В СПОРТИВНЫХ КЛУБАХ ПРЕДПРИЯТИЙ, ВУЗОВСКИХ СПОРТИВНЫХ КЛУБАХ

Физическое воспитание школьников осуществляется (в городе*районе) органами народного образования (Дворцы и Дома творчества детей и молодежи); спортивными клубами предприятий (детские спортивные группы, физкультурно-спортивный комплекс), спортивными клубами высших учебных заведений (группы по видам спорта), ДЮСШ при вузах, колледжах. Работу с учащимися осуществляет отдел (сектор) клуба по связи со школами и молодежью. Руководят спортивными занятиями специалисты физической культуры и спорта͵ врачи, спортсмены-разрядники, студенты вузов (на условиях почасовой оплаты). В этой деятельности принимают участие тренеры ДЮСШ, преподаватели кафедры физического воспитания вузов, профессионально-технических училищ, средних специальных учебных заведений. Οʜᴎ проводят тренировочные занятия по различным видам спорта͵ общей физической подготовке, атлетической 1 и коррегирующей гимнастике, туризму, спортивному ориентированию, водным видам спорта͵ готовят детские команды к различным спортивным соревнованиям. Существуют и штатные должности по спортивной работе с детьми. Программа занятий рассчитывается на несколько лет обучения.

В физкультурно-спортивных комплексах (ФСК) при предприятиях организуется работа по атлетической гимнастике, общей физической подготовке (на тренажерах). Девушек старшего возраста привлекают к занятиям шейпингом современной системе физических упражнений, исправляющих осанку, формирующих красивое телосложение, уменьшающих массу тела. Данные о занимающихся вводят в компьютер, который выдает рекомендуемые параметры занятий физическими упражнениями.

Существенным направлением в деятельности внешкольных учреждений является оказание организационной и методической помощи общеобразовательным школам, родителям учеников в форме консультаций, проведения показательных (открытых) занятий, разработки сценария спортивных соревнований, подготовки физкультурного и спортивного актива для школьных коллективов физической культуры, Действенная помощь должна оказываться и педагогу-организатору домоуправления. Следует оказывать значительное влияние на родителœей" учеников в направлении формирования их двигательного режима, реализации правил гигиены и закаливания, проведения наблюдений за состоянием здоровья, физического развития, физической и двигательной подготовленности.

Ощутимая помощь со стороны внешкольных учреждений должна быть оказана в организации работы по месту жительства детей и подростков. Во дворах, в общеобразовательных школах рекомендуется проводить спортивные праздники, физкультурные вечера, подвижные игры и развлечения, семейные физкультурные состязания с привлечением учащихся разных Классов и школ. Особой популярностью среди детей пользуются спортивные соревнования на призы ʼʼСеребряные конькиʼʼ, ʼʼЗолотая шайбаʼʼ, ʼʼКожаный мячʼʼ, ʼʼПушистая лыжняʼʼ и др.

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ - понятие и виды. Классификация и особенности категории "ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ" 2017, 2018.

Опыт показывает, что физическое воспитание школьников по месту жительства эффективно при следующих условиях: а) наличии в микрорайоне единой системы управления внеучебной физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работой; б) активном участии молодежных, профсоюзных и физкультурных организаций, органов образования в проведении физкультурно-оздоровительной, спортивно-массовой работы; в) вовлечении детей в общественно полезную и трудовую деятельность по физической культуре и спорту; г) проведении систематических физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий при активном участии шефов промышленных предприятий, учебных заведений, спортивных обществ, родителей; д) организации агитационно-пропагандистской работы по физической культуре и спорту; е) создании соответствующей материальной базы для занятий физической культурой и спортом (помещения для физкультурно-спортивного клуба, плоскостные спортивные сооружения, площадки для игр и т. п.); ж) обеспечение врачебно-педагогического контроля за детьми и подростками, занимающимися физической культурой и спортом.

Задачи физического воспитания школьников по месту жительства таковы: воспитание нравственности; содействие укреплению здоровья и закаливанию детей ; формирование, совершенствование и закрепление двигательных умений, навыков и развитие двигательных качеств; развитие организаторских умений и навыков, воспитание устойчивого интереса к занятиям физкультурой и спортом; привитие школьникам навыков и привычек самостоятельных занятий физическими упражнениями.

Для эффективного физического воспитания детей школьного возраста и учащейся молодежи во внеучебное время необходимо четко определить уровни управления и функции должностных лиц. В воспитании школьников по месту жительства в настоящее время участвуют различные организации: административные, общественные, педагогические и др. Каждая из них представлена самостоятельным управленческим уровнем, и в то же время они находятся в тесной связи между собой.

Рассмотрим вопросы управления физическим воспитанием по месту жительства на опыте г. Чайковского Пермской обл. Это молодой, современный развивающийся город, в котором 11 общеобразовательных школ. В нем четко выделены 12 крупных микрорайонов, имеются прекрасные естественные условия (близость лесных массивов, открытых водоемов, спортивных сооружений), позволяющие успешно осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивно-массовую работу среди школьников, учащихся общеобразовательных школ и профессионально-технических училищ.

В каждом микрорайоне города созданы и активно действуют советы микрорайонов, которые возглавляют руководители промышленных предприятий, строек. Руководит деятельностью советов микрорайонов городской штаб по работе с населением по месту жительства. В составе городского штаба функционирует пять комиссий: воспитательная, по работе с детьми и подростками, охраны общественного порядка, по благоустройству и озеленению, физкультурно-массовая. При советах микрорайонов созданы общественные советы физической культуры и спорта. Координирует их работу физкультурно-массовая комиссия при городском штабе по работе с населением по месту жительства. В ее состав входят представители организаций города.

В основном вся физкультурно-оздоровительная работа среди детей школьного возраста проводится на специально оборудованных детских площадках, созданных при домоуправлениях и ЖКО (таких площадок в городе - 27, каждая из них объединяет от 5 до 10 жилых домов). За детскими площадками закреплены шефы - работники Комбината шелковых тканей, управления «Воткинскгэсстроя», заводов синтетического каучука и точного машиностроения, ремонтно-эксплуатационной базы речного флота, Воткинской ГЭС и других организаций. Шефы проявляют постоянную заботу о благоустройстве детских площадок и развитии материально-спортивной базы, выделяют общественных тренеров и инструкторов физической культуры, оказывают материальную помощь.

Заслуживает внимания опыт управления физическим воспитанием по месту жительства в микрорайонах № 3 и 5, где проживают в основном семьи тружеников комбината шелковых тканей. Здесь четко прослеживаются три уровня управления: административный, общественный и педагогический.

Административный уровень управления представлен директорами и организаторами внеклассной и внешкольной воспитательной работы школ № 9 и 11, с одной стороны, и администрацией ЖКО комбината шелковых тканей, с другой. Директора школ и руководство комбината шелковых тканей заключили договор, в котором отражены все мероприятия, для проведения которых требуются совместные усилия. В договоре зафиксировано, что школы представляют спортивную базу для организации кружковой и спортивной работы с детьми и подростками в субботние и воскресные дни. В свою очередь, профсоюзный комитет комбината и администрация ЖКО изыскали возможность для оказания конкретной материальной помощи школам. Было решено, что часть средств 2-процентных отчислений от квартплаты и 5-процентных отчислений от арендной платы нежилых помещений, выделяемых для проведения культурно-массовой и спортивной работы, будет использована для приобретения спортивного инвентаря, музыкальных инструментов, которые безвозмездно передаются школам и детским клубам «Ровесник», «Гайдаровец», «Олимпиец». Кроме того, администрация ЖКО выделила помещение, где разместились эти детские клубы.

Как сказано в договоре, на этом уровне управления решаются многие вопросы, в частности установление контактов с общественными организациями в масштабе города, составление плана воспитательной работы с детьми, выявление возможностей школ и микрорайонов для проведения работы по месту жительства (наличие материальной базы, педагогических кадров, привлечение общественного актива и т. д.). Договор предусматривает непосредственное проведение организационных мероприятий, создание соответствующего психологического настроя у взрослых по отношению к проводимой спортивно-массовой работе, контроль и учет выполнения принятых решений. Такое взаимодействие наглядно показало, что именно на административном уровне управления закладываются основы успешной деятельности во всех сферах воспитательной работы, в том числе и в физическом воспитании школьников по месту жительства.

Таким образом, на административном уровне управления работа осуществляется по нескольким направлениям. А именно: а) установление контактов и выполнение решений партийных, советских, государственных и общественных органов в масштабе микрорайона, района; б) совместная постановка задач как в плане воспитательной работы с населением, так и в плане решения различных хозяйственных вопросов; в) выявление возможностей общеобразовательных школ и ЖЭКа для проведения работы по физическому воспитанию (наличие материальной базы, педагогических кадров, привлечение общественности и общественных организаций к работе); г) непосредственное руководство и проведение организационных мероприятий (собраний, совещаний, субботников и др.); д) создание соответствующего психологического настроя у взрослого населения по отношению к проводимой спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работе; е) контроль за выполнением принятых решений и их учет; ж) постановка новых задач перед коллективами.

Следующий уровень управления представлен общественными организациями, имеющимися в каждом микрорайоне (депутатские группы, советы микрорайонов, родительская общественность, ветераны спорта и др.).

Участие широкого круга шефствующих предприятий (основных производств и служб комбината) и общественности в спортивно-массовой работе в микрорайонах оказалось возможным благодаря созданию специальных органов управления, которые руководят всей воспитательной и спортивно-массовой работой по месту жительства. Таким органом стали общественный совет по спортивно-массовой и оздоровительной работе микрорайонов № 3 и 5, советы детских площадок.

Объединение общественных сил позволило более успешно и эффективно проводить воспитательную и спортивно-массовую работу с детьми и подростками не только в школе, но и по месту жительства . В состав совета были избраны представители администрации школ, ЖКО и комбината, физкультурные работники ДСО «Труд», общественные тренеры, родители, ветераны спорта, школьные учителя физической культуры. Совет координирует работу школ микрорайона, выступает как связующий орган между школой и ЖЭКами, советами коллективов физкультуры школ и советом физкультуры комбината. Таким образом, он не только руководит практической деятельностью клубов по месту жительства, но и определяет содержание, направленность физкультурно-оздоровительных мероприятий в микрорайонах.

Сергей Бажуков

Читать

Автореферат диссертации по теме "Подготовка студентов факультета физической культуры к работе с учащимися по месту жительства"

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОРДЕНА ЛЕНИНА И ОРДЕНА КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ИНСТИТУТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ИМЕНИ П.Ф.ЛЕСГАШ

На правах рукописи

САМСОНОВ Юрий Иванович

УДК 796.062 796.034.2

ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ К РАБОТЕ С УЧАЩИМИСЯ ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА

13.00.04 - теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки и оздоровительной физической культуры

Санкт-Петербург, 1992

Работа выполнена в Российском государственной педагогическом университете имени А.И.Герцена

Научный руководитель - кандидат биологических наук,

доцент Б.А.Ашмарин Официальные оппоненты - доктор педагогических наук,

Ведущая организация - Научно-исследовательский институт физической культуры, Санкт-Петербург

в 13 часов 30 минут на заседании специализированного совета Д.С46.03.010 Государственного ордена Ленина и ордена Красного Знамени института физической культуры имени П.3>. Лесгафта (190121, Санкт-Петербург,ул. Декабристов, 35).

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке института.

профессор Н.И.Пономарев; кандидат педагогических наук В.М.Фролов

Ученый секретарь специализированного совета, доцент

Ю.М.Николаев

ОБОУ1Я ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность. Создание в стране единой системы непрерывного образования предусматривает широкое использование самих разнообразных как школьных, ?ак и внешкольных форм общения и воспитания. Одним из приоритетных, но слабо научно разработанных направлений внешкольной работы по физическому воспитанию учащихся является работа по месту их жительства.

Как показало предварительное уточнение предмета исследования стержневой проблемой здесь является подготовка и привлечение квалифицированных педагогических кадров.

На факультетах физической культуры педагогических институтов накоплен определенный опыт работы по подготовке учителей физической культуры к проведению внеклассных форм занятий. Подготовке же учителя к работе с учащимися по месту жительства должного внимания не уделяется и она носит лишь ознакомительный характер.

Актуальным в этом случае становится определение путей и обоснование методики подготовки будущих устлтелей физической культуры к ведению указанной формы внешкольной работы, ее специфики в конкретных условиях регионов страны, а также факторов, влияющих на ее успешность.

Работа выполнена в соответствии со Сеодным планом 1ИР МП СССР на 1986-1990 гг. (Совершенствование физического воспитания учащихся общеобразовательных учревдений - Направление I, тема 3).

Гипотеза. Предполагалось, что педагогическая подготовка студентов факультетов физической культуры педагогических институтов является лишь базовой, требующей спегиализаиии в соответствии с конкретным характером профессиональной деятель-

ности будущего педагога.

Объектами исследования являлись: педагоги-организаторы учебно-воспитательного процесса с детьми и подростками в клубах по месту жительства Западно-Сибирского региона страны, студенты факультета физической культуры Новокузнецком педагогического института, стажеры-учителя физической культуры.

Предмет исследования складывался из двух компонентов: особенностей педагогической деятельности педагогов-организаторов детско-подростковых спортивных клубов по месту жительства и учебного процесса подготовки будущих учителей физической культуры к работе с учащимися по мосту жительства на факультетах физической культуры педагогических институтов.

Целью исследования являлось совершенствование подготовки будущих учителей физической культуры к специфическим условиям работы с учащимися в клубах по месту жительства.

Задачи исследования;

1. Выявить особенности педагогической деятельности с учащимися в клубах по месту их жительства с учетом региональных особенностей Кузбасса.

2. Определить требования к профессиональной подготовке педагогов, необходимые для осуществления учебно-воспитательного процесса в клубах по месту жительства.

3. Проанализировать существующую практику подготовки студентов факультета физической культуры к работе с учащимися по месту их жительства.

4. Разработать и экспериментально обосновать методику подготовки будущих учителей физической культуры к осуществления учебно-воспитательного процесса с учащимися пс- месту их

жительства.

Методы исследования. Для решения поставлен/их задач бил использован комплекс методов: теоретический анализ данных литературных источников, анализ учебных программ, инструкций, планов работы, документации детско-подростковых клубов по месту жительства, анкетирование и интервьюирование педагогов-организаторов, стажеров-учителей, руководителей районных методических объединений, учителей физической культуры общеобразовательных школ; экспертная оценка (рейтинг); педагогические наблюдения; педагогический эксперимент. Полученные данные были обработаны методом математической статистики на ЭШ "Микск-2.?" и вручную.

Научная новизна. Изучены особенности деятельности педагогов-организаторов клубов по месту жительства в условиях Западно-Сибирского региона страны. На этой основе разработаны требования к подготовке учителей физической культуры для осуществления учебно-воспитательного процесса с учащимися по месту жительства. Выявлено оптимальное соотношение мелщу базовой педагогической подготовкой студентов факультета физической культуры и специализированной, соответствующей реальным условиям будущей педагогической деятельности.

Практическая значимость. Разработана методика подготовки студентов факультета физической культуры педагогических институтов н работе по месту жительства. Предложено конкретное содержание дополнительных форм и тем учебных курсов, отражающих специфику организации учебно-воспитательного процесса с учащимися по месту жительства.

Результаты исследования внедрены в учебный процесс на факультете физической культуры Новокузнецкого государственного

педагогического института. Некоторые теоретические положения отражены в учебном курсе теории и методики физического воспитания, читаемом на факультете физической культуры РГПУ им.А.И. Герцена. Даются рекомендации по организации учебно-воспитательного процесса с учащимися по месту юс жительства с учетом особенностей промышленного района или района жилого массива.

Основные положения, выносимые на защиту:

" 2. Объем и содержание профессиональной подготовки учителей физической культуры к работе с учащимися в клубах по месту жительства должны соответствовать специфике конкретного региона страны.

3. Методика подготовки учителей физической культуры к работе в роли педагога-организатора должна основываться на конкретизации программного содержания профилирующих учебных дисциплин.

Структура и объем диссертации. Диссертация изложена на 172 страницах рукописного текста и содержит: введение, четыре главы, общие заключения, выводы, практические рекомендации, список литературы и приложения. Фактический материал представлен в II таблицах, 6 рисунках и б приложениях. Библиографический указатель включает 149 источников, из них 7 на иностранных языках. Приводится также список 14 инструктивно-нормативных документов

по организации работы с детьми и подростками по месту жительства.

Еццвинутая концепция непрерывного образования и воспитания предполагает необходимым ввделение ведущих стержневых проблем, являющихся на современном этапе развития нашего общества наиболее актуальными. Такой стержневой проблемой в настоящее время становится дальнейшее развитие внешкольных форм занятий с учащимися, особенно по месту их жительства. Подрастающее поколение находится под влиянием не только системного обучения и воспитания в школе и других общеобразовательных учреждениях, но и под влиянием всевозможных воздействий более ситу-тивногоменее контролируемого со стороны общества характера, которым, в частности, относится влияние различных неформальных объединений учащихся во внешкольное время. Разумеется, внешкольная деятельность учащихся должна быть педагогически управляема, преаде всего со стороны школы, которая призвана объединять и координировать усилия всех общественных организаций микрорайона и которая располагает квалифицированными педагогическими кадрами (В.К.Бабансккй, 1974; Б.Г.Бочарова, 1978; Х.И.Лий-мет с, А.Т.Курагин, 1982; А.М.Крылов, 1983; и др.).

Анализ научно-методической литературы то внешкольной работе с учащимися, в частности, по месту их жительства показывает, что значительное место в ней отводится физическому воспитанию (В.М.Вьщрин, 1976, 1980; Ф.С.Махов, 1982; В.У.Агеевец, Н.Ф.Гришин, 1982; И.Н.Решетень, 1983; Е.П.Каргаполов, 1985; К.А.Цату-

рова, 1984; С.М.Бажуков, 1984, 1987; и др.). физическое воспитание в школе должно получать свое логическое продолжение в детскочоношеских спортивных школах, во дворпах и домах творчества юных, в детских туристических секциях и в спортивных клубах при ЖЭУ.

Вместе с тем, анализ литературных источников, обобщение положительного опыта работы с учащимися по месту жительства в различных регионах страны, собственные наблюдения автора показывают, что существует большое многообразие форм, средств и методов физического воспитания учащихся по месту жительства. Од« нако отсутствие научно-методических разработок приводит к механическому переносу школьных форм работы непосредственно в клубы, причем без учета специфики различных регионов страны и возрастных особенностей контингента занимающихся (В.Н.Псхлетин, 1980; ф.С.Махов, 1982; Н.А.Верзилина, 1983; В.Г.Фадеев, 1984; и др.).

Анализ существующей практики привлечения учителей школ и работе с учащимися по месту жительства и анализ таучно-методи-ческой литературы показывают, что педагоги различных специальностей довольно редко участвуют в работе детско-подростковых клубов по месту жительства., ограничиваясь, в основном, оказан нием изтодичзской помощи в составлении комплексного плана развития микрорайона и т.п. Одной из существенных причин этого является отсутствие необходимых профессиональных знаний, умений и определенных.качеств личности. Поэтому у них возникают существенные трудности в данном виде внешкольной работы по физическому воспитанию.

Сбьясняэтся это тем, что подготовка учителей физической гультуры ориентирована на проведение классно-урочных форм заня-

тий и тренировочных занятий в спортивных секциях. Подготовке же учителя к использованию внешкольных форм работы должного внимания не уделяется.

С нашей точки зрения наиболее продуктивным путем радения данной проблемы является разработка.такой системы подготовки, при которой бы базовая педагогическая подготовка конкретизировалась знаниями и умениями работать во внешкольных учреждениях, причем данного региона страны.

Особенности педагогической деятельности в клубах по месту жительства и требования к профессиональной подготовке педагогических кадров.

Совершенствование подготовки учителей физической культурп к специфическим условиям педагогической деятельности в клубах по месту жительства становится возможный при изучении сущности труда педагогов-организаторов, их профессионально-демографических признаков, отношения к выполняемым педагогическим функциям, а также определения комплекса профессиональных знаний, умений и качеств личности, позволяющих им успешно осуществлять указанный ввд внешкольной работы. При этом необходимо учитывать особенности педагогической деятельности в условиях конкретного региона страны.

В качестве рабочей модели для исследования особенностей педагогической деятельности с учащимися по месту жительства мы взяли деятельность педагогов-организаторов детско-подросткових спортивных клубов как наиболее массовой и гопулярной формой работы по физическому воспитанию подрастающего поколения в Западно-Сибирском регионе страны (Б.Г.$адеев, 1974; Ю.П.Памсоноь, 1983; Ю.й.Зотов, 1984; С.М.Бажуков, 19Э7; и др.).

При этом мы исходили из положения, что деятельноеть,педагога-организатора спортивных клубов по месту жительства, по сравнению с деятельностью учителя физической культуры, менее регламентирована инструктивно-нормативными положениями, более разнообразна в свободе выбора средств и методов для решения педагогических задач, т.е. представляет большие возможности для творчества.

Анализируя опыт практической работы с учащимися го месту жительства в г.Новокузнецке Кемеровской области, следует отметить довольно большое количество постоянно действующих детско-подростковых клубов по месту жительства. В 4 районах города их насчитывает более 70. Более 40^ из них расположены в зоне промысленных предприятий и имеют ведомственную принадлежность. В то же время в Ленинграде, цо данным Ф.С.Махова (1984), в каждом районе их рабогет не более 3-5 и лишь единичные промшленные, предприятия создают сеои подростковые клубы, арендуя помещения у 1ЭУ или в лучшем случае используя спортивные секши при спортклубах крупных промышленных предприятий.

Что касается состава педагогических кадров в клубах г.Но-вокуэнепка, то менее 15$ педагогов-организаторов имеют специальное педагогическое образование. Как правило педагогами-организаторами работают лица исключительно женского пола со средним техническим образованием. По данным Ф.С.Махова (1984) и Н.Э.Пфей^ер (1988) количество педагогов со специальным педагогическим образованием в Ленинграде достигает 30$.

У педагогов-организаторов Новокузнецка значительно ниже коэффициент удовлетворенности собственной профессией (0,208), чем в Ленинграде (0,51), Минске (1,21) и Москве (1,46). Объяс-

нить такое различие можно после рассмотрения основных профессионально-демографических признаков и условий труда педагогов-организаторов.

На основании анализа инструктивно-нормативных документов, научно-методической литературы, педагогических наблюдений за деятельностью педагогов-организаторов и студентов факультета физической культуры, проходивших педагогическую практику в спортивных клубах по месту жительства, нами было вццелено 3 основных компонента сущности труда педагогов-организаторов и раскрыты их конкретные предложения.

Характер труда - это социально-экономическая характеристика труда. Она включает в себя систему специфичных требований к результатам труда, вытекающая из основных задач организации учебно-воспитательного процесса по месту жительства - укрепления здоровья, рациональной организации свободного времени, развития творческих способностей и интересов.

Ььделенные компоненты и их конкретные проявления тесно взаимосвязаны, довольно легко обозримы и немногочислены.

Условия труда составляют социально-психологическую характеристику труда. педагогов-организаторов. Успешность педагогической деятельности во многом зависит от обусловливающих факторов рабочей среды, уровня квалификации и индивидуальных психологических особенностей личности педагога-организатора.

Возникает необходимость выявить причины, обусловливающие тот или иной уровень успешности педагогической деятельности и

которые непосредственно связаны с личностью педагога:, профессиональные знания, педагогические умения и качества личности.

Были выделены и раскрыты 14 признаков профессиональных знаний, 26 - педагогических умений и 22 признака направленности личности, которые необходимы для успешности педагогической деятельности в клубах по месту жительства. Одновременно определена значимость конкретных групп знаний, умений и признаков направленности личности (таблица I).

Приведенные в таблице I данные свидетельствуют, что значимость отдельных компонентов неодинакова.

Среди конкретных признаков профессиональных знаний получили наивысшую опенку психолого-педагогические (4,4 балла), а специальные - наименьшую (4,2 балла). Среди признаков педагогических умений коммуникативныо умения получили наивысшую оценку - 5 баллов, а проектировочные - наименьшую (4,3 балла). Среди признаков направленности личности профессионально-деловая получила наивысшую оценку - 4,3 балла, а социально-психологическая - наименьшую (3,8 балла). В целом по группам признаков наибольшую среднюю оценку получили педагогические умения (4,6 балла), далее - профессиональные знания (4,2 балла) и наименьшую оценку - направленность личности (4,0 балла).

Таким образом, коммуникативные и организаторские умения являются ведущими признака)™ в профессиональной подготовке по-дагогов-организаторов.

Для создания модели деятельности педагога-организатора необходимо выяснение, в каком соотношении должны находится сформированные признаки каждой из изучаемых совокупностей.

Корреляционный анализ между отдельными признаками профессиональных знаний показал, что наиболее высокие связи установ-

лены между признаками психолого-педагогических знаний.

Таблица I

Количество и мера значимости конкретных групп знаний, умений и качеств личности

Признаки профессиональной подготовки Количество признаков Мера значимости

Профессиональные знания

Психолого-педагогические 5 4,4

Общественно-политические 3 4,2

Специальные б 4,0

Педагогические умения

Коммуникативные 16 5,0

Организаторские 3 4,8

Гностические 4 4,4

Проектировочные 3 4,3

Направленность личности

Профессионально-деловая 10 4,3

Идейно-политическая 5 3,9

Социально-психологическая 7 3,8

Наиболее высокие корреляции среди изучаемых признаков педагогических умений установлены между коммуникативными и организаторскими умениями.

Наиболее высокие корреляции среди изучаемых признаков направленности личности установлены мелду профессионально-деловыми и социально-психологическими приэн&наыи.

Таким образом, результаты опроса педагогов-организаторов позволили конкретизировать требования к профессиональной под-

готовке педагогов к работе с учащимися в клубах по месту"жительства. Особое внимание необходимо уделять формированию коммуникативных и организаторских умений.

Существующая практика профессиональной подготовки будущих учителей физической культуры к работе с учащимися по месту жительства

Анализируя существующую практику подготовки учителей физической культуры к работе с учащимися по месту жительства, можно сказать, что она носит лишь ознакомительный характер.

В профилирующей дисциплине - теории и методике физического воспитания - изучению внешкольных форм работы с учащимися уделяется явно недостаточное внимание. Например, на ознакомление с работой физ культурно -спортивных клубов по месту жительства отводится только 2 часа учебного времени. Важно также отметить, что внешкольная работа представлена только в разделе "физическое воспитание школьников" и совершенно не рассматривается в других разделах программы (например, в разделах физическое воспитание учащихся ПТУ, сельской школе, школах интернатского типа, допри-зызной молодежи и т.п.), что в определенной мере не соответствует квалификационной характеристике учителя физической культуры, и не учитывается специфика контингента занимающихся в клубах по месту жительства.

Учебные программы по таким споргиЕно-педагогичэским дисцип-

линаи, как спортивные игры, спортивная гимнастика и борьба, то есть по тем ввдам спорта, которые широко представлены в клубах по месту жительства, очень слабо ориентированы на подготовку к внешкольной работе по физическому воспитанию: не предусмотрено изучение одного из ее основных разделов - особенности организации учебно-воспитательного процесса с учащимися по месту жительства. Практически не предусмотрено изучение нетрадиционных видов спорта (ритмическая гимнастика, восточные виды единоборства и т.п.).

Таким образом, существующая практика подготовки учителей физической культуры на факультета физической культуры педагогических институтов ориентирована в основном на базовую подготовку, без учета специализации в соответствии с конкретным характером будущей профессиональной деятельности. ...

Отсутствие в должной мере в учебных планах и программах раздела организации учебно-воспитательного процесса в.клубах по месту жительства, разумеется, сказывается и на реальной уровне подготовленности учителей физической культуры к ведению данного раздела внешкольной работы.

Изучение уровня подготовленности выпускников факультета физической культуры (по данным их опроса, обобщения стайерских характеристик, итогов конференций стажеров, опроса директоров школ, завучей по воспитательной работе, методистов районных объединений, личных наблюдений автора) показало, что 42% выпускников имеют средний уровень подготовленности по казвдому из ее компонентов (таблица 2).

Однако количественная подготовленность респондентов по кгщдой группе компонентов подготовки дглеко не равнозначна. 30*

Таблица 2

Уровень подготовленности стажеров к внешкольной работе по месту жительства (в %)

Уровень подготовленности

Профессиональные знания

Педагогические умения

Направленность личности

2. Средний 9

3. Вше среднего 22

4. Высокий 2

опрошенных имею низкий и средний уровень в сформированное™ педагогических умений, имеются пробелы в формировании направленности личности у 20$ опрошенных. Наиболее подготовленными оказались стажеры по уровню сфориированности профессиональных знаний: 24% опрошенных имеют высокий и выше среднего уровень подготовленности.

Таким образом, в профессиональной подготовке учителей физической культуры основной акцепт делается на общетеоретическую подготовку и явно недостаточно уделяется внимание формировании практических умений.

Логичным продолжением исследования послужил сравнительный аначиз значимости педагогических умений в модельной профессиог-рамие педагогов-организаторов с реально существующим уровнем их сформированности у стажеров-выпускников, выявленного с помощью эксггергшх оценок. При этом важно было установить возможные различия по конкретным видам педагогических уцений.

Проведенный анализ позволил выявить достоверные различия а сторону понижения между моделью профеесиограммы и реальным уроинеи проявления по коммуникативным и организаторским умэнияи

(при уровне значимости Р < 0,05). Имеются отличия между модельным и реальным уровнем проявления по гностическим и проектировочным умениям, однако эти различия не достаточно существенные (уровень значимости Р У 0,05).

Экспериментальное обоснование профессиональной

подготовки (педагогический эксперимент)

Для обоснования содержания подготовки учителей физической культуры к ведению учебно-восгглтательного процесса с учащимися по месту их жительства был проведен педагогический эксперимент. В педагогическом эксперименте, проводимым под руководством автора исследования приняли участие студенты 2-4 курсов факультета физической культуры Новокузнецкого государственного педагогического института, изучившие программу ш методике работы в клубах по месту жительства, стажеры, работающие учителями физической культуры в общеобразовательных школах. В период педагогической практики в качестве помощников-методистов выступали преподаватели факультета физической культуры, учителя-методисты школ по физической культуры и педагоги-организаторы, предварительно прошедшие инструктивно-методические консультации. Эксперимент проводился с 1986 по 1989 гг. на базе факультета физической культуры НГПИ, в общеобразовательных школах и детско-подростковых спортивных клубах по месту жительства г.Новокузнеша и области.

Основная задача педагогического■эксперимента вытекала из ранее полученных результатов исследования, показавших, что для осуществления данной педагогической деятельности наиболее полным является наличие определенного уровня сформированном« коммуникативных и организаторских умений. Как отмечено Еыпе, в сфории-рованности указанных умений у стажеров-выпускников имеются и

НАПБОЛЫШе пробелы.

При проведении педагогического эксперимента мы исходили из того методологического положения, что педагогические умения должны опираться на ранее полученные профессиональные знания, целенаправленное использование которых в процессе деятельности и составляет сущность педагогических умений.

При разработке методики педагогического эксперимента учитывалось, что она должна включать в себя совокупность средств и методов, характеризующих в целом путь реализации намеченных педагогических задач.

Методика формирования коммуникативных умений составлена с учетом разнородности контингента занимающихся в клубах, создающей большое количество педагогических ситуаций, расширяющих функции общения и потому требующих специальной профессиональной лодго/товки.

За основу методики формирования коммуникативных умений была взята схема, предложенная В.А.Кан-Калик (1979),

Выделенные группы коммуникативных умений (психологическая избирательность, психологический такт в общении и практический психологический ум) отражают основные требования к общению педагога с занимающимися, отличающихся по полу, возрасту, уровню воспитанности.

Для формирования коммуникативных умевдй изучалась конкретная педагогическая ситуация и разрабатывались требования к использованию тех или иных коммуникативных умений.

В ¡деленные группы организаторских умений (собственно организаторские, обучающего и Еостггывагадего характера), разумеется разноалановы и неодинаковы по своей значимости. С учетом цели, зрдач и специфики педагогической деятельности в клубах по месту

жительства ведущее значение приобретают умения воспитывающего характера и собственно-организаторские.

Для формирования у студентов организаторских умений создавались спедифические педагогические ситуации, которые требовали от студентов анализа сущности" организаторских умений. Студенты также включались в практическую деятельность, позволявшую им выполнять организаторскую работу, то есть упражняться в приобретении комплекса умений, необходимых для педагога-организатора.

Формирование у студентов коммуникативных и организаторских умений, наряду с соблюдением требований общей программы обучения, осуществлялась гремя путями:

1. Использованием возможностей программного содержания основных профилирующих учебных дисциплин,

2. Внедрением в учебный процесс спецкурса "Организация оздоровительной и спортивно-массовой работы с учащимися по месту жительства".

&3 Привлечением студентов, начиная со второго курса, к ознакомительной и практической работе в клубах по месту жительства через предусмотренную учебным планом педагогическую практику.

Первый путь предусматривал углубление знаний о значении внешкольной работы в общей системе образования учащихся. Экспериментальная проверка данного пути осуществлялась через расширение соответствующей темы в курсе - теории и («людики физического воспитания. Использовались также возможности спортивнс-ие-дагогических дисциплин. Особое внимание уделялось изучению нетрадиционных форм занятий - ритмической гимнастике, видам восточных единоборств, т.е. тем формам занятий, которые наиболее популярны среди занимающихся з клубах.

Второй путь предусматривал углубление теоретической не-

тодической подготовки студентов к работе с учащимися по месту жительства, развитие у них педагогического мышления, вооружение основами проведения педагогических исследований. Основной акцент был сделан на углубление знаний о специфике содержания, характера и условий деятельности педагога-организатора. Рассматривались научно-методические, социально-экономические, материально-технические факторы, позволяющие педагогу выбирать оптимальные формы и методы организации учебно-воспитательного процесса в клубах, основные инструктивно-директивные документы по организации работы педагогов-организаторов.

Третий путь предполагал расширение возможностей типовой программы педагогической практики. Решением Совета института разрешалось начиная со второго курса проведение практики в клубах по месту жительства. Усложнение педагогических задач по мере прохождения практики предполагало, что к окончанию вуза студенты будут владеть основными педагогическими умениями правде всего организационного и коммуникативного характера;

Комплексное использование представленных путей решения задач исследования -было направлено на подготовку учителей физической культуры к специфическим условиям будущей профессиональной деятельности в клубах.

Сравнительный анализ уровней сформированное™ педагогических умений у выпускников предыдущих лет и студентов окспериизн-тальнсй группы показал, что последние имеют более высокие уровни, всех педагогических умений, но особенно коммуникативных, организаторских и гностических. Однако по всем вццам педагогических умений не удалось достигнуть модельного уровня, составленного на основании опроса педагогоз-органкзаторов. Наиболее приближение данные получены по проектировочным и гностическим

умениям, в меньшей степени- организаторским и коммуникативным.

Следует отметить,что не все пути формирования педагогических умений оказались в равной степени эффективными. Наиболее эффективным путем оказалось непосредственное з"частие студентов в учебно-воспитательном процессе в период прохождения педагогической практики. Существенные теоретические сведения получили студенты в результате внедрения в учебный процесс спецкурса. Попытка усиления теоретической подготовки за счет использования теоретических спортивно-педагогических дисциплин оказалась менее эффективной.

1. В Западно-Сибирском регионе страны детско-подростковые клубы по месту жительства преимущественно создаются в крупных промышленных районах на базах промышленных предприятий и спортивных организаций.

2. Контингент педагогов-организаторов состоит из лиц преимущественно женского пола, имеющих среднее специальное техническое образование. Квалифицированные педагогические кадры к работе с учащимися по месту жительства привлекаютсяТочень редко.

3. Выявлена низкая удовлетворенность педагогов-организаторов выполняемыми педагогическими функциями. Индекс удовлетворенности составляет 0,203, что значительно ниже, чем в центральных регионах страны (Москве, Белоруссии, Ленинграде). Это объясняется тем, что большинство из них не имея специального педагогического образования, испытывают большие трудности в своей работе.

4. Уточнено содержание, характер и условия труда педагогов-организаторов с учетом конкретного региона страны. На этой основе построена теоретическая модель деятельности педагога-

организатора, стержневой основой которой является наличие определенного круга педагогических умений, особенно коммуникативного и организаторского характера.

5. Выявлено, что сложившаяся практика подготовки специалистов на факультетах физической культуры педагогически х институтов носит в основном базовый характер, без учета специфики работы в конкретных условиях будущей профессиональной деятельности, В учебных планах и программах педагогической практики в основных профилирующих дисциплин раздел "внешкольная работа по месту жительства" носит ознакомительный характер. Большинство выпускников по данным экспертных оценок имеют средний

и низкий уровень подготовленности, а потому испытывают существенные затруднения в осуществлении этого вида внешкольной рабО" ты.

6. Специальная меоодика подготовки студентов к учебно-вос питательной работе по месту жительства детей с учетом особенностей Западно-Сибирского региона страны позволяет поднять уро вень профессиональной подготовки учителей физической культуры. Наиболее оптимальным средством данной методики является введение начиная со второго курса педагогической практики в клубах по месту жительства учащихся.

1. Роль подростковых спортивныхклубов в коррекции повед< ния трудновоспитуемых подростков // Взаимодействие школы, семьи и общественности по предупреждению педагогической запущен ности и правонарушений учащихся: Матер.Всесоюз.научно-практич сеиинара-Краснодар, 1934.-€.78-82 (в соавторстве с Ршкиным I)

2. Датский спортивный клуб по месту жительства - один из

факторов воспитания грудных подростков // Развитие массовых форм физической культуры и спортивной тренировки: Тез.докл. метод.конф. Кемерово, КГУ, 1984. С.25-56.

4. Совершенствование подготовки студентов факультета физического воспитания к работе в спортивных клубах по месту жительства Ц Совершенствование форм и методов качества подготовки специалистов в вузе: Тез.науч.конф.-Новокузнецк, НГПИ, 1987,-С.94-96.

5. Подготовка студентов к воспитательной, работе в спортивных клубах по месту жительства // Физическая культура и спорт как средство гарманического развития личности з условиях Сибири: Тез.докл.регион.научи.конф.-Томск, 1987.-С.56-07.

6. Опит подготовки будущих учителей физической культуры к их профессиональной деятельности в период перестройки // Диалектика мировоззрения и социальной практики в условиях герестройки: Тез. док л. регион, конф. -Новокузнецк, 1989. -С. 50-52.

7. Требования к профессиональной подготовке учителя физической культуры // Вопросы педагогического творчества учителя: Тез. докл. науч. практ. конф. -Новокузнецк, 1989. -С. 191 -193.

8. Особенности педагогической деятельности в спортивных клубах по месту жительства // Актуальные, проблемы физического воспитания учащихся и студентов: Тсз.дснл.УП обл.науч.конф.-Кемерово, 1990.-С.

Основное материалы диссертации доложены на:

1. Научно-практических семинарах педагогического общества РСФСР. Новороссийск, 3-5 апреля 1984 г., Нальчик, 27-29 июня 1984 г.

2. Научно-практической конференции "Реформа школы и педагогические проблемы физической культуры в профессиональной подготовке учителя". Пермь, 18-21 мая 1986 г.

3. Научно-практических конференциях профессорско-преподавательского состава ЛГПИ им.А.И.Герцеиа - Герценовских чтениях 1981-1984, 1986.

Открытый международный университет развития человека “Украина”

Горловский филиал

Реферат

по дисциплине: Теория и методика физического воспитания

тема: Физическое воспитание в школе

Выполнил:

студент 2-го курса группы ФР-06

дневного отделения

факультета “Физическая реабилитация”

Якушин Александр Викторович

План

1Физическое воспитание в общеобразовательной школе

2 Организационная структура физического воспитания в школе

2.1 Урок как основная форма организации занятий по физической культуре в школе

2.2 Контроль физического воспитания учащихся

2.3 Физкультурно-оздоровительная работа в школе

2.3.1 Гимнастика до занятий

2.3.2 Физкультминутка и физкультпауза

2.4 Спортивно-массовая работа в школе

1. Физическое воспитание в общеобразовательной школе

Основными организационными центрами системы физического воспитания учащихся являются общеобразовательная школа, профессионально-технические училища и средние специальные учебные заведения.

В учебных заведениях физическое воспитание осуществляется в процессе учебных занятий, физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий, которые проводятся в соответствии с разработанными и утвержденными положениями.

С целью совершенствования физического развития и физического воспитания предусматривается организация занятий в детско-юношеских спортивных школах, пионерских лагерях, по месту жительства и в семье.

При оценке значения физической культуры в школьном возрасте важно учитывать ее необходимость при решении задач общего физкультурного образования и физического развития. Необходимо исходить из того, что двигательная активность - естественная потребность растущего организма, непременное условие физического развития, укрепления здоровья и повышения сопротивляемости организма неблагоприятным условиям. Однако специальные исследования содержания общего физкультурного образования, двигательного режима школьников убедительно свидетельствуют о недостаточном удовлетворении этих потребностей.

Недостаток осмысленной двигательной активности (гиподинамия) неизбежно приводит к невосполнимым потерям в физическом развитии, ослаблению защитных сил организма и серьезным нарушениям здоровья. Опыт школ, хорошо организующих использование средств физической культуры, позволяет судить о реальной возможности успешного решения проблемы гиподинамии.

Физическая культура в школьном возрасте имеет особенно большое значение для формирования необходимых в жизни двигательных умений, навыков, овладения основами их практического использования в разнообразных условиях двигательной деятельности. В обучении двигательным действиям в этом возрасте можно выделить этапы, благоприятные для быстрого и полноценного освоения новых двигательных действий. В процессе направленного использования этой особенности создаются наилучшие условия для всестороннего развития двигательных качеств. Приобретенные в школьном возрасте двигательные умения и навыки, а также физические, интеллектуальные, волевые и другие качества становятся базой для быстрого и полноценного овладения профессионально-трудовыми, воинскими и другими специальными двигательными действиями, дальнейшего физического совершенствования в зрелом возрасте. Не меньшее значение имеет вклад школьного физического образования в развитие личности молодых людей, формирование их мировоззрения и жизненной позиции, морального облика, интеллектуальной и эстетической культуры, волевой устремленности.

Многообразная практика использования физической культуры в школьном возрасте направлена на физическое совершенствование подрастающего поколения. Вместе с тем она должна служить целям обеспечения здорового образа жизни, быта и культурного отдыха, поддержания высокого уровня работоспособности в учебных занятиях и успешного осуществления других видов деятельности. Весь процесс достижения этих целей необходимо связывать со всесторонним развитием личности.

2 Организационная структура физического воспитания в школе

Учебный процесс по физическому воспитанию учащихся общеобразовательной школы строится на основе программы по физической культуре в соответствии с существующими требованиями. Программы составлены по возрастному принципу, а для профессиональных школ - с учетом будущей профессиональной деятельности.

Программы по физической культуре для учащихся общеобразовательных школ имеют следующую содержательную основу - объяснительную записку, в которой определены цель, задачи, содержание обучения, средства и формы контроля за физическим развитием учащихся. Основное содержание уроков по физической культуре - ознакомление с теорией, формирование навыков и умений, воспитание физических способностей, примерные упражнения для выполнения дома.

В занятия по физической культуре включены элементы таких видов спорта, как гимнастика, легкая атлетика, спортивные игры, плавание, лыжная подготовка, а в младшем школьном возрасте - подвижные игры.

Программа по физической культуре в общеобразовательной школе имеет разностороннюю направленность средств и методов физического воспитания. Кроме общей программы по физической культуре имеют оздоровительную, лечебную направленность, что определяет содержание занятий с учащимися специальных медицинских групп. Для учащихся, занимающихся в спортивных секциях и кружках, разрабатываются программы в соответствии с общей и спортивной направленностью.

В соответствии с программой планируются и организуются уроки по физической культуре, профессионально-прикладной физической подготовке, лечебной физической культуре и учебно-тренировочные уроки.

Планирование - это один из основных компонентов системы физического воспитания учащихся. Важно, чтобы учитель при планировании фиксировал свои основные мысли, поиски, руководствуясь конкретными условиями, в которых он трудится, куда входят климатические особенности, наличие спортивного инвентаря и др. На основании программы по физической культуре составляется один из главных документов планирования - план-график прохождения учебного материала за год. В практике используются различные планы-графики, однако наиболее эффективным является график, составленный по принципу постановки учебных задач, которые необходимо решать в определенном классе или на уроке. В соответствии с графиком прохождения учебного материала на год учитель составляет план на полугодие, четверть, что конкретизируется в плане-конспекте урока.

2.1 Урок как основная форма организации занятий по физической культуре

Урок является основной формой организации занятий по физической культуре в школе. Отличительные черты урока следующие: постоянный состав учащихся, соответствие учебного материала утвержденной программе и рабочему плану, точное расписание занятий, применение различных методов обучения, руководящая роль учителя.

Современный урок по физической культуре делится на три части - вводную, основную и заключительную.

Вводная часть - это организованный приход учащихся в зал или на спортивную площадку, рапорт, приветствие и постановка учителем конкретных задач, способствующих психологической готовности учащихся к их решению.

В основной части урока даются теоретические сведения, осуществляется обучение технике движения, воспитание физических способностей - силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости.

В заключительной части урока проводятся специальные упражнения, способствующие снижению функционирования всех систем организма до исходного уровня, снятия повышенной эмоциональности учащихся, а также осуществляется подготовка к организованному уходу их с занятия. Кроме этого, учитель информирует о содержании домашнего задания и особенностях методики его выполнения.

В практике работы общеобразовательной школы используются несколько типов уроков: урок физической культуры общефизической подготовки и урок физической культуры профессионально-прикладной подготовки для специализированных классов. Первый проводится с учащимися, отнесенными к основной и подготовительной медицинским группам, и организуется в общеобразовательных школах на основе программы по физической культуре. Второй позволяет на базе общей физической подготовки развивать способности и качества, необходимые для будущей профессиональной деятельности.

Прежде всего, учителя физической культуры определяют профессионально важные способности и качества и подбирают комплексы упражнений, развивающие их.

Урок лечебной физической культуры проводится с учащимися, которые по состоянию здоровья относятся к специальной медицинской группе. Такие занятия имеют следующие особенности:

· в подготовительной части урока учащиеся проводят подсчет пульса, выполняют дыхательные упражнения, а затем общеразвивающие упражнения малой, затем средней интенсивности;

· основная часть урока содержит комплексы специальных упражнений лечебной направленности и учебный материал по различным видам спорта;

· заключительная часть соответствует общепринятым положениям.

Учебный процесс в специальных группах делится на два периода - подготовительный и основной.

Перевод учащегося из специальной группы в подготовительную или основную осуществляется после углубленного врачебного осмотра и оценки физической подготовленности.

Учебно-тренировочный урок - основная организационная форма занятий с юными спортсменами, в котором часть урока конкретизируется в зависимости от вида спорта.

В подготовительной части урока значительное место занимает функциональная подготовка к предстоящей основной деятельности, что достигается выполнением легко дозируемых упражнений.

Основная часть урока посвящается обучению технике движений или воспитанию физических способностей и характеризуется наибольшей физиологической нагрузкой. Для овладения техникой движений применяются подготовительные и специальные упражнения, а для воспитания физических способностей - следующие упражнения и в такой последовательности:

· упражнения, направленные на воспитание быстроты и выносливости выполняются обычно после упражнений на быстроту;

· упражнения, направленные на совершенствование координационных способностей, как правило, выполняются в начале основной части урока;

· упражнения, направленные на воспитание гибкости обычно чередуются с упражнениями на силу и скоростно-силовую способность.

В заключительной части выполняются несложные упражнения с постоянно понижающейся интенсивностью, строевые и порядковые упражнения. Подсчитывается пульс, учитель подводит итог занятий, дает задание на дом.

Продолжительность учебно-тренировочного урока зависит от возраста и спортивной квалификации юных спортсменов.

Практика показывает, что эффективность осуществления задач в значительной мере определяется четкой дозировкой тренировочного воздействия (продолжительность и интенсивность выполнения одного упражнения, пауза между упражнениями и количество повторения упражнения).

Естественно, что содержание средств, их разнообразие и разнонаправленность будет способствовать и разносторонней физической подготовке учащихся.

2.2 Контроль физического воспитания учащихся

Контролирует физическое воспитание учащихся, как и весь учебный процесс, директор школы. Основные виды такого контроля следующие: всесторонний, или фронтальный - по всем вопросам системы физического воспитания; выборочный - проверяется не вся работа, а только некоторые ее стороны; тематический - проверка одного вопроса.

Такие виды контроля осуществляют директора, их заместители, лучшие учителя школы. При этом они используют следующие методы - наблюдение в процессе урока, анализ документов планирования, беседа с учителем и учащимися, письменная (анкетная) проверка.

Контроль проводится в соответствии с общим планом учебно-воспитательной работы школы, в котором значительное место отводится учебной и внеклассной организации физического воспитания учащихся.

Непосредственный контроль за физическим воспитанием школьников во время урока осуществляет преподаватель физического воспитания. Систематический контроль деятельности, поведения и состояния здоровья занимающихся становится наиболее эффективным при сочетании его с самоконтролем.

Контроль деятельности занимающихся должен быть всесторонним. Необходимо выявлять заинтересованность конкретными заданиями, упражнениями, учебной работой, а также уровень сознательности, ответственности, добросовестности и увлеченности. В поле зрения должно быть отношение занимающихся к преподавателю (уважительное, симпатизирующее, безразличное, боязливое, пренебрежительное, бестактное и т.п.), взаимоотношения занимающихся (межличностные, групповые), дисциплинированность, а также отношение к своему внешнему виду, осанке, манере держаться, выполняемым движениям, действиям, поступкам, окружающей обстановке и пр.

Существенное значение приобретает контроль выполнения правил охраны природы, исполнительности, личной инициативы, творческой активности, своих действий, эмоций, поведения, умения осмысливать и оценивать результаты, вносить в личные действия своевременные и правильные коррективы.

Нельзя упускать из виду объективные и субъективные трудности, возникающие в деятельности занимающихся, волевые усилия по их преодолению, трудолюбие и культуру учебного труда (умение работать сосредоточенно, аккуратно, целесообразно используя усилия и время), способность к самоконтролю и самостоятельному решению задач, взаимоконтроль и взаимопомощь.

Контролем преподавателя должны быть охвачены результаты и успешность индивидуальной или групповой деятельности занимающихся.

Обязателен постоянный контроль состояния организма занимающихся. В массовой физкультурной практике, особенно при большом количестве занимающихся в группе, пользуются простыми, общедоступными методами. Это наблюдения за дыханием и пульсом, окраской кожных покровов, обилием потоотделения, координацией движений, состоянием внимания, характером реакции на неожиданные раздражители, изменением работоспособности. Необходим учет мнений и жалоб занимающихся по поводу предъявляемых требований, нагрузок

Поскольку почти все эти способы контроля опираются на субъективные оценки, следует проявлять осторожность в выводах и неоднократно проверять результаты наблюдений.

2.3 Физкультурно-оздоровительная работа в школе

Внеклассная физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа организуется на основе широкой самостоятельной деятельности школьников. Подготовка физкультурного актива, который мог бы самостоятельно руководить этой работой, его обучение и привитие организаторских навыков - задача не только учителя физической культуры, но и всего педагогического коллектива. Физкультурно-оздоровительная работа с учащимися проводится до занятий (гимнастика), во время занятий (физкультминутка и физкультпауза) и между занятиями, на переменах (игры на переменах).

2.3.1 Гимнастика до занятий

На учителей возлагается контроль посещаемости и выполнения упражнений. Комплекс гимнастики состоит из 6-8 упражнений и рассчитан на 10-15 минут. При их составлении и проведении придерживаются следующих методических положений:

· упражнения даются в такой последовательности, чтобы активизировать большое количество мышечных групп;

· первые упражнения должны тонизирующе влиять на весь организм учащихся, организовывать их;

· комплексы упражнений предназначены для занятий в помещении и на открытом воздухе при учете погодно-климатических условий;

· гимнастические упражнения до занятий не должны вызывать утомления, но нагрузку на организм необходимо осуществлять постоянно;

· к проведению и организации гимнастики до занятий привлекаются учащиеся старших классов, имеющие опыт и организаторские навыки;

· на начальных этапах обучения упражнениям используются словесный и наглядный методы, а в дальнейшем только словесный;

· комплексы упражнений составляются для трех возрастных групп - младшего, подросткового и юношеского возрастов.

В комплексы гимнастики до занятий для учащихся подросткового и юношеского возрастов включают упражнения общефизической направленности, взятые из специальной литературы, и из программ по физической культуре.

2.3.2 Физкультминутка и физкультпауза

Физкультминутка - это кратковременный активный отдых, направленный на улучшение работоспособности учащихся средствами физической культуры. На большое значение этого мероприятия указывал известный педагог К. Д. Ушинский. Он отметил, что, заставив детей встать и сесть, повернуться, поднять руки и опустить их, выйти из-за стола и снова сесть за него стройно, ловко и без шума,- можно способствовать не только сохранению здоровья детей, но и лучшему усвоению учебного материала. Действительно, научными исследованиями доказано, а практикой подтверждено, что выполнение упражнений во время общеобразовательных уроков способствует увеличению количества хороших и отличных оценок в 3,2 раза и уменьшению плохих в 2 раза.

Физкультминутку проводят в каждом классе учитель, физорг или общественный инструктор. Она не должна ни утомлять, ни возбуждать детей, и содержать от одного до трех упражнений (для туловища, ног, рук, шеи), выполняемых сидя за партой или стоя.

Физкультпауза, как правило, практикуется на спаренных уроках труда в школьных мастерских или во время выполнения домашних заданий, в том числе в группах продленного дня. Ее рекомендуется проводить через каждые 40-45 мин в течение 10-15 мин. Она включает различные упражнения и игры (невысокой интенсивности).

Активный отдых между уроками, который не только снижает чувство усталости, но и создает положительные эмоции, повышающие работоспособность учащихся,- игры на больших переменах. Как и другие мероприятия в режиме дня, они имеют возрастную направленность. Так, с учащимися подросткового возраста можно проводить игры, близкие к спортивным («Мяч по кругу», «Картошка», «Пионербол», «Загони мяч»), а с учащимися старшего школьного возраста-игры, требующие применения силовых способностей и координации движений («Слон», «Круговой слон», «Волейбол в кругу с выбиванием», «Хоккей на асфальте», «Жонглирование футбольным мячом»). Организуют и проводят игры на больших переменах пионерский, комсомольский и физкультурный активы школы.

Игровой актив обязан ознакомить учащихся с содержанием игр, с местом и временем их проведения, подготовить необходимый инвентарь и награды для победителей.

Таким образом, организация и проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме дня позволяют значительно повысить двигательную активность школьников, решить ряд задач образовательного и воспитательного характера, укрепить здоровье, создать положительные, радостные эмоции, которые способствуют повышению работоспособности, успешному усвоению знаний в процессе обучения общеобразовательным предметам.

2.4 Спортивно-массовая работа в школе

Спорт - это одна из основных форм организации школьников для систематических занятий физическими упражнениями. Составным элементом занятий спортом является учебно-тренировочный процесс, который осуществляется в соответствии с программами спортивных секций.

Основными задачами спортивных секций в общеобразовательной и профессиональной школе являются:

· всестороннее физическое развитие, укрепление здоровья и закаливание организма учащихся;

· развитие индивидуальных физических способностей до высокого уровня с целью достижения спортивного успеха в соответствии с возрастом и полом;

· формирование в процессе занятий моральных и волевых качеств, привитие навыков культурного поведения;

· совершенствование организаторских способностей в спортивно-массовой и оздоровительной работе с учащимися разного возраста.

В спортивные секции общей физической подготовки принимаются все учащиеся, отнесенные к основной медицинской группе, в возрасте от 7 до 17 лет.

Учащихся распределяют по учебным группам в зависимости от возраста: первый год обучения - подготовительная группа (7-8 лет); второй год обучения - младшая детская группа (9-10 лет); третий год обучения - старшая детская группа (11-12 лет); четвертый год обучения - подростковая группа (13-14 лет); пятый год обучения - юношеская группа (15-17 лет). Комплектовать группы целесообразно из учащихся одного класса. Занятия в спортивных секциях по видам спорта организуются в соответствии с программами. В соответствии с программами по видам спорта разрабатывается также учебная документация - учебный план, графический план (график распределения учебного материала), рабочий план, конспекты и календарь соревнований секции. Приводим один из таких документов (Таблица 1).

Спортивные соревнования, которые организует совет физкультуры школы, не ограничиваются отдельными видами спорта.

Практика физической культуры накопила огромный опыт проведения спортивных соревнований в школе под названиями «Вас вызывает Спортландия!», «Веселые старты», «Старты надежд», «Малые Олимпийские игры» и др.

Для их проведения необходимы:

· разработка сценария, привлечение всех желающих участвовать в соревнованиях;

· создание торжественной и праздничной атмосферы;

· соблюдение традиционного ритуала открытия и закрытия соревнований;

· четкое выполнение сценария и объективное судейство;

· награждение победителей соревнований, физкультурного актива школы;

· продолжительность соревнований не должна превышать двух часов.

Таблица 1. Примерный календарь соревнований секции легкой атлетики на 2005-2006 учебный год для группы учащихся 13-14 лет

Учащиеся среднего и старшего школьного возраста участвуют в соревнованиях по видам спорта, туристских походах, во Всесоюзной игре «Орленок».

Для пропаганды занятий физической культурой и спортом в общеобразовательных школах организуются вечера спортивной славы, на которые приглашаются ведущие спортсмены. Они демонстрируют свои спортивные качества, рассказывают об успехах советских спортсменов.

Учащиеся общеобразовательных школ в результате такой физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы достигают оптимального уровня физической подготовки.


Список литературы

1. Богданов Г. П. Руководство физическим воспитанием школьников.- М.: Просвещение, 1972.-143 с.

2. Введение в теорию физической культуры / Под ред. Матвеева Л.П. – М.: Физкультура и спорт, 1983. – 128 с.

3. Волков Л.В. Методика воспитания физических способностей школьников. – К.: Рад.шк., 1980. – 103 с.

4. Волков Л.В. Физические способности детей и подростков. – К.: Здоров`я, 1981. – 120 с.

5. ЗациорскийВ. М. Основы спортивной метрологии.- М.: Физическая культура и спорт, 1979.-152 с.

6. Теория и методика физического воспитания том 1/ Под ред., Круцевич Т.Ю. – К.: Олимпийская литература, 2003. – 424 с.

7. Теория и методика физической культуры / Под ред., Ю.Ф. Курамшина, В.И.Попова. – СПб.: СПбГАФК им. П.Ф.Лесгафта, - 1999. – 374 с.

8. Фомин Н.А., Филин В. П. Возрастные основы физического воспитания. – М.: Физкультура и спорт, 1972.-256 с.

Формы физического воспитания в семье

К наиболее распространенным формам физического воспитания детей школьного возраста в семье

относятся:

    утренняя гигиеническая гимнастика (зарядка);

    физкультурные минутки (пауза) во время выполнения домашних заданий (проводятся после 30-35 мин непрерывной работы со школьниками младшего возраста и через 40-45 мин работы со школьниками среднего и старшего школьного возраста);

    индивидуальные занятия различными физическими упражнениями в домашних условиях: си­ловая (атлетическая) гимнастика; оздоровительная аэробика (танцевальная аэробика, шейпинг); стрейтчинг, калланетика и др.;

    активный отдых на свежем воздухе в свободное от уроков и выполнения домашних заданий время (он включает в себя прогулки, катание на велосипеде, купание, ходьбу на лыжах, разные игры и др. Суммарное время его продолжительности в режиме дня от 1,5 до 3 ч.);

    участие совместно с родителями в различных соревнованиях-конурсах (типа «Мама, папа, я - спортивная семья) и викторинах;

    семейные походы (пешие, лыжные, велосипедные, водные)

    выходные дни и в каникулярное время совместно с родителями;

    закаливающие процедуры, применяемые после зарядки, самостоятельные занятия физическими упражнениями или перед сном.

Физическое воспитание детей в семье требует от родителей определенных знаний, опыта, терпе­ния и непосредственного участия. Родители должны: периодически проводить беседы со своими детьми на темы здорового образа жизни; приобщать их к систематическим занятиям физическими упражнениями и спортом; участвовать в совместных с детьми занятиях оздоровительной физической культурой; следить за состоянием физического развития, осанкой, здоровьем детей.

53. Организационно-методические основы внешкольной работы по физическому воспита­нию учащихся.

Внешкольная работа способствует более широкому развитию различных форм занятий по физиче­скому воспитанию, повышает интерес учащихся к занятиям физкультурой и спортом.

На сегодняшний день функционирует широкая сеть внешкольных учреждений различного типа, призванная заниматься развитием физической культуры и спорта среди школьников в свободное от учебных занятий время. Внешкольные спортивные, воспитательно-оздоровительные и культурно-оздоровительные учреждения включают в себя разнообразные формы организации физического вос­питания детей школьного возраста.

    Систематические занятия избранным видом спорта в детско-юношеских спортивных школах (ДЮСШ) или специализированных детско-юношеских школах олимпийского резерва (СДЮШОР)

    Занятия в физкультурно-оздоровительных центрах.

    Физкультурные мероприятия в летних и зимних оздоровительных лагерях. Основными зада­чами направленного использования физической культуры в лагере являются организация актив­ного отдыха, физическая подготовка школьников, укрепление их здоровья. Особое внимание уделяется обучению плаванию, различным способам передвижения на лыжах, туризму и спортив­ному совершенствованию учащихся в различных видах спорта. Основные формы и содержание ра­боты: утренняя гигиеническая гимнастика; физкультурные оздоровительные мероприятия (про- п * и „одные и воздушные процедуры и т.п.); занятия в спортивных секциях; ежедневные занятия по плаванию; спортивные соревнования, спартакиады.

    Разнообразные физкультурно-оздоровительные мероприятия в парках культуры и отдыха, на детских площадках, лыжных базах, лодочных станциях и в других местах массового отдыха.

    Занятия физическими упражнениями, спортивные развлечения и соревнования по месту жи­тельства или в физкультурно-спортивных клубах (ФСК).

    Учебно-тренировочные и массово-оздоровительные занятия в туристских лагерях (на турист-ско-экскурсионных базах).

Разнообразные формы организации физического воспитания создают условия для более полного удовлетворения индивидуальных физкультурных и спортивных интересов и запросов подрастающе­го поколения за счет широкого диапазона форм и видов физкультурных и спортивных занятий, про­водимых во внешкольных спортивных и культурно-оздоровительных учреждениях, для специали­зированного учебно-материального обеспечения физкультурно-спортивной базы, высокой квалифи­кации специалистов по физической культуре и спорту, которыми располагают внешкольные учреж­дения.

54. Физкультурно-оздоровительные мероприятия и их организация в режиме учебного и продленного дня школы.

Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня включают в себя:

    Гимнастика до уроков;

    Физкультурные минутки и физкультурные паузы на уроках;

    Подвижные (динамические) перемены и др.

Гимнастика до начала уроков способствует повышению функционального уровня организма (сер­дечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем), обеспечивает быстрое включение школьников в активную работу, помогает удерживать правильную позу за партой, воспитывает привычку к регу­лярным занятиям физическими упражнениями. Она не заменяет, а дополняет утреннюю гигиениче­скую гимнастику.

Физкультурные минутки или физкультпаузы на уроках обеспечивают активный отдых учащихся, пе­реключают внимание с одного вида деятельности на другой, помогают ликвидировать застойные яв­ления в органах и системах, улучшают обменные процессы, способствуют повышению внимания и активности детей на последующем отрезке урока. По проведению физкультминуток и физкульт-пауз учителям физкультуры необходимо:

    разработать упражнения для проведения физкультминуток на различных уроках;

Подвижные перемены, ежедневный активный отдых на удлиненных переменах и в группах продлён­ного дня обеспечивают детям необходимую для правильного развития растущего организма двига­тельную активность, позволяют активно отдохнуть после преимущественно умственного труда в вы­нужденной позе на уроке, обеспечивают сохранение работоспособности на последующих уроках и при выполнении домашних заданий.

Подвижные перемены могут проводиться на улице, в спортзале, на коридорах или в рекреациях шко­лы. Также динамическую перемену можно проводить на тропе «Здоровье» Для контроля по проведению подвижной динамической перемены необходимо:

    составить графики проведения подвижной перемены на учебную четверть с ответственными;

    составить графики на каждую неделю, где обязательно указать ответственных.

Похожие публикации