Вальдорфский детский сад: что это такое. Чем отличается детский сад вальдорфский от обычного

Широко известная по всему миру вальдорфская педагогика приобретает все большую популярность и в России, став одной из альтернатив традиционному дошкольному воспитанию.

Для среднестатистического обывателя в этой методике много непривычного. Например, разновозрастные группы, в которые набираются дети от трех до шести-семи лет, или — возможно ли это? — полный отказ от так называемых "развивающих" занятий: обучения счету, чтению, письму в первые 7 лет жизни ребенка.

Раннее детство — это особый период, когда малыши учатся жизни, играя в нее. Стоит ли сейчас пичкать ребенка теми знаниями, которые он гораздо легче и быстрее усвоит в школе?

В вальдорфских детских садах дети много играют. Как правило, это хорошо знакомые нам игры в "магазин", "больницу", "дочки- матери". Только игрушки не совсем традиционные: в вальдорфской группе вы не встретите пластмассовых кукол или железных паровозиков. Все игрушки здесь, как правило, деревянные или тряпочные.

Куклы шьются педагогами или детьми самостоятельно, и лица у них не раскрашиваются, что оставляет пространство для полета фантазии. Так же очень популярны для игр камушки, шишки, желуди и прочие природные материалы, которые с успехом заменяют и "деньги" в "магазине", и "лекарства" в "больнице", и "машины" в "гараже".

Дети близки к природе. Таким же должно быть и все, к чему они прикасаются, поэтому предпочтение отдается всему натуральному.

Вместо карандашей и фломастеров здесь рисуют восковыми мелками, а для лепки используют не пластилин, а подогретый воск или глину.

Интерьер в помещении детского сада оформляется в мягких теплых тонах. Деревянная мебель покрыта прозрачным лаком. Деревянная площадка на улице, приспособления для лазанья и удерживания равновесия, качели и обязательно большая песочница — ведь детям нужно резвиться, и они обожают копаться в песке.

Своих подопечных воспитатели обязательно привлекают к физическому труду: все вместе они сгребают во дворе листья или снег, вышивают, шьют и даже пекут булочки. Дети уже сейчас живут "настоящей" взрослой жизнью, что доставляет им неимоверное удовольствие.

Как и многое другое, песни у вальдорфцев "живые", как правило, без инструментального сопровождения, без навязчивого рассаживания детей по стульчикам. Они поются на протяжении всего дня и часто служат сигналом к смене деятельности.

Воспитатель начинает петь определенную песню, когда приходит пора заканчивать игру, садиться за стол или собираться на прогулку. Прекрасный педагогический прием! Дать спокойно завершить начатое и приступить к новым занятиям.

Нередко сторонние люди обвиняют вальдорфскую педагогику в чрезмерной "религиозности" и даже "сектанстве". Очевидно, это связано с тем, что в этих детских садах отмечаются религиозные праздники: Рождество, Пасху, нередко зажигаются свечи.

Как "вальдорфская" мама могу с уверенностью сказать, что ни дети, ни родители не испытывают никакого психологического давления и детский сад посещают дети разных конфессий или вообще неверующие.

Эти красивые и добрые праздники, которые так нравятся малышам, лишь знакомят их с традициями и культурой своей страны, являются неким связующим звеном с историей, от которой многие сейчас, к сожалению, оторваны.

Если вы спросите мам "вальдорфских" детей, что им нравится в детском саду, скорее всего, они расскажут вам о комфортной и доброжелательной атмосфере, о спокойствии за своих детей. О том, что родители всячески привлекаются к работе группы, активно участвуют в детсадовской жизни и знают, что воспитатели делают с детьми в течение рабочего дня. Об общем столе, за которым в праздник при свете свечей, словно большая дружная семья, собираются все дети и их родители.

И наконец о том, что в вальдорфской педагогике нет случайных людей и воспитатели — это любящие и преданные своему делу люди, которые неравнодушны ко всему, что касается их подопечных и готовы вместе с родителями решать любые детские проблемы.

Статья предоставлена сайтом Детский сад.Ру

Обсуждение

Интересный материал. Раньше только название слышала, но не знала подробностей. Мне кажется, что любая методика имеет место быть, но вот что выберет для своего малыша родитель - это отдельная тема. Мы ходим в обычный детсад, нам повезло, там работают хорошие воспитатели, внимательно относятся к деткам, занимаются с ними. Недавно Макс (сын) принес такую поделку из обычных веток, что мы с мужем пришли в восторг))) Приятно, что он такой способный растет.

Весь этот отзыв составляет только моё личное мнение, прошу это учесть в дальнейшем.

Статья "вальдорфской мамы" написана довольно сложным, специализированным языком. Статья без подписи, на сайте-источнике информации ещё меньше (http://www.detskiysad.ru/articles/003.html). Создаётся впечатление, что это чистой воды маркетинг.

Я сам никакого отношения к последователям Штайнера не имею, но видел и слышал, что детки получаются какие-то немного грустно-мрачные и не очень образованные. Так что восторгам в статье по поводу "прекрасных педагогических приёмов" я бы так сразу не доверял. В конце концов, главное - люди. А люди там встречаются разные, как и везде, впрочем.

Комментировать статью "Вальдорфский детский сад. Что это такое?"

Недавно нашли в непосредственной близости Вальдорфский детский сад. Прочила, заинтересовалась, но не уверена, что нам это Цитата: Получается, что все остальные методики, направленные на интеллектуальное развитие ребенка, просто остаются «в стороне».

Обсуждение

Оптимальный вариант, на мой взгляд, для ребенка с вашими вводными данными. В таких ДС очень доброжелательно относятся к детям, что поможет сберечь нервную систему ребенку. Но к логопеду ходить придется дополнительно, логопед же может и коррекцией ЗПР заниматься,на это закладывайте дополнительные деньги. Или, как вариант, просите направление в детсад для детей с ЗПР, там и логопед, и дефектолог, и 12 детей в группе, и всё забесплатно, включая питание. Но... Со специалистами как повезет - заниматься могут без фанатизма, в то же время, ребенок будет среди таких же, как она, никто не будет негативно реагировать на какие-то проблемы ребенка.

Найти попробуйте Юлю Ставрову-Скрипник. Известная приемная мама, хозяйка двух Монтессори детсадов. Сейчас делают началку даже, спрос огромный. Она тоже приемная мама.

Вальдовская методика. Есть поклоники?. Методики. Раннее развитие. Начиная с детского сада, в этой системе учат не только язычеству, но и мистике. Вальдорфская методика предполагает религиозное обучение в завуалированной форме, а конкретно - учит язычеству.

Обсуждение

Я смотрела интервью с режиссером сериала "Школа" Валерией Гай Германикой. В интервью она рассказала, что училась именно в такой школе, а когда родители перевели ее в обычную школу, то оказалось, что она ничего не знает из того, что знают сверстники. Начиная с детского сада, в этой системе учат не только язычеству, но и мистике. С детьми разучивают то, что нужно продемонстрировать родителям. Система это не только опасна для детей, но и для родителей, так как направлена на выкачивание денег.

Вальдорфская методика предполагает религиозное обучение в завуалированной форме, а конкретно - учит язычеству.

вальдорфский детсад. Детские сады. вальдорфский детсад. Девчат, кто-нибудь водит деток в Вальдорфские сады? Мне не нравится в методике Васильевой работа по образцу, а не в творческой форме, не нравится приказной режим, мешающий развитию творческих...

Обсуждение

У меня ребенок ходит в вальдорфскую группу неполного дня. И еще у меня психологическое образование, и для того, чтобы занять позицию относительно вальдорфского образования, я проштудировала кучу научной литературы:) Я Вам настоятельно рекомендую вальдорфский садик. Очень продуманная система, ориентированная на гармоничное развитие ребенка в соответствии с возрастными потребностями. Нет сейчас времени подробно расписывать все плюсы, но если хотите могу. Обратите внимание, отрицательные отзывы обычно от тех, кто в вальдорфский садик не ходил:) Насчет мозга Вам тоже смешно сказали... Фишка как раз в том, что структуры мозга, необходимые для обучения чтению, созревают только к 6-7 годам, и раннее обучение чтению закрепляет неправильные алгоритмы. Это вредно!

Мы ходили 6 месяцев. Я была большой сторонницей (сказывается наличие соседки - идейного вдохновителя и работника их семинаров на Тульской).
Все хорошие стороны Вы и сами знаете: мягкая адаптация, сезонность, режим и проч. - это все очень хорошо для малышей (правда без фанатизма: почему нельзя лицо у куклы нарисовать я до сих пор не понимаю).
Но есть момент, который Вы должны четко понимать: не важно какая система или методика, важно КТО воспитатель. И в простых садах есть чудесные, мягкие женщины, с которыми Вы сможете найти контакт, и кот. будут окружать Вашего ребенка не меньшей заботой и пониманием.
И в Вальдорфской попадаются случайные люди, прошедшие семинар, устраивающиеся в такие сады, но абсолютно чужие. Смотрите на воспитателя!
И еще важно понимать, в какую школу ребенок потом пойдет. Если в простую, не забудьте наряду с вальдорфским садом поводить его на подготовительные лет с 6.
В Вальдорфскую школу не рекоммендую: внук все той же моей соседки в 12 лет в школе получает домашним заданием связать шапку...

Мы пошли с 3,5 лет в муниципальный центр развития-д/с. Ни минуты не сожалею. Пришли в январе, когда основная группа уже была набрана. Нам разрешили приводить позже, после завтрака,я ждала ее там же, после занятий, до сна, забирала. Никаких криков "мам, не уходи" вообще не было. Была проблема дома "не хочу в сад, там нужно будет кушать". Поговорила с воспитателями, их зазыв на обед стал звучать как "все, кроме Вики, мойте руки". Через неделю ребенок возмутился, почему его не зовут, начала сама присаживаться за стол, брать хлеб, и так потихоньку вошла.

Пишу это все для того, чтобы проиллюстрировать известную истину - ищите контакт с воспитателем, и любая система станет для Вашего ребенка мягкой и адаптивной.

А в жизни в некоторых вопросах я до сих пор руководствуюсь принципами Вальдорфской системы (или просто здравого смысла?): в быту (минимум телевизора,никаких комп.игр пока что, максимум натуральных материалов вокруг, максимум ролевых игр), в медицине (без антибиотиками, не сбиваем сразу температуру, не пресекаем болезнь, даем ей "созреть").

Так что одно другому не мешает:)

Раздел: Методики раннего развития (какие существуют методики по развитию детей в детском саду). Анализ методик раннего развития и соотв С одной стороны, в вальдорфских детских садах и школах уделяют огромное внимание развитию эмоционального мира малыша, его...

Обсуждение

Из известных имен Вы забыли Монтессори и Лупан.
По поводу результатов - зарегистрируйтесь на сайте Лены Даниловой и почитайте дневнички (многие в закрытом доступе, поэтому нужна регистрация, а не гостевой визит). Там мамы смесь из методик устраивают - из какой что больше подходит ребенку и не боятся сами экспериментировать.
Про своего ребенка скажу, что на данный момент в ходу практически все перечисленное (кроме Лупан) - и Данилова, и Никитины, и Монтессори, и Зайцев, и Доман, и мои собственные идеи:-). Вот только Тюленева нет, но как-то я не очень прониклась его громкими лозунгами.

Вы затронули очень актуальную тему. Сейчас моему ребенку 2, 3. В свое время с 9м до 1 г посещали Монтессори. Потом школу раннего развития (лека, рисование, танцы) Сейчас опять вернулись к Монтессори. Надо сказать что эффект «скачок» в развитии ощутим, сравнивая с детишками которые ни куда не ходят. Купили кубики Зайцева (но большого интереса пока нет, и сложно самой без помощи внедрять эту методику).
Я думаю так все должно быть своевременно, не насильственно и умеренно (также ни кто не отменяет игры, чтение и т.д. дома). Большинство родителей отводят в школы развития, что бы не заниматься самому, лень как бы это не странно звучало!
Мне кажется до 3 лет наиболее приемлема (в разумных пределах) методика М. Монтессори (2-3 раза в неделю по 2 часа)

Вальдорфская педагогика. Методики раннего развития. Раннее развитие. Не очень далеко есть вальдорфская ясли-студия, там же сад и школа. Сначала хотела отдать на год в ясли-студию, теперь заинтересовалась и школой (придерживаться одной методики).

Обсуждение

Десять лет тому назад в Москве был шум, что выпускники вальдорфских школ не смогли сдать экзамены за среднюю школу. Особенно математика у них просто отсутствовала. Целые трагедии разыгрались... Где-то в Интернете был даже официльный отчет об эксперименте.
Основатель этого направления Штайнер - сторонник мистики, эзотерики, верит в ауру и вообще всё воспитание строит на этих потусторонних гипотезах и теориях. Воспитание для богатых бездельников. В итоге получаются типа богемные, ничего не понимающие в реальной жизни и ни на что не способные люди... Если конечно, их вовремя где-то в приличном дорогостоящем заведении не исправят хотя бы частично. Такое впечатление от вальдорфской педагогики.

03.06.2008 12:07:22, ВиталийКК

прежде всего почитайте на тему, что такое настоящая вальдорфовская педагогика со всеми причиндалами. с тем, что всякий прохожий может быть учителем, что концепция о сотворении божьем и дарвиновская теория - фигня, а их теория создания мира - правильная, что барби и телевизор - это табу, что книги читать до N лет вредно, а тем более в яслях, и т.д. Следующим шагом аккуратно выясните, проповедует ли это все ваша школа и сад, или у них просто вывеска с модным словом и нетрадиционный подход. Если первое - то см. п1. и решайте, входит ли все это в систему ваших жизненных ценностей.

детсад - очень хорошо; школа - ужасно. Вальдорфская методика полагает, что человек в 35 лет только заканчивает формироваться, так что Школы и детские сады есть в 45 странах мира (примерно 750 школ и 1500 детских садов) В сети на русском языке о вальдорфском...

Обсуждение

Мы в этогом году поступили, т е пойдем в сентябре в 1 кл, школа 1060. Имеет государственную аккредитацию,именно из вальдорфовской педагогики там не много осталось, мне напоминает скоре авторскую школу, именно эвритмия- больше походит на занятия в театральной студии, оказывается есть даже лечебные группы эвритмистов:) У меня девочка, мальчика бы не отдала наверно. с первого класса 2 языка, с 4 класса дети начинают выезжать в грецию, затем в Англию и Германию, для совершенсвования языка и посмотреть жизнь.
Мы выбрали, в первую очередь, из за среды, т к в школе одна параллель, все друг друга знают, т е такие явления как дедовщина, крик учителя на ребенка, продажа наркотиков в туалетах- исключен. кроме того много времени уделяется исскуствам- дети рисуют, ставят спектакли, учатся играть на муз инструментах. При поступлении учителя сразу предупреждают, что результатов можно добиться только при значительном участии родителей в школьной жизни ребенка, т к система безоценочная. В этом году на 25 мест было 80 заявлений.

27.04.2007 17:37:19, Олия_Я

"Дошкольный Вальдорфский Центр" ведет обучение воспитателей для вальдорфских детских садов по учебной программе "Основы и методы вальдорфской дошкольной педагогики".

Обучение воспитателей началось в 1991 года. В 1993 году состоялся первый выпуск - 42 человека стали вальдорфскими воспитателями. С этого времени центр ежегодно набирает новых студентов, и сейчас уже 230 человек прошли курс обучения.

В центре учатся и москвичи, и студенты из других регионов России. Выпускники основали около 100 вальдорфских детских садов в Москве, Санкт-Петербурге, Смоленске, Самаре, Чебоксарах, Иваново, Калуге, Ярославле, Рязани, Владимире, Нижнем Новгороде, Казани, Ижевске, Волжске, Набережных Челнах, Томске, Воронеже, Ухте, Уфе, Красноярске, Вятке, Орске, Иркутске, Находке, Ростове-на-Дону. В числе выпускников были представители Украины, Литвы, Армении, открывшие вальдорфские детские сады в Одессе, Киеве, Вильнюсе, Ереване.

Вальдорфская педагогика видит каждого ребенка как индивидуальное существо со своей судьбой и задачей в этом мире. Ребенок нуждается в нашем сопровождении, в нашей любви и заботе. Задача вальдорфского детского сада - помочь в этом родителям. Целью воспитания и обучения в вальдорфской педагогике является формирование здоровой телесной и душевной основы для свободного раскрытия индивидуальности ребенка.

Вся работа в вальдорфском детском саду строится на снове примера и подражания. Здоровый ритм и повторение создают в детях уверенность и радость. В этом возрасте детям нужно много играть, и в вальдорфском детском саду есть для этого все условия. Родители - полноправные и активные участники детсадовской жизни.

КАК ОРГАНИЗОВАНО ОБУЧЕНИЕ

Обучение в центре имеет статус дополнительного образования. Выпускники получают свидетельство о прохождении обучения по программе "Основы и методы дошкольной вальдорфской педагогики". Срок обучения 3 года. Образовательный процесс выстроен эпохами. Первые два года студенты учатся три раза в год по три недели. В течение третьего года они выполняют итоговую работу и приезжают на десятидневные коллоквиумы три раза в год. Для работающих воспитателей два раза в году проводится курс повышения квалификации. Регулярно проходят ознакомительные семинары и открытые лекции для желающих.

Набор на новый курс производится каждый год с апреля. Курс начинает учебу в сентябре. Условиями приема на трех-годичный курс обучения являются участие в ознакомительных семинарах и\или работа помощником воспитателя в вальдорфском детском саду.

Учеба развивается в трех основных направлениях:

Основательно изучаются закономерности развития ребенка, его возрастные особенности, психология, антропософское знание о человеке; это создает опору для самостоятельной работы воспитателя и придает ей уверенность;

Осваиваются методика и дидактика, их изучение доводится до выработки практических навыков и умений;

Практически занимаются искусствами и ремеслами - музыкой, пением, речью, движением, живописью, лепкой, рукоделием, резьбой по дереву; так воспитатель становится примером для детского подражания.

вальдорфская педагогика ориентируется на личность ребенка. в этой педагогике нет специально разработанных приемов и занятий – это просто жизнь детей в особом семейном климате, благоприятном для развития внутреннего мира ребенка, и в особой обстановке, наполненной натуральными материалами, заряжающими жизненной силой и дающими толчок для фантазии: дощатые полы, столы и стулья, самотканые ковры на полах, тряпичные сшитые куклы, вязаные гномики, деревянные лошадки, соломенные бычки. вальдорфская система против раннего обучения детей, так как целенаправленное интеллектуальное развитие лишает ребенка детства и притупляет его интуицию и воображение. вальдорфская система делает акцент на приобщении детей к народной культуре, творчестве, духовном развитии и воспитании.

историческая справка

вальдорфская педагогика была основана рудольфом штайнером. в 1907 году он издал книгу «образование ребенка», в которой раскрыл основные принципы обучения. а 7 сентября 1919 года открыл первую школу, а затем и детский сад для детей, чьи родители работали на табачной фабрике «вальдорф-астория» в штутгарте (германия). именно от названия фабрики и произошло название методики – вальдорфская.

вскоре подобные детские сады и школы были открыты и в других городах германии, а также сша, великобритании, швейцарии, голландии, норвегии, австрии и венгрии и др. на данный момент по всему миру насчитывается около 2000 вальдорфских садов и 800 вальдорфских школ. в россии первые вальдорфские сады и школы начали появляться с 1990 года, в основном в них работали и работают православные педагоги, получившие специальную подготовку.

биография

рудольф штайнер (27.02.1861 – 30.03.1925) - немецкий ученый философ и педагог, видный деятель, родоначальник антропософии (науки о познании человеческой духовности). им было написано более 20 книг и прочитано около 6000 лекций, в которых затрагивалась религия, философия, наука, экономика, сельское хозяйство, образование, медицина и искусство.

ближайшей соратницей рудольфа штейнера была его жена - мария фон сиверс (14.03.1867 – 27.12.1948).

о вальдорфской методике

у рудольфа штейнера был свой взгляд на развитие детей. он одним из первых заявил, что детство – уникальный период жизни человека, а потому дети как можно дольше должны оставаться маленькими, а задача родителей и воспитателей - помочь им насладиться всеми прелестями раннего возраста.
вальдорфская система образования основана на уважении к детству и работает по принципу «неопережения», т.е. предоставляет ребенку возможность развиваться в собственном темпе.
цель вальдорфской педагогики - развивать природные способности каждого ребенка и укреплять его веру в собственные силы, которая понадобиться ему во взрослой жизни. во главу угла эта школа ставит не передачу знаний, воспитание.

главным содержанием работы в вальдорфском детском саду является освоение народной культуры и разнообразных видов художественной деятельности.

для вальдорфцев очень важно созвучие в ребенке души и тела. иными словами, ребенок – это целостный и гармоничный человек во всех проявлениях - интеллектуальных, эмоциональных, духовных, социальных и физических.

основные принципы организации детских садов и школ

дети-дошкольники. в вальдорфских садах разновозрастные группы для детей от 3х до 7 лет. таким образом, дети живут, как в одной большой многодетной семье. младшие ребятки стремятся подражать старшим, старшие учатся ухаживать за младшими. наполняемость групп - до 20 человек.

организация пространства. индивидуальность ребенка может развиваться свободно, если её ничего не подавляет. поэтому для создания радостной, спокойной и творческой атмосферы в вальдорфской группе организовано игровое пространство (столы, плетеные стульчики, вдоль стен стоят деревянные открытые полки, на них - корзины с шелковыми и хлопчатобумажными лоскутами и т.д.), подготовлено разнообразное оборудование (самодельные игрушки) и художественно оформлены помещения (стены и занавески – нежно-розового цвета, на стенах - панно из тканей и природных материалов, репродукции икон и картин, на столах – льняные скатерти и т.д.). вальдорфская среда не предусматривает наличие телевизора, радио и компьютеров.

Вальдорфские игрушки. вальдорфцы не признают пластмассовые, электронные и механические игрушки. предпочтение отдается упрощенным игрушкам исключительно из природных материалов. игрушки только намекают на свою возможную функцию и позволяют вариативно использовать себя в игре. считается, что именно такие рукотворные игрушки заставляют ребенка фантазировать, додумывать образы и придумывать с ними свои сюжеты. так, например, куколкой может стать завязанный по-особому носовой платок или веточка, листик дерева. строительным материалом здесьвыступают деревянные брусочки, поленья, чурбаны, спилы веток и стволов, шишки, желуди, каштаны, кусочки коры, камни, ракушки и т.п. руками воспитателей, родителей и самих детей создаются красиво сшитые куклы, гномы, животные, эльфы, набитые непряденой шерстью, вязаные куры и овечки, подвижные деревянные игрушки по типу загорских (кузнец стучит по наковальне) и т.п.

Воспитатель. в вальдорфском саду важны не столько знания, сколько общее самочувствие малыша, осознание им своего места в мире, развитие его индивидуальности. а всего этого можно добиться благодаря приятной атмосферы в группе, сплоченности детского коллектива и доверительных отношений с воспитателем, а всё это полностью зависит от личности самого педагога. поэтому к вальдорфским преподавателям особые требования – ведь они для своих воспитанников «образцы для подражания» и высший авторитет. воспитатели должны заниматься самосовершенствованием и следить за своим поведение, движениями, манерами и всем остальным.

Подражание. первые семь лет малыш постигает мир опытно - подражательным, а не рассудочным путем. взаимодействуя с родителями и другими людьми, играя, рисуя, кушая, ребенок подсознательно впитывает окружающую действительность и приобретает огромный опыт, который проходит через его руки, голову и сердце и закладывает основу его чувств, мыслей, поступков и стремлений. именно подражательный инстинкт и естественное любопытство, а не зубрежка и формальные требования взрослых сохраняют и приумножают в детях искреннюю любовь к учению.

Игровая деятельность. самой важной деятельностью для ребенка – является свободная игра. наверно ни в одном саду дети не играют столько, сколько в вальдорфском саду. при этом детям не задаются правила игр, они играют только в то, что им интересно (в основном это сюжетно – ролевые игры), а задача взрослых как можно меньше вмешиваясь в саму игру, а просто побуждать, поддержать и развить интерес ребят к игровой деятельности. помимо игровой деятельности дети подражают и помогают взрослым в ухаживании за садовыми растениями, варке компота, резке салатов, выпечке хлеба, пирогов и печенья, уборке группы и т.д. т.е. дети занимаются осмысленным, настоящим и полезным делом, получая тем самым широкое и глубокое представление об окружающем мире.

всему своё время. вальдорфские педагоги противники раннего целенаправленного обучения - они избегают нагрузок на память и интеллект детей. они считают, что от вложенных в ребенка готовых знаний нет никакого прока. процесс обучения должен быть тесно связан с индивидуальными, возрастными и духовными особенностями развития детей и выстроен так, чтобы определенные знания дети получали именно в тот период, когда им действительно это интересно. для маленького ребенка будет более естественным постигать мир в игре, через эмоции, а не изучать абстрактные понятия в виде букв и цифр. с детьми раннего возраста в вальдорфской системе в основном уделяется внимание лепке, развитию мелкой моторики, азам вышивания. а со старшими - пошиву игрушек, резьбе по дереву, обработке камня.

ритм и повторения. вся наша жизнь пронизана ритмом и повторениями (части суток, неделя, времена года и т.д.). и наши предки всегда жили в согласии с ритмами природы. поэтому в вальдорфской педагогике жизнь детей в соответствии с их ритмическими циклами - считается одним из условий их гармоничного развития. у последователей штайнера ритм дня представляет собой
чередование фаз «вдоха» и «выдоха». фаза «выдоха» - это свободная творческая игра ребенка, в которой он выражает и проявляет себя. она сменяется фазой «вдоха», когда дети впитывают в себя что-то новое, занимаясь с воспитателем. ритм недели состоит из чередующихся занятий – в понедельник дети рисуют, во вторник – лепят из воска, в среду – занимаются прядением, в четверг – пекут, в пятницу у них генеральная уборка. годовой ритм связан с изменениями погодных условий – весной дети делают грядки на садовом участке, летом – плетут венки из цветов, зимой – лепят из теплого воска. жизнь в ритме дает ребенку уверенность и спокойствие.

Занятия. при избытке умственной деятельности ухудшается здоровье детей, поэтому по вальдорфской программе в течение дня идет плавный переход от «трудовых» видов деятельности (шитье, вязание, прядение, валяние, резьба по дереву, обработка камня и металла) к «художественно-эстетическим» (живопись, музыка, лепка, игра на музыкальных инструментах, эвритмия (образная пластика), ритмические игры, гимнастика, традиционно-народные игры).

Индивидуальность. в вальдорфской системе все равны – тут нет «хороших» и «плохих» детей, «толстых» и «злых», отсутствует разделение детей по материальному, социальному, национальному, религиозному статусу, нет цифровых отметок (безоценочная система) и соревнований. данный подход позволяет детям наиболее полно раскрыть свои способности и избежать ощущения неполноценности.

Родители. в вальдорфской системе очень важна совместная работа родителей и педагогов, посвященная общей задаче воспитания. родители здесь - частые и желанные гости, и их инициатива всегда приветствуется – помощь в изготовлении игрушек, оформлении и уборке группы, активное участие в праздниках и т.д.

последователи штайнера берегут и поддерживают любую инициативу ребенка. у них существует только три причины, по которым можно отказать или запретить ребенку что-то делать:

Если выполнение желания ребенка может причинить вред ему самому.

Если его действия могут повредить другим.

Если могут пострадать какие-либо вещи.

при этом запрет взрослого должен быть четким, лаконичным и не допускающим возражений. тогда он будет действенным и ребенок поймет, что все в жизни происходит не по произволу взрослого, а подчиняется необходимым законам.

будние дни

как же проходит день в вальдорфском саду?

о приходе малышей воспитателя предупреждает колокольчик, подвешенный над дверь. педагог встречает ребенка, здоровается с ним за руку, что означает: «заходи, малыш, тебе здесь рады».

день начинается общим приветствием - «утренним кругом», который объединяет детей и позволяет каждому из них осознать своё место. с детьми проводится ритмическая игра-зарядка, где дети активно двигаются, топают и хлопают, читают стихи, поют песни.
затем идет свободная игра, тут дети могут строить из столов и стульев башни, дома, кареты; выкладывать из каштанов дорожки или заборчики; перевозить на тележке грузы; играть в «дочки – матери» (пеленать и кормить «голышей»); раскладывать камушки и шишки по корзинам и т.д.


воспитатели же сидят посреди комнаты за большим рабочим столом и, как и любая мать, исподволь наблюдая за детьми, занимаются «своими домашними делами». они шьют кукол, вяжут крючками мячики, плетут корзины, штопают носки, стирают белье или готовят винегрет. любой ребенок, заинтересовавшись и желая «подражать», может присоединиться к ним.

после свободной игры – уборка игрушек и завтрак (хлеб, мюсли или другие злаковые блюда, фрукты, чай).

затем «вдох» - интенсивная музыкально – ритмическая игра. после нее – снова расслабление - прогулка на свежем воздухе, где детям позволено лезть и в воду, и в грязь (в специально приготовленной одежде), играть в песочнице. а можно сходить в парк, покормить животных или, если «на дворе весна или лето» - заняться огородничеством.
после возвращения с улицы – у детей есть время снова на «вдох» - воспитатель рассказывает или показывает сказку (например, братьев гримм), легенду, басню, библейскую историю, историческое событие и т.п. причем, одно и тоже произведение воспитатель может «обыгрывать» целую неделю, благодаря чему, дети «вживаются» в сказку и знают в ней каждое слово. можно не только рассказывать, но и всем вместе сочинять сказки о вылепленных детьми персонажах: «жил был зайчонок (которого слепила катя). он очень боялся волка и лису (их тоже лепили дети)» и т.д. - разыгрывается целое театральное представление.

потом обед за общим столом, накрытым самотканой льняной скатертью и салфетками. еда подается в красивых глиняных мисочках.

после обеда сон в уютной деревянной кроватке под лоскутным одеялом, потом полдник и занятия на «вдох». это может быть пение или игра воспитателя на блок – флейте, ксилофоне, лире или других музыкальных инструментах, пальчиковые и жестовые игры, эвритмия и т.п.
за "вдохом" следует "выдох" - подвижные игры, игры-ожидания (например, «что в мешочке лежит?»)

праздники в вальдорфском саду

праздники в вальдорфском саду занимают особое место. ведь эти праздники – не демонстрация достижений, а важная часть общей жизни. они проводятся в духе народных традиций. детей не «муштруют» по заготовленному сценарию. это настоящие праздники детской души, где дети, родители и воспитатели являются и гостями и хозяевами одновременно. поэтому и делают они все вместе – украшают детский сад, прямо в группе пекут пироги, накрывают на стол, разучивают стихи, поют песни, танцуют.

в вальдорфском детском саду, кроме календарных праздников (нового года, женского дня), существуют и другие праздники. например, день урожая, на котором делается костер из листьев, печется картошка, а каждый малыш получает в подарок корзину с осенними дарами. а в ноябре - праздник фонариков – дети и взрослые, «вооружившись» самодельными фонарями отправляются на поиски клада, который припрятали гномы. на рождество – спектакль о чуде, свечи, яблоки и тихая
музыка. после нового года – - с трещотками, санями, хороводами, прыжками через костер, ну и конечно сжиганием чучела. на иван – купалу– гулянья на лужайке между украшенными березками, хороводы, костры.

ну и конечно же, самый главный праздник для каждого ребенка – его день рождения. малыш может прийти в этот день в группу с родителями, которые расскажут о его появлении на свет и о самых интересных событиях из его жизни. затем поздравления с днем рождения, подарки, хороводы, домашние угощения.

отрицательные моменты вальдорфской системы

Вальдорфские детские сады подойдут далеко не всем детям, вернее не всем родителям. ведь принципы штайнера должны быть близки вашим жизненным взглядам – следование народным традициям, обстановка дома без всяких излишеств, отсутствие плодов цивилизации, творческий семейный уклад, любовь к искусству, литературе, театру и т.д.

Нужно понимать, что основное направление вальдорфских садов и школ – гуманитарное. так что если ваш ребенок больше склонен к точным наукам – ему это врядли подойдет. закончив школу, выпускники - «вальдорфцы» в основном идут учиться на педагогов, актеров, художников, дизайнеров и т.п.

Изначально вальдорфская система была рассчитана на детей рабочих табачной фабрики. поэтому-то так много внимания уделяется именно хозяйственно-трудовым навыкам, а не интеллектуальным, научным, техническим и логическим.

Сам рудольф штайнер был весьма незаурядным человеком – мистиком, эзотериком, увлеченным изучением души и ауры человека, основателем антропософского общества. естественно, что и в его системе идет небольшой «перекос» имеемо в чувственно - духовную сферу.

Педагогика создавалась около ста лет назад и за всё это время она почти не изменилась! но прогресс-то не стоял на месте. получается, что дети в вальдорфском детском саду живут в замкнутой искусственной среде – играют в палочки и камушки, учатся читать и считать только в третьем классе, не знакомятся с классическими произведениями для детей (пушкина, барто, михалкова, носова и т.д.), не прилагают никаких усилий для добычи знаний. но рано или поздно ребенок столкнется с реальностью – не будет ли она для него подобно «удара молнии» и не окажется ли он «белой вороной» в нашем динамичном мире.

Воспитатели никогда не ругают детей, не делают им замечаний (только в самом крайнем случае). а если ребенок итак слишком и неуравновешенный, он может в дальнейшем стать и вовсе не управляемым.

Хотя как правило, дети, посещающие вальдорфский садик – ходят в него с большим удовольствием. ведь один из главных принципов вальдорфской педагогики – отсутствие любого принуждения.

о вальдорфских куклах:


Материал к занятию.

Вальдорфский детский сад

Основной задачей вальдорфской педагогики было стремление преодолеть царящие в традиционной педагогике антипедагогическую и антисоциальную селекцию и создать равные условия для детей с различными способностями и социальным происхождением. Подход к человеку как к единому целому является главным педагогическим принципом на всех стадиях вальдорфской школы.

Педагоги и теоретики вальдорфской педагогики считают, что основная форма научения в первые семь лет жизни ребенка – сначала непосредственное, а затем косвенное подражание. Подражательная деятельность влияет на развитие элементарных навыков, на формирование ориентировок в окружающем.

Цель вальдорфской педагогики – привести ребенка в контакт с миром, развить его скрытые способности и свойства.

Основные положения вальдорфской педагогики заключаются в том, что вся жизнь человека пронизана ритмами : ритм дыхания, суточный ритм, годовой ритм. Каждый ритм ставит перед процессом воспитания свои требования.

Следующее положение вальдорфской педагогики основано на том, что одной из особенностей детства является подражание . Р.Штейнер особо отмечал роль подражания, которое необычайно сильно в дошкольнике.

Еще один принцип вальдорфской школы – принцип авторитета. Дети учатся в диалоге, но подражают тому, кому хотят, кто завоюет их доверие.

Следующий принцип вальдорфской школы – принцип свободы . Принцип свободы проявляется в отсутствии страха. В школе и детском саду нет оценок.

В детский сад принимаются дети 3-7 лет. Занятия проводятся с группой 12-20 детей. Продолжительность пребывания детей в детском саду – 4-5 часов. По мнению Р.Штейнера, более длительное пребывания ребенка в обществе других детей и в отрыве от матери чрезвычайно утомляет его.

Занятия и игры постоянно сменяют друг друга. Основная идея заключается в том, чтобы создать определенный, благотворно влияющий на ребенка ритм: гармоничное чередование организованных и самостоятельных занятий .

Занятия, которые проводятся со всей группой:

1. Рисование. От детей не требуется рисовать что-то определенное, ребенок просто возится с красками. Р.Штейнер считает, что рисование является важным событием и одновременно служит ключом к эмоциональному пониманию искусства. После рисования работы не обсуждаются. Воспитатель вместе с детьми радуется тому, «что могут краски». Листочки высыхают на столах, их собирают и развешивают.

2. Лепка. Так же как и на рисовании, вместо каких-либо объяснений детям дается возможность получить непосредственной впечатление, наблюдая работу взрослого. Вслед за взрослым они воспроизводят то, что их вдохновило. Готовые работы ставятся на полку.



3. Игра на музыкальных инструментах. Взрослый сначала рассказывает какую-нибудь историю или стихотворение о каких-либо звуках, а потом «воспроизводит» эти звуки на простейших музыкальных инструментах. Затем детям раздают инструменты. Вновь повторяется история о звуках, и теперь уже дети играют на инструментах, имитируя то, что показывал взрослый.

4. Пение. Напевая что-нибудь детям, участвуя вместе с ними в хоровом пении или слушая, как они поют хором в сопровождении музыкального инструмента или без сопровождения, взрослые выбираю те песни, которые дети готовы часто слушать или напевать. Одна и та же мелодия многократно спетая или услышанная, как отмечает Р.Штейнер, развивает в ребенке чувство ритма.

5. Эвритмия. Проводится один раз в неделю в вальдорфском детском саду. Это особый вид художественных занятий, разработанный Р.Штейнером. Эвритмия построена на определенных закономерностях, которые адекватно выражают музыку в телодвижениях, пластике.

Главное событие дня в вальдорфском детском саду – сказка или история , которая рассказывается детям утром или перед уходом детей домой. Она должна быть именно рассказана, так как во время повествования дети находятся в духовном контакте с рассказчиком. Такой контакт позволяет зримо наблюдать процесс развития ребенка.

Независимо от того, какой вид работы запланирован для группы в целом, второй частью ежедневных занятий в детском саду является свободная игра . Штейнер считал, что свободная игра в детском саду должна быть организована таким образом, что бы в зависимости от погоды и времени года дети постоянно имели в своем распоряжении на свежем воздухе или в помещении разнообразные игрушки и материалы. Вмешательство взрослого в игру должно быть сведено к минимуму.

Педагог должен постоянно иметь в поле зрения всю группу, но при этом найти себе какое-нибудь дело, полезное для детского сада и одновременно способное заинтересовать детей.

Вопросы для обсуждения:

1. Взгляд М.Монтессори на природу ребенка. Сущность воспитания, роль и функции педагога.

2. Дидактический материал М.Монтессори.

3. Вальдорфский детский сад. Основные принципы воспитания дошкольников.

4. Планирование и оборудование вальдорфского детского сада. Организация его работы.

Задание для самостоятельной работы:

Найти познавательную информацию и подготовить выступление об истории какого-либо дошкольного учреждения, работающего по альтернативной системе М.Монтессори.

Литература:

1. Бауэр В.Э. Организационно-правовая и педагогическая деятельность Центра развития ребенка на примере дидактической системы Марии Монтессори. – М.: АРКТИ, 2002. – с. 103.

2. Вальдорфская педагогика // Дошкольное воспитание. – 1994. - №6, 8, 9.

3. Грюнелиус Э.М. Вальдорфский детский сад: воспитание детей младшего возраста. – М.,1992.

4. Линденберг К. Рудольф Штейнер. Биография /Пер. с нем. – М., 1995.

5. Любина Г.А. Письма о Монтессори-педагогике. – Минск, 1998.

6. Монтессори М. Помоги мне сделать это самому / Сост., вступ. статья М.В.Богуславский, Г.Б.Корнетов. – М.: Карапуз, 2000. – 272с.

7. Плеханов А. Педагогическая теория и практика Марии Монтессори // Дошкольное воспитание. – 1989. - № 10.

8. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Под ред. Т.И.Ерофеевой. – М.: Академия, 2000. – 344с.

9. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Под ред. Т.И.Ерофеевой. – М.: Академия, 2000. – 344с.

10. Соловьева В. Беседы о Вальдорфской педагогике //Дошкольное воспитание, 1993. – №3, 4, 6, 11; 1994. – №6.

11. Сорокова М. «Жизненная практика» и сенсорное воспитание дошкольников по методу Монтессори. – М., 1998.

12. Штейнер Р. Воспитание ребенка с точки зрения духовной науки //Дошкольное воспитание. 1994. – №1,2.

13. Штейнер Р. Духовное обновление педагогики. – М., 1995.

Вальдорфская группа детского сада - это распространенное вид занятий для детей в современных детских садах. В Москве таких дошкольных учреждений много. Их относят к частным заведениям, где с малышами занимаются по особой программе.

Особенности вальдорфских садов

Впервые заведение такого вида появилось в начале прошлого века. Оно размещалось в Штутгарте, при фабрике Вальдорф-Астория. Отсюда и пошло такое название. Программа развития ребенка отличается от основной. Спустя много лет, ничего не изменилось. Сегодня дошкольные учреждения работают по тем же принципам, что и ранее.

Хотите отправить ребенка в ? Тогда нужно ознакомиться со всеми особенностями заведения:

  • размещаются дошкольные учреждения в красивых, даже живописных местах;

  • при обустройстве помещений продумывают красивое оформление, сочетают светлые, нежные оттенки;

  • мебель и другие предметы, окружающие детей - только из натурального материала;

  • группы детей разновозрастные. Их могут посещать до 15 человек, возрастом от 3 до 7 лет;

  • к игре допускаются игрушки, выполненные из натурального материала;

  • жизнь в таком учреждении связана с культурными и народными традициями.

    К каждому празднику изготовляют поделки: лепят, рисуют, мастерят, участвуют в танцевальных номерах, театрализованных постановках, поют;

  • программа обучения направлена на развитие творческого ребенка;

  • много времени уделяется чтению сказок и изобразительному искусству;
  • детей учат выполнению домашних обязательств: готовить, убирать, работать в саду, шить;

  • работы малышей не оцениваются. Ребенок должен проявлять инициативу по своему желанию, а не для того чтобы получить одобрение;
  • в садах запрещены средства массовой информации. Отсутствуют компьютеры и телевизоры.

Недостатки вадьдорфской системы в саду

Перечисляя все преимущества, нельзя не указать и на минусы. Вальдорфская система неидеальная, недостатков у нее много. Ключевыми считаются следующие:

  • в вальдорфской группе детского сада существует запрет на ранее интеллектуальное развитие и обучение. Воспитатели не проводят занятия по письму, чтению, счету. Если не заниматься с малышом, и не давать конкретные знания, то этот период попросту упускается;
  • несмотря на то, что много внимания уделяют чтению книг воспитателем, все же список литературы очень ограничен. Преимущественно, это сказки Х.К. Андерсена, братьев Гримм, средневековые легенды и разные мифы. Другая литература не приветствуется;
  • посещая вальдорфский детский сад в Москве, адреса которых мы укажем ниже, нельзя дополнительно заниматься в других кружках, например, посещать изостудии, музыкальную или спортивную школу;
  • отсутствуют оценки деятельности и запреты в поведении малыша. Это повлияет негативно на развитие ребенка. Он станет эгоцентричным, у него будет высокая самооценка и негативное отношение к критике;
  • у ребят могут возникнуть проблемы в социуме, общении с другими детьми. Так как у них будут разные интересы.

Московские адреса вальдорфских детских садов

В столице действует много дошкольных учреждений такого вида. Многие родители хотят отправить малышей на обучение. Мы укажем лучшие вальдорфские детские сады в Москве, их адреса :

  • домашний детский сад «Домовенок», разместившийся на ул. Берзарина, д. 4, около метро Октябрьское поле. Детки учатся петь, рисовать, лепить, танцевать, готовить и убирать;

  • заведение частного типа «Аленушка». Размещен этот по адресу: ул. Кулакова, д. 3, корпус 2.

  • детский сад №740. Разместился по адресу Чертановская ул., д. 62Б. Это дошкольное учреждение, где есть 2 группы, действующие по вальдорфской системе;

  • сад «Путь Зерна», размещенный по ул. Миклухо-Маклая, д. 20а, около станции Беляево. Цель этого учреждения - помочь ребенку войти в жизнь и общество.
Похожие публикации