Развивающая среда 2 младшая группа в детском саду. Построение предметно - развивающей среды во второй младшей группе

Актуальность: одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении - правильная организация предметно-развивающей предметной среды. Правильно организованная развивающая среда позволит каждому ребенку найти свое занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это лежит в основе развивающего обучения.
Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.
Среда, окружающая детей в детском саду, должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого их них.
Организация предметно-развивающей среды в детском саду несет эффективность воспитательного воздействия, направленного на формирование у детей активного познавательного отношения к окружающему миру предметов, людей, природы. Она должна формироваться с учетом определенных принципов, разработанных в работах ведущих педагогов, в частности - с учетом возраста детей, поскольку каждая возрастная группа обладает своими специфическими психолого-педагогическими характеристиками.
При организации развивающей среды в младшей группе нужно учесть, что дети этого возраста плохо реагируют на пространственные изменения обстановки и предпочитают в этом смысле стабильность (М. Н. Полякова, поэтому не следует часто переставлять оборудование в группе. Важно помнить, что в младшем возрасте формируются сенсорные способности ребенка, поэтому предметно-развивающая среда должна создавать условия для развития анализаторов.
Создавая предметно-развивающую среду во второй младшей группе, мы опиралась на принцип активности, стабильности, гибкого зонирования. В группе созданы условия для взаимодействия детей с воспитателем и друг с другом. Также есть уголки уединения, что даёт ребёнку чувство психологической защищённости, помогает развитию личности. Мы стараемся обогатить среду такими элементами, которые бы стимулировали познавательную, развивающую, двигательную и иную активность детей.
Содержание предметно-развивающей среды соответствует интересам мальчиков и девочек, периодически изменяется, варьируется, постоянно обогащается.
Функции предметно-развевающей среды во второй младшей группе:
Познавательная - удовлетворяет потребность ребенка в освоении окружающего мира, стимулирует познавательную активность;
Коммуникативная - стимулирует речевое развитие, позволяет ребенку познать азы общения и взаимодействия;
Оздоровительная - стимулирует двигательную активность, обогащает двигательный опыт, приобщает к культуре здоровья;
Творческая - приобщает детей к творческой деятельности, способствует саморазвитию и самореализации.

Центр сюжетно-ролевой игры
Задачи: способствовать возникновению игры; развивать умение выбирать роль, выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий; формирование коммуникативных навыков в игре; развитие подражательности и творческих способностей. Учить использовать в играх строительный материал.
Оборудование и материалы: кукольная мебель для комнаты и кухни; гладильная доска; атрибуты для игры в «Дом», «Магазин», «Парикмахерскую», «Больницу», «Моряков», «Водителей» и др.; куклы; игрушечные дикие и домашние животные; наборы кухонной и чайной посуды; набор овощей и фруктов; машины крупные и средние; грузовые и легковые; телефон, руль, весы, сумки, ведёрки, утюг, молоток и др.; кукольные коляски; игрушки-забавы; одежда для ряжения.
Основной вид деятельности наших малышей - игровой. В игровом центре «Жилая комната» собраны игрушки, которые знакомят детей с окружающими их предметами быта. Малыши знакомятся с новыми для них предметами и учатся действовать с ними. Полученные знания и навыки переносят в повседневную жизнь.
Центр физической культуры
Задачи: Создать условия для занятия физическими упражнениями в группе, стимулировать желание детей заниматься двигательной деятельностью. Воспитывать у детей осознанное отношение к своему здоровью. Укрепление мышц нижних и верхних конечностей, профилактика плоскостопия; профилактика простудных заболеваний; укрепление мышц спинного позвоночника, предупреждение сколиоза.
Оборудование и материалы: доска гладкая и ребристая; коврики, дорожки массажные, со следочками (для профилактики плоскостопия) ; палки гимнастические; мячи; корзина для метания мячей; обручи; скакалки; кегли; дуга; кубы; скамейка; мат гимнастический; шнур длинный и короткий; лестница гимнастическая; мешочки с грузом; ленты разных цветов; флажки; атрибуты для проведения подвижных игр, утренней гимнастики.
Потребность в движении является важной задачей при организации предметно - развивающей среды.
Музыкально - театральный центр
Задачи: Развитие слухового восприятия и внимания; формирование исполнительских навыков; развитие творчества детей на основе литературных произведений.
Оборудование и материалы: набор шумовых коробочек; звучащие игрушки, контрастные по тембру и характеру звукоизвлечения (колокольчики, бубен, дудочки, металлофон, барабан, резиновые пищалки, погремушки и др.) ; музыкальные дидактические игры; театр настольный, небольшая ширма и наборы кукол (пальчиковых, плоскостных и др.) ; театр, сделанный воспитателем (на ложках) декорации, готовые костюмы, маски для постановки сказок, самодельные костюмы; рядом находится книжный уголок.
Музыкальные инструменты доставляют детям много радостных минут и развивают фонематический слух и чувство ритма. Знакомить малышей с различными видами театра. Встреча с куклой помогает детям расслабиться, снять напряжение, создать радостную атмосферу.

Книжный центр
Задачи: Формирование навыка слушания, умения обращаться с книгой; Формирование и расширение представлений об окружающем.
Оборудование и материалы: стеллаж для книг, стол и два стульчика; книжки по программе, любимые книжки детей, книжки-малышки, книжки-игрушки; альбомы для рассматривания: «Профессии», «Времена года», «Детский сад»; альбом с семейными фотографиями детей группы; наборы сюжетных и предметных картинок; игры по познавательному и речевому развитию и т. д.
В книжной витрине группы представлено обычно 4-5 книг, как правило уже знакомые детям, с яркими, крупными иллюстрациями. Срок пребывания книги в уголке определяю интересом детей к этой книге. В среднем срок ее пребывания в нем составляет 2-2, 5 недель. В уголке даются детям первые уроки самостоятельного общения с книгой: знакомство с уголком книги, его устройством и назначением, умение рассматривать книги только там (брать книги чистыми руками, перелистывать осторожно, не рвать, не мять, не использовать для игр; после того как посмотрел, всегда класть книгу на место). Дети любят читать книги и рассматривать картинки, поэтому здесь у нас много яркой красочной и интересной литературы по программе.

Центр строительных игр
Задачи: Развивать представления об основных свойствах объемных геометрических, в основном крупных, форм (устойчивость, неустойчивость, прочность, шершавости -гладкости их поверхности, в приобретении умений воссоздать знакомые предметы горизонтальной плоскости (дорожки, лесенки, стульчики и т. д., развивать навыки сотворчества со взрослыми самостоятельного творчества, развивать мелкую моторику пальцев, рук, в приобретении умения строить мебель, горки, дома. Учить понимать видоизменяемость, вариативность конструкции, возможность строительства не только по горизонтали, но и по вертикали. Уметь анализировать объект, видеть основные части детали, составляющие сооружения, возможность создания их из различных форм.

Оборудование и материалы: пластмассовые конструкторы с разнообразными способами крепления деталей; строительные наборы с деталями разных форм и размеров; мягкие модули; коробки большие и маленькие; маленькие игрушечные персонажи (котята, собачки и др., машинки, для обыгрывания.
Дети очень любят играть как с Лего так и с модулями. У них игра приобретает сюжетно-ролевый характер. Из конструктора дети строят постройки, необходимые для обыгрывания сюжетов. Очень часто конструктор используем на занятиях, зарядке, на праздниках. Играя с конструктором, дети формируют не только моторику, внимательность, мышление, воображение, но и приобретают трудовые навыки.
Центр природы
Задачи: Экологическое воспитание и образование детей. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Оборудование и материалы: в группе находится 4 комнатных растения (фикус, бегония, герань, бальзамин) ; подобраны картинки по временам года, муляжи овощей и фруктов; изготовлены поделки из природного материала; материал для организации экспериментирования: микроскоп, лупы, зеркала, песочные часы, фонарик, ёмкости (стаканчики, мерки, воронки, трубочки) ; природный и бросовый материал, вата, бумага разных сортов, цветные стеклышки, лейки, распылитель для цветов, палочки для рыхления земли.
Дети научились узнавать растения и называть основные части растения (стебель и листья). В уголке природы есть растения, с ярко выраженными основными частями и красиво, обильно и долго цветущие. Дети научились поливать растение под руководством воспитателя; научились правильно держать лейку и лить воду аккуратно. В уголке созданы условия для игр с водой и песком.
Центр изобразительного искусства
Задачи: Развивать интерес, внимание, любознательность, эмоциональный отклик детей на отдельные эстетические свойства и качества предметов окружающей действительности.
Оборудование и материалы: мольберт; наборы цветных карандашей; наборы фломастеров; шариковые ручки; гуашь; акварель; цветные восковые мелки и т. п. ; кисточки - тонкие и толстые; баночки для промывания кисти от краски; бумага для рисования разного формата; трафареты по темам; пластилин; стеки; печатки; салфетки из ткани, доки для рисования фломастером и мелом.

Учебный уголок
Задачи: Развитие мышления и пальчиковой моторики, освоение операций вкладывания, наложения, соединения частей в целое; развитие зрительного восприятия и внимания; формирование обследовательских навыков; знакомство с геометрическими фигурами и формами предметов; обучение группировки предметов по цвету, размеру, форме; выявление отношения групп предметов по количеству и числу (много, мало, один) ; развитие способности использовать речь для определения смысла своих действий; формирование умения группировать предметы, последовательно составлять картинки; обогащение активного словаря детей; формирование умения описывать и называть предметы на картинках; ознакомление со светофором.
Взрослый организует действия с различными объектами: мокрым и сухим песком, рассматривают различные состояния воды. др.
Оборудование и материалы:
- Крупная мозаика, объемные вкладыши из 5-10 элементов, сборные игрушки, пирамидки (из 6-10 элементов, шнуровки, игры с элементами моделирования и замещения, лото, парные картинки и другие настольно-печатные игры.
- Наборное полотно, магнитная доска.
- Комплект геометрических фигур, предметов различной геометрической формы, счетный материал.
- Различные мелкие фигурки и нетрадиционный материал (шишки, желуди, камушки) для счета.
-Блоки Дьенеша.
- Палочки Кюизенера.
- Матрешки (из 5-7 элементов, доски-вкладыши, рамки-вкладыши, набор цветных палочек (по 5-7 каждого цвета) .
- Разрезные (складные) кубики с предметными картинками (4-6 частей) .
- Разрезные предметные картинки, разделенные на 2-4 части (по вертикали и горизонтали) .
-Полотно с изображением дорог, средний транспорт; макеты домов, деревьев, светофор, дорожные указатели; небольшие игрушки (фигурки людей, животных) .
Материалы по развитию речи и познавательной деятельности.
- Наборы картинок для группировки, до 4-6 в каждой группе: домашние животные, дикие животные, животные с детенышами, птицы, рыбы, деревья, цветы, овощи, фрукты, продукты питания, одежда, посуда, мебель, транспорт, предметы обихода.
-Наборы предметных картинок для последовательной группировки по разным признакам (назначению и т. п.) .
-Серии из 3-4 картинок для установления последовательности событий (сказки, социобытовые ситуации)
- Серии из 4 картинок: части суток (деятельность людей ближайшего окружения)
- Серии из 4 картинок: времена года (природа и сезонная деятельность людей) .
-Сюжетные картинки крупного формата.
Предметно - пространственная среда группы создает комфортное настроение, способствует эмоциональному благополучию детей.
Дети очень восприимчивы к окружающему, поэтому вся обстановка группы имеет большое воспитательное значение.

Используемая литература:

  1. Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду / А.М. Виноградова, Г.Н. Година. С.А. Козлова и др. Под ред. Р.С. Буре. - М.: Просвещение, 1987. - 222с.
  2. Корнеева Е.Н. Эти загадочные малыши…/ Художник Г.В. Соколов. - Ярославль: Академия развития«, «Академия и Ко»,1999. - 224 с., ил. - (Серия: «Психологи - детям, психологи о детях»).
  3. Смоленцева А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием: Кн. для воспитателей дет. сада. - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1993. - 95 с.
  4. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в средней группе детского сада. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. - 160 с.
  5. Воспитание и обучение детей младшего дошкольного возраста: Кн. для воспитателей дет. сада / Т.Л. Богина, Т.Г. Казакова, Е.А. Тимофеева и др.; Под ред. Г.Н. Годиной, Э.Г. Пилюгиной. - М.: Просвещение, 1987. - 160 с.
  6. Лямина Г. М. Воспитание детей раннего возраста. - М.: «Просвещение», 1976 - 239 с.

Рада приветствовать вас, уважаемые коллеги. Свое выступление позвольте начать с притчи:
Путешественник увидел трех рабочих, которые толкали тяжело нагруженные тачки, и спросил каждого о том, что он делает.
Первый ответил: “Толкаю эту тяжелую тачку, будь она проклята”.
Второй сказал: “Зарабатываю на хлеб для своей семьи”.
А третий гордо произнес: “Я строю прекрасный храм”.
Трое рабочих делали одно и то же, но чувствовали себя по-разному. Для первого работа была каторгой, и он был очень несчастен. Второй чувствовал себя опорой и кормильцем семьи. В его ответе - спокойное достоинство. Третий служил прекрасной цели. Он был горд и счастлив.
Счастье человека во многом зависит от того, какой смысл он вкладывает в свой труд, в свою работу и от «влюбленности в свое дело».
Думаю, нам всем, конечно же, хочется служить прекрасной цели… Но, как построить прекрасный храм – храм личности ребенка? Как воспитать его всестороннее развитой гармоничной личностью? Конечно же - создать условия для его развития. Мы с вами знаем, что дошкольное образование - начальная ступень системы непрерывного образования. Как сказал Гораций - Новый сосуд долго пахнет тем, чем наполнили его впервые. И переходя на тему нашей встречи сегодня –от того как мы наполним развивающую предметно-пространственную среду для ребенка и какие знания, нравственные ориентиры мы дадим ребенку в детстве, будет зависеть успешность становления его личности в будущем.
Помощниками в реализации развивающей предметно-пространственной среды, основными кирпичики в постройке нашего храма, - это те самые требования, о которых мы с вами сегодня говорили: насыщенность, трансформируемость, полифункциональность, вариативность, доступность и безопасность.
Приступая к оформлению группы в этом учебном году, я воспользовалась помощью родителей своих воспитанников. На родительском собрании я поделилась с родителями идеями по оформлению группы, они их с радостью подхватили и помогли воплотить в жизнь мои творческие порывы. Приглашаю вас, уважаемые коллеги, на экскурсию по 2 младшей группе «Капелька»

Как театр начинается с вешалки, так и знакомство с любой группой начинается с приемной. Для меня очень важно, чтобы родители и дети уже в приемной могли почувствовать индивидуальность, веяние благожелательности и теплой уютной атмосферы, царящей в нашей группе. Наша группа называется «Капелька», название группы отражено в оформлении. В рамках-капельках на стене вы можете видеть копии работ Дональда Золана - это американский художник, трогательно рисующий детей. Счастливое и беззаботное детство, полное энергии и новых открытий можно увидеть на его чудесных работах. «Я люблю маленьких детей, - говорит Дональд Золан - то, как их глаза загораются от волнения, как они изучают мир. Это чудесное время жизни, наполненное удивлением. Время, когда каждое новое открытие является волшебным моментом». Помимо художественно-эстетического развития для детей рассматривание картин детского художника позволяет родителям снять дневное напряжение, подготовиться к приятной встрече с ребенком, когда они ожидают их в приемной. В одной из капелек вы можете ознакомиться с девизом нашей группы, который наполнен позитивом и теплом, и дает положительную установку родителям и всякому входящему в нашу группу –
Капельки мудрости, любви и терпенья Сольются в добро, мастерство и уменье! Из капелек – море радостных дней! Пусть жизнь будет ярче, Светлей и добрей!
Также в приемной вы можете видеть информационный стенд с контактной информацией для родителей, с правилами и режимными моментами нашей группы.
Ожидая ребенка, родители могут заглянуть в родительский дневничок, в котором собраны консультации по различным тематикам, здесь родители найдут ответ на любой интересующий их вопрос.
Обратите внимание, как оформлены шкафчики в приемной: в капельке -изображение индивидуальной картинки ребенка, которая повторяется и на шкафчиках для полотенец и на кроватках. Все шкафчики подписаны для удобства работы и самим воспитателям, и родителям. Интерьер, как раздевалки, так и группы меняется по сезону. В данный момент, вы видите зимнее оформление приемной. Для меня важно окружить ребенка красотой, чтобы каждый элемент интерьера мог позволить нам с детьми отправиться в путешествие в мир красоты. Потому что восприятие, осмысливание красоты - это основа, стер¬жень эстетического образования, сердцевина той эстетической культуры, без которой чувства остаются глухими ко всему прекрасному. Даже здесь в приемной можно включить тихую сказочную мелодию и полюбоваться вместе с детьми зимней веткой со снегирями.
В группе
Перед нами спортивный уголок, который удовлетворяет потребность детей в движении. В нем расположено безопасное и доступное для детей оборудование. Красочное оформление игровых тренажеров, которые помогли мне оформить родители, вызывает интерес детей к игровым спортивным упражнениям. Я не буду подробно останавливаться на тренажерах, так как презентацию нестандартного оборудования вы уже слышали на нашей августовской встрече педагогов.
Далее – уголок ряжания, который мы можем использовать и как парикмахерскую, и как салон красоты. Родители смастерили вешалку для нарядов, принесли нарядные платья, сумочки, заколочки. Целью его оформления является создание условий в группе для творческой деятельности детей, развития фантазии, формирования игровых умений, реализации игровых замыслов, воспитания дружеских взаимоотношений между детьми. Играя в уголке, дети получают психоэмоциональную разрядку, у них улучшается настроение. Самостоятельно подбирают свой образ, берут на себя роли парикмахера или модели.

Продумывая в этом году развивающую предметно-пространственную среду, мне очень хотелось сделать ее насыщенной, красочной, интересной для детей. Я предложила родителям оформить сюжетно-ролевую игру «Магазин» и результаты нашего совместного с родителями труда перед вами. Родители помогли изготовить продукты для магазина: колбаса, мороженое, пельмени. Обратите внимание на яркое оформление самой мебели, а также удобство ее применения: за витриной, в которой расположены ящечки для продуктов, располагается ребенок, выполняющий роль продавца.

Рядом вы видите уголок «Мир книги». Этот уголок привлекает всех ребят, здесь торжественно и чинно, книжки умные стоят. Вот такую удобную и для детей и для воспитателей полку смастерили наши папы.



Хочу обратить ваше внимание, что все уголки помимо того, что абсолютно безопасны для детей, находятся в зоне доступа, легко транформируются и многофункциональны. Н-р: наш магазин может быть не только продуктовым, но и книжным, если мы воспользуемся книжной полкой, или если мы воспользуемся вешалкой с уголка ряжания, то у нас получится магазин одежды. А если мы подставим столик, то можно организовать игру в кафе или столовую. Также, уголок книги можно трансформировать в библиотеку или выставку книжек-малышек.
Далее – уголок для мальчиков «Мастерская» - прекрасная возможность для детей воспроизводить действия взрослых, папы в игре. Мальчики учатся вкручивать и выкручивать болты, соединять детали отвертками, молотком, использовать пилу и другие игрушечные инструменты. Помимо развития моторики рук, игра в Мастерской формирует необходимые мужские качества, развивает логику. Ребята ремонтируют мебель, машины, которые располагаются рядом в игровой зоне для мальчиков.



Все дети стремятся к познанию окружающего мира с самого раннего возраста. Изучение свойств окружающих предметов при помощи простых опытов, происходит в нашей группе в уголке экспериментирования «Юные исследователи», который очень привлекает детей. Важным условием при создании уголка является техника безопасности применяемых материалов и доступность для детей. В качестве дополнительного образования я провожу для детей кружок по экспериментированию. Дети знакомятся со свойствами песка, воды, воздуха. Вы можете заглянуть в рабочие тетрадки и ознакомится с непосредственно-образовательной деятельностью кружка.

Сюжетно-ролевая игра «Больница». Здесь дети учатся принимать на себя роль, выполнять соответствующие игровые действия. У детей формируется чуткое, внимательное отношение к заболевшему. И столик для игры, и кушетку нам смастерили заботливые папы, а мамы пошили вот эту замечательную машину «Скорую помощь», чтобы наши врачи могли быстрее доставить больного в больницу.


Эту машину можно использовать по-разному. Необходимо лишь убрать номер 03, и перед вами машина, на которой можно завозить продукты в магазин, или микроавтобус, на котором можно отправиться в путешествие.
Переходя к следующему уголку, мы попадаем в царство королевы Природы. Здесь ребята знакомятся с временем года. Украшают уголок куклы, деревья-топиарии по временам года. И, конечно же, растения, за которыми ухаживают ребята: поливают, протирают листочки. Яркие осенние листья, снежинки, красивые цветы, нежная зелень молодой травки, ягод вызывают у детей восторг. Оформление уголка способствуют развитию художественного восприятия детей, живописного ощущения мира. Данный уголок можно использовать и как уголок уединения, включить ребенку приятную музыку леса, организовать для него терапию красотой. Ведь «глядя на прекрасное и слушая о прекрасном, человек улучшается», - как говорили древние греки. Поэтому мы должны окружать ребенка красотой - всем прекрасным, чем только сможем! И для меня это очень важно оформить интерьер группы так, чтобы куда бы ребенок не взглянул, ему была предоставлена возможность для восприятия красоты. Для меня важно научить ребенка видеть в красоте окружаю¬щего мира духовное благородство, доброту, сердечность и на основе этого утверждать прекрасное в самом себе. Потому что красота - могучий источник нравственной чистоты, духовного богатства. Я думаю, что реализации этой цели в группе созданы все условия. Посмотрите наверх, как мирно порхают мохнатые снежинки. Для зимнего оформления группы я использовала красно-белые тона. Вы можете видеть зимнюю сказку из бумаги в технике вытынанок, которую бы я не смогла оформить без помощи родителей. Вечером мы выключаем свет, включаем фонарики и герои нашей сказки как бы оживают. А рядом камин с коллекцией снеговичков, кошечка на окошечке – все это элементы уюта, тепла, комфорта, помогают создают атмосферу домашнего очага, «одомашнить» группу.


Восприятие красоты неразрывно связано с потребностью выразить свои впечатления в какой-либо форме. Это как вдох и выдох. Если восприятие можно назвать вдохом, то выражение воспринятых образов, красок в той или иной форме - выдохом. Понятно, что вдох без выдоха невозможен. Мы помогаем ребенку выразиться («выдохнуть») в рисунке, в поделке, в игре или в слове, но при этом очень важно дать ему возможность сделать это непосредственно, свободно - выразить то, что он хочет и как он хочет. Для этого в нашей группе существует уголок творчества, где находится все необходимое для творчества детей: карандаши, фломастеры, трафареты, доска для рисования мелками, пластилин. Сейчас очень популярен пластилин плэй до, он яркий, эластичный, безопасный. Мы приобрели вот такую кондитерскую фабрику, дети с удовольствием лепят разное пирожное, печенье. Свои работы по лепке ребята выставляют на выставку – вот такую яркую красочную лесенку, которую смастерили заботливые родители.

Предметно - пространственная развивающая среда в ДОУ.

Младшая группа детского сада "Солнышко"
Организация предметно – развивающей среды в ДОУ выстраивается в соответствии с принципами программы «От рождения до школы» под редакцией М.А. Васильевой, Н.Е. Веракса и Т.С. Комаровой и «Концепции построения развивающей среды» В.А. Петровского, соответствующей личностно – ориентированной модели взаимодействия с дошкольниками.
Пространство группы организовано в виде хорошо разграниченных зон, оснащенных большим количеством развивающих материалов. Все предметы и материалы доступны детям.
Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать для себя интересные занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.

Создавая предметно - развивающую среду, необходимо помнить:
Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.
Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.
В группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.
Элементы декора должны быть легко сменяемыми.

Детский сад - это второй дом для сотрудников и детей. А свой дом всегда хочется украсить, сделать уютным, оригинальным, тёплым, непохожим на другие.
В соответствии с рассмотренными принципами в младшей группе ДОУ «Солнышко» была создана следующая предметно-развивающая среда:
1. Центр театрализованной деятельности;
2. Центр «Ряжения» и ролевых игр;
3. Центр физического развития;
4. Центр книги;
5. Игровой центр
6. Центр развивающих игр;
7. Центр воды и песка;
8. Центр «Творческая мастерская» (для выставки детского рисунка, детского творчества,);
9. Подвесные модули
10. Информационные блоки.

Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.

Центр театрализованной деятельности.
Центр театрализованной деятельности - один из активных секторов в нашей группе.
Цель театрального уголка:
Развитие творческих способностей у детей;
Развитие воображения,умения импровизировать;
Развитие памяти, внимания, выражение основных эмоций;
Прививать устойчивый интерес к литературе, театру, музыке;
Все костюмы, атрибуты располагаются так, чтобы детям было удобно их брать и пользоваться ими, объединятся подгруппами по общим интересам.
В уголке находятся реквизиты для различных видов театра: пальчиковый, настольный, плоскостной, маски для разыгрывания сценок.





Центр ряжения.
В нашей группе есть уголок, который любят все дети без исключения. Каждый сам выбирает свой образ, по своим симпатиям и чувствам, живущим у него в душе здесь и сейчас. Это даёт психоэмоциональную разрядку, поднимает настроение. Дети учатся сочетать вещи, ткани, размер. Изучают назначение вещей, их сезонность. Самостоятельно подбирают свой образ.




Центр физического развития.
Для успешного решения задач физического воспитания в дошкольных учреждениях, необходимо иметь физкультурное оборудование, которое должно быть и в групповой комнате, в специально отведенном месте «физкультурном уголке». Подбор оборудования и содержание физкультурного уголка – определяется программными задачами, как физического, так и всестороннего воспитания детей. Задача воспитателя научить детей самостоятельной двигательной активности в условиях ограниченного пространства и правильному использованию физкультурного оборудования.
В нашей группе детского сада центр двигательной деятельности оформлен как часть большой игровой зоны. Для малышей есть игрушки-каталки; мячи разных размеров; мячики - ёжики; мешочки, наполненные горохом для рук; массажные коврики; массажные варежки; кегли; гантели; кольцебросс; обручи; скакалки; верёвки, шнуры;сухой бассейн; дети постоянно находятся в активном движении и по своему усмотрению пользуются предложенными игрушками. В спортивном уголке находятся приспособления для организованной деятельности детей: для проведения спортивных игр и упражнений. Поэтому в нашем центре есть маски для игр. В основном, это те персонажи, которые чаще всего встречаются в их играх: кот, заяц, лиса, медведь, волк. Предметов, для проведения упражнений – на всех детей группы: кубики, мягкие мячики, султанчики; дыхательные тренажёры - домики. Обязательно есть бубен для выполнения упражнений в предложенном ритме.






Центр книги.
Самым доступным и эффективным способом развития детей является чтение. Для многих родителей это также очень дешёвый способ заняться своим ребёнком. Развивающие способности детской книжки безграничны. Мышление, речь, память, внимание, воображение - всё это формируется благодаря общению с книгой. По этой причине мы и решили создать музей книги. В нашем музее представлены современные книги, книги из детства наших бабушек и дедушек, книги, созданные своими руками. Мамы, папы, бабушки и даже дедушки откликнулись на наше предложение о создании книги в кругу семьи. Темы были выбраны разнообразные: «Мои любимые домашние животные», «Вежливые слова», «Времена года», «Наш любимый детский сад», «Мои любимые бабушка и дедушка» и многие другие. Мы активно используем все представленные книги, т. к. художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного, эстетического развития детей.









Игровой центр.
В игровой зоне размещены разнообразные игры для детей с учётом возраста и гендерного воспитания.









Центр развивающих игр.
Центр развивающих игр направлен на развитие речи, сенсорного восприятия, мелкой моторики, воображения.








Центр воды и песка.
«Центр воды и песка» в нашей группе помогает организовать познавательно-исследовательскую деятельность детей. Речь идет об игре-экспериментировании с различными предметами и природными материалами. Организуя игры с водой и песком, мы не только знакомит детей со свойствами различных предметов и материалов, но и помогаем им закрепить представления о форме, величине, цвете предметов, развивать мелкую моторику рук, закладываем основы для обучения конструированию (формование из песка).




Подвесные модули.
Маленькие дети не умеют скучать, им требуется постоянно чем-то заниматься: что-то рассматривать, трогать, наблюдать - это для них такое же действие, как бегать, прыгать, играть. Поэтому, наличие в помещении подвесных фигурок, бабочек, птиц, звёздочек, создают атмосферу, в которой постоянно что-то меняется и движется. Очень полезным с точки зрения эстетики и психологии является цветовой каскад. В нашей групповой комнате множество таких каскадов.






Центр творчества.
Творчество в широком смысле слова – это деятельность, направленная на получение чего-то нового, неповторимого. В оформлении приёмной всегда найдётся место для работ детей, их творчества. Очень красочно оформлена выставка, где мы размещаем рисунки и аппликации детей. В центре творчества постоянно что-то меняется в зависимости от лексических тем, осваиваемых техник.



МАДОУ «Сказка» г. Когалым.

Предмедметно- развивающая среда 2 младшей группы в соответствии с ФГОС

Представляем материал по организации предметно-развивающей среды нашей группы в соответствии с ФГОС. со

Самоанализ деятельности педагогов по построению развивающей предметно-пространственной среды в соответствии ФГОС ДО

Развивающая предметно-пространственная среда группы для детей 3-4 лет организована с учетом наличия пространства для игр и занятий как одному ребенку, а также вдвоем и подгруппами. Пособия и игрушки расположены таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность перемещать их из одной игровой зоны в другую.

При создании развивающей предметно-пространственной среды в нашей группе, мы стремились обеспечить и гарантировать:

— охрану и укрепление физического и психического здоровья и эмоционального благополучия детей, проявление уважения к их человеческому достоинству, чувствам и потребностям, формирование и поддержку положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях, в том числе и при взаимодействии детей друг с другом и в коллективной работе,

— максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы, приспособленной для реализации ФГОС ДО, а так же материалов оборудования и инвентаря для развития детей младшего дошкольного возраста в соответствии с особенностями их возраста, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития;

— построение вариативного развивающего образования, ориентированного на возможность свободного выбора материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения, свободу выражения своих чувств и мыслей;

— открытость дошкольного образования и вовлечение родителей непосредственно в образовательную деятельность, осуществление их поддержки по вопросам образования детей, воспитания, охраны и укрепления их здоровья, а так же поддержки образовательных инициатив внутри семьи;

— построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития в соответствующих возрастных и индивидуальных особенностях;

— создание равных условий, максимально способствующих реализации образовательной программы в дошкольном образовании для детей, принадлежащих к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а так же имеющих различные возможности здоровья.

Создавая развивающую среду для детей младшего дошкольного возраста, прежде всего, мы уделяли внимание созданию условий, обеспечивающих безопасность и психологическую комфортность каждого ребенка в группе. Стремились к тому, чтобы обстановка в группе была приближена к домашней, уютной. Предметы мебели в группе расставлены таким образом, чтобы максимально освободить центр помещения для игр детей, развития их двигательной активности. Мебель в созданных в группе центрах разнообразная, варианты расстановки столов в обеденной зоне часто меняются. В группе имеется детская мебель, что создает уютную атмосферу.

Сотрудничество детского сада с семьей идет по единому воспитательному плану и приводит к достижению максимальных результатов в формировании личности ребенка. Для работы с родителями и вовлечение их в единое образовательное пространство мы используем помещение детской раздевалки, где мы постоянно организовываем: выставки детских работ, выставочные стенды, расположенные на уровне глаз ребенка, что позволяет детям самостоятельно размещать результаты своего творчества; традиционные тематические выставки совместной продуктивной деятельности родителей и ребенка; родительский уголок для информационно-просветительской работы, а также папки-передвижки с консультациями для родителей. Вопросы безопасности жизнедеятельности родителей и детей отражены в уголке «Безопасности». Для детей в раздевалке оформлен алгоритм одевания и раздевания, имеется место для поздравления детей с днем рождения.

Содержание образовательной деятельности выстроено в соответствии с примерной общеобразовательной программой развития и воспитания детей в детском саду «От рождения до школы» (под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой). Поэтому все центры группы мы старались создать в соответствии с этой программой, учитывая рекомендации, основные требования и принципы развивающей среды.

Кроме того, все пространство в группе разделено на определенные зоны или центры, которые, при желании и необходимости, легко интегрируются. Они оснащены большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.), техническими средствами – телевизор, музыкальный центр. Все предметы доступны детям. Оснащение центров меняется в соответствии с тематическим планированием образовательной деятельности.

В группе функционируют следующие центры:

Центр развития речи. Задачи данного центра: развитие словаря и связной речи в соответствии с возрастом детей, обучение приёмам, использованию игрового материала для развития речи, познавательных и творческих способностей воспитанников.

В центре находятся дидактические материалы для развития мелкой моторики (бусинки, индивидуальные зеркала, мячи су-джок, волчки, мелкая и крупная мозаика, резиночки и многое другое). Также используются игры и пособия на развитие речевого дыхания: «Надуй шарик», «Снежок», «Мыльные пузыри», «Вертушка», «Лабиринт».

Рядом расположен центр книги, с помощью которого мы растим юного читателя и прививаем любовь к литературе, расширяем представление об окружающем мире, формируем умения обращаться с книгой. В этом центре находится художественная литература различной тематики и соответствующая возрасту детей.

Творческому развитию детей в образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» способствует центр театрализованной деятельности, музыкальный центр и центр творческой деятельности.
В центре «Театр» имеются разные виды театров: пальчиковый, настольный, теневой (ширма, декорации, маски для разыгрывания сказок и т.д.). Также в группе находится уголок «Ряженья», где дети очень любят надевать разнообразные наряды, обыгрывая в них различные роли. Театральные уголки часто пополняются новыми атрибутами, сделанными своими руками, в этом нам помогают родители. Центр театрализации помогает детям расти творческими личностями.

В музыкальном центре имеется разнообразные детские музыкальные инструменты, иллюстрации с музыкальными инструментами, дидактические игры на развитие музыкального слуха. Они служат для формирования исполнительских навыков, навыков правильного использования музыкальных инструментов и приобщению к художественно-эстетической культуре посредством музыкального искусства.

Центр творческой деятельности богат разнообразием демонстрационного материала для рисования и лепки: краски, кисточки разного размера, карандаши, мелки, трафареты, фломастеры, раскраски, иллюстрации народно-прикладного искусства и картин художников (для формирования и развития эстетического восприятия мира природы и социального мира, а также восприятия произведений мира искусства). Организация деятельности детей в этом центре развивает интерес, внимание, любознательность, эмоциональный отклик каждого ребенка на отдельные эстетические свойства и качества предметов окружающей действительности, и немало важно, развивает детское творчество и продуктивную деятельность.

Стимулировать и поддерживать познавательный интерес детей к природным объектам, а также формировать трудовые навыки по уходу за живыми объектами, воспитывать бережное отношение к природе, формировать и развивать экологическое познание окружающего мира у детей помогает персонаж Экоша, хозяин центра природы. Данный центр содержит дидактические игры, направленные на формирование и развитие экологического познания окружающего мира, разнообразные иллюстрации и природные материалы, как для совместного с воспитателем изучения, так и для самостоятельного, и мини-лабораторию для экспериментирования с песком и водой.

Сенсорный центр. Важным условием, способствующим сенсорному развитию, является специально организованная развивающая среда, которая включает в себя: дидактический стол, пирамидки, различных цветов гаммы, различной формы и разнообразной фактуры, шнуровки, разнообразные вкладыши, дидактические игры, крупная мозаика, объемные вкладыши из 5-10 элементов, сборные игрушки, комплект геометрических фигур, предметов различной геометрической формы, доски-вкладыши, рамки-вкладыши, разрезные предметные картинки, разделенные на 2-4 части (по вертикали и горизонтали).

Самый любимый центр в нашей группе — это центр конструирования. Ведь он содержит конструкторы разнообразной формы и размера, с различными способами крепления деталей, из разного материала, а также персонажи и машинки для обыгрывания построек. Основные задачи этого центра – развивать желание сооружать постройки по собственному замыслу, развивать мелкую моторику пальцев, рук, в приобретении умения строить мебель, горки, дома. С помощью этого центра мы учим детей понимать видоизменяемость, вариативность конструкции, возможность строительства не только по горизонтали, но и по вертикали, развиваем умение анализировать объект, видеть основные части детали, составляющие сооружения, возможность создания их из различных форм.

Центр сюжетно-ролевых игр создан для формирования ролевых действий, формирования коммуникативных навыков в игре и развития подражательности и творческих способностей. В сюжетно-ролевых играх «Семья», «Магазин», «Больница», «Парикмахерская» ребенок воспроизводит те действия взрослых, которые он наблюдает в своей повседневной жизни. С помощью совместных игр в «парикмахерской» или «больнице» в детском коллективе формируются дружеские, теплые отношения.

Несмотря на такое разнообразие игровых зон, в группе достаточно места для развития двигательной активности детей. Для этой цели центр физического развития имеет все необходимое: дорожки массажные (для профилактики плоскостопия), мячи, шарики, корзина для метания мечей, обручи, скакалки, кегли, кубы, шнур длинный и короткий, ленты, флажки, кольца плоские разных цветов и размеров, султанчики и др.).

В центре безопасности дети знакомятся со светофором, с правилами поведения в соответствии с его световыми сигналами, а также с правилами пожарной безопасности. Детям доступно большое количество дидактических игр, которые меняются каждый месяц, в соответствии с поставленными задачами развития.

С помощью полифункциональных ширм дети имеют возможность изменять среду: театральная ширма используется для показа кукольного театра, при трансформации (с обратной стороны) может служить фоном для организации игр с конструктором, игр по правилам дорожного движения.

А для того, чтобы ребёнок мог посидеть, подумать, помечтать, вспомнить приятные ощущения, общение с близкими и родными людьми в группе он может уединиться, используя для этого полифункциональную ширму. Так же эта ширма может применяться для организации игр по классификациям.

Правильно организованная развивающая предметно-пространственная среда нашей группы позволяет каждому воспитаннику найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки. Свободная деятельность детей помогает им самостоятельно осуществлять поиск, включаться в процесс исследования, а не только получать готовые знания от педагога, это позволяет развивать такие качества, как любознательность инициативность, самостоятельность, способность к творческому самовыражению.

Презентация

Слайд 1

Слайд 2

Организация предметно-развивающей среды во 2 младшей группе.

Нет такой стороны воспитания, на которую

обстановка не оказывала бы влияния,

нет способности, которая не находилась бы

в прямой зависимости от непосредственно

окружающего ребенка конкретного мира…

Тот, кому удастся создать такую обстановку,

облегчит свой труд в высшей степени.

Среди нее ребенок будет жить – развиваться

собственной самодовлеющей жизнью,

его духовный рост будет совершенствоваться

из самого себя, от природы…

Е. И. Тихеева

Одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – правильная организация предметно-развивающей предметной среды . Правильно организованная развивающая среда позволит каждому ребенку найти свое занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это лежит в основе развивающего обучения.

Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.

Среда , окружающая детей в детском саду, должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого их них .

Организация предметно-развивающей среды в детском саду несет эффективность воспитательного воздействия, направленного на формирование у детей активного познавательного отношения к окружающему миру предметов , людей, природы. Она должна формироваться с учетом определенных принципов , разработанных в работах ведущих педагогов, в частности – с учетом возраста детей, поскольку каждая возрастная группа обладает своими специфическими психолого-педагогическими характеристиками.

При организации развивающей среды в младшей группе нужно учесть , что дети этого возраста плохо реагируют на пространственные изменения обстановки и предпочитают в этом смысле стабильность (М. Н. Полякова, поэтому не следует часто переставлять оборудование в группе . Важно помнить, что в младшем возрасте формируются сенсорные способности ребенка, поэтому предметно-развивающая среда должна создавать условия для развития анализаторов.

Создавая предметно-развивающую среду во второй младшей группе , мы опиралась на принцип активности, стабильности, гибкого зонирования. В группе созданы условия для взаимодействия детей с воспитателем и друг с другом. Также есть уголки уединения, что даёт ребёнку чувство психологической защищённости, помогает развитию личности. Мы стараемся обогатить среду такими элементами , которые бы стимулировали познавательную, развивающую, двигательную и иную активность детей.

Функции предметно-развевающей среды во второй младшей группе :

Познавательная – удовлетворяет потребность ребенка в освоении окружающего мира, стимулирует познавательную активность;

Коммуникативная – стимулирует речевое развитие, позволяет ребенку познать азы общения и взаимодействия;

Оздоровительная – стимулирует двигательную активность, обогащает двигательный опыт, приобщает к культуре здоровья;

Творческая – приобщает детей к творческой деятельности, способствует саморазвитию и самореализации.

В нашей группе предметно-развивающая среда разделена на уголки-микроцентры для самостоятельной деятельности детей .

Оснащение театрального уголка для 2-ой младшей группы

1. Различные виды театра: театр картинок («Три поросенка», «Колобок», «Еж и медведь», театр петрушек «Заячья избушка» ,теневой театр («Лиса и заяц»), театр игрушки и «пальчиковый» театр для обыгрывания произведений малых форм фольклора.

2. Костюмы, маски, театрально-игровые атрибуты для разыгрывания сказок «Репка», «Курочка Ряба», «Колобок», «Теремок».

3. Маленькая ширма для настольного театра.

4. Атрибуты для ряженья - элементы костюмов (шляпы, шарфы, юбки, сумки, зонты, бусы и прочее).

5. Атрибуты в соответствии с содержанием имитационных и хороводных игр: маски животных диких и домашних (взрослых и детенышей), маски сказочных персонажей

6. Для создания музыкального фона в процессе театрально-игровой деятельности: аудиозаписи музыкальных произведений, записи звукошумовых эффектов, простейшие музыкальные игрушки - погремушки, бубен, барабан.

Оснащение книжного уголка для 2-ой младшей группы

Оборудование и материалы, которое есть у нас в уголке: стеллаж для книг; книжки по программе, любимые книжки детей, книжки-малышки, книжки-игрушки; альбомы для рассматривания: «Профессии», «Времена года», «Детский сад»; альбом с семейными фотографиями детей группы; наборы сюжетных и предметных картинок; игры по познавательному и речевому развитию и т. д.
В книжной витрине группы я выставляю обычно 4-5 книг, как правило уже знакомые детям, с яркими, крупными иллюстрациями. Срок пребывания книги в уголке определяю интересом детей к этой книге. В среднем срок ее пребывания в нем составляет 2-2, 5 недель. В уголке я даю детям первые уроки самостоятельного общения с книгой: знакомлю с уголком книги, его устройством и назначением, учу рассматривать книги только там (брать книги чистыми руками, перелистывать осторожно, не рвать, не мять, не использовать для игр; после того как посмотрел, всегда класть книгу на место). Мои малыши любят, когда мы читаем с ними книги и рассматриваем картинки, поэтому здесь у нас много яркой красочной и интересной литературы по программе.

Оснащение экологического уголка для 2-ой младшей группы

1 -для простейшей эксперементальной деятельности имеется: песок, дерево, пенопласт, различные колбы, лупы, ситички, пепетки, стаканчики...

2 - многообразие бросового природного материала: косточки, семечки, различные крупы, перья, семена, шишки, жолуди, листья с разных деревьев, кора, камушки, ракушки...

3 - различные дидактические игры: например, "Круглый год", "Где чей домик?", "Кто где живёт?", "Времена года", "Ассоциации" и многие другие.

4 - разнообразные наглядно - дидактические пособия: "Что перепутал художник?", "Как появляется бабочка?", "Овощи", "Фрукты", "Обитатели морей и океанов", "Земноводные и пресмыкающиеся", "Перелётные птицы", "Что растёт в саду, в огороде и в поле"...

5 - подборка серии книг и энциклопедий о животных и растениях: "Планета чудес и загадок", "Загадки о животных и растениях", "Рассказы о животных", художественная литература о жизни животных в разное время года", "Загадки обо всём на свете"...

6 - картотеки сезонных наблюдений

7 - альбомы для рассматривания: "Птицы разных стран мира", "Птицы глазами художников", "Домашние птицы", "Стихи и песни о природе", "Полевые цветы", "Ядовитые растения"...

8 - так же имеются различные плакаты с изображением диких и домашних животных, диких и домашних птиц, различных растений, грибов, цветов...

Оснащение патриотического уголка для 2-ой младшей группы

1-визуальные дидактические материалы (плакаты с российской символикой , флаги, буклеты, образцы народного творчества, фотографии значимых и памятных мест родного города, края, села);

3-папки с творческими заданиями;

4- куклы , игрушки;

5-творчество самих учащихся (поделки, рисунки);

6-текстовый дидактический материал (книги с иллюстрациями, распечатки сказок, стихов, потешек и т.д.)

Оснащение сенсерного уголка для 2-ой младшей группы

1.Для развития мелкой моторики

· Пирамидки, окрашенные в основные цвета

· Стержни для нанизывания с цветными кольцами, мозаика

· Объемные вкладыши, матрешки

· Рамки – вкладыши, кубы с прорезями разной формы

· Набор для завинчивания (коробка с крышками разного цвета и формы)

· Рамки-полотна с застежками (шнуровка, пуговицы, «липучки»)

2. Для восприятия формы и величины

· Набор геометрических тел для сериации по величине

· Набор плоскостных геометрических форм для сериации по величине

· Чудесный мешочек с набором геометрических форм, овощей, фруктов.

3. Для восприятия цвета

· Набор цветных палочек, мозаика, пирамидки.

· Набор кубиков с цветными гранями (кубики Никитина)

· Бусы, ленточки, прищепки, колечки, браслеты, резинки для волос и др.

· Куклы в одежде основных цветов (красный, жёлтый, зелёный, синий) и разноцветных предметов для игры с куклой.

4. Для восприятия звуков

· Звучащие инструменты (, пищалки, трещотки).

5. Для тактильных ощущений

· Панно-игрушки из тканей различной фактуры (шершавая, гладкая, ворсистая – наждачная бумага, липучка, шёлк, атлас, сукно, мех, пух и т.п)

· Природный материал (шишки, желуди, камешки, каштаны, ракушки)

Уголок конструирования (строительный уголок), хотя и сосредоточен в одном месте и занимает немного пространства, достаточно мобилен. Содержимое строительного уголка (конструкторы разного вида, позволяющие детям без особых трудностей и помощи взрослых справиться с ними и проявить свое творчество и мальчикам, и девочкам; кубики, комплект больших мягких модулей, схемы и чертежи построек, наборы игрушек (транспорт и строительные машины, фигурки животных, людей и т.п.; позволяет организовать конструктивную деятельность с большой группой воспитанников, подгруппой и индивидуально, развернуть строительство на ковре либо на столе. Дети, особенно мальчики, всегда с удовольствием занимаются постройками, обыгрывая их, комбинируя с другими видами деятельности (в сюжетно-ролевых играх, играх-драматизациях, ручном труде).

Похожие публикации