Проект по теме экологическое воспитание. й этап – подготовительный

«Для иных природа - это дрова, уголь, руда, или дача, или просто пейзаж.

Для меня природа - это среда, из которой , как цветы ,

выросли все наши человеческие таланты» .

Пришвин М. М

Мир, в котором нам приходится жить, имеет специфические особенности.

Всё, что нас окружает является объектами, собранными по принципу конструктора из мельчайших элементарных частичек. Человек, в этом плане, тоже не исключение. Для своего существования людям необходимо постоянно удовлетворять свои базовые потребности в еде, воде, дыхании, защите, размножении.

Всё то, что необходимо человеку для жизни, для его существования даёт ему окружающая среда. Наша планета устроена таким образом, что даёт всё благоприятные возможности для появления и существования на ней различных форм жизни. Человек, как разновидность живых существ, также имеет возможность жить и развиваться благодаря имеющимся условиям, которая обеспечивает природа. Значение природы в жизни человека первостепенна, основополагающая, фундаментальна.

Проще говоря, мы всё с вами живём, потому что этому способствуют природные условия. Но, как известно, окружающая среда может иметь различные состояния, которые могут не подходить для нормального существования живности, и человека в том числе. Парадоксально, но значение природы в жизни человека, самими же людьми, сильно недооценивается, что порождает принцип - «пилю сук, на котором сижу». На сегодняшний день экологическое состояния окружающей среды оставляет желать лучшего. Люди повсеместно начинают активно ухудшать экологическую обстановку на нашей планете, что, в первую очередь, пагубно сказывается на самом же человеке.

Взаимодействие общества с природой имеет для человека не только утилитарное, производственное значение, но также и оздоровительное, нравственное, эстетическое, научное. Человек не только «вырастает» из природы, но, производя материальные ценности, одновременно «врастает» в нее. К тому же природа помимо прочего имеет свою удивительную прелесть, очарование, что в немалой степени делает человека художником, творцом. В частности, из этого творческого к ней отношения не в последнюю очередь возникает у того или иного народа чувство Родины, единения со своей землей, патриотизм.

Аннотация

Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства.

Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в младшем возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности.

Дети, которые ощущают природу: дыхание растений, ароматы цветов, шелест трав, пение птиц, уже не смогут уничтожить эту красоту. Наоборот, у них появляется потребность помогать жить этим творением, любить их, общаться с ними. Установление гармонических отношений с живой и неживой природой, развивает органы чувств ребенка.

Программа обучения и воспитания в детском саду предусматривает ознакомление дошкольников с окружающим нас миром, природой и ее закономерностями, начиная с младшей группы. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день во время прогулок. Такое взаимодействие детей с природой, ее явлениями, разнообразием животного и растительного мира, оказывает неизгладимое впечатление на ребенка. Роса на траве, аромат цветов, жужжание насекомых или стрекотание кузнечика – обыденность для взрослого, но не для ребенка. Каждый малыш в глубине души своей – исследователь, и те открытия живой и неживой природы, которые он совершает, постепенно формируют общую картину окружающего нас мира. Но какова же будет эта картина, насколько трепетным будет отношение детей к растениям, животным и природе в целом? Какими вырастут наши дети, если на начальной стадии мы не научим их любить и оберегать нашу мать-природу? Вопрос непростой и может вызвать множество споров и дискуссий. Но ясно одно - именно на наши плечи ложится груз ответственности за экологическое воспитание дошкольников.

Данный проект направлен на детей младшего дошкольного возраста, чтобы дать им представление о животном и растительном мире, находящихся в ближайшем окружении.

Цель проекта: формирование у детей и родителей чувства сопричастности ко всему живому, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы

Задачи проекта:

1. создать экологически благоприятную среду на территории ДОУ для реализации приоритетного направления;

2. формировать представления детей о природе;

4. организовать практическую природоохранную деятельность детей и родителей;

5. развивать взаимопонимание и взаимопомощь между детьми, педагогами, родителями, потребность в постоянном саморазвитии экологической культуры;

6. развивать первоначальные географические представления, знакомство с простейшими способами ориентирования на местности;

7. воспитывать у детей внимательное, разумное, бережное отношение к окружающей природе.

План работы

Месяц

Неделя

Работа с детьми

Работа с родителями

Сентябрь

Знакомство с цветами на клумбе. Заучивание названий.

Составление семейных энциклопедий «Цветы на нашей клумбе

Сбор семян летних цветов.

Занятие по рисованию на тему

«Цветы на нашей клумбе».

Уборка оставшихся овощей с огорода.

Уборка цветников.

Сбор урожая.

Октябрь

Прогулка по участку. Беседа на тему «Изменения в природе осенью».

Сопровождение детей на прогулке.

Рисование на тему

«Природа осенью».

Сбор осенних листьев для гербария.

Чтение стихотворений об осени.

Конкурс подделок из природного материала на тему «Осенний вернисаж»

Изготовление подделок из природных материалов «Осенний букет».

Ноябрь

Целевая прогулка на участок. Наблюдения за птицами.

Изготовление птичьих кормушек

Беседа на тему «Жизнь птиц зимой».

Развешивание кормушек на участке.

Раскладывание корма в кормушки.

Создание плаката экологической направленности «Покормите птиц зимой»

Разучивание стихов о птицах.

Декабрь

Целевая прогулка на участок. Наблюдение за елью.

Оформление стенгазеты о пословицах и поговорках о ели.

Инсценировка: «Встреча с ёлочкой»

Беседа на тему «Кто дружит с елью?»

Создание фотовыставки на тему «Новогодняя елочка».

Аппликация на тему «Новогодняя елочка»

Чтение стихотворений о зиме.

Январь

Зимние каникулы

Занятие на тему

«Защитники природы».

Беседа с детьми тему «Жалобная книга природы».

Работа над плакатом

«Берегите природу».

Акция «Берегите природу».

Создание листовок.

Сопровождение детей на акции.

Февраль

Знакомство с новым растением в группе – Калатея.

Составление альбомов «Растения в моем доме».

Занятие по экологии на тему

«Природа, ты и я - друзья».

Аппликация на тему «Зимний лес».

Выставка альбомов «Растения в моем доме».

Итоговое занятие на тему

«Зимушка - зима».

Март

Знакомство с новым растением в группе - Фикус.

Рассказ детям о необходимости солнечного света для роста растений.

Занятие на тему

«Забота о растениях».

Рисование на тему

«Зеленые листочки».

Проведение опыта

«На свету и в темноте».

Демонстрация результатов опыта

«На свету и в темноте».

Апрель

Целевая прогулка на участок. Наблюдение за изменениями в природе весной.

Беседа на тему «Растения и животные весной».

Беседа на тему «Весне дорогу».

Работа над плакатом

«Весенний пейзаж».

Заучивание стихотворений о весне.

Аппликация на тему «Подснежники».

Чтение стихотворений о весне.

Май

Беседа на тему

«Наш ковер – цветочная поляна».

Беседа на тему «Многообразие цветов».

Рисование на тему

«Клумба моей мечты ».

Высадка луковиц и семян цветов на клумбы.

Высаживание цветников.

Чтение стихотворений о лете.

Июнь

Высаживание рассады помидор на огород.

Высаживание овощей на огороде.

Занятие на тему «Волшебница вода».

Игра – путешествие

«Во саду иль в огороде».

Викторина «Наша дача».

Рисование на тему

«Синьор - помидор».

Июль

Целевая прогулка в сад.

Наблюдение за плодами деревьев.

Изготовление знаков

«Не рвите», «Не ссорите».

Работа на огороде.

Рисование на тему

«Мои плоды».

Работа на клумбе.

Август

Сбор плодов яблони и груши.

Их сравнение.

Высадка саженцев плодоносных деревьев.

Игра-путешествие

«Собери и положи».

Распределение знаков на участке детского сада.

Помощь в установке знаков.

Занятие на тему «Юный садовод».

Фото- конкурс

«Юный садовод».

Занятие на тему «Защитники природы»

Цель: Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней, желание принимать участие в охране природы.

Материалы и оборудование: Телеграмма от жителей леса, лепестки волшебного цветка(красный, голубой, оранжевый, желтый и фиолетовый), загадки про зверей, одноразовые тарелки, стаканчики, вилки, ложки, упаковочные пакеты, ватман, вырезанные из бумаги эскизы деревьев, клей, иллюстрации леса.

Ход занятия:

Наша планета Земля
Очень щедра и богата:
Горы, леса и поля-
Дом наш родимый, ребята!
Давайте будем беречь планету,
Другой такой на свете нет.
Развеем над нею тучи и дым,
В обиду её никому не дадим!
Беречь будем птиц, насекомых, зверей.
От этого станем мы только добрей.
Украсим всю Землю садами, цветами.
Такая планета нужна нам с вами!

Воспитатель: Ребята, мне пришла телеграмма от жителей леса! Они очень беспокоятся за свой дом! Их лес захватил злой и страшный Лесоглот. Он вырубает деревья, охотиться на лесных зверей и птиц, безжалостно уничтожает запасы ягод и грибов, а еще никогда не убирает за собой мусор. Победить этого ужасного Лесоглота не смог даже дедушка медведь. Лесоглот согласится покинуть лес в обмен на волшебный цветок. А для того, чтобы вырастить такой цветок, мы с вами должны отправиться в страну «Природознанию» и научиться беречь нашу природу! Ну что, поможем нашим лесным друзьям??? Тогда вперед….

Смотрите, дети, первая остановка: «Красный лепесток ».

Мы получим это лепесток, выполнив первое задание.

1 задание: «Если я приду в лесок…»

Воспитатель: Встанем в круг. Я буду говорить и показывать вам свои действия, а вы отвечать мне. Если я буду поступать хорошо, вы говорите «да» и хлопаете в ладоши, если плохо, то все вместе кричите «нет» и топаете ногами! Ну что, готовы?

  • Если я приду в лесок и сорву ромашку? (нет)
  • Если съем я пирожок и выброшу бумажку? (нет)
  • Если хлебушка кусок на пеньке оставлю? (да)
  • Если ветку подвяжу, колышек подставлю? (да)
  • Если разведу костер, а тушить не буду? (нет)
  • Если сильно насорю и убирать не буду? (нет)
  • Если мусор уберу, банку закапаю? (да)
  • Я люблю свою природу, я ей помогаю! (да)

Молодцы! Мы справились и за это получаем первый красный лепесток!

Следующая остановка: «Голубой лепесток»

Воспитатель: Мы получим второй лепесток, отгадав загадки про лесных зверей.

2 задание «Отгадай загадку»

Живёт в дупле, живёт - в гнезде,
Лесной орех, грибы таскает.
И на немалой высоте
Пушистый хвост, как луч, мелькает.
(Белка)

Уши длинные, несмелый.
То он серый, то он белый.
То бежит, а то уж скачет,
Куцый хвост от волка прячет.
(Заяц)

Смотри: лежит под ёлками
Подушечка с иголками.
Лежала, лежала
Да вдруг побежала.

(Ежик)

Летом ходит без дороги
Возле сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос.

(Медведь)

Рыжая плутовка
Спряталась под ёлкой.
Зайца ждёт хитрюга та.
Как зовут её?..

(Лиса)

Кто зимой холодной Ходит злой, голодный?

(Волк)

Молодцы, ребята! Голубой лепесток наш, отправляемся в путь!

Остановка «Желтый лепесток»

Воспитатель: Чтоб его нам получить нужно лес нам посадить.

3 задание «Посади лес»

Сейчас я прочту вам пословицу, а вы внимательно ее послушайте!

Много леса – не руби,

Мало леса – береги,

Нет леса – посади!

Чтобы наши леса росли и крепли, мы с вами должны посадить свой лес.

Воспитатель раздает детям заранее вырезанные из бумаги эскизы деревьев. Дети по очереди подходят к заготовленному ватману и приклеивают свои деревья.

Молодцы, ребята! Вот так лес мы посадили. Желтый лепесток уже у нас!

Следующая остановка «Оранжевый лепесток»

4 задание «Очисти лес»

Воспитатель: Посмотрите, дети, здесь недавно отдыхал человек. Видите, сколько мусора он после себя оставил! Не порядок! Нужно срочно его убрать! Вы согласны? (Дети собирают разбросанный на полу мусор: листочки, одноразовую посуду, пакеты и различные упаковки).

Молодцы, ребята! Мы получаем оранжевый лепесток, но нам нужно спешить ведь впереди последний Фиолетовый лепесток.

Последняя остановка «Фиолетовый лепесток»

5 задание «В гостях у сказки»

Воспитатель: Сейчас я буду называть вам название сказки, а вы будете говорить да, если в сказке есть лесные жители, или нет- если лесных жителей в этой сказке нет!

«Заяц и лиса» (да)

«Волк и семеро козлят» (да)

«Гуси-лебеди» (нет)

«По щучьему веленью» (нет)

«Колобок» (да)

«Теремок» (да)

«Морозко» (нет)

«Кот, петух и лиса» (да)

Воспитатель: Молодцы, ребята! Последний фиолетовый лепесток у нас!

Вы настоящие друзья и знатоки природы! Мы собрали все лепестки нашего волшебного цветка, и теперь наши лесные друзья смогут избавиться от ужасного Лесоглота. А значит наш лес снова будет в безопасности!

Давайте, ребята, природу охранять!

О ней ни на минуту не надо забывать.

Ведь цветы, поля, и речки,

Это все для нас навечно!!!

Воспитатель: Ну, а нам, пора возвращаться в детский сад! Возьмемся за руки, друзья, и по тропе лесной отправимся к себе домой!

Занятие на тему «Забота о растениях»

Цель: Формировать у детей умение правильно ухаживать за комнатными растениями: поливать, протирать листочки, опрыскивать.

Материал и оборудование: Цветочный горшок с землей, фикус, ведерко для воды, тряпочка, лейка.

Ход занятия.

Дети с воспитателем находятся в уголке природы.

Воспитатель:

У нас на подоконнике

Стоят цветы зеленые.

Стоят цветы зеленые,

Как чудный летний сад.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, в нашем уголке распустился цветок. Какого он цвета?

Ответы детей.

Воспитатель: Давайте рассмотрим цветок и выделим его существенные признаки. Обратите внимание: у него есть стебель, листья, корень (рассказ сопровождается показом).

Воспитатель: Видите, какие цветы красивые, нежные, их нельзя рвать. Ими только любуются. Этот цветочек – высокий. Покажите, какой цветок? (Педагог показывает на цветок). Дети становятся на носочки и поднимают руки вверх. А вот стоит цветок низкий.

(Педагог показывает на цветок). Дети приседают.

Воспитатель: Но посмотрите, растение пыльное. Дети, что надо сделать с ним?

Ответы детей.

Воспитатель: Верно, его нужно помыть водичкой.

Педагог рассказывает и показывает, как правильно мыть растение. Затем дети по очереди берут тряпочки и самостоятельно моют листики.

Воспитатель: Полюбуйтесь на цветочек каким он стал после того как мы его помыли?

Ответы детей.

Слышится плач.

Воспитатель:

Ребята, кто - то плачет.

Да ведь это кукла Таня –

Золотых волос волна.

Повяжу я кукле бантик –

Улыбнется мне она.

Я в ответ ей улыбнусь

И, как Таня причешусь.(В группу входит девочка, наряженная в куклу)

Воспитатель: Ребята, это же Кукла Таня давайте ее успокоим.

Пальчиковая гимнастика «Кукла»

Дети загибают пальчики, начиная с большого, и произносят слова.

Кукла Таня – это дочка,

Мама Лера – это я,

Котик, пес едят из плошки,

Это вся моя семья.

Хлопают в ладоши.

Ну-ка, Таня, попляши,

Свои ножки покажи!

Кукла Таня: Не хочу я танцевать!

Воспитатель: Что случилось?! Почему ты не хочешь танцевать?

Кукла Таня: Я посадила цветочек, а он не растет, и теперь я не знает, что мне делать.

Кукла показывает горшочек с землей.

Воспитатель: А как ты его сажала?

Кукла Таня: Да очень просто - посадила семечко в землю, вот и все.

Воспитатель: Чтобы всегда улыбались наши цветочки солнышку в окошке нам нужно за ними ухаживать – поливать, вытирать пыль на листочках, опрыскивать, рыхлить почву. Ребята, а как вы думаете, что самое главное забыла сделать Таня?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, Таня забыла полить зернышко водичкой.

Ответы детей.

Воспитатель: А давайте поможем Тане полить цветочек. Обратите внимание, цветы посажены в горшки, а вниз подставляется поддон, для того, чтобы, когда поливаешь цветок, вода не выливалась.

Педагог дает возможность одному ребенку самостоятельно полить растение из лейки.

Воспитатель: Слышите, как капают капельки?

Упражнение на произношение звука – С - «Водичка»

Педагог говорит текст, дети четко произносят звук – с.

Есть у дождика сестричка – с-с-с,

Это быстрая водичка – с-с-с,

С-с-с – она свистит, поет – с-с-с,

И струей из лейки льет – с-с-с,

Эту песенку послушай – с-с-с,

Поливай цветочек душем – с-с-с.

Воспитатель: Детки, а скажите мне, кто поливает растения на улице? Ответы детей.

Правильно, конечно же это дождик.

(Педагог читает стихотворение, а дети выполняют движения под музыку)

Воспитатель:

Приплыли тучки дождевые:

Лей, лей, лей!

(Дети подставляют ладошки).

Дождинки пляшут, как живые:

Пей, пей, пей!

(Дети танцуют).

Растение, склоняясь к земле зеленой

Пьет, пьет, пьет.

(Дети наклоняются вперед).

А теплый дождик неугомонный

Льет, льет, льет.

(Кружатся в танце).

Пока дети играют, педагог незаметно подменяет горшок без цветка на горшок с цветком.

Кукла Таня: Ура! Получилось! Ребята, какие вы молодцы, цветочек вырос.

Воспитатель: Вот видите, дети, какое чудо произошло с помощью простой воды. Поэтому не забывайте поливать растения, иначе они погибнут. А цветок, который мы вырастили, называется – фикус. У него большие, крупные листья и он вырастает очень высоким.

Кукла Таня: Спасибо, ребята, вы научили меня правильно ухаживать за комнатными растениями. И я не буду больше плакать, а фикус украсит группу и будет нас радовать.

Занятие на тему «Волшебница вода»

Цели:

1. Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни.

2. Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть).

Материалы и оборудование: Инвентарь для опытов: стаканы с водой (по количеству детей), пустые стаканы, марганцовка, ложечки, тазик, сосуды разной формы, белый лист бумаги, стаканчики с молоком, салфетки.

Ход занятия:

Дети играют. Включается аудиозапись «Ручеек».

Воспитатель: Ребята, слышите? Что это? (ответы детей). Да, правильно это ручеек. Он зовет нас на занятие. Садитесь на стульчики. Вы догадались, о чем будет наше занятие?

Отгадайте загадку:

Она и в озере, она и лужице

Она и в чайнике у нас кипит

Она и в реченьке бежит, шуршит.

Что это? (вода)

Воспитатель: О чем мы сегодня будем говорить на занятии? Да о воде. Где можно встретить воду? (ответы детей). Зачем нам нужна вода? Кому еще нужна вода? (ответы детей)

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране,

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у нас кипит.

Паром чайника шипит.

Без неё нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею я вам доложить

Без неё нам не прожить.

Воспитатель: А что же такое вода? (Ответы детей)

Мы сегодня попробуем немного узнать о воде. Я приглашаю вас в нашу лабораторию воды, где мы будем проводить необычные и очень интересные опыты с водой. Ну что дети, вы готовы стать исследователями? Тогда вперед.

Опыт 1. «Вода – это жидкость»

Подойдите к тазику, возьмите стаканчики с водой и вылейте в тазик. Что вы сделали сейчас с водой? (вылили, перелили)

Перельём воду в разные бутылочки. У нас это получается легко и просто!

Вывод: вода - это жидкость. Она течет. Её можно наливать, переливать из одного сосуда в другой. Воду можно наливать в сосуд любой формы. Также мы можем перелить чай, компот или кисель, потому что все это жидкости.

Воспитатель: Как вы считаете, какого цвета вода? (ответы детей) Давайте проверим.

Опыт 2. «Вода бесцветная»

На столе у воспитателя стакан с молоком и стакан с водой. - Какого цвета молоко? (белого). А можно сказать про воду, что она белого цвета? (Ответы детей) Возьмите стакан с молоком и поставьте на картинку. Видно картинку? Почему? Возьмите стакан с водой и тоже поставьте на картинку. А через воду картинку видно? Какая вода? Прозрачная, поэтому через стакан с водой картинку видно?

Вывод: вода не имеет цвета, она бесцветная, прозрачная.

Воспитатель: Ребята, а я знаю, что вода может изменить свой цвет. Хотите убедиться в этом?

Опыт 3. «Вода может изменить свой цвет»

На столе у воспитателя 2 стакана с водой, зелёнка, марганцовка.

Воспитатель: Сейчас я добавлю в воду волшебный кристаллик (марганцовку) и мы посмотрим, что произойдет с водой. Изменила вода свой цвет? А теперь вы возьмите ватную палочку и помешайте ею в стаканчике с водой. Какая стала вода у вас в стаканчиках?

Вывод: вода может менять цвет в зависимости от того, что в неё добавили.

Воспитатель: А теперь, я предлагаю вам, ребята, попробовать воду на вкус. Какая она? Сладкая? Солёная? Горькая?

Вывод: вода не имеет вкуса, она безвкусная.

Опыт 4. «Вода не имеет запаха»

Воспитатель: А теперь, я предлагаю вам, ребята, понюхать воду в этом стакане. Пахнет ли вода чем-нибудь? А теперь понюхайте жидкость в другом стакане? Это подсолнечное масло, оно пахнет!

Вывод: вода ни чем не пахнет, у неё нет запаха.

Воспитатель: Давайте вспомним о чем мы сегодня говорили? (Ответы детей) Расскажите, что вы сегодня узнали о воде?(Ответы детей).

Воспитатель: Понравилось вам наше занятие. Какое задание было самое интересное? Какое самое трудное. Мы будем ещё много говорить о воде и узнаем ещё больше. Наше занятие закончено. Молодцы!

Занятие на тему: «Юный садовод»

Цели:

1.Познакомить детей с овощами в натуральном виде и на картинках.

2.Формировать у детей представление о том, как нужно выращивать овощи.

Материал и оборудование : Свежие овощи(морковь, огурец, помидор, картофель, лук, капуста, свекла), набор муляжей овощей, набор картинок «Овощи», пластилин.

Ход занятия

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Посмотрите, кто сегодня пришел к нам в гости, это зайчиха и ее зайчата. Да, это наши постоянные друзья. Сегодня Зайчиха приглашает вас в гости на свой огород. На огороде у неё есть грядки.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что растет на грядках (овощи). Зайчиха так намаялась со своими зайчатами, что позабыла, какие овощи растут на ее грядках. Давайте поможем ей вспомнить названия посаженных на грядках овощей.

1 занятие «Угадай овощ»

Раскололся тесный домик
На две половинки.
И посыпались оттуда
Бусинки-дробинки.
(Горох)

Как на нашей грядке
Выросли загадки
Сочные да крупные,
Вот такие круглые.
Летом зеленеют,
К осени краснеют.
(Помидоры)

Хотя я сахарной зовусь,
Но от дождя я не размокла,
Крупна, кругла, сладка на вкус,
Узнали вы, кто я? ...
(Свекла)

Сидит дед, в шубу одет,
Кто его раздевает, тот слёзы проливает.
(Лук)

Растет она – в земле,
Известна – в целом мире.
Частенько на столе
Красуется в мундире.
(Картошка)

Говорит коза, что козы
Очень любят нюхать розы.
Только почему-то с хрустом
Нюхает она…

(Капусту)

Ее тянут бабка с внучкой,
Кошка, дед и мышка с Жучкой.

(Репка)

Воспитатель: Молодцы ребята! Помогли зайчихе вспомнить все овощи. А теперь давайте поможем нашей гостье собрать все овощи в корзину.

2 задание «Собираем урожай»

(Пока звучит музыка, дети собирают с полу овощи и складывают их в корзины).

Воспитатель: Посмотрите, дети, как много овощей мы нарвали. А где все они росли? (на грядке в огороде). Молодцы, дети, помогли Зайчихе убрать овощи с грядок.

3 задание «Юный садовод»

Воспитатель: Сейчас мы с вами будем узнавать овощи на ощупь. Педагог достает мешок с овощами. Дети подходят по очереди, опускают в мешок руку и отгадывают овощ.

Воспитатель: Это маленький Ивашка в коричневой рубашке? Что это? (Картошка).

Где она выросла? (На огороде). Потрогайте картошку. Какая она? Она круглая, твёрдая, коричневая (обследование картошки) .

Воспитатель: Что это? (Помидор). Какой помидор? Помидор красный, вкусный. Где он растет? (На огороде). (Обследование помидора)

Воспитатель: Что это? (Огурец). Где он вырос? (На огороде). Какой он? Огурец зеленый, гладкий, колючий (обследование огурца) .

Воспитатель: Это что? (Свекла). Какая она? Она круглая, бордовая. Где растёт свекла? (На огороде). (Обследование свеклы) .

Воспитатель: Молодцы, ребята! А теперь давайте, поможем зайчихе накормить своих зайчат.

Пальчиковая гимнастика: “Засолка капусты”

(Координация речи с движением, развитие тонкой моторики)

Мы капусту рубим, рубим (Движения прямыми ладонями по столу)

Мы морковку трем, трем (Движения кулаков к себе и от себя)

Мы капусту солим, солим, (Имитация посыпки солью пальцами)

Мы капусту жмем, жмем. (Интенсивное сжимание обеих рук в кулачок)

Воспитатель: Молодцы, ребята, зайчата сыты, но чтобы наши лесные друзья нас не позабыли, мы должны оставить им на память что-то необычное, сделанное своими руками. Давай те подарим им овощи, но не обычные овощи с грядки, а волшебные овощи из пластилина.

4 занятие «Подарок для зайки»

Дети садятся за свои рабочие места, воспитатель раздает детям волшебный пластилин. Дети лепят овощи: помидоры, огурцы, картофель, лук, морковку и т.д.

Воспитатель: Молодцы, ребята!!! Посмотрите, какой необычный урожай мы с вами собрали. (Дети вручают поднос с овощами зайчатам).

Воспитатель: А теперь нам пора прощаться с нашими новыми друзьями!!! До свидания!!!Приходите к нам в гости!!!

Беседа на тему «Жизнь птиц зимой»

Как птицам перезимовать?
Известно, что у птах
Нет ни халатов ватных,
Ни байковых рубах.
У многих даже нет гнезда:
Они в грозу, и в град,
И под дождём, и в холода
На ветках сидя спят.

Сугробами засыпаны
Бугры, дворы, дорожки.
Не могут пташки отыскать
Ни зёрнышка, ни крошки.
И вот летают всё слабей
Ворона, галка, воробей.

Зима навела строгий порядок в лесах и на полях. Все у нее прибрано, подметено, сверкает белизной. Раздала она деревьям теплые шубы, укрыла поля белым теплым одеялом. Но для птиц наступила суровая пора. Сегодня мы с вами поговорим о жизни птиц зимой.

Зима – тяжелое время для птиц и многие из них улетают в теплые края. Дети а как называют таких птиц? (Ответы детей) Правильно перелетные. Но не все птицы улетают от нас, некоторые остаются! А как называют таких птиц? (Ответы детей) Правильно, зимующие птицы. Сейчас мы с ними поближе познакомимся.

А у нас игра сейчас. Я прочту стихи для вас. Я начну, а вы кончайте.
Дружно вместе отвечайте. (Дети отгадывают загадки, воспитатель показывает картинки с изображением птиц.)

Вещунья – белобока,
А зовут её …(Сорока)

Жёлтое брюшко у маленькой птички,
А зовут её …(Синичка)
Чёрная, как вар,
Кричит: «Карр!» (Ворона)
Чик – чирик! К зёрнышкам прыг!
Клюй, не робей! Кто это? (Воробей)
Красногрудый, чернокрылый,
Любит ягоды клевать.
С первым снегом на рябине
Он появится опять. (Снегирь)

Всю ночь летает.
Мышей добывает.
А станет светло –
Спать ляжет в дупло. (Сова)
Всё время стучит,
Деревья долбит.
Но их не калечит,
А только лечит. (Дятел)

Молодцы, ребята! С птицами мы познакомились, а теперь скажите легко ли птицам живется зимой? (Ответы детей). Правильно, им очень не просто пережить зиму, потому что птицам недостаточно корма. При голодании, особенно у мелких птиц, понижается температура и они быстро гибнут. Вот и тянутся птицы поближе к человеческому жилью, рассчитывают на его доброту, сострадание. Они ждут помощи.

А расскажите, как же мы с вами можем помочь птицам зимой? (Ответы детей). Правильно покормить птиц. А как это можно сделать? (Ответы детей). Смастерить кормушки, повесить их и следить за тем, чтобы в них каждый день был корм, построить с мамами и папами скворечники, развешать на кусты и ветви деревьев кусочки ваты и меха.

К тому же, покормить птиц – несложный и приятный способ проявить человечность и стать добрее. Нельзя забывать об огромной работе, которую выполняют пернатые, избавляя деревья и кустарники от множества опасных вредителей. Список врагов, с которыми ведут борьбу птицы, просто огромен: плодожорки, шелкопряды, пяденицы, листовертки, моль, майские жуки, клопы.

Итог

Чем мы занимались сегодня? О чем говорили?

Даже если наша жизнь и профессия не будут связаны с природой и птицами – не забывайте о них. Беречь природу – охранять свою жизнь. Любить животных – значит любить своих близких. Каждая кормушка, каждая горсть зерна поможет спасти от гибели не одного пернатого певуна.

Беседа на тему «Изменения в природе осенью»

В сентябре еще не грустно:

Теплый полдень, все в цветах.

Помидоры и капуста

Поспевают на полях.

По утрам, конечно, зябко,

Но пока морозов нет.

И еще зеленой шапкой

Лес усталый приодет.

Птичий гомон не смолкает,

Но прохладная пора

О себе напоминает

Нудным дождиком с утра.

Воспитатель: Ребята, о каком времени года это стихотворение? Правильно, об осени. О ней мы сегодня и будем говорить. Скажите, а какие изменения в природе мы можем увидеть в это время? (Утро и вечер становятся прохладнее, опадают листья с деревьев, идут дожди, птицы собираются улетать в теплые края, появляются утренние туманы).(Воспитатель выставляет на доску иллюстрации с изображением осени).

Воспитатель: Посмотрите дети, это время называют ранняя осень. (Указывает на картинку). В это время паучки начинают летать на своих паутинках, а днём бывает даже жарко, как летом. Это время ещё называют бабьим летом. Но уже чувствуется по утрам и вечерам приближение холодов. А дальше нас ждет следующий этап осени- золотая осень. (Показывает соответствующую картинку).

Воспитатель: Начинают лить холодные дожди, дуют холодные ветры, небо становится хмурым, туманы становятся густыми и продолжительными, листья на деревьях меняют свой цвет, начинают опадать, трава совсем засыхает, отцветают цветы, вода в реке становится очень холодной, солнце греет очень мало, пропадают насекомые, начинают улетать первые перелётные птицы, люди одеваются теплее, убирают в поле и в саду последний урожай.

Воспитатель: Как вы думаете, почему насекомые начинают пропадать (большинство насекомых питаются нектаром с цветов, а цветы уже отцвели, становится очень холодно и сыро). Почему птицы начинают улетать? (становится холоднее, пропадают насекомые, и те птицы, которые питаются насекомыми улетают в тёплые края икать себе пропитание и тепло).

Воспитатель: Что же происходит дальше!? Наступает поздняя осень. Опадают последние листья с деревьев, солнышко показывается очень мало, дожди продолжительные, иногда падают снежинки, становится заметно холоднее, по утрам вместо росы бывает иней, по ночам бывают первые заморозки, на лужицах появляется первый лёд, последние перелётные птицы собираются в стаи и отправляются в тёплые края, звери готовятся к зиме, некоторые уже прячутся в норки, некоторые меняют шубку, люди вспахивают поля, засевают озимые, насекомые пропадают.

Итог

Давайте назовём, какая бывает осень? (Ответы детей). А какие изменения в природе происходят осенью? (Ответы детей). Куда улетают птицы (Ответы детей). Куда пропадают насекомые? (Ответы детей). Чем осенью заняты животные в лесу? (Ответы детей).

Молодцы, дети! Теперь вы знаете, то красавица-осень бывает разная. Осенью в природе происходит множество изменений. К зиме готовятся все: люди, растения, насекомые, звери и птицы. Осень – самое волшебное время года.

Стихотворения о природе во второй младшей группе

«Хороший день»

До чего хорош денёк:

Веет лёгкий ветерок,

Солнца летнего лучи

Так приятно горячи!

И не надо

Ни сапог,

Ни рубахи,

Ни чулок,
Ни тужурки,
Ни калош…
До чего денек хорош!!!

Зима

На картине у зимы
Всё бело от снега:
Поле, дальние холмы,
Изгородь, телега.

Но порой блеснут на ней
Средь поляны ватной
Красногрудых снегирей
Солнечные пятна.

В.Лунин

Ёлочка

Ни листочка, ни травинки!
Тихим стал наш сад.
И берёзки, и осинки
Скучные стоят.
Только ёлочка одна
Весела и зелена.
Видно, ей мороз не страшен,
Видно, смелая она.

О.Высотская

Шепчет солнышко

Шепчет солнышко листочку:
- Не робей, голубчик!
И берёт его из почки
За зелёный чубчик.

Снежинки

Летают снежинки,
Почти невидимки,
Как много всегда их зимой.
И вот я снежинку-
Пушистую льдинку -
Поймал наконец-то рукой.
Заплакала тихо
Хрустальная льдинка...
На тёплой ладони
Осталась слезинка.

Аркадий Мельников

Весна идёт

Утром было солнечно
И совсем тепло.
Озеро широкое
по двору текло.

В полдень подморозило,
Вновь зима пришла,
Затянулось озеро
Корочкой стекла.
Расколол я тонкое
Звонкое стекло,
Озеро широкое
Снова потекло.

Говорят прохожие:
-Вот весна идёт!-
А это я работаю,
Разбиваю лёд.

А.Барто

Как мы проводили время

Мы гуляли, загорали,
Возле озера играли.
На скамейку сели,
Две котлеты съели.
Лягушонка принесли
И немного подросли.

Э.Успенский

***

"Шагай!" - поманила
Лесная дорожка.
И вот зашагал
По дорожке Алёшка!...
Ведь летом в лесу
Интересно, как в сказке:
Кусты и деревья,
Цветы и лягушки,
И травка зелёная
Мягче подушки!...

Б.Заходер

Подсолнух

Днём подсолнух в огороде
улыбается погоде.
По орбите круговой
вертит рыжей головой.
-Я, -хвалился он пырею, -
вместе с Солнцем землю грею!

М. Пронько

Осенние листья

Опустел скворечник,
Улетели птицы,
Листьям на деревьях
Тоже не сидится.

Целый день сегодня
Все летят, летят...
Видно, тоже в Африку
Улететь хотят.

Дождик

Дождик песенку поёт:
Кап, кап…
Только кто её поймёт -
Кап, кап?
Не поймём ни я, ни ты,
Да зато поймут цветы,
И весенняя листва,
И зелёная трава…

Лучше всех поймёт зерно:
Прорастать начнёт оно!!!
Б.Заходер

Что растет в садике?

Дочка воду носит
И гремит ведром.
Что растет там, доченька?
В садике твоем.

Там краснеют яблоки,
Там летают зяблики
И другие птички,
Кажется, синички.

На капусте сладкой
Капельки росы.
И горох на грядке
Распустил усы.

Л.М.Квитко

Что такое лес?

Что такое лес?
Сосны до небес,
Берёзы и дубы,
Ягоды, грибы...
Звериные тропинки,
Пригорки и низинки,
Мягкая трава,
На суку сова.
Ландыш серебристый,
Воздух чистый-чистый
И родник с живой
Ключевой водою…

***

Почему к зиме деревья
Раздеваются кругом?
А деревьям тоже нужно
Раздеваться перед сном!

Загадки о природе во второй младшей группе

Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою.
Но солнце ее припечет -
Заплачет она и умрет.(Сосулька)

Неизвестно, где живет.
Налетит – деревья гнет.
Засвистит – по речке дрожь.
Озорник, а не уймешь.(Ветер)

Кто всю ночь по крыше бьет,
Да постукивает,
И бормочет, и поет
Убаюкивает?(Дождь)

Рыхлый снег
На солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса
Значит,
К нам пришла...(Весна)

Зеленеют луга,
В небе - радуга-дуга.
Солнцем озеро согрето:
Всех зовёт купаться... (Лето)

Утром мы во двор идём -
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят... (Осень)

Я шариком пушистым

Белею в поле чистом,

А дунул ветерок -

Остался стебелёк.(Одуванчик)

Пробивается росток,

Удивительный цветок.

Из-под снега вырастает,

Солнце глянет расцветает.(Подснежник)

Летом вырастают, осенью опадают. (Листья)

Кто осенью холодной

Ходит хмурый и голодный?(Волк)

Зелёные мы, как трава,

Наша песенка: "Ква-ква". (Лягушка)

Летом сер, зимою бел,

По характеру несмел.

По полянкам скачет ловко,

Любит сочную морковку. (Заяц)

У меня роскошный хвост,

А характер мой непрост -

Я коварна и хитра.

Глубоко моя нора. (Лиса)

Важно я хожу по бору,

Съесть могу и мухоморы.

Не боюсь в лесу врага -

Есть копыта и рога! (Лось)

Из берлоги слышен храп -

Спит хозяин, косолап.

Всю округу замело,

Но ему во сне тепло. (Медведь)

Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу. (Белка)

Есть в реке работники,
Не столяры, не плотники,
А выстроят плотину –
Хоть пиши картину.(Бобры)

Под соснами, под елками
Лежит мешок с иголками. (Ежик)

Воробьи, стрижи, пингвины,
Снегири, грачи, павлины,

Попугаи и синицы:
Одним словом это - ...(Птицы)

Чик-чирик!

К зернышкам прыг!

Клюй, не робей!

Кто это? (Воробей)

Всех перелетных птиц черней,

Чистит пашню от червей.

Взад-вперед по пашне вскачь,

А зовется птица… (Грач)

Я по дереву стучу,

Червячка добыть хочу,

Хоть и скрылся под корой –

Все равно он будет мой. (Дятел)

Жу-жу, жу-жу,
Я на ветке сижу,
Букву Ж всегда твержу.
Зная твёрдо букву эту,
Я жужжу весной и летом.(Жук)

Кто они? Откуда! Чьи?
Льются чёрные ручьи:
Дружно маленькие точки
Строят дом себе на кочке.(Муравьи)

Летит, пищит,
Ножки длинные тащит,
Случай не упустит:
Сядет и укусит.(Комар)

Домовитая хозяйка
Полетает над лужайкой

Похлопочет над цветком -
Он поделится медком.(Пчела)

В тёмном уголке живёт,
Шёлковую нить плетёт,
Он тайком сюда забрался,
Строить новый дом собрался. (Паук)

Хоть коровка, но она не даёт нам молока.

В поле не жуёт траву, но уничтожает тлю.

Пятнышки на спинке и летает ловко.

Догадались, кто это. (Божья коровка)

Хоть имеет много ножек,
Все равно бежать не может.
Вдоль по листику ползет,
Бедный листик весь сгрызет.(Гусеница)

Пестрый листочек
Присел на цветочек,
Посидел-посидел –
И вдаль полетел. (Бабочка)








ЗАДАЧИ ПРОЕКТА: ЗАДАЧИ ПРОЕКТА: - расширять знания детей о взаимозависимости мира природы и деятельности человека, как хозяйственной, так и природоохранной; - формировать представления о целесообразности вторичного использования бытовых и хозяйственных отходов; - стимулировать интерес к исследовательской деятельности, совершенствовать умение оперировать имеющимися знаниями, обобщать, делать выводы; - учить в корректной форме выражать свое отношение к поступкам детей и взрослых с позиции общепринятых норм и адекватно воспринимать оценку своего поведения; - развивать воображение, умение реализовывать свои впечатления в художественно – творческой деятельности. ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: сформировать у детей знания о разнообразных видах деятельности по защите природы.


1. Сформированное у детей бережное, ответственное, эмоционально- доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам, в процессе общения с ними. 2. Сформированные навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково- познавательной деятельности. 3. Ответственное отношение детей к окружающей среде и своему здоровью. 4. Совместная деятельность родителей и детей: участие в походах, экскурсиях, экологических акциях, субботниках, деловых играх работа в творческой мастерской, позволит больше узнать друг друга и подружиться. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:


Ресурсное обеспечение проекта: МКДОУ ЦРР- детский сад 18 группа 11 МКДОУ ЦРР- детский сад 18 группа 11 Подборка литературы «Познавательное чтение. Экологическая тропа Уголок природы Экологическая библиотека Методический инструментарий(картотека дид. игр, сценарии развлечений, конспекты НОД Подборка опытов и экспериментов Опыты.


Новизна проекта На основе практической деятельности у воспитанников формируется «экологическое мышление», они учатся рассуждать, обобщать, делать простейшие выводы; Включенность родителей в процесс создания и реализацию проекта делает их равноправными субъектами образовательной деятельности, пробуждает интерес к познанию самих себя и детей; Необычное театрализованное представление, посвященное охране окружающей среды с использованием бытовых отходов в качестве костюмов.


Ярмарка родительских идей: -Парад костюмов из бросового материала. -Сочинение экологической сказки по проблеме и изготовление книги. -Оформление экологического альбома: «Мы - друзья природы» - Организация выставки поделок «Отходы в доходы!» - Создание экологической газеты «Чистый город».


Формы реализации проекта: ПРОЕКТ «Мусор Земле не к лицу» Экологическая НОД Праздник «Спасём природу земли»,развлечение Познавательное чтение, беседы КВН с родителями, круглый стол, ярмарка родительских идей. Изготовление плакатов Экспериментальная деятельность, экскурсии, наблюдения Природоохранные акции Подвижные, дидактические, имитационные игры


ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП Сбор и анализ литературы по данной теме. Определение цели, исходя из интересов и потребностей детей. Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта. Обеспечение дидактического комплекса для реализации проекта. ОСНОВНОЙ ЭТАП Апробация содержания долгосрочного проекта «Мусор Земле не к лицу» Проведение НОД, изготовление плакатов, запрещающих знаков, составление и оформление книги «Как мы спасали природу». Экологический КВН «Тайны природы», праздник «Спасём природу Земли», показ сказки «Лесной переполох или что не надо делать в лесу». Экскурсии, наблюдения, акции, опыты. Создание слайд – программы «Жалобная книга природы». Показ фильма «Здесь были люди…» ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП Выставка продуктов детской деятельности(рисунки, поделки). Парад костюмов из бросового материала. Оформление методической копилки (дидактические игры, экологические сказки) Презентация проекта.











Результаты проекта В процессе практической деятельности дети поняли, что бросовый материал можно использовать как вторсырьё, познакомившись с проблемами загрязнения окружающей среды, стали проявлять инициативу в решении задач по охране окружающей среды. Повысился уровень конструктивных умений и навыков, творческого воображения при работе с бросовым материалом. Дети научились высказывать свои предположения о причинах наблюдаемых явлений, реализовывать свои индивидуальные творческие способности. Установилась преемственность в работе с семьёй по воспитанию положительного отношения к природе. Родители заинтересовались проблемами вторичного использования бросового материала, принимали активное участие в природоохранных акциях, в конкурсах поделок из бросового материала, изготовлении костюмов из бросового материала.


"Детский сад

компенсирующего вида"

Юдова Лариса Анатольевна воспитатель 1 кв.категории.

Маринушкина Юлия Владимировна воспитатель.

I Этап – Целеполагание
II Этап – Разработка проекта

III Этап – Выполнение проекта

IV Этап – Презентация проекта

V Этап – Определение задач новых подпроектов

Участники проекта:

Дети дошкольного возраста, родители воспитанников, воспитатели групп, логопед, музыкальный руководитель, педагог - психолог, учитель – тифлопедагог.

Цель проекта:

Сформировать у ребенка-дошкольника новое экологическое мышление, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.

Задачи проекта:

Предполагаемые итоги реализации проекта:

    Анализировать результаты наблюдений и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях в природе.

    Знать несколько видов травянистых растений, знать несколько видов зимующих птиц.

    Иметь представления о переходе веществ из твердого состояния в жидкое и наоборот; о растениях и способах вегетативного размножения; об обитателях уголка природы; о зимующих птицах; о повадках диких животных; о помощи человека природе.

I этап реализации проекта: Целеполагание.

Уже в старшем дошкольном возрасте дети без особых усилий усваивают комплекс экологических знаний, если знания преподносятся в доступной, увлекательной форме и если учитывается интерес ребенка к природным явлениям.

Диагностика экологической воспитанности детей

Экологические досуги и праздники

Просмотр фильмов

Работа с моделями

Сбор коллекций, семян, камней, листьев

Игры

Создание книг самоделок

Различные виды изобразительной деятельности на экологическую тематику

Работа с календарем природы, дневники наблюдений

Труд в уголке природы и на участке

Наблюдение в уголке природы

Опыты, поисковая деятельность

Рассматривание дидактических картинок, иллюстраций о природе

Беседы и разговоры с детьми на экологические темы

Рассказы воспитателя, чтение детской художественной литературы

Целевые прогулки на природе

Совместная деятельность воспитателя и детей

Старшая группа № 1

Старшая группа № 3

II этап: Разработка проекта.

1. Довести до участников проекта важность данной проблемы.

2. Подобрать методическую, научно-популярную и художественную литературу.

3.Создать определенную развивающую среду.

4. Приобрести необходимое оборудование.

5. Проявить творчество, изменить свое потребительское отношение к природе, свое мировоззрение.

6. Составить перспективный план мероприятий.

Развивающая среда.

III этап: Выполнение проекта.

Лаборатория






Жужжащий и ползающий мир.






Цветочный калейдоскоп

Как поймать ветер?

Летний дождь, какой он?

Свойства песка:


Камни:


Деревья и кустарники:



Птицы

IV этап: Презентация проекта.

1. Мастер-класс «Путешествие капельки»

«Воздух и его роль в жизни человека»

2. Выступление педагогов, педагога-психолога, логопеда, учителя-тифлопедагога, на родительских собраниях.

3. Оформление папки-передвижки «Посади дерево», «Если в доме собака или кошка»

4. Проведение родительского собрания «Тайны природы», «Войди в природу другом»

5. Досуг «Люблю природу русскую»

6. Экологическая неделя «Весна»

7. «Праздник юных любителей природы»

8. Презентация проекта модели «Экологическое воспитание дошкольников для педагогов ДОУ.»

V этап: Определение задач для новых проектов.

    Помочь родителям осуществлять воспитание у детей экологической культуры.

    Повысить интерес родителей к экологическому образованию и их детей к экологии в целом.

    Создать условия для сотрудничества родителей и детей, их эмоционального и психологического сближения.

Одно из приоритетных направлений в современном стандарте дошкольного образования получило экологическое воспитание. Ребёнок начинает познавать мир с самого рождения, а вместе с изучением окружающей среды он должен получать представление о её хрупкости, учиться любить, беречь и защищать природу, узнавать, какие действия человека наносят ей непоправимый вред. Занятия по экологическому воспитанию в детском саду как раз и призваны решать эти задачи.

Теоретические аспекты экологического воспитания в ДОУ

Все мы дети одного корабля по имени Земля, значит, пересесть из него просто некуда… Есть твёрдое правило: встал поутру, умылся, привёл себя в порядок - и сразу же приведи в порядок свою планету.

Антуан де Сент-Экзюпери

https://ekolog17.jimdo.com/

Основы экологического образования входят в программы для детских дошкольных учреждений, начиная с 60-х годов прошлого века. Но если тогда основной упор делался на привитие детям элементарных основ экологической грамотности, то сейчас - на формирование экологической культуры с самого раннего детства.

Это положение отражено в «Программе воспитания и обучения в детском саду», формулирующей две главные задачи:

  • воспитание любви к природе родного края, умения понимать и чувствовать её красоту, бережно относиться к растениям и животным;
  • создание условий для получения воспитанниками элементарных знаний о природе и формирование у них ряда представлений о явлениях живой и неживой природы.

Дошкольники в силу особенностей своего возраста очень органично воспринимают все знания, которые связаны с природой. Ведь маленькие дети ощущают себя частью природы, у них ещё не развилось потребительское отношение к ней. Поэтому главная задача - сделать так, чтобы ощущение неразрывной связи с окружающим миром, возникшее в раннем детстве, осталось на всю жизнь.

Ребёнок в дошкольном возрасте ощущает себя частью природы, и задача педагога - укрепить эту связь

Формы занятий по экологии

На занятиях по экологии используются различные формы обучения. Основные направления деятельности:

  1. Специально подготовленные занятия. Здесь главную роль играет воспитатель. Это могут быть:
    • экскурсии,
    • беседы с воспитателем о природе, животных, растениях,
    • чтение художественной литературы,
    • рассказы об особенностях ухода за животными.
  2. Совместная деятельность дошкольников и воспитателя. Дети принимают активное участие во всём происходящем на занятиях. Сюда относятся:
    • различные тематические игры,
    • викторины,
    • рисование и конструирование,
    • наблюдение,
    • ответы на вопросы детей,
    • обсуждение прочитанных книг, просмотренных диафильмов и мультфильмов,
    • работа в живом уголке,
    • подготовка экологических праздников и т. д.
  3. Самостоятельная работа детей. Применение полученных дошкольниками экологических знаний на практике. Например, они могут самостоятельно (но под присмотром воспитателя) поливать цветы, кормить животных в живом уголке, собирать гербарии или коллекции.

Экологическое воспитание начинается с заботы детей о растениях и животных

Дидактические и наглядные материалы для занятий по экологии

Подготовка к занятиям по экологии в детском саду предусматривает широкое применение разнообразных дидактических и наглядных материалов. Причём часть из них можно готовить совместно с детьми. Так, в подготовительной и старшей группах можно приготовить наглядные пособия для малышей. Например, на занятиях по конструированию ребята могут сделать наглядный материал по теме «Огород». Только в начале занятия обязательно надо предупредить, что их поделки будут использоваться как наглядный материал для малышей. Это очень важно! Дети (да и вообще люди) любят, когда их труд нужен кому-то, а не пропадает даром.

Наглядное пособие по теме «Огород», изготовленное дошкольниками средней группы, порадует самых маленьких воспитанников ДОУ

В начале занятий можно просматривать диафильмы и мультфильмы («Рыжая кошка», «Паровозик из Ромашкова», «Клад», «Бабочка», «Сказка о белой льдинке», «На лесной тропе», «Шапокляк»), а затем обсуждать просмотренное. Так, на примере мультфильма «Клад» можно обсудить значение и ценность обыкновенной питьевой воды, а после просмотра мультика «Паровозик из Ромашкова» - порассуждать о том, как важно время от времени останавливаться и наблюдать за природой, наслаждаться удивительным окружающим миром.

Рассматривание картинок и картин - один из приёмов, используемых на занятиях. В первой и второй младших группах используются простые картинки, изображающие растения, животных, овощи, фрукты. В средней, старшей и подготовительной группах можно рассматривать репродукции картин известных художников («Грачи прилетели» А. Саврасова, «Утро в сосновом бору» И. Шишкина, «Жук» И. Кабакова, «Золотая осень» И. Левитана) и просить ребят рассказать, что они видят на них.

Экологическое лото позволяет обощить представления детей о различных видах растений и животных

Игры также можно применять на занятиях по экологическому воспитанию, причём как настольные (например, различные лото, «Найди пару», «Где кто живёт», «Вершки и корешки»), так и подвижные (например, «Спасительное дерево», «Гномики в лесу», «В зоопарке» и любимая от мала до велика потешка «У оленя дом большой»). В качестве дидактических материалов и пособий можно использовать плакаты, модели, схемы, календари природы, оформленные на экологические и живые уголки, выставки рисунков, комнаты природы.

Экологический уголок в ДОУ должен быть красочно оформлен и привлекать внимание детей

Видео: потешка «У оленя дом большой»

Программы по экологическому воспитанию

Существует 2 типа программ для дошкольных учреждений: комплексные и парциональные. Комплексные программы предписывают действия, направленные на развитие дошкольников во всех сферах, а парциональные углублённо рассматривают какое-то одно или несколько тематически близких направлений.

Комплексные программы

Наиболее полно экологические аспекты предусмотрены в программах «Детство», «Радуга» и «Кроха». В них есть специальные разделы, посвящённые не просто получению элементарных знаний о природе, а о взаимосвязи окружающего мира и человека.

«Кроха» посвящена развитию детей самого младшего возраста, поэтому задачи тут простые: созерцать, наблюдать, познавать. Согласно данной программе, в дошкольных учреждениях рекомендуется обустроить живой уголок. Посещение его особенно полезно тем детям, родители которых не разрешают заводить животных дома.

В часть программы «Детство» «Ребёнок открывает для себя мир природы» входят 4 блока, которые учитывают возрастные особенности детей:

  • сведения о растениях, животных как представителях живого в мире природы (особенности внешнего строения и жизненных функций, связь живых существ со средой обитания, их неповторимость);
  • механизмы приспособительной взаимосвязи живых организмов со средой обитания (свойства различных сред, представления о группах животных, проживающих в однородной среде);
  • знания о росте, развитии и размножении знакомых детям растений и животных (представления о последовательных изменениях организмов, цикличности процесса);
  • знания экосистемного характера (дети знакомятся с растениями и животными, проживающими в одном сообществе, их взаимосвязанностью).

Раздел программы «Радуга» «Мир природы» предусматривает изучение экосистемы разных регионов мира, географических понятий, исторических и археологических фактов. Недостаток её - дети получают множество интересных фактов о мире, но не учатся их осмысливать. В программе «Истоки» есть раздел по изучению окружающего мира, но он не соответствует современным требованиям, а программа «Развитие» вообще не ставит цели экологического воспитания воспитанников ДОУ.

Живой уголок в ДОУ позволяет детям приобщиться к миру живой природы и ухаживать за питомцами

Парциальные программы

К одобренным Министерством образования России относятся парциональные программы по экологическому воспитанию дошкольников:

  • «Наш дом - природа»,
  • «Юный эколог»,
  • «Жизнь вокруг нас»,
  • «Природа и художник»,
  • «Семицветик»,
  • «Паутинка»,
  • «Мы - земляне»,
  • «Открой себя»,
  • «Надежда».

Любая из этих программ по-своему интересна, поэтому каждый педагогический коллектив имеет возможность выбора, в зависимости от собственных условий.

К первым программам по экологическому воспитанию в детских садах, которые начали разрабатываться ещё в 90-х годах прошлого века, относится «Юный эколог». Её автор - С. Николаева. Стоит уточнить, что в состав «Юного эколога» входят 2 программы: экологическое воспитания детей и повышение квалификации воспитателей. Таким образом решается комплексная задача воспитания начал экологической грамотности у детей и повышения экологической культуры взрослых, которые призваны этих детей воспитывать.

Так как экологическому воспитанию придаётся большое значение, педагоги дошкольного образования по всей стране разрабатывают собственные программы, исходя из своих возможностей, географического положения и социальных условий. Заслуживают внимания следующие программы:

  • «Непреходящие ценности малой родины» , разработанная педагогом из Иванова Е.В. Пчелинцевой;
  • «Я в большом мире» , созданная педагогическим коллективом из города Северска;
  • «Азбука экологии» Л.И. Грековой (раздел программы «Планета детства», применяемой на территории Ставропольского края).

Как провести занятие по экологии в детском саду

Программы по экологическому воспитанию предусматривают большое разнообразие форм занятий с детьми, начиная с игр и заканчивая серьёзными проектами.

Экологическая тропа

Одной из самых занимательных форм экологических занятий на открытом воздухе является экологическая тропа. В каждом детском саду желательно иметь 3 вида тропинок и использовать их сообразно возрастным группам. Первая тропинка находится в помещении ДОУ, она может включать в себя специально оформленные стенды, комнату природы, живой уголок. Вторая проходит по территории дошкольного учреждения и используется во время ежедневных прогулок. А третья тропинка - для путешествий. Она ведёт детей на прилегающую к саду территорию. Это может быть сквер, парк, лесопарковая зона, луг или даже настоящий лес.

Экологическая тропа - это специально оборудованный маршрут, проходя по которому дошкольники приобретают знания о природной среде

В идеале на всем протяжении маршрута по тропе детям должны встречаться как дикие, так и культурные растения, растущие по отдельности и скученно, разные деревья и кустарники, птиц, живущих в гнёздах, на деревьях или специально оборудованных домиках, муравейники, камни, водоёмы… В общем, чем разнообразнее, тем лучше. Конечно, для каждой возрастной группы необходимо составлять свой маршрут. Желательно оформить план экологической тропы и разместить его в начале маршрута. Во время путешествий по экологической тропе дети слушают рассказы воспитателя, наблюдают, задают вопросы, учатся делать выводы, собирают гербарии, коллекции и т. д.

Проектная деятельность по экологии в детском саду

В процессе экологического образования в детском саду следует особое внимание уделять исследовательской деятельности детей. В этом может помочь разработка различных проектов, которые могут быть как краткосрочными, так и долгосрочными. Краткосрочные проекты более распространены в дошкольных учреждениях. Темы у них могут быть различными, например, «Общаемся с животными», «В чём сила воды», «От колоска до буханки», «Кто как зимует в лесу» и т. д.

Поощрение исследовательского интереса детей развивает их мыслительные способности и стимулирует дальнейшую познавательную активность

Тем не менее и долгосрочные проекты вполне по силам детям дошкольного возраста. Следует обратить внимание на такие темы: «Покормите птиц», «Посадили мы репку», «Огород на подоконнике», «Аквариум - рыбье царство», «Вырастим лимон» и т. д.

Разработка как краткосрочных, так и долгосрочных проектов требует немало усилий, предварительной подготовки, изучения материалов и литературы по теме, наблюдений, исследований и умения делать выводы. Также важно красиво оформить и увлекательно представить свой проект. Всему этому детям и придётся научиться.

Аппликация «Грибок» выполняется детьми в рамках проекта «Здравствуй, осень!»

Пример проекта для второй младшей группы

Название «Здравствуй, осень!»
Задачи
  • Расширить познания детей об осени как времени года, о погоде в это время, о природных дарах, которые дарит осень.
  • Расширить словарный запас детей на осеннюю тему.
  • Выучить стихотворения и песенки об осени.
  • Научиться изображать в рисунках осень.
Материалы
  • Рисунки, карточки, изображения овощей и фруктов;
  • муляжи овощей и фруктов;
  • осенние листья;
  • цветы;
  • стихи;
  • бумага, краски, пластилин.
Деятельность воспитателя
  • Подбирает стихи и песни;
  • отбирает игры;
  • проводит занятия с детьми.
Деятельность родителей
  • Подбирают фотографии, литературу;
  • участвуют в празднике.
Мероприятия в ходе реализации проекта
  • Подвижные игры;
  • дидактические игры;
  • чтение стихов, рассказов и сказок об осени;
  • разучивание песенок об осени;
  • создание аппликации «Грибок»;
  • рисуем осень;
  • беседы на тему погоды;
  • рассказ об осенних дарах: овощах, фруктах, грибах, орехах;
  • составление букетов из осенних листьев и цветов;
  • просмотр мультфильмов.
Итог проекта
  • Устройство выставки рисунков, осенних букетов и аппликаций.
  • Проведение праздничного утренника «Здравствуй, осень!».
  • Праздничный стол с осенними дарами.

Узнать больше о проведении занятий по экологии в первой и второй младших группах можно из нашей статьи - .

Примерный план занятия на тему «Как делается хлеб» в средней группе

Цель занятия: продемонстрировать детям, как делается хлеб.

Оборудование и материалы:

  • картинки,
  • проросшая пшеница,
  • зелёные ростки пшеницы,
  • пшеничные зёрна и колоски,
  • кусочки хлеба,
  • мука,
  • яйца,
  • соль,
  • дрожжи,
  • вода,
  • растительное масло.

Ход занятия:

  1. Дети смотрят мультфильм «Колосок».
  2. Воспитатель предлагает детям узнать, где живут пшеничные зёрнышки, как растёт пшеница, как получается мука, как выпекается хлеб.
  3. Дети рассматривают проросшую пшеницу и пшеничные ростки.
  4. Воспитатель предлагает детям взять колоски и найти в них зёрнышки.
  5. Воспитатель предлагает ребятам узнать, что вкуснее - зёрна, мука или хлеб. Дети пробуют зёрнышки, муку и кусочки хлеба.
  6. Ребятам задаётся вопрос, знают ли они, как получается вкусный хлеб.
  7. Затем воспитатель замешивает тесто из приготовленных продуктов, объясняя процесс ребятам.
  8. Дети следят, как подходит тесто.
  9. Воспитатель с детьми лепят булки и относят их на кухню.
  10. Пока булки пекутся, воспитатель рассказывает, как хлеборобы выращивают пшеницу, собирают урожай, дети рассматривают картинки.
  11. Повар приносит испёкшиеся булки, и все их пробуют.

Видео: мультфильм «Колосок»

Занятие во второй младшей группе на тему: «Делаем ёжика»

Берутся игрушки «Травянчик» в форме ёжика. Сначала дети поливают игрушки, выращивают травку, а заодно узнают как, почему и при каких условиях растёт трава. Также воспитатель рассказывает им о ежах - где они живут, чем питаются, как зимуют. Когда трава вырастет достаточно большой, проводится урок по конструированию «Подстрижём ёжика». Перед началом урока можно посмотреть мультфильм о ежах, например, «Ёжик должен быть колючим?»

При изготовлении ёжика из «Травянчика» у детей получаются милые поделки, а остатками травы они угощают питомцев живого уголка

Затем дети при помощи ножниц подстригают своих травянчиков. Состриженную травку относят в живой уголок и угощают живущих там питомцев.

Проведение открытых мероприятий на экологическую тему

Занятия по экологии дают широкую возможность проведения разнообразных открытых мероприятий. Участие родителей тут только приветствуется. Причём они могут не только присутствовать на утренниках и смотреть, как выступают их дети, но и сами принимать активное участие. Родители могут помогать строить и развешивать домики и кормушки для птиц, участвовать в совместных экскурсиях по экологической тропе, вместе с воспитателями устраивать пикники для детей, принимать участие во Всемирном дне без автомобиля и т. д.

Обобщить и закрепить знания детей о живой и неживой природе можно в форме экологической викторины, КВНа, брейн-ринга и т.д., проведённых совместно с родителями.

Примеры конспектов для проведения открытых занятий по экологии в разных группах

  • Белякина Е. «Сказка про водичку» (вторая младшая группа).
  • Савина А. «Путешествие в весенний лес» (средняя группа).
  • Наширванова Р. «Наши друзья - деревья» (старшая группа).
  • Поливахина Г. «Будь природе другом» (подготовительная группа).

Видео: открытое занятие «В гости к гномику» во второй младшей группе

https://youtube.com/watch?v=p6PTCZW2m1g Video can’t be loaded: Открытое занятие по экологическому воспитанию В гости к гномику во 2 младшей группе 2 часть Воспита (https://youtube.com/watch?v=p6PTCZW2m1g)

Видео: открытое занятие «Посев семян» в подготовительной группе

Если выбирать самые увлекательные занятия для дошкольников в ДОУ, то экологическое направление вне конкуренции, учитывая, что данную составляющую можно привнести в любую образовательно-воспитательную деятельность. Дети любознательны, они любят всё, что связано с исследованиями, а окружающий мир выступает как увлекательнейший предмет для изучения. Остаётся только сформировать правильное к нему отношение. Это является главной задачей педагогов детского сада при реализации экологического воспитания.

Педагогический проект по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста (5 – 7 лет) «Мир вокруг нас...»

Недаром дети любят сказку
Ведь сказка тем и хороша,
Что в ней счастливую развязку
Уже предчувствует душа.

Пояснительная записка
Каждый человек, находясь в раннем детстве, слушал сказки. Долгие века народные сказки играли в жизни человека такую же роль, как в наше время играют книги, журналы, газеты, телевидение, радио, интернет и другие распространенные источники информации.
Проект дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнения, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики познания, пытливости ума, совместной познавательно-исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлексивных навыков, что является составляющими успешной личности. Способствует развитию самостоятельности мышления, помогающий ребенку сформировать уверенность в себе и в собственных возможностях.
Проектная деятельность как педагогов, так и дошкольников существенно изменяет межличностные отношения между сверстниками и между взрослым и ребенком. Все участники проектной деятельности приобретают опыт продуктивного взаимодействия, умение слышать другого и выражать свое отношение к различным сторонам реальности. Новый виток интереса к проекту как способу организации жизнедеятельности детей объясняется его потенциальной интегративностью, соответствием технологии развивающего обучения, обеспечением активности детей в образовательном процессе.
АКТУАЛЬНОСТЬ:
Актуальность экологического воспитания дошкольников обусловлена тем, что взаимодействие с природой обладает большим психолого-педагогическим потенциалом, который должен быть использован в процессе экологического образования, что позволяет ему стать фактором общего формирования и развития личности. Формирование личности ребенка, его воспитание начинается с воспитания чувств через мир положительных эмоций. Именно проектная деятельность позволяет не только поддерживать детскую инициативу, но и оформить ее в виде культурно – значимого продукта.
На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное отношение
к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Экологическое образование детей – это огромный потенциал их всестороннего развития. Крупицы экологических знаний, полученные в
детстве, помогут ребенку ориентироваться в окружающей действительности,
правильно понимать её. Но главное, положат начало осознанному отношению к природе, определению своего места в ней в будущем.

АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА:
Проект долгосрочный – с января по октябрь (2016 год)

Цель проекта:
Показать один из вариантов интегрированного подхода в образовании дошкольников на примере проектно-исследовательской деятельности и значение разнообразной развивающей среды для организации работы по проекту.

Задачи проекта:
- Создание условий для развития творческих способностей у детей.
- Привлечение родителей в реализации проекта.
- Воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного,
заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в
целом.
- Формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде.


Проект построен в соответствии с ФГОС, с учетом принципа интеграции образовательной области в соответствии с возрастными возможностями и спецификой образовательных областей.

Участники проекта: Дошкольники 5 – 7 лет, Педагогические работники ДОУ, родители (законные представители)

Развивающая среда: Групповые помещения (Центры: «Лаборатория», «Комната сказок», «Сенсорная комната», «Экологическая комната»), музыкально-физкультурный зал, огород.

Материалы и оборудование: Репа и другие овощи (для сравнения), «Чудесный мешочек» (для определения формы на ощупь предмета), весы, лупы, иллюстрации репки, костюмы и атрибуты героев сказок для уголка ряженья, фигурки героев для настольных игр по сказке, материалы для творческой изобразительной деятельности, семена репы, емкости, оборудование для посадки растений в помещении и на огороде и ухода за ними, географическая карта, значки-символы репки для прикрепления к карте, видео-фильм, просмотр мультфильмов.

Литература : Сказки – «Репка», «Мужик и медведь», Н. Носов «Репка», загадки, поговорки, пословицы, потешки, стихи, песни.

План реализации проекта

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Деятельность педагога
Создание условий
Подбор оборудования и материалов
Мотивация детей к пониманию целостности, ценности окружающего мира. Мотивация детей к познавательной и исследовательской деятельности
Беседа с детьми о том, что будут делать в рамках проекта
Деятельность детей
Возникновение интереса к окружающему миру природы
Осознание и осмысление актуальности и цели деятельности, проявление познавательного интереса
Рассматривание иллюстраций, картин
Чтение и обсуждение сказок, произведений, загадок, пословиц, поговорок, потешек
Работа с географической картой
Изготовление значков-символов репки для размещения на географической карте

ОСНОВНОЙ ЭТАП

Деятельность педагога
Мотивация детей к познавательной деятельности
Активизация внимания детей посредством включения их в познавательную экологическую деятельность, формирование у детей элементарных ЗУН
Деятельность детей
Накопление информации
Изобразительная деятельность; Рисование, лепка, аппликация (оригами)
Знакомство детей со вкусом репки. Блюда из репы. История репки на Руси.
Дидактические игры («Чудесный мешочек»), Игра-эстафета «Самый быстрый» (в зале)
Разучивание стихов, песен про РЕПКУ
- Драматизация сказки «Репка» по ролям. Самостоятельное разыгрывание сказки в костюмах
- Театрализованные игры с фигурками героев сказки
Дома вместе с родителями посадить репку и наблюдать за ней, делая записи результатов
Просмотр мультфильмов «Репка», «Мужик и медведь». Обсуждение сюжетов
Просмотр видеофильма «Как появился росток». Обсуждение

Подготовка к исследованию и выполнение различных исследований
Рассматривание семян под лупой, посадка рассады, наблюдение Исследование репки:
- Форма, вкус, поверхность, рассматривание семян через лупу, рассматривание корнеплода (корень – через него растение получает воду и пищу из земли), листья у всходов. Взвешивание репки
Опыты с репой:
- Поместить разные овощи в емкость с водой, выяснить какие овощи тонут в воде, а какие нет
- Разрезать репку на несколько частей и разложить в разные места: около батареи (где тепло), при комнатной температуре в группе и в холодное место (между рамами, в холодильник) – Дети наблюдают и делают выводы
Исследование почвы: рассматривание обитателей – жучков, червей.
Опыт с почвой: «Есть ли в земле воздух» (Если опустить землю в прозрачную емкость с водой, то мы видим, что появляются пузырьки – это воздух, значит в земле (почве) есть воздух)

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Деятельность педагога
Стимулирование детей к самоанализу и самооценке своей деятельности
Помощь в формулировании выводов
Подведение итогов
Деятельность детей
Уборка урожая. Выставка работ
Коллективная работа «НАШ УРОЖАЙ» (аппликация)
Праздничное мероприятие
Предполагаемый результат:
1. Будет сформирована единая система становления нравственных качеств личности дошкольника по средством экологического воспитания на основе принципа преемственности всех звеньев образовательной цепи.
2. Будет организована развивающая среда, способствующая нравственно-экологическому развитию детей.
3. Будет разработана и внедрена функциональная модель экологизации дошкольников, система критериев и показателей оценки с формированности у них ценностных ориентаций.
4. Будет разработан дидактический комплекс (конспекты непосредственно-образовательной деятельности, сценарии развлечений, дидактические игры, пособия)

Похожие публикации