Неотъемлемом качестве человека воспитание дружественных толерантных отношений. Толерантность

наталия хрычева
Статья «Воспитание межнациональной толерантности»

В современном мире стремительно расширяется круг глобальных проблем, которые требуют своего решения. Одна из актуальных проблем мирового сообщества – это нетерпимость, обусловленная личным, национальным или религиозным высокомерием, враждебным отношением и мнением, отличающимся от своего.

«Толерантность – это то , что делает возможным достижение мира, ведет от культуры войны к культуре мира» .

В своем широком смысле слово «толерантность » - означает терпимость к чужим мнениями поступкам, способность относится к ним без раздражения. В этом смысле толерантность является редкой чертой характера. Толерантный человек уважает убеждения других, не стараясь доказать свою исключительную правоту.

Цель воспитания толерантности – воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному воздействию с людьми и группами людей не зависимо от их национальности, социальной и религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения.

Достижение данной цели возможно при решении конкретных задач, которые объединены к два взаимосвязанных блока :

1. Воспитание у детей и подростков миролюбия, принятие и понимание других людей, умение позитивно с ними взаимодействовать в этих целях :

Формирование негативного отношения к насилию и агрессии в любой форме;

Формирование уважения и признания к себе и к людям, к их культуре;

Развитие способности к межнациональному и межрелигиозному воздействию;

Развитие способности к толерантному общению к конструктивному взаимодействию и представителями социума независимо от их принадлежности и мировоззрения;

Формирование умения определять границы толерантности .

2. Создание толерантной среды в обществе и в сфере образования. А именно :

Профилактика терроризма, экстремизма и агрессии в обществе;

Гуманизация существующих взаимоотношений взрослых и детей, системы обучения и воспитания ;

Включение и реформирование образования ведущих идей педагогики и толерантности ;

Реформирование системы подготовки будущих педагогов к воспитанию толерантности у детей и подростков.

Актуальность проблемы толерантности связана с тем , что сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы необходимые для общего выживания и свободного развития, это то, что делает возможным достижения мира и ведет от культуры войны к культуре мира. Это миролюбие, терпимость к этническим, религиозным, политическим, межличностным разногласиям, признание возможности равноправного существования «другого» .

Толерантность – это человеческая добродетель, искусство жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом не нарушая прав и свободы других людей. В то же время, толерантность - не уступка , снисхождение, жизненная позиция на основе признания иного.

Проблему толерантности можно отнести к воспитательной проблеме . Проблема культуры общения – одна из самых острых в школе, да и в обществе в целом. Прекрасно понимая, что мы все разные и что надо воспринимать другого человека таким, какой он есть, мы не всегда ведем себя корректно и адекватно. Важно быть терпимым по отношению к друг другу, что очень не просто.

Толерантность в новом тысячелетии – способ выживания человечества, условие гармоничных отношений в обществе.

На сегодняшний день возникает необходимость воспитания культуры толерантности с самых первых дней обучения.

Формирование межэтнической толерантности представляет собой сложный и достаточно длительный процесс , охватывающий все время обучения в школе. Определенное отношение к людям разных национальных культур у детей, растущих в поликультурной среде, возникает не только в результате наблюдения за повседневным общением их родителей. В производственной деятельности, но и в результате того, что они живут в одном доме, на одной улице, вместе участвуют в подготовке и проведении общих для всех праздников.

Воспитательная работа в данном направлении должна начинаться уже в начальных классах, так как именно в младшем школьном возрасте возникают психологические предпосылки для формирования толерантности как качества личности. К ним относятся осознание своей этнической принадлежности и понимание этнических различий. Кроме того, в младшем школьном возрасте происходит не только систематизация знаний о других народах и культурах, но и закладываются отношение к ним.

Определенная роль в системе формирования межэтнической толерантности , принадлежит внеклассной и вне учебной работе, так как она предоставляет широкие возможности для неформального общения учеников с учителями и между собой. При этом школьники получают возможность проявлять свою индивидуальность. Просмотр кино- и телефильмов, прослушивание музыки, посещение выставок, национальных театров. Творческие кружки, театральные и хореографические объединения учащихся, школьные вечера способствуют обогащению художественного и жизненного опыта, развитию творческой активности учащихся в тех или иных видах своего национального искусства и искусства других народов, проживающих рядом. Все это позволяет организовать воспитание детей в духе межэтнической толерантности и культуры мира .

Однако для успешного решения данной проблемы должны быть соблюдены определенные педагогические условия.

К ним относятся следующие :

Обогащение кругозора информацией о культуре, истории, ценностях своего и других народов;

Создание благоприятного психологического климата для позитивного общения детей, принадлежащих к различным этническим группам;

Включение детей разных национальностей в совместную познавательную и практическую деятельность.

Мы известны миру своей толерантностью , межэтническим согласием и диалогом. Растущий миротворческий потенциал нашей страны должен и дальше бережно сохранятся и развиваться.

Исходя из особенностей республики – ее открытости, множественности культур и этносов, учебные заведения должны стать местом приобщения молодежи общечеловеческим ценностям и многообразию культур, воспитания высокой нравственности и патриотизма, где молодые люди учатся сосуществованию друг с другом не теряя своей этноэдентичности.

Публикации по теме:

Воспитание толерантности у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования (опыт работы) Так как современный мир порою жесток, жестокими становятся и дети. Проблема воспитания толерантности у детей с ограниченными возможностями.

Формирование межнациональной толерантности детей дошкольного возраста в условиях поликультурного образования Формирование межнациональной толерантности детей дошкольного возраста в условиях поликультурного образовательного пространства Мы живём.

Конспект занятия «Паралимпийские игры» подготовительная группа (воспитание толерантности) Конспект образовательной деятельности по воспитанию толерантности к людям с ограниченными возможностями в подготовительной к школе группе.

Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста Консультация для педагога Тема: «Проблема воспитания толерантности у детей дошкольного возраста.» Гуманизация - одна из ведущих идей модернизации.

Родительское собрание в старшей группе «Воспитание толерантности у старших дошкольников к детям других национальностей» Родительское собрание в старшей группе Тема «Воспитание толерантности у старших дошкольников к детям других национальностей» Дети - Цели:.

Слайд 2

Единственная настоящая роскошь -

это роскошь человеческого общения

Антуан де Сент Экзюпери

В современном мире особое значение приобретают духовно-нравственные ценности, воспитание открытости к добру и умения противостоять злу. Если попросить разных людей охарактеризовать современный мир, то можно услышать: страшный, жестокий, разобщенный. И действительно,: страшно потерять сознание на улице, опасно идти вечером домой, открывать дверь незнакомцу и лететь на самолете. Но еще тяжелее от мысли, что и наши дети, и наши внуки всю свою жизнь будут испытывать чувства недоверия и нетерпимости по отношению к окружающим.

В последние двадцать лет актуальной является надежда на толерантный мир, то есть мир без насилия и жестокости; мир, в котором самой главной ценностью является неповторимая и неприкосновенная человеческая личность. Однако возможно ли в современных условиях говорить о толерантности? Особенно, например, по отношению к террористам, убийцам неповинных людей. Ответ один: сегодня, может быть, более, чем когда либо, мир невозможен без толерантности. А что делаем мы для того, чтобы нетерпимости в нашей жизни стало меньше, а уважения больше?

Сейчас очень много различных программ для педагогов под эгидой «Толерантность» Эти программы направлены на создание среди учащихся атмосферы взаимопонимания,доверия. В школах,воспитание толерантного поведения - один из самых важных моментов. Толерантность нужно воспитывать.

А что же такое толерантность?

Слайд 3

Толерантность – понятие достаточно новое, это:
- ценностное отношение человека к людям, выражающееся в признании, принятии и понимании им представителей иных культур;
- терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению.

В стенах нашей школы слово толерантность звучит не часто, но работа ведётся постоянно. Все педагоги школы постоянно постоянно ведут работу по воспитанию в детях способности быть открытыми,относиться друг к другу с пониманием. Мы учим их решать конфликты, споры мирным путём,находя компромиссы. Работу по воспитанию толерантности внедряем в урочную и внеурочную деятельность. Это и классные часы, и психологические тренинги и различные внеклассные мероприятия. Культуре толерантности невозможно научиться в одиночку, поэтому внеклассная деятельность дает возможность учащимся в неформальной обстановке находить компромисс, на практике регулировать и разрешать конфликты в классе, социально саморазвиваться и самообогащать свой толерантный опыт. Все это ведет к гармонизации отношений между детьми, учителем, родителями, так как подготовка к внеклассному мероприятию требует совместных усилий всех участников. Участие детей в коллективном творческом деле по подготовке внеклассного мероприятия позволяет школьникам получать межличностный опыт толерантного общения.

Задача школы растить не только образованного и культурного человека, но и человека счастливого. А в полной мере таким может быть только тот, кто живет в МИРЕ С СОБОЙ И ДРУГИМИ . Толерантности можно научить. Как этикету, по принципу убеждения что хорошо, а что плохо. Ее можно развивать и укреплять. А можно ВОСПИТАТЬ .

Слайд 4

Чтобы воспитать ребенка толерантным, необходимо учитывать то, что дети – зеркало отношений и характеров окружающих их взрослых. Необходимо самим относиться к детям толерантно

Во-первых , не обижать их;

Во-вторых , выслушивать их мнение и считаться с ними;

В-третьих , уметь прощать обиды и просить прощения у

ребенка;

В-четвертых , уметь договариваться без ссор и

разрушительных конфликтов;

В-пятых , нельзя унижать достоинство ребенка;

В-шестых , не стоит заставлять ребенка с помощью силы

делать то, что хочется вам.

Слайд 5

«Если человек любит себя, мир, людей, если он внутренне свободен и наполнен энергией, знает, для чего он живет, – он сам решит все свои проблемы. Помочь человеку воспитать свою душу можно». Лихачев Д.С.

Слайд 6

Я хочу предложить вашему вниманию систему воспитания толерантности:

Я - МЫ – КЛАСС – ШКОЛА – СЕЛО – СТРАНА – МИР.

А школа посередине, как мостик, соединяющий мир детства и МИР большой.

Что вкладывается в понятие «формирование толерантности»:

· Я-концепция

· Воспитание нравственное

· Воспитание эстетическое

·Воспитание патриотическое

Формы осуществления:

· Уроки толерантности.

·Игротренинги

· Развивающие занятия- (логопед, психолог)

·недели доброты и вежливости

·Уроки истории (краеведение)

·Работа Детской Общественной Организации

·Творческие объединения

· Участие в творческих конкурсах различного уровня

· Участие в военно-патриотических месячниках

· Участие в социальных акциях

· Профилактика детской зависимости

· …

И в конце можно поставить многоточие, потому что формы могут быть самыми разнообразными, главное все-таки содержание. Ведь даже самый обычный урок может быть толерантным и наоборот, если это эвристический урок (А как ты думаешь? А как ты считаешь? Давайте подумаем вместе)…

И так же как любовь к Отчизне начинается с любви к малой родине, с любви к семье, так и воспитание толерантности должно начинаться с воспитания собственного «Я»

Совершенствование мира надо начинать с себя. Кто я? Какой Я? Зачем Я? Почему Я?

·Я – мальчик или девочка

·Я – ученик

· Я – сын или дочь

· Я – человек

· Я – гражданин

· Я – житель планеты Земля

Если говорить о младшем возрасте, то это, конечно же, воспитание искусством.

Я умею петь. Я умею танцевать. Я умею рисовать. Я умею сочинять. Я умею декламировать. А главное, я умею слушать. И ВСЕ ЭТО КРАСКА В ОБЩЕМ ОРКЕСТРЕ! И во всем ощущается собственная ценность, а отсюда – эмоциональное здоровье.

Интеграция общего и дополнительного образования помогает создать целостное образовательное пространство, где ребенок не дробит мир на составные, где он может соприкоснуться со всеми видами искусств сразу. Музыка, движение, поэзия, изобразительное искусство присутствуют рядом с маленькими учениками на уроках математики, чтения, развития речи. Они логично и естественно вплетаются в ткань любого урока. Не последнюю роль в воспитание толерантности играет изучение этикета. Этот момент в образовательных программах несколько недооценивается, но в нашей школе я считаю ведётся большая работа по привитию элементарных норм поведения.

Ведь ЭТИКЕТ – это и есть древний символ толерантности.

Слайд 8

Золотое правило, сформулированное еще в 5 в. до.н.э. «Поступай с другими так, как бы ты хотел чтобы поступали с тобой….» Этикет придуман для того, что бы избегать конфликты –« люди договорились». Речь идет не о светском, а об общегражданском этикете. Он всегда целесообразен. Живи и дай жить другим.

Коммуникативная толерантность, правила поведения, правила хорошего тона, конструктивный диалог в конфликтных ситуациях: все эти составляющие толерантного поведении и общения находят свое отражение во внеклассных видах деятельности.

Необходимость воспитания культуры толерантности возникает с самых первых дней обучения. Учитывая возрастные особенности школьника, имеет смысл в течение учебного года проводить коллективные дела, которые помогут каждому ребенку наиболее полно раскрыться, рассказать одноклассникам о своих интересах и увлечениях и, с другой стороны, узнать что-то новое о ребятах, знакомых с ним уже не первый год, может быть, найти новых друзей.

Проблему толерантности можно отнести к воспитательной проблеме. Проблема культуры общения - одна из самых острых в школе, да и в обществе в целом. Прекрасно понимая, что дети все разные и что надо воспринимать другого человека таким, какой он есть, но дети не всегда ведут себя корректно и адекватно. Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто. «Педагогика сотрудничества» и «толерантность» - те понятия, без которых невозможны какие-либо преобразования в современной школе.

Для школы проблема воспитания толерантности актуальна сама по себе. На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между 10 - 15 детьми, пришедшими из разных микросоциумов, с разным жизненным опытом и с несформированностью коммуникативной деятельности. Для плодотворного воспитания детей в классе необходимо свести эти противоречия в процессе взаимодействия к некой общей основе. В школе важно научить ребенка, с одной стороны, принимать другого как значимого и ценного, а с другой стороны - критически относиться к своим собственным взглядам. ( в нашей школе это большая проблема - т.к. связь с родителями практически только в телеф. режиме)

Слайд 9

Родители являются первыми и основными воспитателями детей, и невозможно сформировать толерантность у ребенка, как и любое другое качество, если они не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы. Наилучший способ изучения взаимоотношений родителей и детей – это проведение семейных конкурсов, организация совместной деятельности родителей и детей.

Семья в формировании толерантности у учащихся имеет большое значение.

Я считаю, что воспитание культуры толерантности должно осуществляться по формуле: «родители + дети + учитель». Ведь эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. В нашем случае получается замкнутый круг: мы разрабатываем систему классных часов, бесед,занятий,коллективно-творческих дел, которые воспитывают терпимость по отношению к людям,доброту, уважение к старшим, позволили бы нашим ученикам успешно адаптироваться не только к жизни в школе, но и за ее пределами, но единицы наших детей дома живут в нормальном социальном окружении.

В классе проводятся регулярные беседы о поведении, о дружбе.

На уроках чтения читаем тексты о дружбе и взаимовыручке, проводим игры на подавление агрессии, обидчивости.

Слайд 10

Хочется закончить своё выступление словами Д.С. Лихачева: « Толерантность - это прежде всего общение.

Учиться жить среди людей, уметь общаться, так же важно, как изучать математику или физику, покорять горные вершины или исследовать морские глубины. И если вы хотите прожить нормальную, полноценную жизнь, жить в согласии с другими людьми, необходимо учиться общению.»

Слайд 11

Толерантность (к другим) - убеждение, что они могут иметь свою позицию, способны видеть вещи с иных (разных) точек зрения, с учетом разных факторов.

На территории нашей страны проживает свыше 100 народностей и чтобы сохранить необходимо много работать над человеческими качествами, учить людей уважать, беречь чувства другого человека.

Функции воспитания толерантности:

    Информационная

    Эмоциональная

    Поведенческая

1. Развивать личные навыки толерантного общения.

2. Повышать внутригрупповое доверие между субъектами педагогического процесса.

3. Формировать собственные жизненные установки.

В сентябре 2001 г. Правительство Российской Федерации утвердило федеральную целе­вую программу «Формирование установок толерантного сознания и профилактики экстремизма в российском обществе (2001-2005 го­ды)».

Принятая в соответствии с декларацией принципов толерантности (ЮНЕСКО, 1995) программа направлена на «формирование и внедрение в социальную практику норм то­лерантного поведения».

Определение толерантности даёт А. Г. Асмолов: это «искусство жить в ми­ре непохожих людей и идей».

Конструктивное взаимо­действие социальных групп с различными ценностями может быть достигнуто на общей платформе социальных норм толерантного поведения и на­выков межкультурного взаимодействия.

Формирование установок то­лерантного поведения, веротерпимости, миролюбия, противодействие и конструктивная профилактика различных видов экстремизма имеет для многонациональной России особую актуальность.

Терпимость означает уважение, принятие и правильное понима­ние богатого разнообразия культур нашего мира, форм самовыраже­ния и проявления человеческой индивидуальности.

Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений.

Терпимость – это единство в многообразии.

Терпимость – это не уступка, снисхождение или потворство.

Терпимость – это прежде всего активное отношение, формируемое на основе универсальных прав и основных свобод человека. Ни при ка­ких обстоятельствах терпимость не может служить оправданием пося­гательств на эти основные ценности. Терпимость должны проявлять отдельные лица группы и государства.

Толерантность детей .

«Толерантность – это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира», – так говорится в Декларации принципов толерантности, принятой генеральной Конференцией ЮНЕСКО в 1995 году.

Толерантность – это человеческая добродетель: искусство жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав и свобод других людей.

Толерантность являет собой новую основу педагогического общения учителя и ученика, сущность которого сводится к таким принципам обучения, которые создают оптимальные условия для формирования у обучающихся культуры достоинства, самовыражения личности, исключают фактор боязни неправильного ответа.

Толерантность в новом тысячелетии - способ выживания человечества, условие гармоничных отношений в обществе.

Для начальной школы проблема воспитания толерантности актуальна сама по себе.

На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между 20 - 30 детьми, пришедшими из разных микросоциумов, с разным жизненным опытом и с несформированностью коммуникативной деятельности.

Для плодотворного обучения в классе необходимо свести эти противоречия в процессе взаимодействия к некой общей основе.

Воспитание толерантности невозможно в условиях авторитарного стиля общения «учитель - ученик».

Поэтому одним из условий воспитания толерантности является освоение учителем определенных демократических механизмов в организации учебного процесса.

Сегодня все большее распространение в детской, особенно под­ростковой среде, получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин тому много.

Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой ин­формации, социальное окружение детей, семью все чаще проникают и в школу. Поэтому активизируется процесс поиска эффективных меха­низмов воспитания детей в духе толерантности, уважения прав и сво­бод других, непохожих на тебя, людей.

Подходы к воспитанию толерантности детей в межкультурной среде.

Если педагог толерантен, он уверен, открыт, недирективен, доброжелателен. Он выступает по отношению к учащемуся в роли наставникаю.

Можно выделит две группы методов понимания:

    Методы интерпретации.

При интерпретации педагогом поведения ребенка исходной позицией является признание ребенка, уважение его «самости», индивидуальности, понимание того, что его поведение имеет для него самого субъективный, аутентичный смысл.

    Методы, помогающие педагогу постичь внутренний мир ребенка в его своеобразии и целостности, проникнуть в глубину его переживаний, опираясь на чувства исследователя и интуицию.

Данный подход связан с процессом развертывания человеческого отношения одного человека к другому, что предполагает толерантное, со-участное отношение, эмпатийное, а значит, на основе диалога.

Воспитание культуры толерантности у детей предусматривает следующие направления обучения толерантности:

1. Знакомство детей с принципом уважения человеческого достоинства всех без исключения людей.

2. Понимание того, что каждый человек - уникальная личность, и уважение различий между людьми.

3. Понимание принципа взаимодополняемости как основной черты различий. Ученики должны понять, что их различия могут выступать как дополняющие друг друга элементы, как подарок каждого из них группе в целом.

4. Понимание принципа взаимозависимости как основы совместных действий. Детей следует приучить к совместному решению проблем и разделению труда при выполнении заданий, чтобы наглядно показать, как выигрывает каждый при решении проблем через сотрудничество.

5. И как результат - приобщение к культуре мира. Дети, на практике познающие, что такое уважение и терпимость по отношению к другим получают основы, необходимые для созидания мира и развития сообщества.

Основной целью является формирование у детей навыков толерантных отношений.

Как итог реализации программы ожидаются следующие результаты:

    ребенок, успешно взаимодействующий в коллективе;

    ребенок, противостоящий нетолерантным отношениям;

    социально адаптированный ребенок.

последовательность мероприятий, направленных на воспитание толерантности:

1-5 классы: воспитание эмпатии, сочувствия, сопереживания посредством вовлечения учащихся в открытое детское движение

7-9 классы: обучение учащихся пониманию друг друга, умению признавать точку зрения другого, умению выходить из конфликтной ситуации, раскрытие интереса к другим народам, нациям посредством музейой педагогики, педагогики поддержки, работы учащихся по сохранению школьных традиций

10-11 классы: формирование активной жизненной позиции, развитие способности жить в мире разных людей и идей, знание прав и свобод и признание права другого человека на такие же права посредством самостоятельной, индивидуальной и групповой работы учащихся

Интерактивное обучение - обучение, погруженное в процесс общения, основанное на учебно-воспитательном взаимодействии ученика с другими учащимися и педагогами, педагогами и родителями, учащимися и родителями (в зависимости от того, кто включен в работу).

Цели методики

    развитие эмпатических способностей у педагогов, детей и родителей;

    воспитание терпимости к инакомыслию;

    развитие коммуникативных способностей как основного признака личности, обладающей толерантным сознанием;

    воспитание у детей среднего школьного возраста неприятия к проявлению жестокости, насилия к природе, людям, ко всему окружающему миру. Цель урока-тренинга состоит в том, чтобы создать участникам (учащимся) условия для полноценного общения; смоделировать такие ситуации, в которых:

    снимается страх перед самостоятельным высказыванием;

    развивается готовность принять и оказать помощь в нужной ситуации;

    развивается навык анализировать свои поступки и происходящие события, осознавать свое отношение к миру;

    формируется умение ценить свою и чужую работу;

    закрепляется чувство радости от совместного труда и творчества.

Пути и средствавоспитания толерант­ности.

Воспитание мо­жет и не менять отношения, даже если оно не­гативно: мы не можем, да и не имеем права вынудить ребенка изменить взгляды, заставить его мыс­лить и относиться иначе, чем он это уже делает. Дело не в том, чтобы он признал то, чего раньше не при­знавал, полюбил то, чего прежде не любил: он име­ет право на свое отношение.

Дело в другом и более сложном: толерантность может и должна обеспечить ее субъекту и объекту ситуацию со-существования;

воспитание же толерантности призвано помочь ре­бенку достойно прийти к этой ситуации.

Воспита­ние толерантности – это, с педагогической точки зре­ния, целенаправленная организация позитивного опыта толерантности, т. е. целенаправленное созда­ние условий, требующих взаимодействия с другими, какими бы в глазах субъекта они ни были.

Опыт толерантности , положительный (созданные нормальные отношения) или отрицательный (нега­тивизм отношения), имеется у каждого человека, в том числе ребенка, даже самого маленького, у кото­рого есть «любимые» и «нелюбимые» люди.

Принципиально важно и другое: процесс воспи­тания толерантности происходит эффективней, ког­да он обоюдный. Конечно, создать такую ситуацию весьма непросто, но в «контактных» условиях веро­ятно. И при этом происходит взаимное обогащение опыта толерантности, что создает эмоционально-интеллектуально-нравственное поле, на почве которого произрастает положительный опыт отношений и общения.

Толерантность, в сущности, не столько качество, чер­та личности, сколько ее состояние, точнее – реализуе­мое состояние. Поэтому еще одной особенностью вос­питания толерантности выступает теснейшее двуедин­ство его задач: развитие готовности и подготовленности человека к со-существованию с другими людь­ми, сообществами, обстоятельствами и принятию их та­кими, каковы они есть.

Другое дело, что школой отнюдь не исчерпыва­ется, в ней не замыкается сфера проявления толе­рантности: и сама школа погружена в более широ­кую социальную среду, факторы которой существен­но менее доступны педагогическому влиянию.

Здесь важно отметить следующее: с одной сто­роны, эта среда «содержит» множество положи­тельных примеров действительной толерантно­сти (чаще всего в поликультурной, особенно в разно-этнической и многоконфессиональной среде), с другой стороны, гораздо больше разных по со­держанию и характеру, по ценности и значимости, по силе «раздражителя» негативных объектов, требующих толерантности.

И при этом всякая сре­да, каково бы ни было ее пространство, – всегда своя для каждого человека, именно «на него» лично ориентирована в своих – для него же – по­зитивных или негативных проявлениях.

Источники соответствующей информации – фоль­клорные или литературные персонажи и реальные люди, складывающиеся отношения часто совсем раз­ных людей, идущие от настороженности, недоверия, даже враждебности – ко взаимному принятию. И здесь также ценен собственный опыт ребенка или сообще­ства, особенно – известные, а потому и убедительные примеры позитивного решения трудных ситуаций.

«Воспитание - это прежде всего человековедение»
В.А.Сухомлинский

В последнее десятилетие в научно-педагогическую литературу прочно вошел термин «толерантность». В разных языках слово «толерантность» имеет сходное значение и является своеобразным синонимом «терпимости». Основой толерантности является признание права на отличие.

Основные критерии «толерантности» и их показатели можно определить, исходя из определения самого понятия «толерантность» - активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя позитивного взаимодействия с людьми иной культуры, нации, религии, социальной среды.

1995 год по инициативе ЮНЕСКО был объявлен Международным годом Толерантности. С того времени слово «толерантность» прочно вошло в нашу повседневную жизнь. Представители более чем 185 стран подписали Декларацию Принципов Толерантности, в которой четко определили этот термин. Он формулируется так: "Толерантность (от лат. tolerantia — терпение; терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям) - это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Толерантность - это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая, правовая потребность. Толерантность - это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений".

Толерантность - терпимость по отношению к инакомыслию, чужим взглядам, верованиям, поведению, к критике другими своих идей, позиций и действий и т.д…

Толерантность - это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира.
Толерантность - это человеческая добродетель: искусство жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав и свобод других людей. В то же время, толерантность - это не уступка, снисхождение или потворство, а активная жизненная позиция на основе признания иного.
Толерантность также требует предоставления каждому человеку возможностей для социального развития без какой-либо дискриминации. Это качество личности, которое является составляющей гуманистической направленности личности и определяется ее ценностным отношением к окружающим.

2003 год был объявлен ЮНЕСКО годом толерантности. Это объяснимо, ибо события, происходящие в мире, часто носят характер межэтнических, религиозных конфликтов, расовой дискриминации.

Общепризнанно, что человечеству не хватает толерантности, а проще говоря, взаимоуважительного, благожелательно - терпимого отношения друг к другу. Из-за такого дефицита происходит много бед. Казалось бы, так просто - живи и давай жить другим, имей свой образ жизни, веруй, выражай частным образом и публично свое мировоззрение, признай право других на то же самое, и все будет хорошо. Но почему-то не получается. Очевидно, проблема терпимости затрагивает какой-то глубокий уровень подсознания, и никакие рационалистические доводы разума часто не действуют. Поэтому огромную важность сегодня для нашей страны имеет теоретическая и практическая разработка принципов, методов, форм и содержания нового, культурного образования, воспитания.

В то же время толерантность вовсе не означает безразличие к любым взглядам и действиям. Так, например, аморально и преступно мириться с расизмом, насилием, унижением достоинства, ущемлением интересов и прав человека. Нельзя мириться в том случае, если искажаются научные данные или сведения, экспериментально доказанные.

Если невозможно однозначно оценить, что лучше, что оптимальнее, где истина, то целесообразно уважительно и спокойно отнестись к инакомыслию, оставаясь при своих убеждениях.

Можно рассматривать толерантность как социальную норму, в которую входят следующие компоненты:

- социальная восприимчивость взаимодействующих субъектов, интерес к особенностям друг друга;
- признание равенства партнёров;
- отказ от доминирования и насилия;
- готовность принять другого таким, какой он есть;
- доверие, умение слушать и выслушивать другого;
- способность к сочувствию, сопереживанию

Другой подход к укреплению толерантности выражается в создании условий, необходимых для осуществления прав человека. В сфере воспитания и развития толерантность означает открытость, реальную заинтересованность в культурных различиях, признание многообразия, развитие способности распознавать несправедливость и предпринимать шаги по её преодолению, а также способность конструктивно разрешать разногласия.

Толерантность - это условие нормального функционирования гражданского общества и условие выживания человечества. Именно в этой связи возникает необходимость в формировании у подрастающего поколения способности быть толерантным.

Проблему толерантности можно отнести к воспитательной проблеме. Проблема культуры общения — одна из самых острых в школе, да и в обществе в целом. Прекрасно понимая, что мы все разные и что надо воспринимать другого человека таким, какой он есть, мы не всегда ведем себя корректно и адекватно. Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто.

К сожалению, дух нетерпимости, неприязни к другой культуре, образу жизни, верованиям, убеждениям, привычкам всегда существовал и продолжает существовать в наше время как в обществе в целом, так и в отдельных его институтах. Не является исключением и школа. Следует отметить, что предметом нетерпимости в школе может выступать как национальная, религиозная, этническая, социальная, половая принадлежность ребенка, так и особенности его внешнего вида, интересы, увлечения, привычки.

Особая роль в формировании толерантности у всех категорий обучаемых - от дошкольной до послевузовской образовательной системы - принадлежит, безусловно, педагогам.

В настоящее время перед всеми педагогами встает вопрос: как обеспечить формирование толерантных качеств личности школьника в процессе поликультурного образования. В современной социокультурной ситуации школа, должна стать местом, где создаются благоприятные условия для межэтнического общения, где всем учащимся прививается уважение к своей культуре и культурам других народов, поскольку именно в учебно-воспитательном процессе создаются ситуации культурного, межличностного, межнационального, формального и неформального общения.

На мой взгляд, формирование таких качеств, как признание человеком другого, принятие, понимание облегчило бы решение проблемы воспитания толерантности.

Толерантность являет собой новую основу педагогического общения учителя и ученика, сущность которого сводится к таким принципам обучения, которые создают оптимальные условия для формирования у обучающихся культуры достоинства, самовыражения личности, исключают фактор боязни неправильного ответа. Толерантность в новом тысячелетии - способ выживания человечества, условие гармоничных отношений в обществе.

На сегодняшний день возникает необходимость воспитания культуры толерантности с самых первых дней обучения. Глобальное образование призвано воспитывать у учащихся чувство и сознание ответственности за настоящее и будущее мира, в котором они живут. Оно исходит из того, что предрассудки по отношению к чужим культурам (да и к своей собственной) возникают из-за отсутствия у людей знаний о народах и их отношениях, о национальных культурах и традициях. Проявлять толерантность - это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность. Толерантность - глобальная проблема, и наиболее эффективным способом ее формирования у подрастающего поколения является воспитание. Воспитание в духе толерантности способствует формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях.

В педагогической практике накоплено немало методов, форм и приемов работы по воспитанию толерантности у школьников, связанных с организацией деятельности детей в классе, использованием произведений художественной литературы и кинофильмов, организацией диалоговых форм работы (дискуссий, диспутов, дебатов).

Педагогические технологии должны быть основаны на системном подходе к воспитанию и синтезе форм продуктивной деятельности учащихся.

В связи с этим, педагог на предметных уроках, в особенности на классных часах, должен уделять внимание патриотическому воспитанию, направленному на формирование уважительного отношения к Родине, родным местам, историческому прошлому, родной культуре, собственному народу и народам России. Одна из приоритетных задач воспитания на современном этапе - это воспитание такого гражданина общества, который любит Родину, уважает государство и его законы, толерантно относится к народам, населяющим Россию, стремится работать на ее благо, для процветания Отчизны, гордится достижениями страны и своего региона.
Положительная гражданская позиция должна стать частью мировоззрения учащегося, определять его действия по отношению к государству, вселять веру в будущее России. Человек, который не любит свой край, не чувствует привязанности к свой земле, не знает историю и культуру своего народа, не может быть по-настоящему гражданином и патриотом. Родина может ассоциироваться с домом, селом, краем, республикой, всем государством, и лучше всего, если границы Родины будут постепенно расширяться и включать в себя все части целого - дом, село (город), Россия.

Школа призвана заботиться о формировании психологии ребенка, в воспитании его в духе терпимости и братской любви к людям, школа обязана научить молодых людей умению различать добро и зло.
Система образования в России не должна быть основана на очередных планетарных утопиях и пренебрежении к религиозно-этической основе культуры, следовательно, наша цель - создание системы образования, основанной на глубоком освоении духовного наследия Рос¬сии. Патриотическое воспитание должно гармонично сочетаться с приобщением учащихся к лучшим достижениям мировой цивилизации. Данная система должна способствовать выработке преемственного мышления, приверженности своему национальному наследию и осознанию его роли и места в мировом духовном развитии, также уважению и открытости ко всем другим системам и традициям. Только глубокая и осознанная любовь к своему наследию побуждает человека с уважением относиться к чувствам других, быть чутким к трагедиям отечества и народа.

В основу обучения учащихся положены педагогические принципы:

→Гуманизация обучения, стоящая на том, что каждая личность неповторима, каждый ребенок - чудо.
→Интеграция различных видов искусства: музыки, изобразительного искусства, элементов театрализации, игры.

Широкое привлечение игровых технологий, интереса, как факторов педагогической свободы обучения.
Важную роль в приобщении к культурам, решении проблем взаимопонимания и взаимообогащения, повышения культуры межнационального общения играет язык. Развитие национальных языков является сегодня одной из приоритетных задач государственной политики Российской Федерации. В разных регионах страны к ее решению подходят по-разному, но общим для всех является сохранение языков как основы жизнедеятельности и культуры этносов, гармонизация межнациональных отношений.

Изучение языков представляет собой один из наиболее действенных путей воспитания в духе терпимости и взаимопонимания. Ведь лишь владение языком иной культуры открывает возможность для ее всестороннего и достоверного понимания.

Необходимо особое внимание обратить на воспитание исторической памятью, правдой о становлении и развитии нашего многонационального государства, что приобретает особую важность для установления объективной истины, формирования личной позиции. В педагогическом аспекте единство исторического знания и культуры обозначает незыблемость межкультурных и межнациональных связей, способствует взаимопониманию и взаимообогащению народов.

Большую ценность для учащихся имеют этнографические знания о происхождении народов, с представителями которых они вместе учатся, о своеобразии национального этикета, обрядов, быта, одежды, искусства, художественных промыслов, праздников. Важно, чтобы классный руководитель не только проявлял компетентность в этих вопросах, но и использовал накопленные знания в воспитательной работе, во время беседы, посещения учащимися краеведческих и литературных музеев, различных национальных культурных центров, театров, выставок, фольклорных концертов, просмотров фильмов национальных студий и т.д..
Совместная деятельность детей создает общее эмоциональное переживание, ребята оказывают помощь друг другу при выполнении задания, сострадают, переживают неудачи и радуются успеху. Они становятся терпимее, добрее, справедливее в оценке своих действий и поступков.

Проблемы воспитания толерантности становятся особенно актуальными в наши дни, т.к. резко возросла напряженность в человеческих отношениях. Нельзя обойтись без тщательного анализа причин ментальной несовместимости человеческих сообществ. Именно на этой основе могут быть найдены эффективные средства предупреждения конфронтационных процессов с использованием возможности сферы образования. Изначально в человеке заложены как добрые, так и злые начала и их проявление зависит от условий жизни человека, от среды, в которой он живет и развивается, от менталитета, которые непосредственным образом влияют на индивидуальность, на мировоззрение, стереотипы поведения.

Уроки эстетического цикла имеют большое эмоциональное воздействие на подрастающее поколение.
Ориентация педагога на постижение смыслов поведения и поступков детей означает, что в воспитательной деятельности на первый план выходят задачи понимания ребенка.

Формирование культуры межнациональных и межличностных отношений требует взаимодействия школы с семьей, с социальной средой. Необходимо проведение грамотной светской и религиозной политики в обществе, соответствующей направленности средств массовой информации, литературы, киноискусства. Воспитание культуры толерантности, на наш взгляд, должно осуществляться по формуле: "родители + дети + учитель".
Мероприятия, в которых принимают участие родители, служат хорошим примером взаимодействия двух самых важных факторов в жизни ребенка школы и семьи, объединивших свои усилия в учебном процессе, направленном на воспитание открытого, непредвзятого отношения к человеческому многообразию.

Путь к толерантности - это серьезный эмоциональный, интеллектуальный труд и психическое напряжение, ибо оно возможно только на основе изменения самого себя, своих стереотипов, своего сознания.
В основе педагогической деятельности учителя должен быть живой смысл и живое общение на основе живого слова, живого понятия, что, в свою очередь, важно не само по себе, а как путь не просто к толерантности, пониманию, а путь к толерантному взаимодействию, взаимному пониманию. Если педагог толерантен, он уверен, открыт, доброжелателен. Он выступает по отношению к учащемуся в роли наставника.

Воспитание в духе терпимости должно быть направлено на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения по отношению к другим. Оно должно способствовать формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях.

Основная цель воспитания:

. содействовать максимально широкому распространению идей и социальных образцов толерантности, практическое приобщение к культуре толерантности детей;
. способствовать формированию личности, обладающей чувством собственного достоинства и уважения к людям, умеющей строить отношения в процессе взаимодействия с учащимися разных верований, национальностей на основе сотрудничества и взаимопонимания.

Личность ребенка формируется под влиянием осознания себя человеком со всеми присущими ему человеческими проявлениями в поступках, чувствах, отношениях и путем приобщения его к общечеловеческим ценностям и культуре.

Одним из способов достижения толерантных отношений подростков друг к другу является обучение ассертивному поведению. Ассертивность рассматривается как способность личности открыто и свободно заявлять о своих желаниях, требованиях и добиваться их воплощения. Применительно к подросткам это обозначает умение оптимально реагировать на замечания, справедливую и несправедливую критику, способность говорить себе и окружающим «нет», отстаивать свою позицию, не ущемляя при этом достоинства другого человека. Важно учить подростков умению просить других об одолжении, не испытывая чувства неловкости. Все это позволит сохранить партнерские отношения с окружающими людьми.

Список литературы:
1. Семина Л.И. Учимся диалогу. Толерантность: объединения и усилия.// Семья и школа. 2001 №№11-12
2. Степанов П. Как воспитать толерантность? // Народное образование. 2001 №9, 2002 №1, 2002 №9
3. Риэрдон Б. Э. Толерантность - дорога к миру. М., 2001
4. Пикалова Т.В. Формирование толерантных качеств личности школьника в процессе поликультурного образования на уроках.
5. Макова Л.Л. Воспитание толерантности в учебно-воспитательном процессе школы как путь к преодолению межличностных конфликтов подростков.
6. Воробьева О.Я. Педагогические технологии воспитания толерантности учащихся., М., 2007
7. Байбородова Л.В. Воспитание толерантности в процессе организации деятельности и общения школьников. // Ярославский педагогический вестник. 2003 №1

Трегубова Ольга Ивановна
учитель информатике и ИКТ
МОУ «Нижнесортымская СОШ»
Тюменская обл
Сургутский р-он
ХМАО - Югра

  • 2. Классические концепции воспитания
  • 3. Современные концепции воспитания
  • Системно-функциональная модель педагогической деятельности (по н. М. Таланчуку)
  • Глава 3. Организация воспитательного процесса в школе
  • 1. Динамика воспитательного процесса
  • 2. Виды воспитательного процесса
  • 3. Воспитательная работа.
  • Глава 4. Воспитательные системы и их развитие
  • 1. Что такое воспитательная система?
  • 2. Развитие воспитательной системы школы
  • 3. Методика созданий воспитательной си­стемы школы
  • Глава 5 закономерности и принципы воспитания
  • 1. Закономерности процесса воспитания школьников
  • 2. Принципы воспитания
  • Глава 6 педагогическое взаимодействие в воспитании
  • 1. Сущность и структура взаимодействия
  • 2. Типы взаимодействия
  • Типы взаимодействия
  • 3. Развитие взаимодействия педагогов и учащихся
  • 4. Условия, влияющие на взаимодействие педагогов и детей
  • Глава 7 самовоспитание как процесс и результат воспитания
  • 1. Сущность процесса самовоспитания
  • Системно-функциональная модель самовоспитания личности
  • 2. Стимулирование самовоспитания как пе­дагогическая задача
  • 3. Диагностика готовности детей к самовос­питанию
  • Глава 8 содержание воспитания
  • 1. Многоаспектность содержания воспита­ния школьников
  • 2. Развитие сущностных сфер человека
  • 3. Формирование готовности школьников к социальным отношениям
  • Системно-ролевая модель формирования личности (по н. М. Таланчуку)
  • 4. Формирование базовой культуры лич­ности
  • Глава 9 воспитание патриотизма и культуры межнационального общения
  • 1. Патриотическое воспитание молодёжи
  • 2. Воспитание культуры межнационально­го общении
  • 3. Воспитание толерантности и веротерпи­мости
  • 4. Методика воспитания толерантности и культуры межнационального общения
  • Глава 10 методы и приемы воспитания
  • 1. Что такое метод воспитания?
  • 2. Классификации методов воспитания
  • Классификация методов воспитания
  • 3. Приемы воспитания
  • 4. Выбор методов и приемов воспитания
  • Глава 11 коллектив как объект и субъект воспитания
  • 1. Понятие коллектива
  • 2. Реализация воспитательных функций коллектива
  • 3. Развитие детского самоуправления
  • 4. Сотрудничество педагогов и учащихся как фактор развития детского самоуправ­ления
  • Глава 12 формы воспитания
  • 1. Понятие «форма воспитательной работы»
  • 2. Классификация форм воспитательном роботы
  • 3. Проблема выбора форм
  • 4. Диалоговые формы воспитания
  • Сравнительные характеристики обычных разговоров учителя и учеников и дискуссии
  • 5. Формы коллективной творческой дея­тельности
  • 6. Игра в воспитательном процессе
  • 7. Изучение эффективности и анализ фор­мы воспитательной работы
  • Глава 13 функции и направления деятельности классного руководителя
  • 1. Вариативность классного руководства
  • 2. Функции классного руководителя
  • 3. Направлений деятельности классного ру­ководителя
  • 4. Взаимодействие классного руководите» и семьи ученика
  • 5. Классный руководитель и педагогический коллектив
  • 6. Классный воспитательный час
  • 7. Анализ и планирование работы клас­сного руководителя
  • Раздел плана работы классного руководителя
  • I. Коллективный анализ и целеполагание воспитатель­ной работы с привлечением родителей, учащихся, учите­лей класса.
  • III. Составление предварительного варианта плана ра­боты классного руководителя с учетом воспитательных и организационно-педагогических задач.
  • IV. Коллективное планирование работы в ученическом и родительском коллективах с привлечением учителей, организованное классным руководителем.
  • V. Составление плана классного руководителя, конкре­тизация его предварительного варианта, внесение коррек­тивов с учетом материалов коллективного планирования.
  • 1. Воспитательный процесс в сельской школе
  • 2. Организация воспитательной работы
  • 3. Особенности организации воспитательного процесса в учреждениях дополнитель­ного образования детей
  • 4. Воспитание в детских объединениях и организациях
  • Глава 15 взаимодействие школы и семьи в воспитании детей
  • 1. Воспитательные функции семьи
  • 2. Педагогические основы взаимодействия школы и семьи
  • 3. Содержание и формы совместной дея­тельности школы и семьи
  • 4. Формы взаимодействия педагогов и родителей
  • 3. Воспитание толерантности и веротерпи­мости

    Основным принципом в общении между людьми должны стать терпимость, причем терпимость не пассивная, а ак­тивная, когда люди настойчиво ищут не то, что их разъеди­няет, а то, что объединяет.

    Людям свойственны разные воззрения и интересы (соци­альные, экономические, национальные, вероисповедные). В этой связи терпимость (толерантность) становится осно­вой цивилизованных отношений между людьми. Особенно она важна сегодня в России, когда мы переживаем период радикальных трансформаций, переоценки ценностей, воз­никновения полярных по своим убеждениям партий, рас­слоения общества.

    Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, об­щества в целом. Она полностью соответствует тем гумани­тарным задачам, которые ставит перед нами новый век в новом тысячелетии.

    Мы знаем, что различных людей следует воспринимать такими, какие они есть - со своими обычаями, традиция­ми, стереотипами поведения. Людям следует помогать, ибо помощь слабому - это наш долг, причем в первую оче­редь - перед своей совестью.

    Однако в реальной жизни, в обыденном мнении часто со­здается негативное отношение к тем или иным группам лю­дей, проявляется агрессивность.

    Толерантность означает уважение, принятие и правиль­ное понимание богатого многообразия наших форм само­выражения и способов проявления человеческой индиви­дуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность - это гармония в многообразии.

    Это качество является составляющей гуманистической направленности личности и определяется ее ценностным отношением к окружающим. Оно представляет установку на определенный тип отношений, который проявляется в личностных действиях человека.

    Толерантность - реализуемая готовность к осознан­ным личностным действиям, направленным на достиже­ние гуманистических отношений между людьми и группа­ми людей, имеющими различное мировоззрение, разные ценностные ориентации, стереотипы поведения.

    Толерантность - интегрированное качество. Если оно сформировано, то и проявляется во всех жизненных ситуа­циях и по отношению ко всем людям. В то же время опыт показывает, что человек может быть толерантным в от­ношениях с близкими, знакомыми, но пренебрежительно, нетерпимо относится к людям другой веры или националь­ности. В этой связи, на наш взгляд, можно говорить о меж­личностной, социальной, национальной толерантности и ве­ротерпимости. Межличностная толерантность проявляется по отношению к конкретному человеку; социальная - к конкретной группе, обществу; национальная - к другой нации; веротерпимость - к другой вере.

    Проявление толерантности, которое равнозначно уваже­нию прав человека, не означает терпимого отношения к со­циальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим убеждениям. Это означает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же пра­во за другими. Это означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению,

    речи, поведению и ценностям, но обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность. Это также оз­начает, что взгляды одного человека не могут быть навяза­ны другим.

    Толерантность является структурным компонентом лич­ности и затрагивает все сущностные сферы человека.

    Актуальность воспитания толерантности обусловлена теми процессами, которые тревожат как мировую обще­ственность, так и российское общество. Прежде всего это рост различного рода экстремизма, агрессивности, расши­рение зон конфликтов и конфликтных ситуаций. Эти со­циальные явления особо затрагивают молодежь, которой в силу возрастных особенностей свойственен максимализм, стремление к простым и быстрым решениям сложных со­циальных проблем.

    Сегодня решение задачи воспитания толерантности дол­жно пронизывать деятельность всех социальных институтов и в первую очередь тех, кто оказывает непосредственное воз­действие на формирование личности ребенка. Педагоги ча­сто сталкиваются с неблагоприятным воздействием сте­реотипного мышления членов семьи, антисоциальных норм неформальных объединений, «героической» агрессивности, пропагандируемой средствами массовой информации.

    Школа имеет большие возможности для воспитания у детей толерантности. Они могут быть реализованы в процессе как учебной, так и внеучебной деятельности. Именно в школьном сообществе у ребенка могут быть сформированы гумани­стические ценности и реальная готовность к толерантному поведению.

    Основой толерантности является признание права на от­личие. Оно проявляется в принятии другого человека таким, каков он есть, уважении другой точки зрения, сдержанности к тому, что не разделяешь; в понимании и принятии тради­ций, ценностей и культуры представителей другой нацио­нальности и веры.

    В то же время терпимость вовсе не означает безразличия к любым взглядам и действиям. Так, например, аморально и преступно мириться с расизмом, насилием, унижением достоинства, ущемлением интересов и прав человека. Если невозможно сразу и однозначно оценить, что лучше, что оптимальнее, где истина, то целесообразно уважительно и спокойно отнестись к инакомыслию, оставаясь при своих убеждениях.

    В рамках педагогического влияния на межнациональное общение необходимо говорить о воспитании межнациональ­ной толерантности, потому что она проявляется в отноше­ниях между представителями разных национальностей и предполагает способность видеть и строить межнациональ­ные отношения с учетом соблюдения интересов и прав вза­имодействующих сторон.

    В словаре «национальная толерантность» трактуется как «специфическая черта национального характера, духа на­родов, неотъемлемый элемент структуры менталитета, ори­ентирующий на терпимость, отсутствие или ослабление реакции на какой-либо фактор в межнациональных отно­шениях». Таким образом, межнациональная толерантность - это свойство личности, которое проявляется в терпимости к представителям другой национальности (этнической груп­пы) с учетом ее менталитета, культуры, своеобразия само­выражения.

    Межнациональная толерантность тесно связана с веро­терпимостью, которую также необходимо воспитывать у мо­лодого поколения. Сегодня часто бесцеремонно в духовную жизнь российских граждан вторгаются различные, в том числе и зарубежные, религиозные организации. Согласно ст. 14 Конституции РФ наше государство - светское, ни­какая религия не может устанавливаться в качестве госу­дарственной или обязательной. В другой статье (28-й) гово­рится, что «каждому гарантируется свобода совести веро­исповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедо­вать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними».

    Таким образом, ст. 14 запрещает обязательность и го­сударственный характер религии, ст. 28 разрешает ее сво­бодно выбирать и распространять независимо от места жи­тельства или должности человека. Следовательно, это может делать и учитель школы. Тем более что в ст. 29 Конституции говорится о праве свободно искать, получать, производить и распространять информацию любым законным способом, о запрете цензуры. В то же время существует запрет на про­паганду религиозной нетерпимости или религиозного пре­восходства.

    Однако следует заметить, что не все религиозные объеди­нения заслуживают толерантного отношения, особенно когда речь идет о религиозных культах экстремистской направ­ленности. Некоторые из них, имеющие скандальную славу на Западе, зарегистрированы в нашей стране и пополняют свои ряды за счет российской молодежи. Деятельность этих орга­низаций должна рассматриваться с позиции их негативного влияния на семью, детей, молодежь. Здесь воспитывается человек, отвергающий родную семью, традиции, свой народ. Действительно, подобные обстоятельства усложняют де­ятельность педагогов по воспитанию веротерпимости у де­тей, однако очень многое зависит от каждого учителя, от его личной позиции в решении этой проблемы, от профес­сионализма в подходе к данному вопросу в учебной и вне-учебной работе.

    Как в этой связи относиться к преподаванию религии в школе? Вероятно, целесообразно детям давать знания о различных религиях, что позволит обеспечить свободный осознанный выбор религии или отказ от всех ее разно­видностей. Ознакомившись со всем культурным достояни­ем, ученик способен выработать в себе доброжелательное отношение к любому другому религиозному или мировоз­зренческому подходу.

    Можно предложить в плане воспитания у школьников ве­ротерпимости специальный курс по истории религий народов России, предусмотрев прежде всего изучение религии свое­го народа, затем ознакомление подростков с верованиями других этносов, проживающих в России. При этом важно, чтобы чужая вера освещалась как мировоззрение, составля­ющее основу национальной культуры, когда определяются, особенно на ранних этапах развития общества, ценностные ориентации, образ жизни и ментальность народа.

    Воспитание толерантности и веротерпимости является важнейшим элементом и условием формирования культу­ры межнационального общения.

    Похожие публикации